Задачи психологии здоровья
К задачам психологии здоровьяследует отнести:
1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью.
2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.
3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обогащения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:
2) самовоспитание или самосотворение;
Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех областях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья. Представим наиболее важные из них:
1) психическое здоровье;
2) физическое здоровье;
3) экологическое здоровье;
4) профилактическая наркология;
5) психосоматическая медицина;
6) психология питания;
7) семейное здоровье;
8) сексуальное здоровье;
9) пренатальное, перинатальное и половое воспитание;
10)образование и просвещение;
Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:
1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.
2. Внутренняя картина здоровья.
3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.
4. Обучение здоровью.
Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.
Источник
Определение психологии здоровья и задачи исследования
В прошлом вопросами совершенствования природы человека занималась религия, и в любом ее ответвлении можно обнаружить достаточно проработанную систему психического и духовного роста. К сожалению, в современном мире человеку стало чуждо понятие совершенствования. Утрачено и понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности — это помощь не только себе, но и окружающим («Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая жизнь — высшая ценность общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Еще в древней йоге исходили из положения о том, что человек обязан стремиться к здоровью, ибо здоровье — не эгоистическая цель, а долг перед окружающими.
Человек еще не до конца осознал, что достижения в области материальной культуры неспособны дать ощущение полного счастья («богатство становится бременем, когда оно накоплено»). Эти достижения — лишь фон, на котором строится счастье познания себя, других, расширения и углубления межчеловеческих связей, проникновения в тайны природы и «вечные» тайны бытия. Как остроумно заметил известный специалист в области здорового образа жизни Поль Брэгг, за деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит;-лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение.
В каждом веке был свой идеал человека. Наше время создает суррогаты идеала в виде только преуспевающего, «беспроблемного человека», умеющего хорошо приспосабливаться. В противоположность этому психология здоровья предполагает формирование гуманистического идеала. Сегодня наука и религия начинают успешно интегрироваться именно в пространстве самосовершенствования человека в общем стремлении привести человека к идеалу. Более того, это пространство синтезирует как отдельные направления (школы) в психологии, философии, так и сами религии, будь то восточные или западные конфессии. Свидетельство этому — разрастающееся движение трансперсональной психологии, включающей все ценное в области достижения человеком внутренней гармонии и гармонии с окружающим миром.
Общепринятое определение психологии здоровья пока еще не сложилось. Приведем некоторые точки зрения по этому поводу.
Созданное в 1978 г. отделение психологии здоровья при Американской психологической ассоциации возглавил Дж. Матараццо. Сущность психологии здоровья он трактует следующим образом. Психология здоровья — это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья. В зарубежной психологии можно встретить и более лаконичное определение этой науки. Например, под психологией здоровья предлагается понимать всю совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти применение для понимания здоровья и болезни.
Обратимся теперь к отечественным авторам. Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосоматических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жизнью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути. Психология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологических знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека [5].
Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Ее объектом с известной долей условности является «здоровая», но не «больная» личность [1].
Современная практическая психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости и готова решать задачи психологического сопровождения человека на протяжении всего жизненного пути. Одна из таких первостепенных задач — здоровье человека. Поэтому, продолжая уже сказанное, психологию здоровья можно определить как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути [10].
Проанализировав в основном зарубежные монографические издания последних двух десятилетий в области психологии здоровья, И. Н. Гурвич [6] делает вывод об их поразительном тематическом разнообразии. Поэтому он считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. И тем не менее автор полагает, что наиболее адекватным современному состоянию психологии здоровья представляется определение ее именно как предметной области, т. е. через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований. Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата, попытаемся ниже перечислить те основные задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья. К ним следует отнести:
♦ определение базисных понятий психологии здоровья;
♦ исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;
♦ методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;
♦ разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;
♦ факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);
♦ изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;
♦ психологические механизмы здорового поведения;
♦ формирование внутренней картины здоровья;
♦ коррекцию индивидуального развития;
♦ профилактику психических и психосоматических заболеваний;
♦ исследование состояний предболезни личности и их профилактику;
♦ разработку концепции здоровой личности;
♦ определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;
♦ психологические механизмы стрессоустойчивости;
♦ социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);
♦ тендерные аспекты психического и социального здоровья;
♦ разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;
♦ детскую и школьную психологию здоровья;
♦ психологическое обеспечение профессионального здоровья;
♦ психологию долголетия, признаки психического старения и их профилактику;
♦ психологическую помощь при завершении жизненного пути.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «психология здоровья» обусловлена современным нарастанием нагрузки на нервную систему, психику человека. Информационный стресс, информационная зависимость, быстрый ритм жизни, негативная динамика межчеловеческих взаимоотношений (снижение уровня социальной поддержки, замкнутость, национальная, имущественная, религиозная разобщенность) – всё это формирует эмоциональное напряжение как один из факторов развития различных заболеваний. Жизнь в условиях неопределенности обусловливает психическую и психосоматическую патологию.
Цель: Рассмотреть основные положения психологии здоровья и их значение в выработке методов профилактики стрессов в студенческой среде.
Задачи:
1. Изучить понятие психология здоровья;
2. Рассмотреть цели и задачи психологии здоровья;
3. Проанализировать факторы и раннюю профилактику психического здоровья студентов;
4. Представить методы профилактики стресса в студенческой среде;
5. Рассмотреть социальную поддержку как фактор психического здоровья студентов.
Великие мудрецы и пророки всех времен и народов в один голос твердили, что совершенствование человеческой личности — путь всеобщего спасения. Их не слушали, а если слушали, то не слышали. И сегодня, в очередном веке, приходится подводить неутешительные итоги. Ужас реальности атомной и экологической каиастрофы, грозящая выйти из под контроля СПИДа – вот плоды просвещенной деятельности человека разумного». И альтернатива: либо остаться темной, бездуховной, раздираемой злобой толпой и, погубив себя, таким образом, кануть небытие либо ценой невероятных усилий и труда, поднявшись над собой, превратиться в содружество развитых свободных личностей, обеспечив себе процветание на многие века. [1]
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление – психология здоровья. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др.
«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития»[2].
«Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность — как дыхание, пищеварение, кровообращение, экскреция и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет. Здоровье подчиняется общим законам, царящим во Вселенной, без знания и соблюдения которых жизнь невозможна. Поэтому каждый из нас обязан усвоить хотя бы то, что известно науке о человеке и его здоровье» [Майя Гогулан].
Поскольку человеческая жизнь является Высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье индивида в общественное богатство.
Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий существования любой другой ценности.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития». Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины.[3]
Психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии (политики) здоровья.
Психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до его смерти.
В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление проходит стадию своего становления.
К сожалению, современная медицина занимается не человеком, а его органами. Широкий поток лекарств и пищевых добавок от фарминдустрии через сеть аптек и врачей прямиком устремляется к пациентам. Сеть супермаркетов обрушивает на пищеварительную и иммунную системы человека продукты питания, собранные со всего мира, да и с добавкой всяких консервантов. Однако, как известно, пищеварительная система адаптирована только к местным продуктам питания. Нужны столетия, чтобы вновь приспособиться к глобальному питанию.
В.Н.Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая — основа здоровья личности: «если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать и человека, и его здоровье»[4]
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
«Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность — как дыхание, пищеварение, кровообращение, экскреция и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет. Здоровье подчиняется общим законам, царящим во Вселенной, без знания и соблюдения которых жизнь невозможна. Поэтому каждый из нас обязан усвоить хотя бы то, что известно науке о человеке и его здоровье» [Майя Гогулан].
Поскольку человеческая жизнь является Высшей ценностью, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье индивида в общественное богатство.
Всестороннюю полноту человеческой жизни как непреходящей ценности обуславливает здоровье, и наслаждение жизнью предполагает его наличие. Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий существования любой другой ценности.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление – психология здоровья. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др.
«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития»[5].
Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины.
В.А. Ананьев считает, что «главным продуктом психологии здоровья должно стать совершенствование личности, через это — укрепление здоровья и через все вместе взятое — повышение уровня качества жизни»[6].
В.Н.Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая — основа здоровья личности: «…если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье» [7].
Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как «всестороннее совершенствование человека» (личности).
Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.
В.А. Ананьев в книге «Психология здоровья» указывает на то, что «психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать «реальный идеал» человека и способствовать его достижению».
Он также отмечает: «Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать не больных людей здоровыми».
Одной из основных задач является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья.
«Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья».
«Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию»[8].
Н. М. Амосов писал: «Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье»[9].
Психология здоровья впитывает в себя все ценное, что помогает человеку возвыситься. Из восточных традиций могут быть заимствованы технические приемы, из христианства — методы духовного взросления человека.
Таким образом, основными задачами психологии являются:
— сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья;
— повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью;
— определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала;
— разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья.
А так как, психология юношеского возраста – является одним из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии, во второй главе мы постараемся рассмотреть психологическое здоровье студентов.
Источник