ОВЗ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 видов и их расшифровка
Обозначением ОВЗ принято объединять лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют проблемы в психическом и (или) физическом состоянии. Медицина и педагогика подходят к данным нарушениям с учётом своих задач, апеллируя собственными расшифровками.
Всё это служит основой для разработанной Министерством Просвещения классификации и соответствующих адаптивных программ, по которым обучают людей с ОВЗ. Программы являются частью Федерального Государственного образовательного стандарта.
Далее предлагаем ознакомиться с основными видами ОВЗ и особенностями, которые выявляются при данных нарушениях. Таким образом, сформируем общее представление о детях с особенностями.
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Федеральный Закон об образовании РФ даёт раскрывает виды ОВЗ с точки зрения педагогики. Этот нормативно-правовой акт описывает спецусловия, в которых должны обучаться школьники с ограничениями по здоровью, а также описывает нюансы категорий ОВЗ.
В любом случае для диагностики особенностей требуется пройти ППМК, чтобы выявить, к примеру, нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), интеллекта, речи и зрения, задержку психического развития (ЗПР), расстройство общения и поведения (включая СДВГ и РАС). Также у некоторых проблемы со здоровьем носят комплексный характер.
Если нарушения в ходе ППМК подтверждены, члены комиссии дают рекомендации по созданию условий с целью обучения ребёнка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
«Международная классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» ВОЗ также предлагает свою расшифровку рассматриваемой аббревиатуры.
В частности, нарушения с медицинской точки зрения при ОВЗ понимаются как аномалии в развитии различных функций организма — от физиологических до психологических (здесь речевые, сенсорные, умственные проблемы). Не исключаются отставание и задержка в развитии не только детей, но и подростков. Кроме того, учитываются отклонения в структурах — сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной, дыхательной, иммунной.
Согласно МКФ-ДП есть пять уровней нарушений, выражающихся в процентах: от 0-4 % – если проблем со здоровьем нет или они незначительны, до 96-100% – если они абсолютны). Помимо этого существует деление на четыре уровня задержки с учётом их возможного исчезновения.
Регистрируют задержки с нарушениями по кодам. Определённые коды присвоены структурам и функциям организма, способностям к практическому применению знаний и обучению, отношениям в социуме и влиянию среды.
С детальной классификацией можно ознакомиться на сайте ВОЗ. А на портале rosuchebnik.ru представлена таблица «Классификация детей с ОВЗ» с описанием категорий существующих ограничений по здоровью.
ОВЗ по ФГОС
По ФГОС соответственно АООП (адаптированным основным образовательным программам) и видам ОВЗ для особенных детей созданы следующие варианты АООП НОО (по количеству):
— для глухих — четыре;
— к слабослышащим применяют три;
— слабовидящих обучают по трём вариантам;
— слепых — по четырём;
— детям с НОДА предлагается четыре возможности;
— при ЗПР) реализуется три;
— при ТНР (тяжёлых нарушениях речи вариантов тоже три;
— для детей с расстройствами аутического спектра (РАС) создано четыре варианта;
— с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) реализуют несколько путей.
Специалисты ФГОС рекомендует заниматься обучением особенных детей в Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС), которые, как правило, существуют в коррекционных школах или полностью заменяют их. Также следует обратить внимание на инклюзивные школы.
Категории детей с ОВЗ
I категория: неслышащие и глухие дети без речи
Если у ребёнка хроническое двустороннее нарушение слуха с рождения или раннего возраста (до начала развития речи), они не способны разговаривать без специального обучения и воспринимать обычную речь. Восприятие мира у них осязательное и зрительное, а в мыслительных процессах отсутствует речевая составляющая. Только действия и образы. Поэтому причинно-следственные связи определяются ими с трудом. Из-за этого, а также из-за утомляемости память, внимание не объёмны, не устойчивы.
Обучая таких детей речи, делают акцент на специальной сурдо- и акустической аппаратуре. Таким образом можно до определённой степени развить способность разговаривать, хотя и с ошибками (например, слова с одинаковым звучанием могут заменяться). В речи при этом мало слов, которые обозначают движение или качества, зато предметов много.
Жестовое общение между собой дети стараются перенести в мир обычных людей, имитируя мимикой и жестами признаки различных объектов и не только. Так как подобное поведение нередко воспринимается как агрессивное и даёт негативную ответную реакцию, у детей с глухотой страдает самооценка.
II категория: слабослышащие
При тугоухости, частичной утрате слуха и недоразвитии речи до некоторой степени самостоятельная речь в остаточном виде сохраняется. Происходит накопление словарного запаса.
Познавательные и психологические процессы развиваются с учётом периода потери слуха (то есть чем более ранняя проблема, тем сложнее идёт процесс). Причём низкое слуховое восприятие сильно искажает информацию и не является достаточной опорой для полноценной адаптации.
В отношении детей данной категории стараются развить их способность «читать» по губам, воспринимать информацию зрительно и научиться читать. За счёт этого улучшается наглядная память, внимание становится устойчивым.
Также у слабослышащих отмечаются высокая (иногда завышенная) самооценка, потому что окружающие воспринимают как супер-успех даже малейшие достижения детей с подобной проблемой.
III и IV категории: нарушения зрения (рассматриваются вместе)
К указанным категориям относятся незрячие, а также дети с амблиопией, косоглазием. Здесь же ослепшие до трёх лет, слепорожденные, слабовидящие и поздноослепшие.
Для слепых восприятие мира происходит на слух за счёт высокой чувствительности к звуковым вибрациям. При остаточном зрении можно видеть образы смутно, искажённо. При этом мыслительные процессы не целостные, скудные. Определить расстояние, своё местоположение или объектов, очень трудно. У детей проблемы с суждениями (они не уверены).
Обучение строится так, чтобы создать полисенсорный опыт, то есть активизировать взамен пострадавшего другие анализаторы. Что касается речи, у слабовидящих она развивается позже, чем у обычных сверстников. Реальные образы не всегда соответствуют словам, лексика не богатая. Вербальное описание должно сопровождаться осязательным исследованием.
В целом благодаря учёбе удаётся добиться устойчивости внимания, его объёмности, произвольности и концентрации, придать ему направленность. Также с памятью, особенно, словесно-логической.
Слабовидящие и слепые могут быть несдержанными, конфликтными, бесцельными. При этом их конкурентоспособность и самостоятельность развиваются в процессе взаимодействия с ровесниками (учёба, общение и тд).
V категория: тяжёлая речевая патология
В данную группу входят дети с проблемным произношением, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и немотой. В частности, алалия отличается аномалией в процессе развития речи из-за поражений на органическом уровне соответствующих центров мозга. На фоне нормального слуха диагностируют аграмматизмы, низкий словарный запас, трудности при письме и чтении.
При афазии имеет место разрушение речи, которая уже сформировалась. Это связано с поражением речевого или двигательного центра головного мозга. В первом случае возникают сложности с дифференцированным восприятием слов и звуков, ребёнок в состоянии воспринять только не речевые звуки, а во втором — произношение происходит с дефектами, звучат только отдельные слова и фразы, либо речь вообще отсутствует.
А вот дизартрия и ринолалия подразумевают сбой в произношении. При дизартрии проблема спровоцирована недостаточным развитием речевого аппарата, в то время как ринолалия связана с анатомическими дефектами в строении артикуляционных органов. По итогу не страдает только зрительная, смысловая и логическая память. По другим психическим процессам выявляются проблемы.
В обучение таких детей обязательно входят музыка, гимнастика, ритмика, то есть стремятся развить моторику, а также адекватную самооценку, познавательный интерес.
VI категория: нарушение опорно-двигательного аппарата
Дети с деформацями ОПА врождённого и приобретённого характера, с ДЦП, вялыми параличами рук и ног, парезами и парпарезами конечностей из-за недостаточной двигательной активности воспринимают мир кинестетически и зрительно с помехами. Абстракции и понятия формируются с отставанием, наглядно-действенное мышление развито хуже вербального.
У многих снижены слуховое внимание и память из-за проблем со слухом. Не исключаются дазатрия и алалия. В любом случае детям из этой категории обучение совмещают с трудовой деятельностью, которая им по силам, чтобы у них возникло ощущение своей значимости, уменьшилась вялость и переключилось внимание.
VII категория: дети с ЗПР
Интеллектуальное развитие здесь возможно, хотя психические процессы замедлены, трудно усваивать информацию (знания). Наблюдается значительная истощаемость. Как правило, в VII категорию входят дети с задержкой или недоразвитием психического здоровья. Могут иметься повреждения, искажённое (РАД, СДВГ) и дифицитарное развитие.
У детей непоследовательное, замедленное восприятие. Словесно-логического мышление может отставать. Процессы обобщения и анализа даются нелегко, что отражается на речи (она бывает не ясной и не логичной).
А при ЗПР отмечают низкую степень познавательных процессов (в том числе, внимания и памяти), инфантилизм и импульсивное поведение, отличающееся непроизвольностью. Примечательно, что инфантилизм объясняется поздним темпом развития психики, проблемами в нервной и эндокринной системах.
Во время обучения детей принимают во внимание их утомляемость, часто сменяющие друг друга пассивность и активность. Доброжелательно-спокойная атмосфера, интересные задания без умственного напряжения дают хорошие результаты: задачи при решении близки к норме.
VIII категория: отклонение интеллектуального развития
Так как в обозначенной категории у детей сильно недоразвиты познавательные процессы по причине олигофрении (синдрома врождённого психического дефекта), они практически не могут обучаться (только при лёгкой умственной отсталости и дебильности).
Перестройка и осмысленность для них затруднительны, восприятие является искажённым. Кроме того, мышление находится на низком уровне. Однако речь всё-таки усваивается несмотря на присутствие фонетических и грамматических ошибок. Детей можно научить счёту, чтению и письму. При этом упор делается на трудовое обучение и дальнейшую помощь в трудоустройстве.
В завершении данного материала подчеркнём: в российских ППМС инклюзивных и коррекционных школах должны создаваться все условия для комфортного существования в них детей с ОВЗ независимо от категории. Важно не допускать дискриминации, давать качественные знания, чтобы скорректировать проблемы особенных детей и помочь им социально адаптироваться.
Источник
Категории граждан с ограниченными возможностями здоровья
Я часто пишу о работе с детьми с ОВЗ, о разных методиках и подходах, но вот кто же эти дети с ограниченными возможностями здоровья, которых именуют этой краткой аббревиатурой?
Прежде всего, важно отметить, что отклонения здоровья могут носить и физический, и психологический характер. Подобные отклонения предусматривают необходимость особого отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.
Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:
1. отсталость умственного развития (с нарушениями интеллекта)
В данном случае ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, болезнь Дарвина, эпилепсия, шизофрения, олигофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
2. задержка психического развития (ЗПР)
В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
3. нарушения слуха (глухие, плохослышащие)
Относятся дети, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором общение с людьми при помощи речи существенно затруднено или вовсе невозможно.
4. проблемы со зрением (слепые, слабовидящие)
В эту группу входят дети, которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования. Если я не ошибаюсь, то показатель зрения до 0,08.
5. речевые отклонения
Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
6. нарушения в работе опорно-двигательного аппарата
Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.
7. расстройства поведения и общения
В данную группу могут входить гиперактивные дети, но поскольку подобный диагноз сейчас ставят в поликлинике практически каждому второму, то здесь еще важно учитывать сопутствующие факторы.
8. комплексные нарушения (представляют собой сочетание двух и более групп)
В качестве примера можно привести сочетание таких заболеваний, как детский церебральный паралич и отсутствие слуха, либо нарушение зрения вкупе с задержкой психического развития.
Источник
Виды инвалидности в России: классификация, степени и условия получения
При аномалиях здоровья, которые сложно поддаются лечению или считаются не устранимыми, по закону гражданину РФ положена определённая группа инвалидности. Особый статус человека с ограничениями независимо от возраста гарантирует ему получение пенсии и различных преференций. Более подробно раскроем тему в данном материале.
Группы инвалидности в РФ — характеристика каждой
Льготникам 1 группы в силу значительных ограничений по здоровью требуется помощь в передвижении, осуществлении ухода и пр. Нередко у таких граждан диагностируют проблемы с ориентацией во времени и пространстве, сложности с общением и контролем поведения. Проще говоря, категория относится к тяжёлой.
При 2 группе способности частично сохранны. То есть специальные приспособления, устройства помогают инвалиду справляться с повседневными делами, ходить и даже работать в специальных условиях. Хотя рассматриваемая группа (как и 1) считаются не рабочими.
Наконец, граждане с 3 группой могут обслуживать себя, перемещаться, трудиться достаточно свободнно, но в более медленном темпе по сравнению с обычными людьми. График таких работников должен быть облегчённым, нужно учитывать некоторые ограничения и рекомендации врачей.
Критерии получения группы инвалидности
Право на льготный статус возникает в случае, когда недуг, травма, увечье ограничивают возможности их обладателя (умственные и физические). Таким образом, фиксируется нуждаемость человека в соцзащите и тд.
Важно! По словам экспертов, нет полного списка заболеваний, по которым обязательно дадут группу инвалидности. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.
Ребёнка или взрослого признают льготником только по итогам проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Специалисты опираются на предоставленные документы, оценивают признаки нездоровья, опрашивают больного и тд. В частности, принимают во внимание следующие дисфункции:
— утрата зрения, слуха, голоса, чувствительности тактильных и других анализаторов;
— расстройства психики — частичная или тотальная потеря памяти, способности нормально мыслить, управлять сознанием и выполнять элементарные действия;
— деформация тела — к примеру, из-за отсутствия части тела простые движения, перемещение становятся невозможными, либо затруднены.
В целом группу дают согласно тому, на сколько сильно проблема ухудшила жизнедеятельность человека. После присвоения в большинстве случаев особый статус требуется подтверждать на МСЭ раз в год или в несколько лет. В исключительных ситуациях (необратимые недуги, ухудшение самочувствия и пр) группа устанавливается до конца жизни (бессрочно).
Перечень заболеваний для каждой группы
При 1 группе нарушения по здоровью наиболее стойкие и явные. Наблюдаются значительные ограничения. О присвоении данной категории речь идёт, если диагностируются:
— ампутация (частичная или полная);
— злокачественные опухоли с множеством метастаз;
— тяжёлая степень недостаточности кровообращения;
— поражение ЦНС, вызвавшее частые эпиприпадки, паралич тела;
— необратимые проблемы в работе органов или последствия травмы;
— сумеречное сознание, слабоумие, прогрессирующая шизофрения и другие аномалии;
— заболевание, приведшее к потере голоса, зрения, слуха, а также прогрессирующий туберкулёз (последняя стадия).
Поводом для присвоения 2 группы являются также явные проблемы, связанные с:
— циррозом лёгких и печени;
— удалением раковых опухолей;
— язвой желудка в тяжёлой форме;
— недугами спинного мозга (параличом);
— поражениями миокарда или мышцы сердца, сбоем в кровотоке;
— влияющими на интеллект инфекциями, травмами и атеросклерозом мозга;
— хирургическим вмешательством в работу внутренних органов, их целостность и тд.
Что касается 3 группы, здесь имеют место болезни, при которых несмотря на ограничения можно вести самостоятельную жизнь, работать. Специалисты дают инвалидам эту группу, если сталкиваются с:
— аномалиями сосудов и сердца;
— дисфункцией опорно-двигательного аппарата.
Степени инвалидности для каждой группы
Чтобы описать ущерб от недуга для организма, применяют такие степени повреждения, как:
— аномалии умеренной силы;
— сильно проявленные состояния;
— тяжёлые, сильно ограничивающие патологии.
При первых двух степенях можно получить 3 «рабочую» группу, а при оставшихся двух подразумевается нетрудоспособность, недоступность профессиональной деятельности.
Особенности оформления инвалидности
Назначают конкретную группу после подготовки документации и освидетельствования на МСЭ. В результате гражданину с ограничениями по здоровью доступны пенсионные выплаты и льготы, которые могут иметь небольшие отличия с учётом категории инвалидности.
Очередное освидетельствование происходит через несколько лет для обладателей 1 группы и раз в год для лиц с 3, 2 группами. Если особенности выявлены у несовершеннолетнего, до 18 лет он будет считаться ребёнком-инвалидом (статус могут дать на год или на более долгий период).
В ходе новой медкомиссии группу могут изменить или снять с учётом актуального состояния обследуемого. Далее перечислим основные нюансы по группам, касающиеся их назначения.
1 группа инвалидности
На фоне ограничений 4 степени и тяжёлых нарушений достаточно часто инвалидность является бессрочной. О пожизненной группе говорят при стабильности или ухудшении состояния в отношении следующих льготников:
— с общими заболеваниями в тяжёлой форме;
— военнослужащих, экс-блокадников, участников военных действий и ветеранов;
— имеющих сложные группы (не только 1, но и 2) при неизменности здоровья в течение 15 лет (и более), или при отсутствии позитивной динамики на протяжении 5 лет реабилитации;
— достигших пенсионного возраста (60 лет для женщин и 65 — для мужчин) инвалидов нерабочих групп.
2 группа инвалидности
Установление особого статуса аналогично 1 группе, но степень тяжести другая — болезни, как правило, в явной 3 стадии. Если случай исключительный и вписывается в представленный выше перечень, группа бессрочная и освидетельствоваться ежегодно не нужно.
3 группа инвалидности
Здесь проблема со здоровьем обычно во 2 или 1 стадии. Присутствуют бытовые и иные ограничения, медлительность, но работать разрешено. Тем более что размер пособия для льготников с 3 группой меньше, чем у других инвалидов. Зато им даются преференции в виде бесплатного переобучения, дополнительного отпуска и перерывов, особого оснащения рабочего места и тд.
Льготы, выплаты, компенсации и размер пенсии по инвалидности
Всем гражданам с инвалидностью в России положена пенсия (сумма у групп разная), соцпакет и другие преимущества в качестве компенсации ограничений по здоровью. Пенсия делится на три вида.
Социальная пенсия положена постоянно проживающим в РФ физлицам, у которых нет стажа работы. Размер пособия индексируется каждый год.
Страховая (трудовая) пенсионная выплата подходит для имеющих стаж (хотя бы 1 день). Расчётом суммы занимаются в ПФР после подачи требуемых документов.
Государственная пенсия предусмотрена для:
— участников блокады Ленинграда;
— пострадавших в результате техногенных катастроф.
Плюс, у всех инвалидов есть право на социальный пакет (НСУ), куда входят бесплатные лекарства по рецепту, путёвка в санаторий для оздоровления, передвижение в общественном транспорте и тд. Набор услуг можно реализовать или заменить на деньги и получать как прибавку к ЕДВ. В таком случае нужно обратиться с заявлением в ПФР.
1 группа инвалидов
При самых сильных ограничениях пенсия самая высокая (если брать в расчёт 3 или 2 группу). Например, инвалиды детства могут рассчитывать на 13 912,09 руб., а обладатели 1 группы — на 11 593,58 руб. Плюс, действует набор соцуслуг, позволяющий:
— пользоваться пригородным и городским транспортом без оплаты;
— взять по рецепту необходимые лекарства из утверждённого перечня в госаптеке бесплатно;
— восстановить здоровье в санатории на безвозмездной основе (льгота также распространяется на сопровождающего).
ЕДВ для инвалидов самой тяжёлой группы составляет 4087,36 руб.
Кроме того, у льготников данной категории есть такие преимущества, как:
— возможность не платить налог на имущество и получить скидку по налогу на землю;
— повышенная стипендия во время обучения;
— поступление в средне-специальные и высшие учебные учреждения вне конкурса при успешной сдаче экзаменов.
Жителям столицы дополнительно положена социальная карта, по которой можно получить скидки в некоторых инстанциях и бесплатно перемещаться в транспорте.
2 группа инвалидов
Вместе с особым статусом этой категории положена пенсия 5796,75 руб, а если инвалидность с детства, сумма достигает 11593,58 руб. В качестве льгот также можно:
— приобрести со скидкой 50% или забрать бесплатно медикаменты, средства реабилитации;
— за счёт государства пройти курс лечения в санатории, доехать до него (и обратно);
— вне конкурса быть зачисленными в учебное заведение, если экзамены сданы хорошо.
ЕДВ для инвалидов со 2 группой составляет 2919,02 руб.
3 группа инвалидов
Что касается пособия для этих граждан с ОВЗ, оно равняется 4927,28 руб. Помимо возможности работать, льготники вправе:
— взять отпуск по своему желанию на 30 дней;
— устроиться на работу без испытательного срока;
— трудиться с дополнительными перерывами или по лёгкому графику;
— работать с учётом потребностей, то есть используя спец. оснащение и тд;
— пройти переквалификацию, профподготовку бесплатно от службы занятости;
— купить лекарства по рецепту по сниженной стоимости (50%);
— подлечиться в санатории по путёвке безвозмездно.
ЕДВ для инвалидов с 3 группой составляет 2336,70 руб.
Трудоустройство инвалидов и ограничения
Из вышесказанного становится очевидным, что 1 группа присваивается на основании неспособности человека к самостоятельной жизни, и, соответственно, к труду. При 2 группе существующие ограничения здоровья тоже подразумевают нетрудоспособность.
Но здесь играет роль степень. Например, 1 позволяет трудиться на низко квалифицированной должности, а вот 2 степень требует создания подходящих для сотрудника-инвалида условий.
При 3 группе часто допускается несложная работа с уменьшенным количеством часов, либо необходимо переоборудовать место.
Важно! Инвалидам, желающим работать, стоит обращаться службу занятости, так как здесь предложат подходящие вакансии и в случае необходимости отправят на бесплатное переобучение.
В любом случае важно понимать, что на фоне инвалидности вероятность изменения деятельности очень высока. Особенно, если до болезни, травмы работа была связана с нагрузками и пр. Данный переход может быть сложным в разных аспектах (финансово, психологически), но необходим для более комфортной, безопасной для здоровья жизнедеятельности.
Детская инвалидность
Несовершеннолетние льготники обычно рассматриваются как особая категория инвалидов. Многие из детей имеют отклонения в развитии, то есть им трудно общаться, обучаться, контролировать поведение и пр. В будущем некоторые из них, однако, могут работать и находят себя в жизни.
Как бы там ни было, специалисты МСЭ могут рекомендовать в отношении детей-инвалидов:
— реализацию комплекса мер по реабилитации;
— размещение в специнтернатах, санаториях и пр;
— предоставление дополнительного мед. оборудования.
Детям с ограниченными возможностями нужен опекун. Также государство выделяет им пенсионное пособие с льготами. Примечательно, что с 18 лет ребёнок-инвалид, оставшийся без попечения родителей, либо сирота из интерната, может претендовать на внеочередное жильё.
Инвалид детства
Чтобы получить этот статус, требуется направление из детской районной поликлиники или специализированного мед. учреждения. В амбулаторной карте и истории развития делают необходимые записи, затем карта поступает в поликлинику по месту жительства ребёнка.
Здесь подготавливается медико-социальное заключение, второй экземпляр которого отправляют в соцзащиту. Там назначат пособие, равное на сегодняшний день 13912 руб. 09 коп. При этом ЕДВ достигает 2919 руб. 02 коп.
Если состояние, приведшее к инвалидности, возникло до совершеннолетия (до 01.01.2000 — до 16 лет), а также есть доказательство стойких ограничений в виде документов, устанавливается статус «инвалид с детства». Обладателям 1 группы в таком случае начисляется 13912 руб. 09 коп., а 2 группы — 11593 руб. 58 коп.
Привилегии для семей с инвалидами
Льготы для таких семей следующие:
— 50% скидка при оплате квартплаты в общественном жилом фонде;
— ребёнок и родитель вместе с ним могут не платить за поездку к месту лечения и обратно в междугороднем, пригородном и городском транспорте.
Опекунство
Если инвалиду требуется постоянная помощь, назначают опекуна. Но он должен соответствовать некоторым требованиям, к примеру:
— проживать в одном населённом пункте с льготником;
— являться родственником для своего подопечного, либо получить право на опекунство по суду (для посторонних лиц);
— не быть трудоустроенным, тк. от соцзащиты будут идти пособия по уходу (только за инвалидом 1 группы), а также начислят трудовой стаж.
Узнать о полном перечне требований к опекунам рекомендуем непосредственно на месте. Тем более что сумма выплат устанавливается регионами.
Если постоянно заботиться об инвалиде не нужно, пособие не назначают, а периодически ухаживающий человек обеспечивается льготами в сфере труда:
— может взять дополнительный отпуск за свой счёт;
— не работает в праздничные и выходные дни, сверхурочно.
Кто имеет право устанавливать инвалидность в РФ
Особый статус в России можно получить исключительно в рамках МСЭ по итогам освидетельствования экспертами из медико-социальной комиссии. Но перед этим льготник должен обратиться к терапевту. Врач оценит состояние больного, отправит его проходить обследования, сдавать анализы и пр. По итогу выдаётся направление на медкомиссию.
Все подготовленные бумаги предоставляются трём врачам МСЭ. Потенциального инвалида опрашивают, производят осмотр и тд. Если нужно, просят дополнительные сведения (справки, данные обследований и пр). Процедура освидетельствования протоколируется.
В завершении специалисты совещаются, устанавливают группу и выдают акт. В нём перечислены предъявленные документы, сведения о проведённых исследованиях и другая важная информация.
Если инвалидность не самая тяжёлая и улучшение состояния не исключается, особый статус дают на год (при 2 и 3 группах) или на несколько лет (1 группа). По истечении данного срока нужно подтвердить наличие ограничений на новой МСЭ. В случае изменения здоровья к худшему, могут дать бессрочную или другую группу. Позитивная динамика, наоборот, облегчает категорию инвалидности или снимает её.
При несогласии с экспертным заключением гражданин имеет право обратиться в бюро МСЭ для повторной оценки, либо в суд (если везде итоги не устраивают). В последнем варианте развития событий разрешено привлечь независимого эксперта.
А чтобы наверняка получить группу, рекомендуем заранее обратиться в ПФР и узнать, есть ли шанс на присвоение льготного статуса. На сайте фонда есть перечень утверждённых заболеваний. Далее можно посетить своего врача и приступить к оформлению группы. Важно подойти к делу максимально ответственно, подготовить доказательства, справки и пр. Тогда вероятность отказа будет нулевой.
Источник