Меню

Какого уровня ценности здоровья не существует

3.7. здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека

3.7. здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический — изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный — здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) — здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления. Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье, норма и т.д.), условия общественной жизни (социальные и природные), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации — продукты материального и духовного производства. Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

По данным наших исследований, (5500 респондентов) 54,2\% из них считают, что «здоровье — самое главное в жизни», 35,7\% — «здоровье — необходимое условие полноценной жизнедеятельности», т.е. 89,9\% из числа опрошенных относят здоровье к числу важнейших и необходимых ценностей жизни, 2,9\% опрошенных высказывают суждение «есть и другие ценности, которые также важны для здоровья» (по мнению 2,3\%, существуют ценности, ради, которых можно поступиться здоровьем, 4,6\% «предпочитают жить не думая о здоровье»).

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достичь других жизненных целей для респондентов важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизни. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

Безусловно, противоречие между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым разрешимо на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Но не менее важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности.

Источник

Здоровый образ жизни и его составляющие

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента, как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой – домашним делам, третий – занятиям физической культурой и спортом.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой – они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностной ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Необходимо помнить, что в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности – ее самосознания.

Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Читайте также:  Чем спиртное вредит здоровью

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Можно выделить три уровня ценности здоровья:

биологический – изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию;

социальный – здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру;

личностный (психологический) – здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления.

Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье, норма и т.д.), условия общественной жизни (социальные и природные), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации – продукты материального и духовного производства. Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

По данным исследований (5500 респондентов) 54,2% из них считают, что «здоровье – самое главное в жизни», 35,7% – «здоровье – необходимое условие полноценной жизнедеятельности». Всего лишь 89,9% из числа опрошенных относят здоровье к числу важнейших и необходимых ценностей жизни, 2,9% опрошенных высказывают суждение «есть и другие ценности, которые также важны для здоровья» (по мнению 2,3%, существуют ценности, ради которых можно поступиться здоровьем, 4,6% «предпочитают жить, не думая о здоровье»).

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достичь других жизненных целей для респондентов важнее, чем ценность здоровья как средства пробить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом. Важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности.

3.3. Основные требования к организации

Источник

Появляется вопрос, как оценить уровни здоровья?

Основные определения здоровья.

В течение многовековой истории человечества на разных этапах развития общества изучению проблем здоровья всегда уделялось большое внимание. Представители разных наук и профессий делали попытки проникнуть в тайны феномена здоровья, определить его сущность для того, чтобы научиться умело руководить им, экономно использовать здоровье в течение всей жизни и находить средства для его сохранения.

Изучения разных аспектов здоровья как качественной ценности человека и общества, изучение сложных взаимосвязей между факторами окружающей среды и здоровьем людей является важным заданием дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”.

Здоровье людей принадлежит к числу как локальных, так и глобальных проблем, то есть тех, которые имеют жизненно важное значение как для каждого человека, каждого государства, так и для всего человечества в целом.

Понятие “здоровья” принадлежит к числу сложных медико-філософських представлений. В настоящее время существует относительно большое количество разнообразных за направлением, структурой и содержанием определений понятия “здоровья”. Т.И. Калью на основе изучения мирового информационного потока документов составил перечень 79 определений сущности здоровья человека, но и он далеко не полным.

Вообще “здоровье” – это естественное состояние организма, который характеризуется его равновесием с окружающей средой и отсутствием любых болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов. Последние имеют настолько важное значение в поддержке состояния здоровья или в появлении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: “Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических изъянов”. Такое определение понятия “здоровья” является наиболее четким, понятным, полным и вмещает, в первую очередь, биологические, социальные и психологические аспекты данной проблемы.


2. Биологическая, социальная и психологическая сущность здоровья.

На основе вышесказанного выделяются три уровни описания ценности “здоровья”:

1) биологический – начальное здоровье предусматривает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологичных процессов как следствие максимума адаптации;

2) социальный – здоровье является мерой социальной активности, деятельности отношения человеческого индивида к миру;

3) особенный психологический – здоровье является отсутствием болезни, но более быстрое возражение ее в значении преодоления (здоровье – не только состояние организма, но и стратегия жизни человека).

Биологические признаки здоровья предусматривают физиологически нормальное состояние и функционирование организма, то есть такое состояние, за каким поточність формоутворюючих, физиологичных и биологических процессов в организме подчиняется целесообразным биологическим процессам. Первые элементы здоровья передаются ребенку от родителей. С развитием человека к определенной степени изменяется и ее здоровье.

На биологическом уровне здоровье характеризуется нормальной функцией организма на всех уровнях его организации – организма, органов, гистологических, клеточных и генетических структур; нормальной поточністю типичных физиологичных и биохимических процессов, которые способствуют выражению и воссозданию; способностью организма приспосабливаться к условиям существования в окружающей среде, что постоянно изменяются (адаптация); способностью поддерживать постоянство внутренней среды организма; обеспечением нормальной и разносторонней жизнедеятельности и хранением живой основы в организме.

Учитывая, что человек является социальным существом, то ее здоровье является социальной ценностью и предпосылкой для социологизации личности, для ее “обрастания” общественными отношениями, включение в ритм и жизнь общественной системы. Здоровье является мерой социальной активности, деятельности, отношения человека к миру.

Наиболее полно сущность социальной ценности здоровья сформулировали В.В. Канеп, Г.И. Цареградцев и Б.И. Ольшанский: “Здоровье – это не только одна из необходимых предпосылок счастья человека, его всестороннего, гармоничного развития. Оно является не только одним из условий достижения человеком максимальных успехов в отрасли образования, профессиональной подготовки, производительности труда, оптимистичного и жизнеутверждающего отношения ко всему, что происходит. Здоровье – это также важен показатель и чувствительный индикатор благополучия народа”.

Здоровье является своеобразным зеркалом социально-экономического, экологического, демографического и санитарно-гигиенического благополучия страны, одним из социальных индикаторов общественного прогресса, важным фактором, который влияет на качество и эффективность трудовых ресурсов.

Психологический уровень здоровья обусловлен психическими особенностями человека, возможностями обеспечить и преодолеть болезнь, образом жизни и пониманием того, что здоровье – это не только состояние организма, но и стратегия жизни. Существенно влияют на здоровье человека ее особенные психические состояния, которые не являются постоянными ее качествами, но возникают спонтанно или под воздействием внешних факторов (расстройство сознания, изменения настроения, апатия, аффектные состояния, напряженность и тому подобное).

Здоровье часто рассматривается как отсутствие болезни. Медицинская наука уделяет этому большое внимание и разработала классификацию болезней, в которую включены тысячи наименований и описаний механизмов, их развития, клинических проявлений, лечения и прогнозов каждой из этих болезней.

Подводя итоги вышесказанного, здоровье можно охарактеризовать такими признаками:

– нормальная функция организма на всех уровнях его организации – органов, организму в целом, гистологических, клеточных и генетических структур, нормальная поточність типичных физиологичных и биохимических процессов, которые способствуют выражению и воссозданию;

– способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде;

– динамическое равновесие организма и его функций и факторов окружающей среды;

– способность организма приспосабливаться к условиям существования в окружающей среде, которая постоянно изменяется (адаптация), способность поддерживать нормальную и разностороннюю жизнедеятельность и хранение живой основы в организме;

– отсутствие болезни, болезненного состояния или болезненных изменений, то есть оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или любого нарушения;

– полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегулирования и гармоничного взаимодействия всех органов.

В мире современных научных представлений здоровья как социальное явление, которое имеет биологическую основу, является сложной многофакторной проблемой и определяется комплексом разных за своим характером факторов, чрезвычайно сложно переплетенных.

Читайте также:  Значение карт по диагностике здоровья


3. Адаптация организма к внешним факторам среды.

Всю жизнь человека проходит в непрерывной связи с внешней средой, потому здоровье человека нельзя рассматривать как что-то независимое, автономное. Оно является результатом действия естественных, антропогенных и социальных факторов и отражает динамическое равновесие между организмом и средой его существования. Большой итальянский художник, скульптор, ученый, инженер Леонардо да Винчи (1452–1519) утверждал: “Нужно понять, что такое человек, жизнь, здоровье. И как равновесие, согласование стихий его поддерживает, а несогласованных разрушает и теряет”.
Здоровье нужно рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе. В этом отношении заслуживает внимания высказывание, что здоровье определяет процесс адаптации. Это не результат инстинкта, но автономная и культурно очерчена реакция на социально созданную реальность. Он создает возможность приспособиться к внешней среде, которая изменяется, к росту и старению, лечению при нарушениях, страданиях и мирному ожиданию смерти.

Человек при взаимодействии с окружающей средой реагирует индивидуально с помощью физиологичных реакций.

В силу общих соматических свойств физиологичного приспособления организм может адаптироваться или выработать иммунитет к самым разнообразным внешним факторам. Все люди способны проявлять необходимую пластичность реакций в ответ на изменения внешних условий. Адаптация помогает поддерживать стойким внутреннюю среду организма, когда параметры некоторых факторов окружающей среды выходят за пределы оптимальных.
Адаптация зависит от силы действия факторов окружающей среды и индивидуальной реактивности организма. Критерием степени адаптации является сохранение гомеостаза независимо от длительности действия фактора, к которому сформировалась адаптация. В условиях заболевания наступает компенсация, под которой нужно понимать борьбу организма за гомеостаз, когда включаются дополнительные защитные механизмы, которые противодействуют возникновению и прогрессу патологического процесса. Если поступает сигналы о большой опасности и включенных механизмов не хватает, возникает картина стрессовых заболеваний, характерных для нашей цивилизации.

Индивидуальное приспособление к новым условиям существования происходит за счет изменения обмена веществ (метаболизму), сохранения постоянства внутренней среды организма (гомеостазу); иммунитету, то есть невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, которые попадают в организм извне или образуются в организме под воздействием тех или других факторов; регенерации, то есть возобновление структуры поврежденных органов или тканей организма (заживление ран и т. др.); адаптивных безусловных и условно рефлекторных реакций (адаптивное поведение).

В организме человека образуется динамический стереотип с сохранением гомеостаза здорового человека, который произвелся в процессе эволюционного развития в условиях окружающей среды. Здоровье человека, обеспечения ее гомеостаза может сохраняться и при некоторых изменениях параметров, факторов окружающей среды. Такое влияние вызывает в организме человека соответствующие биологические изменения, но благодаря процессам адаптации (приспособление) у здорового человека факторы окружающей среды к определенным пределам позволяют хранить здоровье.

До той поры, пока организм в состоянии с помощью адаптационных механизмов и реакций обеспечить стабильность внутренней среды при изменении внешней среды, он находится в состоянии, которое можно оценить как здоровье. Если же организм попадает в условия, когда интенсивность влияния факторов внешней среды преобладает возможности его адаптации, наступает состояние, противоположное здоровью, то есть болезнь, патология.


4. Показатели здоровья.

Для правильного понимания взаимосвязи между показателями здоровья и взаимодействием факторов окружающей среды в системе “человек – здоровье – среда” определяется три взаимоувязаны уровни здоровья: общественный, групповой и индивидуальный. Первый уровень – общественный – характеризует состояние здоровья населения в целом и обнаруживает целостную систему материальных и духовных отношений, которые существуют в обществе. Второй – групповое здоровье, предопределенное спецификой жизнедеятельности людей данного трудового или семейного коллектива и непосредственного окружения, в котором находятся его члены. Третий – индивидуальный уровень здоровья, который сформирован как в условиях всего общества и группы, так и на основе физиологичных и психических особенностей индивида и неповторимого образа жизни, который ведет каждый человек.

Индивидуальное здоровье абсолютная и нерядовая ценность, которая находится на наивысшей ступени иерархической шкалы ценностей, а также в системе таких философских категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, содержание и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Каждый специалист, каждый член общества должен иметь знание о здоровье как биологической, духовной, социальной категории с целью возможного проведения оценки и анализа своего здоровья, с одной стороны, и решение текущих и перспективных заданий относительно охраны и укрепления общественного здоровья – из другого.

Появляется вопрос, как оценить уровни здоровья?

М.М. Амосов считает, что определения здоровья как комплекса морфофункціональних показателей организма человека недостаточное, поскольку необходимая и количественная оценка здоровья. Количество здоровья можно определить как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. В свою очередь, резервные мощности можно выразить через так называемый коэффициент резерва. То есть болезнь в известной мере совместима со здоровьем: часто имеет место не сама болезнь, а недостаток здоровья. Как отмечалось, здоровье и болезнь – это категории, которые являются следствием социальной обусловленности, то есть влиянию социальных условий и факторов, что, конечно, не противореччат выделению роли биологических эквивалентов здоровья и болезней, и определение их позиции биологических закономерностей.

Оценивая здоровье, необходимо помнить, что дефицит здоровья может проявиться через третье состояние, отличающееся от понятий “здоровья” и “болезнь”. Он характеризуется тем, что организм, казалось бы, здоровый, но работает в измененном, условно нормальном на данное время режиме. В этом состоянии отмечается неуверенность в самочувствии: нет болезни, но нет и полного здоровья. Очевидно, это возникает, когда нарушаются или изменяются обратные связки в функционировании внутренних систем организма или в системе взаимодействия внутренних структур организма и внешней среды. Третье состояние в основном характерно для проявления донозологічних изменений в организме, то есть тех, которые предшествуют болезни. Больше чем половина людей имеют донозологічні проявления, в том числе как особенные физиологичные состояния. Если болезнь длится какой-то ограничен время, то предпатологическое состояние, состояние неуверенного здоровья, напряжения адаптации – годами, десятилетий, а то и в течение всей жизни. В таком состоянии человек реализует часть своих психофизиологических возможностей и потому нередко не может достичь главной цели своей жизни.

Что же может служить показателями здоровья населения? По мнению ученых, полностью допустимо использовать с целью оценки здоровья такие демографические показатели, как смертность, детская смертность и средняя ожидаемая продолжительность жизни, потому что демографические показатели – это еще и очень вместительные интеграторы, которые характеризуют процесс развития. Также учитываются показатели физического развития, инвалидности, заболеваемости и болезненности, пораженности отдельными болезнями (туберкулез, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, алергійні, онкологические заболевания и другое). Как показатели состояния здоровья работающих, чаще всего используют заболеваемость со временной потерей работоспособности.

Фактическое индивидуальное здоровье оценивается как состояние организма человека, при котором он способен полноценно и без вреда для себя выполнять свои биологические и социальные функции. Для человека, в зависимости от возраста, социальные функции представлены учебой, трудовой деятельностью и, наконец, возможностью самостоятельно обеспечивать свое существование в бытовом плане, то есть обходиться без посторонней помощи в быту. О состоянии индивидуального здоровья человека делают вывод по данным антропометрии (измерение размеров тела – рост, стоя, окружность грудной клетки, масса тела и другие), результатами исследования некоторых физиологичных показателей, оценка которых проводится с учетом возраста, пола, географических, климатических и других параметров.

Производя критерии оценки здоровья населения и определяя направление действия ряда известных медико-биологических, медико-демографічних и медико-социальных факторов, следует учитывать, что все они сложились в конкретных условиях общественно-исторического развития и взаимоувязанные.


5. Факторы, которые влияют на здоровье человека.

Здоровье человека зависит от многих факторов: климатических условий, состояния окружающей среды, обеспечения продуктами питания и их ценности, социально-экономических условий, а также состоянием медицины.

Доказано, что приблизительно 50 % здоровье человека определяет образ жизни.
Образ жизни человека – это совокупность материальных условий, общественных социальных установок (культура, образование, традиции и тому подобное), условий поведения (включая социально психологическую и физиологичную реактивность) личности и обратное ее влияние на эти условия. Активное участие человека в процессе формирования условий жизни – обязательный элемент понятия “образ жизни”, так как образ жизни человека – адекватная реакция на окружающую ее среду в целом.

Читайте также:  Доклад по теме факторы определяющие здоровье человека

Негативными его факторами являются вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия труда, моральная и психическая нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материальные условия, несогласие в семьи, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень и тому подобное.

Негативно отражается на формировании здоровья и неблагоприятная экологическая обстановка, в частности загрязнение воздуха, воды, почвы, а также сложные природно-климатические условия (взнос этих факторов – до 20 %).

Существенное значение имеет состояние генетического фонда популяции, склонность к наследственным болезням. Это еще около 20 %, какие определяют современный уровень здоровья населения.
Непосредственно на здравоохранение с ее низким качеством медицинской помощи, неэффективность медицинских профилактических мероприятий приходится всего 10 % “взносу” на тот уровень здоровья население, которое имеет сегодня.

Причиной нарушения нормальной жизнедеятельности организма и возникновения патологического процесса могут быть абіотичні (свойства неживой природы) факторы окружающей среды. Очевидная связь географического распределения ряда заболеваний, связанных с климатически географическими зонами, высотой местности, интенсивностью излучений, перемещением воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха и тому подобное.

На здоровье человека влияет біотичний (свойства живой природы) компонент окружающей среды в виде продуктов метаболизма растений и микроорганизмов, патогенных микроорганизмов (вирусы, бактерии, грибы и тому подобное), ядовитых веществ, насекомых и опасных для человека животных.

Патологические состояния человека могут быть связаны с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды: воздух, почва, вода, продукты промышленного производства. Сюда также отнесена патология, связанная с биологическими загрязнениями от животноводства, производства продуктов микробиологического синтеза (кормовые дрожжи, аминокислоты, ферментные препараты, антибиотики и тому подобное).

Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывают факторы социальной среды: демографическая и медицинская ситуации, духовный и культурный уровень, материальное состояние, социальные отношения, средства массовой информации, урбанизация, конфликты и тому подобное.

Среди факторов, которые могут неблагоприятный влиять, различают этиологические, то есть причинные факторы, которые непосредственно обусловливают развитие и выражение патологического процесса (болезни), и факторы риска, которые не являются причиной заболевания, но способствуют, усиливают действие этиологических факторов. Например, возбудители инфекционных болезней, токсичные вещества, вибрация является причиной определенных заболеваний – гриппа, туберкулеза, отравления ртутью, вибрационной болезни, а лишняя масса тела, курения, малоподвижный образ жизни могут как увеличить вероятность заболеваний (гипертония, ишемическая болезнь сердца и тому подобное), то есть влиять на частоту заболеваний сердечно-сосудистой системы, так и негативно влиять на их ход, делать менее благоприятный прогноз этих и других заболеваний, которые обусловлены действием этиологических факторов. Да, алкоголь может служить фактором риска, который усиливает неблагоприятное действие химических веществ, которые действуют на нервную систему, а курение – на вещества, которые поражают преимущественно легкие и дыхательные пути. Неполноценное питание (маловато белков, витаминов и тому подобное) может служить этиологическим фактором алиментарных расстройств и фактором риска интоксикаций тяжелыми металлами или радиационного поражения лиц, которые сталкиваются с ними.

Начало ХХІ ст. ознаменовалось тем, что в результате научно-технической революции и урбанизации нашей планеты окружающая среда неуклонно ухудшается в результате антропогенной деятельности и люди уже несостоятельны адаптироваться к этим скорым и глобальным изменениям. Кроме того, появилась проблема демографического взрыва и ограниченности природных ресурсов и жизненного пространства Земного шара. Ежегодно численность людей на Земле растет на 75–80 млн. лиц. Это нуждается в ежегодном росте производства, продовольствия на 24–30 млн. т. Во многих районах мира, особенно в экономически малоразвитых странах, производство продуктов питания не в состоянии удовлетворить потребность населения, в результате чего голодание стало постоянным явлением. Общее качественное и количественное недоедание способствует возникновению эпидемий, острых инфекционных и паразитных заболеваний.

Не меньшую угрозу для человечества несет антропогенное загрязнение естественной среды. Химическое, радиоактивное и бактериологическое загрязнение воздуха, воды, почвы, продуктов питания, а также шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучение и тому подобное вызывают в организмах людей тяжелые патологические явления, глубокие генетические изменения. Это приводит к резкому увеличению заболеваний, преждевременного старения и смерти, рождения неполноценных детей.

На фоне действия негативных факторов окружающей среды на организм человека возникают такие заболевания, как сердечно-сосудистые болезни, онкологические воспаления, дистрофичные изменения, аллергия, сахарный диабет, гормональные дисфункции, нарушения в развитии плода, повреждения наследственного аппарата клетки.

Человек, который имеет крепкое здоровье, справедливо считает, что ей повезли. Но когда речь идет о заболеваемости и смертности населения, то дело здесь в другом. Социальные и экономические условия, которые не обеспечивают людей нормальным питаниям, чистой водой и удовлетворительными санитарно-гигиеническими нормами, в конечном результате отражаются на состоянии здоровья населения. Негативное влияние имеют на него и производственные процессы на предприятиях, в которых игнорируются факты загрязнения рабочих мест или его местности разнообразными опасными отходами. Неправильное питание, употребление спиртных напитков, курения, недостаточная физическая нагрузка лежат в основе многих распространенных болезней. А это, в свою очередь, связанное с традиционными, экономическими условиями и политикой государства.

Перечислены выше условия среды определяют состояние здоровья населения. Там, где доминирует голод и грязь, инфекционные болезни и высокая детская смертность – явление обычное. Переедание, сидячий образ жизни и курения отражаются на здоровье среднего поколения, содействуют развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы и опухолей. Там, где производственный процесс не контролируется, судьба рабочих в шахтах, на заводах и в поле наблюдается профессиональные заболевания и ранняя смерть.

В результате катастрофического ухудшения состояния окружающей среды общий уровень здоровья населения Украины в последние годы резко снизился. Значительно увеличились количество заболеваний: сердечно-сосудистых, особенно инфаркту миокарда, ишемической болезни сердца, сосудистых заболеваний мозга; аллергических; органов пищеварения; на рак; бронхиальную астму и сахарный диабет. Нарушились генетические процессы, рождение детей с разными наследственными болезнями увеличилось в 2–4 разы. Смертность превысила рождаемость. Украина заняла первое место в Европе за уровнем детской смертности. За последние 5 лет продолжительность жизни мужчин уменьшилась с 64 до 57 годов, женщин – с 74 до 70.
Очень трудно создать абсолютно идеальные условия для здоровья. С развитием человеческого общества развиваются их болезнетворные агенты, а биологические, геологические и химические условия окружающей среды изменяются значительно быстрее там, где нарушается естественное равновесие.

Обнаружить опасности, которые кроются в окружающей среде, значительно легче, чем устранить их. Ключ к решению вопросов о влиянии окружающей среды на здоровье – в недрах экономики, политики, в образе жизни и взаимоотношений людей с их естественным окружением. Здоровье населения, как зеркало, отображает лицо общества.


6. Система здравоохранения в Украине.

Для решения проблемы сохранения здоровья и работоспособности человека, продолжения ее жизни в масштабах государства создана система здравоохранения (СОЗ), которое является совокупностью взаимоувязанных подсистем: санитарно профилактических, лечебно-профилактических, физкультурно-оздоровительных, санитарно курортных, аптечных, научно-медицинских, санитарно эпидемиологических.

Одной из стратегий системы здравоохранения есть осуществление так называемой первичной профилактики, которая является массовой и эффективной, например, строительство очистительных сооружений или соответствующие изменения технологического процесса на предприятиях, которые загрязняют атмосферный воздух, приводит к резкому снижению уровня злокачественных новообразований, болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и других заболеваний.

Второе направление системы здравоохранения более сложно, потому что он проводится на индивидуальном уровне. Сущность решения этой проблемы заключается в определении форм, методов и средств профилактики, лечения, реабилитации, а также организации отдыха человека.

Важную роль по делу сохранения здоровья населения должна определить информация об опасности окружающей среды. Такая информация должна вмещать значение показателей негативности среды, токсикологических выбросов производства, состояния здоровья населения. Наличие такой информации позволит населению рационально выбирать места деятельности и обитания, рационально использовать методы и средства защиты от действия опасностей. Но быть или не быть здоровому – это, в первую очередь, зависит от самого человека: ее активности или пассивности, индивидуальных особенностей, темперамента, характера, привычек, отношения к другим людям, образу жизни.
На основе вышесказанного можно согласиться с утверждением римского философа Сенеки (в 4 г. до н.э. – в 65 г. н. е.): “Умение продлить жизнь – в умении не сокращать его.

Источник

Adblock
detector