Меню

Каким должно быть здоровье у воспитателей

«Здоровые воспитатели — здоровые дети!»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для воспитателей

Скачать:

Вложение Размер
zdorovye_vospitateli-zdorovye_deti.docx 22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация «Детский сад №8 «Малинка» комбинированного вида города Звенигород

Консультация для воспитателей на тему:

«Здоровые воспитатели — здоровые дети!»

Инструктор по физической культуре

Чуклинова Валерия Андреевна

г. Звенигород, 2018

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Предлагаю вашему вниманию консультацию, цель которой звучит так: «Способствовать формированию у педагогов установки на здоровый образ жизни, желание заботится о своём здоровье и благополучии как залоге успешности в профессиональной деятельности и личной жизни».

Тема нашей консультации выбрана не случайно. Ведь, одной из общих целей программы «От рождения до школы», которая реализуется в нашем детском саду, является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Поэтому сегодня я бы хотела затронуть проблему здоровья не детей, а педагогов, значимость которой и как одно связанно с другим можно доказать. Попытаюсь убедить вас, что выражение «Здоровые воспитатели — здоровые дети» верно.

Роль образовательных организаций и воспитателя многопланова и чрезвычайно значима. По своему положению, своей профессиональной и социальной роли воспитатель не только носитель специальных знаний, но и воплощение нравственных норм, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью.

Его труд отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто – дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Основным видом деятельности воспитателя, как известно, является воспитательно-образовательная. Именно она, занимающая в структуре рабочего времени значительное место, предъявляет к перцептивной (глазомер, цветоощущения, тепловые ощущения и др.), когнитивной (познавательной), интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сферам личности воспитателя наиболее высокие требования. К этому надо добавить большие нагрузки на голосовой аппарат, большое статическое напряжение при проведении занятий, необходимость постоянного самоконтроля.

Кроме этого, в обязанности воспитателя детского сада входит подготовка к образовательной деятельности на следующий день, написание перспективных и календарных планов, разработка и реализация проектной и инновационной деятельности, работа с родителями, а так же выполнение административно-хозяйственных функций и необходимость профессионального взаимодействия с коллегами и руководством образовательной организации. Всё это предполагает большие временные затраты, зачастую в ущерб семейным, личным делам и отдыху.

Поэтому воспитатель испытывает постоянное переутомление, а невротические, психосоматические и вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма к внешним негативным факторам, хронические заболевания создают постоянную угрозу их здоровью.

По данным Ю.П. Лисицина (советский и российский специалист в области социальной гигиены, доктор медицинских наук, профессор) удельный вес всех факторов, обуславливающих здоровье населения, в 20% случаев зависит от наследственности, в 15-20% – от состояния внешней среды и в 50-55% – от образа жизни. И воспитатели здесь не исключение.

Каждый день, из месяца в месяц показатели физического и психического здоровья воспитателя снижаются и по мере увеличения стажа работы в образовательной организации, у педагогов случаются «кризисы», «истощение», «сгорание».

Давайте поразмышляем, «Что же такое здоровье? И как его сохранить и приумножить, понимая, что я педагог?»

Здоровье – это состояние полного

3. социального благополучия.

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическое благополучие – это способность человека к повседневной активности, к полноценному труду, требующему физических усилий.

Цитата: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Психологическое благополучие – это состояние эмоционально-познавательного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.

Цитата: «Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне».

Генри Дейвид Торо

Социальное благополучие – это адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной), способность эффективно трудиться, общаться и т.д.

Цитата: «Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли».

Давайте сейчас попробуем изобразить себя в виде сосуда ( нарисовать на чистом листе ).

Участникам даётся время на выполнение задания, по ходу ведущий вносит свои комментарии. Он указывает на то, что кто-то изобразил себя в виде вазы, причём у одного эта ваза изящная, а у другого проста и понятна, у третьего с узким горлышком, но широким «содержанием». Кто-то видит себя в виде гранёного стакана, третий в виде «уютного» чайника и т.д.

Но наш сосуд необычный. С одной стороны – левой, давайте дорисуем ему трещину, а с другой – краник. Сам же сосуд, то есть себя, наполним водой – нашим здоровьем. Давайте возьмём тот уровень здоровья, который был у вас на момент рождения за полный сосуд. Подумайте и отметьте тот уровень здоровья, которым вы можете похвастаться на сегодняшний день.

Только здоровый педагог может убедительно транслировать установки на здоровый образ жизни.

Какие же факторы можно отнести к трещине , то есть тому, что независимо от нашей воли или нашего поведения и образа жизни, может ухудшить наше здоровье? То есть то, что фатально, неизбежно влияет на него.

Участники высказывают свои предположения,

которые в итоге должны свестись всего лишь к двум вариантам:

ВОЗРАСТ и НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

По ходу дискуссии ведущий вносит некоторые комментарии.

ВОЗРАСТ: Что касается возраста, хочется отметить следующее. Может быть такое, что пятидесятилетний мужчина здоровее и крепче восемнадцатилетнего подростка. Сравнивать физическое благополучие разных людей не уместно. Но всё же между возрастом и состоянием здоровья человека существует определённая зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно угасает. Один и тот же человек скорее был более здоров в 18, нежели в 50 лет.

ГЕНЕТИКА: Генетика и здоровье так же имеет тесную взаимосвязь. Науке уже известны несколько тысяч заболеваний, собственно генетических, на 100% зависящих от генотипа особи (муковисцидоз, фенилкетонурия, синдром Дауна и т.д). Существуют так же заболевания, зависящие и от среды и от генотипа (сахарный диабет, ревматоидные заболевания, ишимическая болезнь и т.д).

Теперь давайте подумаем, каким образом человек может влиять на своё здоровье? Что относится к нарисованному нами крану? Что будет этот кран открывать, а что, наоборот, будет закручивать покрепче?

Участники, называя свои варианты, записывают их рядом с краником. Беседа относительно факторов здоровья, зависящих от самого человека, может идти в самых различных направлениях.

Участники могут назвать и обсудить следующие факторы:

— полезные и вредные привычки,

— режим труда и отдыха,

Ведущий раскрывает содержание каждого из факторов различными интересными фактами.

СТРЕСС является неотъемлемой частью человеческого существования. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создаёт чрезмерный стресс. Бытует мнение, что все болезни от стресса. Великий философ древности Сократ 2400 лет назад сказал: «Нет телесной болезни отдельно от души». Установлено, что 90% всех жалоб на здоровье в той или иной мере связанны со стрессом! Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания, от головной боли и бессонницы до артериальной гипертонии и инсульта.

ЗАКАЛИВАНИЕ укрепляет иммунитет, увеличивает сопротивление организма отрицательным воздействиям, укрепляет дух, повышает выносливость и работоспособность. Чётко соблюдая принципы систематичности, постепенности и последовательность закаливания, можно укрепить своё здоровье.

СОН. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Сон нельзя заменить ничем, он ни чем не компенсируется. Но, как отмечал И.П. Павлов, сон – это не просто отдых, а активное состояние организма, которому свойственна особая форма деятельности мозга. В частности, во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время. Если такая сортировка прошла успешно, то мозг оказывается освобождённым от чрезмерной информации, накопленной накануне, и вновь готов к работе. Благодаря этому у человека нормализуется нервно-психическое состояние, восстанавливает работоспособность. Сон обеспечивает процессы программирования в мозгу и выполняет целый ряд других функций.

Правила здорового сна:

1. Перед сном отдыхайте, выполняйте расслабляющие действия, настраивайтесь на позитив.

2. Проветривайте помещение. Чтобы сон был глубоким и спокойным, держите температуру около18-20 градусов.

3. Помните, что самый полезный сон начинается в 9-10 вечера и заканчивается в 5-6 утра.

Теперь, я предлагаю Вам, поставит в Ваш сосуд цветы. Причём не просто цветы. Пусть каждый из них будет означать то, чего Вы хотите достигнуть в жизни, о чём Вы мечтаете, Ваши планы, цели и ценности.

Важно, чтобы на данном этапе каждый из участников сформулировал свои цели, подписал их рядом с цветами. Проговаривать их не обязательно.

Ну, и что мы видим? Вода из трещины капает по чуть-чуть, задержать её не в наших силах. Область, за которую ответственны лично мы – это кран, открыв который, мы выпустим всю воду, и цветы засохнут. То же самое произойдёт и с нашими планами без здоровья. Даже больной зуб или мозоль мешает человеку развлекаться, работать, общаться. Но, как правило, в багаже человека есть заболевания и гораздо серьёзнее.

В завершении хотелось бы сказать – БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, берегите своё самочувствие – физическое и психологическое. Постарайтесь оградить себя от всякого рода негатива. И пусть цветы в Вашей вазе, Ваши начинания и мечты никогда не увядают.

Источник

О воспитателях и детском здоровье.

Продолжаю делиться опытом своей воспитательской работы. Сегодня хочу поговорить про отношение к здоровью.

Сразу скажу, что могу судить только о системе образования в Беларуси. Но некоторые основополагающие моменты одинаковы для всех постсоветских стран.

Все мы любим своих детей и в меру своих сил заботимся о них. И хотим того же от воспитателей. В отношении к последним у родителей двоякое отношение. С одной стороны, родители хотят, чтобы воспитатель стал чуть ли не родственной душой, с другой стороны, относятся как наемному работнику, у которого есть обязанности и нет прав.

У каждого воспитателя есть должностная инструкция, в которой расписаны его обязанности и права. Первый пункт этой инструкции говорит, что воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Имеется ввиду, всего лишь обеспечение безопасности, чтобы ребенок не получил травму или не причинил травму другому.

Заботиться об иммунитете и общем состоянии здоровья — это обязанность родителей, потом врачей. Но не воспитателей.

Что должен делать воспитатель в отношении здоровья? Не много. Каждое утро при приеме детей визуально оценивать состояние ребенка. Если оно вызывает сомнения или опасения, воспитатель отправляет маму с ребенком к медсестре, и уже она решает, что делать дальше. У меня был случай. Мама, находясь в предродовом отпуске, привела в сад сына и попросила за ним приглядывать, потому что перед садом мальчик хлебнул из булки из-под фанты, оставленной мамой на столе, моющее средство желтого цвета. И, не смотря на это, она все равно привела ребенка в сад, а не осталась с ним дома. Я не захотела брать ответственность на себя и отправила мамочку к медсестре.

Если в течение дня у ребенка поднялась температура или он плохо себя чувствует, воспитатель сообщает об этом родителям. И если они сочтут возможным забрать ребенка, то забирают. Были случаи, что приходили только после окончания рабочего дня. А пока ребенок ждет, он может быть с медсестрой в изоляторе, так проще всем.

Раньше в садах проводили так называемые элементы закаливания. Ничего экстремального, просто мытье рук и ног в прохладной воде, несложные физические упражнения в сочетании с приемом воздушных ванн. Но врачи запретили нам это делать, мол у воспитателей нет необходимых знаний для этого, а закаливание должно проходить только под руководством специалиста. Что опасного в том, что дети после прогулки помоют ноги в прохладной воде? Что вредного в том, что дети после дневного сна в трусиках и маечках сделают несколько несложных упражнений при открытой фрамуге или окне? Что плохого, если детки пройдутся по специальной дорожке, массажируя при этом ступни? Ответов у меня нет.

Бытует мнение, что воспитатели заинтересованы в приеме больных детей. Те инфицируют других, снижается посещаемость в группе. Конечно, работать с 10 детьми легче, чем с 20. Но воспитатель материально заинтересован в нормальной посещаемости группы здоровыми детьми. Во-первых, ежемесячно сдаются отчеты по посещаемости и заболеваемости, и, если картина печальная, воспитателя могут лишить премии. Во-вторых, если посещаемость была ниже 80%, то такие дни не входят в стаж по льготной пенсии. Таким образом, государство хочет, чтобы воспитатели занимались профилактикой ОРВИ, но не дает никаких прав и возможностей делать это.

В конце мне хочется попросить. Мамочки, воспитатель — это ваш помощник. И прежде чем катить на него гневные бочки и требовать всего самого-самого, просто начните с ним общаться. Увидьте в нем просто человека. Поделитесь с ним своими взглядами на воспитание ребенка, поинтересуйтесь его. Расспрашивайте не только как провел ребенок день, но и каковы ближайшие планы. Если вы практикуете индивидуальные способы воспитания, отличные от большинства (а все на этом сайте это делают), дайте знать об этом воспитателю сразу, а не постфактум. Не стоит винить воспитателей в недостатках системы. Они в этой системе самые подневольные люди. Они находятся между молотом и наковальней, между родителями и системой. А угодить одновременно всем невозможно.

Источник

« Должен ли воспитатель быть здоровым?»

Для каждого ребенка важно иметь место, где он может познавать мир, учиться дружить, правильно вести себя в той или иной ситуации, то место, в которое он сможет приходить, как к себе домой. Детский сад-это место, где ребенок находить себе друзей, учится, играет, и проводит по 10 часов в день. Такое место однозначно станет для него вторым домом. Человек вырастет, и его второй дом будет меняться, будь то школа, университет, работа и другое. Но он навсегда запомнит свой детский сад, своих воспитателей, которые стали, как вторые мамы, первых друзей, любимые игрушки и даже картинку на шкафчике, стуле, кроватке. Все это будет приятным воспоминанием для него. Главный хранитель хорошего детства в садике — воспитатель. Человек, на которого смотрят доверчивые глаза детей, которому подражают маленькие люди, одним словом пример. Такой человек должен нести в себе самые лучшие качества, которые только есть на свете. А если таких качеств нет, обязательно стремиться к ним: доброта, ум, воспитанность и неотъемлемое здоровье. Почему же воспитатель должен быть здоровым?

Здоровье понятие весьма растяжимое. Здоровым можно быть не только физически, но и душевно. А каждый воспитатель — это пример для маленьких жителей детского сада. Здоровым быть необходимо каждому без исключения, а людям, которые являются подражанием, тем более.

Воспитатель должен заботиться о здоровье детей. А как он сможет быть наставником в таком деле, если не понимает его важность, не является показателем здоровья. Дети перенимают все у взрослых, поэтому каждый воспитатель должен вести здоровый образ жизни, не иметь вредных привычек, иметь хорошую физическую подготовленность.

« В здоровом теле — здоровый дух!» Так твердит пословица. Именно дух должен быть неотъемлемо здоровым. Такой воспитатель будет заряжать своей энергией маленьких деток. Вдохновлять и быть лучшим другом. Каждый воспитатель, который ощущает полное душевное и физическое здоровье, будет положительно влиять как на детей, так и на людей в общем.

Исходя из этого, мы полностью можем уверять, что воспитателям необходимо быть здоровыми. От воспитателя зависит , как маленький человек воспримет всю важность здорового образа жизни. Современный мир жаждет здоровое будущее и вместе с ним здоровое поколение. Так воспитатели помогают вырастит здоровое смену предшествующему поколению.

Источник

Читайте также:  Сколько водки можно пить ежедневно без вреда для здоровья
Adblock
detector