Консультация 5. Таблетка «для речи» или вся правда о лекарствах от невролога
Материал переработан,оригинал вы можете прочитать вот здесь: http://ru-happychild.livejournal.com/350350.html
Позицию зарубежных медиков по вопросу целесообразности назначения всевозможных лекарств нашим детям с целью стимуляции и коррекции развития озвучил на своем семинаре Джон Филипс — врач из Америки — доктор медицины, профессор педиатрии и детской неврологии, клинический директор Научно-исследовательского института мозга, директор отделения детской неврологии университета Нью-Мексико (США). Он говорит, что нет никаких доказательств эффективности ноотропов. При этом, особо отмечается – врач он очень осторожный, сам все время говорит, что он скептик и пока не увидит исследований, ничего определенного говорить не будет. Разумеется, есть случаи, когда медикаменты нужны – применяется и ботокс, и даже нейротоксичный фенол в ряде острых случаев, и противоэпилептические препараты. Но только когда это индивиудально выверенно. Никаких «общих протоколов». Никаких «давайте попробуем и посмотрим». Ибо «давайте попробуем и посмотрим» — это есть ЭКСПЕРИМЕНТ над вашим ребенком, и тогда все должно проходить по правилам эксперимента – вы подписываете договор, ваше участие в эксперименте оплачивается. (А не наоборот).
Дорогие родители! Я знаю, что мы все не обязаны становиться врачами. Но ведь никто не запрещает нам быть внимательными, осторожными, вдумчивыми. У всех у нас есть интернет. Если вы не знаете английского, придите в сообщество и попросите найти независимые абстракты по эффективности и побочным эффектам тех препаратов, которые вам назначили, на НЕЗАВИСИМЫХ научных сайтах. Соберите информацию, взвесьте, обсудите возможность безопасных альтернатив. Сообщите, какого эффекта вы ждете – это должен вам сказать врач, зачем и с какой целью он назначает ту или иную таблетку. Исходя из целей – не спит, не ест, бьется головой об стенку, не помнит свое имя и тд – можно обсудить вариант замены. (Да будет вам известно, высокие дозы витамина С действуют ТОЧНО с тем же механизмом, что и галоперидол. Но «неплохой психиатр», даже если и знает об этом, никогда не скажет вам).
Вот некоторые препараты, о которых говорят зарубежные врачи как о небезопасных и достоверную информацию по которыми можно при желании найти в Интернете. Итак, по данным Формулярного комитета Российской академии медицинских наук:
1. Гопантеновая кислота ( Пантогам, Пантокальцин ) — гомолог пантотеновой кислоты, отличающийся от нее удлиненной на один атом углерода главной цепью. Действует предположительно как антагонист пантотеновой кислоты, в силу чего способен вмешиваться в энергетический обмен, и порой губительно.
Применение данного препарата в Японии было прекращено в начале 1990-х после ряда смертельных осложнений, протекавших в виде Рейе-подобного синдрома, синдрома Ретта и т.д. В других развитых странах данный препарат не применялся.
В энциклопедии Meyler’s «Побочные эффекты лекарств» гопантеновой кислоте посвящен целый параграф:
«Hopantenate (кальций D-(+) -4 — (2, 4-дигидрокси-3,3-imethylbutyramido) бутират полугидрат), или кальция гопантенат, является гомоаналогом L-пантотената. Был использован в Японии для лечения психической отсталости с поведенческими отклонениями. Представляет собой одну из многих попыток, которые были сделаны, пока безуспешно, произвести производные вещества от веществ, принадлежащих к витаминам В- группы, в качестве средств для лечения головного мозга или нервной системы. Побочные эффекты, иногда со смертельным исходом, были зарегистрированы у пациентов, принимающих кальция гопантенат, в частности, от энцефалопатии с метаболическим ацидоз, сопорозного состояния, и Рейе-подобного синдрома; это могло быть связано с недостаточностью пантотеновой кислоты, антогонистом которой является гопантеновая кислота. У пожилых людей были зарегистрированы дисфункция печени и желудочно-кишечные расстройства. В Японии, где препарат был введен в оборот 1978 году, контролирующие органы в 1988 году издали ряд предупреждений в отношении проблем, вызванных гопантенатовой ксилотой»
С учетом отсутствия доказательств эффективности, предполагаю, что смертельный риск, которому подвергается любой пациент назначением Пантогама, не оправдывает никакую теоретическую пользу от него, существование которой доказательной медицине неизвестно.
2. Винпоцетин и Кaвинтон — это вещество, получаемое из листьев растения Vinca minor. Препарат мало изучен. Посему в США и многих других странах относится к БАД, а не к лекарствам. . $15 баночка на месяц приема. Врачи, как правило, не назначают. В Японии изъят из продажи из-за явной неэффективности.
5. Актовегин, Церебролизин, Солкосерил , (гидролизаты мозгов)– препараты с доказанной неэффективностью! Есть исследования применения в дозе 30 мл.в сутки у больных с доказанной деменцией с некоторым улучшением. Только у нас появляются новые препараты с прионным действием — например, КОРТЕКСИН (весь мир напуган коровьим бешенством, а у нас препарат изобрели — из мозгов крупного рогатого скота и свиней). Церебролизин — далеко не единственный препарат, который производится за рубежом СПЕЦИАЛЬНО для России. Точно также производится рибоксин и куча других препаратов, которые в мире не применяются. Церебролизин — ноотропное средство, способствующее улучшению обмена веществ в мозговой ткани. Препарат для лечения больных с нарушениями функций центральной нервной системы, задержками развития, нарушением внимания, деменцией (например, синдромом Альцгеймера), но в России (а также в Китае) наиболее широко применяется для лечения ишемического инсульта. В 2010 году Cochrane Collaboration, наиболее авторитетная международная организация, специализирующаяся на обобщении сведений о доказательных исследованиях, опубликовала обзор результатов рандомизированных клинических испытаний церебролизина, проведенных медиками Л. Зиганшиной, Т. Абакумовой, А. Кучевой: «Согласно нашим результатам ни один из 146 обследуемых не показал улучшений состояния при приеме препарата. Нет никаких оснований для подтверждения эффективности применения церебролизина в лечении пациентов с ишемическим инсультом». В процентном соотношении не было никакой разницы между количеством летальных исходов — 6 человек из 78 в группе, получавших церебролизин, против 6 из 68 в группе, получавших плацебо. Состояние членов первой группы не улучшалось в сравнении с членами второй.
6. Когитум – не доказан. То есть ваши дети участвуют в эксперименте.
7. Нооторопил, Пирацетам, Фезам, Аминалон, Фенибут, Пантогам, Пикамилон, Инстенон Милдронат,Циннаризин, Мексидол -плацебо-препараты. (Как и подтвердил в очередной раз профессор Филипс).
Ноотропил используется для улучшения обменных процессов, происходящих в коре головного мозга. Активное вещество ноотропила — пирацетам — является основой порядка 20 аналогичных препаратов на российском рынке, например, пиратропила, луцетама и ряда лекарств, в названии которых присутствует само слово «пирацетам». Это вещество довольно широко применяется в неврологической, психиатрической и наркологической практике. В базе данных Medline указаны публикации 1990-х годов о клинических исследованиях, согласно которым пирацетам умеренно эффективен при восстановлении пациента после инсульта, а также в лечении деменции и дислексии. Однако результаты рандомизированного многоцентрового исследования PASS (Piracetam in Acute Stroke Study) 2001 года показали отсутствие эффективности пирацетама в лечении острого ишемического инсульта. Информация об улучшении работы коры головного мозга у здоровых людей после приема пирацетама также отсутствует. В настоящее время он исключен американской FDA из списка лекарственных средств и отнесен к биологически активным добавкам (БАД). Он не разрешен к продаже в аптеках США, однако его можно заказать через интернет или ввезти из соседней Мексики. В 2008 году Формулярный комитет Британской академии медицинских наук сделал заявление о том, что «результаты рандомизированных клинических исследований 1990-х годов по использованию ноотропного препарата пирацетам были методологически ошибочными». Тем не менее в некоторых случаях он может помогать пожилым людям с когнитивными расстройствами. В России пирацетам активно используется в терапии мыслительных функций у детей с синдромом Дауна. Однако согласно исследованию, проведенному в 2006 группой ученых во главе с Нэнси Лобаф, пирацетам не подтвердил своей эффективности в этой сфере: у 18 детей с синдромом Дауна после четырехмесячного курса когнитивные функции остались на прежнем уровне, в четырех случаях наблюдалась агрессия, в двух — возбудимость, в одном — повышенный интерес к сексу, в одном — бессонница, в одном — отсутствие аппетита. Ученые пришли к выводу: «Пирацетам не обладает доказанным терапевтическим эффектом по улучшению когнитивных функций, но обладает нежелательными побочными эффектами».
! Пирацетам, как и фенибут, и еще несколько разных слов относятся к модификациям гамма-аминомасляной кислоты. ГАМК не проходит гемо-энцефалический барьер. Но если уж очень хочется, то давайте ребенку чистую ГАМК от хорошего производителя.
16. Гинко-билоба,Танакан – согласно проведенным испытаниям не оказывают положительного влияние на обещанные в инструкции память и когнитивные функции.
22.Гомеопатия пр-во НЕLL Церебрум композитум, Неврохель, Лимфомиозот, Грипп-хель ,и др. не являются лекарственными препаратами.
Обратите внимание, что я хочу сказать в этом пункте. Гомеопатия помогает очень многим детям. И вообще, гомеопатия – помогает и работает! Но если гомеопатия назначается в логике аллопатического лечения – «такой-то «хель» от насморка» — это не гомеопатия, а бред. Гомеопатия – это скрупулезная, многочасовая, длительная работа с врачом-гомеопатом, который ищет не лекарство «от насморка» или «от поноса», а лекарство «для Пети», лекарство «для Кати», лекарство «для Васи». Вреда не будет, но ни у кого здесь кошелек не резиновый. В гомеопатии цену имеет ДОКТОР, а не препарат.
Профессор Джон Филипс показывал много роликов и слайдов. На одном была очень впечатляющая картинка. Его пациентка, которая в 3 года перенесла хирургическую резекцию правого полушария мозга. Фото МРТ, в котором только левое полушарие, а справа – черный провал. Девушке с половиной мозга 20 лет, заканчивает колледж, говорит на двух языках. Это к вопросу о том, как нейропластичен мозг, какие уникальные шансы у наших детей, имеющих, к счастью оба полушария, и которые мы, вместо поддержки, готовы долбить таблетками. Сложите деньги, которые вы потратили или планируете потратить на пантогам, прибавьте к этому гонорар «неплохого психиатра» и купите дополнительный курс массажа. Если не ребенку, то себе – тоже будет польза.
На своих семинарах Л.А. Ясюковой (доктор психологических наук) говорит об этом же: что когда она занимается с особыми малышатами, сразу видит, что у ребенка «лекарственная интоксикация». И ее основная мысль заключается в том, что обучать малышат нужно в обход травмированных функций, а не пытаясь во что бы то ни стало скорректировать медикаментозно физиологию.
Она утверждает, что если подобрать систему обучения корректно, то «высшие психические функции компенсируют все» (её выражение).
Источник
Заикание у детей
Содержание статьи
Формирование речевой функции – сложный многоступенчатый процесс. Ребенок учится воспринимать речь окружающих на слух. Важную роль играет двигательный анализатор, поэтому необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики.
В процессе развития могут возникать различные сбои, самым распространенным у детей является заикание. Дефект сопровождается судорожными движениями речевого аппарата. Нарушается ритм, темп и плавность речи. Человек задерживается на одном или группе звуков, не может выговорить слово.
Это распространенная патология, которая встречается у 5-8 % детей. У мальчиков заикание обнаруживается в 3 раза чаще, чем у девочек. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мальчиков. Наследственность влияет в 17,5 % случаев.
Зачастую логоневроз обнаруживают в дошкольном возрасте. Отклонения замечают у детей 2-5 лет, когда интенсивно формируется речевой аппарат. Реже проблему выявляют в школьном возрасте, у подростков. Риск развития наиболее высок в период 2-4 и 5-7 лет. Источник:
Е.Ф. Архипова
Если ребенок заикается //
Современное дошкольное образование.
Теория и практика, 2016, с.62-67
Перед тем, как лечить заикание у ребенка, нужно обеспечить спокойную домашнюю обстановку. Если своевременно обратиться к врачу, нарушение хорошо поддается коррекции. Доказательством служит тот факт, что если среди детей 5 % страдают заиканием, то у взрослых проблемы встречаются только в 2 % случаев.
Причины заикания
Различают внешние и внутренние причины патологии, иногда сложно определить, что спровоцировало дефект.
Факторы риска у детей
- Наследственность.
- Слабость речевого аппарата.
- Сложности в развитии моторики, чувства ритма.
- Травмы при беременности и родах.
- Патологии нервной системы.
- Нарушение обмена веществ.
- Психические нагрузки.
Спровоцировать заикание может сильное волнение, испуг, стресс от разлуки с близким человеком. Если в семье говорят на нескольких языках, это может вызвать патологию.
Врожденные причины
Если малыш заикается с возраста 2-3 лет, нередко диагностируются нарушения функций головного мозга.
- Патологии при развитии беременности. Если малышу не хватало воздуха при вынашивании (внутриутробная гипоксия) или мама перенесла инфекционное заболевание, это может привести к речевым отклонениям.
- Родовые проблемы. Травма или гипоксия при появлении на свет может негативно сказаться на деятельности мозга. Недоношенность также является причиной заикания.
- Индивидуальные особенности. У холериков риск развития патологии выше, чем у меланхоликов и сангвиников. На развитие речи негативно влияет нервозность и повышенная возбудимость.
- Генетическая предрасположенность. Если у близких родственников были подобные проблемы, велика вероятность, что нарушения проявятся у ребенка.
Приобретенные причины заболевания
Если малыш раньше говорил нормально, а потом в 4 или 5 лет начал заикаться, это указывает на неблагоприятные внешние условия.
- Психотравма. В результате болезненной утраты близкого, испуга, длительного стресса может произойти нарушение. Заиканием страдают дети, лишенные внимания и, наоборот, избалованные. Если к ребенку предъявляются завышенные требования и он боится не оправдать ожидания, может сформироваться дефект. Источник:
А.И. Кругликова
Заикание как психологическая проблема //
Вестник Таганрогского института
имени А.П. Чехова, 2015, с.61-66 - Физиология. До 5 лет у детей полностью не сформированы полушария, это может сопровождаться сложностями в речи. В данном случае коррекция не требуется, такие нарушения ребенок перерастает, они быстро проходят сами.
- Заболевания. Инфекционные болезни (энцефалопатия, менингит), травмы, ушибы, осложнения после ОРВИ и гриппа могут привести к дефекту речи.
- Ложное заикание. Проблема возникает, когда ребенок живет с заикающимся взрослым и начинает копировать манеру общения.
- Переучивание леворукости. Левши плохо переносят стрессы, а постоянное перекладывание ложки, ручки из левой руки в правую для таких малышей сопровождается сильным дискомфортом.
Симптомы патологии
Следует знать первые признаки заикания, чтобы вовремя обратиться к врачу.
- Ребенок внезапно замолкает и может не говорить от нескольких часов до суток. Потом начинает говорить, но уже заикаясь. Если обратиться к специалисту в период, пока малыш не начал снова разговаривать, можно избежать заикания.
- Повторение первых слогов, слов в начале фразы.
- Остановки в середине слова или фразы.
- Включение лишних звуков (и, а) перед некоторыми словами.
- Трудности с началом разговора.
Симптомами заикания у детей являются:
- Спотыкание на звуке или слоге из-за спазма речевого аппарата (м-м-м-м-мама, ма-ма-машинка).
- Длинные паузы между звуками, растягивание (ма…..льчик).
- Появление нервного тика, нарушение сна, аппетита, пищеварения, может проявиться энурез.
- Повышенная слезливость, нервность, агрессивность. Если не получается выговорить слово, ребенок переживает, может заплакать.
- Склонность к замыканию в себе, сложности в общении, боязнь насмешек.
При обнаружении симптоматики необходимо выяснить причину патологии и найти способ, как избавить ребенка от заикания.
Стадии заболевания
- Дефект проявляется в первых словах в предложении, при произнесении предлогов, союзов. При этом ребенок никак не реагирует на сложности.
- Нарушения речи регулярные, обычно при быстром произнесении и в многосложных словах. Малыш замечает, что ему сложно выговорить слова, но заикой себя не считает.
- Судорожный синдром закрепился, но ребенок не боится общаться, не испытывает неловкости.
- Выраженная реакция на заикание. Малыш избегает общения.
Виды заикания
- Патологическое – проблемы врожденного характера или генетически обусловленные.
- Невротическое – вызванное травмой, испугом, стрессом, тяжелой психологической ситуацией.
- Тоническое – ребенок делает паузы в словах, растягивает гласные.
- Клоническое – малыш не выговаривает буквы, слоги, повторяет их.
- Комбинированное – имеет признаки клонического и тонического вида.
- Нестабильное – ребенок заикается в определенных ситуациях: в незнакомой обстановке, при стрессе.
- Привычное – дефект имеет постоянный характер.
- Циклическое – нарушения чередуются с периодами покоя, во время которых речь нормальная. Затем проблема возвращается.
Различают две формы заикания:
- Невротическую, или логоневроз, который вызывает психотравма. Патология может проявиться в любом возрасте.
- Неврозоподобную – вызвана нарушением церебральных структур, чаще проявляется в 3-4 года.
Лечение патологии
Самое важное, что должны предпринять родители, как только заметили признаки заикания у ребенка, это обратиться к специалисту. В «СМ-Клиника» работают опытные врачи, которые проведут диагностику заикания у детей, помогут решить проблему с применением высокоэффективных способов.
Помимо логопедических занятий родителям необходимо обеспечить комфортную обстановку дома, не допускать стрессов. С малышом лучше разговаривать плавно и не торопиться.
Лечение заикания у детей требует комплексного подхода. Коррекция направлена на формирование правильной речи и решение психологических проблем. Источник:
И.А. Кувшинова, Э.Р. Мазитова
Основные направления комплексной коррекционной работы
по преодолению заикания у детей //
Международный журнал гуманитарных
и естественных наук, 2016, т.1, №1, с.135-138
Массаж при речевых проблемах у детей
Логопед проводит коррекционные занятия, они показаны при лечении невротических проблем. Метод особенно эффективен для детей от 2 до 6 лет.
Массируют лицо, голову, шею, плечи, верх спины и грудную клетку. Сегментарный массаж воздействует на определенную мышцу, которая регулирует речевой аппарат. Процедуры назначают курсом – ежедневно в течение 2-3 недель.
Для коррекции дефекта речи применяют точечный массаж, который считается наиболее эффективным. С его помощью оказывают воздействие на речевой центр, снимают излишнюю возбудимость. Такой массаж нужно выполнять регулярно в течение 2-3 лет.
Комплекс упражнений
При заикании показана дыхательная гимнастика, растяжка для нормализации сокращения мышц и упражнения для глаз, которые положительно сказываются на умственном и физическом развитии. У ребенка формируются навыки диафрагмального дыхания, малыш учится сознательно регулировать ритм. Во время занятий укрепляются мышцы передней брюшной стенки. Регулярное выполнение упражнений позволяет полностью отрегулировать разговорную функцию.
Дети делают упражнения в разных положениях, при активном движении и в состоянии покоя. Позже к дыхательной гимнастике подключают вербальные техники. Для быстрого устранения проблем плавно повышают сложность, адаптируют ребенка. Лучшего результата достигают при комбинации правильного дыхания и массажа.
Медикаментозное лечение
Врач назначает седативные и общеукрепляющие препараты, витамины, спазмолитики. Помогают средства фитотерапии. При неврозоподобной форме заикания с поражением головного мозга назначают спазмолитические препараты, минимальные дозы транквилизаторов.
Детям рекомендуют заниматься пением, музыкой, танцами, которые формируют правильное речевое дыхание, развивают чувство темпа и ритма.
Как понять, что заикание у ребенка вылечено? Признаком устранения недуга является свободная речь в любой ситуации, даже при выступлении на публике.
Прогноз заболевания
При своевременном обращении к специалисту и правильном лечении заикание вылечивают в 70-80 % случаев. Играет роль возраст – легко поддается коррекции дефект у детей 3-5 лет. Чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов на положительный результат. С заиканием у детей школьного возраста справиться сложнее. Менее благоприятный прогноз при лечении запущенной патологии у детей 9-11 лет. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5257259/
Anne Smith, Ph.D. and Christine Weber
Childhood Stuttering – Where are we and Where are we going? //
Semin Speech Lang. 2016 Nov; 37(4): 291–297
Профилактика у детей
Перед тем как лечить заикание у ребенка, нужно обеспечить спокойную обстановку дома. Необходимо создать комфортную психологическую среду.
Во многих случаях логоневроз проходит без приема медикаментов и участия врачей. При этом хорошо помогают специальные методики, которые развивают речь и правильную дикцию.
При обнаружении симптомов заболевания предлагаем обратиться к специалисту нашего центра. Мы определим причины и предложим эффективные методы лечения заикания у детей.
Источник