Меню

Какие есть школы здоровья для пациентов

Общественные программы и школы здоровья

Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.

ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?

На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».

Действуют учреждения следующим образом:

1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.

2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.

В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.

ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.

К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:

1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.

2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.

3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.

4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.

5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.

КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?

В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:

1. “Школы для больных сахарным диабетом”.

2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.

3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.

4. “Школы для больных на хроническом диализе”.

5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.

6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.

7. “Школы для беременных”.

Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.

В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.

Источник

12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,

Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению:

• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;

• повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

Читайте также:  Нанесение вреда здоровью несовершеннолетнего

• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).

Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.

Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников.

Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.

Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.

Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.

Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом).

Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, располагающие к полуторачасовым занятиям. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам.

Источник

Кочубеевская районная больница

+7 (86550) 4-04-13

+7 (86550) 4-06-91

+7 (86550) 4-01-98

+7-906-470-78-45

07.00 — 18.00

08.00 — 16.12

Школы здоровья

Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Цели Школ Здоровья:
  • Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
  • Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.
  • Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.
  • Повышение качества жизни пациента и его семьи.
Задачи Школ Здоровья:
  • В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.
  • Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
  • Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
  • Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
  • Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
  • Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
  • Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
  • Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

Кочубеевская районная больница

Система ОМС
Государственные сайты

Задайте свой вопрос

Заполните все обязательные поля

Обращение к главному врачу

Подробно опишите ситуацию и укажите контактные данные.

Оцените качество оказанной помощи

ВНИМАНИЕ! Коронавирусная инфекция!

В целях анализа качества предоставления медицинских услуг, оказываемых Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края «Кочубеевская районнная больница» , просим Вас оценить качество нашей работы.

Просим Вас с пониманием отнестись к анкетированию и внимательно ответить на задаваемые вопросы. Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос.

При этом не нужно указывать свое имя, Ваши личные данные нигде не прозвучат. Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

Источник

Какие есть школы здоровья для пациентов

Школа здоровья — это форма профилактического консультирования услуга, которая оказывается пациентам с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ) или имеющими факторы риска ХНИЗ.

Школы здоровья организуются и формируются по наличию определённого хронического неинфекционного заболевания и факторов риска его развития у пациентов.

В Центре здоровья ГБУЗ АО «ЦМП» действуют 6 школ здоровья:

Читайте также:  Кдц здоровье днепровский вакансии

1. Школа профилактики артериальной гипертензии;

2. Школа профилактики хронической обструктивной болезни лёгких,

3. Школа профилактики сахарного диабета;

4. Школа профилактики атеросклероза;

5. Школа здорового питания;

6. Школа профилактики табакокурения.

Цели Школ здоровья:

повышение информированности о хронических неинфекционных заболеваниях (ознакомление людей с факторами риска ХНИЗ);

улучшение качества жизни пациента и его семьи;

мотивация пациентов к выздоровлению;

формирование активного отношения пациента к собственному здоровью и здоровью его близких людей;

получение практических навыков по профилактике и лечению заболевания;

формирование умений по самостоятельной помощи себе в критических ситуациях;

формирование навыков по самостоятельному устранению или снижению воздействия неблагоприятных факторов на свое здоровье.

Задачи Школ здоровья:

информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний;

знакомить с различными факторами риска и их ролью в формировании заболеваний;

формировать рациональное и активное отношение человека к здоровью, мотивация к оздоровлению;

повышать ответственность человека за сохранение своего здоровья;

формировать умение и навыки по самоконтролю и самопомощи;

добиваться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний;

ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

В Школе здоровья используется цикловой метод обучения в каждой школе проводится не менее 3-х занятий по 45 минут каждое, с демонстрацией слайдов по каждой тематике занятий, использованием лекционного материала, медицинского оборудования (тонометр, пульсоксиметр и др.), а занятия строятся по принципу «от простого к сложному». Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем структурного подразделения. В ходе проведения занятий ведётся открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Занятия проводятся небольшими группами (максимально 8-10 человек).

Темы занятий освещают такие аспекты, как:

здоровое питание, ожирение, гипертония, болезни легких, курение,

— влияние факторов риска на развитие ХНИЗ;

— необходимость и дозированность физических нагрузок;

практические навыки по измерению индекса массы тела, артериального

давления, ЧДД, ЧСС и др.;

— изучение методик по снижению неблагоприятных факторов на

Занятия проводятся врачами-специалистами Центра здоровья ГБУЗ АО «ЦМП» прошедших обучение по тематике «Медицинская профилактика», в отдельном помещении предназначенным для проведения Школ здоровья.

Запись пациентов ведется ежедневно с понедельника по пятницу по телефону 29-96-08 с 8-00 до 16-00

руководителем Центра здоровья Сафиуллиной Р.Н.

совместно с редакционно-издательским отделом

Источник

Красненская центральная районная больница

Основной целью здравоохранения на сегодняшнем этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. В современных условиях возрастает роль активного взаимодействия медицинских специалистов и пациента в вопросах оздоровления, снижения риска развития заболеваний, повышения приверженности здоровому образу жизни, формирования ответственного отношения к своему здоровью.

Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем. Эти задачи решают «Школы здоровья», созданные для лиц, больных неинфекционными заболеваниями, имеющими социальное значение, и беременных с целью профилактики внутриутробного негативного воздействия различных факторов на плод: физических, психогенных, химических, инфекционных и др., подготовки к родам, а также получения ими навыков правильного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком.

Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Основной целью школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.

К приоритетным задачам школ здоровья относятся:

повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;

формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;

повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;

создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;

Читайте также:  Улучшение здоровья медицинского персонала

формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;

привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;

снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.

В ОГБУЗ «Красненская ЦРБ» организованы и работают «Школы здоровья»:

«Школа для больных артериаьной гипертонией»

«Школа для больных сахарным диабетом»

«Школа для больных бронхиальной астмой»

«Школа здорового питания и коррекции веса»

«Школа для беременных»

«Школа молодой матери»

«Кабинет помощи отказа от курения»

Принципы организации Школ здоровья:

в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл).

контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний.

занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 2-8 занятий по 90 минут, в зависимости от школы

продолжительность занятий 1-1,5 часа.

занятия проводятся в группах по 5-8-10 человек.

20-30% – лекционный материал;

30-50% – практические занятия;

20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

10% – индивидуальное консультирование.

Для получения более подробной информации о возможности посещения Школ здоровья необходимо обращаться к своему участковому врачу.

Школа Сахарного диабета

Определение сахарного диабета

Питание при сахарном диабете

Острые осложнения при сахарном диабете

Поздние осложнения при сахарном диабете

Препараты для лечения сахарного диабета

Физические нагрузки, алкоголь при сахарном диабете

Школа артериальной гипертонии

Артериальная гипертония. Физиология сердечно-сосудистой системы. Изменения при артериальной гипертонии. Факторы риска. Самоконтроль

Питание при артериальной гипертонии. Ожирение. Холестерин

Физические нагрузки при артериальной гипертонии

Стресс и методы борьбы со стрессом

Медикаментозная терапия при артериальной гипертонии. Фитотерапия.

Осложнения артериальной гипертонии и первая помощь

Школа бронхиальной астмы

Что такое бронхиальная астма? Понятие. Определение. Устройство дыхательных путей вне приступа и во время приступа. Триггеры астмы. Методы элиминации.

Пикфлоуметрия. Методика использования прибора. Ведение дневника самоконтроля. Пищевая аллергия. Гипоаллергенная диета. Энтеросорбенты.

Основные препараты в лечении астмы. Техника ингаляций. Использование спейсера, небулайзера. Лечение астмы в зависимости от степени тяжести.

Острый приступ астмы и первая помощь.

Лечение и профилактика БА.

Немедикаментозные методы лечения.

Школа молодой матери

Вопросы, рассматривающие на занятиях:

Витаминотерапия у беременных

Что исключить во время беременности

Личная гигиена беременных

Посещение бассейна, занятия йоги

Одежда для беременных

Проблемы беременных: изжога, геморрой

Расписание занятий уточняйте у гинеколога.

Школа здорового питания и коррекции веса

На занятиях мы поможем вам создать схему индивидуального питания, изменить пищевые привычки, которые помогут сохранять ваш вес на протяжении достаточно длительного времени. Расскажем, как можно достичь снижения веса без диет, психологические моменты при успешном снижении веса, как правильно выбирать продукты в магазине, как питаться вне дома и не поправиться и др.

Кабинет помощи отказа от курения

Основными задачами «Школы» являются:

— повышение информированности населения о вреде табакокурения для курящего и вреде «пассивного курения», риске развития осложнений табакокурения;

— формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью;

— повышение мотивации у курящих пациентов к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

На занятиях мы разберем:

— Что мы знаем о вреде курения?

— Типы курительного поведения.

— Почему люди курят?

— Что такое никотиновая зависимость?

— Современные методы лечения табакокурения.

— Мотивация и готовность бросить курить.

— Я решил бросить курить. С чего начать?

Критерии эффективности Школ Здоровья:

Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.

Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.

Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.

Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.

3. Уменьшение распространения вредных привычек.

4. Экономический эффект от снижения:

временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;

стойкой утраты трудоспособности по болезни.

Источник

Adblock
detector