Потеря слуха
Бетховен начал терять слух около 1796 года. Он страдал тяжелой формой тинита, «звон» в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, на более поздней стадии болезни он избегал и обычных разговоров. Причина глухоты Бетховена неизвестна, высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, аутоиммунные расстройства (такие, как системная красная волчанка), и даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть. Объяснением, основанным на результатах посмертного исследования, является воспаление внутреннего уха, которое со временем усугубляло глухоту. Из-за высокой концентрации свинца обнаруженной в пробах волос Бетховена, эта гипотеза была обстоятельно проанализирована. Хотя вероятность отравления свинцом, очень высока, глухота связанная с ним, редко принимает форму, которая отмечена у Бетховена.
Еще в 1801 году Бетховен описывал друзьям свои симптомы и трудности, с которыми он сталкивается как в профессиональной, так и в обычной жизни (хотя вполне вероятно, близким друзьям, уже было известно о его проблемах). С апреля по октябрь 1802 года Бетховен, по совету его врача, провел в небольшом городке Гейлигенштадт (Heiligenstadt) недалеко от Вены, пытаясь улучшить свое состояние. Однако лечение не помогло, и результатом подавленного состояния Бетховена стало письмо, известное как Гейлигенштадтское завещание (Оригинальный текст, Дом Бетховена в Гейлигенштадте), в котором он заявляет о своем решении по-прежнему жить для и с помощью своего искусства. Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он должен быть обернуться, чтобы увидеть бурные аплодисменты зрителей; ничего не слыша, он плакал. Потеря слуха не мешала Бетховену сочинять музыку, однако, ему становилось все труднее выступать с концертами — что было важным источником его дохода. После неудачной попытки исполнения своего фортепианного концерта № 5 («Император») в 1811 году, он никогда больше не выступал публично.
Слуховые трубки Бетховена из собрания Beethoven-Haus, Бонн
Большая коллекция слуховых трубок Бетховена находится в доме-музее Бетховена в Бонне. Несмотря на очевидное ухудшение слуха, Карл Черни отмечал, что Бетховен мог слышать речь и музыку до 1812 года. В 1814 году, однако, Бетховен был уже почти полностью глухим.
Одним из результатов глухоты Бетховена стал уникальный исторический материал: его разговорные тетради. Бетховен использовал их для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Он отвечал на письменные реплики или устно, или также вписывая ответы в тетрадь. Тетради содержат споры о музыке и по другим вопросам, позволяют получить представление о его личности, взглядах и отношении к искусству. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений. К сожалению, 264 из 400 тетрадей были уничтожены (а оставшиеся отредактированы) после смерти Бетховена Антоном Шиндлером, который стремился сохранить идеализированный портрет композитора.
Источник
Как глухой Бетховен смог стать одним из величайших композиторов, и почему от так и не женился
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени.»
(Людвиг ван Бетховен)
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) не просто величайший композитор. Он, без всяческих сомнений, один из героев нового времени. У каждой эпохи свои герои. Времена античности ознаменовались такими фигурами, как Александр Македонский, Юлий Цезарь и другими великими личностями. Пришли новые времена для Европы и с ними новые герои. Политики, военачальники, полководцы потеряли актуальность. Образцами новых героических качеств, созвучных наступившей эпохе, становились иные значительные люди. Одним из которых и стал блистательный композитор, обладатель дара воистину божественного.
Принято считать, что у Людвига было тяжёлое беспросветное детство, что он был несчастным, глухим чуть ли не от рождения, одиноким и нищим. Конечно, гений обязан быть убог, иначе человечество не желает признавать его гениальность. Но это было не совсем правдой. Точнее, во многом это ложь.
Жестокий отец и несчастное детство
Будущий гений родился в музыкальной семье. Его отец, Иоганн ван Бетховен был довольно талантливым певцом-тенором. Уважаемым настолько, что его приглашали почтенные состоятельные люди обучать их детей музыке. Часто отца Бетховена совершенно несправедливо изображают опустившимся неудачником, пьяницей и деспотом.
Иоганн был авторитарен. Он действительно желал воспитать из Людвига второго Моцарта. Но всё дело в том, что мальчик был способным к музыке и отец это видел. Иначе никакие принудительные многочасовые занятия не помогли бы Людвигу стать впоследствии великим композитором. Правда именно композиторский талант сына Иоганн рассмотрел не сразу. В этом ему помог учитель Людвига, Кристиан Готлоб Нефе, который обучал мальчика музыкальной грамоте.
Именно Нефе первым заметил, что мальчик не просто второй Моцарт, в нём кроется настоящий музыкальный гений композитора. Он сказал об этом отцу мальчика и первым познакомил общественность с музыкой Людвига. Публика была в восторге от музыки юного Бетховена, которому на тот момент было всего двенадцать.
К сожалению, в 1787 году умерла мать Людвига и любимая жена Иоганна, Мария-Магдалина. После этого отец композитора сломался. Он стал пить, постепенно опустился и Людвигу пришлось содержать его и своих братьев. Но отец всегда безмерно гордился сыном-композитором.
Глухой от рождения композитор
Бетховен не был глухим всегда, как многие считают. Он стал постепенно терять слух примерно с двадцати шести лет. Полностью он оглох к сорока четырём, до этого он с трудом, но различал звуки. Бетховен пользовался специальной слуховой трубой. Она была довольно громоздкой, что делало ношение её с собой чрезвычайно неудобным.
Когда композитор начал терять слух и понял, что это неизлечимо и что его ждёт в итоге, он был просто в отчаянии. Людвиг очень боялся, что о его глухоте узнают, стал отказываться играть и дирижировать. Он даже подумывал о самоубийстве. Он без конца вопрошал Бога за что ему дано такое жестокое испытание. Но в процессе он смирился и научился с этим жить. Бетховен начал писать в специальных, как он говорил, разговорных тетрадях, которые стали его жизнеописанием.
Самое главное, что не произошло то, чего композитор так боялся: да, он не слышал звуков, но музыка не покинула его. Она звучала в его голове постоянно. Он творил, зажимая в зубах один конец карандаша, а другой упирал в корпус рояля. Так композитор ощущал вибрации. Самые потрясающие свои произведения он написал именно в период, когда стремительно терял слух. Так что у Бога свои планы на нас, которые мы часто не можем постичь, но это всегда лучшее.
Одинокий и несчастный
Бетховен никогда не был женат, но он не был одинок. Он часто увлекался, как настоящая высокотворческая личность. Романы просто заканчивались всегда неудачно. По слухам Людвиг был робок с женщинами и пуританин до мозга костей. Он не мог позволить себе вольностей с дамой. Замужние дамы были для него всегда однозначным табу. С некоторыми ему не везло. Ведь очень часто дамы видели в нём лишь средство для достижения своих корыстных целей. И вдоволь наигравшись с чувствами многообещающего гения, выскакивали замуж за приземлённого богатея.
Искренние взаимные чувства с Терезой Брунсвик, с которой Бетховен был тайно помолвлен, тоже закончились ничем. Несмотря на чувства, пара рассталась по неизвестным причинам. Многие историки склонны считать знаменитое письмо Бетховена к некой «бессмертной возлюбленной» адресованным именно Терезе. Но точных подтверждений этому нет. А может оно вообще обращено не к какой-то женщине, а подлинной вечной возлюбленной великого композитора — Музыке?
С Людвигом всегда были рядом друзья, знакомые, родственники. Он даже иногда уезжал из Вены, где он жил, за город, чтобы побыть одному и заняться тем, что любил больше самой жизни — своей музыкой. Когда он хотел поработать в одиночестве, то писал, чтоб никто его не посещал, что он занят и ему никто сейчас не нужен.
Одиночество великого мастера было скорее моральным. Его часто не понимали. Иногда не могли оценить в полной мере произведения Бетховена из-за их сложности. Композитор прекрасно понимал, что многие его произведения не для масс, публика их не поймёт. Он писал музыку для себя. Часто упоминают о том, как на подобный упрёк Бетховен прямо ответил Шиндлеру: «Как Вам, с Вашей заурядностью, понять нечто незаурядное?»
В своих письмах и записях, в отличие от того же Моцарта, который всегда писал слово la musique по-французски, Бетховен пишет — die Kunst («искусство» по-немецки). Для Бетховена музыка была божественным и священным искусством. Один из самых знаменитых портретов композитора, кисти Виллиброрда Мэлера, изображает его в роли Орфея.
Нищий гений
Бетховен никогда не был особенно богат. Только это не потому что ничего не зарабатывал. Просто композитора мало интересовали различные бытовые блага. Бетховен всегда мог помочь друзьям деньгами, если они в них нуждались. Людвиг написал однажды: «Представь только, вдруг кто-то из моих друзей нуждается, а у меня нет денег, и я не могу помочь ему сразу же, не беда, мне стоит только сесть за стол, взяться за работу, и очень скоро я помогу другу выбраться из нужды… Это просто замечательно. Так вот, я решил, что пусть моё искусство служит ко благу бедняков».
Свою не весьма благополучную семью Людвиг содержал на свои деньги до самой своей смерти. Бетховен даже оставил в наследство своему непутёвому племяннику Карлу, которого очень любил, привилегированные акции Австрийского национального банка. Хотя сам, как говорят, умер на постели с клопами. Вопреки распространённому мнению жилище композитора совсем не было таким убогим. Это была роскошная квартира, которую до него занимал генерал австрийской армии.
Послание Бетховена ко всему человечеству
Композитор жил в неспокойный исторический период. Мир наполняло насилие, войны, голод разруха. Впрочем, а когда мир это не наполняло? В этой, казалось бы, беспросветной мгле жизни, Людвиг ван Бетховен был тем, кто явил людям свет в царстве тьмы. Победив свои страдания, он показывает людям, что нельзя сдаваться под давлением жизненных обстоятельств. Нельзя оправдываться тем, что мир лежит во зле. Бетховен говорил, что не знает иного признака величия, как доброта.
Лучше всего свои взгляды и принципы композитор выражал в своей музыке. Произведения, которые он смог создать тогда, когда перестал слышать, очаровывают, оказывают на слушателя гипнотическое действие. Они пьянят, Бетховен заявляет: «Я — Вакх, который выжимает сладостный сок винограда для человечества. Это я дарую людям божественное исступление духа».
Задумку произведения, которое стало бессмертным шедевром и визитной карточкой великого композитора, он вынашивал больше двух десятков лет. Пробой к нему стала Девятая симфония. Бетховен примерялся, использовал разные музыкальные формы. Изначально бессмертная «Ода к радости» должна была украсить десятую или одиннадцатую симфонии (композитор говорил, что написал их, но рукописи не нашли). Но всё же он включил её в девятую симфонию.
Впервые «Ода к радости» прозвучала вместе с Девятой симфонией в 1824 году. Очевидцы рассказывали, что после того, как музыка отзвучала, композитор стоял спиной к залу. Одна певица обратила на это внимание и развернула его. Аплодисменты пришедшей в состояние неистового восторга публики прозвучали целых пять раз. При этом, согласно этикету, даже венценосным особам принято было рукоплескать лишь трижды. Овации удалось прервать только с помощью полиции. Композитор был потрясён настолько, что потерял сознание и не приходил в него до вечера следующего дня.
На партитуре девятой симфонии Людвиг ван Бетховен написал:
«Жизнь есть трагедия.
Ура!»
Смерть героя и триумф жизни
Когда композитор скончался, проводить его в последний путь пришло огромное количество людей. Самый лучший австрийский актёр произнёс посмертную речь, а лучший поэт Австрии, Франц Грильпарцер, написал некролог. День рождения Бетховена и день его смерти стали отмечать грандиозными концертами. В его честь написано множество пьес, стихов, книг.
Современники композитора прекрасно знали, что он гениален, что он не такой как все, что он очень особенный человек. Сейчас личность Бетховена является иконой для музыкантов разных стилей и направлений. Пусть сам он умер, но музыка его будет жить вечно, вдохновляя собой целые поколения.
«Подлинный художник лишён тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.»
(Людвиг ван Бетховен)
Подробнее о личной жизни великого композитора, прочтите в нашей статье безответная любовь Людвига ван Бетховена.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Композитор, сочинивший «Лунную сонату»: причина смерти Бетховена
Всю жизнь Бетховена мучили проблемы со здоровьем. Он страдал от сильных болей в желудке, подагры, анорексии и глухоты, вызванной неизвестной болезнью. Неустроенная личная жизнь и тяжелое финансовое положение также сыграли свою роль в трагическом развитии событий: в возрасте 56-ти лет (26 марта 1827) Бетховен умер, по предположениям медиков, от разрушения печени, вследствие отравления цинком, который содержался в лечебной мази.
На протяжении всей жизни композитор имел серьезные проблемы со здоровьем. Сильные боли в желудке и диарея преследовали его с 18-ти лет, а уже в 26 молодой человек столкнулся с потерей слуха: сначала он стал слышать звон и шум в ушах, а после полностью потерял способность слышать звуки. Смерть Бетховена наступила 26 марта 1827 года.
Дата и причины смерти
Современные медики, пытаясь определить причину заболевания, выдвигают разные гипотезы. Наиболее популярна версия о воспалении среднего уха, которое композитор получил из-за многолетней привычки окунать голову в чан с холодной водой, чтобы взбодриться. Некоторые врачи считают, что причиной глухоты могло стать редкое заболевание – болезнь Меньера, отосклероз или осложнения после перенесенного сифилиса.
Среди наиболее серьезных заболеваний Бетховена – подагра и анорексия. Теряя слух, музыкант впадал в депрессивные состояния. Чтобы облегчить горе, он начал пить.
В марте 1827 года состояние композитора ухудшилось: у него началась желтуха, сопровождаемая сильными болями в желудке и тошнотой. На фоне болезни у Бетховена начался асцит – водянка живота. Для облегчения симптомов, врач назначил несколько пункций для выведения жидкости, которые привели к абсцессу.
24 марта Бетховен подписал свое завещание, согласно которому все имущество композитора после смерти переходило к его любимому племяннику Карлу. Смерть наступила 26 марта.
Мнения о последних словах маэстро различаются. В одном из источников указано, что в ответ на сообщение о подарке из 12-ти бутылок вина, композитор сказал «Жаль, жаль, слишком поздно». Согласно другой версии, последними словами была фраза «Я вновь буду слышать на небесах». В день смерти одного из самых выдающихся музыкантов мира на Вену обрушилась гроза.
Рисунок 1. На смертном одре
Чтобы поставить точный диагноз, на следующий день тело Бетховена было отправлено на вскрытие. Врачи обнаружили сильное повреждение печени – цирроз, который стал причиной появления водянки. Остальные внутренние органы также были в плохом состоянии.
Согласно самой популярной версии о смерти композитора, выдвинутой после исследования волос Бетховена современными врачами, он умер от отравления свинцом: концентрация металла в тканях превышала нормальное значение в 100 раз. Некоторые считают, что причиной отравления могло стать некорректное лечение. Доктор Ваврух прикладывал к гноящимся ранам на животе повязки со свинцовой мазью. Скорее всего, это было сделано непреднамеренно. Доктор мог не знать, что у Бетховена больная печень.
Свинец также мог попасть в организм из неочищенной питьевой воды, поступающей из металлических канализационных труб, а также дешевого вина, которое часто подслащивали ацетатом свинца.
28 марта с лица умершего был снят слепок, впоследствии отлитый в посмертную маску скульптором Йозефом Данхаузером.
Похороны Бетховена
Прощание с Бетховеном состоялось 29 марта 1827 года. Во время церемонии звучал Реквием Луиджи Керубини – эта музыка очень нравилась покойному. Тело поместили в гроб с венком из белых роз на голове и восковым крестом и лилией в руках. Проводить музыканта пришло почти 20 000 человек. Австрийский поэт Грильпарцер прочитал речь.
Спустя некоторое время, тело композитора было эксгумировано и перенесено на Центральое кладбище Вены.
Краткая биография
Людвиг ван Бетховен был музыкантом в третьем поколении: его дед был придворным капельмейстером – дирижером оркестра. В обязанности капельмейстера входило не только руководство музыкантами, но и сочинение музыки для торжественных мероприятий. Вообще же, по мнению исследователей, род Бетховеных происходил от фландрийских фермеров.
Детство и юность
Сын Бетховена-старшего, Иоганн, имел выдающиеся музыкальные способности, пел в хоре и давал уроки игры на рояле и скрипке. Семья Иоганна жила небогато из-за его пристрастия к алкоголю, поэтому после смерти Бетховена-старшего, занимавшего высокое положение в обществе, в материальном плане пришлось трудно. Помимо Людвига (родился 16.12.1770), в семье было еще два сына – Каспар Карл и Иоганн.
Рисунок 2. Бетховен в молодости, портрет работы Йозефа Мэлера, 1804 год
Отец разглядел способности старшего сына к музыке еще в раннем детстве, поэтому решил сделать из него второго Моцарта, определив, что это поможет улучшить финансовую ситуацию. Людвигу пришлось бросить школу, чтобы усердно заниматься музыкой: отец запрещал ему даже играть с детьми. У Людвига было множество учителей, но самым выдающимся из них был Кристиан Нефе – известный пианист и органист.
Интересный факт из жизни музыканта: имея очень высокий интеллект, Бетховен за всю жизнь так и не научился делить и умножать, однако прекрасно разбирался в литературе и владел несколькими языками.
Нефе познакомил мальчика с произведениями Баха и Генделя и стал свидетелем первых авторских проб Бетховена, которые подвергал строгой критике. После ухода в отпуск, Нефе порекомендовал на свою должность придворного органиста маленького Людвига.
В возрасте 16-ти лет Бетховен поехал в Вену из родного Бонна, где, по мнению некоторых биографов, хотел брать уроки у Моцарта, однако точно неизвестно удалось ли им встретиться. Узнав, что мать тяжело больна, юноша вернулся домой и вскоре она умерла. Отец стал пить еще сильнее, поэтому юному музыканту пришлось взять на себя заботу о двух маленьких братьях.
В 1792 года Бетховен уезжает в Вену, чтобы учиться у Гайдна. К тому времени один из братьев стал учителем музыки, а другой – аптекарем. Отец музыканта умер вскоре после его отъезда.
Годы расцвета
В Вене сильное влияние на композитора оказала музыкальная среда города того времени и высшее общество, где он сразу получил репутацию виртуозного пианиста, но человека резкого и беспардонного. Несмотря на выходки Бетховена, он достиг большого успеха среди современников: был вхож в самые лучшие дома и имел возможность издавать свои сочинения – Первую и Вторую Симфонии, балет «Творения Прометея» и многие другие. Несмотря на желание состояться в качестве композитора, публика поначалу больше ценила в нем талантливого исполнителя.
В 26 лет Бетховен столкнулся с первыми проблемами со слухом. Он скрывал свое горе даже от самых близких людей из своего окружения, а его странное поведение списывали на эпатажный характер. Душевные терзания композитора были так сильны, что он хотел покончить с собой.
Понимая, что нарастающая глухота постепенно полностью лишит его слуха, он стал работать с удвоенной силой, создав множество гениальных произведений. Этот непростой период помог музыканту добиться признания: слава его фортепианных сонат (самая известная из них – «Патетическая»), квартетов и септетов разнеслась далеко за пределы Вены.
Рисунок 3. Бетховен в рассвете своей карьеры, картина Карла Штилера
Успех и последние годы
В 1811 году Бетховен предпринял последнюю попытку самостоятельно исполнить Концерт для фортепиано с оркестром №5, над которым работал с 1809 года, но потерпел неудачу – он практически не слышал оркестр. Поэтому концерт исполнил его ученик – Карл Черни. Композитор появился на сцене в последний раз во время премьеры Симфонии №9, посвященной королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III. Он лишь задавал нужный темп в начале каждой части действующему капельмейстеру.
Симфония произвела на публику сильное впечатление: поскольку Бетховен не мог слышать аплодисменты, слушатели бросали в воздух шляпы, чтобы выразить свое восхищение его талантом.
Отказ от публичных выступлений сильно отразился на финансовом положении композитора. Доход от изданий был таким ничтожным, что он неделями не мог выйти из дома, поскольку не имел целой пары обуви. Иногда он писал музыку для аристократии, которая щедро оплачивалась.
В 1822 году три струнных квартета заказал поклонник композитора – русский князь Николай Голицын. В России музыку маэстро всегда любили, известно, что почитателем ее был В. И. Ленин.
После нового заказа у Бетховена как будто открылось второе дыхание: он с удвоенной силой взялся за работу, хотя в последние годы болезнь и трудности в семье сильно подкосили моральные и физические силы композитора – он сильно переживал и часто плакал.
Всего один из величайших музыкальных гениев создал:
- девять симфоний;
- пять концертов для фортепиано с оркестром и один скрипичный;
- одну оперу;
- две мессы.
Также композитор создал более 30 фортепианных сонат, 16 струнных квартетов и множество других ансамблей.
Друзья и знакомые
После переезда Бетховена в Вену, столкновение интересов между строптивым учеником и уже известным Гайдном переросло в противостояние двух композиторов. Бетховена возмущало, как мало времени может ему посвятить великий, но постоянно занятой учитель, а его критика сильно ранила. Хотя музыкант на всю жизнь сохранил восхищение Гайдном как композитором, он всегда отмечал, что тот ничему не смог его научить. Лично выбранным им наставником стал Антонио Сальери.
В 1809 году Бетховен взялся за создание музыки к драме «Эгмонт» Гете. Композитор восхищался творчеством мыслителя до случая в Теплице, где жил Гете. Во время прогулки, они встретили императора Франца в окружении вельмож и свиты. Гете склонился в почтенном поклоне, Бетховен же, осуждавший власть при каждом удобном случае, лишь слегка коснулся шляпы. Позже он сказал о поэте: «Я ожидал встретить царя поэтов, а встретил поэта царей».
Рисунок 4. Случай с Гете
Одним из самых выдающихся учеников Бетховена стал Карл Черни – он начал брать уроки игры на пианино еще в девятилетнем возрасте, а в 14 лет уже получил от маэстро рекомендательное письмо. В письме говорилось, что, несмотря на небольшой возраст, юноша достиг значительных успехов в игре на инструменте. Впоследствии Черни стал одним из самых выдающихся педагогов XIX века.
Личная жизнь
Композитора окружало множество женщин, но он ни разу не был женат. Широко известна его симпатия к графине Джульетте Гвиччиарди, которая брала у маэстро уроки игры на фортепиано. По некоторым данным, чувства были взаимными, но пара не могла пожениться из-за высокого положения Гвиччиарди – девушка вышла замуж за графа. Именно этой несостоявшейся любви Бетховен посвятил одно из самых своих известных произведений – Сонаты для фортепиано №14, которую чаще называют «Лунная».
Следующей музой композитора стала кузина Джульетты – Жозефина Дейм. Считается, что именно ей Бетховен написал серию страстных писем «К бессмертной возлюбленной». Из-за классовых предрассудков брак не мог быть заключен: родственники вынудили Жозефину прекратить отношения и выйти замуж во второй раз. Союз был несчастливым: супруг оставил Жозефину беременной, разлучив ее с детьми. По слухам, отцом последней дочери Дейм, Миноны, был Бетховен. Она умерла в 1822 году, и композитор тяжело переживал ее смерть.
Рисунок 5. Жозефина Дейм
Вся семья композитора не отличалась крепким здоровьем: в 1815 году умер младший брат Бетховена – Каспар, после чего музыкант был вовлечен в длительные споры с женой Каспара за право опеки над его сыном Карлом. Невестка имела дурную репутацию и незаконнорожденного ребенка, поэтому Бетховен хотел оспорить ее права на воспитание сына.
Мальчика музыкант считал своим сыном, хотя Карл причинял ему множество хлопот. Промотав деньги в развлечениях и игре в карты, юноша решил свести счеты с жизнью и выстрелил себе в голову, причинив несмертельное ранение. Бетховен тяжело переживал это событие: некоторые считают, что именно неудавшийся суицид племянника повлиял на развитие болезни музыканта.
Фильм о жизни Людвига ван Бетховена
Источник