Меню

Классификация показателей состояния здоровья

Группы здоровья: виды и характеристики

Группы здоровья: виды и характеристики

Что такое группы здоровья?

Чтобы адекватно оценить здоровье человека, а значит, оказать ему необходимую медицинскую помощь, предоставить оптимальный перечень медицинских услуг, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения.

Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учётом здоровья ребёнка, при наличии всех обследований.

Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.

Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.

Медицинский осмотр — это важно!

В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.

Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.

На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.

Критерии здоровья детей

— Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.

— Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.

— Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.

— Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.

— Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.

Виды и характеристика групп здоровья детей

Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:

— хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;

— гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;

— частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.

Первая группа

Первая группа — Здоровые дети. Нет отклонений в анамнезе, ни разу или редко болеющие, не более 4-х раз ОРЗ в течение года; физическое развитие среднее, выше или ниже среднего; гармоническое, нервно-психическое развитие соответствует возрасту; функциональное состояние систем не нарушено; могут быть единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, маловыраженная деформация ушной раковины, единичные стигмы, отдельные родимые пятна и др.), не влияющие на состояние здоровья детей и не требующие коррекции; единичные кариозные зубы.

Читайте также:  Документ подтверждающий ограниченные возможности здоровья или инвалидность

Вторая группа

Вторая группа — Относятся здоровые дети c отягощенным биологическим анамнезом, некоторыми функциональными и морфологическими изменениями, т.е. здоровые дети с риском развития у них хронической патологии. Выделяют II А и II Б группы.

IIA группа

IIA группа — Здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний. Сюда относятся нарушения в пренатальном периоде — экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы I и II половины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД. Нарушения в интранатальном периоде — быстрые или затяжные роды, длительный безводный период, патология плаценты, пуповины, неправильное положение плода. Отягощенный генеалогический анамнез.

IIБ группа

IIБ группа — К ней относят здоровых детей, родившихся от многоплодной беременности, недоношенных, переношенных, родившихся с большой массой тела, незрелых, с внутриутробным инфицированием; перенесших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний неонатальный период, а также с рахитом I степени, выраженными остаточными явлениями рахита, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью; пилороспазмом без явлений гипотрофии, некоторыми врожденными аномалиями, не требующими оперативного вмешательства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недопущением яичек в мошонку на 1 -2 году жизни, с малым размером большого родничка при рождении, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы; с гипертрофией аденоидов I и II степени, гипертрофией миндалин II степени, искривлением носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, поворотными заболеваниями бронхитами или пневмониями, частыми ОРЗ; с угрозой анемии, тимомегалией, субкомпенсированным кариесом (68 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими привычками, задержкой психического развития, косноязычием, дисфункцией желудочно- кишечного тракта, с миопией слабой степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконваленсценции после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния.

Третья группа

Третья группа — Относятся больные дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, поведения; дети с резко сниженной резистентностью, т.е. болеющие почти ежемесячно.

Четвертая группа

Четвертая группа — Относятся дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с частыми обострениями основного заболеваниям, с нарушениями общего состояния, самочувствия; с затяжным рекон- валесцентным периодом после интеркурентного заболевания.

Пятая группа

Пятая группа — Относятся дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

Активность детей и группы здоровья

В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:

1. Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.

2. Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.

3. Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.

5. Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.

Виды и характеристика групп здоровья взрослого населения

Для определения группы здоровья, для выявления имеющихся патологий, проводится диспансеризация. Ее целью является выявление хронических неинфекционных заболеваний. Они уже давно стали основной причиной ранней инвалидности и смертности взрослого населения.

Читайте также:  Хочу полностью проверить свое здоровье

По итогам проведенных обследований пациентов разделяют по группам здоровья. Тем, у кого обнаружены факторы риска по развитию хронических неинфекционных заболеваний, проводят необходимые коррекционные медицинские мероприятия в отделениях или кабинетах медицинской профилактики. Пациенты с выявленными хроническими заболеваниями направляются на лечение, им также предоставляют возможность санаторного лечения.

Рассмотрим коротко особенности групп здоровья, используемых большинством лечебных учреждений и страховых компаний:

Первая группа — К этой группе относят практически здоровых людей, не имеющих каких-либо отклонений в состоянии организма, не страдающих хроническими заболеваниями. Сюда же входят представители взрослого населения с небольшими отклонениями АД, не влияющими на общее самочувствие. Данная категория проходит общий осмотр один раз за год.

Вторая группа — Сюда относят пациентов с хроническими заболеваниями, которые не оказывают влияния на общее самочувствие, не снижающими работоспособность человека. Хронические заболевания у них находятся в состоянии стойкой ремиссии, не имеют обострений. Такие пациенты проходят общее обследование не менее 2 раз за год. Также они проходят необходимые процедуры, посещают медицинские мероприятия, направленные на управление здоровьем.

Третья группа — К этой группе относятся люди, имеющие хронические заболевания, сопровождающиеся частыми обострениями. Вследствие этого пациенты данной группы часто теряют трудоспособность на определенное время (короткое или продолжительное). Пациенты этой группы должны проходить общее обследование чаще остальных. Частоту посещений определяет лечащий врач.

Помимо определения состояния здоровья, выявления хронических или острых заболеваний, общее медицинское обследование помогает выявить лиц, страдающих туберкулезом, а также тех, кто злоупотребляет алкоголем, принимает наркотики, психотропные вещества, что также немаловажно.

Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д

Источник

Лекции (почти все) / ЗОЖ и трудовая деятельность / физиол. основы здор. и принц. его оценки

Физиологические основы здоровья и принципы его оценки.

1) Понятие здоровья. По формулировке ВОЗ – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Критериями здоровья являются:

— семейно – бытовая активность.

Классификация состояний здоровья.

По классификации Авиценны и опыту современной медицины выделяют 4 группы здоровых людей и 2 группы больных.

Состояние здоровья здоровых людей оценивают как очень хорошее, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное.

Больной человек может иметь здоровье плохое и очень плохое.

Концепция здравоохранения и ее решение.

Целью здравоохранения является достижение каждым человеком такого уровня здоровья, который позволяет ему жить продуктивно в социальном и экономическом плане при максимально возможной продолжительности жизни. В связи с этим задачи здравоохранения сводятся к следующим:

1) Перенос акцентов со специализированной на первичную медико-социальную помощь.

Для этого нужно готовить:

а) врачей общей практики;

б) семейных врачей;

в) уменьшить число медработников с улучшением их подготовки.

2) Переориентация деятельности медицинских учреждений для оказания:

а) профилактической помощи;

б) лечебной (реабилитационной);

Физиологические основы здоровья и концепция здоровья.

По определению И. П. Павлова здоровый организм тот, составляющие которого уравновешены между собой и окружающей средой. Изменение этих взаимоотношений проявляется в виде сдвигов эмоционального статуса, соматических, вегетативных реакций, психической активности, психоэмоционального состояния.

Составляющие здоровья можно представить схемой:

Факторы здоровья → Функциональное состояние → Варианты и выраженность ответа

и его риска организма (уровень здоровья)

1) генетическая детерминированность

Характеристика факторов здоровья и его риска.

1) Состояние окружающей среды – это экологические и производственные факторы: состав воздуха, воды, неблагоприятные условия производства. От этих факторов здоровье зависит на 20%.

2) Наследственность. 20% заболеваний является генетически обусловленными в виде дефектов отдельных генов, хромосомные нарушения, предрасположенность к болезням.

3) Образ жизни – на 50% определяет здоровье. Здесь особую роль играют ценностные ориентации человека, семейно-бытовые отношения, события на работе, режим труда и отдыха.

Изменение социально-экономической ситуации в стране все больше выдвигает на первое место среди всех ценностей – здоровье как основу любого благополучия.

Но отношение к здоровью, как ценности нужно формировать с детства.

4) Работа органов здравоохранения определяет здоровье на 8 – 10%. Это связано с тем, что девиз современной медицины «ищи болезнь», но сделать это эффективно практически невозможно – нет достаточного обеспечения и квалификации кадров. Т. е. медицина часто не может уловить начало болезни. Кроме того, нет стратегии выявления и лечения пограничных состояний. Нет специалистов по совершенствованию здоровья. Сами люди мало уделяют внимания здоровью, сопротивляются принципу ограничения и нагрузок. Преодолеть это сопротивление в сознание людей – является задачей медицинского просвещения населения.

Читайте также:  Поправить здоровье или подправить

Факторы риска здоровья.

Существуют устранимые и неустранимые факторы риска здоровья. Поскольку 50% здоровья зависит от образа жизни, а образ жизни зависит в большей степени от самого человека, рассмотрим факторы риска, связанные с образом жизни.

1) Избыточная масса тела возникает при положительном энергетическом балансе, приводит к гиперхолестеремии (при жирной пище), атеросклерозу, гипертонии. В итоге повышается смертность от заболеваний ССС.

2) Ритм труда и отдыха.

а) Источником неврозов являются высокие психоэмоциональные нагрузки. Сопровождаются изменениями АД, ЭКГ, эмоционального статуса.

б) Высокие физические нагрузки приводят к возникновению физического стресса.

в) Низкие физические нагрузки приводят к гиподинамии и гипокинезии и являются причиной детренированности организма.

г) Недостаточный отдых приводит к развитию переутомления, затем к неврозу. Первый признак переутомления – если утром чувствуете себя уставшим.

1) курение – абсолютно вредно. Не бывает легких сигарет.

2) алкоголь – эффект зависит от дозы и качества алкогольного напитка.

Сухие вина полезны. Доза его в разных источниках разная: от 200мл. до 0.5л. за сутки.

Красное вино содержит антиоксиданты.

Но алкоголизм бич человечества. Разрушает личность и приводит к наследственному алкоголизму.

3) наркотики. Разрушают антиноцициптивную систему. При возникновении зависимости изменяется личность.

Принципы оценки индивидуального здоровья.

1) С помощью статистических форм.

Периодически не реже 2 раз в год оцениваются гомеостатические показатели: АД, ЧСС, ЭКГ, ЖЕЛ, состав и свойства пищеварительных соков, пороги болевой и тактильной чувствительности, масса тела, биохимические показатели. Отмечается их динамика в течение года, в течение жизни, улавливается момент их нежелательного изменения и принимаются меры. Вариантом статистической формы оценки здоровья является составление паспорта здоровья.

2) Определение функционального резерва.

Коэффициент функционального резерва (КФРС) рассчитывается так:

Кол – во функции MAX

Кол – во функции в покое

КФРС позволяет оценить возможности реагирования физиологической системы для обеспечения гомеостаза при действии факторов.

Оценивают с помощью функциональных проб – т. е. дозированных по времени и интенсивности нагрузок (проба Мартине, ортостатическая проба, стептест, PWC170 и т. д.). Для каждой физиологической системы свои функциональные пробы.

Понятие о рейтинге здоровья.

Рейтинг здоровья – определение его качества с использованием различных критериев, например оценку физического здоровья можно проводить по результатам выполнения теста PWC170, используя критерии Апанасенко.

В целом качество здоровья индивидуума можно оценить на основании данных о:

1) физической тренированности;

2) психо-эмоциональной тренированности;

3) наличии факторов риска здоровья и факторов, его укрепляющих;

4) производственных условиях;

5) экономической ситуации в регионе.

На основании оценки сортности здоровья составляется план действий по его улучшению или сохранению.

Физиологические основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни тот, который обеспечивает нормальную деятельность всех физиологических систем и помогает переносить значительные физические и психические нагрузки, вредные и опасные воздействия различного происхождения.

Для ведения здорового образа жизни нужны условия.

1) Объективные общественные условия: улучшение жизненных условий населения, психологический климат в стране, коллективе, семье. Т. е. государство должно вести такую социально-экономическую политику, чтобы населению было доступно укреплять здоровье. А в коллективах руководитель должен заботиться о хорошем психологическом климате, при котором здоровье каждого было бы первостепенной ценностью. То же касается и семьи.

2) Уровень сознания человека и ответственность за свое здоровье.

3) Правильная организация труда и отдыха. 4) Формирование системы ценностных ориентаций человека. На первом месте должно быть здоровье.

5) Правильное питание. Имеется в виду состав пищи, ее количество, калорийность, частота приема (не менее 3 раз в день), распределение пищи в течение суток.

6) Режим физических тренирующих нагрузок.

Принципы физических тренировок:

а) достаточность нагрузок так, школьники должны двигаться 14 часов в сутки, студенты – 8 часов. Это минимум физической активности, необходимый для поддержания здоровья.

Кардиохирург Амосов считал необходимым делать 1000 упражнений.

— Ходьба по 6 – 7 км. в день в хорошем темпе ежедневно.

— Бег – очень физиологичный метод тренировки.

Физические нагрузки могут быть на:

7) Использование лечебной физкультуры для сдерживания клинических проявлений болезней или их исчезновения, Это делается с помощью врачей ЛФК.

в) сочетание закаливания и физкультуры.

Биолого-медицинские аспекты организации здорового образа жизни.

Заключается в организации различных учреждений и специализации медицинских работников для:

1) возможности оценки тренированности индивидуума и уровня здоровья;

2) разработка мероприятий, направленных на оздоровление и повышения здоровья в индивидуальном порядке.

1) кабинеты здоровья на предприятиях, поликлиниках;

Источник

Adblock
detector