Кальмова с е орлова л ф сенсорная комната волшебный мир здоровья
Зайчик: А что ты умеешь делать?
Лиса: Могу дом украсить: платочки да скатерть вышивать!
Все звери: Заходи, будем вместе жить!
Ведущий: До чего же всем весело! Кто пироги печет, кто пол подметает, кто песни поет… Всем дел хватает! А весна уже совсем вступила в свои права. Днем солнышко греет, снег растаял, текут ручьи, птички поют. А к теремочку бежит Волчок-серый бочок! (Движения под музыку).
Волку, братцу серому,
Весь лесной народ.
Чья же это хата?
Кто же в ней живет:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Вместе: Мы — звери лесные.
Волк: Я Волк — зубами щелк! Пустите меня к себе жить!
Лиса: А что ты умеешь делать?
Волк: Я могу дрова рубить, печку топить!
Все звери: Заходи, будем вместе жить!
Ведущий: Живут лесные звери дружно, друг другу помогая. Но что за шум? Что за треск? Кто к теремку пробирается? Ой, да это Мишка-топтыжка! (Движения под музыку).
Я всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь,
Потому что я медведь.
Что такое? Теремок?
В теремочке кто живет?
Волк: Мы — звери лесные. А ты кто?
Мишка: Я мишка-топтыжка! Пустите меня к себе жить!
Волк: А что ты умеешь делать?
Мишка: Умею плясать, вот смотрите! (Танец: «Мишка с куклой»). Понравилось вам моя пляска?
Все звери: Заходи, будем вместе жить!
Ведущий: Дружно живут звери в теремочке! Мышка по хозяйству хлопочет, Лягушка пироги печет, Заяц пол метет, Лиса дом украшает, Волк печку топит, а Медведь охраняет да всех веселит! Никто никого не обижает!
Источник
Кальмова с е орлова л ф сенсорная комната волшебный мир здоровья
Трапеция с гранулами
Подушка в форме небольшой горки, является прекрасным дополнением к классическим подушечкам и пуфикам, наполненным полистирольными гранулами. С помощью трапеции вы сможете принять удобную позу, подложив её под голову или ноги. Её можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие трапецию, способствуют мягкой тактильной стимуляции.
Маты напольные служат для создания мягкого пола, на котором ребенок и взрослый могут лежать, сидеть, двигаться без риска ушибов. Маты можно использовать как для отдыха, релаксации, так и для физических упражнений. В соответствии с размерами помещения или «мягкой зоны» маты могут быть изготовлены индивидуально. Для того, чтобы маты не «разъезжались» в процессе занятий, предусмотрена возможность скрепления их между собой при помощи липучек со стороны пола.
Маты настенные крепятся к стенкам для того, чтобы максимально обезопасить ребенка от ударов, соприкосновения с твёрдыми и холодными стенами. За счет этого у детей уменьшается чувство страха от возможного падения. Кроме того, использование матов способствует созданию уюта и комфорта в сенсорной комнате. Комплектуются с настенными крепежами.
Музыкальное кресло-подушка — удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, благодаря которым в нем удобно сидеть и лежать. Встроенные в кресло колонки от музыкального центра создают вибрацию, как бы проникающую в тело. Музыка в сочетании с приятной вибрацией, исходящей из глубин кресла, обладает огромным терапевтическим эффектом, расслабляет напряженные мышцы, успокаивает, снижает тревожность и нормализует циркуляцию крови. Кресло предоставляет идеальную возможность почувствовать массаж всем телом. Уровень вибрации можно регулировать по усмотрению специалиста через регулятор громкости. В комплекте с музыкальным креслом-подушкой поставляется музыкальный центр.
Детское складное кресло-трасформер — компактный кубик при раскрытии превращается в удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела.
Источник
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Представьте себе, что вы стоите перед дверью, ведущей в неведомое. Вы утомлены, раздражены, ваши мышцы напряжены и от того ваша жизнь вам кажется беспросветной, все ситуации — тупиковыми. Все. Еще мгновение — и… И вы протягиваете руку и открываете дверь. Что это? Перед вами мерцающий звездный ковер. Вы осторожно делаете шаг, и разноцветный ливень обрушивается на вас сверху: тысячи звездочек-капелек касаются вашего лица, стекают на руки и дальше по телу — к ногам. Вы идете вперед по сенсорной тропе к высокой колонне, внутри которой бурлят-переливаются всеми цветами радуги живые пузырьки. И в этой круговерти шныряют разноцветные рыбки — вверх, вниз, вверх, вниз…
Вам дышится легко и свободно, ибо воздух в этой волшебной наполненной мягким светом комнате комфортно-влажный и пронизан необыкновенными умиротворяющими ароматами.
Вы опускаетесь в пуфик-кресло с гранулами и чувствуете как он принимает форму вашего тела. Тихая, спокойная музыка наполняет вас, и откуда-то сверху доносится серебряный перезвон колокольчиков. Вы закрываете глаза. Вам хорошо. Уходят тревоги и страхи, напряжение сменяется полным покоем. Вы расслаблены.
Мы начали наше пособие с этого небольшого описательного фрагмента, чтобы вы получили представление о том, что же такое сенсорная комната.
Итак, сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. А также для улучшения качества жизни здоровых людей.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом)
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
§ релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
Источник
Кальмова с е орлова л ф сенсорная комната волшебный мир здоровья
«Лежебока». Удобное средство для лежания наполнено лёгкими полистироловыми гранулами, которые служат идеальной опорой для лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Сухой бассейн — бассейн может быть прямоугольным, квадратным, круглым или угловым, с мягкими стенками; бассейн наполнен пластмассовыми полупрозрачными или цветными шариками; используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело ребенка, находящегося в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение. Это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Двигательные действия в окружении подвижных шариков создает прекрасные условия для развития координации движений. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребенок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.
Детское зеркальное панно
Безопасное небьющееся зеркало из пластика гораздо безопаснее, чем стеклянное. Зеркало устанавливается по периметру сухого бассейна для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок. За счет многократного отражения ребенок как бы находится сразу в четырех сухих бассейнах. Длина зеркального панно должна соответствовать размерам сухого бассейна и, для создания максимальной иллюзии объемного пространства, желательно установить 2-а зеркальных панно.
Источник
Волшебный мир сенсорной комнаты
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 87 имени Л.И.Новиковой»
Утверждено на заседании Научно-методического совета МБОУ «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой» Протокол № 6 от 19.06.2014 Председатель НМС М.А. Крылова | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой» ______________С.В. Кулёва |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Волшебный мир сенсорной комнаты»
для 1-2 классов.
Часть 1 – адаптация первоклассников.
Часть 2 – профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников.
Автор:
педагог-психолог
Степанова Татьяна Игоревна
Нижний Новгород
2014 год
Пояснительная записка.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Не менее актуальна и проблема детской агрессивности. Этому существует множество объяснений. Члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У них хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. В результате, количество разводов растет, и все большее число детей живет с одним из родителей. Все меньше становится детских учреждений, целенаправленно занимающихся развитием детей вне школы. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей (что подтверждают статистические данные последних лет). Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения. Учителя, которые работают с этими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны, склонны к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, не умеют внимательно слушать. Описывая трудности своей работы, учителя начальной школы говорят о своеобразном замкнутом круге: при подаче учебного материала им нередко приходится много времени терять на установление жесткой дисциплины; это, в свою очередь, мешает детям совершенствовать коммуникативные навыки, и они становятся все более агрессивными и неуправляемыми. Поэтому, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче корректировать и предупредить закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.
Поэтому работа по профилактике и коррекции агрессивного поведения является своевременной и крайне необходимой. Она поможет эффективно корректировать различные нарушения социальной адаптации у детей, в том числе и агрессивных проявлений.
Новизна разработанной программы заключается в использовании такого ресурса как сенсорная комната, которая благоприятно влияет на эффективность любых мероприятий, направленных на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа на мягких пуфиках, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей; коррекцию психоэмоционального состояния.
Влияние занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты на развитие интеллектуальной деятельности определяется следующим. По мере развития восприятия внешние действия с предметами сокращаются, автоматизируются и интериоризуются. Они переходят в умственный план, а эталоны запоминаются. Ориентировка в них становится операцией в структуре целостного действия. Важным моментом для выявления особенностей построения занятий с детьми является понимание того, что ориентировки в действиях с предметами (реальными и интерактивными), если они направлены на внешние признаки объектов, становятся образами восприятия, установление связей и зависимостей между которыми положительно влияет на развитие мышления.
Основной целью данного цикла занятий является психологическая адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально-волевой сферы ребенка. Решаются следующие задачи:
- формирование адекватного представления о школьной жизни и осознание ребенком специфики позиции школьника;
- выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
- повышение школьной мотивации;
- развитие зрительных, слуховых и тактильных ощущений;
- стимуляция воображения ребенка;
- коррекция эмоционально-волевой сферы;
- оптимизация уровня тревожности и агрессивности.
Занятия проводятся по группам. Количество участников в группе: 7–10 человек.
Продолжительность одного занятия — 30 минут.
Структура занятий
- Ритуал приветствия с целью сплочения группы и поддержания позитивного взаимодействия детей друг с другом.
- «Восстанавливающий» блок: выполнение специальных упражнений, направленных на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и пр. Здесь используются элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии и рисования песком.
- «Успокаивающий» блок: вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Дети располагаются на мягких пуфах. Свето-цветовой фон выключен. Используются упражнения на релаксацию, вызывание тепла, регуляцию дыхания.
- Обратная связь: обобщение полученных знаний. Дети делятся своими впечатлениями и эмоциями от занятия.
- Ритуал прощания.
Специальное оборудование сенсорной комнаты.
- Комплект-потолок «Звёздное небо» — панно с мерцающими звездами, полумесяцем, на фоне темного неба. Занятия с использованием «Звездного неба способствуют развитию тактильных и зрительных ощущений, концентрации внимания, снятию напряжения.
- Настенные панно «Кривое зеркало». Человек смотрит в зеркало, двигаясь, меняя положение, и видит, что комната, размеры частей его тела (головы, глаз, рта, рук, туловища и т.д.) тоже меняются. И если обычное зеркало отражает окружающее пространство симметрично наблюдающему человеку, то «кривое зеркало» искажает все вокруг порой до неузнаваемости, вносит в игру и занятие элемент необычности, неожиданности, сказочности. В свете различных приборов эффект «кривого зеркала» усиливает стимуляцию зрительных ощущений и представлений. Занятия с панно «Кривое зеркало» создают бодрое, оптимистичное настроение, развивают мимику и пантомимику, развивают умение выражать различные эмоциональные состояния, снижают нервно-психическое и эмоциональное напряжение, способствуют стабилизации, саморегуляции психического состояния, развитию зрительного сосредоточения, помогают восприятию пространства и своего тела, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия, образного мышления и творческих способностей. Панно «Кривое зеркало» — это важная составляющая сенсорной комнаты, применяется в коррекционной и развивающей работе, на играх по снятию агрессивности и эмоционального напряжения, на сеансах психофизической разгрузки, на занятиях по развитию познавательных и психических процессов, на тренингах, позволяющих снять напряжение, тревогу.
- Профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами — позволяет воздействовать на ощущения ребенка звуком, запахом и цветом, выбирается приятный звук природы, цвет, в комплект входит два аромата – один обладает антистрессовым действием, расслабляющим, а другой – бодрит, активизирует.
- Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» — настенная мерцающая занавесь из фиброоптических волокон, привлекает внимание, успокаивает, хорошо концентрирует внимание, используется в ходе релаксационных занятий, на тематических занятиях по сказочным сюжетам, волшебных историй и т.п. Нити можно перебирать, держать, обматывать вокруг тела, рук. Данное оборудование особенно полезно использовать на занятиях с людьми со сниженным зрением для стимуляции их зрительного восприятия.
- Световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что малыш неоднократно создает рисунок из песка – стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…
Личностными результатами занятий по данной программе являются:
- повышение школьной мотивации;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- выработка умения понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих.
Занятия создают условия для достижения следующих метапредметных результатов:
- улучшение внимания;
- развитие сенсомоторных навыков, навыков произвольной саморегуляции;
- снижение тревожности, проявлений агрессивного поведения;
- формирование умений действовать в группе.
Работа по программе предполагает следующую схему мониторинга (прил.5):
1 этап мониторинга в сентябре 1-го года обучения, повторно – в апреле: диагностика учебной мотивации, уровня школьной тревожности, эмоционального состояния, коммуникативных навыков, самооценки, уровня внимания, саморегуляции, развития сенсомоторных навыков.
3 этап мониторинга в апреле 2-го года обучения: диагностика учебной мотивации, коммуникативных навыков, уровня агрессивных проявлений, эмоционального состояния, умения действовать в группе.
Учебно-тематическое планирование.
Часть 1. Адаптация первоклассников.
Источник