Меню

Классный час люди с ограниченными возможностями здоровья

Классный час о людях с ОВЗ для учащихся начальных классов «Такой же как все».

специалист в области арт-терапии

СЦЕНАРИЙ
занятия для учащихся начальных классов
с элементами психологического тренинга:

«Такой же, как все!»

Это занятие предлагаем провести в рамках районной социальной акции

поддержки и надежды « Вместе мы сможем больше»,

Занятие проводится под девизом «Общение без барьеров»

Проводить его могут как психолог, так и классные руководители в рамках классного часа.

Идея занятия определялась целью интеграции детей с ограниченными возможностями в среду общеобразовательной школы. В этой связи с одной стороны, возникла необходимость формирования позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны окружающих, и с другой, необходимость помощи в адаптации и социализации этих детей в среде здоровых сверстников.

Мы опирались на понятие толерантности, как основы для становления цивилизованных взаимоотношений между разными людьми. Качества, характеризующие толерантную личность- это:

чувство ответственности, а не “перекладывание” ее на других;

защищенность, а не ощущение постоянной угрозы;

чувство юмора по отношению к себе, а не превосходство над другими;

знание самого себя (признание достоинств и недостатков), а не склонность обвинять окружающих;

способность к эмпатии, а не социальная нечувствительность;

демократичность, а не авторитаризм;

признание мира в его многообразии.

Особое внимание на занятии отведено правам, понимание которых доступно уже в младшем школьном возрасте и которые позволя­ют акцентировать внимание детей на позитивном отношении к себе и другим, на заботе о других , и защищенности, поскольку именно психологический комфорт в этом возрасте позволит ребенку успешно развиваться в дальнейшем.

осознание детьми проблем людей с ограниченными возможностями и нахождение путей помощи таким людям;

формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого;

формирование опыта терпимости и уважения.

познакомить детей с понятием «инвалид» или «человек с ограниченными возможностями»;

отработка с учащимися навыков общения, дружбы и уважительного отношения друг к другу, показать необходимость принятия друга таким, какой он есть;

предоставить детям информацию о трудностях, с которыми сталкиваются «люди с ограниченными возможностями» в повседневной жизни;

формирование отношение к инвалидам, как полноправной части общества;

формировать позицию «что я могу сделать сейчас» и «чем я смогу быть полезен, когда стану взрослым»;

понимания важности передачи эмоциональной поддержки.

Используемые методы: дискуссии, тренинговые упражнения, игры.

Условия проведения и оборудование: Занятия проводятся в классе или любом другом просторном помещении, где имеется открытое пространство для работы детей в кругу; стулья; доска; ручки и чистые листы для записи учащимися информации, спички (2-4 коробка), платки для завязывания глаз, мяч, карточки с заданиями (Приложение 1,2).

Участники: учащиеся младших, средних классов.

Предполагаемые результаты мы ожидаем, что у участников сформируется культура межличностных отношений, уважение к людям. Будут привиты идеи альтруизма и уважения к другим. Сформируются стратегии совершенствования и достраивания себя, принятия себя и других при наличии достоинств и недостатков. Привлечется внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья

создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей к проблемам людей с ограниченными возможностями;

игры, направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы;

создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепле­ние положительных эмоций от работы.

При определенной нежесткой структурированности занятий каждый ребенок имеет возможность реализовать себя, показать определенный уровень умений, а взрослый или сверстник может похвалить его за маленькие успехи.

Время: 10 минут.

Мы все знаем слово «инвалид». Кто они такие, инва­лиды?

Учащиеся пытаются ответить на вопрос, их ответы до­полняет учитель (ребята могут не знать, что к этой группе относятся люди с болезнями сердца, больные диабе­том и т.д.).

Часто ли мы видим таких людей на улицах, в различных учреждениях? Почему?

Обсуждая возможные ответы, ребята могут осознать, насколько трудно бывает инвалидам в обычном мире.

В последнее время практически все, кто общается с инвалидами, помогают им, и сами они предпочитают называть себя «люди с ограниченными возможностя­ми». Как вы думаете, почему?

Этот вопрос помогает изменить угол зрения на то, что значит быть инвалидом. «Люди с ограниченными возможностями» звучит более уважительно, более ясно отражает то, в чем они нуждаются.

Маленькие демонстрационные игры

Для того чтобы хоть немного понять, как чувствуют себя люди с ОВЗ, можно провести небольшие игры, в которых обычные возможности участников бу­дут ограничены.

В играх участники могут не видеть, не слышать или не говорить, не пользоваться одной рукой или сидеть на стуле, некоторым детям можно привязать к коленным сгибам небольшие дощечки, для того чтобы исключить возможность сгибания ног в коленях.

Для первых двух упражнений следует разделить участников на две группы. Первая группа должна выполнять задания с ограничениями, а вторая – без.

Мастерская (ограничение движения)

Необходимо сложить спички в коробок.

Ограничение: пользоваться обеими руками, но исключив из работы большие пальцы рук (прижимаются к ладоням).

Слепая геометрия (ограничение зрения)

Участникам раздаются чистые листы, ручки, вырезанные геометрические фигуры (Приложение1). Первая группа будет запоминать фигуры на ощупь. Вторая – рассматривая. После этого фигуры забираются, и участникам предлагается вспомнить и нарисовать свою фигуру на чистом листе бумаге.

Ограничение: членам первой группы завязывают глаза на этапе запоминания фигуры.

Вопросы для обсуждения:

Кто лучше, быстрее справился с предложенными испытаниями: тот, чьи возможности были ограничены или те дети, кто изображал здоровых людей?

Кто из представителей этих двух групп приложил больше сил, усилий, настойчивости для достижения результата?

Как нужно оценить результаты этих групп?

Игра в мяч (ограничение движения, зрения)

Читайте также:  Сотрудник нанес вред здоровью

Участники становятся в круг.

Сначала бросают мяч друг другу в свободном порядке.

На следующем этапе предлагается всем участникам убрать одну руку за спину и продолжить игру.

На следующем этапе ребята через одного закрывают глаза и продолжают бросать мяч со словами «Лови, Маша!», называя имя участника, кому бросается мяч.

Можно посадить участников на стулья, ограничивая возможность вставать с них.

Вопросы для обсуждения:

Какие трудности вы испытывали?

Когда ловить мяч было легче: в первом, во втором, в третьем случае?

Найди свое место (ограничение зрения)

Все упражнение выполняется в полной тишине, звучит только голос ведущего.

Участников просят закрыть глаза и спокойно походить по комнате, стараясь не прикасаться друг к другу. Затем ведущий просит участников положить руки друг другу на плечи и образовать общий круг. Руки остаются на плечах стоящего впереди человека. Это не очень простое задание, но участники с ним справляются.

Следующий шаг: ведущий просит осторожно, бережно ощупать голову, руки, плечи стоящего впереди человека и запомнить свои ощущения. Не обязательно при этом определять, кто именно стоит перед вами.

Ведущий предлагает всем участникам снова разойтись и в течение нескольких минут побродить по комнате, стараясь ни с кем не сталкиваться. Затем следует вновь встать в круг, заняв место за тем же самым участником.

Это самая хаотичная и драматичная часть упражнения, участникам редко удается выполнить ее в тишине. Можно не препятствовать разговорам на этом этапе. После того как круг восстановлен, ведущий просит участников решить, выполнено ли задание, все ли стоят на своих местах и, приняв коллективное решение, снять повязки.

Главные вопросы, которые стоит обсудить, связаны с чувствами, возникшими у участников на разных этапах упражнения.

Вопросы для обсуждения:

Возникали ли во время выполнения задания трудности?
Как каждый из вас ощущал себя во время упражнения?
Что вам мешало и что помогало в собственном поведении и поведении других?
Возникали ли у вас раздражение, гнев?
Были ли моменты радости, удовольствия?
Если бы группа повторила упражнение, что стоило бы сделать по-другому?

Шарады (ограничение речи)

Во­дящий должен показать слово или выражение жеста­ми. Использовать речь запрещено!

Задания раздаются на карточках (Приложение2):

звонок на перемену

волк и семеро козлят

По итогам демонстрационных игр участники дают оценку результатам и качеству выполнения заданий, отвечают на вопросы. Из обсуждения делается вывод, что несмотря на ограничения в здоровье, люди – инвалиды обладают огромным терпением и настойчивостью. Ведь для выполнения самых простых задач, не требующим усилий для здорового человека, им приходится проявлять значительные усилия. Несмотря на это – многие из них добиваются успехов и в творчестве, и в труде. (Обсудить примеры). Следует понимать цену такого труда.

Источник

Классный час на тему «Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями»

специалист в области арт-терапии

Толерантное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями

Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;

Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».
Ромен Ролан

«Я человек» каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, хорошие качества характера (души), доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным .

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М.Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».

(Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).

III. Работа над содержанием слова «толерантность»

Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.

Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

А кто из вас может объяснить значение этого слова?

Толерантность — (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

уважение себя, мнений и поступков других людей

сдержанность (отсутствие агрессии)

принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

милосердие (учитывать настроение окружающих)

уважение прав своих и другого человека

примирение со сложившимися ситуациями

отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим

негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме

отсутствие ненависти, зависти и призрения

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

V. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик»

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева , откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…

Читайте также:  Состояние психологического здоровья спортсменов

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

— Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

— Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

— Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

— Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).

— Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).

— Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).

— Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток — очутиться дома).

— Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).

— Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).

— И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

— Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

— Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

— С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?

Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.

— Не всякая болезнь излечима, а следовательно много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

— О каких людях я спрашиваю?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).

Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь ?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

VI. Работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?

Могут ли сами перейти через дорогу?

Могут ли обойти препятствие на дороге?

Могут ли читать книги?

Могут ли быть изобретателями и учёными?

Могут ли заниматься спортом?

Могут ли учиться в обычной школе?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?

Могут ли заниматься спортом?

Могут ли быть учёными?

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?

Могут ли быть изобретателями, учёными?

Могут ли быть артистами?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли пользоваться общественным транспортом?

Могут ли беспрепятственно ходить на работу?

Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?

Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

Могут ли заниматься спортом и в каким видом?

Могут ли быть артистами кино?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах . Что им для этого нужно? (Ответ: очки, азбука Брайля, специальное компьютерное
оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на
препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.

Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа)

Давайте поможем слабослышащим людям . Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас? (Ответ: слуховой аппарат, азбука жестов).
Азбука жестов — это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.

Давайте поможем людям на инвалидных колясках . Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (Ответ: электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).

(Выслушиваются ответы детей, их дополнения).

Итак, ребята, вы увидели , что люди с ограниченными возможностями — это такие же люди, как и все.

Читайте также:  Суд компенсация легкого здоровья

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей

Помните, ребята: « Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко

VIII. Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека.

Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

(Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся новый цветик-семицветик)

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

Крепится 3 лепесток — «понять» проблему человека.

А как можно понять проблему другого?

В этом нам поможет игра «Слепой и поводырь»

Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Крепится 6лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен

Крепится 7лепесток – «помочь реализовать » человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

IX. Итог занятия.

Счастье – это когда тебя понимают. каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно. чтобы он чувствовал себя необходимым , чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти врят ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея Ольгина, которое еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но не смотря на трудности, они не сдаются

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час — паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает — жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидем, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.
Лютуй зима. грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда к нам на подмогу
Надежда, вера, мудрость и любовь!

1. Кого можно считать инвалидом и кто для тебя инвалид?

* Человек с ограниченными возможностями

* Просто несчастный человек

* Человек, которому требуется помощь

* Обычный человек, такой же, как и я

2. Как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов?

* Ни разу не встречал

3. Как ты думаешь, сколько примерно инвалидов в нашем городе?

* Никогда не задумывался об этом

4. Как ты относишься к людям с ограниченными возможностями?

* С жалостью, сочувствием

5. Как ты отнесешься к тому, что вместе с тобой будет учиться ребенок-инвалид?

* Вполне нормально, постараюсь с ним подружиться

* Настороженно, надо будет присмотреться

* Отрицательно, постараюсь его не замечать и не общаться с ним

6. Если инвалид попросит у тебя помощь на улице или в общественном транспорте, поможешь ему?

7. Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде или автобусе окажется человек в инвалидной коляске?

* Постараюсь поменять своё место

* Постараюсь не замечать его трудностей, ведь тебя это не касается

* Буду помогать ему, если только он попросит тебя об этом

* Буду помогать ему при малейшей возможности, не ожидая просьбы о помощи

8.Твое отношение к инвалидам, занимающимся спортом, участвующих в соревнованиях.

* Никогда не задумывался об этом

* Безразлично, меня это не касается

* Настороженно – не знаю, зачем им это нужно

* Нормально – наверное, это хорошо, хотя и непривычно

* Очень хорошо, они – молодцы!

9. Знаешь ли ты о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях?

* Да, знаю, что им приходится несладко

* Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно

* Ничего не знаю о жизни инвалидов и не интересуюсь этой темой

10.Как ты относишься к проблеме защиты прав инвалидов?

* Положительно, их права надо защищать

* Безразлично, не имею чёткого мнения на этот счёт

* Отрицательно, пускай сами себя защищают

11.Что можно постараться сделать в интересах инвалидов?

* Главное, пересмотреть своё отношение к инвалидам

* Даже не знаю, чем мы можем помочь инвалидам

* Помощь инвалидам – забота государства

* Отдавать часть своего дохода инвалидам

Источник

Adblock
detector