Приложение. Методические рекомендации МР «Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий»
5.1 Государственная санитарно-эпидемиологическая служба России. Организация Госсанэпидслужбы России
Методические рекомендации МР
«Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий»
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 января 2016 г. N 16)
Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ю. Попова, И.В. Брагина, Л.М. Симкалова, О.В. Митрохин, М.В. Хмура); ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения (Н.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур, В.М. Чигвинцев, М.Р. Камалтдинов, Н.В. Никифорова, Э.В. Седусова, К.В. Романенко); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (В.Г. Костарев, В.А. Хорошавин, Л.Н. Акимова), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москва (Е.Е. Андреева), Пермский государственный национальный исследовательский университет (Д.А. Кирьянов, О.И. Голева), Пермский государственный медицинский университет (Т.М. Лебедева).
С целью установления безопасности пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, в ходе контрольно-надзорных мероприятий на объектах, осуществляющих транспортировку, хранение пищевой продукции и торговлю проводится выборочный отбор и лабораторный анализ проб пищевой продукции. Такой контроль является необходимым в связи с тем, что даже в условиях контроля производства продуктов питания с применением принципов ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points) при выпуске продукции на рынок, до потребителя зачастую пищевая продукция доходит через ряд операций разгрузки-погрузки, складирования, хранения, раскладки на полках демонстрационных залов, в ряде случаев — обработки, упаковки и т.п. Как следствие, продукция может утерять ряд своих естественных свойств и приобрести новые, которые не всегда являются безопасными для потребителя.
Некачественной и опасной, т.е. способной нанести вред потребителю, признается пищевая продукция:
— не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно-санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией (далее именуется — нормативная и техническая документация);
— имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;
— не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также документов о сертификации продукции, оформленных в установленном порядке или подтверждающих соответствие посредством принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии;
— свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;
— маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;
— с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.
Любое из указанных несоответствий может являться причиной возникновения инфекционных или неинфекционных заболеваний потребителя. Кроме того, приобретение товара, не соответствующего требованиям законодательства, в ряде случаев приводит к его неиспользованию по назначению и соответствующим имущественным потерям приобретателя.
1. Область применения
1.1. Данные методические рекомендации предназначены для планирования мероприятий в рамках риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
1.2. Методические рекомендации устанавливают единый порядок классификации пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, по критериям риска причинения потенциального вреда здоровью и имущественных потерь потребителей в случае нарушения обязательных требований санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и защиты прав потребителей.
1.3. Областью применения настоящих методических рекомендаций являются:
— отнесение продукции к тому или иному классу по риску причинения вреда здоровью потребителей и риску причинения имущественного вреда потребителю с учетом, в том числе, региональных особенностей потребления и социально-экономических условий жизни населения;
— определение требований к содержанию контрольно-надзорных мероприятий, в том числе к периодичности и объему отбора проб продукции и их лабораторным исследованиям при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения пищевой продукции на потребительском рынке (объекты транспортировки, хранения, торговли и общественного питания).
1.4. Методические рекомендации не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
1.5. Методические рекомендации предназначены для органами государственной власти Российской Федерации, осуществляющими санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и надзор в сфере защиты прав потребителей и их должностными лицами, иными заинтересованными государственными органами, а также органами местного самоуправления и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с обращением пищевой продукции и подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) и надзору в сфере защиты прав потребителей.
1.6. Настоящие методические рекомендации не распространяются на проведение плановых проверок на объектах по производству продуктов питания, а также на расследования, исследования и оценку риска при чрезвычайных и/или аварийных ситуациях.
2. Нормативные ссылки
2.1. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»
2.2. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»
2.3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
2.4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
2.5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
2.6. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
2.7. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»
2.8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 «Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении»
2.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
3. Термины и определения
Безопасность — отсутствие недопустимого риска (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности, правила включения в стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»)
ГАРАНТ:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо «ГОСТ Р 21898-2002» имеется в виду «ГОСТ Р 51898-2002»
Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность) — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»)
Безопасность пищевой продукции — состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»)
Безопасность пищевых продуктов — состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений (Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»)
Пищевая продукция — продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»).
Пищевые продукты — продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки (Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»)
Вероятность — мера возможности появления события, выражаемая действительными числами из интервала от 0 до 1, где 0 соответствует невозможному, а 1 — достоверному событию (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты. П 3.6.1.4).
Вред здоровью — нарушение анатомической целостности или физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических факторов заболевание, инвалидность, смерть (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 N 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»).
Вредное воздействие на человека пищевой продукции — воздействие неблагоприятных факторов, связанных с наличием в пищевой продукции контаминантов, загрязнителей, создающих угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу для жизни и здоровья будущих поколений (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»)
Законопослушание — соблюдение законов, восприятие законов как нормы поведения (Конституционное право. Энциклопедический словарь М: Норма. 2001). Зд.: отсутствие нарушений требований санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и сфере защиты прав потребителей
Имущественные потери — финансовые потери потребителя, связанные с невозможностью использования уже приобретенного товара вследствие нарушения требований законодательства к безопасности продукции. Являются количественной характеристикой степени нарушения прав потребителей.
Класс опасности по потенциальному риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь — характеристика продукции, установленная с учетом частоты нарушений законодательных требований к ее безопасности и тяжести последствий для здоровья человека и имущественных потерь.
Продукция, подлежащая надзору — определенный вид или группа пищевой продукции.
Выпуск продукции в обращение — первичный переход продукции от изготовителя (импортера) к продавцу и (или) потребителю (ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»).
Выпуск в обращение пищевой продукции — купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»)
Объект надзора — имущественный комплекс юридического лица (индивидуального предпринимателя) или его часть, определенный вид деятельности, реализуемый на данном имущественном комплексе и/или результаты этой деятельности, в том числе продукция (ст. 12 проекта ФЗ «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации»). Здесь — ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в сфере обращения пищевой продукции на рынке (транспортировка, хранение, торговля и др.).
Предмет надзора — пищевая продукция, находящаяся в обращении на потребительском рынке, и подлежащая контролю и надзору при контроле соблюдения ЮЛ и ИП требований санитарного законодательства, технического регулирования и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Опасность — неотъемлемое свойство объекта или явления формировать негативный эффект для организма (популяции) в условиях экспозиции (Глоссарий ВОЗ Терминология в области оценки риска) или: потенциальный источник возникновения ущерба (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» п. 3.6.1.5.)
Потенциальный риск причинения вреда здоровью, связанного с потреблением пищевой продукции — сочетание вероятности нарушения обязательных требований санитарного законодательства и связанных с ними нарушений здоровья человека и тяжести этих нарушений с учетом объема потребления пищевой продукции.
Риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»)
Риск — сочетание вероятности нанесения вреда (ущерба) и тяжести этого вреда (ущерба) (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты).
Риск для здоровья — вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием факторов среды обитания (Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду»).
Санитарно-эпидемиологические требования — зд.: обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека пищевой продукции, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний. Устанавливаются санитарными правилами, техническими регламентами и иными нормативными документами (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 1.).
Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»)
Санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) — осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами и организациями обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на принятие мер по пресечению выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности гражданами и организациями (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 1.).
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом РФ о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее — обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;
5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);
6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
7) ежегодную подготовку государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Частота — количество событий или их последствий за определенный период времени. Частота рассматривается применительно к прошлым событиям или возможным будущим событиям как к вероятности события (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» п. 3.6.1.5.). В данном документе используется для характеристики вероятности нарушений санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и защиты прав потребителей.
4. Общие положения
4.1. Классификации подлежат виды пищевой продукции, предусмотренные кодами ТН ВЭД, регламентируемые системой технического регулирования и законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, и обращаемые на рынке в рамках деятельности ЮЛ и ИП.
4.2. Потенциальный риск причинения вреда в настоящих методических рекомендациях рассматривается как следствие нарушений требований и нормативов, установленных для определенных видов пищевой продукции санитарным законодательством, техническими регламентами и законодательством в сфере защиты прав потребителей, выявленных в результате надзорных мероприятий в отношении хозяйствующий субъектов, осуществляющих деятельность на территории РФ. При этом частота нарушений требований законодательства рассматривается как мера законопослушания юридического лица или индивидуального предпринимателя.
4.3. Пищевая продукция характеризуется двумя отдельными параметрами: потенциальным риском причинения вреда здоровью и потенциальным риском имущественных потерь потребителя.
4.4. Оценка потенциального риска причинения вреда здоровью потребителя выполняется через анализ вероятности нарушения требований законодательства к безопасности продуктов питания, тяжести нарушения здоровья вследствие использования потребителем небезопасной пищевой продукции и особенностей объемов потребления пищевой продукции в регионах страны, а также в целом по Российской Федерации.
4.5. Оценка риска имущественных потерь выполняется через учет продукции, изъятой из оборота, стоимостных характеристик этой продукции и особенностей объемов потребления пищевой продукции. Принимается, что средняя по Российской Федерации доля пищевой продукции, изъятой из оборота в ходе контрольно-надзорной деятельности, репрезентативно отражает долю небезопасной продукции на потребительском рынке.
4.6. Отнесение продукции к определенному классу опасности по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью и риска имущественных потерь выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней информации государственной статистики, данных государственной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.
4.7. Для классификации отдельных видов пищевой продукции, обращаемых на потребительском рынке регионов РФ, используется шкала, предусматривающая деление на шесть классов по степени риска причинения вреда здоровью и риска имущественных потерь, связанных с нарушением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей:
1 класс опасности — чрезвычайно высокий риск;
2 класс опасности — высокий риск;
3 класс опасности — значительный риск;
4 класс опасности — средний риск;
5 класс опасности — умеренный риск;
6 класс опасности — низкий риск.
4.8. Классификация видов пищевой продукции выполняется для отдельных регионов и в целом для Российской Федерации с учетом объемов и структуры потребления.
5. Методика классификации пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью потребителей
5.1. Информационной базой для классификации пищевой продукции являются результаты государственного санитарно-эпидемиологического контроля безопасности пищевой продукции, производственного контроля и социально-гигиенического мониторинга не менее чем за три года по всем регионам Российской Федерации.
Исходной информацией являются данные государственной ведомственной статистики по формам:
— Форма федерального статистического наблюдения N 18 «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации» (раздел 8 «Гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов»).
— Статистический бюллетень «Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации».
— Форма N 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения».
— Данные о числе умерших по полу и возрасту (форма С-51 «Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти»).
5.2. Потенциальный риск причинения вреда здоровью вследствие употребления населением конкретного пищевого продукта ( ), не соответствующего требованиям безопасности, (т.е. нарушающих законодательные требования к безопасности) определяется по формуле:
— вероятность нарушений обязательных требований безопасности к пищевой продукции по i-му фактору опасности в ходе одной проверки. В качестве фактора опасности рассматриваются все исследуемые в продукции в ходе контрольно-надзорных мероприятий химические вещества, микробные и паразитарные агенты, радиологические показатели, генномодифицированные организмы и т.д.;
— относительный вред здоровью, формируемый нарушением санитарно-эпидемиологических требований к i-му фактору опасности пищевой продукции;
W — коэффициент, характеризующий региональные особенности потребления различной пищевой продукции.
5.3. Частота (вероятность) нарушений обязательных требований безопасности к пищевой продукции по i-му фактору опасности в ходе одной проверки ( ) определяется по данным формы 18 как отношение числа результатов исследований с нарушением требований и норм к общему числу исследований:
— число исследований пищевой продукции с превышением нормативного значения i-ого фактора в год;
— общее число исследований i-ого фактора в год.
Для оценки потенциального риска причинения вреда здоровью используется величина 95%-ного персентиля нарушений нормативов по каждому исследованному i-му фактору.
Величины рекомендуется пересматривать один раз в три года, что позволит учитывать динамику общего улучшения или ухудшения ситуации в части безопасности продукции на потребительском рынке. Уровни , полученные на основании обработки данных по всем субъектам Российской Федерации за 2012-2014 годы, приведены в приложении 1.
5.4. Для каждого вида пищевой продукции выполняется идентификация опасности (химическая, микробиологическая, паразитологическая, радиационная и др.) и устанавливаются вероятные виды нарушений здоровья, которые могут возникнуть при реализации указанных опасностей. Пример идентификации опасности для пищевой продукции приведен в приложении 2.
5.5. Относительный вред здоровью ( ), связанный с нарушением i-го фактора конкретного пищевого продукта определяется на основе моделирования причинно-следственных связей между относительной частотой выявления нарушения санитарных требований и нормативов к конкретному фактору и нарушениями здоровья потребителей.
Выявленные связи характеризуются коэффициентами регрессии ( )
5.6. Для каждого вида пищевой продукции относительный вред здоровью, связанный с нарушением i-го фактора, вычисляется как сумма коэффициентов регрессии, взвешенных по тяжести заболеваний или смерти:
— коэффициент регрессионной модели, показывающий частоту нарушений здоровья по k-ой нозологической форме в случае отклонения i-го фактора от нормы;
— тяжесть k-ой нозологической формы.
Величины относительного вреда здоровью ( ) для расчета риска при потреблении пищевой продукции, не соответствующей требованиям санитарного законодательства и технических регламентов, приведены в приложении 3.
5.7. Коэффициент, характеризующий региональные особенности потребления видов пищевой продукции (W), определяется как отношение регионального фактического объема годового потребления продукции на одного жителя к среднероссийскому фактическому объему годового потребления продукции на одного жителя.
V — региональное фактическое потребление пищевых продуктов в год на одного жителя (т/год, л/год, шт./год и пр.);
— среднероссийское фактическое потребление пищевых продуктов в год на одного жителя (т/год, л/год, шт./год и пр.).
Пример годовых величин потребления на 1 человека приведен в приложении 4.
5.8 Отнесение пищевой продукции к определенному классу по степени риска причинения вреда здоровью (степень потенциальной опасности) осуществляется с применением критериев, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 — Классификация пищевых продуктов, обращаемых на потребительском рынке, о степени риска причинения вреда здоровью потребителя
Характеристика потенциального риска причинения вреда здоровью
Диапазон значений потенциального риска причинения вреда здоровью
Источник