Исследование особенностей профессионального здоровья у сотрудников МЧС
Вы будете перенаправлены на Автор24
Профессиональное здоровье
Профессиональное здоровье – это процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, физического, психического, эмоционального благополучия, обеспечивающего успешность профессиональной деятельности, а также профессиональное долголетие и продолжительность жизни.
Надежная профессиональная деятельность предполагает, что профессиональные задачи должны выполняться с соблюдением тех качеств, которые требуются в заданных условиях. Эта надежность профессиональной деятельности обуславливается функциональным состоянием специалиста.
Определяется функциональное состояние человека с позиций эффективности той работы, которую он выполняет по критериям надежности и внутренней цели деятельности. Функциональное состояние зависит от функциональных резервов, к которым относятся личностные и профессионально важные качества. Сформированность профессиональных качеств зависит от состояния физического и психологического здоровья, особенностей профессиональной подготовки.
Готовые работы на аналогичную тему
Кандидаты, желающие обучаться по специальности «спасатель», обследуются в групповой и в индивидуальной форме в два этапа – сначала исследуется общий уровень развития познавательных психических процессов и индивидуальных психологических особенностей личности.
Второй этап связан с исследованием функционального состояния кардио-респираторной системы, биохимического состава крови, оценки костно-мышечной системы, общего физического развития.
Спасатель должен быть универсальным специалистом и иметь разносторонние развитые способности. В спасателе должны сочетаться профессиональные качества альпиниста, пожарного, парашютиста, пловца, акробата, механика, фельдшера.
В психологической подготовке условно выделяется три вида – общая, специальная, целевая. Общая подготовка включает в себя постоянное совершенствование профилактических знаний и навыков, борьбу со страхом, стрессами, паникой.
Специальная психологическая подготовка проходит в процессе специальных тренировок в сложных условиях для того, чтобы сформировать уверенность в правильности действий.
Что касается целевой психологической подготовки, то её содержанием является деятельность органов управления и командиров всех степеней, направленная на то, чтобы повысить психическую активность и работоспособность личного состава, чтобы поддержать должный настрой, повысить адаптационные возможности человека.
Данной подготовкой предусматриваются уверенные и разумные действия командира, воспитание адекватного восприятия опасности.
Целевая психологическая подготовка
Данная подготовка проводится для того чтобы сформировать у спасателей следующие качества:
- высокую эмоциональную устойчивость и активность, способность адаптироваться в неблагоприятных условиях;
- быстрое переключение с одной деятельности на другую без потери производительности;
- способность избавляться от тревоги и страха;
- психологическую совместимость и умение участвовать в коллективных действиях.
Нормальным состоянием человека является страх за собственное здоровье и жизнь – это механизмы психической защиты. Этот механизм спасатели должны рассматривать как фактор, обостряющий чувства, увеличивающий силы и мобилизующий резервы организма. Важно, чтобы страх не превысил того уровня, за которым начинается демобилизация человека.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что у спасателей происходит развитие состояний психического стресса и утомления. Снижение работоспособности по данным обследования отмечают 54% спасателей, повышенную утомляемость отмечают 51%, тяжесть и боль в мышцах – 42% спасателей.
Симптомы психического стресса, изменение настроения наблюдаются у 35 — 60 % спасателей, нарушением сна страдают 42%. Чувство вины формируется у 39%, навязчивые мысли у 27%, картины жертв и разрушений преследуют 12% спасателей.
Материалы проведенных исследований показывают, что психоэмоциональные и физические нагрузки, возникающие во время спасательных работ, приводят к развитию крайне неблагоприятных психических состояний, требующих адекватных реабилитационных мероприятий.
В качестве таких мероприятий значительная часть спасателей использует доступные им приемы отдыха и восстановления, так, например, провести время в кругу семьи предпочитают 83%, хорошенько выспаться – 92%, посмотреть хороший фильм или почитать книгу – 75%.
Результаты обследования, таким образом, показывают, что у спасателей, после проведенных ими спасательных работ, развиваются состояния утомления и психического стресса.
Психогенные расстройства у спасателей выражаются в том, что их профессиональная эффективность и надежность снижаются, увеличивается количество ошибок, включая те, что приводят к нарушениям профессионального здоровья и снижению профессионального долголетия.
Большое влияние на здоровье спасателя оказывает не только постоянная психоэмоциональная нагрузка при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, но и повседневная трудовая деятельность. Происходят не только функциональные сдвиги, но и развиваются серьезные заболевания.
Негативное влияние на организм спасателя оказывает сменный режим работы. Выборочные исследования российских пожарных, например, показали, что в процессе дежурства у 40% личного состава работоспособность снижается, у 25% кровяное давление отклоняется за пределы нормы с неблагоприятной динамикой сердечно — сосудистой системы.
Дополнительное стрессогенное воздействие на организм создают неблагоприятные климатические условия.
Исходя из этого, надо сказать, что надежность и эффективность профессиональной деятельности определяют профессиональные качества спасателя-профессионала.
Важные профессиональные качества спасателей
К важным качествам спасателей-профессионалов относятся свойства восприятия, особенности высших психических функций, психомоторные свойства и физические качества, личностные особенности, социально-психологические качества:
- Свойствами восприятия являются зрительные, слуховые, тактильные свойства, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости;
- К особенностям высших психических функций относятся хорошо развитое пространственное мышление, большой объем внимания, быстрое его переключение и распределение при дефиците времени, а также способность ориентироваться в незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации;
- Психомоторные свойства и физические качества предполагают физическую выносливость, хорошую координацию движений, устойчивость к физической усталости и тремору, способность использования мускульной силы взрывного и статического характера;
- Личностные особенности включают эмоциональную стабильность, умеренную склонность к риску, уверенность в себе, высокий уровень субъективного контроля, средний уровень ситуативной и личностной тревожности;
- Среди социально-психологических качеств выделяется умение работать в команде.
Профессиональная деятельность спасателя противопоказана при нервно-психической и эмоциональной неустойчивости, выраженных психических отклонениях, высокой склонности к риску, обостренной реакцией на неудачи, различного рода негативная зависимость, медицинские противопоказания, слабая физическая подготовка.
Активность и самооценка спасателей и пожарных достаточно высокая. Прежде чем принять решение, они тщательно анализируют возможные варианты развития событий, чтобы при выполнении профессиональных задач свести к минимуму возможные риски.
Свои особенности имеет и мотивационная сфера спасателей. Уровень мотивации стремления к успеху наиболее высокий у успешных спасателей, а менее успешным спасателям свойственен высокий уровень мотивации избегания неудач, достижения карьерного роста и социального статуса.
Для успешных спасателей характерным является жизненный оптимизм, умение планировать свои действия, легкость принятия решений в ситуациях выбора.
Источник
1.2. Профессионально важные качества спасателя
Уровень профессиональной подготовленности спасателей определяется классификационной характеристикой на работников спасательной службы, согласованной с Министерством труда Российской Федерации.
«Спасатель международного класса» должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей; участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое- третье места на международных соревнованиях спасателей; владеть, на уровне «разговорного», одним из западноевропейских языков.
«Спасатель первого класса» должен работать спасателем второго класса не менее двух лет; обладать навыками командирской или инструкторской подготовки: отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; иметь среднее специальное техническое или медицинское образование; многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.
«Спасатель второго класса» должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
«Спасатель третьего класса» должен работать спасателем не менее двух лег; владеть обязательно специальностью водителя категории « В» и одной из специальностей спасателя.
«Спасатель» должен пройти специальную учебно-курсовую подготовку. В учебнике спасателя под общей редакцией Ю.Л. Воробьева дается огромный перечень того, что спасатель должен уметь и знать. Из этого огромного перечня назовем только некоторые.
Спасатель должен уметь:
· подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;
· подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной Н химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи;
· пользоваться средствами пожаротушения;
· оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;
· взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов ( высота, замкнутое пространство, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.д.);
· выполнять физическую работу различной тяжести в условия действия эмоциональных нагрузок;
· работать в изменяющихся условиях природного и техногенного характера;
· осуществлять оперативный контроль состояния объекта и окружающей среды;
· работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;
· оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера; быстро восстанавливаться.
Спасатель должен знать:
· причины, последствия и характер протекания чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера;
· специальную терминологию по ведению спасательных работ;
· права и функциональные обязанности спасателей при проведении поисково-спасательных работ, требования, предъявляемые к спасателям;
· время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;
· приемы оказания первой медицинской помощи;
· приемы оказания самопомощи и самоспасения;
· способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транспортных средств, с верхних этажей зданий;
· правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей;
· правила организации эвакуации пострадавших и населения;
· основы психологии и педагогики;
Эта и другие требования к профессиональной подготовке спасателей обусловлены спецификой деятельности людей этой профессии в экстремальных условиях.
Несмотря на трудности, с которыми могут встретиться спасатели при выполнении аварийно-спасательных работ, они обязаны действовать быстро и грамотно.
Психологическая подготовка, проводимая на основе психологических знаний и рекомендаций, способствует лучшему усвоению всех тех требований, которые были изложены выше.
Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки большого объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически.
Эту функцию выполняет навык. Что означает данное понятие?
Навык – автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия. Формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а под влиянием специально организованных упражнений, включенных в систему профессиональной подготовки.
Упражнение – это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка.
Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением.
Умение – это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие.
Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения.
Наряду с перечисленными знаниями и умениями спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами:
· длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
· быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
· самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
· оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
· оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов; адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
· одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями; воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума полезную звуковую информацию;
· переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, быть готовым воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;
· уверенно безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям; соизмерять свои силы с предстоящей работой;
· определять расстояние между предметами;
· переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
· самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
· быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;
· подавлять усталость, сонливость, эффективно работать в разное время суток;
· обладать добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;
· согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;
· накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;
· быть готовым к взаимопониманию, состраданию.
Из перечисленного здесь перечня профессиональных качеств видно, что спасатель как специалист, работающий в экстремальных условиях, должен обладать определенными свойствами, которые в основе своей во многом зависят от психических процессов и психических свойств, присущих конкретной личности.
Источник