Картотека игр ЗОЖ раздел «Ребенок и здоровье»
картотека (старшая группа) на тему
Представлены игры ЗОЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temrebenok_i_zdorove.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Ребенок и здоровье»
№ 1 « Кому что нужно»
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Оборудование: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
№2 « Разложи картинки по порядку»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Оборудование: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
№3 « Оденем куклу на прогулку»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
№4 « Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.
Оборудование: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.
1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»
2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.
№1 « Как вырасти здоровым»
Цель : упражнять в правильном использовании обобщающих слов; воспитывать сообразительность, быстроты реакции.
Правила: Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом,
б) выполнение физических упражнений,
в) приём здоровой пищи,
г) игры на улице, д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).
Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.
Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры: Ребёнку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни.
«Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки!»
«Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щеткой и
№5 « Азбука здоровья»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
№1 «Умею — не умею».
Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Ход игры: ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Ход игры: располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
№5 « Подбери предметы»
Цель: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.
Ход игры: ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.
№5 Скорая помощь.
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).
Ход игры: воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.
№5 Наши помощники – растения.
Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Ход игры: проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
№5 « Путешествие в страну здоровья»
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Оборудование: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.
Ход игры: играющие по очереди бросают кубик на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперёд настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребёнок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зелёном кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся в страну здоровья.
№5 « Что такое хорошо, что такое плохо»
Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.
Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображонного на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.
№5 « Почини спортивную форму»
Цели: развивать зрительное восприятие, память; учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство .
Ход игры: детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.
№5 « Узнай предмет по контуру»
Цель игры: учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.
Ход игры: ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур.
« Почини спортивную форму»
Цели: развивать зрительное восприятие, память; учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство .
Детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.
Источник
Картотека игр по теме: «Здоровье человека» для детей дошкольного возраста
картотека на тему
Цель: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма, воспитывать у ребёнка самоопределение, осознание своего тела и его специфических особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartotekaigrpozoj_.docx | 92.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье человека» для детей дошкольного возраста
Умею – не умею (младший дошкольный возраст)
Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических
возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Ведущий бросает мяч и произносит: « Я умею» или « Я не умею». Ребёнок,
поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет.
Например: « Я умею бегать, так как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
Угадай, кто позвал? (младший дошкольный возраст)
Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Ведущий, стоя спиной к детям, детям, должен определить по голосу, кто его
позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
Найди пару (младший дошкольный возраст)
Цель : подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям с завязанными
Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки точно такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определять на ощупь разные материалы.
Угадай, кто это (средний дошкольный возраст)
Цель: учить детей умению мысленно воспроизводить образ через своё видение человека.
Воспитатель выбирает одного из детей ведущим. Остальные садятся в кружок на стульчики. Ведущий должен, не называя имени, рассказать о каком – либо из детей: какой он (она), что умеет делать, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, занимает место ведущего.
Что есть у игрушки (средний дошкольный возраст)
Цель: воспитывать у ребёнка самоопределение, осознание своего тела и его специфических особенностей.
Оборудование: игрушки зверей, птиц, человечка, картинки с изображением
Воспитатель предлагает ребёнку сравнить себя с той или иной игрушкой: уточкой, мишкой, клоуном, солдатиком, куклой.
Примерные ответы детей: у уточки клювик, а у меня носик; мишка лохматый,
а у меня кожа гладкая; у собачки четыре лапы, а у меня две руки, две ноги.
Солдатик и я — смелые, я живая, а кукла, хотя и передвигаются, но всё равно не живая.
Мой портрет (средний дошкольный возраст)
Цель: научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности: лица, роста, возраста.
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши; стенд для выставки;
картинки с изображением детей (разных по возрасту, росту, внешности).
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с детьми разного возраста в
игровых ситуациях. Спрашивает, какими дети себя видят: большими, маленькими или не очень маленькими. Дети отвечают, показывают на пальцах, сколько им лет, говорят, какими они хотят вырасти. Воспитатель предлагает детям нарисовать самих себя, какими они хотят быть.
По рисункам детей, выставленным на фланелеграфе, пытаются угадать, кто на них изображён. Воспитатель спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, — хороший или плохой.
Если сам ты небольшой,
Но с высокою душой,
Значит твой реальный рост
Выше самых дальних звёзд.
Кто я? (старший дошкольный возраст)
Цель: расширить знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии,
Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных, птиц.
Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).
Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.
Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?
Садовник (старший дошкольный возраст)
Цели: углублять представление ребёнка о самом себе; научить видеть
индивидуальные особенности других людей.
Дети встают в круг. Ведущий, Садовник, бросает мяч и говорит: « Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Даши». Дальше Садовник рисует словесный портрет (имя, возраст, цвет глаз), Садовником становится Даша.
Кто как на свет появился (старший дошкольный возраст)
Цель: закрепить представление детей о том, как появляются на свет живые
Оборудование: три большие картинки с изображением яйца, икринки, бутылочки с молоком и соской; мелкие картинки с изображением людей, животных, птиц, земноводных, насекомых.
Перед детьми лежат перевёрнутые изображением вниз картинки с животными, насекомыми, земноводными, людьми. Дети выбирают любую картинку, сообщают, каким образом это существо появилось на свет. Затем совмещают маленькую картинку с большой – с изображением яйца, икринки, бутылочки с соской (для млекопитающих).
Правила гигиены (младший дошкольный возраст)
С помощью считалочки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов, мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание, обтирание.
Эстафета (средний дошкольный возраст)
Цель: формировать представления о предметах личной гигиены.
Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.
На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый
участник подбегает к столу, выбирает предмет, необходимый для умывания,
кладёт его на поднос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету
Ровным кругом (средний дошкольный возраст)
Цели: уточнить знание детей о предметах личной гигиены; развивать творчество, воображение.
Оборудование: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шампуня, мочалки, полотенца ,зеркала, расчёски.
Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок,
исполняющий роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют.
Ровным кругом друг за другом
Будем весело шагать,
Что нам мыло здесь покажет,
То и будем выполнять.
Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывают полотенце, расчёска, мочалка, шампунь.
Пылесос (средний дошкольный возраст)
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.
Оборудование: 4 совка для мусора, 20 маленьких мячей, 4 корзины для мусора.
Ведущий разбрасывает по полу маленькие мячи, четверо детей собирают их
совком без помощи рук. Пойманные мячи кладут в корзины.
Как нужно ухаживать за собой (старший дошкольный возраст)
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.
Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло,
2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ
(Шампунь, мыло, гель для душа).
3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).
4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).
5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).
6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).
7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).
Чтобы кожа была здоровой (старший дошкольный возраст)
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными
Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.
Ребёнок облизывает ссадины, порезы.
Мальчик в грязном белье.
Девочка надевает чужую обувь.
Хвастунишка (старший дошкольный возраст)
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Расскажи о своей коже. Покажи на своё личико, свои руки, ноги и продолжи:
«Моя кожа чистая, нежная, упругая, она помогает мне…»
Определения (старший дошкольный возраст)
Цель: научить ребёнка давать определения.
О каких предметах идёт речь? Продолжить определения.
Средство для мытья волос – это…
Однородная масса для чистки зубов – это…
Кусок ткани для вытирания лица и тела – это…
Средства для мытья рук и тела – это…
Ответы: шампунь, зубная паста, полотенце, мыло.
Как беречь зубы (старший дошкольный возраст)
Цель: рассказать, что полезно, что вредно для зубов.
Оборудование: два плоскостных зуба – здоровый и больной; предметные
картинки с продуктами питания.
На игровом поле представлены картинки полезных и вредных для зубов
продуктов питания. Дети по очереди кладут изображение больного или
здорового зуба рядом с картинкой с изображением продуктов питания,
объясняют свой выбор.
Найди опасные предметы (младший дошкольный возраст)
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья;
помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного
обращения с ним.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
— все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
— нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной
— ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
— нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;
— опасно одному выходить на балкон.
Отгадай загадку по картинке (младший дошкольный возраст)
Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
1. На столе, в колпаке, 4. Режет хлеб,
Да в стеклянном пузырьке Намажет масло.
Поселился дружок Но помни:
Развесёлый огонёк. Есть с него опасно!
(Настольная лампа) (Нож)
2. Из горячего колодца 5. Два конца, два кольца,
Через нос водица льётся. Посередине – гвоздик.
3. Гладит всё, чего касается, 6. Всех на свете обшивает,
А дотронешься – кусается. Что сошьёт – не надевает.
Наша улица, или Светофор (младший дошкольный возраст)
Цели: закрепить знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД.
Детей учат не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки.
Автобус (младший дошкольный возраст)
Цели: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Оборудование: маленькие стулья, руль.
С помощью считалочки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребёнком, бабушка, слепой.
Переход (младший дошкольный возраст)
Цель: закрепление ПДД.
На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный
свет. Дети стоят у перехода. На светофоре жёлтый свет. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.
Нарисуй дорожный знак (старший дошкольный возраст)
Цель: закрепить дорожные знаки.
Детям дают бумагу и карандаши. За две минуты дети должны нарисовать
Сигналы светофора (средний дошкольный возраст)
Цель: развивать внимание.
Ведущий показывает вразбивку сигналы светофора, при зелёном свете дети
топают ногами, при жёлтом хлопают в ладоши, при красном не делают ничего.
Мы водители (старший дошкольный возраст)
Цель: развивать внимание. Воспитатель даёт задание, по сигналу менять направление: влево, вправо, прямо, тормозить.
Опасно – не опасно
Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и
неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры.
ребёнок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т. д.
Детей просят определить степень угрозы предполагаемой (наглядной или
словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей
(термометр, бинт, зелёнка).
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, у него поднялась температура, заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
Детям предлагаются сюжетные картинки и соответствующие тексты к ним. Воспитатель зачитывает текст, а дети доказывают правильность или недопустимость данного поступка, объясняют, какие правила нарушены. Если ребёнок правильно объяснил поступок – получает фишку.
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим
оставаться всегда здоровым.
Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением
лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными
рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его
использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку.
Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.
Источник