Меню

Каких витаминов не хватает ребенку если он капризничает

Почему ребенок капризничает: ошибки воспитания или болезнь

Автор: Марфа Гончарова, журнал «Мой Кроха и Я»; консультант: Юлия Андронникова, врач-педиатр высшей категории, заведующая педиатрическим отделением Центра традиционного акушерства и семейной медицины.

Безутешный плач, крики, упрямство и раздражение на ровном месте – то, что так расстраивает родителей и возмущает посторонних людей, ставших невольными свидетелями неприятной сцены, принято называть капризами. На самом деле, если у взрослого человека капризом можно назвать совершенно необоснованную прихоть, то детские капризы, как правило, имеют под собой серьезное основание.

Юлия Андронникова: «Детям до года капризы в их бытовом понимании не свойственны. Если ребенок внезапно начинает вести себя необычным для него образом – это всегда сигнал для мамы, сообщение о дискомфорте. Ни один врач не сможет точно сказать: если ребенок плачет минут десять – это нормально, а если дольше, то это является признаком заболевания. Здесь должна работать мамина интуиция. Ведь уже за первые 2–3 месяца жизни, находясь в тесном контакте с малышом, мама изучает его настолько хорошо, что прекрасно знает, что типично для ее ребенка, а что выходит за рамки обычного поведения.

Если ребенок плачет, мама успокаивает его привычными методами, которые ему подходят. Дети любят, когда их берут на руки, сохраняя контакт «кожа к коже», укачивают, разговаривают негромким, спокойным голосом, прикладывают к груди. Кто-то перестает беспокоиться в теплой ванне, а кого-то лучше ненадолго раздеть. Набор приемов может быть различным, но если малыш продолжает плакать несмотря на обычные ритуалы снятия напряжения, маме стоит понаблюдать за ним внимательнее».

Инфекционные заболевания

Необычно продолжительный для ребенка плач или, наоборот, вялость, отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком развития инфекционного заболевания. Так это или нет, становится очевидно буквально через несколько часов: может начать подниматься температура, появятся кашель или насморк. Для малышей, которые еще не могут ни сказать, ни показать, что у них болит, громкий плач может являться признаком начавшегося отита. Если болят уши, может не быть ни повышенной температуры, ни других признаков простуды, подозрение вызовет именно резко изменившееся поведение: ребенок неадекватно капризничает, трясет головой, иногда резко вскрикивает, начинает плакать при перемене положения головы, отказывается есть, поскольку это провоцирует боль. В такой ситуации следует обязательно вызвать врача.

Метеочувствительность

Особенность реагирования вегетативной нервной системы на изменение окружающих условий называется метеочувствительностью. Cправиться с метеочувствительностью поможет тренировка нервной системы и сосудов малыша. Благодаря закаливанию адаптивные возможности организма будут расти, и реакция на смену погоды станет менее бурной или вообще исчезнет.

Для малышей лучшим закаливанием являются прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Воздействовать на организм может не только перемена давления, дождь, гроза, но и просто пасмурная погода или долгое отсутствие солнца на небе. У новорожденных детей резкая смена погоды часто вызывает беспокойство. Через несколько месяцев у большинства такая метеозависимость проходит, но у детей с ослабленной вегетативной нервной системой она может продолжать проявляться и даже усиливаться на фоне стрессовых состояний.

Хронические заболевания

Но что делать, если малыш не просто внезапно поменял свое поведение, а постоянно находится в угнетенном состоянии – он вялый, все время хнычет и практически не улыбается? Юлия Андронникова: «Общее самочувствие ребенка – важный показатель его здоровья. Здоровый малыш может начать капризничать к вечеру, когда устал, но вот просыпаться он должен в хорошем настроении – это сигнал маме о том, что с ним все в порядке.

Читайте также:  Витамины для повышения настроения для женщин

Если же ребенок каждый день капризничает и все время находится в плохом настроении, и вы при этом исключили наличие каких-либо инфекций, стоит обратить на это внимание вашего педиатра. Постоянные капризы, бледность, вялость, отсутствие улыбки с самого рождения, низкая прибавка в весе и росте – комплекс симптомов, характерных для гормональных нарушений. Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше, поскольку при своевременном начале лечения заболевание можно скомпенсировать и сохранить жизнь, здоровье и интеллект ребенка. При подозрении на подобные заболевания педиатр направит ребенка к эндокринологу.

Примерно те же симптомы могут быть при анемии или проблемах с почками. Обычные анализы крови и мочи помогут прояснить ситуацию, подтвердив или рассеяв подобные опасения».

Переутомление

Если ребенок к вечеру капризничает, мамы обычно объясняют это так: «Плохо спал днем» или «Сходили на занятия, он там слишком перевозбудился, общаясь с другими детьми». Возможно, здесь будет достаточно привести в порядок режим дня, дать малышу больше возможностей для отдыха, сна и прогулок. Если же ребенок сам по себе возбудимый, не может усидеть на месте, контролировать свои эмоции и при этом сильно устает, педагогические проблемы накладываются на физические, поскольку родители буквально не успевают за малышом. Грамотный невролог поможет нормализовать режим и укрепить нервную систему, например, при помощи приемов массажа и закаливания. А психолог проконсультирует родителей по поводу особенностей правильного общения с ребенком.

Каприз как послание родителям

Каприз – это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не умеет выразить в приемлемой форме. Если ребенок капризничает постоянно, а физические причины (недомогания, усталость) вы исключили, стоит задуматься, в каком душевном состоянии он пребывает. Психологи отмечают, что зачастую неадекватное поведение ребенка является реакцией на внутрисемейную дисгармонию. Бабушка недовольна тем, как молодая мама воспитывает малыша, постоянно возмущается и дает непрошенные советы. Или родители начинают ссориться каждый раз, как только малыша нужно укладывать спать. Явные или невысказанные претензии и конфликты, напряженная обстановка в семье в наибольшей степени сказываются именно на ребенке. В этом случае его «капризы» – это материализация окружающего его недовольства и раздражения. И исправить ситуацию можно, лишь наладив отношения в семье.

Определенные педагогические нарушения в семье тоже легко могут стать источником капризов. Если родители разрешают ребенку абсолютно все, и он просто-напросто не понимает слова «нет», любая попытка запрета приводит его чуть ли не к истерике. Как правило, родители пугаются подобной реакции и готовы на все, лишь бы избежать ее повторения, а значит, продолжают потакать малышу. А это неминуемо углубляет разлад в семье и делает ее членов еще более раздражительными. Обратная ситуация также может вовлечь всю семью в порочный круг: с ребенком ведут себя излишне строго и пресекают буквально все попытки к самостоятельным действиям и принятию решений. Малыш протестует, родители становятся с ним еще строже. Тот же эффект возникает, если разные члены семьи придерживаются диаметрально противоположных стилей воспитания – например, мама очень строга с малышом, а папа разрешает абсолютно все. Все эти ситуации лучше всего разбирать с семейным психологом.

Борьба за самостоятельность

Часто за капризы родители принимают стремление ребенка к самостоятельности. С 8–9 месяцев малыш уже начинает «проверять на прочность» окружающих взрослых. Ему дают игрушку, он кидает ее на пол и тут же требует назад. Так может повторяться много раз подряд. Ребенок выясняет границы дозволенного, причем, при общениис мамой, папой или бабушкой границы могут быть различными. При этом отличить плач реальной потребности от «проверочного» можно довольно легко: «проверяя», малыш иногда перестает реветь, оглядывается и прислушивается, чтобы оценить произведенный эффект. Такие остановки – признак требования внимания к себе. Это не значит, что в этом случае его нужно игнорировать, лучше мягко разговаривать с ребенком, приводить разумные доводы, объяснять свои действия, в том числе необходимые отказы или запреты. Такой словесный контакт, если он установлен в самого рождения, позволяет проще отличить, чем именно вызвано необычное поведение, и справиться с ситуацией.

Читайте также:  Свежие яблоки какие витамины

В возрасте 2–3 лет наступает пора, когда ребенок буквально на все отвечает: «Я сам!». Причем, если попытки сделать что-то самостоятельно и не очень успешны (разлил, рабил, сломал, упал), лучшей стратегией будет не ругать малыша, а отметить его достижения и предложить вместе довести дело до конца. Часто одного факта признания самостоятельных попыток ребенка что-то сделать уже достаточно, чтобы жить в ладу и свести «капризы» к минимуму.

Упрямые факты

  • Даже если малыш в принципе любит поплакать, определенные его состояния должны насторожить родителей. Это так называемые неотложные состояния.
  • Громкий выраженный крик ребенка в течение двух и более часов, при котором не помогают никакие обычные методы успокаивания, – сигнал к тому, чтобы вызвать врача. При таких проблемах, как кишечная инвагинация (заворот кишок) или аппендицит, у маленького ребенка может не быть никаких других очевидных внешних признаков, кроме интенсивного непрерывного плача. Диагностировать проблему может только доктор. Нельзя сказать, чтобы эти случаи часты. Если мама кормит своего малыша грудью и хорошо знакома с принципами введения прикорма, то заворот кишок, причиной которого является резкий переход на незнакомую пищу в большом объеме и в слишком раннем возрасте, ее ребенку не грозит. Аппендицит у малышей тоже встречается нечасто, но поскольку точно причины этого неотложного состояния до сих пор неясны, нельзя сбрасывать его со счетов.
  • Любые внутренние переживания ребенка (поступление в детский сад или школу, нелады в семье) могут привести к стрессу. Не нужно пытаться оградить малыша от сложных ситуаций, но учите его преодолевать трудности. Малыш намного легче перенесет стресс, если он будет знать, что дома его всегда поймут и поддержат, что для мамы и папы он лучше всех на свете.

Источник

Каких витаминов не хватает ребенку если он капризничает

Витамин А, он же ретинол – жирорастворимый витамин, выполняющий в организме человека, в том числе, и ребенка, ряд важных функций: обеспечение адекватного сумеречного зрения (входит в родопсина – структурного белка палочек сетчатки), развития костей кожи, волос, костей, правильной работы иммунной системы.

При дефиците данного витамина в организме, развиваются симптомы страдания именно перечисленных выше органов и систем.

Каковы же причины дефицита витамина А в организме ребенка?

Прежде всего, это экзогенные причины – нехватка либо полное отсутствие данного вещества в детском рационе, как вследствие непосредственного недополучения определенных продуктов, так и вследствие их неправильного приготовления или хранения. К эндогенным причинам относятся: гельминтозы, заболевания ЖКТ, ведущие к мальабсорбции, онкологические заболевания, врожденные нарушения обмена веществ, нарушение синтеза и выделения желчных кислот, прием антибиотиков и др.

На стадии сниженного количества данного витамина, при так называемом прегиповитаминозе, симптомы неспецифичны, однако может появиться незначительное нарушение суточного зрения. При более выраженном гиповитаминозе А, и тем более, при авитаминозе, гемералопия усугубляется, к ней присоединяется сухость и помутнение конъюнктивы с образованием на ней белых непрозрачных пятен (пятна Бито), размягчение и изъязвление роговицы. Со стороны кожи и слизистых у детей отмечается нарушение процессов ороговения в сторону гиперкератоза, повышенного шелушения, атрофии потовых и сальных желез, эпителиальная метаплазия верхних дыхательных путей (образование участков многослойного эпителия на месте секреторных бокаловидных клеток). Вследствие снижения резистентности организма отмечается склонность к гнойничковым заболеваниям кожи, инфекционным заболеваниям ЖКТ, дыхательной и мочеполовой системы. Поскольку витамин А необходим для нормального роста и развития костной ткани, дети, испытывающие его дефицит, отстают от своих сверстников в росте.

Читайте также:  Азбука вкуса витамин с

Лечение гиповитаминоза и авитаминоза А заключается в нормализации диеты, коррекции эндогенных причин, приводящих к дефициту, а также в назначении терапевтических доз витамина А.

Суточная потребность витамина А для детей от 3 до 7 лет составляет 400 мкг. Мультивитаминные комплексы для детей «Мультивит Форте» полностью перекрывают эту потребность.

Из клинических случаев вспоминается пришедшая на прием к участковому педиатру девочка 5 лет. Внимание на себя обратила относительная низкорослость ребенка (95 см) при нормальном среднем росте родителей. Девочка состояла на диспансерном учете как часто и длительно болеющий ребенок на протяжении полутора лет, а в последнее время стала жаловаться на снижение зрения, особенно в темное время суток. Объективно отмечалась сухость кожных покровов, гиперемия конъюнктивы, трещины в углах рта.

В общем анализе крови – анемия (гемоглобин 98 г/л), эозинофилия (14%). При обследовании на гельминтозы выявлен аскаридоз.

Девочка прошла курс лечения антигельминтными препаратами, начала принимать витаминный комплекс, включающий витамины А и Е, и в течение нескольких недель состояние ее кожных покровов значительно улучшилось, жалобы на снижение зрения полностью прекратились. Также участковый педиатр отмечает снижение частоты простудных заболеваний у ребенка и ускорение темпов физического развития.
Витамин Е

Витамин Е, или токоферол, также является одним из жирорастворимых витаминов, выполняющих в организме человека важнейшие функции. Является мощнейшим антиоксидантом (участвует в защите клеточных мембран от действия свободных радикалов), обмене селена и аминокислот, содержащих в своем составе серу (цистин, метионин). Также данный витамин участвует в процессах тканевого дыхания и синтезе гема.

Суточная норма витамина Е для ребенка составляет 7 мг. Мармеладные пастилки с витаминами «Умкавит» содержат комплекс жизненно важных витаминов для укрепления иммунитета.

Дефицит данного витамина бывает первичный и вторичный. Первичный гиповитаминоз Е развивается в связи с недополучением данного вещества с пищей (часто встречается у грудных детей на искусственном вскармливании, а при нехватке белка в рационе). Вторичный гиповитаминоз развивается вследствие наличия эндогенных причин, а именно, различных заболеваний, проявляющихся нарушениями пищеварения, синдромом мальабсорбции: целиакия, муковисцидоз, хронический панкреатит, онкологические заболевания, нарушения перистальтики, вирусные, бактериальные инфекции, сахарный диабет.

Для клинической картины у детей наиболее характерно их отставание в росте и развитии, мышечная слабость, снижение тонуса мышц. Вследствие свободнорадикальной атаки на клеточные мембраны, происходит разрешение периферических нервных волокон, что приводит к нарушениям кожной чувствительности, координации движений. Лабораторно отмечается гемолиз эритроцитов, креатинурия.

У взрослых дефицит данного витамина проявляется нарушением деятельности репродуктивной системы.

Как видим, симптомы данного гиповитаминоза малоспецифичны и часто остаются без внимания родителей и даже врачей-педиатров, списывающих данные проявления на основное заболевание. Однако в случае, когда дефицит данного витамина подтвержден лабораторно (у детей – менее 0,4 мг/мл, у взрослых – менее 0,8 мг/мл в плазме крови) необходимо скорректировать диету и назначить терапевтические дозы витамина Е, причем при наличии заболеваний, проявляющихся синдромом мальабсорбции, допускается его парентеральное введение.

Источник

Adblock
detector