Меню

Кейс технологии по теме витамины

Применение кейс технологий на уроках биологии
презентация к уроку на тему

Скачать:

Вложение Размер
primenenie_keys_tehnologii_na_urokah_biologii.pptx 88.91 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Применение кейс технологии на уроках биологии. Ковалёва Ю.Д. Учитель химии и биологии МБОУ « Усть -Бакчарская СОШ»

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

К кейс-технологиям , активизирующим учебный процесс относятся: метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа.

Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Пример. Например, для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Алевтина Григорьевна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт. — Что это. – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничной клетки. Соседка сказала, что, скорее всего это грибы». Вопросы к тексту: Могут ли это быть грибы? А другие организмы (например, растения)?

Метод разбора деловой корреспонденции . Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Пример: Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка? Вопросы: Какую зависимость проследил Н.И. Лунин? Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява? Какие документы могут в этом помочь? Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов. Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, Перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих.

Метод ситуационного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Пример. Например, при изучении темы «Как выясняют причины экологической катастрофы» ученики анализируют отрывок из книги Наумова А.Д. «В мае 1990 г. средства массовой информации оповестили об экологической катастрофе, разразившейся на Белом море: на побережье Летнего берега Двинского залива (примерно в 60 км от устья Северной Двины, выше по течению которой располагается Архангельск) в огромном количестве были обнаружены выброшенные на берег морские звезды. Среди них попадались также погибшие крабы, моллюски и даже тюлени, но их число не превышало те значения, которые обычны для беломорского побережья. Гибель морских звезд могла быть вызвана причинами как естественного, так и антропогенного характера». (Наумов А.Д. Вечно живое Белое море/А.Д. Наумов, В.В. Федяков. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, 1993) Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему: В чем заключается проблема? Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как вы можете объяснить возникшую ситуацию? Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие. В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Примеры кейсов. Кейс «Загадка дачного участка»: «Смирнов Виталий Петрович давно мечтал о небольшом дачном участке. Купив участок земли недалеко от города, ему стало ужасно интересно, какие животные и растения жили на этом участке прежде. Он обратился за советом к своему школьному товарищу – Волкову Михаилу Ивановичу – доктору биологических наук. Михаил Иванович вначале удивился необычной просьбе друга, но затем задал один уточняющий вопрос, на который Виталий Петрович не смог ответить. Тогда Михаил Иванович предложил «пытливому» землевладельцу несколько способов, позволяющих удовлетворить его любопытство». Задание: • Какой вопрос задал Михаил Иванович Виталию Петровичу? • Какие способы исследования дачного участка предложил Михаил Иванович своему школьному товарищу?

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса. В городскую больницу был доставлен мужчина, попавший в автокатастрофу. Его грудная клетка была пробита с двух сторон, но легкие при этом остались неповрежденными. Несмотря на все усилия врачей, пострадавший умер от удушья. Почему это произошло, ведь легкие были неповрежденные? Объясните этот факт.

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса. В истории известен следующий интересный факт: Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это и стало причиной его смерти. Почему? Объясните данный факт с научной точки зрения.

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса. Долго шел путник в поисках пищи и воды. Добравшись до ближайшей деревни, обессиленный, он упал, потеряв сознание. Местные знахари ввели в его кровь молоко. Но путник не ожил, а тотчас скончался. Почему? Правильно ли поступили местные знахари?

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса. В старших классах Денис увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Денис постоянно носил с собой (чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» — удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Денис пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых и порекомендовал мальчику обратиться к врачу. Почему? Какой диагноз поставил врач? Что стало причиной такого заболевания?

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса. Мария Ивановна, побывав на приеме у врача, возмутилась: — У меня больные почки! А врач порекомендовал мне вылечить гнилые зубы и ангину! Прав ли лечащий врач Марии Ивановны? О чем говорят такие рекомендации?

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме

Источник

Применение кейс-технологий на уроках биологии
методическая разработка по биологии

Выступление на ШМО

Скачать:

Вложение Размер
primenenie_keys-tehnologiy.docx 26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Применение кейс-технологий на уроках биологии

В последние годы человечество переживает информационный бум, связанные с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой информации необходимо разбираться, или, хотя бы иметь навык её критического анализа и приемов использования разнообразных, подчас противоречащих друг другу сведений, для решения ставящихся жизнью задач.

Очевидно, что обучающиеся имеют разные способности к усвоению предмета. Психолого-педагогическое изучение данного вопроса показало, что высокий уровень усвоения имеет до 5% обучающихся. Соответственно мотивация к изучению приблизительно такая же. Поэтому возник вопрос о повышении этих показателей.

Цель работы — активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях.

Задачи : формирование и развитие устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения; развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности; развитие интереса к предмету.

В поиске возможностей развития познавательных интересов и мотивации необходимо обратиться к инновационным технологиям. Одной из них является кейс-технология или кейс-метод, который позволяет развивать познавательные интересы обучающихся посредством их включения в активный сбор, обработку и анализ информации, характеризующей различные ситуации [2]

«Родиной» кейс-метода считают Школу бизнеса Гарвардского университета (США). Впервые кейс-метод был использован в 1924 году. Достоинства кейса как особой учебной технологии были хорошо известны преподавателям экономических дисциплин ещё в СССР. Однако применять его в качестве полноценной альтернативы традиционной организации обучения в нашей стране стали только в 1980-е гг [1]

  1. Методы кейс-технологии и типы кейсов

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс относятся метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему (Приложение 1).

  1. Метод разбора деловой корреспонденции

Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение (Приложение 2).

  1. Метод ситуационного анализа

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности (Приложение 3).

  1. Этапы реализации кейс-технологии

В методической литературе выделяется несколько этапов реализации данной технологии.

Подготовка ситуации, дополнительных информационных материалов, определение места урока в системе предмета, задачи урока

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.

• Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы); Обобщающее выступление учителя – анализ ситуации; Оценивание учителем учащихся по следующим критериям: практическое обоснование, самостоятельность решения, грамотный язык, предложение нетрадиционного и перспективного решения проблем.

Разбирая кейс, учащиеся фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» учащихся проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

  1. Конспект урока с применением кейс-технологии

Тема: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые »

Тип урока : формирование новых знаний.

Форма урока : Урок-исследование

Методы : репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование : таблица «Паслен черный», гербарии растений семейства Пасленовые, рисунки растений семейства паслёновых, раздаточный материал (Приложение № 4), магнитная доска, магниты, скотч, ножницы, саквояж.

Цель урока : Создать условия для формирования знаний о семействах класса двудольные

Планируемые образовательные результаты

Предметные : Учащиеся должны уметь характеризовать и сравнивать признаки растений семейств класса двудольные. Уметь распознавать цветковые растения семейства. Называть примеры растений различных семейств по рисункам учебника.

Метапредметные: коммуникативные УУД — работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения; регулятивные УУД — развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; познавательные УУД — заполнять таблицу, изучать многообразие растений, относящихся к семейству Пасленовые.

Личностные: Проявлять интерес к изучению темы. Позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

1. Побудительная мотивация: Эпиграфом нашего сегодняшнего урока послужат следующие слова:

В дорогу мы возьмём багаж:

Учебник, ручку, карандаш,

И знаний – целый саквояж

2. Актуализация : Давайте заглянем в наш саквояж и посмотрим, какие знания там хранятся.

  1. Что изучает наука систематика? Систематика – отрасль биологии, занимающаяся распределением живых организмов по группам на основе сходства и родства, т.е. классификацией.
  2. Что такое вид? Вид – группа особей, имеющих сходное происхождение, строение и жизнедеятельность
  3. Каковы признаки классов однодольных и двудольных растений?
  4. По каким признакам объединяются растения в род ы ?
  5. По каким признакам объединяются растения в семейства?
  6. Какими семействами растений вы знакомы?

Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока. Они нам помогут усвоить новую тему. Тема нашего урока: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. Записывают дату и тему.

4. Изучение новой темы.

Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке ?

(изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого семейства для человека)

Ребята! Перед вами различные растения. Они очень разные знакомые и незнакомые: картофель, томат, дурман, белена, паслен черный, паслен сладко-горький, белладонна, баклажаны, перец, табак, петуния и др.

Почему столь разные растения объединены в одну группу ? (они родственны)

В чем заключается их родство ? ( предположения: возможно у них …). Записать на доске проблему и гипотезы. Гипотезы выдвигаются самими учащимися

Мы выдвинули ряд предположений, это – гипотеза. Но любая гипотеза требует подтверждения. Как мы можем найти подтверждение? Нужно провести исследование.

Сегодня у нас урок-исследование.

Что значит исследовать? Это значит самостоятельно узнавать новое.

Мы должны решить проблему: Почему столь разные растения объединены в одну группу? В чем заключается их родство?

Если проблема ясна, подхватываем ваш багаж знаний и в путь!

Сегодня мы работаем в группах.

Цель нашей работы : выяснить общие признаки растений, по которым их отнесли в одно семейство .

У нас 4 группы, у каждой группы свое задание. Все члены группы должны принимать участие при выполнении задания. Для этого у каждого члена группы будет своя роль. Но не забудьте, что должны быть предусмотрены такие роли, как лидер, секретарь, организатор и наблюдатель . Роли распределяет лидер группы. Лидера назначаю я.

Я надеюсь, что каждый из вас внесет собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнеров, четко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе

У нас на уроке кроме дидактических задач будет решаться ещё одна задача – социальная. Что это значит?

Я буду наблюдать за тем, как вы слушаете друг друга, помогаете друг другу, вместе решаете возникшую проблему, добиваетесь согласия при решении спорных вопросов. И вы все сегодня получите по 2 оценки: первая оценка – за биологические знания, а вторая – за социальные умения – как вы, не нарушая дисциплину, будете работать в группах, помогать друг другу, будете внимательно слушать друг друга и работать совместно.

Итак, у вас на партах лежат пакеты с заданиями (Приложение № 5)

У каждой группы по 3 задания . ( В первом задании 1ая, 2ая и 3ья группы описывают предложенные растения по плану, а 4 группа – по первому и второму заданию готовит 3 коротких сообщения о белладонне, белене и картофеле и придумывает по 1 вопросу (по своему тексту) для остальных групп. Во втором задании 1 группа определяет систематическое положение Паслена черного по инструкции и передает свою работу на проверку 4ой группе. А 4 группа – дает рецензию и оценивает работу группы. 2 и 3 группа – по второму вопросу доказывают, почему Паслен черный, Паслен сладко-горький, Паслен клубненосный (картофель) относятся к одному роду Паслен и почему их отнесли к одному семейству Пасленовые. Во время отчета четвертой группы все остальные группы слушают внимательно и отвечают на их вопрос, могут дополнить выступление товарищей, коротко рассказав о других представителях данного семейства. Это будет 3 задание для всех.

Кроме того, у вас в пакетах лежат карточки оценок и взаимооценок (Приложение 5). Эта карточка заполняется вами, теоретические знания оцениваются лидером группы, а социальные умения – организатором и наблюдателем. В конце урока вы сдадите карточку мне.

На выполнение задания отводится 20 минут. После выполнения задания 1, 2 и 3группы оформляют отчет в виде таблицы на листе бумаги, а 4 группа отчитывается устно.

Все группы отчитываются сразу по всем вопросам. Сначала отчитывается 4ая группа, затем – 1, 2 и 3 группы. Итак, засекаю время.

Итак, вернемся к нашей проблеме: Почему столь разные растения объединены в одну группу?

В чем заключается их родство? (все растения имеют одинаковое строение цветка: одинаковую формулу цветка – *Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 и плод у них ягода или коробочка) Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза?

Пополняем наш багаж новыми знаниями о растениях класса Двудольных .

1. Что мы узнали? Какие семейства входят в данный класс? (семейство Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые)

2. Какие у них общие признаки как класса? (у молодых растений, выращенных из семян корневая система стержневая, жилкование сетчатое, околоцветник двойной, в зародыше семени 2 семядоли и т.д.)

Теперь проводим анализ работы групп. (Дается 5 минут на обсуждение)

— Что удалось сделать наиболее успешно в работе с заданиями? Почему?

— Что не удалось? Почему?

— Кто хорошо справился?

— Отметьте роль каждого при работе в группе

— Мешал или способствовал характер общения (работа в группах) вам при работе?

У нас была поставлена ещё одна задача, социальная . Давайте проанализируем её выполнение.

Предоставляется слово организаторам и наблюдателям групп. Пусть они проведут анализ работы своих групп и скажут, кто как работал.

Итог подводит учитель.

Домашнее задание — написать сказку — сочинение о полюбившихся растениях из семейства Пасленовых.

«Включение» участников работы с кейсом в реальные жизненные ситуации обеспечивает связь обучения с жизнью и трудом, показывая важность изучаемого материала. Активная работа обучающихся с кейсом на всех технологических этапах, предполагающих разный характер деятельности, способствует развитию их кругозора, формированию предметных и общеучебных компетенций. Высокая доля самостоятельной работы обучающихся в этой технологии позволяет успешно формировать их познавательную самостоятельность, что является важным условием развития интереса в учебной деятельности. Дискуссионный характер кейс-задания и обсуждение кейса включает в учебный процесс элемент соревнования и определяет личную заинтересованность обучающегося, формирует такие важные для реализации личных интересов умения, как работать в команде, находить общее в разных взглядах на проблему, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. «Свободный» характер педагогического взаимодействия (по сравнению с традиционным обучением) является гораздо более привлекательным для обучающихся подросткового возраста – именно в тот период, когда психологи отмечают резкое снижение интереса к учёбе. При наличии хорошей базы кейсов данную технологию можно использовать на различных этапах обучения, поддерживая и развивая познавательные интересы обучающихся [3].

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пос. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  2. Сидоров С.В., Басаргина О.О. «Кейс-технологии как средство развития познавательных интересов обучающихся»: статья, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, Курганская область, Россия.
  3. Устинова Т.Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы// Фестиваль педагогических идей. URL: http://festival.1september.ru/articles/512028/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики на тему «Создание слайд — фильма в Киностудии WindowsLive. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя». Используемые технологии: метод проектов с исполь.

Выступление на педсовете (тема: «Применение кейс-технологий на уроках информатики»).

Применение кейс – технологии при изучении общеобразовательной дисциплины «Биология&raquo.

Использование электронных средств обучения на уроках биологии способствует реализации принципа наглядности в обучении и значительно увеличивает доступность объяснений, что будет достигнуто обеспечение.

Материал содержит комплект кейсов для курсов биологии во всех классах.

В последние годы человечество переживает информационный бум, связанные с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой информации необходимо разбираться, или, хотя бы иметь навык.

Источник

Читайте также:  Витамины необходимы для синтеза ферментов верно или нет
Adblock
detector