Меню

Какие существуют способы контроля здоровья детей занимающихся спортом

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕТЬМИ

Врачебный контроль за детьми, занимающимися фи­зической культурой и спортом, должен осуществлять спортивный врач-педиатр. Основные вопросы медицин­ского обеспечения детской физической культуры и спор­та изложены в соответствующих руководствах (см. Дет­ская спортивная медицина, 1980). Однако врач-терапевт, занимающийся врачебным контролем за взрослыми, дол­жен иметь представление о некоторых вопросах детского спорта.

Хотя физическое развитие детей сегодня значительно

превышает лучшие показатели довоенных лети нахо­дится на высоком уровне, в состоянии здоровья детей все еще имеются существенные отклонения.

В первую очередь к ним относятся наблюдающиеся еще нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки (кифозы, сколиозы), снижение остроты зрения (близо­рукость), изменения со стороны сердечно-сосудистой сис­темы (в частности гипертония), системы дыхания (брон­хиальная астма и т. д.) и нервной системы (функцио­нальные заболевания) и т. д..

Занятия физической культурой и спортом в детском возрасте, т. е. до окончания физического развития че­ловека (до 20—21 года), ставят перед собой очень от­ветственную задачу — укрепление здоровья детей и обес­печение их гармонического развития.

Эти задачи могут быть успешно решены только при строгом соблюдении двух основных условий. Во-первых, они должны осуществляться с учетом особенностей воз­растного физического развития и, во-вторых, под тща­тельным врачебным наблюдением, которое имеет свою специфику и во многом не повторяет врачебные наблю­дения за взрослыми физкультурниками и спортсме­нами.

На основании динамики возрастного развития в спор­тивной медицине принято делить детей на 5 групп. Две первые — это дошкольный возраст — первая от 1 до 3 лет — называется преддошкольной, вторая — от 4 до 6 лет — дошкольной. Детей школьного возраста делят на 3 группы: младший школьный (от 7 до 11 лет), сред­ний школьный (от 12 до 14 лет) и старший школьный возраст (от 15 до 18—19 лет).

Детей среднего школьного возраста называют под­ростками, не разделяя по полу, а старший, до окончания развития, делят и называют юношами и девушками. Это связано с тем, что занятия физической культурой и спор­том с 15 лет, т. е. с периода полового созревания, следу­ет проводить раздельно. Отличия между этими возраст­ными периодами иногда существенны, так как развитие человека в детском возрасте идет неравномерно, гетерох-ронно.

Основные принципы врачебного контроля за взрослы­ми людьми нельзя механически переносить на детей. У детей свои особенности сердечно-сосудистой, дыхатель­ной, нервной, эндокринной систем и т. п. Реакция детей на внешние воздействия, в частности на физическую

нагрузку, также своеобразна. И, наконец, у детей своя патология.

Врачебные наблюдения за детьми должны проводить­ся с учетом особенностей возраста, причем необходимо систематически проводить врачебно-педагогические на­блюдения.

Как и в отношении взрослых людей, к спортивным тренировкам могут допускаться только абсолютно здоро­вые дети. Особое внимание надо обращать на выявле­ние ОХИ и их санацию (см. главу II). Необходимо так­же активно выявлять нарушения ритма сердца, нередко наблюдающиеся у подростков, юношей и девушек. Иног­да эти нарушения ритма (чаще всего экстрасистолйя) могут быть функционального происхождения, однако не­редко они являются следствием наличия ОХИ или орга­нического поражения сердечной мышцы (миокардити-ческий кардиосклероз, дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения — ДМФП и т. д.).

Иногда у юношей и девушек определяется повыше­ние АД. Одно время существовал термин «юношеская гипертония», причем считалось, что она свойственна возрасту и со временем сама по себе проходит. Сегодня такая точка зрения принята быть не может. Всякое по­вышение АД свидетельствует о наклонности к прессор-ным реакциям, и это не «юношеская гипертония», а «гипертония у юношей», наблюдающаяся, к сожалению, достаточно часто — 15—17% у мальчиков и 13,3% у де­вочек в возрасте 10—15 лет [Янушкевичус 3., 1983]. Та­кие повышения АД требуют к себе серьезного внимания врача, ибо при правильном применении физических уп­ражнений можно предотвратить развитие гипертониче­ской болезни. Чрезмерные нагрузки, наоборот, способст­вуют ее развитию.

Наконец, при оценке состояния здоровья подростков следует иметь в виду возможное отставание роста вели­чины сердца от роста опорно-двигательного аппарата, особенно учитывая акселерацию (см. дальше). Речь идет о так называемом малом сердце, синдроме, по поводу которого имеется большая клиническая литература. Ма­лое сердце функционально менее полноценно и поэтому адаптация его к физической нагрузке осуществляется с большим напряжением, вследствие чего работоспособ­ность обладателя такого сердца снижается. Обычно от­ставание размеров сердца с возрастом проходит и созда­ется соответствие всех систем организма. Однако дети с

малым сердцем требуют особого внимания врачей и по­вышение физических нагрузок у них должно проводить­ся осторожно под тщательным врачебным наблюдением.

Вопрос о сроках начала занятий детей в различных видах спорта сегодня решается по-разному. Существуют официальные сроки начала занятий в детских и юноше­ских спортивных школах (ДЮСШ), опубликованные в 1970 г. (табл. 3), а также официальные указания, регла­ментирующие сроки начала выступлений в соревновани­ях, масштаб и содержание этих соревнований и переходы в категорию взрослых спортсменов. Однако последнее время эти сроки далеко не всегда выдерживаются, по­скольку появилась тенденция к омоложению спорта и возможно более раннему началу занятий.

Читайте также:  Проблемы с психическим здоровьем тест

Так, в книге «Детская спортивная медицина» (1980) рекомендуются другие сроки начала занятий спортом. Для спортивной и художественной гимнастики, акробати­ки, фигурного катания, прыжков в воду — не позднее 7 лет, для бега на короткие дистанции, прыжков, мета­ний и других — позже 9 лет, для плавания — 6—7 лет, для тяжелой атлетики, борьбы и бокса — не ранее 14 лет и т. д. Однако в той же книге приводятся данные В. И. Чудинова (1976), в которых рекомендуются совсем другие сроки начала занятий спортом.

В учебнике «Спортивная медицина» (1980) сроки начала занятий спортом существенно отличаются от приведенных выше. Очевидно, что ясности в этом вопро­се сегодня еще нет.

Вместе с тем четкость в вопросах сроков начала тренировки необходима, так как преждевременное начало занятий, ранние выступления в соревнованиях, участие в соревнованиях со взрослыми отрицательно сказывают­ся как на гармоничном развитии, так и на состоянии

При занятиях спортом детей существуют три этапа спортивной подготовки, в зависимости от которых ис­пользуются различные средства физической культуры. ‘ Это начальная подготовка, специальная подготовка и спортивное совершенствование. На первом этапе, длящемся 1—2 года, основной задачей является общая физическая подготовка и обучение технике избранного вида спорта. Только к концу этого этапа допустимо участие в соревнованиях. На втором этапе про­исходит совершенствование техники, которое занимает все больше места и начинается тренировка в избранном виде спорта. На третьем этапе происходит спор­тивное совершенствование и объем общей физической подготовки несколько снижается. К сожалению, и в этом вопросе нет полной ясности. Так, например, в книге «Детская спортивная медицина» (1980) одни авторы (Р. Е. Мотылянская) считают, что этапов многолетней тренировки не три, а четыре, другие (В. Ф. Шварц) —

Следует упомянуть еще о том, что спортивные травмы у детей встречаются в 2 раза чаще, чем у взрослых. Процент тяжелых травм у детей вырос с 19 (от всех травм) в 1976 г. до 24 в 1982 г. На тренировочных сборах процент травмированных детей составляет 4—4,3. Это грозные цифры [Дембо А. Г., 1983].

Необходимо еще коротко остановится на двух очень важных и сложных вопросах, о которых должен знать любой спортивный врач. Первый касается периода поло­вого созревания, второй — проблемы акселерации. Под половым созреванием следует понимать появление менст­руации у девочек, ломку голоса, появление раститель­ности на лице (усы, борода) и т. п. у мальчиков.

Период полового созревания существенно влияет на темп и уровень физического развития детей. Более ран­нее половое созревание определяет более высокие темпы

физического развития, и наоборот. Это имеет значение в том смысле, что паспортный и биологический возраст у 40% детей в период полового созревания не совпадает.

Все нормативные требования в физической культуре и спорте основаны на паспортном возрасте. Вместе с тем, очевидно, что основное значение имеет возраст биологи­ческий. Это значит, например, что девочка, в 13 лет уже менструирующая, старше своей 14-летней подруги, у ко­торой менструации нет (Подробнее см. Детская спортив­ная медицина, 1980).

Период полового созревания важен не только с ме­дицинской точки зрения, но и с педагогической, ибо это самый трудный для воспитания возраст. Физическая культура и спорт играют особо важную роль в этом пе­риоде. Не случайно сегодня стремятся развертывать спортивную работу с детьми по месту жительства, так как хорошо известна огромная воспитательная роль спорта в работе с так называемыми трудными подрост­ками.

Что же касается акселерации, то врач и тренер, ра­ботающие с детьми, должны ясно себе представлять, что такое акселерация и какое это имеет значение в отноше­нии физической культуры и спорта.

Термин «акселерация» введен в 1935 г. немецким ученым Кохом и означает ускорение роста и индивиду­ального развития ребенка. Факт ускорения роста челове­ка известен давно, однако в последние годы темпы этого ускорения стали настолько выражены, что акселе­рацию стали называть загадкой двадцатого века.

Быстрее происходит и окончание процесса роста: в 18— 20 лет у мальчиков (вместо 20—22 лет) и в 16—18 лет у девочек (вместо 18—20 лет). Соответственно раньше наступает и половое созревание. Детей высокого роста называют акселератами, низкого — ретардантами.

Если в целом явление акселерации следует расценивать | положительно, все же ускорение роста может создавать дисгармонию физического развития и, в частности, отста­вание в развитии внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У каждого 15-го подростка существует разрыв между темпом роста в целом и развитием сердечно-сосудистой системы, не успевающей за ростом организма. Поэтому у акселе­ратов часты жалобы на быструю утомляемость, слабость, сердцебиение и т. п., т. е. имеет место синдром малого сердца.

Читайте также:  Порода померанский шпиц здоровье

Одновременно следует указать, что среди детей аксе­лератов чаще стали встречаться кариес зубов, близору­кость, диабет и некоторые другие заболевания; до 15% подростков страдают гипертонической болезнью, омоло­дился атеросклероз, выявляющийся иногда у 12—14-лет­них детей, онкологические заболевания. Как видно, про­блема акселерации имеет огромное значение для врачей, работающих в области врачебного контроля.

Детский коллектив стал более разнообразен — среди 14-летних детей могут оказаться дети в 11- и в 16-летнем биологическом возрасте и это осложняет задачи как врачей, так и тренеров.

Установлено, что при правильном построении трениро­вочного процесса акселераты быстро прогрессируют в спорте. При этом, однако, надо иметь в виду, что в этот период имеется некоторое снижение выносливости кост-но-мышечной системы. Поэтому существенное место в тренировках должны занимать средства общей физиче­ской подготовки, необходимо очень постепенное, медлен­ное увеличение специальных нагрузок. Существенное значение в решении этих вопросов имеют систематиче­ские врачебно-педагогические наблюдения и регулярные врачебные осмотры.

До сих пор нет ясности в причинах акселерации. Существует много гипотез, однако ни одна из них безого­ворочно принята быть не может. Во всяком случае уже сейчас темпы акселерации замедляются и есть все осно­вания ожидать стабилизации этого процесса.

В целом в отношении занятий физической культурой и спортом детей и подростков можно прийти к следу­ющим выводам.

К занятиям спортом следует допускать только абсо­лютно здоровых детей на основании заключения врача-педиатра, а к занятиям физическими упражнениями — только на основании заключения врача-педиатра о «дозе» физической нагрузки.

Занятия физической культурой и спортом должны проводиться под постоянным врачебным наблюдением специалиста педиатра, знающего особенности возрастных периодов. Углубленное врачебное обследование необхо­димо повторять не реже 2 раз в год, врачебно-педагоги­ческие наблюдения проводить систематически.

Группа занимающихся детей должна быть составлена с учетом биологического возраста с одинаковым уровнем физической подготовки. Тренировочную нагрузку нужно

строго индивидуализировать. Врачебные рекомендации, в том числе режим быта, питания, достаточный отдых меж­ду нагрузками и полноценный 9—10-часовой сон, должны выполняться безоговорочно.

Таковы очень коротко изложенные некоторые основ­ные, принципиальные вопросы врачебного наблюдения за детьми и подростками, которые должен знать любой врач, работающий в области врачебного контроля.

Источник

Контроль за здоровьем детей и подростков, занимающихся спортом
презентация к уроку по физкультуре по теме

Скачать:

Вложение Размер
kontrol_za_zdorovem_detey_i_podrostkov_zanimayushchihsya_sportom.pptx 345.86 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Контроль за здоровьем детей и подростков, занимающихся спортом Выполнили: Иванова Л.К. МОУ СОШ №3 г.Андреаполь Лаврентьева Н.А. МОУ СОШ №3 г. Андреаполь Спиридонова О.В. МБОУ Рунская ООШ Шаронова В.М. МБОУ СОШ№1 п. Редкино Воробьева Н.А. МОУ Кушалинская СОШ Смирнов Н.А. МАОУ СОШ№5 г. Бежецк Петухов В.Н. МОУ Рамешковская СОШ

Актуальность В настоящий момент в нашей стране ощущается недостаток здорового спортивного поколения. От здоровья спортсмена зависит результативность его спортивных показателей. Совокупность средств и методов контроля родителей, тренеров, врачей и самого спортсмена за здоровьем.

Цель и задачи Цель : описать систему организации контроля детей и подростков за состоянием собственного здоровья Задачи : 1) обучить детей методам самоконтроля и самодиагностики самочувствия 2) привлечь родителей к проблеме здоровья детей 3)разработать и подобрать инструментарий для оценки состояния здоровья детей

Медицинский Самоконтроль Контроль Тренерский Родительский

Врачебный контроль Диспансеризация Медосмотры Медицинский контроль на соревнованиях

На основании динамики возрастного развития организма выделяют следующие возрастные группы: Преддошкольная (от 1 года до 3 лет); Дошкольная (от 4 до 6 лет); Младшая школьная (от 7 до 11 лет); Средняя школьная (от 12 до 15 лет); Старшая школьная (от 16 до 18 лет). Возраст до 7 лет считается детским, с 8 до 14 — подростковым, с 15 до 20 — юношеским.

Возраст начальной подготовки в различных видах спорта Возраст, лет Каким видом спорта можно заниматься (начальная подготовка) 7-8 Плавание, гимнастика спортивная 8-9 Фигурное катание на коньках 7-10 Настольный теннис, теннис 9-10 Прыжки в воду, лыжный спорт (прыжки с трамплина и горные виды), прыжки на батуте 9-12 Лыжные гонки 10-11 Художественная гимнастика, бадминтон 10-12 Конькобежный спорт, лыжный спорт (двоеборье), футбол, легкая атлетика, парусный спорт, шахматы и шашки 11-12 Акробатика , баскетбол, волейбол, ручной мяч, водное поло, хоккей с шайбой и мячом, стрельба из лука 12-13 Борьба классическая, вольная, самбо, конный спорт, гребля академическая, стрельба, фехтование 12-14 Бокс 13-14 Велосипедный спорт, гребля на байдарках и каноэ 14-15 Тяжелая атлетика

Тренерский контроль Осуществление индивидуального контроля за внешними признаками самочувствия ребенка Подбор индивидуальной нагрузки Оказание помощи в ведении дневника самоконтроля

При занятиях спортом детей и подростков должны соблюдаться следующие условия : 1. Систематический врачебный контроль с учетом возрастных особенностей. Дети, подростки, юноши и девушки, занимающиеся спортом, должны проходить медицинский осмотр не менее 2 раз в год. 2. Строгое выполнение преподавателем (тренером) врачебных рекомендаций. 3. Допуск к занятиям спортом только абсолютно здоровых детей, в том числе не имеющих очагов хронической инфекции. 4. Деление занимающихся на группы, однородные по биологическому возрасту и уровню подготовленности; обязательная индивидуализация нагрузок. 5. Строгое соблюдение режима (быта, питания), достаточный отдых между нагрузками (юные спортсмены должны спать не менее 9-10ч в сутки), в период экзаменов резкое уменьшение физических нагрузок. 6. Обязательное соблюдение регулярности и постепенности в увеличении нагрузок. Специализация юных спортсменов должна строиться на базе широкой общей физической подготовки. 7. Недопустимы перенос особенностей режима и методики тренировки взрослых спортсменов в практику работы с подростками, юношами и девушками (запрещена узкоспециализированная подготовка без достаточного применения общеразвивающих упражнений), частое использование максимальных (предельных) нагрузок, проведение тренировок с высокой интенсивностью и большим объемом нагрузок .

Для оценки функционального состояния юных спортсменов применяются различные пробы. Для 7-10-летних применяется проба с 20 приседаниями или 60 подскоками, выполняемыми за 30 секунд. У более старших и систематически тренирующихся юных спортсменов используются пробы с 15-секундным бегом на месте в максимальном темпе и 1-2-минутным бегом на месте в темпе 180 шагов в 1 минуту, а также проба Летунова, подъемы на ступеньку определенной высоты, велоэргометрические нагрузки и др.

Группы Высота ступеньки, см Длительность восхождения, мин Количество восхождений в мин. Мальчики и девочки младше 8 лет 35 2 30 Мальчики и девочки 8-12 лет 35 3 30 Девушки 12-18 лет 40 4 30 Юноши 12-18 лет 50 4 30 Таблица «Высота ступеньки, длительность и темп восхождения для детей, подростков и юношей (девушек) в Гарвардском степ-тесте»

Родительский контроль К спортивной тренировке должны допускаться только абсолютно здоровые дети. При отклонениях в состоянии здоровья, ограничивать или исключать занятия спортом, связанные с интенсивной тренировкой. Особо внимательно необходимо выявлять у детей и подростков очаги хронической инфекции. Следить за качеством и регулярностью питания. Соблюдение ребенком режима дня.

Самоконтроль юных спортсменов Знания и умения по самодиагностике Ведение и анализ дневника самоконтроля здоровья Принятие адекватных мер при получении результатов самодиагностики

Дневник самоконтроля Показатели Дни месяца 1 2 3 4 ………. 31 Самочувствие и настроение Аппетит Сон Работоспособность Частота пульса в минуту: а) до занятия б) после занятий Частота дыхания в минуту: а) до занятий б) после занятий Вес

Заключение Чтобы правильно построить занятия физическими упражнениями и спортом для детей и подростков, необходимо знать биологические возрастные особенности организма. В спортивной медицине на основе возрастных и половых анатомо-физиологических особенностей разработаны определенные требования и рекомендации по построению учебно-тренировочного процесса с тем или иным контингентом занимающихся. Для того чтобы правильно использовать физические упражнения, преподаватель (тренер) должен знать и применять эти требования и рекомендации. В зависимости от возрастных и половых особенностей занимающихся физической культурой и спортом имеются некоторые различия в проведении медицинских исследований и оценке их результатов, о чем также должен руководствоваться преподаватель (тренер).

Ожидаемые результаты Умение юным спортсменом вести дневник самоконтроля, используя методы самодиагностики Осуществление родителями контроля за здоровьем детей и соблюдением режима дня Умение своевременно оценивать свое физическое состояние.

Список литературы Карпман В.Л. Спортивная медицина – М: Физкультура и спорт. 1980г. Демин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК и спортом. – СПб.;1999г. Белов В.И.Энциклопедия здоровья.- М.; 1993г. Хрущев С.В. Врачебный контроль за детьми занимающихся спортом. – М; 1998г. Интернет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе, сделана попытка выявить причины резкого, катастрофического падения интереса детей к физической культуре и спорту, подвижным играм, вообще к активным формам отдыха.

Презентация раскрывает понятие «психическое здоровье», факторы влияющие на психическое здоровье, распространённость и типы психических расстройств, признаки поведения ребёнка на которые необходимо обр.

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро.

В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья.

Главная цель разработки – вооружить педагогов идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными пробле.

Ф79 Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: коллективная научная монография; [под ред. Т.Н. Ле-ван]. — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — 176 с.В коллективной науч.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма.

Источник

Adblock
detector