Программы по физ.развитию
учебно-методический материал на тему
Программы по физ.развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_po_fiz.razvitiyu.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Выбираем программу по физическому развитию детей дошкольного возраста
Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать основные направления развития и образования (образовательные области) 1 , в т. ч. физическое развитие.
Образовательная область «физическое развитие» включает:
- приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Целостность образовательного процесса в рамках физического развития воспитанников может достигаться не только путем реализации основной (комплексной) образовательной программы дошкольного образования, но и с помощью парциальных и дополнительных программ.
В настоящее время существуют разные программы по физическому развитию. Практики знают их и активно используют в работе с детьми. С учетом современных требований разрабатываются и получают распространение программы нового поколения. Это парциальные и дополнительные образовательные программы, авторы которых — научные коллективы или педагоги с большим стажем работы.
Парциальные программы направлены на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках 2 . Они предназначены главным образом для того, чтобы дополнить основную образовательную программу дошкольного образования детского сада и разработать часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Дополнительные программы направлены на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг.
Количество программ для ДОО увеличивается с каждым годом. Для того чтобы выбрать ту или иную образовательную программу, педагогическим коллективам необходимо подробно познакомиться с ее содержанием, а также проанализировать ресурсы своего детского сада (кадровые, материально-технические), образовательные потребности, интересы детей, членов их семей и педагогов.
В рамках данной статьи предлагаем обзор парциальных и дополнительных программ по физическому развитию детей.
Программа «Здоровье» (автор — В.Г. Алямовская, 1993 г.)
Данная программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.
Содержание программы предусматривает четыре направления, каждому из которых соответствует отдельная целевая программа:
- физическое здоровье — программа «Группы здоровья»;
- психологическое благополучие — программа «Комфорт»;
- духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»;
- нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».
Целевые программы рассчитаны на все возрастные группы.
Разрабатывая данную систему физического воспитания, автор стремилась учесть в ней вопросы психологического благополучия, нравственного развития, предусмотреть взаимосвязь разных видов деятельности и подобрать такое содержание, которое нравилось бы детям. Итогом пятилетней работы (с 1985 по 1990 г.) стала программа «Группа здоровья» — это комплексная система физического воспитания дошкольников.
В основу новой системы физического воспитания положены результаты исследований лаборатории И.А. Аршавского, работы Ю.Ф. Змановского, И.И. Туртова, система К. Купера, взгляды Н.М. Амосова.
- укреплять здоровье детей;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- развивать физические качества;
- создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;
- выявлять интересы, склонности, способности;
- приобщать к традициям большого спорта.
Алгоритм программы: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.
Программа «Физкультура от 3 до 17 лет» (автор — В.П. Щербаков, 1996 г.)
Программа предусматривает непрерывное физкультурно-оздоровительное образование детей от 3 до 17 лет. Содержание подобрано таким образом, что позволяет развивать все виды двигательной активности.
Программа включает следующие разделы: «Основы знаний», «Основной материал», «Материал повторения», «Тестовые средства оценки упражнений».
Цели программы: обеспечить умственное и физическое развитие обучающегося, раскрыть его двигательные способности, сформировать физические качества.
- сформировать потребность в здоровом образе жизни и обучить способам его реализации;
- сформировать привычку постоянно заботиться о своем здоровье, навыки организации режима повседневной физической активности;
- укрепить здоровье, обеспечить умственную и физическую работоспособность, подготовить к труду, самозащите и выполнению воинского долга;
- развить основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;
- сформировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивации к выполнению физических упражнений;
- привить гигиенические навыки, приемы закаливания, содействовать формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия;
- воспитать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, чувство коллективизма;
- сформировать навыки культурного и физически компетентного поведения.
Результат освоения программного содержания — сформированные у обучающихся умения рационально использовать двигательный потенциал, владеть своим телом в выработанных потребностях.
Данная программа может быть дополнена с учетом местных условий и возможностей образовательных организаций.
Программа «Здоровье с детства» (автор — Т.С. Казаковцева, 1997 г.)
Данная программа направлена на формирование у дошкольников валеологической и физической культуры, т. е. культуры здоровья, здорового образа жизни, движений.
Цель программы: обеспечить разностороннее и гармоническое развитие ребенка, его полноценное здоровье, развитие движений и физических качеств, сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни на основе валеологических знаний.
Содержание программы включает два раздела в соответствии с выделенными психологическими возрастами: младший (3–5 лет) и старший (5–7 лет) дошкольный возраст.
Цели раздела «Растить здоровым» для детей младшего дошкольного возраста — обеспечить охрану и укрепление здоровья дошкольников, их полноценное физическое развитие, сформировать разносторонние движения, привычки, полезные для здоровья.
Цели раздела «Учусь быть здоровым» для детей старшего дошкольного возраста — укрепить здоровье дошкольников, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, сформировать потребность в физическом совершенстве, привычки и потребность в здоровом образе жизни.
Реализация программы предусматривает использование разных педагогических приемов: чтение художественных произведений, беседы с детьми, просмотр мультфильмов (с анализом поступков героев по алгоритму «Хорошо — плохо»), дидактические игры («Умой куклу», «Часы-лото»).
Автор программы рекомендует разные формы работы с детьми : занятия, построенные на валеологическом содержании (познавательные, тренинговые, эврестические), занятия для развития движений и совершенствования физических качеств, игры и упражнения для формирования знаний о гигиенических привычках, игры-занятия, праздники в группе («День хороших поступков») и общесадовские мероприятия («День улыбки»).
Педагогам предлагается подробный перечень подвижных игр и игровых упражнений, контрольные упражнения и критерии оценки уровня сформированности физической подготовленности дошкольников.
Особое внимание в программе уделяется взаимодействию ДОО и семьи. Так, участие родителей предполагается в тематическом вечере «Папа, мама и я — без вредных привычек», в совместной деятельности с детьми.
Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4–7 лет (автор — В.Т. Кудрявцев, 1998 г.)
Цели программы: сформировать двигательную сферу и создать психолого-педагогические условия развития здоровья детей на основе их творческой активности.
В программе нашли продолжение и развитие идеи Э.В. Ильенкова («Здоровый дух сам строит „для себя“ здоровое тело»), А.В. Запорожца (значение двигательного воображения в управлении детских движений), Н.А. Бернштейна («Двигательное упражнение — это повторение без повторения»), А.В. Запорожца, Н.А. Бернштейна (значение «образа» в физическом воспитании: посредством образа у ребенка вырабатывается отношение к собственному движению и выполняющему его органу как к особому, самостоятельному субъекту), Ю.Ф. Змановского (педагогика оздоровления, которая оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии).
Непосредственную научную базу программы составляют теоретические, экспериментальные и прикладные разработки лаборатории социокультурных проблем детского развития Исследовательского центра семьи и детства РАО.
Для того чтобы приобщить детей к физической культуре автор предлагает использовать:
- упражнения и задания на развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, катание, бросание, ловля, метание, равновесие);
- упражнения на принятие и сохранения позы;
- упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, лица и мимики;
- спортивные и музыкально-ритмические упражнения;
- подвижные игры, игры-аттракционы для праздников.
Развивающие формы оздоровительной работы: закаливание, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика.
Основные приоритеты педагогической работы в ходе реализации программы — развитие двигательной активности и оздоровление детей.
Автором программы выделены принципы оздоровительной работы с детьми:
- развивать воображение через особые формы двигательной активности детей;
- формировать осмысленную моторику;
- создавать и закреплять целостное позитивное психосоматическое состояние в ходе выполнения различных видов деятельности.
Учебно-методическое обеспечение программы составляет пособие «Развивающая педагогика оздоровления».
Программа «Театр физического воспитания дошкольников» (автор — Н.Н. Ефименко, 1999 г.)
Театр физического воспитания дошкольников — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Ключевые моменты авторской системы выражены в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:
- «Следуй логике природы» (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам);
- «Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали»;
- «Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях» (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»);
- «Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути»;
- «Театр физического воспитания дошкольников» (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать);
- «Положительная светлая энергия радости и удовольствия» (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями);
- «Двигательный портрет дошкольника „рисует“ методика игрового тестирования»;
- «Создай тренажеры сам»;
- «Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции»;
- «Через движение и игру — к воспитанию человека будущего: комплексная педагогика жизни».
Как утверждает автор, «в природе уже давным-давно все есть — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности». Исходя из этого, биологическая основа авторской системы представлена в виде 7 золотых формул двигательного развития дошкольников:
- любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;
- начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;
- начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей (с «позы эмбриона»);
- в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;
- все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;
- чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение, тем естественнее быстрые и резкие движения;
- для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественными являются медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные движения.
Одна из форм работы с детьми в ходе реализации содержания данной программы — горизонтальный пластический балет «Пластик-шоу», где все упражнения выполняются из положения лежа.
Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников (автор — М.Ю. Картушина, 2007 г.)
Программа базируется на идеях педагогической валеологии и направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, снижение зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды.
Цель программы: сформировать у детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
В структуре программы представлены следующие разделы:
- «Познавательная деятельность»;
- «Организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей»;
- «Медицинское обеспечение оздоровительной работы»;
- «Закаливание детей»;
- «Организация рационального питания»;
- «Создание условий для оздоровительной работы с детьми»;
- «Работа с родителями, взаимосвязь со школой; работа с коллективом ДОУ».
Учебно-методическое обеспечение программы: цикл интегрированных оздоровительных занятий для всех возрастных групп, оздоровительные досуги, картотека «минуток здоровья», комплексы утренней и корригирующей гимнастик, подвижных игр на воздухе. Данный материал может выборочно использоваться при работе с детьми в коррекционных учреждениях.
Парциальная программа физического развития детей 3–7 лет «Малыши-крепыши» (авторы — О.В. Бережнова, В.В. Бойко, 2016 г.)
Это современная интегративная развивающая программа нового поколения, обеспечивающая физическое развитие детей в контексте преемственности дошкольного и начального общего образования.
Разработана в качестве дополнения к образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» (под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основными положениями профессионального стандарта педагога 3 .
В основу программы положен индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, в т. ч. с нарушениями развития. А также системно-деятельностный подход, который позволяет создать условия для формирования общей культуры личности детей: ценностей здорового образа жизни, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, воспитания инициативности и самостоятельности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Программу могут использовать педагоги дошкольных групп образовательных организаций, семейных дошкольных групп, групп кратковременного пребывания, малокомплектных и частных детских садов.
Программа «Старт» (авторы — Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина, 1997 г.)
Данная программа характеризуется как творческая двигательная программа с элементами спортивной и художественной гимнастик, цирковой акробатики. Она основана на наблюдениях за самостоятельной деятельностью детей. Более десяти лет программа апробировалась в нескольких детских садах г. Москвы.
Главный принцип сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова: «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы-минимум до программы-максимум, независимо от возраста».
Цель программы: совершенствовать двигательную деятельность детей на основе формирования потребности в движениях.
- применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка на основе определения уровня их физической подготовленности и состояния здоровья;
- выявить физиологическую и психологическую предрасположенность каждого дошкольника к тому или иному виду спорта;
- сформировать у детей устойчивые навыки самоанализа результатов постановки последующей цели и достижения ее путем физической и духовной работы;
- осуществлять выполнение программ минимума и максимума через игровые формы обучения и создание развивающей среды;
- выработать у дошкольников устойчивые навыки владения своим телом с целью сохранения жизни и здоровья в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти в их жизни;
- сформировать представления о здоровом образе жизни и устойчивые навыки самостоятельной организации жизнедеятельности, в которой любимый вид спорта станет неотъемлемой частью.
Особое внимание авторы уделяют организации развивающей среды, играм с обычными (бытовыми) предметами с целью развития творческих способностей.
Для реализации программы рекомендуются спортивные снаряды: гимнастическая стенка, канат-шест, турник, кольца, веревочная лестница, бум, батут, рукоходы, горизонтальные и наклонные лесенки, мячи, кегли, обручи, палки, биты, мешочки, санки, лыжи, велосипеды, самокаты.
В процессе организации физического воспитания по данной программе комплексный подход осуществляют: врач-ортопед, медицинская сестра, заведующий ДОО, воспитатель.
Программа по танцевально-игровой гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ» (авторы — Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, 2000 г.)
Данная программа рассчитана на 4 года обучения для детей от 3 до 7 лет.
Цель программы: содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
- укреплять здоровье дошкольников;
- совершенствовать их психомоторные способности;
- развивать творческие и созидательные способности.
Содержание программы представлено несколькими разделами:
- танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика, игрогимнастика, игротанцы;
- нетрадиционные виды упражнений: танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подражательные игры, игры-путешествия;
- креативная гимнастика.
Программа обучения плаванию в детском саду (автор — Е.К. Воронова, 2003 г.)
Цели программы: обучить детей дошкольного возраста плаванию, сформировать осознанное отношение к занятиям физическими упражнениями; укрепить здоровье посредством закаливания; создать основы для разностороннего физического развития (развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы).
Задачи: сформировать у детей навыки плавания, бережное отношение к своему здоровью, навыки личной гигиены, умение владеть своим телом в непривычной среде.
В ходе реализации программы особое внимание уделяется созданию эмоционального отношения ребенка к выполняемому заданию. Для этого тренер проводит игры-эстафеты. При обучении базовым плавательным движениям используется метод контрастных заданий, основное правило которых — контрастность, а не переход от простого к сложному. Это позволяет активизировать детей и постоянно поддерживать их интерес к выполнению упражнений. Благодаря этому они быстрее и легче осваивают новые движения.
В программе имеются приложения: перечень средств, методов и методических приемов для обучения детей плаванию, план распределения учебного материала для всех возрастных групп.
Программа «Играйте на здоровье» (автор — Л.Н. Волошина, 2004 г.)
Данная программа представляет собой систему обучения элементам спортивных игр посредством занимательных игровых упражнений и игр-эстафет.
Цели программы: оптимизировать деятельность педагогов по обучению детей элементам спортивных игр и упражнений, достижению «запаса прочности» здоровья, развитию их двигательных способностей, улучшению физической подготовленности.
- сформировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- обогатить двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
- содействовать развитию двигательных способностей;
- воспитать положительные морально-волевые качества;
- сформировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.
Содержание программы разработано на основе:
- общедидактических принципов и ведущих положений дошкольной педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания и развития при построении воспитательно-образовательного процесса;
- комплексного подхода к отбору программного содержания и методики проведения занятий по физической культуре, а также приемов руководства организованной и самостоятельной двигательной деятельностью;
- максимальной вариативности использования предложенного содержания (на физкультурных занятиях, динамических часах, в секционной, индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности).
Программа обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста «Невская ракетка» (автор — А.А. Морозова, 2006 г.)
Программа подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и реализуется в течение одного года обучения.
Цель программы: сформировать у детей интерес к занятиям физическими упражнениями посредством настольного тенниса.
Содержание программы направлено на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
- укреплять здоровье дошкольников;
- улучшать их физическое развитие;
- совершенствовать костную, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы;
- повышать работоспособность и защитные свойства детского организма.
- совершенствовать освоенные умения;
- формировать новые двигательные навыки, в т. ч. игры в настольный теннис;
- развивать специальные физические качества посредством специальных упражнений с разными мячами (координационные способности — меткость, глазомер; способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движений; скоростные способности; выносливость — общая и специальная);
- развивать психофизиологические процессы (восприятие, мышление, память, наблюдение и сравнение);
- прививать навыки и привычки личной и общественной гигиены;
- формировать способность к самостоятельному показу и объяснению простых физических упражнений и подвижных игр.
- приобщать дошкольников к строгому соблюдению режима дня, ежедневным занятиям физическими упражнениями не только в детском саду, но и дома, используя накопленный опыт;
- воспитывать положительные черты (организованность, самостоятельность, активность и дисциплинированность), нравственные (честность, справедливость, взаимопомощь, бережное отношение к физкультурному инвентарю и ответственное выполнение поручений) и волевые качества (смелость, решительность, уверенность в своих силах, настойчивость в преодолении трудностей и выдержка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино.
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее .
Программа призвана обеспечить разностороннее развитие детей в возрасте от 3-х до 4-х лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личност.
Рабочая программа воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по ФГОС программа «Истоки».
Рабочая программа воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по ФГОС программа «Истоки».
Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель Гаркуша Д. Е.педаг.
Разработанна по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС.
Источник