Классный час по психологии на тему: «Психологическое здоровье подростков».
специалист в области арт-терапии
Классный час на тему:
«Психологическое здоровье подростков»
(для учащихся 6 – 8 классы).
Психологическое здоровье подростков.
Все вы знаете, что такое «здоровый человек»?
Учащиеся отвечают: сильный, активный, занимается спортом. Нет вредных привычек.
Вы все правильно назвали, но здоровье человека можно образно представить тремя блоками (аспектами): физическое здоровье (нет болезней, сильный, активный), социальное положение (питание, образ жизни, уровень жизни), и психологическое здоровье. Например, представьте себе, что человек живет очень бедно, фруктов не кушает, целый день работает, физкультурой заниматься некогда. Будет он здоров?
Правильно, вот поэтому мы выделяем с вами и психологическое здоровье. Даже если человек физически здоров, но у него каждый день скандалы. Много работы – он нервничает, устает, ругается, спорит. Как он будет выглядеть? Измученный, круги под глазами? И, в конце концов, может даже заболеть. Психологическое здоровье – это благополучие личности человека, отсутствие проблем и стрессов, умение с ними справляться.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития человека. «Тело не болеет отдельно и независимо от души» (Сократ).
Физическое здоровье и психологическое здоровье взаимосвязаны. Мысли и эмоциональные реакции влияют на физическое здоровье. Сильные эмоции (страх, гнев, горе) – особенно, если они вытесняются и подавляются – могут являться причиной психосоматических заболеваний. Физическое здоровье (правильное питание, физические упражнения, дыхание, сон) влияет на нашу духовную и эмоциональную жизнь.
Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения выделяют три составляющих здоровья:
1. Физическое здоровье, которое можно поддерживать занятиями спортом, здоровым питанием, экологией.
2.Социальное здоровье, проявляется способностью общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни..
3. Психологическое здоровье.
Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, страхи, агрессивность, замкнутость.
Психическое здоровье — Забота о собственной психике
Психика — совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.
Научитесь справляться со стрессом. Полностью избежать стрессовых ситуаций в современном мире невозможно, поэтому нужно научиться эффективно с ними справляться. Это поможет поддерживать спокойствие и научит правильному поведению в стрессовых ситуациях.
Учитесь и старайтесь добиться максимума в школе. Давно доказано, что между здоровьем и академической успеваемостью существует тесная взаимосвязь.
Старайтесь поддерживать хорошие отношения с родителями. Всегда помните, что они желают вам лучшего. Постарайтесь разглядеть причины, по которым они устанавливают те или иные правила.
Поддерживайте баланс между школой, работой и социальной жизнью.
Не пытайтесь брать на себя слишком многое. Направьте все свои силы лишь на самые важные направления. Если вы будете браться одновременно за слишком многое, то столкнетесь со стрессом, истощением и депрессией.
Эмоциональное здоровье — Забота о собственных чувствах
Умейте определять признаки эмоционального истощения. К таковым относятся:
Источник
Классный час «День психологического здоровья»
специалист в области арт-терапии
МБОУ СОШ с. Сосновка
День психологического здоровья
Разработала Старшая вожатая
Ондар Ш. М. _____________
«Лекарство от плохого настроения»
«Заботясь о здоровье физическом, не надо забывать своё душевное состояние». С таким призывом обратилась ко всем сотрудникам детского сада «Малиновка» старший воспитатель и по совместительству педагог – психолог Оюн Алена Михайловна, приглашая всех на час здоровья. Как уже известно, все наши болезни бывают от стрессов и плохого настроения. Иногда мы еще только просыпаемся, а настроение на нуле, ничего не хочется – близкие раздражают, одиночество гнетет, либо в течение дня могут произойти такие события, которые в раз испортят вам настроение. Все видится в серых тонах – и погода, и прохожие, и вчерашние планы.
Тем не менее, есть масса способов – доступных в исполнении, чтобы уровень нашего настроения стремительно направился вверх. Это, как в лечении – главное подобрать правильно. А вы не пробовали улыбнуться в самые нелегкие моменты – просто так, даже если для этого совсем нет поводов? Зря. Ведь эти мышцы инстинктивно растягиваются у нас благодаря определенной позитивной информации, и вы невольно начнете притягивать положительную информацию, память сделает свое дело.
Психотренинг «Сделай комплимент соседу» (придумывают самые оригинальные комплименты друг другу)
Упражнение «Объятие» (3кл) Упражнение может использоваться для разогрева группы в начале занятия. «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас помнит, что он сделал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Я начну с легкого, совсем мягкого прикосновения и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское.
Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты…». Важно уметь выражать свои чувства.
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягод (детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).
Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.
Некоторые растения помогают человеку не только. Когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (измельченный чеснок в пластиковом яйце от Киндер — Сюрприза с отверстием) Запах чеснока защищает от гриппа и простуды. 2. Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем. 3. Это хвоя. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем. 4. Это комнатное вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание. 5. А это кожура любимого вам фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит.
Упражнение. «Протянуть руку»
Эта разминка способствует устранению отношений в группе.
— в одежде, которого есть что-то красное,
-у кого карие глаза,
— чьи волосы длиннее ваших,
-у кого нет часов,
-кто одет в синие джинсы.
Упражнение «Найди пару» оборудование: шарф
Выбирается водящий, которому завязывают глаза шарфом и предлагают изучить своими руками руку одного из участников игры. После этого с него снимают повязку и водящий пытается найти изученную руку среди рук, протянутых всеми участниками. Обсуждение: как вы нашли свою пару? Какими были руки на ощупь? Что чувствовали, когда знакомились с другими руками?
Рассказывающий садится на особый трон ( накрыт красивым покрывалом ), сидя на нем можно услышать о себе хорошее и услышать приятные слова от других.
Дидактическая игра «Делаем зарядку»
Цель: учить детей пользоваться рисунком – схемой.
Все мы сажем «нет» простуде
Мы с зарядкою дружны
Упражненья делать будем,
Нам болезни не страшны.
— Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам – схемам (В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).
Упражнение «Включи телевизор»
Дети молча стоят в кругу – они «телевизоры». Психолог подходит и включает какой-нибудь из них. «Телевизор» начинает работать, при это этом ребенок изображает всё, что ему приходит в голову. Игра позволяет самовыражаться, привлечь к себе внимание.
Упражнение «Найди свою группу»
Выходят множество участников и разделяются на группы. Затем группам раздаются позывные, например: гав-гав, мяу-мяу, му-му. Все участники закрывают глаза и перемешиваются, затем начинают искать свою группу по позывным.
Упражнение «Классная комната»
Суть игры состоит в том, что дети перевоплощаются в той или иной атрибут классной жизни (школьную доску, классный журнал, оконную штору, выключатель, батареи в коридоре, пол в коридоре, стулья, парты, компьютер, тетрадь и т.д.) и от его имени выстраивают некое сообщение. Например, школьная доска рассказывает о том, сколько разных ошибок ей пришлось изобразить и т.д.
Упражнение «Открытая свеча» (может использоваться в качестве рефлексии)
Оборудование: свеча (можно заменить любым доступным предметом – яблоко, апельсин, мягкая игрушка)
Каждый ребенок берет зажженную свечу по очереди и желает чего-то доброго участнику, стоящему слева. Например, «Маша, я желаю тебе, чтобы у тебя сегодня все получилось».
Игра. «Дождь в лесу» (релаксация, развитие чувства эмпатии)
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются в деревья в лесу. (взрослый читает текст, дети выполняют действия)
В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, передирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети мягкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга. Защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
Социальный педагог Ооржак Ю. Б. еще раз напомнила о полезности проведения утренней разминки, результатом которой обязательно становится прилив бодрости и энергии. А для самых неисправимых лентяев показала технику точечного массажа, который способствует поднятию хорошего настроения.
Руководитель МО Сопровождения школьный библиотекарь Стабровская Татьяна Ивановна рассказала о тонкостях такого метода борьбы с плохим настроением, как слушание музыки. «Музыка музыке рознь», — подчеркивала Татьяна Ивановна, говоря о коктейле мажорных, бодрых, энергичных аккордов, которые 100% избавят вас от апатии. «Следует лишь избегать заунывные и щемящее без того измученное сердце ноты. Зачем плохому настроению создавать комфортные условия?».
Вылить свое отрицательное настроение на бумагу, сочинить стихотворение, нарисовать автопортрет или свое будущее, предложила как способ борьбы с плохим настроением воспитатель старшая вожатая Ондар Ш. М. Даже неумелое рисование оказывает на нас целебное воздействие, помогая справиться с плохим настроением, предложила всем сотрудникам надуть воздушные шарики и нарисовать на них все плохое, что беспокоит в данный момент. После такой процедуры начался процесс безжалостного лопания шаров. Салют лопнувших шариков возвещал о победе добрых мыслей и хорошего настроения.
Многим знаком такой метод борьбы с плохим настроением как, шоколад. Медсестра Хомушку Ш. В. раскрыла тайны и других продуктов – помощников. Оказывается, что зачастую больше других подвержены депрессиям и нервным расстройствам люди испытывающие недостаток в организме витамина В. Много витамина «В» содержится в молочных продуктах, яйцах, овощах с темной зеленью, орехах, дрожжах и бананах. Поэтому прежде, чем окончательно возненавидеть весь свет, попробуйте увеличить долю этих продуктов в своем рационе.
В заключение данного мероприятия для скрепления дружеских отношений и поднятия духа педагоги отведали ароматного мятного чая с конфетами и послушали удивительные душевные стихи, строки которого могут стать девизом каждого:
Источник
Классный час на тему «Психологическое здоровье школьников»
специалист в области арт-терапии
Конкурс методических разработок классных часов среди педагогических работников
Тема: «Психологическое здоровье школьников, как основа доброжелательного взаимодействия в классном коллективе».
Бугрова Майя Вячеславовна
МБОУ Останкинская средняя школа
(606484) Нижегородская область,
Борский район, с. Останкино
Городской округ город Бор
Классный час «Психологическое здоровье школьников, как основа доброжелательного взаимодействия в классном коллективе».
Цель: содействие сплочению классного коллектива; развитие толерантного отношения к другим людям, выявление (с помощью анкетирования) межличностных проблем в классе.
Оснащение : Анкета, Бланк ответов, Толерантность — справочная информация и высказывания знаменитых людей ( Приложение 3, 7,8,9 ), правила психологического здоровья, качества для 2-х конвертов, шаблоны цветных ладошек для каждого ученика, солнышко, белые салфетки для каждого ученика, клубок ниток.
Ребята, здравствуйте. Я думаю, что вы все хорошо знаете, что значит здоровый образ жизни и здоровое питание. Но сегодня я бы с вами хотела поговорить об важной составляющей нашего здоровья — это психологическое здоровье, не путать с психическим здоровьем. Когда говорят, что человек психически здоров — это значит, что у него нет психических заболеваний, его психическое развитие, соответствует возрасту и высшие отделы центральной нервной системы работают правильно.
Психологическое здоровье включает в себя :
— принятие себя (со всеми своими недостатками и достоинствами),
— принятие других (с их особенностями внешности и поведения),
— умение адаптироваться (приспосабливаться) в разных коллективах,
— полноценное межличностное общение,
— умение контролировать свои эмоции,
— умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками.
Как вы думаете, ваш классный коллектив в плане психологического здоровья абсолютно здоров, или, все-таки, есть какие — то проблемы? ( Ответы детей )
Вы сами сказали, что не все обстоит благополучно с понимание и взаимоотношениями в классе. А что бы я могла лучше понять и разобраться в чем проблема, я предлагаю, вам выполнить несколько заданий (Приложение 1).
1. Анкета (Приложение 2)
Спасибо за ваши, я надеюсь, честные и искренние ответы.
2. Задание «Снежинка».
Сейчас, я предлагаю вам выполнить такое задание. У каждого из вас находится бумажная салфетка. Сложите её пополам и оторвите правый верхний уголок. Сложите еще раз пополам и оторвите правый верхний угол. Складывайте и отрывайте правый верхний уголок до тех пор, пока позволяет салфетка.
А теперь разворачиваем салфетки и покажем друг другу. Что же у нас получилось? У всех получились разные рисунки на салфетках. А что это может значить? (Ответы детей)
Вы правы, это значит, что мы с вами все очень разные, непохожие друг на друга не только внешне, но и отличаемся своими взглядами, поступками, мнением. И как нет двух одинаковых людей, так и наши снежинки получились все разные.
Но в то же время у людей есть очень много общего друг с другом. Вы большую часть времени проводите в школе, в общении друг с другом и вам, несмотря на все ваши различия, необходимо находить общий язык друг с другом. В этом вам может помочь очень важное и нужное качество, с которым я вас хочу сегодня познакомить.
Знакомство с понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ (Приложение 3)
Значение этого слова в разных языках, несколько отличается, но у всех этих определений есть общая мысль.
в английском – готовность быть терпимым;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого, таким, какой он есть .
Толерантность просто необходима! Каждый человек — это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Мне бы очень хотелось, чтобы вы относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
— Толерантность — это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, дружба.
4. Попробуйте из предложенных качеств человеческой личности выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением .
Класс делится на 2 команды. На команду выдается один конверт с качествами личности
снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность, уважение.
миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.
Я попрошу каждую группу зачитать те качества, которые вы выбрали. ( Ответы детей). Вы, молодцы, сделали всё правильно!
А сейчас, подумайте, пожалуйста, а все ли из этих качеств есть у каждого из вас? Всегда ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на вас людей, разрешить конфликты мирным путем?
А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?
Я думаю, что вы со мной согласитесь, что толерантность является очень хорошим показателем психологического здоровья человека. Потому, что, если ты готов принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем все в порядке.
Выберите для себя ладошку любого цвета. На каждом пальчике этой ладошки напишите 5 своих положительных качеств, которые помогают вам поддерживать своё психологическое здоровье. А на ладошке – напишите то, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружными.
На обратной стороне этой ладошки, на пальцах напишите 5 качеств, которые мешают вам в общении, и от которых вы хотели бы избавиться.
Приклейте ваши ладошки вокруг солнышка (Приложение 5 ), так, чтобы, то от чего вы хотите избавиться, осталось снизу.
5. Рефлексия. Упражнение «Паутина»
В завершении нашего занятия, я хотела бы, чтобы каждый из вас поделился своими чувствами и настроением от нашего занятия, что понравилось, а что нет. Что нового и полезного для себя вы узнали.
Для этого я попрошу всех встать в круг. Вы будем высказывать своё мнение, при этом надо намотать часть нитки себе на палец, а затем передать клубок другому ученику.
Когда клубок вернется к первому человеку, дети натягивают нить.
Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что все вы составляют один целый, общий организм, что каждый из вас важен и значим в вашем классном коллективе.
Спасибо всем за работу, до новых встреч!
Правила психологического здоровья ( Приложение 6 ) я оставляю у вас в классе для вашего классного уголка.
Источник