7.1. Классификация нарушений основных функций организма человека
1. Нарушение психологических функций: восприятия, внимания, мышления,
речи, эмоций, воли;
2. Нарушение сенсорных функций: зрения, слуха, обоняния, осязания;
3. Нарушение статодинамических функций: двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений;
4. Нарушение функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения,
обмена веществ и энергии, внутренней секреции;
5. Нарушения языковых и речевых функций: нарушения устной речи (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной речи (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования.
6. Нарушения, обусловленные физическими уродствами: внешнее уродство (деформации лица, головы, туловища, конечностей), аномальные отверстия выделительных трактов (пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного), нарушение размеров тела.
7.2.Классификация основных категорий жизнедеятельности
1. Cпособность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, осуществлять личную гигиену;
Cпособность к самостоятельному передвижению – способность передвигаться в пространстве, преодолевать препятствие, сохранять равновесие тела;
Cпособность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
4. Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.
5. Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве.
6. Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации
Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально – правовых норм.
7.3.Классификация нарушений функции организма по степени выраженности
1 степень – незначительные или умеренные нарушения функций;
2 степень – выраженные нарушения функций;
3 степень – значительно выраженные нарушения функций.
7.4.Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности
Способность к трудовой деятельности включает в себя:
— способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
— способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
— способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
— способность к мотивации труда;
— способность соблюдать рабочий график;
— способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).
Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы.
При Iстепени ограничения способности к трудовой деятельности гражданин не может продолжать работу по основной профессии, но может выполнять другие виды работ более низкой квалификации в обычных условиях труда:
— при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;
— при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.
Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельностиявляется нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельностиявляется нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.
Источник
Основные виды нарушений функций организма человека.
1. нарушения психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления,
интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций
2. нарушения языковых и речевых функций: нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия),вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.
3. нарушения сенсорных функций: зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой и пр.
4. нарушения статодинамических функций: двигательных функций головы, туловища,
конечностей, статики, координации движений
5. нарушения функций систем: кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения,
кроветворения, обмена веществ и.т.д.
6. нарушения, обусловленные физическим уродством: деформации лица, головы,
туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные
отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов,
нарушение размеров тела
Следствием функциональных нарушений является ограничение жизнедеятельности.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом возможности осуществлять деятельность характерную для человека данного возраста, вследствие нарушения здоровья: осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль своего поведения, обучение и трудовую деятельность.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
1. способность к самообслуживанию;
2. способность к самостоятельному передвижению;
3. способность к ориентации;
4. способность к общению;
5. способность контролировать свое поведение;
6. способность к обучению;
7. способность к трудовой деятельности.
При оценке ограничение жизнедеятельности выделяют 3 степени выраженности.
Ограничения I степени — незначительно или умеренно выраженные — имеют место в том случае, если больной человек способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно с помощью вспомогательных средств в связи с умеренно выраженными стойкими нарушениями функций организма.
Ограничения II степени — выраженные — возникают при необходимости использовать не только вспомогательные средства, но и помощь другого человека или специально созданные (для обучения, трудовой деятельности) условия, что обусловлено стойкими выраженными нарушениями функций организма.
Ограничения III степени — значительно выраженные — констатируют при полной неспособности больного человека самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности и постоянной зависимости его от других лиц ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.
Ограничение жизнедеятельности может приводить к социальной недостаточности.
Социальная недостаточность –социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению или отсутствию возможности выполнять обычную для его положения (возраст, пол, социальные положение и культурные традиции) социальную функцию и требующие реализации мер социальной помощи или защиты.
Первичная социальная недостаточность – нарушения биосоциальных функций, обусловленные личностными особенностями индивидуума (писать, ставить цели, находить источники информации)
Вторичная социальная недостаточность – социально-средовое несоответствие внешнего окружения возможностям и способностям индивидуума (ограничение мобильности)
В том случае если нарушение здоровья является постоянным можно говорить об инвалидности индивидуума.
I. Инвалидность (медицинская модель) — социальная недостаточность вследствие стойкого нарушения функций организма, обусловленная заболеванием, травмой, анатомическим дефектом, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
II. Инвалидность (социальная модель) – препятствие или ограничение деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни.
Ответьте на вопросы:
1. Укажите причины инвалидности исходя из определения №1?
Ответ: к инвалидности приводит заболевание, травма или анатомический дефект.
2. Чем обусловлено ограничение жизнедеятельности человека исходя из определения № 2?
Ответ: ограничение жизнедеятельности создает не болезнь, а общественные условия.
Вывод: задачи реабилитационных мероприятий инвалида определяется применяемой моделью:
медицинская модель — устранение или минимизация функциональных нарушений – устранение социальной недостаточности;
медико-социальная модель – создание внешних условий для устранения социальной недостаточности.
Соответственно применяется медицинская модель только в том случае, когда последствия, возможно, минимизировать или устранить. Для этого принята Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (ВОЗ 2007 год), которая базируется на 2 противоположных моделях и опираясь на которую необходимо направлять пациента на реабилитационные программы.
Источник
Классификация основных видов нарушения функций организма при установлении инвалидности
К основным видам нарушения функций организма человека , которые определяются медико-социальной экспертизой, относятся:
— нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);
— нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, болевой, температурной и других видов чувствительности);
— нарушение статодинамической функций (головы, туловища, конечностей, подвижных функций, статики, координации движений);
— нарушения функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета и т.п.;
— речевые нарушения (не обусловлены психическими расстройствами), нарушение голосообразования, формы языка — нарушение устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи;
— нарушения, которые вызывают искажение (деформация лица, головы, туловища, конечностей, приводящих к внешнему искажения, аномальные дефекты пищеварительного, мочевых, дыхательного трактов, нарушение размеров туловища).
К критериям жизнедеятельности человека относят способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общения, обучения, выполнение трудовой деятельности.
Способность к передвижению — способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).
Параметры оценки : характер ходьбы, темп передвижения, расстояние, которое преодолевает больной, способность самостоятельно пользоваться транспортом, потребность в помощи других лиц при передвижении.
Способность к самообслуживанию — способность эффективно выполнять социально-бытовые функции и удовлетворять потребности без помощи других лиц.
Параметры оценки : интервал времени, через который возникает потребность в помощи: эпизодическая помощь (реже одного раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю — регулируемая или несколько раз в день — нерегулируемая помощь).
Способность к ориентации — возможность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь представление об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух (при условии нормального состояния психической деятельности и речи).
Параметры оценки : возможность различать зрительные образы людей и предметы на расстоянии и в разных условиях (наличие или отсутствие препятствий, знакомство с обстановкой), возможность различать звуки и устную речь (слуховая ориентация) при отсутствии или наличии препятствий и степени компенсации нарушения слухового восприятие устной речи другими способами (письмо, невербальные формы); необходимость использования технических средств для ориентации и помощи других лиц в различных видах повседневной деятельности (в быту, учебе, на производстве).
Способность к общению (коммуникативная способность) — возможность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать общественные взаимосвязи (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).
Основным средством коммуникации является устная речь, вспомогательным — чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).
Параметры оценки : характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также потребность в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности.
Способность контролировать свое поведение — возможность вести в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами общественной среды.
Параметры оценки : способность осознавать себя и придерживаться установленных общественных норм, идентифицировать людей и объекты и понимать отношения между ними, правильно воспринимать, интерпретировать и адекватно реагировать на традиционную и необычную ситуации, соблюдать личную безопасность, личную гигиену.
Обучаемость — возможность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения. Возможность профессионального обучения — способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умением конкретной профессии.
Параметры оценки : возможность учиться в обычных или специально созданных условиях (специальное учебное заведение или группа, обучение в домашних условиях и др.); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств с привлечением помощи других (кроме преподавателя) лиц.
Способность к трудовой деятельности — совокупность физических и духовных возможностей человека, которая определяется состоянием здоровья, что позволяет ему заниматься различного вида трудовой деятельностью.
Профессиональная трудоспособность — способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства согласно требованиям содержания и объема производственной нагрузки, установленного режима работы и условиям производственной среды.
Нарушение профессиональной трудоспособности — самая частая причина социальной недостаточности, которая может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены, или вторично на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду относительно конкретной профессии у инвалидов с ограничением других критериев жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично или восстановлена средствами профессиональной реабилитации, после чего инвалиды могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.
Заключение о неспособности к трудовой деятельности готовится только в случае согласия инвалида (кроме случаев, когда инвалид признан недееспособным).
Параметры оценки : сохранность или утрата профессиональной пригодности, возможность трудовой деятельности по другой профессии, которая по квалификации равна предыдущей, оценка допустимого объема работы в своей профессии и должности, возможность трудовой занятости в обычных или специально созданных условиях.
Степень ограничения жизнедеятельности — величина отклонения от нормы деятельности человека. Степень ограничения жизнедеятельности характеризуется одним или сочетанием нескольких указанных важнейших его критериев.
Выделяют три степени ограничения жизнедеятельности:
Умеренно выраженное ограничение жизнедеятельности обусловлено нарушениями функции органов и систем организма, приводящих к умеренному ограничению возможности обучения, общения, ориентации, контролю своего поведения, передвижению, самообслуживанию, участию в трудовой деятельности.
Выраженное ограничение жизнедеятельности обусловливается нарушением функций органов и систем организма и заключается в выраженном нарушении возможности обучения, общения, ориентации, контролю своего поведения, передвижению, самообслуживанию, участию в трудовой деятельности.
Значительное ограничение жизнедеятельности возникает вследствие значительных нарушений функций органов или систем организма, что приводит к невозможности или значительному нарушению способности или возможности обучения, общения, ориентации, контролю своего поведения, передвижению, самообслуживанию, участию в трудовой деятельности, и сопровождается необходимостью в постороннем уходе (посторонней помощи).
Лицу, которое признано инвалидом, в зависимости от степени расстройства функций органов и систем организма и ограничения ее жизнедеятельности устанавливается I, II или III группа инвалидности .
I группа инвалидности разделяется на подгруппы А и Б в зависимости от степени потери здоровья инвалида и объема потребности в постоянном постороннем уходе, помощи или уходе.
Критерии установления инвалидности определенные пунктом 27 Положения о порядке, условиях и критериях установления инвалидности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2009 года N 1317.
Причины инвалидности устанавливаются в соответствии с пунктом 26 Положения о порядке, условиях и критериях установления инвалидности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2009 года N 1317.
При повышении групп инвалидности вследствие общего заболевания, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, ранения, контузии, увечья и иного заболевания, в случае возникновения тяжелого общего заболевания причина инвалидности устанавливается на выбор больного.
Если одной из причин инвалидности является инвалидность с детства, МСЭК в заключении об осмотре инвалида указывает две причины инвалидности.
Перекомиссия инвалидов проводится согласно пункту 22 Положения о порядке, условиях и критериях установления инвалидности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2009 года N 1317.
Источник