Развитие недоношенных детей — проблемы во взрослом возрасте.
Преждевременные роды. Взрослые — дети, рожденные слишком рано (РСР).
Эрик Ярлнес и Хелле Стенеруп
В последнее время проблемам недоношенных детей и их разрешению уделяется много внимания. Недоношенные дети рождались всегда, но у нас не было достаточных знаний для оказания им соответствующей помощи.
А сейчас эти дети стали взрослыми. Страдают ли они от проблем, которые могут быть связаны с их преждевременным рождением?
Прежде чем мы воспроизведем интервью с взрослой женщиной, которая родилась недоношенной, ознакомимся с некоторыми фактами:
Что вообще означает «РСР ребенок»?
Можно говорить о количестве недель беременности и/или о весе детей при рождении.
Доношенность –37-40 недель
Вес более 2500 граммов
Недоношенность – 33-36 недель
Вес менее 2500 граммов
Тяжелая недоношенность – 28-32 недель
Очень низкий вес менее 1500 граммов
Глубокая недоношенность – 23-27 недель
Экстремально низкий вес менее 1000 граммов
О каком количестве преждевременных родов идет речь?
Согласно последним данным, в год рождается около 60 000 детей (включая около 1300 двоен и 15 троен). Примерно 4500 детей рождаются недоношенными (до 37 недели) – из них около 4000 на 33-36 неделе и около 250 – на 23-27 неделе (из них около пятидесяти – на 24-25 неделе).
Обычно рождение происходит после 40-й недели, и считается, что все, кто родился раньше этого срока, родились «слишком рано». Но, конечно, существуют разные степени недоношенности. Поэтому сейчас установлена норма: если ребенок рождается после 36-ти недель, он не считается недоношенным независимо от того, какие у него проблемы. Проблемы быть могут, но благодаря существованию такой нормы, никто не может утверждать, что они вызваны преждевременным рождением.
Не существует единого мнения о нормах. Так, некоторые считают, что доношенный ребенок – это тот, кто родился на сроке после 32 недель. Это едва ли так, ведь почти все (в процентном соотношении) дети, родившиеся на 24-25 неделе, имеют последствия, но наибольшее число (не процент) детей, у которых они проявляются, родились на 33-36 неделе.
Какая поддержка необходима РСР детям
Не все недоношенные дети сталкиваются с трудностями. Многие вырастают, не имея проблем. Очень важно повторять это снова и снова. Ведь мы знаем, что на многие из наших семей навешивают ярлыки, полагая, что, если ребенок родился раньше срока, у него обязательно будут трудности с обучением, нарушения двигательных навыков и проблемы с развитием в целом. В большинстве случаев это не так. Несмотря ни на что, наши дети отлично справляются.
Врачам удалось снизить уровень традиционных заболеваний среди новорожденных. Тем не менее мы обнаружили, что у многих РСР детей возникают физические и эмоциональные проблемы, особенно когда они подвергаются давлению и стрессу. Изменения в обществе, ускорение темпа жизни, отсутствие помощи приводят к тому, что слабость этих чувствительных детей становится заметной.
В данный момент нам не хватает слаженных усилий. Врачи в детских поликлиниках сосредоточены на физическом развитии детей и ждут, что их обучением и психологическим развитием будут заниматься коммуны или муниципальные власти. В Дании сотрудничество между этими учреждениями не налажено.
Каковы причины преждевременных родов? (www.præmatur.dk)
В трети всех случаев причина неизвестна
Примерно одна треть преждевременных родов происходит в результате позднего токсикоза беременности (преэклампсии), симптомы которой включают: головные боли, повышенное кровяное давление, отеки и белок в моче.
Неоднократное рождение двоен и троен.
Конизация шейки матки (при лечении рака шейки матки).
Ситуации повышенного стресса.
Проблемы функционирования плаценты.
Отхождение вод. В этом случае врачи попытаются приостановить роды (при помощи препарата «Вентолин»), чтобы дать время для развития легких ребенка (используя «Целестон»).
Если проведенное сканирование показывает, что ребенок не растет в течение какого-то периода, врачи могут решить, что ему лучше родиться (прибегая к кесареву сечению, чтобы избежать стресса для ребенка).
Мать моложе 20 лет или старше 35.
Инфекция мочеполовых путей или другие инфекции.
Какие проблемы типичны для этих детей (www.rafaelcenteret.dk)
Некоторые дети слишком рано сталкиваются с неприятным, травмирующим опытом и отделением от матери. У них недоразвившиеся органы, незрелые мозг и нервная система.
Другие дети испытывают стресс, беспокойство, болеют или попадают в неподходящие условия во время пренатального периода, при рождении или позже.
Когда такие дети вырастают, они могут стать робкими и неуверенными, им не хватает самоуважения и чувства собственной значимости, они могут быть очень ранимыми. Кроме того, у многих из этих детей возникают трудности с питанием, сном, речевым и моторным развитием. Они часто гиперактивны, испытывают проблемы с концентрацией и сенсорной интеграцией, сталкиваются со сложностями в обучении. Во многих случаях все это ведет к проблемам в социальной жизни ребенка.
Кроме того, существует небольшая часть РСР детей, у которых диагностируют такие заболевания, как церебральный паралич (спастического типа), ретинопатию недоношенных (нарушение зрения), нарушения слуха, эпилепсию и т.п.
Все это звучит довольно печально, но представители центра приходят к следующему заключению:
«Мы можем помочь таким неблагополучным детям и подросткам улучшить физическое, психологическое и эмоциональное состояние. Так что надежда ЕСТЬ».
(Датчанка Йонна Епсен собрала существующие сведения на данную тему и изложила их в книге: BornTooEarly: HiddenHandicapsofPrematureChildren, JonnaJepsen (Йонна Епсен «Рожденные слишком рано: скрытые проблемы недоношенных детей», 2006. 240 страниц. У нее есть и личный опыт: ее двойняшки родились на 27 неделе)
Вернемся к взрослым РСР. Беседа с женщиной, которая родилась на 32-й неделе
Моя мама заболела (как я узнала позже, у нее была преэклампсия), ее положили в больницу, и я родилась. Не знаю, то ли это я сама хотела избавиться от дискомфорта и поэтому поспешила, то ли это было решение врачей, то ли все вместе. Как бы то ни было, я родилась, я выжила, но мне предстояло провести три недели в разлуке с мамой, и с тех пор меня не покидает чувство одиночества. А мне уже 52 года.
Около восьми лет назад я связалась с обществом “Præmatur” – это общество, которое занимается проблемами детей, родившихся раньше положенного срока. Я хотела найти других взрослых людей, которые родились недоношенными, но в то время общество занималось только проблемами недоношенных детей. Информации о тех, кто уже вырос, было мало.
Как вам живется, взрослые, которые родились раньше срока? Испытываете ли вы такое же чувство одиночества?
Несмотря на то, что мне хочется связаться с остальными, я не хочу чересчур этим увлекаться, не хочу идентифицировать себя только с РСР. Но мне кажется, что моя жизнь пошла немного наперекосяк из-за моей уязвимости, ужасных болей в теле и чувства, что меня бросили. Поэтому мне было очень любопытно узнать, как обстоят дела у остальных, испытывают ли они такие же проблемы, как им удается с этим справляться и что именно они делают для улучшения своей жизни.
В детстве меня называли «тихоней». Сейчас говорят, что у таких детей «повышенная чувствительность». Моим родителям тогда сказали, что я совсем не буду отставать от одноклассников, когда пойду в школу. В школе никто не знал, что я родилась недоношенной, поэтому никто не заострял на этом внимания.
Школа казалась мне очень недружелюбным и страшным местом, у меня были проблемы с обучением. Я пугалась, когда учительница ругала нас или просто разговаривала чуть строже обычного. Я чувствовала себя другой, неправильной, совсем не такой смелой, как мои одноклассники.
Я всегда считала, что должна полностью соответствовать всем требованиям и ожиданиям, иначе я буду недостаточно хорошей, и меня отвергнут. Это было очень серьезным стрессовым фактором.
Я никогда не принимала участия в происходящем
Когда я родилась, меня на три недели отделили от мамы, мы были в разных больницах, и эта разлука до сих пор ощущается как одиночество, отсутствие тепла, брошенность. Странная и интересная вещь – я до сих пор ощущаю это на психологическом уровне, хотя с физической точки зрения это не считается проблемой. Но для меня это ПРОБЛЕМА. Я НИКОГДА НЕ УЧАСТВОВАЛА В ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО В МОЕЙ ЖИЗНИ. В детстве мои родители часто ругались, в результате я ушла в себя, закрылась в себе, как устрица в ракушке, и чувство одиночества только усилилось.
Я также поняла, что мое окружение (родители, школа, коллеги) только усугубляло мои проблемы. Они не облегчали мою жизнь и не помогали справиться с трудностями. Я думаю, учителя в школе должны кое-что об этом знать. Учитель должен понимать ребенка, а не просто отчитывать его, потому что ребенку не ясно, за что его ругают. Это понимание должно перерастать в поддержку, чтобы научить ребенка тому, чего ему не хватает.
У меня были определенные проблемы с обучаемостью, и, думаю, у других РСР людей тоже. Например, мне сложно ориентироваться в пространстве, находить дорогу.
Романтические отношения с партнером были для меня болезненными, так как я чувствовала себя покинутой всякий раз, когда ему нужно было куда-то идти, даже если речь шла о бадминтоне или о встрече с друзьями. Поэтому я была очень навязчивой и требовала много внимания, о чем сама часто сожалела.
Я подолгу жила одна, и это в каком-то смысле лучше, потому что меня не уязвляет настроение другого человека, и я не чувствую себя все время покинутой. При этом я могу переживать сильное чувство одиночества. Я сейчас над этим работаю.
Я стараюсь мыслить позитивно и думать, что я принадлежу к кругу людей, у которых также нет партнера, вместо того, чтобы чувствовать себя изгоем среди пар.
За несколько лет я сделала многое, чтобы изменить себя. Два года я изучала НЛП и окончила двухлетние терапевтические курсы, основной темой которых было «Исцеление внутреннего ребенка». Я также проходила самые разные виды терапии.
Это дало мне много инструментов и очень помогло, но у меня все еще остались некоторые проблемы. У меня диагностировали фибромиалгию, поэтому я решила начать работать по гибкому графику. У меня до сих пор есть чувство неполноценности, мне сложно постоять за себя и сказать: «вот она я».
Но я стараюсь. Я здесь. Есть тут кто-то еще?
Когда мне предложили посетить несколько сеансов бодинамической психотерапии, я быстро согласилась.
Некоторые занятия были посвящены пренатальному периоду, и на них я познакомилась с понятием «иметь ПРАВО». Когда я впервые услышала, что у меня есть ПРАВО жить, существовать, контактировать с людьми, а не быть одной, моя картина мира изменилась. Иметь ПРАВО на что-то – это, наверное, самое ценное, что я вынесла из этих занятий. Право на контакт, право получить ответ, когда я что-то говорю, право говорить, что хочу, право сказать «стоп», когда мне что-то не нравится и становится для меня чрезмерным, и так далее.
Терапия также дала мне инструменты, которые помогают справиться с низкой самооценкой, постоять за себя, выглядеть и чувствовать себя более значимой.
Вот некоторые из них:
Само утверждение «ты имеешь ПРАВО на…». Слышать такое было почти утопией. Я не могла поверить, что это правда, но я усердно работала, чтобы принять это утверждение.
Когда по непонятной для меня причине я слышу в свой адрес критику или неясные фразы типа «ты — такая-то…», я научилась спрашивать: «Что ты имеешь в виду?». И вместо того, чтобы рефлекторно «закрываться», я получаю детальное объяснение этих фраз. И это очень хорошо, потому что внезапно я обнаружила, что фразы такого типа не всегда связаны с критикой, и мне удается оставаться в контакте.
Я поняла, почему мне часто не хочется разговаривать с другими. Это происходит потому, что люди говорят о ком-то или о чем-то, а не о себе самих. Они не «делятся» собой, то есть не говорят о том, как на них повлияло то, что они обсуждают. Поэтому это неинтересно. Мне раньше казалось, что это я такая «строгая», но теперь я знаю, почему я так себя чувствовала. Теперь я могу спросить: «Как на тебя это повлияло?» Или первой начать говорить о своих ощущениях. Или могу «закрыться» (что чаще всего и делаю), но уже не чувствую себя неправильной. И это ЗДОРОВО.
Я гораздо лучше научилась высказывать вслух то, что думаю, но у меня еще не получается действовать согласно сказанному (я не могу справиться с выполнением последнего шага модели общения, которой я обучилась). Но мне все равно приятно, когда мне это удается, я чувствую, что ко мне больше прислушиваются и что меня уважают.
Я научилась довольствоваться малым вместо того, чтобы не получать ничего. Лучше всего – научиться самой быть сильной, чтобы не приходилось угождать другим в надежде что-то от них получить. Я все еще работаю над этим, и я знаю, что это длительный процесс, так что мне всегда нужно обращать на это внимание.
Мне сложно понять, что нравится мне самой, чего я хочу, поэтому я была рада научиться упражнению «Лифт», которое помогает понять, что мне нравится, по реакции тела. Иногда у меня получается хорошо выполнить упражнение и я интуитивно понимаю, чего я хочу. Но я заметила, что мне сложно выполнить задание, если в нем участвует другой человек, потому что другие люди важнее меня (ПОТОМУ ЧТО Я ПОЗВОЛЯЮ ДРУГИМ ЛЮДЯМ БЫТЬ ВАЖНЕЕ МЕНЯ).
Я до сих пор не могу «выделяться», «быть в центре внимания». Мне сложно заявить о себе, несмотря на то, что в моем распоряжении есть много ресурсов и инструментов.
Сепарация и разлука были и остаются большой проблемой, хотя сейчас я не лишена телесного контакта. Я ребенок из кувеза.
Мне всегда казалось, что я «недостаточно хороша». Я помню, что в детстве так меня (вербально и невербально) оценивал отец.
Я лучше научилась отличать факты от чувств и предсказывать последствия, но мне все еще сложно действовать в соответствии с этим пониманием.
На одном из терапевтических сеансов я «разговаривала с отцом» (раньше я также прорабатывала последствия его влияния на меня, потому что оно было очень негативным). Во время того сеанса я отпустила негативные чувства, которые я к нему испытывала, и теперь я могу спокойно находиться рядом с ним. Я также могу увидеть ресурсы, которые он дал мне и думать о нем с любовью.
Те, кто родился раньше срока, часто страдают от гипермобильности суставов, которая может легко стать причиной воспаления и, возможно, фибромиалгии. Сейчас мои суставы становятся менее подвижными, и мне сложно избавиться от болей. У меня всю жизнь были боли в теле. Сначала в спине и шее, теперь в ступнях, копчике, бедрах, плечах, локтях и пальцах.
Последствия гипермобильности суставов стали хроническими, я не могу от них избавиться, хотя я занимаюсь бегом и другими физическими упражнениями. Если бы я этого не делала, дело обстояло бы еще хуже.
В детстве я могла становиться в мостик, прогибаясь в спине, или садиться на шпагат, и мне казалось, быть «гибкой» — это так здорово. Сейчас я бы сказала: «Надо избегать чрезмерного растяжения, чтобы не навредить суставам». Но ведь без этого я бы не чувствовала своего тела!
Я также посещала вечерние занятия для сверхчувствительных людей. Там я научилась более медленным движениям, например, делать медленную растяжку внутренней части бедра (сидя на полу и подтягивая к себе ступни, соединяя подошвы стоп и разводя колени в разные стороны). Выполнять это упражнение медленно было физически и психологически сложно, но оно помогло, хотя я предпочла бы заняться Зумбой, несмотря на то, что после нее болит все тело. При выполнении быстрых и интенсивных упражнений мне было сложно встречаться со своей психологической болью.
Думаю, из-за того, что родилась слишком рано я склонна к тому, чтобы сдаваться и «закрываться в себе» в сложных ситуациях. Это случается, например, в отношениях с друзьями/врагами. Когда возникают какие-то сложности, я чувствую, что мы не можем дальше быть вместе, и в то же время не могу уйти, потому что боюсь оказаться покинутой. Поэтому я просто закрываюсь в себе, и, конечно, остальных это раздражает, поэтому проблемы только усугубляются.
Проекты для РСР людей
Думаю, таким людям, как я, хорошо было бы собираться в группы поддержки, где мы могли бы обмениваться опытом, обучаться навыкам социального взаимодействия, узнавать что-то полезное об общении с людьми и об отношениях – заниматься тем, о чем сложно узнать как-то иначе.
Например, что мы «имеем ПРАВО» просто «БЫТЬ», ПРАВО получать необходимое, ПРАВО чувствовать себя полноценными.
Еще мне кажется хорошей идеей собираться в терапевтические группы, потому что у многих из нас похожие проблемы.
Я знаю только одну книгу, где собрана информация о РСР. Она называется «Даже став взрослым, человек остается преждевременно рожденным» («Er man stadig for tidligt født selv om man er voksen», Kasper Zeij). Автор, Каспер Зай, взял интервью у шести человек, которые родились раньше срока. Книга была издана на датском языке в 2011 году, стоит 198 крон или примерно 25 долларов. Попробуйте поискать ее в библиотеке или обратитесь в общество «Præmatur».
Вероятно, преждевременное рождение влияет на небольшую область мозга под названием гиппокамп, потому что людям, рожденным раньше срока, сложно ориентироваться в пространстве. Таковы последствия травматического шока. Говоря это, я хочу подчеркнуть, что преждевременное рождение следует рассматривать как шоковую травму. Это необходимо принимать во внимание при оказании помощи таким клиентам.
Согласно нашему пониманию происходящего с преждевременно рожденными людьми мы посвящаем первые сессии поддержке ПРАВА на жизнь и вообще ПРАВА на многое другое.
Затем им необходимо овладеть новыми ресурсами, которые не были развиты из-за отсутствия поддержки со стороны семьи и школы.
В работе с данной клиенткой многое было достигнуто за первые восемь сессий, и ей еще есть, чему учиться.
Примеры, работы с РСР детьми
Ниже приводятся два примера работы моей коллеги Лизбет Марчер с преждевременно рожденными детьми.
Никакой специфической информации о жизни ребенка в первую неделю после рождения нет. Известно лишь то, что он провел первую неделю в кувезе. Родители навещали его насколько могли часто.
На момент начала терапии родители разведены, живут в полукилометре друг от друга. Ребенок живет то с одним, то с другим родителем, очень скучая по отсутствующему.
Работали с балансом и центрированием и сейчас у ребенка МНОГО ресурсов. Хорошо ориентируется, хорошо развит физически и интеллектуально.
Лизбет говорила с ребенком о его преждевременном рождении. Он не мог представить себе своего нахождения в матке, но мог описать больницу, в которой его навещали родители. Он нарисовал ребенка и сказал, что тот выглядит очень одиноким.
Поскольку мальчик был рожден с помощью Кесарева сечения, они с терапевтом делали специальные упражнения «по рождению», которые потом отрабатывались дома.
Позже прошел повторное рождение. Представляя себя в кувезе, вспомнил его жужжащий звук и сильную боль в животе. Он «увидел», что рядом отец, чувствовал его руку, и ему не было так одиноко.
Лизбет говорила с мальчиком обо всем этом и о переживаниях, когда не хватает одного из родителей. После процесса ребенок плохо себя чувствовал дома, но испытывал не тоску, а негативные ощущения, связанные с пребыванием в кувезе.
Очень умный, поведение характерно для cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В детском саду обнаружили много других проблем моторного развития, поэтому обратились за диагностикой СДВГ во избежание медикаментозного лечения.
Отец обсуждал с сыном разные вопросы, как с восьмилетним, и мальчик действительно был сообразительным. Однако отец спорил с ним с целью ПОБЕДИТЬ, что смущало и расстраивало ребенка.
Высокий и очень структурированный IQ.
Моторное развитие соответствовало четырехлетнему возрасту. Ему сложно было устоять на доске для балансирования. Не умел ни притягивать, ни отталкивать, ни руками, ни всем телом; не понимал, что такое «назад» и «вперед» (но понимал команды «спиной» и «грудью»).
Занимался дома, но ожидания родителей были завышены.
Повторное рождение. Процесс прохождения через канал был сложен, несмотря на то, что Лизбет удерживала ребенка не крепко. Он пришел в отчаяние, кусался и боролся за освобождение. «Постарайся лечь и успокоиться», — сказала Лизбет. Мать считала, что мальчик больше не захочет заниматься, однако тот сказал, что согласен повторить процесс, «но только в следующий раз не держи меня так долго».
Повторное рождение, сопровождаемое оживлением рефлексов, отталкиванием и идеальными посланиями, было пройдено.
«Почему я не могу сохранять физический баланс?» — спросил мальчик.
«Ты только головой понимаешь, что такое баланс, а настоящий баланс приходит изнутри». После повторного рождения ребенок научился правильно стоять на доске для балансирования.
Записи сделаны Эриком Ярлнесом.
Для получения дальнейшей информации связь по erikjarlnaes1944@gmail.com
При использовании материалов статьи, ссылка на эту страницу обязательна!
Источник