Показатели здоровья школьников
Подростковый возраст является стадией жизни, имеющей высочайший потенциал для интеллектуального и физического развития, в течение которой продолжается формирование пожизненных социальных навыков, включая навыки, связанные со здоровьем. Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Примерно до 10 лет мальчики и девочки развиваются одинаково. Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается с 10―12 лет, у мальчиков — с 12―14, поэтому с 10 лет девочки обгоняют в росте мальчиков. После завершения процесса полового созревания темп роста девочек резко замедляется. К 15―16 годам он достигает максимума и далее почти не увеличивается. Мальчики в 12―14 лет продолжают усиленно расти. К 15―16 годам рост их, как правило, выше, чем у девочек, а продолжается этот процесс до 18―20 лет. Таким же закономерностям подвержена и динамика массы тела: до 11 лет масса тела девочек и мальчиков мало различается, но уже в 11―14 лет масса тела девочек превышает массу тела мальчиков, а после 14―15 лет наблюдается обратное соотношение. К 16 годам масса тела мальчиков превышает массу тела их ровесниц.
К 16— 17 годам полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Однако, некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относятся как внешние факторы (неблагоприятное внутриутробное развитие; социальные условия; нерациональное питание; малоподвижный образ жизни; режим труда и отдыха; экологичесие факторы), так и внутренние (наследственность; наличие заболеваний).
Физическое развитие — это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.
Основы современных антропометрических (antropos-человек, metria-измерение) методов исследования заложены ещё в прошлом веке, Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.
В настоящее время оценка физического развития строится на сравнении индивидуальных показателей со средними для данной группы стандартами.
К сожалению, пока не существует единого критерия, по которому определялся бы уровень зрелости и физического развития, но во всех возрастах ведущим признаком считается величина антропометрических показателей — длины и массы тела, окружности груди, длинноты (длина ноги и руки). Известно, что физическое развитие при разных условиях определяет уровень физической работоспособности. Соблюдение правильного гигиенического режима дня, тесно связано с показателями физической работоспособности и состоянием здоровья. На здоровье учащихся существенное влияние оказывает состояние двигательной активности, прогулки на свежем воздухе, правильный режим питания.
Исследования по изучению состояния здоровья учащихся и студентов свидетельствуют о более частых и глубоких отклонениях у них состояния здоровья по мере увеличения учебной нагрузки, нарушения режима дня. Особенности современных условий жизни, быстрый темп развития техники, модернизация учебных и трудовых процессов, рост информации и интеллектуализации труда представляют организму детей высокие требования. Изменчивость функциональных систем растущего организма способствует быстрой адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды. Как известные отклонения в состоянии здоровья учащихся достаточно высокие. Таким образом, для оценки состояния здоровья немаловажную роль играет физическое развитие.
Отклонение в его уровне могут скрывать под собой различного рода заболевания.
Недооценка этих отклонений может сказаться в последующие годы при будущей профессиональной деятельности и трудовой деятельности. Современное выявление отклонений в физическом развитии и их устранение повышают уровень здоровья учащихся.
Проблема здоровья подростков всегда является ключевой для любой страны, и слова Ф. И. Достоевского «ибо из подростков создаются поколения» являются яркой иллюстрацией этого утверждения. Проводимая государственная политика, непосредственно влияющая на защиту здоровья подрастающего поколения, не приносит необходимого эффекта, и социальные портреты молодых людей выглядят малопривлекательно. В настоящий момент времени на основе анализа различных показателей здоровья (медицинских, демографических, социологических) представлены негативные тенденции здоровья российских подростков. Так, у многих отмечается недостаточное физическое развитие, как правило, это узкогрудый, с дефицитом веса, низкорослый молодой человек. Как известно, здоровье всех поколений формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем органов, как взрослых, так и детей, зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.
О том, что современная молодежь становится все слабее, что ее представители хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях. В нашей стране это обычно объясняется гиподинамией, недостаточным вниманием к физкультуре в школе и детском саду, нарушением режима дня и питания.
Определение физического развития проводится общепринятыми методами физиометрии, для чего измеряют длину тела, массу тела. Для измерения массы тела используются весы, для определения роста – ростомер. Так как учащиеся проходили медицинскую комиссию, на которой измерялись рост и вес, то для данной исследовательской работы были использованы физические показатели ребят, когда они обучались в пятом и девятом классе. В 11 классе измерения проводились в кабинете медицинского работника Калабиной Т. А.
Исследования проводились в МОУ СОШ №3 в кабинете медицинского работника Калабиной Татьяны Андреевны.
Для исследования физических показателей здоровья были использованы антропометрические данные, как измеренные в кабинете, так и занесённые в амбулаторные карточки учащихся.
1. Показатели физического здоровья у 90% учащихся одиннадцатых классов соответствует антропометрическим стандартам.
2. Среди учеников у 5 % (двух учащихся) наблюдаются низкие показатели веса, причем данный показатель встречается только у юношей.
3. Среди учеников у 5 % (двух учащихся) наблюдаются повышенные весовые показатели ( у одного юноши и одной девушки).
4. У юношей, как в пятом, так и в девятом классе не наблюдается превышение веса.
5. Показатели данной группы испытуемых в пятом, девятом и одиннадцатом классах имеют отличия, которые в основном проявляются в уменьшении количества детей, имеющих как повышенные, так и пониженные показатели веса.
6. Юноши растут в течение всех лет обучения. У шести девушек рост прекратился после девятого класса (что составляет 25 % девушек).
Подводя итоги проделанной мною работы, я считаю, что поставленная мною цель работы и задачи выполнены. Изучив антропометрические показатели учащихся одиннадцатых классов, я пришёл к выводу, что большинство ребят к одиннадцатому классу имеет стандартные антропометрические показатели физического развития. Процентное соотношение повышенных показателей веса среди девушек в течение времени уменьшилось, что можно объяснить правильным физическим развитием данной категории учащихся. Недостаточные показатели веса в пятом и девятом классах, скорее всего связаны с формированием костно – мышечной системы, которая у некоторых ребят ещё не достигла полностью своего развития. Данная система органов в основном завершила свой рост к одиннадцатому классу у основной массы ребят. Хотя у двух юношей она ещё полностью не сформировалась.
Проблема здоровья подростка остаётся актуальной в настоящее время. Я исследовал лишь одну параллель учащихся. Судя по результатам, большинство ребят имеют гармоничное физическое развитие к юношескому возрасту. Это, конечно, радует. Но преждевременные выводы делать нельзя, исходя только из росто – эти показатели весовых соотношений. В дальнейшем я продолжу данную форму исследовательской работы. Для изучения физического развития учащихся и другие показатели общего состояния здоровья. Информация по 5-м и 9-м классам была рассказана учащимся на классных часах в прошлом учебном году. Результаты одиннадцатых классов будут также донесены до учащихся и их родителей в приемлемой для них форме. Такой формой работы может быть классный час, родительское собрание.
Источник
Показатели состояния и уровня здоровья обучающихся
ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
,
Учитель английского языка
МОУ СОШ с. ЗАМАРТЫНЬЯ
Добровского района
Липецкой области
Проблема здоровья является одной из основных проблем в настоящее время. Все чаще приходят на ум слова о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто».
О неблагополучии в сфере образования знали и говорили давно, но в последнее время проблема стоит особенно остро. Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, свободное время все чаще используется для просмотра видеофильмов и компьютерным играм. О росте числа курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится – раньше это не носило массового характера. Современная школа не может рассчитывать ни на помощь семьи, ни на систему государственного здравоохранения. Единственное, что немного успокаивает, это то, что в стране появились национальные проекты: «Здравоохранение», «Образование»
Ответственность за то, что лишь около 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого до выпускного класса их здоровье значительно ухудшается, в значительной мере ложится на школу. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Но процесс этот идет пока недопустимо медленно. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников – это закладка фундамента благополучия следующих поколений.
Сейчас проблема сконцентрировалась именно на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможностях организовать качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их здоровья.
Главное, что обрела наша школа за последние годы и что дает основание для оптимизма в этой области — стремление к перестройке своей работы с учетом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного решения;
2. Признание педагогами школы своей ответственности за неблагополучное состояние здоровья школьников;
3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями;
4. Реализация полученной теоретической подготовки на практике в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Одним из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье ребенка, проявляющимся на видимом и учителю, и родителям уровне – утрата интереса к учебе – прекрасный индикатор ее влияния на здоровье школьников, используемый в здоровьесберегающих технологиях.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.
Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально – нравственный уровень населения зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.
По данным министерства здравоохранения 60 % учащихся страдают теми или иными хроническими заболеваниями, часто несколькими. Подтверждением тому являются следующие статистические данные о состоянии здоровья учащихся нашей школы на уч. год.
Всего учащихся в школе – 110
Стоят на «Д» учёте – 61 ученик
Группы здоровья учащихся на уч. год.
В основном дети уже больными приходят в школу. В этом году из 9 первоклассников 6 учеников пришли в школу с целым букетом болезней: панкреатит, ЧБД, гидроцефалия, плоскостопие, ВСД, сколиоз, псориаз, гастрит.
В условиях современной организации образовательного процесса необходимо каждому из нас, преподавателей, реализовывать индивидуальный подход к детям в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.
Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. Игнорировать этот факт – неправильная позиция педагога. Забота о здоровье учащихся – определяется следующими причинами:
Во–первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их контролем. Именно в школе под контролем учителей школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Во–вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся – желательных и нежелательных осуществляется именно педагогами в стенах образовательного учреждения
В–третьих, как уже отмечалось, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача школы иная – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т. е. профилактическая. Поэтому главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательном учреждении, — педагог.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимыми знаниями для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
Комплексный подход – основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное, согласованное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ. Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе – одна из важнейших задач здоровьесберегающих технологий. Нет необходимости подробно доказывать, что учебная деятельность в условиях недостаточной и неправильной освещенности рабочего места приводит к прогрессивному ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно – психического напряжения, утомляемости.
Задача учителя – следить, чтобы все светильники в классе горели и требовать замены перегоревших ламп. От температуры в помещении и других характеристик воздуха, который окружает человека, во многом зависит работоспособность, темп нарастания утомления. Воздух классных комнат во время проведения занятий изменяет свои физические, химические и биологические качества. Поэтому на каждой перемене учителю необходимо проводить интенсивное (сквозное) проветривание в отсутствие детей и напоминать про влажные уборки.
Удачный подбор краски стен, потолков, школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность. Существуют общие психологические закономерности влияния цвета на человека.
Цвета синий, голубой действуют успокаивающе, красный, оранжевый — наоборот, возбуждающе, а зеленый, желтый воздействуют на психику положительно, повышают трудоспособность. Белый цвет отражает до 80 % света, но лишен эмоционального воздействия.
В нашей школе учитываются эти особенности. Учителя стремятся к созданию деловой атмосферы в классах, способствующей сосредоточенной работе.
Интенсивная учебная деятельность связана с умственными и физическими нагрузками, затратами энергии, восполнение расхода который связан с получением пищи. Большое значение о рационе питания детей и подростков имеют белки животного происхождения. Они должны составлять не менее 50 % общего количества белка, а при повышенной нагрузке 60 % . В нашей школе все ученики получают горячие бесплатные обеды на сумму 9 рублей, а 86 детей 1-9 классов из 110 получают дополнительный полдник на сумму 17 рублей.
Особые требования предъявляются и к школьной мебели. Они должны способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его физиологическим особенностям.
Главное внимание справедливо уделяется рационально составленному расписанию учебных занятий.
Оно должно быть удобным для детей, а не для преподавателей. И обязательно учитывается сложность предметов по следующей шкале трудности предметов для классов.
Источник