Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
статья
Инклюзивное образование, значимость тьюторского сопровождения в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoe_soprovozhdenie_detei_774_s_ovz.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
На сегодняшний день в системе инклюзивного образования происходят большие преобразования. Все изменения и новшества гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута.
В настоящее время дети с ОВЗ могут обучаться как в специализированных образовательных организациях, так и в обычной школе, что помогает развивать толерантность и ответственность здоровым детям при совместном обучении их с детьми с ОВЗ.
Включая детей с ОВЗ в образовательные организации общего типа, коллектив должен решать возникающие задачи, такие как :
- создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех обучающихся;
- помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, обучающихся, родителей.
Для решения этих задач в условиях инклюзивной школы возникает необходимость в тьюторстве, которое становится важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения.
В настоящее время в России должность «тьютор» закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования приказами Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 216-н и 217-н, зарегистрированных в Минюсте РФ от 22.05.2008 № 11731 и 11725 соответственно.
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду, это педагог, осуществляющий индивидуальную работу с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации, он помогает самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности. Далеко не каждый педагог может выполнять функции сопровождающего ребенка с ОВЗ. Круг должностных обязанностей тьютора на языке квалификационного справочника выражается через глаголы — организует, координирует, распределяет, создает условия, способствует, участвует и т. д.
Объектом сопровождения становиться сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду. Кроме того, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ОВЗ в современном мире».
Предоставление услуг тьютора определяется исходя из особенностей поведения ребенка, необходимости помощи в реализации АОП при составлении индивидуального учебного плана.
Особенности сопровождения детей с ОВЗ различных категорий.
Дети с ОВЗ, поступающие в образовательную организацию, имеют разные нарушения развития : нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, задержкой и комплексными нарушениями развития. Различия чрезвычайно велики : от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимыми тяжелыми нарушениями; от детей, способных при поддержке обучаться на равных со сверстниками, или нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. В ходе развития ребенка также возникают вторичные по своему характеру нарушения. Поэтому уровень психического развития будет зависеть от качества его дальнейшего развития и воспитания.
На развитие ребенка с ОВЗ влияют следующие факторы :
1. Вид нарушения (тип).
2. Степень и качество первичного дефекта.
3. Время возникновения первичного дефекта.
4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.
Таким образом, тьютору необходимо понимать и учитывать не только индивидуальные особенности ребенка, но и особенности, вызванные его нозологией. Тьютор должен знать основную специфику работы с конкретным ребенком, а также знать, к кому из необходимых ребенку специалистов он сможет обратиться в случае необходимости.
Этапы организации тьюторского сопровождения. Индивидуальное сопровождение тьютором ребенка, поступившего в образовательную организацию, имеет общие этапы, которые подходят как для детей с ОВЗ, так и детей с нормой:
- сбор информации о ребенке;
- анализ полученной информации и собственные наблюдения;
- совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;
- решение поставленных задач;
- анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.
Дальнейшая работа с ребенком ведется в случае выявления проблем или особенностей в развитии ребенка.
Существуют этапы сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках инклюзивной практики в образовательной организации.
1. Предварительный этап : запрос на сопровождение, заявление родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой, утвержденным образовательным маршрутом.
2. Знакомство и установление контакта : знакомство с ребенком и его семьей, с особенностями ребенка, его интересами, сильными и слабыми сторонами своего подопечного; наблюдение за ребенком и его окружением; знакомство с деталями, касающимися поведения ребенка, уровнем развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.
3. Этап адаптации : ведется повседневная, последовательная работа тьютора и обучающегося по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, включение ребенка в учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией также понимается приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с особенностями развития.
4. Основной этап . В условиях постоянного получения положительной эмоциональной поддержки ребенок успешнее адаптируется к новой для него среде. Тогда ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов. Работа тьютора на данном этапе направляется в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения, а также на поддержку мотивации ребенка, возможности почувствовать свои успехи.
На данном этапе проводится диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП.
5. На завершающем этапе тьютор постепенно выходит из посреднической роли, предоставляя ребенку максимальную самостоятельность в учебе с последующей оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием эффективности его работы. Тогда уменьшение нуждаемости ребенком в тьюторе, позволит специалисту помогать и другим детям тоже.
В целях эффективности работы тьютора и охвата большего количества детей, подбирать детей в детский коллектив желательно, учитывая их особенности и специфику нарушения, то есть, например, чтобы в классе не оказалось двух и более гиперактивных учеников. Если тьюторант (обучающийся, реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу) уже начинает справляться с занятиями самостоятельно (например, на уроках физкультуры, труда, то тьютор в это время может заниматься индивидуально с учеником, который пока не имеет достаточного уровня самоконтроля.
Таким образом, в условиях инклюзивной практики, есть необходимость в развитии тьюторства, так как оно является важным ресурсом создания гибкой, эффективной, ориентированной на ребенка с ОВЗ системы образования. Тьюторство будет способствовать повышению качества образования в условиях инклюзии, успешной адаптации к жизни в обществе и включении ребенка в образовательный процесс с наибольшей самостоятельностью.
Источник
Проект тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения
проект
Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие вопросы в организации образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка с ОВЗ, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Тьюторство — это практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал ребенка, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Дети с ОВЗ могут социально адаптироваться лишь при условии включения их в среду сверстников начиная с дошкольного возраста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их психофизического развития (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская).
Актуальность использования тьюторского сопровождения заключается в его способности обеспечении доступной, эффективной и качественной образовательной развивающей среды. Тьюторская работа по реализации индивидуальной образовательной программы предоставит возможность дошкольникам стать активным и инициативным участником образовательного процесса, создаст условия для проявления индивидуальности, самостоятельности, готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoe_soprovozhdenie.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект тьюторского сопровождения детей с ОВЗ
в условиях дошкольного учреждения
(на примере МБДОУ «Детский сад № 1 «Золотой ключик Мордовского района)
Перспективность процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
В связи с этим на первый план в основе жизненной позиции общества должна стать толерантность, а именно возможность развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.
Дошкольный уровень образования задает старт для освоения последующих уровней, в частности, начального общего образования, который начинается по достижении детьми возраста 6,5 -7 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет (ст. 65. Закона №273 – ФЗ).
Практика инклюзивного образования доказывает необходимость организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации специального ФГОС для детей с ОВЗ и преемственности дошкольного и начального общего образования детей с особыми жизненными потребностями.
Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие вопросы в организации образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка с ОВЗ, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Тьюторство — это практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал ребенка, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Дети с ОВЗ могут социально адаптироваться лишь при условии включения их в среду сверстников начиная с дошкольного возраста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их психофизического развития (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская).
Актуальность использования тьюторского сопровождения заключается в его способности обеспечении доступной, эффективной и качественной образовательной развивающей среды. Тьюторская работа по реализации индивидуальной образовательной программы предоставит возможность дошкольникам стать активным и инициативным участником образовательного процесса, создаст условия для проявления индивидуальности, самостоятельности, готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
Целью проекта является организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях специально организованной адаптированной среды, позволяющей обеспечить доступность дошкольного образования, повышение качества жизни, развития, воспитания, обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ, а также создание толерантной среды в детском коллективе, обеспечивая интеграцию детей с ОВЗ в позитивное устойчивое социальное окружение, для установления детского и семейного благополучия.
- Организовать работу по проведению мониторинга учета детей-инвалидов, проживающих в близлежащей территории к ДОУ, нуждающихся в тьюторском сопровождении.
- Создать в ДОУ специальных условий для получения доступного качественного дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, позволяющими интегрировать детей в позитивное социальное окружение.
- Обеспечить внедрение дистанционной формы обучения детей-инвалидов.
- Привести в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере образования образовательные программы дошкольного образования, а также разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВ.
- Обеспечить взаимодействие с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью оказания им квалифицированной помощи в воспитании и развитии детей.
- Обоснованы пути и средства, технологии и условия тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, обеспечивающие доступность дошкольного образования, в т.ч. для детей в возрасте до 3 лет.
- Разработана адаптированная образовательная программа воспитания, обучения и развития детей с нарушением речи, как неотъемлемая часть создания интегративного образовательного пространства, обеспечивающего полноценное развитие и успешную социализацию дошкольников с нарушением речи в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка, в процессе тьюторского сопровождения.
Основные идеи проекта
1. Построение системы комплексного обучения детей с ОВЗ в ДОУ.
2. Создание тьюторского сопровождения как основы взаимосвязанных действий специалистов ДОУ в единую систему для получения доступного качественного дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
3. Разработка медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение процесса обучения ребенка с ОВЗ.
4. Развитие вариативных форм воспитания и развития детей с ОВЗ, координируемых тьютором, а именно:
— индивидуальная форма обучения на дому, с целью оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в усвоении программы дошкольного образования, находящихся в условиях вынужденной изоляции;
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагоги- ческой работы в МБДОУ является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (ландшафтная оздоровительно-профилактическая дорожка, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, игротека, музыкально-театральная и сенсорная среда).
Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, тьютора и других специалистов, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.
1. Подготовительный или аналитический этап.
1.1. Постановка проблемы, создание условий для её решения;
— анализ научно-методической литературы по вопросам проектной деятельности и практике тьюторства, выделение противоречий в практике образования;
— проведение опроса среди педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения на предмет определения социального заказа на сопровождение проектной деятельности;
1.2. Подбор диагностических методов для изучения проектной деятельности педагогов, готовности к инновации, факторов стимулирующих и препятствующих проектной деятельности.
1.3. Составление списка участников тьюторского сопровождения.
1.4. Разработка рабочих документов тьютора, таких как журнал индивидуальной и групповой работы тьютора, дневник педагога, отражающий продвижение педагога по собственному образовательному маршруту.
2. Диагностический этап :
— изучение реального уровня проектной культуры педагогов, готовности к инновационной деятельности, определение факторов, препятствующих и стимулирующих освоение проектной деятельности.
3. Основной этап:
3.1. Разработка индивидуальных маршрутов педагогов по освоению проектной деятельности:
— обсуждение результатов диагностики в процессе индивидуальных консультаций с педагогами;
— повышение мотивации на устранение пробелов в проектной деятельности посредством обсуждения личных мотивов участия в проектной деятельности;
— составление карты маршрута развития и реализации проектной деятельности (обсуждение тем обучающих семинаров, мотивация на посещение семинаров, самостоятельное изучение проблематики проектной деятельности);
— обсуждение этапов сотрудничества тьютора и педагога, обсуждение графика встреч с тьютором с целью решения актуальных проблем по проекту. 3.2. Повышение уровня знаний и навыков проектной деятельности педагогов: — разработка программы по проектной деятельности с использованием элементов программы «Intel – обучение будущего» и программы Л. В. Бех «Основы развития проектной деятельности дошкольных работников»;
— изучение основ проектной деятельности на лекциях и семинарах по запросу педагогов;
— выполнение самостоятельных заданий;
— обсуждение актуальных проблем проектной деятельности, устранение индивидуальных пробелов в представлениях о проектной деятельности в процессе индивидуальных консультаций.
4. Заключительный этап
Основное содержание деятельности: подведение итогов реализации проекта, оценка эффективности модели тьюторского сопровождения, описание опыта работы, составление методических рекомендаций, представление результатов работы.
Методы: анализ, экспертная оценка, презентации.
Тьюторское сопровождение создаст условия для активности каждого воспитанника, для развития его самостоятельности к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных способностей.
Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
- Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, поэтому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько стало и т.п.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
- Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми – игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, привести ребенка с коридора или спальни (уходят уединяются, когда устают). Например, когда мальчики играют в футбол, дать пасс Роме, игра в семью с девочками, Рома моет посуду, то есть выполняет то, что ему посильно;
- Методы расслабления — физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа – позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица – артикуляционные упражнения – «улыбка, часики, гримасы и в области кистей рук – пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
- Дидактические игры – игры на развитие познавательной деятельности – сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность – это настольные игры, пазлы, конструирование.
В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за действиями ребенка, но со временем давать больше самостоятельности в выполнении различных действий.
Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом – идем в туалет – картинка с туалетом, моем руки – картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус). Можно использовать карточки для того, чтобы ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с одной деятельности на другую или переход из-за столов на коврик.
2. Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок с ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.
4.Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.
5. Активные приемы рефлексии — самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: у Ромы сегодня хорошо получилось то, то…и использовать похвалу или поощрение (жетончики);
6. Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, то есть смена деятельности;
7. Привлечение других детей – выбираем ответственного смотреть за ребенком с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора, спальни, если долго находится в туалете, проверить и объяснить, что нужно выходить.
Источник