Классификации нарушений психического здоровья
В большинстве классификаций психических болезней неизменно приводятся три основных вида патологии психики:
— эндогенные психические болезни, в возникновении которых участвуют экзогенные факторы;
— экзогенные психические болезни, в возникновении которых участвуют эндогенные факторы;
— состояния, обусловленные патологией развития.
Причинно-следственные отношения в двух основных группах психических болезней — эндогенных и экзогенных — не абсолютно противоположны. Экзогенные факторы (инфекции, интоксикации, травмы, психогении, социальные вредности) в том или ином виде участвуют в возникновении или течении эндогенных психических заболеваний, предрасполагая к ним, провоцируя болезненный процесс, видоизменяя и отягчая его развитие. В свою очередь эндогенные факторы также участвуют в возникновении и течении всех экзогенных психозов. Экзогенные психозы возникают, как правило, не у всех подверженных той или иной вредности (инфекция, интоксикация, травма, психогения), а у некоторых конституционально предрасположенных людей при скрытой готовности к возникновению психоза.
Приводимая здесь классификация психических заболеваний, как и многие другие в нашей стране и за рубежом, несовершенна и весьма условна, что связано в первую очередь с недостаточностью знаний о причинах (этиологии) и патогенезе многих психических расстройств. От многих зарубежных классификаций и МКБ ее отличает нозологический принцип построения. Однако и в этой систематике он соблюдается в пределах, обоснованных развитием научной психиатрии и медицинской науки в целом. Эти пределы делают понятным, почему, несмотря на последовательно этиологическую основу, классификация остается смешанной, частично отражая и патогенетический, и органопатологический, и клинико-описательный подходы. Здесь отдана дань и некоторой терминологической традиции (эндогенный, экзогенный, органический, симптоматический и т.п.), что облегчает использование классификации в практике и сопоставление с существующей психиатрической литературой.
В некоторых классификациях более или менее жестко все болезни разделены на эндогенные и экзогенные. В данной систематике выделены промежуточные группы заболеваний — эндогенно-органическая и экзогенно-органическая.
В группу эндогенно-органических заболеваний, с одной стороны, включены болезни типа эпилепсии, которую в рассматриваемом аспекте с равным успехом можно отнести и к эндогенным, и к экзогенным заболеваниям. Однако в ее основе лежит органический мозговой процесс, проявляющийся клинически достаточно очерченным эпилептическим синдромом, что позволяет на современном этапе наших знаний выделять эпилепсию как единую болезнь. С другой стороны, в эту группу включены заболевания, характеризующиеся прежде всего развитием органического процесса в мозге, генез которого в значительной степени обусловлен эндогенными (генетическими) механизмами, хотя и недостаточно изученными. К этой группе отнесены атрофические процессы, особые формы психозов позднего возраста, сосудистые заболевания, а также системные наследственные формы патологии головного мозга.
В группу экзогенно-органических болезней входят заболевания, в развитии которых большую роль играют внешние факторы, но генез болезни в целом, ее клинические проявления и особенности течения определяются в основном формированием органического мозгового процесса.
Группа экзогенных заболеваний объединяет психические расстройства, в генезе которых существенную роль играют внемозговые биологические факторы — общие заболевания организма, при которых мозг поражается наряду с другими органами, расстройства, обусловленные вредностями внешней среды (интоксикации, инфекции). Биологический характер этих вредностей позволяет отграничить указанные заболевания от психогенных расстройств.
Все перечисленное составляет основу преемственности приводимой нами классификации и классификации, опубликованной в «Руководстве по психиатрии», вышедшем под редакцией А.В.Снежневского в 1983 г. Вместе с тем прошедшие почти два десятилетия и накопленные за это время новые научные данные позволяют сейчас представить несколько измененную систематику. Она отражает как расширение наших знаний в области клинической психиатрии, так и сближение точек зрения отечественных специалистов с некоторыми концепциями зарубежных психиатрических школ. Нельзя не заметить, что такое сближение происходило на основе интенсификации международного сотрудничества в области клинической и биологической психиатрии, в том числе в процессе подготовки МКБ-10.
Изменения отечественной классификации коснулись практически всех основных групп болезней. Группа эндогенных психозов в этом отношении не составила исключения, поскольку до настоящего времени не существует их единой классификации, объединяющей клинические позиции и нозологические концепции разных национальных школ. Составители настоящего руководства сочли целесообразным внести терминологические изменения, заменив название «Маниакально-депрессивный психоз» на более широко используемое в мировой психиатрии «Аффективные заболевания» с выделением подгрупп «Аффективные психозы» и аффективные расстройства непсихотического уровня — «Циклотимия» и «Дистимия». Кроме того, в эту же группу болезней впервые введены «Шизоаффективные психозы», несмотря на всю дискуссионность их нозологической самостоятельности и, несомненно, промежуточное положение между шизофренией и аффективными заболеваниями. Основанием для этого послужила частота такого рода расстройств в клинической практике, попытка их выделения во многих национальных классификациях, а также, несомненно, существующие особенности клинических проявлений, течения и лечения.
В группе эндогенно-органических заболеваний отражена современная точка зрения на атрофические процессы головного мозга, согласно которой болезнь Альцгеймера и сенильная деменция объединены понятием «деменции альцгеймеровского типа», которые входят в группу «Дегенеративных (атрофических) процессов головного мозга», характеризующихся сходным биологическим субстратом заболевания.
Наибольшие изменения внесены в группу психических нарушений, которые в более ранних отечественных систематиках традиционно выделялись как «Психогенные заболевания». Прогресс в области изучения клинических проявлений и условий возникновения соответствующих расстройств дает достаточно оснований для более дифференцированного подхода к их классификации с выделением таких самостоятельных групп болезней, как «Психосоматические расстройства», «Психогенные заболевания» и «Пограничные психические нарушения».
Понятием «психосоматические расстройства» объединяется группа состояний, характеризующихся «перекрыванием» (сочетанием) симптоматики, отражающей нарушения как психической, так и соматической сфер организма и выходящих за рамки соматогений в виде симптоматических психозов и психогенных реакций на соматические заболевания. Выделение группы психосоматических расстройств, знаменующее тесную связь психиатрии с общей медициной, подчеркивает необходимость взаимодействия психиатров с интернистами в диагностике и лечении заболеваний.
В группе «Психогенные заболевания» объединены психотические и непсихотические расстройства, составляющие подгруппы «Реактивные психозы» и «Посттравматический стрессовый синдром». Расшифровка последнего в рамках психогенных заболеваний должна облегчить врачам сопоставление этого понятия с традиционными для отечественной психиатрии обозначениями различных вариантов «реактивных состояний».
В группу «Пограничные психические нарушения» включены не только типичные невротические расстройства, но и личностная патология — «Расстройства личности», которые в предыдущей классификации были отнесены к группе «Патология психического развития» (как психопатии). Понятие «расстройства личности» вместо определения «психопатии» стало вводиться в психиатрическую литературу с 70-х годов. Было признано, что термин «расстройство личности» точнее отражает имеющиеся у больных нарушения, не заключая в себе отрицательного социального смысла, который свойствен представлениям о психопатиях. Как синоним «психопатий» термин «расстройства личности» употребляется в МКБ-9 и МКБ-10. Под определением «расстройство личности» (психопатии) в предлагаемой классификации имеется в виду необходимость его отграничения как от акцентуаций характера и личностных девиаций — крайних вариантов нормы, так и от вторичных личностных расстройств (нажитых психопатических состояний), относимых к другим группам болезней (например, от психопатоподобного дефекта при шизофрении).
Более широкий спектр расстройств отражен в группе «Патология психического развития». Сюда включены задержки психического развития разной степени выраженности и вовлеченности различных психических функций — тотальные («умственная отсталость») и парциальные. И, кроме того, выделяются «Искажения психического развития». К последним в настоящее время относят не только аутистические первазивные расстройства, но и более легкие проявления дизонтогенеза, в частности, установленные у детей из групп высокого риска по психическим заболеваниям.
Классификация психических заболеваний
Эндогенные психические заболевания
Шизофрения Аффективные заболевания
Шизоаффективные психозы Функциональные психозы позднего возраста
Дегенеративные (атрофические) процессы головного мозга Деменции альцгеймеровского типа Болезнь Альцгеймера Сенильная деменция Системно-органические заболевания Болезнь Пика Хорея Гентингтона Болезнь Паркинсона
Особые формы психозов позднего возраста Острые психозы Хронические галлюцинозы Сосудистые заболевания головного мозга Наследственные органические заболевания
Психические нарушения при травмах головного мозга Психические нарушения при опухолях головного мозга Инфекционно-органические заболевания мозга
Экзогенные психические расстройства
Наркомании и токсикомании
Психические нарушения при соматических неинфекционных заболеваниях Психические нарушения при соматических инфекционных заболеваниях Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами, бытовыми и промышленными токсичными веществами
Психосоматические расстройства Психогенные заболевания
Реактивные психозы Посттравматический стрессовый синдром
Пограничные психические нарушения
Истерические нарушения невротического уровня Расстройства личности
Патология психического развития
Умственная отсталость Задержки психического развития Искажения психического развития
Источник
Семинар-практикум «Виды нарушений психологического здоровья у дошкольников»
Алеся Владимировна Шамрай
Семинар-практикум «Виды нарушений психологического здоровья у дошкольников»
Виды нарушений психологического здоровья у дошкольников
Нарушение психического здоровья у дошкольников проявляются: в поведении, в эмоциях, в общении.
Рассмотрим такие психологические состояния как:
-психоэмоциональные нарушения (тревожность, страх, подавленное состояние, замкнутость)
Агрессивные проявления у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, касанием, драчливостью. К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х — 3х лет попадают в детские сады, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
— стремление привлечь к себе внимание сверстников;
— стремление получить желанный результат;
— стремление быть главным;
— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство
Фрустрация (лат frustratio — обман, расстройство) — психическое состояние человека, обусловлен непреодолимыми трудностями на пути к цели или удовлетворения собственных потребностей и желаний.
Проявляется она как агрессия (на фрустратора, на воображаемую причину, на себя) или как депрессия. В состоянии агрессии ребенок переживает гнев, ярость, стремление физической расправы с противником; Если ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или постоянно изображает страшные сны — это сигнализирует о ее эмоциональное неблагополучие Оно может проявится в не довольствии ребенка в общением с взрослыми (родители) и сверстниками, дефицитом человеческого тепла, ласки, расстройствами в семье Симптомами фрустрации является тревожно-пессимистические ожидания, неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с возможным негативным отношением взрослого Все это провоцирует у него упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть серьезным психологическим барьером между ним и взрослыми.
У избалованных детей, при отсутствии или ограничении чего-либо, часто возникает фрустрация. В этом состоянии человек испытывает особое сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается, как крайняя досада, озлобленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.
Поведение ребенка в ситуации фрустрации является значимым показателем его личностного развития. Структура родительской семьи оказывает влияние на тип реакций детей в ситуации фрустрации. Дети, воспитывающиеся в полных семьях, в своих ответах чаще подчеркивают наличие препятствия, а дети, воспитывающиеся в неполных семьях, напротив, ориентируются в ответах.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, выпячивает в ситуациях мнимой или реальной угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленный на источник данной ситуации.
Появление страхов зависит от жизненного опыта ребенка, уровня развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, волнения, тревожности, застенчивости, неуверенности часто предопределяют боль, др. инстинкт самосохранения зависимости от сложившейся ситуации,степени ее опасности и индивидуальных особенностей человека он может приобретать разной интенсивности: от легкого опасения до ужаса. Для ребенка дошкольного возраста невыносимая даже короткая разлука с матерью, поэтому он плачет, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть ближе к ней. Страх темноты и одиночества не в возникает, если ребёнок привык спать в неосвещенной комнате, часто страхи проявляются перед сном. Поэтому после ужина нужно позаботиться об уюте и покое вокруг ребенка Перед сном неуместны шумные игры, просмотры фильмов, чтение сказок, сюжеты которых способны спровоцировать страх. Предотвращают страхам эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям ребенка, готовность всегда помочь ребёнку преодолевать страх. Нельзя стыдить ребенка за страх, который он переживает, ведь страх и стыд взаимосвязаны. Боясь насмешек, он скрывает страх, который не только не исчезнет, но и усилится.
От 3-х до 5-6-ти лет дети переживают страхи, которые часто переходят в навязчивые формы, подобные невротических состояний их могут вызывать высокая эмоциональность, богатое воображение. Такие страхи течение 3-4-х недель исчезают. Часто они могут быть вызваны необдуманными поступками взрослых, например ошибками в умственном воспитании, которые обуславливают снижение уровня в ориентации, в социальной среде. Во избежание страхов необходимо давать правильные ответы на то, что интересует и беспокоит ребенка, обогащать его знания о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, сложной обстановке, ребёнка пугает (например, войти в темную комнату, нужно участвовать в совместной деятельности, словом и поступком вселять уверенность, поддерживать его конструктивные попытки, вместе радоваться детскими достижениями.
Замкнутость проявляется в поведении детей достаточно рано. В раннем возрасте она обычно имеет такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими—либо изменениями в жизни ребенка (поход в зоопарк, поездка в гости т. п.).
Для замкнутых детей характерен также страх перед другими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к своей матери (или лицу, ее заменяющему). Они очень тяжело переносят расставание с ней (например, приходя в детский сад) г-г болезненно реагируют даже на непродолжительное ее отсутствие.
Замкнутый ребенок чувствует себя неуютно и в группе сверстников: как правило, ритм жизни окружающих детей (частая смена видом деятельности, шумные коллективные игры и др.) не соответствуют его собственному ритму. На первый взгляд, такой ребенок очень самодостаточен и не нуждается в общении с окружающими.
Основные факторы, влияющие на поведение ребенка,характеризующееся как замкнутое:
l) природные особенности (например, тип темперамента);
3) влияние окружающих (сверстников, воспитателя);
Важным фактором, влияющим на нарушения поведения ребенка, на возникновение у него проблем в эмоционально—волевом развитии, является семья и типы воспитания ребенка.
Одним из основных нарушений психологического здоровья у дошкольников являются:
-нарушение физической и психологической активности ребёнка
Вредные привычки — это ковыряние в носу, грызение ногтей, сосание пальца, сосание верхней, нижней губы, кусание губ, накручивание волос на палец, подергивание края уха, бровей. А также жевание одеяла, простыни, карандашей и ручек, волос, одежды и так далее. Вредные привычки -отличная «замена счастью». Они восполняют ребенку недостаток положительных эмоций.
Самая распространенная «вредина»- сосание пальца. Удовлетворение от сосания ребенок получает с самого рождения, это первый в жизни человека рефлекс. Так как сосание ассоциируется у ребенка с комфортом и защитой, он при помощи сосания голод утоляет и успокаивается. Кстати, жевание одеяла, простыни, карандашей и ручек, волос, одежды-все «из этой же серии». Попытка расслабиться и успокоиться может выливаться и в других «вредных» привычках — грызение ногтей, обкусывание кожи, дергание за ушко, носик и т. д. Все это признаки того, что ребенок нервничает.
Ребенок-это маленький человек. Семья, друзья, группа в детском саду-до школы это и есть его маленький мир. Все, что происходит внутри этого мира, отражается на ребенке. Чтобы выяснить, почему ребенок нервничает,нужно понять, что происходит в его маленьком мире.
«Проблема отцов и детей», а также наблюдение за домашними ссорами чаще всего расстраивает ребенка. Поэтому, во-первых, восстановите мир в семье. Это единственное верное решение. Если в семье все спокойно, выясните, что происходит с ребенком в саду. Уточните у воспитателей, нет ли у вашего ребенка проблем с другими детьми из группы, с самими воспитателями? Необходимо сначала поговорить с воспитателями, если разговоры не помогли, необходимо сменить группу.
Просмотр телевизора должен занимать у ребенка 15-30 минут в день. Телевизор «раздражает» детскую неокрепшую психику. Не важно,что смотрит ребенок: новости или мультфильмы- это одинаково тормошит нервную систему малыша. Так же беспокойство у малыша вызывает невнимание к нему родителей или гиперопека с их стороны.
Когда выявлена причина «вредной» привычки, необходимо заняться следствие. Не мажте пальчик ребенка перцем или горчицей, и не бейте ребенка по рукам. Этим вы победите симптом, но проблема выльется в другую «вредину».Увидев, что ваш ребенок занят «врединой», спокойно отвлеките его. И так каждый раз. Главное — сохранять спокойствие! У детей раннего и младшего школьного возраста важно и нужно бороться с «вредными» привычками. Уделяйте ребенку больше нежного внимания, развивайте его самостоятельнось, веру в свои силы. Также важно постоянно общаться с воспитателями, чтобы знать о поведении ребенка в группе.
Нарушениемвнимания и активности формирование навыков саморегуляции осложнено следующими характерными проявлениями:
1)неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
2) снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;
3) частые забывания того, что нужно сделать;
4) повышенная отвлекаемость,повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;
5) еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
6) неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д.
7) частые драками с другими детьми (причина — не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать).
Проявление признаков нарушения внимания и активности приводит в дальнейшем к дезадаптации. Поэтому формирование навыков самоконтроля является одной из приоритетных задач коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением активности и внимания. Одним из эффективных методов формирования навыков саморегуляции детей является релаксация. Кроме того, формирование начальных навыков саморегуляции предусматривает освоение некоторых начальных навыков релаксации. Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре. Так как, ведущий вид деятельности в этом возрасте – это игра.
Семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей» В структурном подразделении детском саду «Лучик» в октябре 2016 года проходил семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников» Семинар для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников». — Сегодня я хочу вас пригласить в мастерскую художника. Где мы с вами.
Семинар-практикум для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада» Цель семинара: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей. Задачи: формирование у педагогов.
Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду» Семинар – практикум Тема: «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду». Одной из основных форм общения воспитателей.
Семинар-практикум «Кинезиологические упражнения для дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему: «Кинезиологические упражнения для дошкольников». Мне бы хотелось,.
Семинар-практикум «Кинезиологические упражнения для дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему: «Кинезиологические упражнения для дошкольников». Мне бы хотелось,.
Семинар-практикум «Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста» «Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста» Слайд №3. Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях.
Семинар — практикум «Профилактика плоскостопия у дошкольников» для педагогов и специалистов ДОУ В начале семинара сообщение инструктора по физической культуре о проблеме плоскостопия у детей. Ухудшение состояния здоровья детского населения.
Семинар-практикум: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как фактора психологического здоровья» Семинар-практикум для педагогов: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как фактора психологического здоровья».
Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС до» Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного.
Источник