Меню

Какое значение имеют витамины для организма биология 8 класс

Витамины — что это? Значение для организма и основные источники витаминов

Витамины — вещества, не относящиеся ни к белкам, ни к жирам, ни к углеводам. Это самостоятельная группа веществ, которые необходимы для жизнедеятельности организма и за редким исключением не синтезируются в нем.

Отсюда происходит их название — от латинского слова «вита», что значит жизнь. Другой корень этого сложного слова — «амин» первоначально означал, что в состав витаминов входят аминогруппы. В дальнейшем стало известно, что не все витамины содержат аминогруппу.

Общая характеристика витаминов

Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом, причем в довольно небольших количествах. Химическая природа их разнообразна.

Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов, которые участвуют в обмене веществ. Следовательно, если витамины не поступают с пищей, то организм лишается необходимых веществ, что пагубно сказывается на его здоровье. Это доказал еще в прошлом веке русский ученый Н.И.Лунин, который является первооткрывателем витаминов. Он не только определил существование новой группы веществ, но и создал методы их обнаружения, которыми пользуются до сих пор.

Обычно, если изучают какой-либо витамин, то его вводят подопытным животным в очищенном виде или, наоборот, исключают его из пищи и исследуют физиологию и биохимию подопытных организмов. Таким образом была выяснена роль витаминов в обмене веществ, их разнообразная функция. Стало известно, что они участвуют в синтезе и расщеплении аминокислот, жиров, азотистых оснований нуклеиновых кислот, некоторых гормонов, медиатора — ацетилхолина, который обеспечивает передачу импульсов в нервной системе.

Потребность в витаминах

К настоящему времени известно более 20 витаминов, которые имеют непосредственное значение для здоровья человека. Все они подразделены на две группы: жирорастворимые (A, D, E, K и др.) и водорастворимые — (B, C, P, PP и др.).

При нормальном рационе питания и размеренном образе жизни потребность в витаминах удовлетворяется естественным образом. Однако даже при этих условиях зимой и весной целесообразно употреблять дополнительно аскорбиновую кислоту (витамин С).

При однообразном питании, обедненном натуральными растительными продуктами, происходят нарушения обмена витаминов. Несколько выше потребность в витаминах у молодых людей, а также у лиц, занятых на вредном производстве, живущих в суровых климатических условиях, при заболеваниях. В таких случаях люди нуждаются в дополнительном обогащении пищи витаминами.

Для сохранения витаминов в пище следует соблюдать правила заготовки, хранения продуктов, приготовления пищи — исключать переваривание и пережаривание. К примеру, в поврежденных овощах и фруктах аскорбиновая кислота разрушается быстрее вследствие действия ферментов, расщепляющих его молекулы.

Значение витаминов для организма

Теперь хорошо известно, что при недостатке (гиповитаминоз, или авитаминоз) или избытке (гипервитаминоз) витаминов в организме развиваются заболевания.

Суточная потребность человека в витаминах в значительной мере зависит от возраста, рода занятий, массы тела, пола, общего состояния организма и пр.

Аскорбиновая кислота (витамин С) не синтезируется в организме человека и потребность в ней должна целиком удовлетворяться извне, с продуктами питания. Поэтому в условиях голодного и полуголодного существования недостаток витамина С наиболее сказывается на здоровье.

Недостаток или отсутствие в пище витамина C сопровождается цингой. При цинге развиваются такие признаки, как слабость, одышка, поражение стенок кровеносных сосудов, костей, зубов, кровотечения и мелкие кровоизлияния. В первую очередь появляется кровоточивость десен. Нарушается обмен белков, уменьшается сопротивляемость к различным заболеваниям.

У людей, живущих в зонах умеренного, резко континентального и арктического климата, гиповитаминоз наблюдается в весеннее время в связи с обеднением питания растительной пищей. Следует напомнить, что нагревание пищи разрушает этот витамин.

Потребность человека в витамине С большая — 63-105мг в сутки. Много его содержится в перце, хрене, рябине, смородине, землянике, плодах цитрусовых, капусте (особенно квашеной), щавеле, плодах шиповника и т.д. В картофеле витамина C немного, но учитывая, что этот овощ потребляется в большом количестве, он тоже является источником аскорбиновой кислоты.

Витамины группы В — B1, B2, B3, B12 и др.

Недостаток или отсутствие витамина B1 приводит к заболеванию бери-бери. Оно сопровождается расстройством нервной системы, деятельности сердца, пищеварительного аппарата.

Источники витамина группы B

Этот витамин потребляется в основном с растительными продуктами — неочищенным рисом, мукой грубого помола, горохом и т.д. Значительные количества его содержатся в дрожжах (пивные дрожжи), а также в органах животных — печени, почках, мышце сердца, мозге. В день человек должен потреблять 2-3мг этого витамина.

При отсутствии или недостатке в питании витамина B12 развивается тяжелая форма анемии (малокровие). Содержится он, главным образом, в печени и стенках кишок животных, синтезируется также бактериями кишок человека. При нарушении секреторной функции желудка усвоение витаминов не происходит. Поэтому помимо наличия витаминов в пище не менее важно поддерживать нормальную секрецию этого органа.

Витамины группы A

Отсутствие в пище витаминов группы A сопровождается изменениями в коже и слизистых оболочках: сухость, усиленное слущивание эпителия, воспаление и размягчение слизистой и роговицы глаз, нарушение эпителия мочеполовых органов, пищеварительного канала.

Читайте также:  Прием витаминов одновременно с антибиотиками

Кроме того, страдает зрение вследствие так называемой куриной, или ночной, слепоты. Такое название болезнь получила из-за того, что больной человек плохо видит с наступлением сумерек. При этом нарушается образование зрительных пигментов сетчатки глаз.

Источники витаминов группы A

Источниками витамина А являются только животные продукты: особенно рыбий жир, сливочное масло, печень. Растительные продукты содержат вещества (провитамины), из которых в организме человека синтезируется витамин А. Таковыми являются каротины моркови, шпината, красного сладкого перца, зеленого лука, салата и др. Присутствие в пище жиров обусловливает всасывание провитаминов в кишках.

Потребность в витаминах A 1-2мг в сутки.

Витамины группы D

К витаминам группы D относят D2, D3 и др. Их называют противорахитическими, так как при недостатке или отсутствии их развивается рахит. Это заболевание появляется в раннем детстве и сопровождается нарушением образования костной ткани вследствие уменьшения в ней солей кальция и фосфора. Кости остаются мягкими и искривляются. Запаздывает и нарушается образование зубов.

Источники витамина D

Витамины группы D содержатся в желтках яиц, сливочном масле, больше всего в рыбьем жире. В других продуктах его значительно меньше. Взрослому человеку достаточно этого витамина при обычном питании. Для профилактики авитаминоза D необходимо также наличие солей кальция и фосфора и воздействие ультрафиолетовых лучей солнца или кварцевых источников света.

Потребность у детей раннего возраста в этом витамине составляет 2,5-125мкг. Взрослые люди (кроме беременных) в обычных условиях существования не нуждаются в назначениях препаратов этого витамина, так как потребность в нем небольшая.

Кроме того, он может образовываться в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей из холестерина, который образуется в организме или поступает с пищей. Отсюда становится понятной одна из ролей солнечного света (умеренного количества) для здоровья детей.

Таким образом, для предотвращения заболеваний, связанных с разной степенью недостатка витаминов, необходима организация правильного питания и образа жизни в целом. Следует помнить, что избыток витаминов, их препаратов тоже отрицательно сказывается на здоровье.

Источник

Витамины. Гиповитаминозы и авитаминозы

Вопрос 1. Какое значение в организме имеют витамины?
Обмен веществ невозможен без участия витаминов. Витамины — низкомолекулярные органические вещества, жизненно необходимые для существования организма человека. Витамины необходимы для регуляции обмена веществ, нормального течения жизнедеятельности, так как они являются ферментами или входят в их состав.

Вопрос 2. Могут ли витамины синтезироваться в организме?
Витамины или совсем не вырабатываются в человеческом организме, или вырабатываются в недостаточных количествах. Некоторые витамины (В1 В2, К, Е) синтезируются бактериями, обитающими в толстом кишечнике, откуда и всасываются в кровь человека.

Вопрос 3. Можно ли заменить недостаток одного витамина избытком другого?
Нет. Недостаток одного витамина не восполняется избытком другого.

Вопрос 4. На какие две группы делятся витамины в зависимости от их растворимости?
По растворимости витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые.

Вопрос 5. Поясните разницу в понятиях: «гиповитаминоз» и «авитаминоз»?
Авитаминозом принято называть глубокий дефицит витамина в организме, сопровождающийся выраженными симптомами его недостаточности.
Гиповитаминозом называют состояние умеренного дефицита витамина, когда наблюдаются в основном общие неспецифические проявления недостаточности витамина (быстрая утомляемость, нарушение концентрации внимания, ослабление памяти, апатия, головные
боли и т. д.).

Вопрос 6. Как проявляется цинга? С чем она связана? Почему раньше ею часто болели мореплаватели?
При недостатке витамина С развивается цинга, кровоточивость десен, появляются язвы на слизистой рта, расшатываются и выпадают зубы. Кости становятся хрупкими, развивается малокровие, угнетается иммунитет. При длительном его отсутствии организм погибает. Моряки не могли во время плавания добыть свежие овощи и фрукты, в которых этот витамин содержится в достаточном количестве.

7. В каких продуктах находятся витамины группы В? Каково их значение?
Продукты, содержащие витамины группы В: оболочки и зародышевая часть зерна риса, пшеницы, ржи, крупы (особенно гречневая, овсяная и пшено), бобовые, печень, почки, нежирные свинина, хлеб грубого помола, яичные желтки. Витамины группы В влияют на углеводный и энергетический обмен, особенно в нервной и мышечной ткани, из этих витаминов образуются ферменты, осуществляющие многие важнейшие реакции обмена.

Источник

Витамины, их значение для организма (для учащихся 8 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Каякентский район Республика Дагестан.

Витамины, их значение для организма.

(для учащихся 8 классов)

Автор: учитель биологии

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

Данный материал «Витамины, их значение для организма» рекомендуется дополнительно при прохождении темы «Витамины» в 8 классе по учебнику «Человек». Материал ознакомит учащихся с многообразием витаминов, содержанием их в продуктах питания, роли витаминов в обменных процессах, заболеваниях при нехватке витаминов и профилактикой их предупреждения.

Цель: ознакомить учащихся с многообразием витаминов, содержанием их в продуктах в продуктах питания, раскрыть роль витаминов в обменных процессах, ознакомить учащихся с заболеваниями, которые проявляются при нехватке витаминов и профилактикой их предупреждения.

Читайте также:  Как принимать витамины аевит мелиген

Витамины, их значение для организма.

Витамины (от лат. vita — «жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы, необходимых для нормальной жизнедеятельности организмов.

Наука, которая изучает структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях называется – Витаминология.

Витамины представляют собой органические соединения, которые необходимы для нормального функционирования организма, Витамины являются составным элементом многих ферментов. Это объясняет, какую важную роль играют витамины в обмене веществ. Витамины способствуют деятельности гормонов, а также увеличению сопротивляемости организма к пагубным воздействиям внешней среды (инфекциям, действиям высокой и низкой температуры и т.д.). Они нужны для ускорения роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций.

В отличие от ферментов и гормонов, чаще всего витамины не образуются в организме человека. Главный источник витаминов — это овощи, фрукты и ягоды, а также молоко, мясо, рыба. Витамины нужны в очень небольших количествах. Их недостаток или отсутствие в пище нарушает выработку соответствующих ферментов.

Существуют 13 витаминов, которые являются незаменимыми пищевыми веществами и обязательно должны поступать с пищей. Четыре витамина относятся к жирорастворимым (А, Д, Е, К), а другие девять (С, витамины группы В, РР, фолиевая кислота, пантотеновая кислота и биотин) – к водорастворимым.

Каждый из известных витаминов выполняет уникальную функцию в организме человека. Водорастворимые витамины входят в состав ферментов в качестве коферментов и катализируют биохимические реакции метаболизма пищевых веществ и получения энергии. Жирорастворимый витамин А, также обладает коферментной функцией в составе зрительного белка родопсина.

Источник

Урок по биологии в 8 классе на тему: Витамины, их значение для организма.

Урок № дата: биология 8 класс.

Тема; Витамины, их значение для организма.

Цель: сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением для здоровья человека.

образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.

развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы;

воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, понимать важность сохранения своего здоровья.

Тип урока : получение новых знаний.

Оборудование: таблица « Витамины», фрукты( яблоко, апельсин ,банан), овощи( Лук, капуста) учебник.

I. Организационный момент:

-формирование психологического настроя.

Хорошая память это одно из условий высоких результатов обучения. Что необходимо для улучшения памяти?( обсуждение)

Прежде всего никогда нельзя жаловаться на свою память. Мы знаем тысячи слов, да еще на разных языках, много помним разной информации. Мы хорошо себя чувствуем. У нас прекрасная память! И урок биологии даст возможность в этом убедиться.

2.Актуализация опорных знаний

Скажите какие ассоциации у вас вызывает термин «Витамины»?

Сложите ассоциативный куст

II .Мотивация учебной деятельности.

Это произошло давным давно Колумб, который отправился искать золото Индии для Испании открыл Америку. Но во время путешествия часть команды заболела цингой.

Много моряков умерло, часть моряков высадили на ближайший остров т.к. были уверены, что все равно умрут. Через пол года на обратном пути Колумб посетил остров и был очень удивлен тем, что все моряки были живы и здоровы. Как вы думаете почему безнадежно больные люди вдруг оказались здоровыми?

Конечно , уже давно было замечено, что когда в еду употреблять свежие овощи и фрукты, то человек очень редко болеет или вообще не болеет. Что же есть в свежих овощах и фруктах?(ВИТАМИНЫ)

Сегодня на уроке мы попробуем это выяснить. Сообщение темы.

Какие вопросы вы бы хотели поставить изучая данную тему7

(объявление цели урока)

III . Изучение новой темы

Учащиеся готовят материал по теме.

События, которые произошли с командой Колумба-это только часть большой истории об открытии чудесных лекарственных веществ.

Крестоносцы, которые ходили «воевать гроб господний», погибали сотнями, потому, что вера не позволяла употреблять местные овощи и фрукты.

Чаще всего болели люди участвовавшие в северных экспедициях. От цинги моряки погибали больше чем от морских сражений. В народе цингу лечили плодами шиповника , «сосновым пивом».

Причина заболеваний, которые были связаны с неполноценным питанием установил русский врач Николай Иванович Лунин. Он создал искусственную смесь еды которая содержала необходимые белки, жиры, углеводы, соли и кормил группу мышей. На 11 день мыши гибли, а те. Которые питались молоком –остались живыми.

Как вы думаете какой вывод сделал Н Лунин?

1890 Году на о.Ява, голандский врач Эйкман наблюдал страшную болезнь: у больного немели руки и ноги, затем человека разбивал паралич конечностей. Заболевания назвали бери-бери, в переводе –цепи. А причина данной болезни установили совершенно случайно, наблюдая за курами.

Читайте также:  Витамин улучшающий усвоение кальция

У тех курей, которые сидели в клетках и которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Куры же которые ходили свободно были здоровыми , т.к. питались разной пищей.

Какой вывод сделал врач Эйкман7

В 1012 году польский биохимик Казимир Функ выделил в чистом виде вещество с примеси риса-желтые кристаллы и назвал их-ВИТАМИН (АМИН- НЕСУЩИЙ ЖИЗНЬ)

Давайте мы с вами также попытаемся дать определение что такое витамин?

А теперь откройте книгу и сравните ваше определение и определение учебника.

Определение запишите в рабочей тетради.

Когда химические особенности витамин еще небыли известны, то их обозначили латинскими буквами .Первый А, второй В. и другие С,Д,Е и т.д. Целый ряд букв-появилась азбука ЖИЗНИ.

Сейчас известно более 50 витаминов А так как они разные и по разному реагируют на воду как растворитель то их разделили на две группы6 жирорастворимые и водорастворимые. Используя учебник заполните схему

И так витамины –это в-ва которые активно участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности, т.как они входят в состав клеточных ферментов и участвуют в обмене в-в. И теперь становится понятно по какой причине их отсутствие приводит к болезни.

Наблюдается следующая закономерность:

Недостаток витаминов в организме болезнь ( гиповитаминоз)

Много витаминов- отравление ( гиперавитаминоз)

Отсутствие витаминов -болезнь ( авитаминоз)

Делим класс на группы и раздаем задания

Прочитайте информацию где рассказывается о болезнях возникших от недостатка витаминов и ответьте на вопросы:

1Недостаток какого витамина вызвало данное заболевание?

2 Как называется эта болезнь?

Текст для первой группы.

«Я старый морской волк, провел много времени в море, преодолел много трудностей и опасностей, но одно плавание запомнилось надолго. Мы шли к Белому морю. Собирались очень быстро, а когда вышли в море выяснилось, что овощей на корабле недостаточно, И вот через десять дней я, заметил . что очень быстро стал уставать. Появилась апатия, исчез аппетит. А еще через несколько дней появилась боль в суставах , что хотелось кричать от боли. Ноги покрылись бурыми пятнами. Потом у меня набрякли десна и стали выпадать зубы. На корабле началась паника . так как больных становилось больше и больше. Спаслись мы совершенно случайно. Наш корабль пристал к берегу и нам помогли местные жители.»

Текст для второй группы.

Путешественница из Венеции

«Венеция- чудесное романтическое место. Но так получилось, что я увидела другую Венецию. Где от сырости все дома покрылись плесенью, где каналы наполнились нечистотами. Где грязь и дурной запах. Ине один лучик солнца не заглядывает в темные помещения. Особенно было страшно смотреть на детей: бледные , с искривленными ногами, большими животами. Некоторые совсем не могли ходить. Почему-то у низ слишком мягкие кости.»

Текст для третьей группы.

«Пришлось мне как-то долго жить в лесу. А тут еще зима началась. Жил я в землянке, питался тем, что сам добывал во время охоты. Овощей и фруктов конечно же не было. И вот через некоторое время я стал замечать, что в вечернее время я стал слепнуть. Сначала я очень испугался. Но потом привык. Но состояние мое ухудшилось так как появились другие симптомы: кожа стала сохнуть и лопаться, а со зрением стало еще хуже. Думал не выживу. Нашла меня экспедиция и сразу отправила меня в больницу. Врачи сказали, что попал я в больницу вовремя, потому что мог совсем ослепнуть.

Текст для четвертой группы.

Путешественница из Азии. Судьба меня занесла на далекий остров. Я жила среди местного населения, которое выращивала рис.Но цивилизация дошла и в эти места, Стала развиваться торговля, промышленность. Прошел год , и на острове вспыхнула эпидемия страшной болезни. Я переболела в легкой форме, а вот моей соседке не повезло она умерла. Страшно было на нее смотреть. Раньше это была стройная красавица, веселая добрая. А стала очень худая апатичная. Через некоторое время она могла порезаться и даже не почувствовать боли, сильно удариться ногой и идти дальше. А дальше еще хуже ее парализовало.

(прослушать ответы групп)

Работа с учебником.

Используя текст учебника с.95 определить в каких продуктах больше всего витаминов «А», «В», «Д», «С». Занесите данные в таблицу.

Витамины- вещества не стойкие, легко разрушаются. Так например витамин А ,легко разрушается от температуры, витамин Вот длительного хранения. Витамин С –в следствии соприкосновения с воздухом и металлической поверхностью. Поэтому витамины необходимо сохранять в пищевых продуктах .

Предложите собственные способы сохранения витаминов в продуктах.

(Варить недолго в закрытой посуде; использовать сразу после готовки; не использовать металлическую посуду)

Iv .Первичное усвоение знаний.

Почему молоко коров которые пасутся на пастбище богаче витамином Д , чем молоко коров находящихся в коровнике.

Домашнее задание: параграф 39 . Подготовить сообщения о других витаминах которые не рассматривались на уроке.

Источник

Adblock
detector