Меню

Классификация отклонений психического здоровья

Классификация нарушений психологического здоровья детей
консультация по психологии на тему

Материалы для педагогов-психологов

Скачать:

Вложение Размер
klassifikatsiya_narusheniy_psihologicheskogo_zdorovya_detey.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация нарушений психологического здоровья детей

Преобладание ассимилятивного поведения

Преобладание аккомодативного поведения

Ч У В С Т В О Н Е З А Щ И Щ Е Н Н О С Т И

Основная причина – нарушение развития в младенчестве, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира.

Поведенческие проявления: часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях выкрикивает; проявляет обостренную тенденцию к лидерству.

Преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность.

Характерные проявления: дети заявляют о большом количестве источников страха; многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; страх наносит ущерб качеству жизни.

Ч У В С Т В О Н Е С В О Б О Д Ы, З А В И С И М О С Т И

Основная причина – отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам; подавление своих эмоций.

Поведенческие проявления: склонны к проявлению косвенной агрессии (насмешки, внезапные вспышки ярости, воровство, действия исподтишка); присутствует стремление ломать; проявляют радость при разрушении чего – либо; испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики; в общепринятом смысле почти неагрессивны; в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Причина – та же. Поведенческие проявления: дети стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами; очень стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибок; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; все эмоции переживают внутри; не могут проявить чувство гнева; остро реагируют на неуспех; имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях); при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?»; трудности вызывают творческие и незнакомые задания; испытывают трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Ч У В С Т В О О Д И Н О Ч Е С Т В А, П О К И Н У Т О С Т И

Основная причина – депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Цель – привлечь к себе внимание.

Поведенческие проявления: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости или воровству; проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду.

Замкнутость, уход в себя

Поведенческие проявления: на занятиях мечтают о чем – либо; снижено внимание;

в поведении отсутствует спонтанность, живость; невелико количество контактов со сверстниками; отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.

Если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и актуальной тревожности родителей является закрепление у ребёнка страха перед окружающим миром, то при наличии активной позиции (преобладании ассимиляции), в поведении ребёнка отчётливо проявится защитная агрессивность.

Прежде всего, стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение или черта личности. Агрессивное поведение присуще всем людям и является необходимым условием жизнедеятельности.

В некоторые возрастные периоды – раннем и подростковом возрасте – агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определённой степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития. Например, вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований. Агрессивность, необходимую для развития ребёнка, принято называть нормативной.

Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому проявлению агрессивного поведения, как черта личности формируется по разным причинам.

Защитной назовём агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закреплённое актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребёнку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.

Приведём поведенческие проявления защитной агрессивности ребёнка :

— часто конфликтует, дерётся;

— на занятиях и уроках выкрикивает;

— может проявлять обострённую тенденцию к лидерству.

Защитную агрессивность следует отличать от агрессивности, вызванной гиперактивностью. В последнем случае у ребёнка также бывает нарушено внимание, он постоянно отвлекается.

Если же у ребёнка преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность (аккомодативное поведение в конфликте), то у него возникают различные страхи.

Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Р. Мэй.

Он полагает, что рациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой скрытую тревогу.

Становится понятным, почему снятие одного страха может привести к появлению другого: устранение объекта не ведёт за собой устранения причины тревоги.

Как мы уже говорили, усугублению ситуации содействует наличие у самих родителей повышенного уровня тревоги и страхов. Более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (в полной эмоциональной слитности). В этом случае ребёнок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает ей компенсировать её собственные внутренние конфликты. Симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться, когда ребёнок вырастет.

Приведём характеристику детей со страхами:

— заявляют о большом количестве источников страха;

— многие страхи имеют постоянный характер;

— реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают;

— у ребёнка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха;

— страх наносит ущерб качеству жизни.

Если у ребёнка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.

Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия являются для ребёнка не просто нормальной, но особенно важной формой активности, являющейся предпосылкой его последующей успешной социализации.

Агрессивные действия ребёнка – это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том. что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребёнок столкнётся с неодобрением проявлений своего гнева, он будет делать всё, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер, остаётся внутри ребёнка, мешая здоровому росту.

Ребёнок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его собственное «Я» может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования.

Однако дети с активным стилем поведения находят способы проявления агрессии – косвенные – с тем, чтобы всё-таки заявить о своей силе и индивидуальности. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью:

— испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики («туалетных»);

— присутствует стремление ломать (рвать, резать);

— склонны к проявлению косвенной агрессии (например, ябедничают или действуют исподтишка);

— проявляют радость при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды);

— в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся);

— в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Если у ребёнка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном варианте у него возникают различные социальные страхи: он боится не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения, становится неуверенным.

И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не имеют возможности проявить чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают даже наличие у себя этого чувства. Но таким образом они как бы отрицают часть самих себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. Более того, у малышей пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения. В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию.

Поведенческие признаки детей с социальными страхами:

— стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами;

— очень стремятся к поощрениям:

— при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это – правильно?»;

— творческие или незнакомые задания выполнят хуже, чем задания по образцу или хорошо знакомые:

— присутствует страх ошибок (в частности, сильно беспокоятся на контрольных);

— не способны к агрессивным действиям;

— могут появляться расстройства речи (запинки);

— имеют развитое чувство долга, ответственности;

— обладают высокой эмоциональной чувствительностью;

— все эмоции переживают внутри;

— остро реагируют на неуспех;

— имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в

эмоционально напряжённых ситуациях);

— на уроках в значимых ситуациях могут действовать хаотично, испытывать трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Как мы уже говорили, в дошкольном возрасте для благополучного развития ребёнка особенно важны стабильные внутрисемейные отношения. Конфликты супругов, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Дети с активным стилем реагирования могут использовать различные способы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их, в отличие от уже описанных нами вариантов, — не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.

Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как воровство и лживость.

Поведенческие признаки детей с демонстративной агрессивностью:

— стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами;

— проявляют преимущественно вербальную агрессию;

— могут прибегать к лживости или воровству;

— проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду (девочки).

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.

При внимательном наблюдении за ними можно заметить существенные изменения в их поведении. Родители обращаются за помощью к психологу только в том случае, если у ребёнка возникают уже те или иные невротические или психосоматические проявления или ухудшается успеваемость в школе.

Поведенческие признаки замкнутых детей:

— на занятиях или уроках мечтают о чём-то, часто не слышать вопросов взрослых;

— в поведении отсутствует спонтанность, живость;

— невелико количество контактов со сверстниками.

Источник

Психотические сюрпризы и лечение психики

Наша психика – это сложноорганизованная структура. Не до конца изученная, она порой выдает нам не очень приятные сюрпризы в виде различных нарушений и сбоев. Они дезорганизуют нашу личность, поведение и эмоциональное состояние, внося в жизнь немалые трудности. Поэтому лечение психики – важный и сложный путь к восстановлению нашего «Я», требующий комплексного и длительного подхода.

Основы психики

Психика – это способность нашего мозга отражать объективную реальность для взаимодействия с внешней средой. Она состоит из нескольких предшествующих друг другу структур: свойств, процессов, качеств и состояний.

К психическим свойствам можно отнести такие понятия, как сила, спокойствие, уравновешенность. Под понятием психических процессов понимают эмоции, память, чувства, ощущения. Среди качеств психики выделяют интеллект, характер, темперамент, способности. К психическим состояниям относят, например, настроение.

Любые изменения в этих системах, не соответствующие нормальному адекватному реагированию, приводят к нарушениям психики и развитию психических расстройств.

Условно такие нарушения делят на синдромы. Основываясь на них, в дальнейшем диагностируется и строится лечение психического заболевания.

Различают следующие синдромы:

  • астения. Сопровождается быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью, лабильностью настроения. Такие люди крайне впечатлительны, отличаются сентиментальностью и раздражительностью. Для данного синдрома характерны частые головные боли и расстройство сна. В общем, астения сопровождается упадком сил, равнодушием к происходящему вокруг. Она не является патогномоничным симптомом, так как может сопровождать различные заболевания;
  • обсессии и компульсии. Главный критерий этих расстройств – навязчивость. Навязчивые мысли и действия сопровождают человека постоянно, нарушая его уклад жизни. Примером такого состояния является чрезмерная озабоченность чистотой. Человека постоянно посещают мысли о том, что все предметы вокруг просто кишат бактериями. Из-за этого у него развивается навязчивое желание и действие – постоянно мыть руки, иначе вирусы атакуют организм и вызовут смертельно опасную болезнь. К подобным нарушениям относят всевозможные назойливые страхи: темноты, пауков, большой высоты и т.д.;
  • аффекты. Самая распространенная группа психических нарушений. Аффективные расстройства сопровождаются сменой настроения в ту или иную сторону, его ухудшением или резким подъемом. Среди часто встречающихся нарушений этой сферы выделяют депрессии и мании;
  • сенестопатии. Это непривычные ощущения внутри и на поверхности тела, не связанные с каким-либо органным заболеванием. Проявляются в виде колющих, стягивающих, зудящих ощущений, чувства жжения, распирания, бульканья и т.д. Они имеют неопределенный характер. И часто больные используют собственные характеристики, чтобы обрисовать картину: чешется в голове, хлюпает в груди;
  • ипохондрия. Упорное убеждение в том, что у человека развивается какое-либо заболевание. Ни обследования, ни доводы врачей не могут его разубедить в этой уверенности;
  • иллюзии. Это искаженное восприятие реально существующих объектов. Они могут возникать и у здоровых людей. Разница между здоровыми и патологическими иллюзиями заключается в том, что последние появляются под действием сильных чувств. Чаще всего тревоги и страхи таковы: восприятие тени на стене, как ужасного чудовища, изображения на обоях – клубком змей;
  • галлюцинации. Восприятие того, чего нет в реальности;
  • бред. Основой бредового расстройства являются неадекватные суждения. Но они настолько стойкие и значимые для больного, что разуверить его в них не удается никаким способом;
  • кататония. Это двигательные нарушения, проявляющиеся возбуждением или неподвижностью, застыванием в одной позе;
  • изменение сознания. Включает в себя несколько видов нарушения: ориентировки в местности, во времени, в своей личности; мышления; памяти. Происходит потеря связи с реальностью, больные не могут дать объяснения происходящему;
  • слабоумие. Сопровождается снижением интеллектуальной деятельности, психических процессов в целом. Отсутствует возможность усваивать новую информацию, применять на практике уже имеющиеся знания.

Для специалиста очень важно уметь распознать подобные симптомы у больного. Ведь на их основе будет назначено специфическое лечение психических расстройств, причем для каждого синдрома существует индивидуальный подход.

Классификация психических расстройств

Психика человека требует коррекции и лечения в том случае, когда её состояние отличается от нормального. При этом говорят о психическом расстройстве.

Согласно МКБ 10 различают такие заболевания психики:

  1. Органические психические расстройства. Это нарушения психики, связанные с поражением тканей головного мозга. К его симптомам относят аффекты, снижение когнитивных функций, слабоумие, бред и галлюцинации, кататонии, нарушение эмоционального фона.
  2. Шизофрения и шизотипические расстройства. Для этих состояний характерны продуктивные и негативные симптомы. К продуктивным относят бред, галлюцинации, расстройства мыслительной деятельности. Из негативных проявлений выделяют скудность эмоций, бедность речи, отсутствие воли, удовольствия, мотивации и желания.
  3. Нарушения аффекта. Аффект – это проявление человеком его эмоций и чувств. Самое частое нарушение аффективной сферы – это депрессия. Она сопровождается пониженным настроением и неспособностью получить удовольствие. Различают послеродовую, алкогольную, сезонную, меланхолическую, острую, малую ее формы. К другим аффективным расстройствам относят дистимию (нарушение настроения), маниакально-депрессивный синдром.
  4. Маниакально-депрессивный синдром сопровождается чередованием вспышек депрессии и мании. Мания является обратно противоположным состоянием депрессии. Она проявляется выраженным повышением настроения, двигательным возбуждением и ускоренной психической деятельностью. Маниакальный синдром выделяют также как отдельную патологию.
  5. Невротические расстройства. Обратимые изменения психики, сопровождающиеся астеническим, навязчивым синдромами, истериями, а также снижением умственной и физической деятельности. Сюда относят неврозы, неврастении, обсессивно-компульсивные и тревожные расстройства.
  6. Расстройства поведения. Эта группа заболеваний включает в себя нарушения со стороны питания – анорексия, булимия, сексуальные расстройства, нарушения влечений.
  7. Патологические изменения личности и поведения в зрелом возрасте. Сюда относятся параноидные, шизоидные, диссоциальные, эмоционально неустойчивые, смешанные нарушения. Стойкое нарушение личности, патологии привычек, стремление к поджогам и воровству, нарушение половой идентификации и полового предпочтения.
  8. Умственная отсталость. Характеризуется снижением когнитивных функций и проявляется в легкой, средней и тяжелой степени.
  9. Нарушения психического развития. Проявляется в отставании речевого развития, навыков счета, письма и чтения, двигательных и психомоторных функций.
  10. Эмоциональные и поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.

С чего начать лечение

При подозрении на развитие психического расстройства требуется помощь психиатра. На приеме, после тщательного обследования, врач выбирает, каким образом больной будет получать лечение:

  • амбулаторно;
  • в стационаре;
  • диспансерный учет.

Согласно Статье 29 УК РФ, пациент может быть госпитализирован без согласия его и родственников в стационар, если его состояние обуславливает:

  • нанесение вреда себе и окружающим;
  • отсутствие возможности осуществлять элементарные действия самообслуживания;
  • ухудшение состояния, если больной не будет госпитализирован.

Раньше лечение душевнобольных не отличалось гуманизмом и деликатностью. Например, в 1936 году португальский врач Эгаш Мониш предложил способ лоботомии. То есть удаление некоторых частей мозга. После 20 проведенных операций, он огласил результаты. семь подопытных полностью излечились от душевного недуга, еще семь показали заметные улучшения. У остальных состояние осталось на прежнем уровне.

Удивительно, но этот метод приобрел большую популярность, а ее автор даже был награжден Нобелевской премией в области медицины.

В настоящее время терапия душевнобольных проводится в нескольких направлениях и имеет более щадящий подход:

  • фармакотерапия;
  • психотерапия;
  • социальная реабилитация.

Общие принципы медикаментозной терапии

Медикаментозная терапия – основной и наиболее эффективный метод лечения психических расстройств. И является приоритетным способом терапии в период обострения психического заболевания.

Ее успех основан на правильном выборе психофармакологических веществ, способе их введения, а также изменении терапии в зависимости от проявлений болезни. Каждый случай ее назначения должен быть клинически обоснован и опираться на индивидуальные особенности пациента и на симптоматику расстройства.

Следует понимать, что психотропные средства действуют постепенно, по накопительной. То есть, не стоит ждать моментального эффекта с первых дней лечения.

Очень важно строго придерживаться дозировки и курса приема препаратов, назначенных врачом. При самостоятельном снижении дозы или внезапной его отмене наблюдаются психические нарушения в виде выраженной тревожности, плохого сна, галлюцинаторных обострений, а также соматические расстройства, связанные с вегетативной дисфункцией. Возможно также развитие синдрома отмены и резистентности к препарату. Поэтому по достижении стойкого положительного результата, дозу медикамента следует уменьшать постепенно.

Только в случае безрезультатного длительного медикаментозного лечения практикуют резкую отмену лекарства, вводимого в повышенных дозах. Через небольшой промежуток времени терапию возобновляют с применением метода зигзага – быстрого увеличения дозы.

Уделяется внимание и безопасности лекарственного средства. Дело в том, что многие психотические препараты выдают побочные реакции. Наиболее частые из них – упадок сил, отсутствие побуждения к действию, апатия, заторможенность, снижение двигательной активности. Все это носит название «поведенческая токсичность». К тому же существуют такие средства, которые несовместимы с другими медикаментами, применяемыми для лечения соматических заболеваний. Поэтому врач стремится назначать средства, максимально безопасные для здоровья пациента. Исключая также риск передозировки.

Метод введения препаратов зависит от состояния больного. Они могут быть назначены перорально (таблетки, сиропы, суспензии) или парентерально (внутримышечно). В период обострения прибегают к непрерывному их введению. В этом случае хороший эффект дают внутривенные или внутривенные капельные инъекции.

Классификация психофармакологических средств

Выбор препарата для лечения психических расстройств зависит от его симптоматики. Различают следующие группы психотических средств:

Антипсихотическое воздействие, седативный эффект, снижение выраженности психомоторных реакций, купирование чувства страха,

Психозы, тяжелые психические расстройства

Антидепрессивный и стимулирующий эффект, снимают тревожность и раздражительность. Устраняют апатию, повышают настроение. Нормализуют сон и аппетит.

Депрессии, биполярное расстройство, навязчивые состояния, невроз, коррекция сна.

Транквилизаторы или анксиолитики

Устраняют тревожность и страх, проявляют успокаивающий и расслабляющий эффект, снотворное и противосудорожное действие

Биполярное расстройство, депрессия, дистимия, шизотипическое расстройство

Снотворное, успокаивающее, расслабляющее

Нормализуют метаболизм в тканях головного мозга. Улучшают умственную деятельность. Возобновляют когнитивные функции

Приобретенное слабоумие, невротические расстройства

Активизация психической активности. Ускоряют мыслительные процессы, устраняют вялость и сонливость. Улучшают работоспособность, настроение.

Астенический синдром при различных психопатологиях

Психотерапия

На этапе выздоровления, снижения выраженности симптоматики и становления ремиссии наиболее эффективным методом коррекции психического состояния больного является психотерапия.

Выделяют несколько ее видов:

На первых этапах работы с пациентом более действенной считается индивидуальная терапия. Она поможет наладить контакт с больным и снизить негативное отношение, если таковое имеется. На ее сеансах устанавливается интимная атмосфера и налаживаются доверительные отношения. Она дает возможность раскрыться пациенту, обсудить свою проблему со всех сторон.

Целью индивидуальной психотерапии является помочь человеку осознать свои планы на будущее, как можно быстрее их реализовать. Кроме этого, она позволяет скорректировать поведение пациента и обучить его новым поведенческим реакциям.

Существует множество разновидностей этого рода терапии:

  • когнитивно-поведенческая;
  • психоанализ;
  • суггестивная;
  • экзистенциальная;
  • телесная;
  • рациональная и т.д.

Особо выделяют когнитивно-поведенческую терапию, применяемую при множестве психических заболеваний. В ее основе лежит мнение о том, что психологические дисфункции человека связаны с его неправильными убеждениями и мыслями, а также стереотипным мышлением, которые отражаются на поведении больного. Но его можно скорректировать, благодаря поощрению желательных действий и игнорированием нежелательных.

Данный метод объединяет в себе 2 вида психической терапии: когнитивную и бихевиоральную. Его целью является донести до клиента ошибки его мышления и поведения, являющиеся причиной всех его бед.

  • расстройства личности;
  • аффективные расстройства;
  • гипомания;
  • невротические нарушения.

Применяется терапия и при обсессивно-компульсивных расстройствах. Как видно, такой метод лечения довольно деликатен, и позволяет решать проблему постепенно и осознанно.

Но не все идут подобным путем. Так, один американец, 19-ти лет от роду, имел навязчивую идею постоянно мыться. Однажды, не в силах больше терпеть своего поведения, решил вопрос кардинально: выстрелил себе в голову. Однако ожидаемого эффекта это не принесло. Парень не умер, а только лишь задел ту часть мозга, которая была в ответе за его навязчивость. После этого жизнь юноши полностью нормализовалась, а патология больше не возвращалась.

Примечание: такой метод лечения патологии является совершенной случайностью. Повторять не рекомендуется!

Семейная и групповая психотерапия

Групповая терапия подразумевает образование группы людей, которая находится под контролем психотерапевта. Участники группы общаются между собой о самом сокровенном, о чем не решались сказать ранее никому. Участники беседы рассказывают о своих проблемах, чувствах и переживаниях. Раскрываясь перед другими, они познают себя, свой мир, ищут решения своих проблем. Основа успешной групповой терапии – это искренность в высказываниях.

Семейная терапия основывается на мнении, что семья – это целостная структура, которая живет по своим законам. Взаимоотношения ее членов между собой играют особенную роль в динамике психического расстройства одного из них.

Семейная психотерапия позволяет проанализировать отношения в семье и выяснить, что именно накладывает отрицательный отпечаток на пациента, и заставляет его включать компенсаторные механизмы, чтобы пережить конфликтность в семье.

Установлено, что самая частая проблема семейных отношений – копирование супругами моделей поведения их родителей. Они перекладывают на супруга и детей те же действия, которые осуществляли их матери или отцы. То есть, это своего рода перенос. И партнер по браку или ребенок воспринимается в особом, в основном, не лестном свете (капризный, требовательный, тиран и т.д.). Из-за этого потом появляются трудности в семейных отношениях, накладывающие деструктивный отпечаток на психику одного из ее членов.

Наряду с психотерапией, пациентов с психическими расстройствами в стадии ремиссии подвергают социальной реабилитации. Она дает им возможность выработать элементарные навыки поведения. Например, уход за своим внешним видом, уборка в квартире, поход в магазин, поездки в транспорте, а также получение знаний, которые помогут пациентам окончить школу или получить профессию.

Помощь на дому

После выписки из стационара или при условии легкого течения заболевания пациент может получать терапию дома.

Амбулаторное лечение включает в себя два варианта:

  • консультативно-лечебную помощь;
  • диспансерный учет.

Консультативно-лечебная форма является добровольной и оказывается пациентам в случае, когда они сами обратились за помощью. Больные имеют на это право всегда, когда чувствуют потребность. Такой формат отношений устанавливается при легком расстройстве и благоприятном прогнозе. В эту также группу могут попасть пациенты со стойкой ремиссией.

Больные при консультативно-лечебной форме помощи имеют минимальные ограничения. У них отсутствует возможность поступить на контракт в армию, работать в силовых структурах или состоять на государственной службе.

Диспансерный учет – это принудительная форма амбулаторной помощи. Человек обязан регулярно посещать участкового врача-психиатра или же медик приходит к нему. Как правило, такому наблюдению подлежат пациенты с хроническими расстройствами, сопровождающиеся тяжелыми проявлениями. Чаще всего это нарушения с бредом и галлюцинациями. А также те расстройства, которые дезадаптируют человека в обществе.

Такие больные лишены возможности получить водительские права или разрешение на хранение оружия. Им противопоказана работа с детьми, особо опасные профессии и материально ответственные должности, госслужба. Трудовые ограничения устанавливаются на 5 лет, после чего могут быть пересмотрены.

Если у пациента 3 года наблюдается стойкая ремиссия, с него снимают диспансерное наблюдение, но при условии, что он на протяжении всех этих лет регулярно посещал врача.

Психические расстройства затрагивают самые разные структуры нашей психики. И ее лечение – длительный и трудоемкий процесс. Он требует немалых усилий и терпения. Но, подходя к вопросу комплексно и со всей ответственностью, это наверняка позволит достичь положительных результатов или обрести полную гармонию с самим собой.

Источник

Читайте также:  Здоровье для торгового представителя
Adblock
detector