Инклюзивное образование в Казахстане и за рубежом
Фото: shutterstock.com: UGC
С каждым годом в мире возрастает количество детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Есть они и в РК. Перед обществом, системой образования и родителями таких детей стоит вопрос получения ими образования. Инклюзивное образование в Казахстане — реальная возможность адекватной социализации ребят. Расскажем об этом подробнее.
Инклюзивное образование в Казахстане
В Казахстане, по данным профильного министерства, живет более 150 тыс. детей-инвалидов. Однако и эти цифры относительны, потому что иногда родители, избегая такого социального определения возможностей детей, не ставят их на учет.
Кроме того, есть дети — представители других языковых и культурных групп, религий, те, кто проживает в сельской местности, те, которые принадлежат к маргинальным группам. Они также относятся к категории людей с особыми потребностями, потому что социокультурный формат их воспитания, обучения и жизни отличается от установленных в государстве стандартов. Эти дети также нуждаются в особом подходе, когда речь заходит об образовании и социализации.
Трехъязычие как один из приоритетов современного образования
Таким образом, более 3% несовершеннолетних — дети, которые требуют особого подхода в обучении и воспитании. Государство озабочено тем, чтобы эти члены общества получили адекватное образование, которое в дальнейшем поможет им адаптироваться к социуму, реализовать свой потенциал.
В первую очередь это касается детей с ограниченными возможностями. Казахстан в 2008 году стал участником международной Конвенции по защите прав инвалидов. Инклюзивное обучение — обязательная составляющая этого документа.
Что же это такое? Инклюзивное образование — это специальная система дошкольного и школьного воспитания и обучения, которая предполагает вовлечение в процесс на равных правах детей, не требующих психофизиологической помощи, и тех, кому она необходима. Простыми словами, это школа, где в одном классе обучаются дети-инвалиды и дети, у которых не наблюдается отклонений психосоматического характера.
Токсичные родители: типы, признаки, как вести себя с ними
До недавнего времени детки, которые имели серьезные проблемы со здоровьем, попадали в категорию неполноценных. Это мальчики и девочки, страдающие ДЦП, глухонемые или слепые, с легкими формами умственной отсталости, в том числе страдающие аутизмом. Обычно таких детей родители отдавали в специализированные школы коррекционного формата — в интернаты. Так было и в Казахстане.
Но с недавних пор ситуация стала меняться. Поскольку образование в Казахстане доступно всем, то стал вопрос о создании таких типов учебных заведений, где бы ребята, независимо от их физиологических или психологических возможностей, получали адекватную социализацию и обучались.
Инклюзивное образование в РК — новое явление. Это направление в школьном реформировании, которое предполагает равные возможности для удовлетворения всех нужд и потребностей детей в образовании независимо от состояния их здоровья.
Заикание у ребенка: причины, симптомы, лечение
Рассмотрим, каковы основные моменты и цели такой системы обучения в Казахстане:
- все дети — равные участники образовательного процесса;
- школа адаптирует детей к жизни;
- у детей-инвалидов будет сформировано понимание их востребованности в обществе, значимости и перспектив социальной реализации;
- будет создана гуманистическая позиция общества, сделан воспитательный акцент на милосердии, доброте и равенстве всех людей.
Казахстан в плане внедрения инклюзивности в общеобразовательную систему опережает центральноазиатские страны. В стране работает 7 центров, которые предоставляют методическую и психолого-педагогическую помощь образовательным учреждениям, педагогическому составу и родителям, которые участвуют в этом процессе. Среди них есть региональные центры по внедрению инклюзивности в Актюбинской и Акмолинской, Карагандинской и Западно-Казахстанской областях, в Кызылорде.
Чайлдфри: кто это, почему они не хотят детей
Коррекционную поддержку таким деткам оказывают в тринадцати реабилитационных центрах, ста сорока девяти кабинетах коррекционного направления, пятидесяти восьми консультациях психолого-медицинского типа.
По состоянию на 2017 год в Казахстане 495 детских садов стали работать по инклюзивному типу. В них получали соответствующее образование и воспитание более 6 тыс. детей. Более 3 тыс. казахстанских школ создали условия для внедрения инклюзивного обучения. В этой программе приняли участие 40 тыс. школьников с особыми потребностями.
Предполагается, что к 2020-м гг. в Казахстане такие средние учебные учреждения составят около 70% от общего количества таких заведений, а дошкольные — 30%.
С какими проблемами сталкивается казахстанское общество в процессе внедрения инклюзивного образования?
Учеба за границей: бесплатные программы для казахстанцев
- Общество не готово к реализации такой стратегии обучения. Многие родители детей без особенностей в развитии опасаются того, что вследствие такого обучения обнаружится отставание в усвоении программы их детьми. Родители ребят-инвалидов боятся психологического дискомфорта, социального остракизма (насмешек, издевательств), которые будут переживать их дети. К тому же такие школьники требуют особого подхода, часто — коррекции, чего общеобразовательная система не предполагает. Поэтому родители обеих категорий школьников требуют дополнительной работы социальных психологов, которые поддержат и сформируют адекватное отношение к совместному обучению детей. То есть существует необходимость мотивации родителей реализовать подобную гуманистическую стратегию развития общества.
- Подготовка педагогического состава. Как оказалось, в Казахстане немного специалистов-дефектологов, которые могли бы обучать детей с особыми потребностями, проводить с ними коррекционные занятия. Если в 2011 году подготовка дефектологов велась в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая и на специализированной кафедре в Актюбинском государственном педагогическом университете имени К.Жубанова, то в 2017-м специалистов этого профиля готовили 17 вузов страны. С 2014 года переподготовку по этому направлению прошли 2,7 тыс. педагогов.
- Изменение методов и способов обучения, переоснащение технической базы. К сожалению, методика обучения детей с особыми потребностями в Казахстане не всегда отвечает духу времени. Поэтому активно ведутся разработки системы обучения таких учеников с использованием компьютеров и других современных технических средств (аудио, видео). Кроме того, жесткие государственные стандарты образования не предусматривают адекватность оценки успешности детей-инвалидов. Их нужно пересматривать и создавать более гибкую систему, которая бы учитывала индивидуальные особенности детей.
Трансгендер — это кто? Объяснение простыми словами
Многие относятся с сомнением к перспективе инклюзивного образования. В первую очередь это касается родителей школьников, развитие которых описывается как нормальное. Не всем хочется, чтобы ребенок учился в классе, где есть мальчик или девочка с инвалидностью, особенно если отклонения касаются не только физиологической, но и психической и психологической стороны их личности.
Давайте познакомимся с опытом других стран, чтобы понять, хорошо это или плохо.
Инклюзивное образование: мировой опыт
Мировая практика показывает, что ограничение социальных возможностей и фактически выбрасывание особых детей из социума имеют негативные последствия для развития общества. Отчуждение человека, который имеет какие-то особые потребности, — это проявление унижения и дискриминации. Такие явления присущи бездуховному и прагматичному обществу, в котором не ценится личность.
Что такое критическое мышление в педагогике
Исходя из этого, западные страны формируют адекватное восприятие людей с инвалидностью как органичной составляющей общества. Они его полноценные члены, заслуживающие уважения и возможностей для самореализации.
Такое отношение формирует в первую очередь образовательная система. На Западе разработано несколько технологий взаимодействия детей с ограниченными возможностями (ОВ) и обычных ребят, среди которых:
- Расширение доступа к образованию. Согласно ему, решение получать общее образование — самостоятельное решение человека с ограниченными возможностями или его опекунами. Государственные формы образования при этом не претерпевают сложных изменений.
- Мэйнстриминг — форма социальных контактов, ограничивающихся праздниками и совместным проведением досуга.
- Интеграция предполагает приведение детей-инвалидов к стандартам общего образования. То есть система обучения остается той же, а вот с детьми проводится педагогическая и коррекционная работа, которая позволяет им на уровне с обычными детьми осваивать материал.
- Инклюзия — включение детей-инвалидов в общеобразовательную систему путем изменения методик, материально-технических баз для полноценного обучения.
Критериальное оценивание в начальной школе Казахстана
Последний метод оказался наиболее гуманным и эффективным. Рассмотрим, как он реализован в Великобритании:
- В Англии более 22% всех несовершеннолетних — дети, которые имеют особые образовательные потребности. С 1976 года дети-инвалиды в Великобритании получили право обучаться в обычных школах, но тем, у кого тяжелые формы нарушений, рекомендовано учиться в специальных учебных центрах.
- В Британии все ступени образования (дошкольное, начальная школа и средняя) взаимосвязаны — это единый учебный конгломерат. Поэтому психологи и педагоги с ранних лет предоставляют консультации и наблюдают за особенными детьми, формируют у них необходимые навыки и умения. Эта тенденция распространяется и на старшую школу.
- Школы Англии, в которых реализована программа инклюзивного образования, поддерживаются государством — им выделяют ассигнования. Проводится подготовка специалистов.
- Детки с ОВ учатся в обычных классах наравне с другими учениками. Учителя контролируют, чтобы не возникало деления детей на более или менее развитых, с плохим или хорошим здоровьем, умственно зрелых и отстающих в развитии.
- Школы предоставляют детям-инвалидам по необходимости ассистента, создают индивидуальную образовательную программу, выдают приспособления и средства, которые защищают их от запугиваний и преследований.
Бесплатное обучение в Европе для казахстанцев: страны
В школах и дошкольных учреждениях Англии с младенчества формируют позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями. Например, деткам в саду предлагают играть с куклами, у которых очевидны признаки инвалидности, или приспособлениями, которые сопровождают жизнь инвалида, например кукольной инвалидной коляской.
Инклюзивное образование позволяет человеку с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценным членом общества, найти свою стезю и стать полезным окружающим.
Те же, кто совместно с такими детьми получает образование и не относится к категории инвалидов, учится милосердию, терпимости, разнообразию, пониманию потребностей и возможностей, учится преодолевать эгоизм, формирует позитивное отношение к миру.
Читайте также: Как научить ребенка быстро читать
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Источник
Инклюзивное образование в Республике Казахстан
Амраева Мария
Инклюзивное образование в Республике Казахстан
Курсы повышения квалификации
«Содержание образовательной среды
в условиях развития инклюзивного образования»
«Инклюзивное образование в Республике Казахстан»
Выполнил: Амраева Мария Александровна
г. Риддер, 2020 г
«Инклюзивное образование в Республике Казахстан»
Инклюзивное образование — это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса.
Слово «инклюзия» входит не только в практику работы дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических, высших и внешкольных учебных заведений, но и в сознание широкой общественности – родителей, общественных организаций, государственных структур, представителей средств массовой информации.
Развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от сложившейся системы специального образования. Речь идет о поиске путей развития новой школы таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Ключевым принципом инклюзивного обучения является совместное обучение и воспитание всех детей в детском саду, школе, внешкольном учебном заведении.
Инклюзивное (включенное) образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения. Школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности и изыскивать пути их успешного обучения.
Проблема учителя, владеющего педагогическими технологиями на сегодняшний день самая важная проблема инклюзивного образования. Из этого вытекает очень много задач. Это связано с подготовкой кадров, передачей опыта и трансляцией знаний, и это тоже далеко не простой момент. Нужно понять, как простому учителю массовой общеобразовательной школы, который не получал знаний по специальной психологии и коррекционной педагогики, который раньше никогда не видел за партой ребенка с инвалидностью и не понимает, как устроено, допустим, восприятие незрячего или глухого ребенка — как ему учить этого ребенка в классе, где сидит еще 25 учеников? Когда начинаешь понимать эти противоречия, начинаешь приходить к мысли, что рождение инклюзии в системе общего образования — это не краткосрочная задача и деньги тут не главное. Главное, чтобы было очень серьезное отношение тех учителей, того педагогического сообщества и знающих свое дело руководителей, которые могут принять очень смелую позицию и заявить, что их детский сад или школа готовы назвать себя инклюзивной.
В нашем обществе еще существуют определенные сложности — это и стигма, дискриминация, которые, к сожалению, до сих пор подпитываются в некоторых случаях самими учителями или родителями детей без ограниченных возможностей. Это очень многосторонний процесс и в нем много сопротивлений. Поэтому нам нужно работать сообща с обществом, чтобы преодолеть стереотипы в отношении различных детей.
Если взглянуть на данные о зарегистрированном количестве детей с инвалидностью, мы увидим, что в большинстве стран Центрально-Азиатского региона это количество увеличилось за последние несколько лет. Если посмотреть в глобальном масштабе в среднем порядка 5% детей — это дети с умеренной или серьезной инвалидностью. Если мы посмотрим относительную перспективу в казахстанской ситуации — примерно 1, 3% детей до 18 лет имеют инвалидность. Причины увеличения числа детей с инвалидностью в Казахстане; — инвалидность уже не становится клеймом, люди больше готовы сообщить и зарегистрировать своих детей с инвалидностью. Кроме этого, это может быть связано с более хорошим скринингом после рождения ребенка, то есть то, что обнаруживается на раннем возрасте. Возможно, это связано с изменением определения инвалидности, — переход от исключительно медицинского к социальной инклюзивной модели инвалидности в некотором плане также приводит к увеличению количество детей, которые определяются как люди с инвалидностью, которые живут с инвалидностью, — с другой стороны, активное развитие интегративных процессов в современной науке, политике, экономике, существенное ускорение темпов развития социальной жизни в целом и образования в частности актуализирует задачу перехода от эмпирических обобщений практики построения образования на интегративной основе к опережающему научно-теоретическому осмыслению фундаментальных законов и принципов интеграции образования.
Детская инвалидность в Казахстане С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций инвалидности населения приобретает детская инвалидность. Наибольшее количество детей-инвалидов проживает на территориях социально и экологически неблагополучных. Рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и сельских поселениях дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Безусловно, играет негативную роль и то, что география создания образовательных учреждений не всегда соблюдается.
Многие дети — инвалиды в настоящее время имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями, о продвижении и развития инклюзивного образования. Понятие и значение инклюзивного образования Инклюзивные подходы могут поддержать детей с ограниченными возможностями в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.
Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Обоснование необходимости инклюзивного образования:
* обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;
* анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей;
* анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Ключевые принципы инклюзивного образования:
* дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
* программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду.
Инклюзивное образование в Казахстане
В соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования в Республике Казахстан все дети с ограниченными возможностями должны получать специальную коррекционно-педагогическую, социальную, медицинскую и психологическую поддержку в соответствии с их особыми потребностями, установленными в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Внутреннее психолого-медико-педагогическое сопровождение в рамках инклюзивного образования осуществляется специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (специальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник).
В частности, для обучения детей с нарушениями зрения необходима подготовка и наличие таких специалистов,как: тифлопедагогов, дефектологов, психологов, врачей и медсестер. При этом эксперты считают, что для инклюзивного обучения детей начальных классов с 1 по 4 класс необходимо, чтобы преподаватели имели базовое полное высшее образование по специальности дефектология, а учителя старших классов должны пройти специальные коррекционные курсы по изучению особенностей инклюзивного образования.
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные.
Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества. В 2009 году неправительственными организациями республики была проведена Акция «Инклюзивному образованию – ДА!» для привлечения внимания к проблеме нарушения прав детей в доступе к общему образованию. В результате были выделены средства из местного бюджета, для продолжения пилотной программы по обучению детей с ограниченными возможностями в учебных заведениях г. Астаны и включению дополнительных экспериментальных школ в поддержку государственной программы «Дети Казахстана» на 2007-2011 гг. и «Закона об образовании» на 2005-2011 г. C 2011 по настоящее время в регионах республики работает программа Круглых столов по теме «Инклюзивное образование: международная практика и пути реализации в Казахстане» для руководителей системы общего среднего образования при поддержке Фонда Сорос Казахстан. В текущий период реализуется интернет-проект на базе сайта www.inclusion.kz в рамках информационной поддержки заинтересованных сторон в развитии инклюзивного образования в Казахстане.
Международные организации отмечают, что в Казахстане, по сравнению с другими центральноазиатскими республиками, процесс внедрения инклюзивного образования идет очень активно, – говорит директор департамента среднего образования Министерства образования и науки Нургали Аршабеков. – Нужно делать все, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали равенство. Кстати, один из опросов показал: более 68% казахстанцев считают, что эти ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество.
Фоторепортаж о путешествии в Боровое (Казахстан) Я много раньше слышала про Боровое, и слыша о нём, очень мечтала попасть туда и увидеть всё своими глазами. И вот наконец-то исполнилась.
Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.
Фотоотчет «В Республике мы защищали свой Аскиз» Фотоотчет «В Республике мы защищали свой Аскиз» В целях повышения профессиональной компетенции педагогические работники детских садов Аскиза.
Фотоотчёт об участии во II Международном педагогическом калейдоскопе «Образование без границ» (Казахстан — Росиия) Уже стало доброй традицией проведение в нашем Советском районе Саратовской области II Международного педагогического калейдоскопа. На этот.
Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!» Наш детский сад является территорией инклюзивного пространства, поскольку наше учреждение единственное в Воронеже, в котором воспитываются.
Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.
Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства — очень.
Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.
Моя Родина Казахстан. 3 часть. Степь широкая В предыдущих двух частях я вам рассказывала о городах, в этой части хочу рассказать о природе, а точнее показать всю красоту бесконечных.
Сценарий праздника, посвященного Дню независимости Республики Казахстан «Наша Родина — Казахстан» (Дети с флажками под музыку заходят в зал) Ведущий: Наши знания – Независимость Наша цель – мир и благоденствие В этом мире есть лишь.
Источник