Методическая разработка классного часа «ЗОЖ. Профилактика табакокурения».
классный час
Методическая разработка
Классного часа
«Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_profilaktika_tabakokureniya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»
Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения.
Воспитатель Пак Е.Е.
Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения».
- Выяснить первоначальные знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека.
- Привить культуру поведения, формировать навыки личной гигиены.
- Подвести к анализированию ваших поступков и применять полученные знания в жизни.
Среди обучающихся проводился тест «Что вы знаете о курении?». Оказывается, обучающиеся знают:
- Что пассивные курильщики также могут страдать заболеваниями дыхательной системы.
- Что в лёгких человека оседает один литр табачной смолы в год, если он выкуривает по пачке сигарет в день.
- Вы знаете, что одной сигареты достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление.
- Что табакокурение является одной из причин заболевания сердца.
- Что отрицательные воздействия никотина особенно наглядны, когда курением злоупотребляет спортсмен. Ведь табачный дым со всеми его компонентами подавляет именно физиологические механизмы, которые обеспечивают работоспособность человека, точность мышечных усилий, двигательную реакцию.
Но больше всего меня удивило то, что большинство из вас получают удовольствие от курения и не собираются бросать. В состоянии бросить курить в любое время лишь половина из вас. Остальные уже не в состоянии бросить, т.к. у них возникла физическая зависимость от табакокурения.
Поэтому и назрела беседа о вреде табакокурения.
Вряд ли кто из вас знает, что при курении под влиянием высокой температуры из табака выделяется более 400 вредных веществ: никотин, сероводород, аммиак, азот, окись углерода и различные эфирные масла. Среди них особенно опасен бензопирен – это 100-процентный канцероген («канцер» — по латыни «рак»).
Никотин – это наркотик. Только так его именует высший орган мировой медицины – здравоохранение. А это значит, что с каждым годом вам будет всё труднее…
Табак суживает сосуды, вызывая не только усиленную работу сердца, но и ухудшая и разрушая деятельность многих систем организма.
Вы закурили… Далее идёт все по давно известной формуле. Никотин в короткое время вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливая кровоснабжение клеток мозга. За этим наступает резкий спазм сосудов, в результате чего появляются различные мозговые расстройства. Далее никотин нарушает деятельность нервной системы, лёгких, печени, органов пищеварения, половых желёз. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого отравления. Оно происходит постепенно.
Схема движения никотина в организме.
Обратите внимание на схему. Это путь, который проходит табачный дым и смолы.
- При вдыхании воздух поступает в носовую полость, которая покрыта мелкими волосками. Именно они задерживают частицы пыли и всевозможные загрязнения.
- После этого воздух проникает через гортань и попадает в трахею, слизистая оболочка трахеи тоже покрыта волосяными ресничками, которые фильтруют воздух от вредных воздействий.
- Отфильтрованный воздух поступает через трахею в два бронха, идущих к правому и левому легким.
- Подобно корням деревьев бронхи разветвляются на бронхиолы. По краям бронхиол расположены легочные пузырьки – альвеолы. Именно с их помощью и происходит газообмен между воздухом и кровью.
- Под легкими расположена диафрагма и желудок. Со слюной пары никотина заглатываются в желудок.
При постоянном вдыхании дыма у заядлых курильщиков мерцательные реснички, которые отфильтровывают воздух от вредных воздействий, отмирают. И начинается раздражение слизистой оболочки трахеи, что приводит к хроническому бронхиту, а затем и раковым заболеваниям горла и легких. Вам, наверное, хорошо известен бронхит курильщика, сопровождающийся мучительным кашлем, особенно по утрам.
Отдельные химические вещества, вступая в реакцию с кислородом, входящим в состав молекулы углекислого газа, образуют ядовитый угарный газ, который затем разносится по всему организму. В результате длительного отравления угарным газом уменьшается приток крови к пальцам рук и ног, что влечёт за собой инфицирование и последующую их ампутацию.
Неопровержимо доказано, что курящая девушка болеет в три-четыре раза чаще, в сравнении с некурящими подругами. Неотвратимо придёт время, когда вы будете плохо себя чувствовать: постоянное недомогание превратит вашу жизнь в тягостное существование. Женщины тяжело страдают от курения из-за более нежной структуры организма, который природой предназначен для продолжения рода. Давно известны факты, говорящие о том, что злостные курильщики не могут родить детей, поскольку произошли глубокие изменения в организме. Самым частым осложнением являются выкидыши и преждевременные роды, заболевания: эпилепсии, водянка головного мозга, врождённые пороки сердца. У курящих выше процент мертворождённых детей. И несомненный факт – курение крайне отрицательно влияет на развитие уже рождённого ребёнка. Зная, это есть смысл задуматься о замужестве, о муже, который будет ждать сына, а сына может и не быть.
Сейчас всё трудно понять. Но опыт предлагает сотни случаев, когда у женщин уходят лучшие годы, и приближается критический возраст, после которого она уже не сможет родить. Она готова на всё, на любые операции, на любые жертвы. И поверьте, вы не будете исключением. Природа создала вас для того, чтобы вы стали матерями. И как бы вы не хорохорились сегодня, природа заставит вас жить интересами детей.
Я считаю, что беременная с сигаретой во рту никак не совместима с величественным, светлым образом матери.
Опыт с пластиковой бутылкой.
Физиологические последствия курения можно наглядно показать на опыте. Попробуйте сами проанализировать воздействие курения на легкие.
Словесный портрет курильщика
А теперь я попрошу вас составить словесный портрет курильщика по внешним признакам:
- Желтые зубы
- Частый кашель
- Неприятный запах изо рта
- Образование преждевременных морщин
- Ломкие иссеченные волосы
- Отдышка
- Хриплый голос
- Головная боль
- Пустой кошелёк, так как сигареты, изготовленные из табака высшего сорта и содержащие меньше количество никотина, обычно очень дорогие.
Получилась очень даже непривлекательная внешность.
Игра «вы рискуете своими лёгкими»
Чтобы закрепить все наши знания, я предлагаю сыграть в игру. Участвуют четыре команды. Я задаю вопрос, на который отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Если ответ правильный, команда получает десять очков, если неправильный, то получает «дефект». Команда, получившая три дефекта, выбывает из игры. Если команда даёт не полный ответ, то она получает 5 очков. Прошу жюри помочь мне при оценивании.
Вопросы и ответы к игре «Вы рискуете своими легкими»
- Вопрос. При курении человек выдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?
Ответ. Угарный газ. Это ядовитый газ, который соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.
- Вопрос. Какой орган наряду с лёгкими больше всего страдает от
Ответ. Сердце. Курение является одной из основных причин
- Вопрос. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет
пагубное воздействие курения?
Ответ. Неверно, спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда,
причинённого курением организму.
- Вопрос. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на
протяжении года, сколько смолы оседает в его лёгких?
Ответ. Около 1 литра.
- Вопрос. Верно или нет, что табакокурение вызывает сильное
Ответ. Верно. Курение порождает, как физическую, так и психологическую
зависимость, это одна из причин почему так трудно бросить курить.
- Вопрос. Назовите хотя бы несколько причин, почему курение опасно
для беременных женщин?
Ответ. Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных выкидышей, гибели плода и смерти младенца с 28-й недели внутриутробной жизни по 7-е сутки жизни новорождённого.
- Вопрос. Что означает «пассивное курение»?
Ответ. Пассивное курение (или вынужденное курение) состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания.
- Вопрос. Назовите три вещи, которые невозможно делать
одновременно с курением?
Ответ. Целоваться, принимать душ, плавать, играть в баскетбол и т.д.
- Вопрос. Назовите три причины, по которым подростки
предпочитают не курить.
Ответ. Во-первых, дурной запах; во-вторых, некурящие друзья; в-
третьих, некурящие родители.
- Вопрос. Какие проблемы типичны для детей курильщиков?
Ответ. Повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией и т.д.
- Вопрос. Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы
нарушить нормальный баланс воздуха и крови в лёгких?
Ответ. Одной сигареты достаточно чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в лёгких.
- Вопрос. Сколько вредных веществ выделяется из табака?
- Вопрос. Назовите особенно опасное вещество выделяется из табака
во время курения. Почему оно?
Ответ. Бензопирен. Потому что это 100-процентный канцероген,
развивающий раковые опухоли.
Вы видите у себя на столах лист бумаги и фломастеры. Я попрошу каждую из команд схематично изобразить то, что больше всего вас затронуло из сегодняшней нашей беседы. Обсуждение рисунков.
7 апреля — Всемирный день здоровья, предлагаю ежегодно в этот день проводить акцию: «Один день без табака!». И помните, что здоровье является вашей единственной ценностью, а стилем жизни «продвинутой» молодёжи в больших городах является что? (кто знает?)
- Посещение фитнес клубов (занятие спортом)
- Правильное и диетическое питание (употребление натуральных продукты).
- Употребление натуральных соков.
- Стремление к изучению иностранных языков.
- Получение высшего образования.
- Посещение интернет-кафе и т.д.
Источник
Классный час «Курить — здоровью вредить»
классный час по зож (4 класс) на тему
Данный классный час предназначен для учащихся 3-4 классов. Дети узнают о вредной привычке — курении, что вызывает курение, какие виды курения бывают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurit_-_zdorovyu_vredit.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час (интегрированное занятие)
«Курить – здоровью вредить»
Дидактическая цель : создать условия для расширения и углубления знаний о здоровье и здоровом образе жизни посредством интеграции содержания предметов «Окружающий мир», «Математика».
● образовательные: формировать представление об активном и пасивном курении, необходимости дыхательной зарядки;
● развивающие: развивать внимание, устную речь, коммуникативные умения, познавательный интерес, координацию движений;
● воспитательные: воспитывать потребность к сохранению и укреплению своего здоровья.
Формы организации познавательной деятельности:
● Мультфильм «Ну, погоди!» (Фрагмент, 5 серия)
● Карточки с текстом «История возникновения табака»
● Таблица «Внутренние органы человека»
● Раздаточный материал для рефлексии: рисунок сигареты и яблока
● Карточки для практической работы
— Наше занятие мы начинаем с просмотра фрагмента мультфильма. Смотрите внимательно, мы не раз будем обращаться к нему в течение занятия. (Просмотр м/ф 5 серия, вступление)
— Скажите, о какой вредной привычке пойдет речь на занятии?
— Правильно, о курении. Тема занятия – «Курить – здоровью вредить».
— К концу занятия мы с вами объясним не только Волку, но и всем окружающим, а также самим себе, почему курить – здоровью вредить.
— Что вы уже знаете о курении? Откуда вы об этом узнали? Чтобы вы ещё хотели узнать?
— А с чего же начиналось? Как вы думаете, откуда взялся табак? Прочитайте текст (Приложение 1). Что нового узнали?
— Какие же вещества входят в состав табачного дыма? (выслушиваются ответы детей)
— В состав табачного дыма входят:
* никотин – основной яд, он вызывает привыкание;
* смолы – общее название веществ, которые возникают при горении табака;
* угарный газ – один из ядов, который содержится в табачном дыме.
Горящая сигарета – это настоящая химическая фабрика, производящая более 4 тысяч различных химических веществ. Самое ядовитое вещество – никотин.
Что происходит с курильщиком?
— Вернемся к мультфильму. Вспомните, что произошло с Волком, когда он закурил 10 сигарет?
На что влияет курение? (таблица «Внутренние органы») – прикрепить сигарету к органам на таблице.
— При курении сначала повреждаются все отделы дыхательного пути, со слюной яд поступает в желудок, кровью разносится по всему организму. По типу «немедленного воздействия» отравляющие вещества влияют на клетки головного мозга, отрицательно сказываются на коже, костях, хрупкой хрящевой ткани, в особенности позвоночника. Итак, курени влияет на внутренние органы.
— А как вы думаете, отражается ли курение на внешнем виде человека?
— Конечно, у курильщика независимо от качества сигарет, очень сильно изменяется и внешний вид. Кожа становится тонкой, морщинистой, дряблой. Ногти – ломкими. Курящий человек мог быть на 3-4 см выше, если бы не курил. Изменяются не в лучшую сторону волосы. Очень рано гниют и выпадают зубы. У курящего человека всегда плохо пахнет изо рта и не помогают ни жвачки, ни зубная паста.
К чему приводит курение?
— Болезни, возникающей от курения, не существует. Но продукты курения ведут к развитию серьёзных заболеваний.
— Какие заболевания вызывает курение?
♦ Рак лёгких – в 20 раз чаще, чем у некурящих
♦ Опухоль почек – в 5 раз чаще, чем у некурящих
♦ Болезни сердца (инфаркт)
♦ Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки – в 2 -3 раза чаще, чем у некурящих.
— По данным статистики, курение сокращает жизнь человека в среднем на 8 лет. Но, несмотря на всё это, многие люди курят. Почему? (на доске прикреплены перевернутые карточки).
= попробовать, что это такое? (интерес)
= привлечение внимания к себе
— Бросить бывает трудно, а иногда и невозможно. Наиболее разумным будет – лучше не начинать курить вообще.
Ф/М Проведем дыхательную гимнастику. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Они стимулируют работу сердца, головного мозга и нервной системы. Очень необходимы тем, кто часто болеет простудными заболеваниями.
1. «Часики» — и.п.- стоя, ноги расставить, руки опустить. Размахивать руками – вперед-назад, говорить тик-так.
2. «Надуй шарик». Широко развести руки в стороны – глубокий вдох. Медленно сводим руки в стороны, соединяя перед грудью, шарик сдувается, произносим «Ф-Ф-Ф». Шарик лопнул – хлопок в ладоши – «Ш-Ш-Ш».
3. «Рубка дров». И.п. – о.с. Изобразить рубку дров. Поднять руки – вдох. Опустить руки – выдох, произнося «Ух-хх! Ух-хх!»
-Существуют высказывания о вреде курения. Но многие люди считают, что курение приносит пользу.
— Поработаем в группах. Отметьте карандашами разного цвета высказывания о вреде и «пользе» курения. (Приложение 3)
— Мы с вами говорили об активном курении. А какой ещё вид курения существует? Прочитайте рассказ и найдите слово, которое обозначает ещё один вид курения. Чтение рассказа про Аллу и Стасика (Приложение 4)
— Чем вредно пассивное курение?
— Кто из героев мультфильма является активным курильщиком, а кто пассивным? Что нужно сделать, чтобы избежать пассивного курения?
— А вы знаете, что в некоторых местах вообще запрещается курить и присутствует вот такой знак (показ знака на доску). В каких местах его можно встретить? (в общественных местах, в лифте, транспорте, кинотеатре)
Практическая работа. Есть ли семьи, в которых не курят вообще? Замечательно. А у кого хотя бы один из родителей курит? Задумывались ли вы, сколько денег уходит на сигареты из семейного бюджета?
— Давайте посчитаем. Работа в паре. Посчитайте, сколько стоит курение одной пачки сигарет ежедневно в течение года. Сколько стоит в среднем 1 пачка сигарет? Сколько дней в году? (самостоятельное решение задачи)
Проверка: ответы детей записать на доску.
— А на что можно потратить такую сумму? (высказывания детей)
— Какие меры могли бы вы предложить, чтобы избавиться от этой вредной привычки?
● Запрет на рекламу табачной продукции
● штраф за курение на улице
● Не продвигают по службе
● Увольнение с работы
● Ежемесячная премия некурящим сотрудникам
— Какой из этих методов может быть самым эффективным?
— Для предотвращения распространения массового активного и пассивного курения 17 ноября каждого года проходит Международный день отказа от курения.
— Каков же смысл заложен в поговорке «Курить – здоровью вредить»? Как бы вы объяснили это Волку, себе и всем окружающим?
— Что нового узнали на занятии? Где вы можете рассказать об этом?
Рефлексия. Кто ещё не убедился, что курить вредно и хочет попробовать покурить – прикрепит на дерево решений сигарету, а кто понял, что курить вредно и никогда не будет курить – яблочко.
1. Обухова Л.А., Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
2. Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.:ВАКО, 2011. – с.288
3. Семёнова Н.И. Неболейка – 3-е издание. М.:АДП, 1997
4. «Завуч начальной школы» №7, 2008
5. Газета «Начальная школа. 1 сентября» №4, 2009 – с.9-12
6. Газета «Начальная школа. 1 сентября» №1, 2010 – с. 20-22
История возникновения табака.
История возникновения табака очень давняя. Табак – это однолетнее растение, которое встречается в виде кустов. Издавна произрастал на американском континенте, в Китае, Индии, Персии. Американские индейцы в культовых ритуалах для «повышения настроения» вдыхали дым от горящих сухих листьев табака, которые сворачивали в трубочки – сигары. Некоторые индейцы помещали эти листья в специальные сосуды, которые называли «табако». Курить трубку могли только вожди, старейшины и колдуны племени. Во время культовых обрядов накурившиеся впадали в возбужденное состояние, могли видеть грезы, их сознание менялось. Индейцы вкладывали в этот ритуал особый смысл, отсюда и пошло название «трубка мира».
В XV веке Христофор Колумб завез семена табака в Испанию. К концу XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию, Голландию. Так это растение начало свое победоносное шествие по странам и континентам. Во Франции его подарили королеве, которая страдала приступами головной боли. Она измельчала его и нюхала. Это на некоторое время приносило ей облегчение. В честь человека, который посоветовал ей это, Жана Нико, средство назвали никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго. Частые случаи отравления табаком, пожары от курения вызвали разочарование. Победоносное шествие сменилось его преследованием. В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале XVII века. Курение и нюхание табака жестоко преследовалось и наказывалось. Даже применялась смертная казнь. А с приходом Петра I был отменен запрет на курение. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него.
Высказывания о вреде и о «пользе» курения.
♦ Курение сокращает жизнь.
♦ Никотин – это слабый наркотик и, привыкая к нему, с каждым годом будет все труднее избавиться.
♦ Курильщик чаще других болеет туберкулезом и подвержен такому заболеванию как рак легких.
♦ Курящий человек страдает одышкой, его мучает кашель, тошнота, головокружение.
♦ У курящих людей снижается память, умственные способности, человек может стать нетрудоспособным.
♦ Курящие ученики отстают в учебе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми, недисциплинированными.
♦ Курящий человек становится заторможенным, у него часто болят суставы, появляется ломота в мышцах.
♦ Курящая женщина может родить ребенка-инвалида (урода).
♦ У курящих семей может не быть детей.
♦ Дети курящих мам отстают в умственном и физическом развитии.
♦ От курения портятся зубы, кожа лица приобретает землистый цвет.
♦ Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру.
♦ Курение успокаивает нервы.
♦ На морозе сигарета согревает.
♦ Никотин (табак) применяют в парфюмерной промышленности.
♦ Курение позволяет быть «продвинутым».
Алла, Света Стасик сидели на лавочке во дворе и смотрели новую книжку, которую принёс Стасик. Её только сегодня купили. Книжка была о динозаврах, красивая, с картинками. Алла была младшей сестрой Светы. Она сидела с краю, и ей было плохо видно. Вдруг она сказала: «Почему так плохо пахнет? У меня даже глаза защипало!» Света со Стасиком подняли голову, оторвавшись от замечательных рисунков, и обнаружили, что рядом с ними на лавочке присели незнакомые мужчины. Они разговаривали, разглядывая какие-то документы, и курили. На детей они не обращали никакого внимания. Стасик предложил перейти на другую лавочку, которая стояла на солнцепёке и пустовала. Алла спросила: «Почему мы ушли с той лавочки? Ведь мы первыми её заняли». Стасик объяснил, что дым сигарет не просто плохо пахнет – он содержит яды. Пассивное курение опасно. Дети могут попросить взрослых не курить или отойти в сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: продолжить разговор с детьми о вредной привычке – курении; учить делать выбор и его обосновывать; расширять знания учащихся о вреде курения; учить говорить «нет». В классном часе я использ.
Итоговый классный час по профилактике табакокурения. Содержит театрализованную постановку (сценка). Требует подготовки наглядности и репетиций для артистов. .
Классный час по профилактике табакокурения.
Сказка про Цаплю- курильщицу.
Цель мероприятия: познакомить учащихся с составом табачного дыма, показать его токсичность и воздействие на организм; подвести к выводу, что курение вредно для окружающих людей; способствовать формиро.
Классный час в 3 классе «Курить — здоровью вредить» способствует расширению знаний о вреде курения, создает среду для формирования отрицательного отношения к табаку, содействовует восп.
· ознакомить школьников с влиянием вредных привычек на здоровье;· формировать представление о курении ка.
Источник