Меню

Казаковцев здоровье с детства

Основные направления парциальных программ по физическому развитию детей дошкольного возраста

Ирина Рябова
Основные направления парциальных программ по физическому развитию детей дошкольного возраста

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п. 5ст. 14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Парциальная программа — это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности. Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду.

Что же это такое и какую цель преследует?

Парциальные программы в ДОУ — это занятия и методики, направленные на развитие мелкой моторики, чистой речи, формирование понимания языка и языковых форм, развитие ассоциативного мышления.

В чём отличие парциальной программы от обычной?

Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду. Чаще всего воспитатели используют целые методики, созданные автором или группой авторов. Детское дошкольное образовательное учреждение может и не использовать парциальные программы дошкольников. Но тогда жизнь ребёнка станет скучной и не наполненной развивающими играми, и занятиями, и он не захочет посещать их. Парциальные программы хороши тем, что описывают уже проведенные другими воспитателями методики и отражают их результаты. В некотором роде подобным программам можно доверять. В любом случае выбор делают руководство и воспитатели детского сада.

В чём смысл парциальной программы?

Парциальные образовательные программы направляют внимание детей на средства обучения и интересные задачи. Приветствуется творческая активность и отдача. В этот уникальный период, когда маленькие дети восприимчивы буквально ко всему в окружающем мире, творческие игры помогут им, как ничто другое. Именно поэтому педагогической деятельности уделяют такое большое внимание.

1. Программа «Физическая культура – дошкольникам»Автор: Л. Д. Глазырина.

2. Программа «Здоровье»Автор: В. Г. Алямовская.

3. Программа «Театр физического воспитания для дошкольников»Автор: Н. Н. Ефименко. Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию — с новой идеологией, философией, методикой. Театр — это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. В программе изменена традиционная структура основных движений. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т. д.).

4. Программа валеологического направления (науки о здоровье — валеологии) «Здоровье с детства»Автор: Т. С. Казаковцева.

Читайте также:  Здоровье что такое перитонит

5. Программа «Здравствуй!»Автор: М. Л. Лазарев.

6. Узкоспециализированные программа «Старт»Авторы: Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, Л. К. Михайлова.

7. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе»Авторы: Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина.

8. Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник».Автор: Ю. Ф. Змановский.

9. Авторская программа по оздоровительно- развивающей гимнастике «Fitness Baby» Курыгиной Н. И., имеющая гриф Министерства образования и науки Саратовской области (2010 год) стала основой осуществления регионального эксперимента по внедрению фитнес – технологии в образовательный процесс ДОУ. В соответствии с этой программой определился методический комплекс фитнес – технологии.

«Cardio Class» — кардиотренировка

«Muscle Toning» (упражнения силового характера с отягощениями и весом собственного тела, с использованием дополнительного оборудования).

• «Pilates» (для формирования мышечного корсета, укрепления мышц спины и брюшного пресса в медленном темпе)

«Body ballet» — комплексы упражнений у гимнастического станка, элементов хореографии, акробатики и пластики.

10. Парциальная программа «Основы физического воспитания в дошкольном детстве»Автор: И. А. Винер-Усманова, Н. М Горбулина, О. Д. Цыганкова, 2013г. разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и задачами «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в работе дошкольных образовательных организаций Российской Федерации (Протокол N 11 от 28 апреля 2015)

11. Парциальная программа «Я – ГоТОв!» для детейподготовительной группы ДОУ: учебно-методическое пособие / И. В. Новикова, Е. В. Преображенская, И. В. Романова. –Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018 – 28 с.

Интерактивная форма работы с родителями по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Маршруты выходного дня» Статья «Интерактивная форма работы с родителями по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Маршруты выходного дня». Сегодня.

Использование современных технологий и программ для оптимального социально-личностного развития детей дошкольного возраста Семинар для педагогов по теме: «Использование современных технологий и программ для оптимального социально-личностного развития детей дошкольного.

Презентация «Основные направления работы с родителями в ДОУ педагога-психолога» Реализация работы с семьей должна строиться на приоритете родительского участия в жизни детского сада. Необходимо проводить обмен опытом.

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Основные понятия, приоритетные направления, задачи Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.

Конспект ОС по физическому развитию «Мишка-Топтыжка» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Мишка-Топтыжка». Образовательная область: физическое развитие. Форма занятия: сюжетное занятие. Интеграция образовательных областей:.

Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Выстпление на МО Бутенко.

Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Филиал «Дружба» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области.

Читайте также:  Своим здоровьем прямо сейчас

Основные направления работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый.

Проект по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Быть здоровым — Здорово!» Цель Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом,потребности у воспитанников в двигательной.

Сравнительный анализ парциальных программ дошкольного образования ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Источник

Программа «Здоровье с детства»

Автор: Т.С. Казаковцева.

Цель программы разностороннее и гармоническое развитие ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний.

В программе выделены следующие психологические возрасты: младший (3—5 лет) и старший (5—7 лет) дошкольный возраст. Соответственно в программе выделены два раздела:

1) «Растить здоровым»— для детей младшего дошкольного возраста. Цель — обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и формирование разнообразных движений ребенка, формирование привычек, полезных для здоровья.

2) «Учусь быть здоровым»— для детей старшего дошкольного возраста. Цель — укрепить здоровье ребенка, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, формируя потребность в физическом совершенстве, формировать привычки и потребность в здоровом образе жизни.

В начале каждого раздела определены задачи физического воспитания детей (оздоровительной и образовательной направленности) и подробно описаны шесть подразделов.

В I разделе — «Я — человек »представлены четыре направления работы: диагностика здоровья и физического развития ребенка; определение типологических особенностей здоровья и уровня нервно-психического развития ребенка; исследование физической подготовленности дошкольников; изучение тем по разделу «Я — человек».

Во II разделе — «Правила гигиены»описаны следующие направления: характеристика режима дня в летнее и зимнее время; особенности формирования гигиенических привычек; организация и проведение закаливания (рекомендуемая температура, перечень одежды для детей в соответствии с временем года, закаливающие мероприятия); организация питания дошкольников (общие рекомендации питания в зимний и летний периоды); перечень профилактических мероприятий, упражнений для укрепления систем организма (сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, дыхательной, упражнения для укрепления различных групп мышц, упражнения для формирования изгибов позвоночника и сводов стопы, для тренировки мышечного аппарата глаза), психогигиенических мероприятий (задания с использованием элементов аутогенной тренировки). И к каждому направлению прилагается перечень тем для ознакомления с названием и значением всех этих мероприятий.

В III разделе — «Движения»представлены задачи, направленные на развитие движений дошкольников; перечень представлений о физических упражнениях, которые необходимо сформировать у детей; характеристика двигательного режима в летний и зимний периоды; перечень двигательных умений и навыков, упражнений для развития физических качеств, контрольных упражнений для оценки физической подготовленности детей, упражнений для формирования осанки и сводов стопы; перечень тем для ознакомления детей с физическими упражнениями.

В IV раздел — «Вредные привычки»включены задачи, направленные на формирование у детей отрицательного эмоционально-оценочного отношения к вредным привычкам.

В V разделе — «Береги себя»представлены задачи, которые направлены на ознакомление детей с действиями, помогающими в критических ситуациях, с мерами оказания первой медицинской помощи.

Читайте также:  Укропная вода для здоровья

В VI разделе — «Я — хороший человек»перечислены задачи, направленные на формирование культуры поведения и общения детей друг с другом и с взрослыми.

Программа имеет четкую структуру, и каждый раздел программы подробно описан. Определены задачи физического воспитания. Подробно представлены в таблицах данные физического развития и физиометрические показатели, тесты для оценки резервных возможностей и физической подготовленности дошкольников помогут педагогу осуществлять диагностику физического развития и физической подготовленности детей.

Программа «Здравствуй!».

Автор: М.Л. Лазарев.

Цель программы— помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни.

Программа была апробирована автором в течение 1995—1996 гг. в средней группе ДОУ № 1738 Северо-Западного округа г. Москвы.

Программа построена на идеях науки о здоровье — валеологии. Ее материал включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка.

Стержнем является курс духовного здоровья, который включает народные праздники, активное слушание классической музыки, активное проживание музыкальных образовательных циклов.

В программе реализуется известный в отечественной психологии личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Программа состоит из четырех частей.

Часть I. Теория валеологии:

v теоретическое обоснование программы;

v концепция открытой школы здоровья;

v этапы реализации программы формирования здоровья детей в детском саду;

v метод музыкальной психорегуляции дыхания.

Часть II. Практика валеологии:

v медико-педагогическое обследование детей;

v конспекты оздоровительных занятий.

Часть III. Музыкальная валеология:музыкальная психология, история, география, математика. На материале этой части происходит психофизический тренинг ребенка.

Часть IV. «Моя книга здоровья»:

v рисунки о здоровье;

v диагностика здоровья;

v приключение юных учителей здоровья.

В первой части программы («Теория валеологии»)автор предлагает принципиально отличать медицинский и валеологический подходы к здоровью. Соединяя медицину и валеологию, автор выделяет новую-науку — санологию (от лат. sano — лечу и sanitas — здоровье) — это наука о законах формирования, сохранения и коррекции здоровья человека. В этой части программы автор представляет определения понятий: превентология, валеология, педагогическая, медицинская, социальная, экологическая валеология, здравосозидание. Автором создана эмблема здоровья — восточный знак гармонии энергии, который трансформирован в музыкальный знак.

Во второй части программы («Практика валеологии»)подробно представлена интегрированная диагностика: психологическая, дыхательная и двигательная. Здесь описываются диагностические задачи и правила проведения диагностики. Для каждого ребенка предлагается заполнять карту здоровья, карту домашней диагностики, карту, позволяющую оценить эффективность оздоровительных занятий.

На материале третьей части программы («Музыкальная валеология»)происходит психофизический тренинг ребенка. На стержень эмоционально-дыхательного музыкального тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития ребенка. Данная часть состоит из пяти разделов, в каждом из которых представлены ноты и слова песен.

Программа «Здоровье» является одной из парциальных программ, которая имеет приложение — «Моя книга здоровья».Это приложение является четвертой частью программы.

Таким образом, программы валеологического направления несут в себе важную информацию, как для детей, так и для взрослых которые их окружают.

Источник

Adblock
detector