разработка классного часа на тему «Формирование навыков здорового образа жизни»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
классный час проводится в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_efimova_s.a..doc | 74 КБ |
prezentaciya.ppt | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ Талаканская СОШ № 5
Здоровье – самая большая ценность человека.
От того насколько бережно мы к себе относимся,
зависит наше самочувствие на протяжении всей жизни.
Основы здорового образа жизни закладываются
в нас еще в детстве. Необходимость следить за собой,
избегать вредных воздействий окружающей среды,
соблюдать режим дня и выполнять другие
повседневные правила должна войти в привычку.
Классный час в 9 А классе
на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни»
учитель ОБЖ Ефимова С.А.
Конспект проведения классного часа в 9А классе на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни»
Цель: создание условий для формирования у учащихся системы научных знаний о здоровье и его разновидностях: индивидуальном и общественном.
- Образовательная — освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное; формирование навыков здорового образа жизни.
- Воспитательная — содействовать формированию положительной «Я — концепции».
- Развивающая — способствовать развитию творческих способностей.
Оборудование: яркий воздушный шарик, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация классного часа, аудиозаписи, листы бумаги, фломастеры, трафарет модели здоровья школьника, три цвета жетонов (красный, желтый, зеленый).
Место проведения: Кабинет ОБЖ № 6
Дата проведения : 12.11.2011 г.
Проводил: Ефимова С.А.
План конспекта классного часа:
I. Организационный этап — (1 мин.)
II. Основной этап.
- Актуализация первичного знания учащихся (5 мин.)
- Изучение нового материала (25-28 мин.)
2.1. Совместное целеполагание.
2.2. Работа в группах. Задание на ассоциации.
2.3. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Обобщение понятие здоровья.
2.4. Взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека.
2.5. Работа в группах: составление модели здоровья учащихся.
2.6. Презентация работ учащихся.
2.7. Физкультурная пауза.
2.8. Здоровье индивидуальное и общественное. - Закрепление нового материала (5 мин.)
- «Сделай свой выбор».
- Подведение итогов (2-3 мин.)
- Задание для закрепления (2 мин.)
- Рефлексия (2 мин.)
Ход классного часа
На перемене перед классным часом звучит спокойная мелодия. Класс проветрен. Учащиеся рассаживаются по группам.
I. Организационный этап.
Приветствие учащихся. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки на классном часе.
II. Основной этап.
1. Актуализация первичного опыта учащихся.
Мотивация. При помощи воздушного шарика, который учащиеся перекидывают друг другу выяснить, что является главным в жизни каждого из учащихся в данном классе. ( Варианты ответов детей).
— Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей? (обсуждение проблемы). (Варианты ответов детей).
Принятие решения. — Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека .
2. Основная часть
2.1. Совместное целеполагание. Учитель обращает внимание ребят на тему классного часа.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе? (Варианты ответов детей).
Учитель: Сегодня мы выявим смысл понятий здоровья индивидуального и здоровья общественного, а именно, здоровье – человеческая ценность; попытаемся создать модель школьника и выясним, чем здоровье индивидуальное отличается от здоровья общественного.
Учитель: Попробуйте дать определение здоровью . (Варианты ответов детей).
— Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?
— Какое бы вы дали определение понятию здоровья? ( Варианты ответов детей).
Первый изучаемый вопрос мероприятия — Здоровье — человеческая ценность.
2.2. Работа в группах. Задание на ассоциации.
На каждую букву этого слова составьте слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
— Попробуйте дать определение здоровью . (ответы детей).
-Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней? (ответы детей).
-Какое бы вы дали определение понятию здоровья? (ответы детей).
2.3. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Обобщение понятие здоровья.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье» — это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (записать в тетради).
Задание: На основе предложенных рисунков назвать проявления здоровья школьника, согласно определению здоровья ВОЗ. (Варианты ответов детей: физическое, социальное, психическое здоровье).
2.4. Взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека.
Второй изучаемый вопрос — создание модели здоровья школьника. Модель можно представить в виде треугольника, вершиной которого является состояние идеальное здоровья. Такая модель показывает взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека.
Физическое здоровье – это функционирование организма, здоровье всех его систем, физическая активность, режим дня и отдыха, рациональное питание, закаливание и т.д.
Социальное – осознание себя личностью мужского или женского пола, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми, профилактика социально значимых заболеваний. На основе физического формируется социальное здоровье человека.
Психическое – умение определять свое место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации становление и развитие личности старшеклассников, их самоопределение и самореализация. На базе физического и социального здоровья формируется психическое здоровье человека.
Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья. Каждый человек достигает своих вершин по формированию здоровья (физического, социального, психического) индивидуальными маршрутами. Общие задачи маршрута: 1 уровень- знать ; 2 уровень — уметь предупредить; 3 высший уровень — быть способным помочь близким .
2.5. Работа в группах: составление модели здоровья учащихся.
Эти три составляющие здоровья должны постоянно находиться в гармоничном единстве, дополняя, и влияя друг на друга. Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья.
Задание группам: Используя понятие здоровья, общие задачи каждого маршрута по заданной общей модели создать свои модели здоровья.
( Во время групповой работы звучит мелодия)
2.6. Презентация работ учащихся.
В презентациях они имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность. (Защита групповых моделей здоровья.)
Учитель обобщает ответы детей и акцентирует внимание на целенаправленном стремлении к сохранению и укреплению здоровья каждого как жизненной ценности.
Вывод: «здоровье» понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов. Каждый из вас сможет самостоятельно составить свою индивидуальную модель здоровья.
2.7. Физкультурная пауза.
Упражнения для физкультминутки (под звучание мелодии):
1) Для улучшения мозгового кровообращения: И.П. — сидя, стоя, руки на поясе. На счёт 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 — и. п., на счёт 3-4 тоже правой рукой. Повторить 3-4 раза.
2) Для снятия утомления с плечевого пояса: «Осьминог» — круговые движения плечами назад-вперёд 3-4 раза, плечи поднять- опустить (оба вместе, затем по очереди) 3-4 раза.
3) Для снятия утомления с туловища: потянуться в удовольствие до 10 сек.
2.8. Здоровье индивидуальное и общественное.
Третий изучаемый вопрос — Здоровье индивидуальное и общественное.
В трактате древнеримского политика Цицерона (106-43 гг. до н.э.) «Об обязанностях» говорится: «Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, здоровье, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям … не только ради себя, но и ради детей, родных, друзей, а особенно ради государства; ведь достояние отдельных лиц составляют богатство гражданской общины».
Главное богатство любого государства – это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая система и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея». (Из Концепции национальной безопасности РФ).
Современная медицина определяет здоровье как общественное, так и индивидуальное (см. схему)
Учитель: — Что подразумевается под понятием индивидуальное здоровье? общественное здоровье?
— Каким образом взаимосвязаны понятия общественное и индивидуальное здоровье? (они неразрывно связаны друг с другом, и одно зависит от другого).
Без здорового индивидуального человека, как единицы общества не будет здорового общества, поэтому наше государство заботится о здоровье каждого человека.
2.9. Закрепление материала.
Задание для каждого учащегося. « Сделай свой выбор». При помощи разноцветных жетонов определить, какой уровень модели, по-вашему, мнению у вас наиболее развит.
Зеленый – 1 место — очень хорошо развит.
Желтый — 2 место — хорошо развит.
Красный — 3 место – плохо развит.
На заранее подготовленном трафарете модели здоровья школьника (см. Cлайд 10 ) дети размещают свои жетоны, определяя рейтинг развития здоровья данного класса.
( Учитель обобщает уровень рейтинга общей модели здоровья данного класса.)
Высказывания выдающихся людей о здоровье. Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейский мудрости»: «…прежде всего мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».
4. Подведение итогов
Учитель обобщает уровень рейтинга общей модели здоровья данного класса.
— Какие выводы можно сделать после нашего классного часа?
— Какое место среди жизненных ценностей отводится здоровью? ( Ученики высказывают свои суждения.)
(Анализ работы на классном часе.)
5. Задание для закрепления
Продумать свои модели здоровья и предложить их для обсуждения на уроке ОБЖ.
Выразить свои мысли и чувства по данному мероприятию, употребив только одно предложение или словосочетание.
( Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке)
Источник
Ценности здоровья и здорового образа жизни
В наше время немало тратится сил и уделяется большое внимание пропаганде здорового образа жизни. Это составляющее долголетие человека. Не секрет, что мало кто ведёт здоровый образ жизни. Подытожим, что же входит в это понятие? Прежде всего, отказ от вредных привычек, поддержание морального, эмоционального и физического состояния человека. Соблюдение правил личной гигиены. Поддержание здорового образа жизни сложная и трудоёмкая задача, которую должен поставить перед собой каждый человек, Препятствием к достижению цели может стоять лень, нежелание менять свои привычки, моральные принципы. С вредными привычками, к которым мы так привыкли, можно и нужно бороться. Избавиться от одних возможно потребуется больше времени, на другие меньше. Именно от того, есть они или нет, зависит наше здоровье, здоровье окружающих нас людей, самое главное здоровье будущих детей и подрастающего поколения. Потомство должно быть здоровым, это как клич, как лозунг. Наше здоровье – это здоровье, от которого зависит целая нация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennosti_zdorovya_i_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Ценности здоровья и здорового образа жизни
Сибирская Академия Права, Экономики и Управления, г. Иркутск
Вопросы здоровья и здорового образа жизни актуальны как никогда, возрастает популярность и авторитет здорового образа жизни, возрастает его ценность. Двадцать первый век характеризуется ростом заболеваемости и высокой смертности населения наряду с высокими достижениями медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность учёных и специалистов. Учитывая направленность действующей системы здравоохранения как традиционную, на выявление, определение и «устранение» заболеваний, усилившуюся в связи с социально – экономической нестабильностью общества, становится ясным, что медицина обозримого будущего, как и сегодняшнего дня, не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Эта проблема обосновывает необходимость изучения факторов ценностного отношения к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни является ценностью в связи с тенденцией распространения болезней по всему земному шару.
В последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы ценностного отношения к здоровому образу жизни, которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики, других социальных наук. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни рассмотрены в многочисленных работах И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Л. Волошиной, М. П. Дорошкевич, Г. К. Зайцева, Т. С. Казаковцевой, Н. В. Тверской и другими. Вышеперечисленных авторов, пишущих на эту тему, объединяют в «здоровый образ жизни» следующие базовые составляющие:
● Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
● Окружающая среда: как безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
● Отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков;
● Питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного индивидуума, качество употребляемых продуктов;
● Движение: физическая активность, как жизненная позиция, в том числе упражнения, с учётом возрастных особенностей;
● Гигиена: соблюдение правил личной и общественной гигиены;
● Эмоциональное равновесие: психогигиена, умение справляться с собственными излишними отрицательными эмоциями и возникающими проблемами;
● Интеллектуальное развитие: способность узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивно мыслить;
● Духовность: устанавливать действительно значимые, конструктивные, жизненные цели, стремиться к ним и достигать их, при этом ко всему относиться с оптимизмом.
Что такое здоровье? Понятие «здоровье» в отношении человека – индивида отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды, следовательно, является итогом процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов. Как же повысить качество приспособления организма? Определённо через здоровый образ жизни.
«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребёнок – источник многочисленных невзгод». – В. А. Сухомлинский.
Поскольку здоровый образ жизни играет столь важную роль в сохранении хорошего здоровья, следует понять установки, побуждающие людей следовать или пренебрегать принципам здорового поведения. Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями:
1. Общие ценности, связанные со здоровьем, включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.
2. Восприятие серьёзности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания, осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.
3. Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу.
Осознание того, что здоровье в такой же мере психологическая проблема, как и физическая. Послужило толчком к развитию новой области психологии – психологии здоровья. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог ценностей и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Следует отметить, что здоровый образ жизни для каждого индивидуален. Образ жизни – это «лицо» индивида, отражающее уровень общественного прогресса, характеризующееся его трудовой деятельностью, бытом, особенностями его психики и функциональных возможностей организма. Уровень жизни это в первую очередь удовлетворение материальных, духовных и культурных потребностей человека. Стилю жизни характерны поведенческие особенности жизни человека, психология и психофизиология. Здоровый образ жизни объединяет всё и направлен на укрепление не только индивидуального, но и общественного здоровья. По сути своей именно здоровье должно стоять на первом месте и должно стать первейшей потребностью. Молодое поколение не задумается, либо мало думают о собственном здоровье, потому как пока ещё здоровы и нет потребности в его сохранении и укреплении. Но растратив здоровье, начинают ощущать выраженную потребность в нём. Отсюда понятно, насколько важно с раннего возраста воспитывать активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье величайшая ценность, дарованная человеку Природой.
Здоровье по определению Всемирной Организации Здравоохранения – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. «Здоровье человека может быть определено как оптимальное состояние его организма, обеспечивающее реализацию генетических программ: безусловно – рефлекторной, инстинктивной, генеративной функции и умственной деятельности, реализующее фенотипическое поведение, направленное на социальную и культурную сферу» (Кураев Г. А., с. 6).
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Физическое здоровье – это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера. Во все времена, у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Ешё в древности здоровье понималось врачами и философами, как главное условие свободной личности, его совершенства (Яковлев Н. В.с. 364).
К основным условиям формирования здоровой личности Бехтерев В. М. относил:
1. Наследственную природу человека;
2. Благоприятные условия зачатия и развития человеческого организма;
3. Благоприятные социально – экономические условия жизни;
4. Негативное отношение к алкоголю;
5. Жизнь по правилам гигиены (в том числе психогигиены);
6. Рациональное воспитание;
7. Рациональное обучение;
8. Участие в общественной деятельности;
9. Направленность на совершенствование своей личности в соответствии с интересом человеческой общности.
Взгляды Бехтерева В. М. относительно условий формирования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизнедеятельности человека существенно определили во времени довольно близкие по смыслу рассуждения таких видных представителей западной гуманистической психологии, как Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу. Этими учёными сделан немалый вклад в осмысление понятия «здоровая личность». Обобщая положения их теорий, можно выделить следующие черты здоровой личности:
— Способность к тёплым, сердечным социальным отношениям;
— Способность к самопознанию;
— Наличие чувства юмора;
— Наличие ценной жизненной философии;
— Реалистичность восприятия и способность к адекватной самооценке;
— Доверие к самому себе;
— Внутренняя свобода и соответственная ей естественность поведения;
— Способность к принятию ответственности и самоуправлению.
Всеобщая дозволенность и потеря ценностей в обществе уже начинают приносить свои плоды. С каждым днём уровень наркомании и алкоголизма даже среди подростков до 14 лет увеличивается. Средства массовой информации рекламируют различные шоу, результатом чего складывается стереотип жизни для подрастающего поколения: машина, бутики, вечеринки, выпивка. Образ жизни такого плана ведёт к деградации нации. Большой вред наносит организму неумеренное потребление алкоголя. Алкоголизм, по своей сути, является разновидностью наркомании. Алкоголь, превышающий дозу естественной потребности, отравляет человеческий организм, иногда с летальным исходом. Лёгкая алкогольная интоксикация приятна так же, как и лёгкое отравление другим психотропным препаратом. Человек в таком состоянии начинает неадекватно воспринимать мир. Он становится неспособным прогнозировать события, не замечать возможной опасности. Опасны водители – алкоголики. Человек в больших дозах употребляющий алкоголь, уходит от проблем реальной жизни – проще выпить, чем решать жизненные проблемы. Переход периодического употребления алкоголя в постоянное, зависит от множества фактов, мотиваций, и от самой личности, её биологической конституции, родителей, установок социума и социальной среды.
По словам доктора Бехтеля Э. Е. «здоровый человек присоединяется к компании ради этой компании, и готов выпить – чтобы пообщаться с этой компанией. Алкоголик присоединяется к компании ради выпивки, и готов выносить общение в компании, только чтобы выпить. Внешне это совершенно неотличимо. Заметной становится только вторая стадия, потому что во второй стадии проявляется похмелье – абстинентный синдром. Это уже начало фармакологической алкогольной зависимости. И человек при отсутствии алкоголя становится невнимательным, раздражительным и испытывает периоды тревоги и агрессии, которой у него раньше не наблюдалось. На этой стадии толерантность к спиртному достигает максимума. Человек в этот момент может выпить до трёх литров спиртного в день и как будто не пьянеть! В третьей стадии алкоголизма уже ощутимы признаки интеллектуальной и личностной деградации.
Таким – образом, не следует получать новые ощущения «здесь и сейчас», а вести здоровый образ жизни в надежде на будущее «вознаграждение». Здоровый образ жизни, как норма, является актуальной ценностью каждого человека, не ограничивает поведение и способствует самореализации. Здоровье и здоровый образ жизни рассматриваются как непременный залог успешного достижения жизненных целей. Цель здорового образа жизни – способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей контролировать и анализировать ситуацию и своё поведение, осознающей ответственность за своё здоровье. Принцип активности: скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне почувствовать – я пойму.
Одним из эффективных средств укрепления механизмов для приспособления организма человека к холоду и жаре, повышения его устойчивости к изменениям природных условий является закаливание. Всем нам известны виды закаливания: солнцем, воздухом, водой. Увеличение способностей к восприятию и запоминанию. Укрепление силы воли, замедление процесса старения, следствие этого продление срока активной жизни и активной физиологической деятельности, всё это обеспечивает регулярное закаливание. Основные принципы закаливания: постепенное увеличение дозы закаливающих воздействий, постоянство, регулярность, обязывающая систематически повторять закаливающие воздействия на протяжении всей жизни. При этом учитывать индивидуальные особенности организма: степень его здоровья, восприимчивость к воздействию закаливающих мер и их переносимость. При проведении закаливания использовать несколько физических рецепторов: холода, тепла, воды и механического воздействия воздуха.
Большую роль на человека оказывает его физическое развитие. Оно зависит от общего состояния человека, группы здоровья и степени подготовленности. Физическое развитие человека необходимо улучшать, Для этого элементарно следует заниматься физической культурой, При его недостатке физическое состояние ухудшается.
В заключении следует сказать, что ведение здорового образа жизни, соблюдение норм гигиены: уход за телом, гигиенические нормы в помещении, гигиенические нормы в приготовлении и употреблении пищи, уход за одеждой и вещами, способствуют улучшению здоровья человека. При недостатке или избытке одного из компонентов нарушается баланс, который негативно влияет на организм. Поэтому необходимо соблюдать все нормы и правила, чтобы сохранить своё здоровье на долгие года.
Суммируя результаты и эффективность перехода к здоровому образу жизни, можно сказать, что в наше время немало тратится сил и уделяется большое внимание пропаганде здорового образа жизни. Это составляющее долголетие человека. Не секрет, что мало кто ведёт здоровый образ жизни. Подытожим, что же входит в это понятие? Прежде всего, отказ от вредных привычек, поддержание морального, эмоционального и физического состояния человека. Соблюдение правил личной гигиены. Поддержание здорового образа жизни сложная и трудоёмкая задача, которую должен поставить перед собой каждый человек, Препятствием к достижению цели может стоять лень, нежелание менять свои привычки, моральные принципы. С вредными привычками, к которым мы так привыкли, можно и нужно бороться. Избавиться от одних возможно потребуется больше времени, на другие меньше. Именно от того, есть они или нет, зависит наше здоровье, здоровье окружающих нас людей, самое главное здоровье будущих детей и подрастающего поколения. Потомство должно быть здоровым, это как клич, как лозунг. Наше здоровье – это здоровье, от которого зависит целая нация.
Список используемой литературы.
1. Бехтель Э. Е. Сборник статей. Вологда. Сев.- Зап. кн. изд.,1970. С.12.
2. Бехтерев В. М. «Проблемы развития и воспитания человека». Избранные психологические труды. Москва. 1969. С.87.
3. Иванюшкин А. Я. «Здоровье и «болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т. 45. № 1. С. 49.
4. Кураев Г. А. «Поле деятельности и проблемы валеологии // Валеология. – 2004. — № 2. – С. 6.
5. Яковлев В. Н. «Анализ подходов к изучению здоровья в психологии» // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль. 1998. – Т. 4. Вып. 2. С. 364.
Источник