Лекции (почти все) / ЗОЖ и трудовая деятельность / физиол. основы здор. и принц. его оценки
Физиологические основы здоровья и принципы его оценки.
1) Понятие здоровья. По формулировке ВОЗ – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Критериями здоровья являются:
— семейно – бытовая активность.
Классификация состояний здоровья.
По классификации Авиценны и опыту современной медицины выделяют 4 группы здоровых людей и 2 группы больных.
Состояние здоровья здоровых людей оценивают как очень хорошее, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное.
Больной человек может иметь здоровье плохое и очень плохое.
Концепция здравоохранения и ее решение.
Целью здравоохранения является достижение каждым человеком такого уровня здоровья, который позволяет ему жить продуктивно в социальном и экономическом плане при максимально возможной продолжительности жизни. В связи с этим задачи здравоохранения сводятся к следующим:
1) Перенос акцентов со специализированной на первичную медико-социальную помощь.
Для этого нужно готовить:
а) врачей общей практики;
б) семейных врачей;
в) уменьшить число медработников с улучшением их подготовки.
2) Переориентация деятельности медицинских учреждений для оказания:
а) профилактической помощи;
б) лечебной (реабилитационной);
Физиологические основы здоровья и концепция здоровья.
По определению И. П. Павлова здоровый организм тот, составляющие которого уравновешены между собой и окружающей средой. Изменение этих взаимоотношений проявляется в виде сдвигов эмоционального статуса, соматических, вегетативных реакций, психической активности, психоэмоционального состояния.
Составляющие здоровья можно представить схемой:
Факторы здоровья → Функциональное состояние → Варианты и выраженность ответа
и его риска организма (уровень здоровья)
1) генетическая детерминированность
Характеристика факторов здоровья и его риска.
1) Состояние окружающей среды – это экологические и производственные факторы: состав воздуха, воды, неблагоприятные условия производства. От этих факторов здоровье зависит на 20%.
2) Наследственность. 20% заболеваний является генетически обусловленными в виде дефектов отдельных генов, хромосомные нарушения, предрасположенность к болезням.
3) Образ жизни – на 50% определяет здоровье. Здесь особую роль играют ценностные ориентации человека, семейно-бытовые отношения, события на работе, режим труда и отдыха.
Изменение социально-экономической ситуации в стране все больше выдвигает на первое место среди всех ценностей – здоровье как основу любого благополучия.
Но отношение к здоровью, как ценности нужно формировать с детства.
4) Работа органов здравоохранения определяет здоровье на 8 – 10%. Это связано с тем, что девиз современной медицины «ищи болезнь», но сделать это эффективно практически невозможно – нет достаточного обеспечения и квалификации кадров. Т. е. медицина часто не может уловить начало болезни. Кроме того, нет стратегии выявления и лечения пограничных состояний. Нет специалистов по совершенствованию здоровья. Сами люди мало уделяют внимания здоровью, сопротивляются принципу ограничения и нагрузок. Преодолеть это сопротивление в сознание людей – является задачей медицинского просвещения населения.
Факторы риска здоровья.
Существуют устранимые и неустранимые факторы риска здоровья. Поскольку 50% здоровья зависит от образа жизни, а образ жизни зависит в большей степени от самого человека, рассмотрим факторы риска, связанные с образом жизни.
1) Избыточная масса тела возникает при положительном энергетическом балансе, приводит к гиперхолестеремии (при жирной пище), атеросклерозу, гипертонии. В итоге повышается смертность от заболеваний ССС.
2) Ритм труда и отдыха.
а) Источником неврозов являются высокие психоэмоциональные нагрузки. Сопровождаются изменениями АД, ЭКГ, эмоционального статуса.
б) Высокие физические нагрузки приводят к возникновению физического стресса.
в) Низкие физические нагрузки приводят к гиподинамии и гипокинезии и являются причиной детренированности организма.
г) Недостаточный отдых приводит к развитию переутомления, затем к неврозу. Первый признак переутомления – если утром чувствуете себя уставшим.
1) курение – абсолютно вредно. Не бывает легких сигарет.
2) алкоголь – эффект зависит от дозы и качества алкогольного напитка.
Сухие вина полезны. Доза его в разных источниках разная: от 200мл. до 0.5л. за сутки.
Красное вино содержит антиоксиданты.
Но алкоголизм бич человечества. Разрушает личность и приводит к наследственному алкоголизму.
3) наркотики. Разрушают антиноцициптивную систему. При возникновении зависимости изменяется личность.
Принципы оценки индивидуального здоровья.
1) С помощью статистических форм.
Периодически не реже 2 раз в год оцениваются гомеостатические показатели: АД, ЧСС, ЭКГ, ЖЕЛ, состав и свойства пищеварительных соков, пороги болевой и тактильной чувствительности, масса тела, биохимические показатели. Отмечается их динамика в течение года, в течение жизни, улавливается момент их нежелательного изменения и принимаются меры. Вариантом статистической формы оценки здоровья является составление паспорта здоровья.
2) Определение функционального резерва.
Коэффициент функционального резерва (КФРС) рассчитывается так:
Кол – во функции MAX
Кол – во функции в покое
КФРС позволяет оценить возможности реагирования физиологической системы для обеспечения гомеостаза при действии факторов.
Оценивают с помощью функциональных проб – т. е. дозированных по времени и интенсивности нагрузок (проба Мартине, ортостатическая проба, стептест, PWC170 и т. д.). Для каждой физиологической системы свои функциональные пробы.
Понятие о рейтинге здоровья.
Рейтинг здоровья – определение его качества с использованием различных критериев, например оценку физического здоровья можно проводить по результатам выполнения теста PWC170, используя критерии Апанасенко.
В целом качество здоровья индивидуума можно оценить на основании данных о:
1) физической тренированности;
2) психо-эмоциональной тренированности;
3) наличии факторов риска здоровья и факторов, его укрепляющих;
4) производственных условиях;
5) экономической ситуации в регионе.
На основании оценки сортности здоровья составляется план действий по его улучшению или сохранению.
Физиологические основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни тот, который обеспечивает нормальную деятельность всех физиологических систем и помогает переносить значительные физические и психические нагрузки, вредные и опасные воздействия различного происхождения.
Для ведения здорового образа жизни нужны условия.
1) Объективные общественные условия: улучшение жизненных условий населения, психологический климат в стране, коллективе, семье. Т. е. государство должно вести такую социально-экономическую политику, чтобы населению было доступно укреплять здоровье. А в коллективах руководитель должен заботиться о хорошем психологическом климате, при котором здоровье каждого было бы первостепенной ценностью. То же касается и семьи.
2) Уровень сознания человека и ответственность за свое здоровье.
3) Правильная организация труда и отдыха. 4) Формирование системы ценностных ориентаций человека. На первом месте должно быть здоровье.
5) Правильное питание. Имеется в виду состав пищи, ее количество, калорийность, частота приема (не менее 3 раз в день), распределение пищи в течение суток.
6) Режим физических тренирующих нагрузок.
Принципы физических тренировок:
а) достаточность нагрузок так, школьники должны двигаться 14 часов в сутки, студенты – 8 часов. Это минимум физической активности, необходимый для поддержания здоровья.
Кардиохирург Амосов считал необходимым делать 1000 упражнений.
— Ходьба по 6 – 7 км. в день в хорошем темпе ежедневно.
— Бег – очень физиологичный метод тренировки.
Физические нагрузки могут быть на:
7) Использование лечебной физкультуры для сдерживания клинических проявлений болезней или их исчезновения, Это делается с помощью врачей ЛФК.
в) сочетание закаливания и физкультуры.
Биолого-медицинские аспекты организации здорового образа жизни.
Заключается в организации различных учреждений и специализации медицинских работников для:
1) возможности оценки тренированности индивидуума и уровня здоровья;
2) разработка мероприятий, направленных на оздоровление и повышения здоровья в индивидуальном порядке.
1) кабинеты здоровья на предприятиях, поликлиниках;
Источник
Классификация здоровья
Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях:
• индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
• групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп
• региональное здоровье — здоровье населения административных территорий
• общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом
Индивидуальное здоровье оценивают по самочувствию конкретного человека, наличию или отсутствию у него заболеваний, его физическому состоянию и развитию, выявляемых после соответствующих исследований, трудоспособности, личным ощущениям жизни и другим критериям и признакам. Групповое и общественное здоровье определяется по медико-статистическим и медико-демографическим показателям и критериям, а не только по оценке индивидуального здоровья.
В своей деятельности медицинские сестры встречаются как с индивидуальным здоровьем пациентов (участковые медицинские сестры, медицинские сестры, работающие в стационарных медицинских учреждениях), так и с групповым здоровьем (медицинские сестры врача общей практики, семейного врача). В меньшей степени медицинским сестрам приходится иметь дело с общественным здоровьем, но общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, поэтому необходимо представлять смысл этого понятия, факторы, определяющие здоровье, как отдельного человека, так и населения конкретного участка, района, города, страны.
В настоящее время понятие «здоровье» приобретает более широкий смысл. Это связано с возможностями достижения самим человеком более высокого уровня благополучия, повышения качества жизни. Благополучие и качество жизни затрагивают все аспекты жизни человека, касаются не только физического развития, но и других сфер: психической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной. Гармоничное сочетание всех этих сфер позволяет говорить о высокой степени самореализации, о достижении высокого уровня здоровья.
Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
• образ жизни, питание — 50 %
• генетика и наследственность — 20 %
• внешняя среда, природные условия — 20 %
• здравоохранение — 10 %
Восточная медицина относит к факторам, составляющим здоровье, следующие:
• образ мыслей — 70 %
• образ жизни — 20 %
• образ питания — 10 %
Начальное здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. Но на здоровье также влияют:
• питание
• качество окружающей среды
• тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка, здоровый образ жизни)
Конституция Российской Федерации обязывает государство способствовать охране здоровья граждан страны. Для этой цели работает государственная медицина, создано социальное страхование. С этой же целью проводится регулярная диспансеризация населения. Чтобы адекватно оценить здоровье человека, а значит, оказать ему необходимую медицинскую помощь, предоставить оптимальный перечень медицинских услуг, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения.
Их критерии учитывают состояние здоровья населения страны.
Группы здоровья детей
Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учётом здоровья ребёнка, при наличии всех обследований.
Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.
Рассмотрим коротко каждую группу:
I — К первой группе относят практически здоровых детей. У них не обнаружено никаких физических и психических отклонений. Дети из этой группы болеют очень редко, отличаются отличным состоянием здоровья. К большому сожалению, первую группу выставляют очень редко.
II — Сюда относят детей с незначительными отклонениями в здоровье, небольшими функциональными или морфологическими отклонениями. У таких детей не имеется хронических заболеваний, однако, сопротивляемость организма несколько снижена. Частота острых заболеваний у детей из этой группы не должна превышать четырех раз за год.
Данная группа имеет две подгруппы:
• К подгруппе А относят вполне здоровых детей. Однако их наследственность либо отягощена, либо у мамы наблюдались осложнения во время беременности, родов.
• К подгруппе Б относятся дети с функциональными отклонениями, либо существует риск развития некоторых хронических заболеваний.
III — Сюда относят ребят, имеющих скрытые, не проявляющие себя хронические заболевания, либо врожденные патологии. Например, эту группу здоровья ставят при наличии хронического гастрита, хронического бронхита, анемии, аденоидов и т.д.
IV — Выставляют детям с низкой сопротивляемостью организма, с хроническими заболеваниями на стадии субкомпенсации. К этой группе относят ребят, имеющих врожденные патологии, хронические заболевания, сопровождающиеся частыми обострениями, ухудшающими общее состояние. С учетом диагноза детям III и IV групп могут быть рекомендованы сниженные нагрузки, а иногда и домашнее обучение.
V — Сюда входят дети с серьезной инвалидностью, тяжелыми пороками развития, а также страдающие онкологическими заболеваниями. Обычно такие ребята имеют определенную группу инвалидности, не посещают детские образовательные учреждения.
Источник