Меню

Какие есть витамины для детей для развития речи

Логомаг

Марианна Лынская

  • «Душа просит слова. «
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина «ЛОГОМАГ»
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра «Логомаг»
  • Центр «Логомаг»
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Питание детей с нарушениями речи → Марианна Лынская

Безусловно, все мы знаем, должны правильно питаться и тем более, питание наших детей должно быть сбалансированным и витаминизированным. В этой заметке мне бы хотелось остановиться на вопросе организации диеты для детей с речевыми нарушениями как одном из натуропатических средств их коррекции. Исходя из того, что практически любое речевое нарушение – суть нарушение нервной системы ребенка, логично предположить, что пища, благотворно влияющая на развитие нервной системы, уравновешивание процессов корковой нейродинамики также окажет положительный эффект в системе речевого воспитания ребенка.

Итак, составляя меню для ребенка, имеющего речевые нарушения, а также для их профилактики следует исходить из следующих параметров:

1.Для здоровья нервной системы важен хороший и спокойный сон, для которого ребенку должно хватать магния. Следовательно, ребенок должен пить минеральную воду с достаточным содержанием магния, либо пить очищенную жесткую, богатую минералами воду своего региона (в кипяченой воде магний, скорее всего, не обитает). Магния много в семечках, посему логично заменить привычные покупные конфеты самодельными, включая в их состав семечки. Приготовить такие конфеты просто: нужно взять сырые очищенные семечки подсолнечника, изюм, натуральный мед (при аллергии – яблочный пектин), сырые кунжут, мак и кокосовую стружку, молотую корицу. И все смешать. Либо купить их у нас в магазине. Другим рецептом с семечками могут стать: цукини, приготовленные в аэрогриле, уложенные слоями с помидорами и тыквенными семечками. Достаточно магния в ужине, включающем печеный картофель с зеленью. Важно помнить, что чрезмерное употребление рафинированного сахара (и сладостей на его основе) препятствует усвоению магния из продуктов.

2. Питание ребенка должно препятствовать возникновению гиперактивности и гипервозбудимости. Следовательно, в его рационе не должно быть продуктов с красителями, ароматизаторами и консервантами. К примеру, их содержит добрая половина покупных йогуртов и детских мармеладок. Кстати, многие из них вызывают аллергические реакции, которые не дают нервной системе нормально функционировать. Среди американских исследователей, кстати, даже бытует мнение, что столь распространенный сейчас СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) возникает именно из-за повышенного содержания в нашем рационе продуктов с зловещими буквами «Е».

3. В рационе ребенка углеводы не должны преобладать над белками. Согласно некоторым теориям, такое соотношение может также приводить к гипервозбудимости, снижению концентрации внимания, в том числе, к речи взрослых.

4. Строителями являются холин и лецитин. Этими веществами богаты яйца, печень, рыба и молоко. Кстати, если ребенок гипервозбудим, и это мешает его речевому развитию, либо его нервная система слишком лабильна, и Вы наблюдаете у него появление судорожных запинок. Полезным будет пить теплое молоко перед сном в течение 2-3 недель. Больший эффект эта процедура будет иметь в сочетании с расслабляющим массажем и ванной перед сном.

5. Одним из самых важных витаминов для ЦНС являются витамины группы В. Именно их в последнее время модно назначать детям с задержкой речевого развития в таблетированной форме (например, Нейромультивит), однако с учетом высокой вероятности возникновения аллергических рекомендаций, можно начать с активного включения в рацион ребенка продуктов их содержащих.

Чтобы получать витамин В 1 – пейте хлебный квас всей семьей. Подчеркну, не напиток купленный в магазине или приготовленный из квасного сусла, а сделанный Вами на хлебных сухарях. Достаточно много витамина В1 содержится в гречневой и овсяной крупах.

Опять же для хорошего сна и настроения нужен достаток витамина В3.

Биологическая роль витамина В6 состоит в синтезе нейромедиаторов, улучшении состоянии клетки печени и нервных волокон. Детям с дизартрией необходимо принимать этот витамин для улучшения трофики ткани (что повысит эффективность логопедического массажа). Достаточно велико его содержание в шпинате, из которого можно сделать вкусные оладушки: шпинат отварить и измельчить в пюре, добавить молоко, муку грубого помола, фруктозу, морскую соль и яйцо. Быстро обжарить. Добавляя в привычные салаты проростки пшеницы также можно повысить уровень потребления этого важного витамина.

Витамин В 12 – один из основных для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии, т.к. участвует в синтезе миелина (именно его недостаток является одной из важных причин указанных нарушений). витамин плохо усваивается при приеме внутрь, улучшает всасывание одновременный прием фолиевой кислоты. Для усвоения необходимо разводить употребление цитрусовых, перца и других продуктов, богатых витамином С. Основные пищевые источники витамина В12:
кисломолочные продукты, яйца , соя, дрожжи, пивные дрожжи, зеленые части растений (ботва репы , редиса, моркови ), салаты, зеленый лук , говяжья печень

И наконец, важно соблюдать режим в питании (кушать в одно и то же время), что формирует ритм деятельности нервной системы – профилактика заикания, а также не забывать знакомить ребенка как с названиями продуктов, так и вербализовать запахи (пряный, тухлый и т.п.), вкус (острый, кисло-сладкий), действия при приготовлении (тереть, выжимать и пр.).

Источник

Препараты для развития речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) – запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастными нормами. Диагноз ЗРР ставят в том случае, если у ребенка к двум годам отсутствует фразовая, а к трем – связная речь. Задержка речевого развития встречается приблизительно у 10% детей, в 4 раза чаще у мальчиков. Недоразвитие речи негативно отражается на течении психических процессов, поэтому для формирования здоровой личности важно своевременно обращаться за медицинской помощью и как можно раньше приступать к коррекционной работе.

Причины задержки речевого развития

Причины ЗРР удается установить далеко не во всех случаях. Приблизительно у 30% детей причины задержки речи так и остаются невыясненными. Специалисты выделяют ряд физиологических и социальных факторов, которые увеличивают вероятность возникновения ЗРР. К физиологическим факторам относят:

  • перинатальную энцефалопатию;
  • черепно-мозговые травмы;
  • инфекционные заболевания ЦНС;
  • поствакцинальные осложнения;
  • нарушения слуха;
  • наследственную предрасположенность.

Среди социальных причин ЗРР на первое место выходят неблагоприятная окружающая среда, недостаток социальных контактов и педагогическая запущенность. Гиперопека и постоянное пребывание в чрезмерно насыщенной информационной среде также могут способствовать задержке речевого развития.

Ранние симптомы задержки речевого развития

Речевое развитие ребенка последовательно проходит несколько этапов, поэтому родители уже на ранних сроках могут заметить признаки ЗРР. В разном возрасте об отставании в развитии речи свидетельствуют следующие симптомы:

  • однотипные звуки, недостаточное гуление и однообразный лепет в доречевой период;
  • отсутствие реакции на звук и речь родителей у ребенка до года;
  • нежелание повторять чужие звуки и слова в возрасте 1,5 лет;
  • отсутствие слов при достижении ребенком двух лет;
  • неспособность строить простые фразы и предложения в возрасте 2,5-3 лет;
  • отсутствие собственной речи в 3 года (повторение только заученных фраз);
  • доминирование неречевых средств коммуникации (мимики и жестов) над словами.

Указанные признаки ЗРР не следует игнорировать. При наличии одного или нескольких симптомов ребенка необходимо показать врачу для проведения обследования и выбора адекватного лечения задержки речевого развития.

Методы лечения ЗРР у детей

Большая роль в лечении задержки речи у детей отводится коррекционно-педагогической работе. Если причинами ЗРР стали социальные факторы, необходимо сформировать благоприятную речевую среду, демонстрировать ребенку правильную речь, регулярно проводить занятия, направленные на развитие коммуникационных навыков.

При наличии неврологических нарушений дополнительно могут назначаться препараты, направленные на улучшение работы головного мозга, и физиотерапевтические процедуры (массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия).

Хороший эффект при речевой задержке дают логопедические занятия и работа с психологом. Развитие мелкой моторики, пальчиковые и подвижные игры, специальные упражнения с логопедом, постановка связной речи помогают убрать зажимы и развить словарный запас ребенка.

Медикаментозное лечение ЗРР

Как правило, основная цель назначения лекарств для развития речи – улучшение питания нервных клеток и стимуляция работы головного мозга. Улучшение обменных процессов в ЦНС помогает повысить активность нейронов, что в сочетании с коррекционно-педагогической работой дает хороший терапевтический эффект.

Таблетки для развития речи у детей назначаются неврологом. Большинство лекарственных средств, применяемых при ЗРР, оказывают прямое воздействие на головной мозг, регулируя процессы возбуждения и торможения. Механизм действия препаратов при задержке речевого развития отличается, поэтому подбирать лекарственные средства должен лечащий врач, опираясь на диагностические данные, возраст и индивидуальные особенности ребенка.

Виды препаратов для улучшения речи у детей

Перечень лекарств при ЗРР у детей достаточно широк. Как правило, для улучшения развития речи неврологом подбираются несколько препаратов из разных групп. Комбинированное медикаментозное лечение в сочетании с коррекционно-педагогической работой зачастую позволяет быстрее достичь положительных результатов. Для лечения детей с симптомами ЗРР могут применяться следующие группы препаратов:

  • вазопротекторы;
  • антигипоксанты;
  • холинергические препараты;
  • адаптогены;
  • гомеопатические средства;
  • витамины;
  • ноотропные препараты:
    — производные пирролидона;
    — производные пиридоксина;
    — аналоги и производные ГАМК.

Вазопротекторы

Таблетки при ЗРР детям из группы вазопротекторов обычно назначают в качестве дополнительной терапии для восстановления реологических свойств крови и улучшения состояния кровеносных сосудов. Как правило, вазопротекторы добавляют в схему лечения ЗРР при выраженных нарушениях кровоснабжения в головном мозге. Любые препараты этой группы в педиатрической практике применяются с осторожностью, поскольку на данный момент не имеют полноценной доказательной базы о безопасности использования их в детском возрасте.

Антигипоксанты

Антигипоксанты способны повышать устойчивость клеток к кислородному голоданию и при лечении ЗРР также могут использоваться в качестве дополнительной терапии. Показаниями к применению антигипоксантов, как правило, являются недостаточность мозгового кровообращения, интоксикации различной этиологии, которые привели к нарушению нормальной работы нейронов. Перечень препаратов, разрешенных для детей, ограничен, и использование их без консультации с врачом может привести к развитию побочных явлений.

Холинергические препараты

Холинергические лекарственные средства направлены на улучшение питания головного мозга, регулирование обмена веществ, снижение потребности нейронов в кислороде. При задержке речевого развития холинергетики обычно стимулируют познавательные функции, улучшают память, повышают интерес к занятиям, а также снимают тревожность и страх. Холинергические препараты могут назначать при ЗРР различной этиологии как в качестве основного средства, так и составе комплексной терапии.

Адаптогены

Адаптогены способны снижать восприимчивость организма к стрессовым ситуациям, помогать быстрее восстанавливаться после высоких эмоциональных и физических нагрузок, перенесенных инфекционных заболеваний. Адаптогены могут стимулировать выработку АТФ, защищать нервные клетки от разрушения, стимулировать синтез белков и улучшать кровоснабжение тканей кислородом. Некоторые лекарства этой группы обладают ноотропной активностью и разрешены к применению с трех лет для нормализации работы ЦНС. Они могут усиливать действие ноотропных препаратов для детей при речевых нарушениях, что позволяет ускорить терапевтический эффект ноотропов.

Гомеопатические средства

Гомеопатические препараты зачастую используются для лечения ЗРР в качестве вспомогательных средств. Они обычно оказывают положительное влияние на центральную нервную систему, относительно безопасны и могут применяться у детей с первых дней жизни. Курсовой прием гомеопатических препаратов при ЗРР способен повысить эластичность сосудистых стенок и улучшить кровоснабжение головного мозга, что положительно сказывается на познавательных функциях и памяти.

Витамины

Витаминно-минеральные комплексы практически всегда назначаются детям с ЗРР, так как они помогают поддерживать нормальный обмен веществ, могут участвовать в выработке необходимых ферментов и гормонов, повышать защитные силы организма. Помимо основных витаминов в составе комплексных препаратов могут быть полиненасыщенные жирные кислоты, недостаток которых ухудшает проведение нервных импульсов, негативно отражается на процессах запоминания и усвоения информации.

Ноотропные препараты

Ноотропы при задержке речевого развития часто входят в стандартные схемы лечения. Они способны улучшать работу головного мозга и стимулировать познавательные процессы, необходимые для нормального обучения. Ноотропы при ЗРР могут ускорить мнестические функции, помочь ребенку лучше усваивать новый материал, обладают умеренным седативным эффектом.

Выбор ноотропных препаратов сейчас достаточно большой. Они отличаются формой выпуска, составом и механизмом действия. Какие лекарства принимать, если ребенок плохо говорит, может решить только лечащий врач, поэтому при ЗРР не стоит выбирать лекарственные препараты самостоятельно: любое лечение должно проводиться под контролем невролога или педиатра.

Производные пирролидона

Препараты этой группы часто используются для лечения ЗРР. Они способны повышать работоспособность головного мозга, защищать нервные клетки от негативного влияния токсинов и нехватки кислорода. Кроме того, производные пирролидона зачастую улучшают кровоснабжение в головном мозге, укрепляют связи между полушариями, тем самым ускоряя передачу нервных импульсов. При этом препараты на основе пирролидона не расширяют сосуды и не влияют на артериальное давление.

Производные пиридоксина

Производные пиридоксина могут стабилизировать состояние клеточных мембран и восстановить работоспособность нервных клеток. Препараты для лечения ЗРР на основе пиридоксина направлены на снижение тревожности, уменьшение возбудимости, стимулирование познавательных процессов. Если ребенок не говорит, эти лекарства в составе комплексной терапии могут ускорить формирование речевых навыков, улучшить запоминание и мыслительные процессы.

Аналоги и производные ГАМК

Лекарственные средства данной группы обычно назначают для улучшения речевого развития детей при патологиях, связанных с органическими поражениями головного мозга. Производные ГАМК способны снижать потребность нервных клеток в кислороде, защищать их от негативного воздействия вредных факторов, улучшать память, а также оказывать противосудорожное и седативное действие. Если ребенок не разговаривает, эти препараты могут помочь проводить коррекционно-педагогическую работу более эффективно, ускорить результаты лечения.

Гопантомид – ноотропный препарат для лечения ЗРР

Ноотропный препарат Гопантомид производится на Усолье-Сибирском химико-фармацевтическом заводе. Лекарственное средство изготавливается на предприятии полного цикла, что может гарантировать строгий контроль качества на каждом этапе производственного процесса.

Механизм действия

Попадая в организм, Гопантомид способен активизировать выработку аденозинтрифосфорной кислоты, белка и РНК, тем самым может улучшить обменные процессы в нейронах. Кроме того, препарат может улучшать энергетический метаболизм в головном мозге, усилить утилизацию глюкозы, обмен нуклеиновых кислот, что приводит к нормализации липидного спектра крови.

Форма выпуска

Гопантомид выпускается в виде раствора во флаконах по 50 и 100 мл, а также в форме таблеток по 250 и 500 мг.

Гопантомид при речевых нарушениях

В детской практике по назначению невролога или педиатра препарат может применяться для развития речи у ребенка. Дозировка и длительность курса лечения подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента и выраженности речевых нарушений. Курсовой прием Гопантомида в сочетании с психотерапевтической работой и логопедическими занятиями может ускорить процесс развития речи.

Источник

Читайте также:  Витамин с как антиоксидант для организма человека
Adblock
detector