Категория психологии здоровья отражающая степень удовлетворения материальных
31. ____________________ — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях.
• Стресс
32. ____________________ — это способ эмоционально-личностного реагирования на те противоречивые ситуации, которые предстают перед индивидуумом в качестве объективно или субъективно неразрешимых.
• Психологическая защита
33. ____________________ — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).
• Уровень жизни
34. ____________________ — это тренировка системы терморегуляции в развитии защитных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды.
• Закаливание организма
35. ____________________ здоровьем называют характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности.
• Профессиональным
36. ____________________ катастрофы — это вид катастроф, вызванных действием антропогенных факторов, которые привели к качественному изменению биосферы, оказывающему вредное воздействие на людей, животных, растительный мир и окружающую среду в целом.
• Экологические
37. ____________________ компонент гестационной доминанты — это совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся при возникновении беременности и формирующих у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестации и на создание условий для развития будущего ребенка.
• Психологический
38. ____________________ конституцию определяет особенности лимфотока и группа крови, носящие геномный, конституциональный характер и определяющие интенсивность метаболизма и энергетики организма.
• Лимфогематологическую
39. ____________________ конституцию определяет психологический тип личности, ее характер и темперамент.
• Психологическую
40. ____________________ конституцию составляет: «наследственный паспорт» (геномная характеристика, хромосомная система человека), определяющий регенерационные способности нашей морфологии.
• Тепотипическую
41. ____________________ конституцию составляют: генетическая память (наследственность), эпигенетическая память (эмбриональный путь развития), иммунная память (о перенесенных заболеваниях), нейронная память (память, фиксируемая нейронами).
• Рефлексивную
42. ____________________ конституция — это традиционное представление о конституции человека на основе наследственной структуры его костно-мышечного и жирового габитуса.
• Фенотипическая
43. ____________________ называется процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда».
• Профессиональной адаптацией
44. ____________________ называется развитие возрастных изменений с различной скоростью (костно-суставная система).
• Гетерокинетичность
45. ____________________ называется различие по времени наступления старения отдельных тканей, органов, систем.
• Гетерохронностью
Источник
Лекция № 8 (обзорная)
Понятия «здоровья», «психическое здоровье» в медицине и психологии. Психосоматическое здоровье как мультидисциплинарная проблема. Отношение человека к болезни. Психологические последствия заболеваний. Забота о здоровье и психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья.
Самосознание, схема и образ тела. Стресс: психологические и психосоматические реакции. Общий адаптационный синдром. Способы совладания со стрессами. Внутренние конфликты и психологические защиты.
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Понятия «здоровья», «психическое здоровье» в медицине и психологии.
2. Социопсихосоматический подход в медицине к человеку.
3. Внутренняя картина здоровья.
4. Психосоматическое здоровье как мультидисциплинарная проблема.
5. Психологические факторы, влияющие на состояние здоровья:
— схема и образ тела: физическое Я как элемент самосознания.
8. Психологические аспекты обследования.
Краткое содержание лекционного материала
1. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования: понятие «здоровье» в медицине и психологии
Активная долгая жизнь — важный человеческий фактор, в основе которого лежит здоровье.
Здоровье – категория общественная. Ущерб от болезни испытывает не только сам пациент, но и общество от потерь, связанных с болезнью граждан, что особо ощутимо сказываются на состоянии общества в целом при эпидемиях. О здоровье общества судят по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Это актуальные вопросы воспроизводства общества в широком смысле. Понятие здоровья располагается между 2-мя точками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью.
В современных науках о человеке проблема здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план. Здоровье человека является предметом комплексного междисциплинарного исследования — философии, психофизиологии, социологии, психологии
Надо отметить, что в науке полной нет удовлетворительной дефиниции понятия «здоровья», что отражает множественность моделей здоровья.
Таблица 16. Модели здоровья
Тип модели | Содержание |
Биологическая модель | Здоровье – отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства. |
Медицинская модель (ВОЗ). | Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней |
Биомедицинская модель | Здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья. |
Ценностно-социальная модель | Здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности. |
Биосоциальная модель (Лисицын): | Здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества. |
Широкое международное признание получило определение здоровья, данное ВОЗ.
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ, 1946).
Из определения ВОЗ следует, что здоровье включает три компонента: физический, душевный (психический) и социальный.
Физическое здоровье — естественное состояние организма с нормальным функционированием всех его систем и органов: организм человека как саморегулирующаяся система правильно функционирует и развивается при норме работы всех органов и физиологических систем.
Психическое здоровье — состояние психической сферы человека, которое характеризует общий душевный комфорт, обусловленный биологическими и социальными потребностями, обеспечивая адекватную регуляцию поведения. Психическое здоровье зависит от состояния ЦНС, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Социальное (нравственное) здоровье — это система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека — его жизни в определенном человеческом обществе. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые делают их настоящими гражданами.
Отличительные признаки нравственного здоровья: сознательное отношение к труду, овладение культурным наследием, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Если физически и психически здоровый человек пренебрегает нормами нравственности, возможно нравственное уродство. Социальное здоровье — высшая мера человеческого здоровья: духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, долгую молодость духа и внутреннюю красоту.
Таблица 17. Шесть основных признаков здоровья
№ | Признаки здоровья | Критерии оценки здоровья |
1. | Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации (клеточном, гистологическом, органном и др.) | Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству |
2. | Гомеостаз организма и среды — статическое и динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды | Соответствия структур и функций организма окружающим условиям |
3. | Способность к полноценному выполнению социальных функций | Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде |
4. | Адаптация — приспособление к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде | Изменчивость и приспособление систем организма и психики к переменам, происходящим в окружающей среде |
5. | Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений | Нормальное морфологическое и функциональное состояние органов и систем организма |
6. | Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма | Принцип единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех органов и систем на уровне организма и психики |
Так, согласно определению ВОЗ здоровье включает три компонента: физический, душевный (психический) и социальный. Из этого следует и предполагается необходимость для выявления здоровья:
· установить отсутствие физических дефектов;
· подтвердить отсутствие признаков всех известных болезней;
· выявить физическое, социальное и душевное благополучие.
Но для практического использования определение ВОЗ неудобно, поскольку:
а) диагностика отсутствия всех болезней — это экономически затратная процедура;
б) в разных обществах и культурах возможно разное восприятие феномена здоровья (в обществе потребления социальное здоровье подразумевает наличие материальных благ; в духовном обществе – душевную чистоту, близость к Богу и т. п.).
в) не раскрывает цели сохранения и важности здоровья для человека.
До 2000-х гг. основным критерием здоровья считали способность к адаптации и адаптированию, способность сопротивляться, приспосабливаться и приспосабливать, способность к самосохранению.
Разграничение болезни и здоровья в целом нужно только для выполнения общественных задач по обеспечению больных. Поэтому принято прагматичное решение: больные — это люди, которых врачи определили как больных, поставив им тот или иной диагноз.
С традиционной точки зрения,болезнь — уменьшение адаптации индивидуума к окружающей среде. Это простое определение не является общепризнанным, но отражает ключевую сторону болезни – снижение способности индивида к труду и к активной жизни. С точки зрения медицины, если у человека есть какая-либо болезнь (дефект), значит, этот человек нездоров, при этом безразлично, какая именно у него болезнь. Тогда здоровье можно понимать, как отсутствие какой-либо болезни.
С точки зрения психологии, с понятием «здоровье» ситуация иная: нет специальных понятий здоровья; человек не может быть здоров тем или иным образом, поскольку человек, имеющий физические недуги (дефекты) может сохранять психическое и социальное здоровье как личность, испытывая чувство субъективного благополучия жизни
В настоящее время основной критерий здоровья — это способность и потребность в преодоление трудностей, в саморазвитии, во все более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания.
Если ранее в практическом здравоохранении для установки факта здоровья часто было довольно отсутствия жалоб пациентов и отклонений при осмотре и по результатам лабораторных/инструментальных методов исследований, то сейчас этого недостаточно: необходимо учитывать субъективные психологические моменты — стереотипы, восприятие жизни и устремления индивидуума. В современном понимании развитие болезней зависит и от индивидуального поведения индивида, и от социальной ситуации. Например:
Прогресс гипертонии у лиц с ожирением | ► | Рост избыточной массы тела при нежелании изменить рацион питания (инд. фактор) |
Вероятность развития гриппа у человека во время эпидемии | ► | Зависит, как минимум, от трех факторов: — иммуннорезистентность индивида (способность сопротивляться инф. агенту); — вирулентность штамма вируса гриппа (способность инфицировать); — распространенность вируса гриппа в популяции, где обитает индивид. |
Психология определяет понятие «здоровья» через его целевую функцию.
Здоровье — значимая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармонию развития личности, являясь предпосылкой к познанию окружающего мира, к ее самоутверждению и счастью.
Здоровье — процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев, 1975).
Исходя из данных определений, цель здоровья: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».
Выделены два основных понятия: психическое и психологическое здоровье.
Психическое здоровье – это составная часть медицинского подхода к феномену здоровья, констатация отсутствия клинически выраженных проявлений психопатологии (отсутствие диагноза психического заболевания). Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата.
Психологическое здоровье — динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития (В.Э. Пахальян).
Термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам. Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психологического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов.
В психологии говорят о феноменальности здоровья. Феномен здоровья состоит в следующем:
ü в абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал;
ü каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым;
ü каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник