Меню

Классный час психологическое здоровье школьников

Психологическое здоровье. Мое настроение. Классный час для 7-го класса

Цель: формирование убеждения о значении настроения в психическом здоровье человека, необходимости уметь произвольно контролировать и регулировать свое настроение.

— пробудить стремление контролировать и произвольно регулировать свое настроение;
— сформировать представление о том, что настроение человека – не только результат внешних обстоятельств человека, но и его собственных усилий;
— обучить навыкам использования простых способов регуляции настроения, сформировать привычку справляться с раздражением и плохим настроением.

Вводная часть.

Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека.

Первый признак – это позитивное (хорошее) настроение, в котором находится человек. Основу этого настроения могут составлять по меньшей мере следующие, не зависимые друг от друга состояния:

а) полное спокойствие (например, когда человек ничем особенно не занимается, а как бы отдыхает “телом и душой”);
б) уверенность в своих силах (это характерно для человека, перед которым стоит ясная и конкретная рабочая цель);
в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе).

Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьезных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.

Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.

С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Такое умение, как правило, вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга.

Самоанализ.

“Как ты себя чувствуешь?”

1. Ребята заполняют в тетрадях таблицу своего настроения.

Ситуация

Мое настроение

Положительная эмоция

Отрицательная эмоция

Таблица заполняется постепенно: сначала работаем с двумя первыми колонками. Ситуации можно придумывать вместе с ребятами.

Настроение выбирают с помощью раздаточного листа “Мое настроение”.

Ситуация
(примерный перечень ситуаций) Мое настроение

Утром проснулся… Утром проснулся и вспомнил, что сегодня понедельник – надо идти в школу… Иду в школу на первый урок… Утром проснулся и вспомнил, что сегодня начались каникулы…

2. Обсуждение с ребятами какие из эмоций листа “Мое настроение” положительные, а какие отрицательные, какие могут быть и положительными и отрицательными. Обратить внимание, что некоторые эмоции могут иметь как положительную, так и отрицательную окраску. В соответствии с этим заполняются оставшиеся колонки:

Ситуация

Мое настроение

Положительная эмоция

Отрицательная эмоция Утром проснулся…

+ Утром проснулся и вспомнил, что сегодня понедельник – надо идти в школу

огорчение

3. В конце подсчитывается количество (преимущество) положительных и отрицательных эмоций. Обсуждение итогов. Почему так получилось?

Продолжение темы.

Под настроением (в широком смысле слова) понимается жизненный тонус человека, его отношение к жизни вообще и к своей в частности. В более строгом (научном) смысле настроение – это устойчивое продолжительное сложное душевное состояние, выступающее в виде психического фона жизнедеятельности человека, представляющее сплав из его побуждений, эмоций, чувств, воли, ума и мышечного тонуса.

Читайте также:  Масло коровье наше здоровье

Практическая часть.

Формирование представления о том, что можно произвольно влиять на собственное настроение. Упражнения “Вверх по радуге”, “Якорь”. Подчеркнуть, что у каждого человека в течение жизни формируются собственные способы контроля своего настроения.

“Вверх по радуге” (Самоукина Н.В., 2000)

Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они вбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторятся еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи раз. Учащимся указывается назначение этого упражнения – для регуляции собственного эмоционального состояния.

“Якорь” (Самоукина Н.В., 2000)

Учащимся предлагается, приняв удобную позу и расслабившись, вспомнить реальную ситуацию, вызвавшую ощущение радости. Затем воспроизвести ее в своем воображении очень подробно, запомнить чувства, которые при этом возникли. Соединить крепко большой и указательный палец. Повторить несколько раз. Ведущий объясняет, что в дальнейшем, сжимая пальцы в кольцо, учащиеся смогут вызвать у себя ощущение радости и подъема.

Заключительная часть.

Обсуждение личных стратегий преодоления плохого настроения. Учащимся предлагается продолжить высказывание: “Для того чтобы справится со своим плохим настроением, я обычно…”

Подвести к пониманию того, что самоконтроль и саморегуляция являются важным свойством зрелой личности. Продолжить фразу “Мне необходимо держать себя в руках для того, чтобы…”

Рефлексия занятия.

1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоовье: Регуляция психики – СПб.: “Детство-пресс”, 2001.

2. Радионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

Источник

Методическая разработка классного часа «О психологическом здоровье личности»
классный час по психологии (6 класс) по теме

Классный час, посвященный психологическому здоровью, сопровождается не только беседой, но и тренинговыми упражнениями, играми.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

О психологическом здоровье личности

(классный час для учащихся 6-8 классов)

МАОУ «Гимназия №6»

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о здоровье.

Но сначала давайте немного поиграем.

Рисуночная разминка «Достраивание композиции»

Каждый участник получает лист бумаги. Дается задание: задумать какую-либо композицию для изображения на этом листе, но изобразить только одну из ее характерных деталей. После этого листок передается соседу, то дорисовывает еще какую-нибудь деталь и т.д. Таким образом, рисунки идут по кругу, обрастая разными деталями. Передача листов осуществляется всеми участниками одновременно, по команде ведущего. У каждого участника рисунок находится 15-20 секунд. Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя.

Когда рисунки проходят полный круг, каждый получает в руки свой листок и может сравнить свой замысел с тем, что получилось в итоге.

Обсуждение: насколько получившиеся рисунки соответствуют вашему замыслу? Какие эмоции возникли при виде того, что получилось в итоге?

Если группа не готова к сотрудничеству – разобщенные, незаконченные картинки.

Если рисунок особенной темы и никто не захотел его переделать – лидер.

Изображение животных – проекция самих себя.

Солнышки – рисуют сангвиники, альтруисты.

Горы – человек находится перед препятствием.

Вода, река, дорога – желание уйти, избежать этой ситуации, убежать или же движение вперед, развитие.

Облака, штрихи – внутреннее напряжение.

Если туча закрывает солнце – человеку плохо, он хочет испортить настроение другим.

Все вы знаете, что такое «здоровый человек»?

Учащиеся отвечают: сильный, активный, занимается спортом. Нет вредных привычек.

Вы все правильно назвали, но здоровье человека можно образно представить тремя блоками (аспектами): физическое здоровье (нет болезней, сильный, активный), социальное положение (питание, образ жизни, уровень жизни), и психологическое здоровье . Например представьте себе, что человек живет очень бедно, фруктов не кушает, целый день работает, физкультурой заниматься некогда. Будет он здоров?

Правильно, вот поэтому мы выделяем с вами и психологическое здоровье. Даже если человек физически здоров, но у него каждый день скандалы. Много работы – он нервничает, устает, ругается, спорит. Как он будет выглядеть? Измученный, круги под глазами? И, в конце концов, может даже заболеть. Психологическое здоровье – это благополучие личности человека, отсутствие проблем и стрессов, умение с ними справляться. Давайте вместе придумаем с вами правила психологической зарядки, проделывая которую вы всегда сможете поддерживать свое психологическое здоровье в порядке.

Итак, выработаем первое упражнение. Как вы думаете, что делает здоровый, счастливый человек, когда утром глядится в зеркало?

Правильно! Первое упражнение – улыбка. Н едаром говорят. Что улыбка и смех продлевают жизнь. Даже если вам не очень весело, поглядев на смеющегося человека, мы тоже начинаем улыбаться и настроение улучшается. Если же начнем свой день хмуро, то он так и пройдет, да и окружающие будут не в восторге.

Давайте повернемся друг к другу и весело улыбнемся!

Прежде чем выработать второе упражнение, я предлагаю вам тест, с помощью которого вы сможете оценить степень своей конфликтности.

Тест «Самооценка конфликтности»

Оцените по 7-ми балльной шкале, насколько в вас представлено свойство, приведенное в тесте. 7 баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется данное свойство, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность.

1. Рветесь в спор

Уклоняетесь от спора

2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать

Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов

Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента (соперника, противника)

Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку

В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8. Не уступаете в спорах

Уступаете в спорах

9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя

Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

Подсчитайте общую сумму баллов и оцените степень своей конфликтности.

60 и более — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите поводов для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением чувство собственной неполноценности?

50-60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.

30-50 — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.

15-30 — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.

Менее 15 баллов — для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение окружающих?

А теперь выработаем второе упражнение нашей психологической зарядки. Представьте себе такую ситуацию – идем мы, весело улыбаемся и нечаянно натыкаемся на человека. Тот зло смотрит и говорит: «Ты что, глаза потерял?! Да чему тебя только в школе учат?! Людей сбивать?» После того как на нас кричали, какое настроение у нас будет? Правильно, испортится. Поэтому мы должны правильно реагировать на конфликты. Итак, второе упражнение – мирное разрешение конфликтов – «Вежливо и мирно».

Улыбку мы не теряем, а вежливо (как бы мы не расстроились и не возмутились) озвучиваем для себя мысли человека, открыто выслушиваем его. Этим вы сможете обезоружить самого сильного грубияна. К тому же подумайте о том, что такое замкнутый круг: сначала расстроили вас, вы идете и срываете зло на однокласснике, а том дома на родителях. Это никуда не годиться. Предлагаю закрепить это правило следующим упражнением.

Упражнение «Проигрывание ситуаций». Предлагается добровольцам разыграть небольшие сценки и продемонстрировать конструктивные способы разрешения конфликта.

Переходим к третьему упражнению. Третье упражнение назовем – «Я люблю себя!». Себя тоже ну жно любить, быть самокритичным при этом. Давайте-ка проделаем такое упражнение. Возьмите листочек бумаги и напишите 5 ваших достоинств и 5 недостатков.

Упражнение «Достоинства и недостатки» Учащиеся выполняют упражнение

Молодцы! Теперь посмотрите на свои недостатки. Ведь исправить их не так уж сложно (зачитываются несколько из них и учащиеся вместе подбирают способы). Если мы будем ценить свои качества, мы будем уверены в себе, и никакие проблемы и стрессы не смогут нам помешать.

И последнее правило, которое поможет сохранить нам психологическое здоровье – «Я люблю других». Смотрите, каждый нашел в себе много замечательных качеств, поэтому неправильно, что в другом человеке мы часто видим только плохое. Не бойтесь говорить комплименты, это добавит радости, счастья и оптимизма не только этому человеку, но и тебе самому! Проделаем наше упражнение, скажем друг другу комплимент!

Упражнение «Комплимент». Каждому участнику раздается листочек, на котором он пишет свою фамилию и имя. Затем психолог собирает эти листочки и в случайном порядке раздает в классе. Тот, кто получил листочек, пишет комплимент этому человеку. Затем психолог раздает послания-комплименты учащимся.

Дарите всегда друг другу добрые пожелания и улыбки! Будьте здоровы!

Источник

Adblock
detector