Меню

Какие есть проблемы здоровья у инвалидов

Жизнь инвалидов в России: нет денег, работы, доступной среды. И одиночество…

В настоящее время в России – 12,1 миллиона человек, которым официально присвоен статус инвалида. Это 8,4% населения страны. Проблема людей с инвалидностью напрямую касается почти каждой четвертой (23%) российской семьи, 13% имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида и 8% опрошенных имеют один из диагнозов, связанных с ограниченными возможностями. Эти данные представлены в докладе «Люди с ограниченными возможностями в XXI веке: новые возможности и перспективы» Комитета гражданских инициатив (КГИ), подготовленном при участии Левада-центра.

Портрет российского инвалида

По состоянию на 1 января 2018 года общая численность инвалидов составила 12,1 млн. человек, в том числе численность инвалидов первой, самой тяжелой группы, составляла 1,5 млн. человек (12,1%), II группы – 5,5 млн. (45,8%), III группы – 4,4 млн. человек (36,7%), детей-инвалидов – 655 тыс. человек (5,4%). При этом отмечается такая закономерность: за 2011-2018 г.г. общее число инвалидов уменьшилось на 8,4%, а численность детей-инвалидов возросла на 20%.

По данным аналитического отчета «Отношение россиян к людям с ограниченными возможностями здоровья», проблема людей с инвалидностью, инвалидности касается почти каждой четвертой российской семьи (23%), а 13% семей имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида.

Несмотря на то, что инвалиды в семье есть почти у четверти россиян, одной из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, – одиночество – около 24% инвалидов живут одни. Как правило, это одинокие мужчины и женщины с инвалидностью, потерявшие супругов (29%), хотя эта проблема так же актуальна и для пожилых людей без ограничений по здоровью.

Инвалидность во многом является возрастной проблемой. Две трети людей, имеющих инвалидность, старше 55 лет. Гендерный профиль российских инвалидов в целом соответствует общероссийскому распределению: 48% мужчин, 52% женщин.

Географически доля людей с инвалидностью распределена равномерно, за небольшим исключением юга России – в Северо-Кавказском и Южных федеральных округах их доля выше, чем в среднем. В сельской местности также наблюдается более высокая доля людей с инвалидностью.

Материальное положение

Материальное положение семей, в составе которых есть люди с инвалидностью, ниже, чем среди населения России в целом. Их средний ежемесячный доход составляет около 37 тыс. рублей, что ниже на 4 тыс. рублей, чем у других семей. При этом другие исследования показывают, что расходы на лечение и обеспечение нужд людей с инвалидностью оказываются выше, чем у обычных россиян.

Индикатор благосостояния семей, характеризующий оценку возможностей потребления, показал, что почти трети семей, в которых есть люди с инвалидностью, едва хватает денег на питание и одежду (28%), в то время как среди обычных семейэтот показатель составляет 21%.

Таким образом, наблюдается дисбаланс и доходов, и расходов среди семей, в составе которых есть люди с инвалидностью или дети-инвалиды.

Трудоустройство

Важнейшей нерешенной проблемой остается занятость людей с инвалидностью. За период с 2013 года по 2018 год на 700 тыс. сократилось численность работающих инвалидов – с 2344 тыс. до 1644 тыс., инвалидов первой группы – на 38 тыс., инвалидов второй группы – на 349 тыс., инвалидов третьей группы – на 300 тысяч человек.

Показатель занятости лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность (по данным выборочного обследования рабочей силы), составляет 17%, уровень безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность – 23.5%5

У инвалидов в возрасте старше 16 лет основными причинами отказа от предложений другой или какой-либо работы были:

  • низкая зарплата – 36,5%;
  • отдаленность от дома (трудности с транспортом) – 32,4%;
  • характер работы – 27,4%;
  • условия труда – 22,4%6.

Статья 24 «Права, обязанности и ответственности работодателей в обеспечении занятости инвалидов» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязывающая работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, не работает. Трудовой кодекс РФ позволяет работодателю на законных основаниях уволить работника, ставшего инвалидом, если не может предоставить условия труда, рекомендованные в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА).

Доступная среда

В ходе опроса Левада-центра россиян просили оценить доступность тех мест, которые они регулярно посещают, для людей с инвалидностью. В рамках опроса также ставилась задача проследить, насколько эти объекты инфраструктуры готовы к приему людей, имеющих физические ограничения.

Опрос показал, что подавляющее большинство россиян признает, что их дома и место работы или учебы не приспособлено для беспрепятственного перемещения людей с инвалидностью. 17-18% отмечают, что такие условия созданы в местах их проживания и работы. На этом фоне сильно выделяется Москва – о комфортных условиях для перемещения людей с инвалидностью в жилых домах здесь говорят вдвое чаще (33%).

Что же касается рабочих мест – здесь цифры аналогичны стране в целом.

Среди других объектах инфраструктуры города ситуация несколько лучше. Так, медицинские учреждения, банки в большей степени приспособлены для посещения людьми с физическими ограничениями – более трети таких учреждений, по мнению респондентов, можно расценивать как пригодные для маломобильных граждан.

Продуктовые магазины, которые необходимы для регулярного посещения, реже учитывают потребности людей с инвалидностью. По оценкам респондентов, менее пятой части из них имеют специальные условия.

Хуже всего ситуация наблюдается в местах проведения досуга (музеи, театры, кинотеатры и пр.) и общественным транспортом. Только 1 из 10 опрошенных считает их доступными для маломобильных людей.

Оценки слабой доступности среды среди населения в целом согласуются и с оценками самих людей с инвалидностью.

Подавляющее большинство россиян (92%) разделяет точку зрения о том, что дома должны быть оборудованы пандусами, лифтами для людей с инвалидностью, даже если это приведет к усложнению конструкций и неудобства для остальных жильцов.

Отношение в обществе

Читайте также:  Раздел 2 здоровье населения

Одним из индикаторов для успешной социальной адаптации людей с инвалидностью является возможность их присутствия в поле зрения общества. Опрос показал, что каждый третий взрослый житель России регулярно, практически каждый день так или иначе контактирует с людьми, имеющими инвалидность и другие ограничения здоровья (33%). Чаще всего, с ними взаимодействуют в своей повседневной жизни люди старших возрастных групп – старше 55 лет. Молодежь, напротив, заметно реже встречает вокруг себя такую категорию людей (21% в сравнении с 38% среди старших возрастов).

Большинство опрошенных замечают людей с инвалидностью вне объектов инфраструктуры – 8 из 10 сталкивались с ними просто на улице. Треть встречала их в медицинских учреждениях (29%) и еще четверть – в транспорте (25%). В отношении общественного транспорта стоит заметить, что распространенной практикой является привлечение людей с инвалидностью к участию в прошении милостыни или попрошайничеству. Каждый десятый имеет в поле зрения людей с ограниченными возможностями здоровья по месту своей работы или учебы. В досуговых местах (музеи, театры, кафе, рестораны) люди с ОВЗ все еще являются скорее исключением – менее 5% регулярно видят людей с инклюзией в таких объектах инфраструктуры.

Значительная часть россиян – более трети – практически не замечают людей с инвалидностью (37%). Меньше всего встречает инвалидов в своей жизни молодежь и обеспеченные слои населения.

По мнению авторов исследования, дистанцирование от инвалидов открыто не выражается, но косвенно проявляется в аргументации о необходимости раздельного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Готовность одобрить совместное обучение детей с разными физическими характеристиками выразили 46%, сегрегированное обучение в той или иной форме поддержали 48%. В то же время совместно работать с инвалидами готовы 68%, а 25% респондентов считают необходимым создание раздельных рабочих мест

Социальная изоляция и дискриминация

Значительной проблемой является одиночество и социальная изоляция людей с инвалидностью. Признание обществом того, они исключаются из коммуникативной среды, может служить проявлением чувства вины, недостаточного их вовлечения в социум. Примечательно, что люди, непосредственно столкнувшиеся проблемами со здоровьем, отдают этой позиции меньший приоритет. Для них более существенным фактором является отсутствие возможностей по получению квалифицированной медицинской помощи.

Абсолютное большинство респондентов на вопрос, какие чувства вызывают у них и среди их окружения люди с ограниченными физическими возможностями, инвалиды, дети с ДЦП, «колясочники» и другие категории наших граждан с разного рода проблемами здоровья, передвижении говорят о сочувствии им, своем (76%) и других (57%). Это свидетельствует о демонстрировании «гуманности» или «общественной солидарности» с теми, кто нуждается в нашей помощи, сочувствии, поддержке.

Но декларируемая норма совсем не обязательно должна переходить в те или иные формы солидарного и ответственного действия. Для более половины опрошенных вполне достаточно лишь обозначить такие приоритеты и признание значимости этой нормы, что не предполагает какого-либо практического действия или поведения, соответствующего декларируемому этическому императиву солидарности и эмпатии.

Об ущемлении прав, дискриминации, неуважительном отношении говорит каждый пятый респондент с инвалидностью (20%). В обществе в целом эта проблема также указывается схожим числом людей. Симметричность оценок людей с инвалидностью и без проблем со здоровьем, с одной стороны, явно демонстрирует понимание реальных жизненных трудностей, с которыми сталкиваются семьи. Однако степень погружения в жизнь людей, страдающих физическими или психическими ограничениями здоровья, сочувствие и готовность участвовать в решении таких проблем пока остается невыраженной.

Противоречия современной российской социальной среды распространяются и на проблематику инвалидности. Здесь отмечаются противоречия между провозглашаемой активностью социальной политики и пассивными мерами в отношении инвалидов, противоречия между финансированием материальной поддержки инвалидов и наличием сложной и неэффективной системы льгот, в отношении которой сохраняется стратификация инвалидов, противоречия между громкими декларациями и низким уровнем работы по обеспечению реального включения инвалидов в социум.

Основными проблемами людей с инвалидностью в России являются плохое материальное положение, проблемы с поиском работы и трудоустройством, недоступность городской среды для передвижения людей с физическими ограничениями и неприспособленность для них объектов социальной инфраструктуры. При этом главным барьером окружающей среды, препятствующей интеграции инвалидов и других маломобильных групп населения в социум, остается отношение большинства граждан к таким людям.

Источник

Какие есть проблемы здоровья у инвалидов

Журнал в базах данных




GoogleАкадемия

С 2019 года, в направляемых в журнал статьях, ссылки на источники в разделах Библиография и References должны быть составлены в порядке их упоминания в тексте и независимо от того, имеются ли среди них переводные источники или источники на иностранных языках.

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.73.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно.

—>

О современных проблемах инвалидности и инвалидов

Денисенков А.И.¹ , Зубарева Е.И.², Лукьянова И.Е. 3 , Орлова Г.Г. 4 , Отинова Л.В. 5

1 Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта, Москва
2 ММУ «Светлогорская городская поликлиника», Калининградская область
3 Российская Академия медико-социальной реабилитации, Москва
4 ЦНИИОИЗ, Москва; Кафедра профилактической медицины РУДН, Москва
5 Управление здравоохранения администрации городского округа «Город Калининград»

Аbout modern problems of physical disability and invalids
A.I. Denisenkov¹, E.I. Zubareva², I.E. Luk’yanova 3 , G.G. Orlova 4 , L.V. Otinova 5 ,

1 National Federation of medical riding and invalid horseracing, Moscow
2 «Svetlogorsk city polyclinic », the Kaliningrad area
3 Russian Academy of Medical and Social Rehabilitation, Moscow
4 Federal Public Health Institute, Moscow; Faculty of preventive medicine, University of People’s Friendship of Russia, Moscow
5 Health care department of Kaliningrad city administration.

29.03.2009 г.
В последние годы в России осуществлен ряд мероприятий по решению проблем лиц с инвалидностью, основополагающим среди которых было принятие закона «О социальной защите инвалидов в РФ», 1995. Однако, углубленный анализ показал невысокую эффективность, финансовую затратность проектов и программ, посвященных, решению проблем хронических больных и инвалидов.

Наиболее острыми проблемами инвалидов остаются серьезные ограничения жизнедеятельности (согласно МКФ), социальное и правовое неравенство, бедность, низкое качество медицинской помощи, проблемы с лекарственным и реабилитационным обеспечением.

Приоритетом социальной политики должны стать реабилитационные направления, адекватные состоянию экономики в стране. Представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политике министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.

Last years in Russia a number of actions aimed at solution of problems concerning persons with physical disability was carried out, among them an adoption of «On social protection of invalids in the Russian Federation» legislation, 1995, was the basic one. However, the profound analysis has shown low efficiency, high financial expenses of the projects and the programs devoted to the solution of problems in chronic patients and invalids.

The most acute problems with invalids are serious restrictions of their vital activity (according to ICF), social and legal inequality, poverty, poor quality of medical care, problems with medicine and rehabilitation provision.

The priorities of social policy should be the rehabilitation directions adequate to economical conditions in the country. Interdisciplinary coordination and informal interaction on issues concerning social policy of the ministries, departments, state and public organizations are represented as vitally important.

Ключевые слова: ограничения жизнедеятельности; реабилитационные центры; социальная политика.

Key words: restrictions of vital activity; rehabilitation centers; social policy.

За последние 15 лет в России впервые были осуществлены серьезные мероприятия в отношении людей с ограничениями жизнедеятельности (инвалидов), по созданию «доступной среды жизнедеятельности» (определение Всемирной Организации Здравоохранения, ВОЗ). При этом был принят ряд указов президентов и законодательных актов, создан в стране институт социальной защиты населения, разработаны информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов, приняты меры по расширению общественного понимания потенциала и нужд инвалидов разных групп (Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации», Москва 1998 год).

С принятием закона «О социальной защите инвалидов в РФ», который послужил основой для трансформаций в системе социальной защиты инвалидов, изменилось само содержание понятия «инвалид» [7, 8]. В настоящее время в соответствии с первой статьей закона «инвалид — лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, произошло существенное расширение критериев установления инвалидности, поскольку ранее из всех ограничений жизнедеятельности принималось во внимание лишь ограничение трудоспособности.

Несомненным достижением является создание в стране реабилитационных центров, большого числа общественных организаций инвалидов, благотворительных фондов, проектов и программ по социальной защите и поддержке инвалидов

Однако, многие программы и проекты, в том числе и государственные, оказались неоправданно затратными, в то время как результативность их оказалась невысокой, а проблемы инвалидов оказались прежними [9].

Проведенный нами анализ ситуации в стране за последние 5 лет на основе углубленного информационного и экспертного исследования показал невысокую эффективность и значительную финансовую затратность реализованных проектов и программ, посвященных, в основном проблемам реабилитации хронических больных и инвалидов [4]. Наиболее яркой иллюстрацией кризисной ситуации служат показатели детской инвалидности. Так по данным статистики, — в 1980 году она составила 16.5 на 10.000 детей; в 1991 г. –59.4: в 1994 г. – 399; в1996 г. – 514; в 1998 г. – 597. в 2007 – 388).. Истинная численность детей – инвалидов еще выше (примерно в 1,8-2 раза), поскольку в ежегоднике приведены сведения только о детях; получающих социальные пенсии. Степень выраженности ограничения жизнедеятельности детей – инвалидов, а именно отсутствие навыков адекватно вести себя, общаться с окружающими, передвигаться, ухаживать за собой, действовать руками и т.п., объясняет социальную неэффективность проводимой социально политики (рис.1).


Рис 1. Распределение детей-инвалидов по ведущему ограничению жизнедеятельности (тыс.чел.)

Одной из социальных проблем детской инвалидности является рост числа детей-инвалидов с умственной отсталостью. Обращает на себя внимания существенный разрыв по данному показателю между городом и селом (рис. 2).


Рис. 2. Численность умственно отсталых (олигофренов) в расчете на 10 тыс. человек

Экспертная оценка базовых динамических рядов общего числа инвалидов в населении нашей страны за 10 лет (1997-2006) и прогноз на 2007-2010 г.г. позволяет сделать вывод, что при сохранении темпов роста общее число инвалидов в 2010 г. может увеличиться до 17 млн. человек, или, при более благоприятных условиях до 15 млн. человек [6].

Абсолютные цифры дают возможность реально оценить проблемы государства, их объем и масштабы.

  • Рост социального и финансового бремени детей, пенсионеров и инвалидов
  • Социальные гарантии
  • Социальные льготы, пособия, пенсии
  • Современное социально-экономическое положение страны. Кризис.

Обязательными направлениями государственных мероприятий по проблемам инвалидности и инвалидов при этом являются:

  • Политические
  • Социальные
  • Медико-социальные
  • Медицинские

На сегодня наиболее острыми проблемами инвалидов являются:

  • Серьезные ограничения жизнедеятельности (согласно МКФ)
  • Социальное и правовое неравенство
  • Низкий уровень выплат
  • Бедность
  • Низкое качество медицинской помощи
  • Проблемы с лекарственным и реабилитационным обеспечением

Подтверждением этому служат статистические материалы [9] по продолжительности здоровой жизни и состоянию инвалидности в России (1995 г.)

Продолжительность здоровой жизни и состояния инвалидности в России (1995 г.)

лет %
Средняя продолжительность жизни населения (СПЖ) 64.8 100
СПЖ в здоровом состоянии 61,1 94,4
СПЖ инвалидов (+) 3.7 5,6
СПЖ инвалидов (+ -) 31,6

Рост продолжительности ожидаемой жизни, начавшийся в городе в 2004 г., а на селе в 2005 г., продолжился [2]. За 2007 г. и в сельской, и в городской местности продолжительность жизни увеличилась на 0,9 года и составила соответственно 65,6 и 68,2 года. Опережающим темпом росла продолжительность жизни у мужчин, в результате чего гендерный разрыв сократился на селе с 13,2 до 13 лет, в городе – с 12,7 до 12,2 года (табл.2.).

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)

Сельское население Городское население
оба пола мужчины женщины оба пола мужчины женщины
2000 г. 2006 г. 2007 г. 64,2 64,7 65,6 58,0 58,7 59,6 71,6 71,9 72,6 65,7 67,3 68,2 59,4 61,0 62,1 72,4 73,7 74,3

Разница между городом и селом в продолжительности ожидаемой жизни в течение трех последних лет сохраняется на уровне 2,6 лет против 1,5 лет в 1989 г. (рис. 3.).


Рис.3. Средняя продолжительность ожидаемой жизни (лет).

Отдельного внимания заслуживают проблемы семей с ограниченными возможностями (СОВ), [4]. Вот далеко не все из них:

  • недостаточные знания по уходу за опекаемым;
  • правовая неграмотность и пассивность в реализации своих прав;
  • неисполнение законов и нормативных актов по социальной защите;
  • формализм и недостаточный уровень социальной помощи;
  • проблемы воспитания и обучения;
  • психологические проблемы;
  • низкий уровень семейного бюджета;
  • низкий уровень организации, качества и доступности медицинской помощи и инвалидам, и опекунам;
  • недостаточный уровень реабилитационной помощи.

Высокие показатели инвалидности усугубляются еще и тем, что в стране сохраняется низкий уровень рождаемости и растет поколение с патологией репродуктивного здоровья и психологически неготовое иметь детей. Так опрос молодых семей (18-30 лет) показал, что не имеют детей 32,4%, имеют одного ребенка 40,9%, двоих — 22,7, троих — 3,5 и 0,5% — более трех детей. Из числа молодых семей, не имеющих детей, вообще не планируют иметь детей — 58%, планируют – 24,2, затруднились ответить – 17,8%. Удельный вес респондентов, репродуктивное поведение которых сдерживается материальным фактором, повысился с 20,1 в 2006 г. до 26,4% в 2007 г.

Другими наиболее значимыми причинами, по которым молодые семьи селян не хотят иметь детей или откладывают их рождение (за исключением случаев, когда детей, по их мнению, в семье достаточно), как и прежде, являются: желание продолжить учебу и продвинуться по службе (22,6%) и неудовлетворительные жилищные условия (18%).

Причины, по которым молодые семьи на селе не хотят иметь детей или откладывают их рождение

Причины, по которым молодые семьи на селе не хотят иметь детей или откладывают их рождение В % к числу опрошенных
Нам достаточно имеющихся детей 31,0
Плохое материальное положение, не хотим плодить нищету 26,4
Планируем продолжить учебу и продвинуться по службе 22,6
Плохие жилищные условия и нет средств для их улучшения 18,0
Пока не хотим себя обременять 12,7
Не позволяет здоровье 9,6
Планируем переехать в город и начать там новую жизнь 9,6
Вообще не хотим иметь детей 0,4
Другое 10,9

Всё вышеизложенное требует необходимости новых стратегических и тактических решений.

Большие проблемы связаны и с основными функциями службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, обязанной формировать развитие индивидуальных программ реабилитации (ИПР). Так, по данным С.Н. Пузина с соавт., [5; 6], из числа всех освидетельствованных в 2002 г. старше 18 лет ИПР была сформирована и выдана лишь 16% инвалидов, а среди детей-инвалидов – 30,5%.

Большое значение в решении проблем эффективной реабилитации имеет комплексная реабилитация, направлениями которой являются:

  • медико-социальная,
  • социально-правовая,
  • психолого-коррекционная,
  • психо-терапевтическая,
  • трудовая,
  • физкультурно-оздоровительная.

Эти принципы обязательны при любом базовом реабилитационном методе. Среди наиболее часто используемых: в реабилитационном центре Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта:

  • сочетание ЛВЕ [1; 3] с лечебным массажем и ЛФК, методами кинезотерапии,
  • коррекция энергозатрат и нарушений питания,
  • тренировки по различным видам инвалидного спорта: в т ч настольный теннис, армреслинг, пауэрлифтинг и другие,
  • коррекция поведения, дефектов речи, расширение навыков по общению и самообслуживанию,
  • развитие творческих способностей,
  • формирование первичных навыков разнообразных ремесел [4].

Несмотря на высокую результативность этого реабилитационного центра проблем у него много, все они близки к проблемам большинства отечественных РЦ:

  • проблемы неравенства РЦ разных форм собственности;
  • проблемы преемственности в оказании социальных и реабилитационных услуг;
  • дефицит кадров и дефекты подготовки;
  • вопросы организации и менеджмента;
  • льготы, кредиты, страхование деятельности РЦ;
  • информационный и инструктивно-методический вакуум.

В заключение нельзя не сказать о том, что приоритетом социальной политики в настоящее время должны стать реабилитационные направления, адекватные состоянию экономики в стране и планируемым затратам на социальные программы и проекты.

Нельзя не учитывать и сложившуюся в стране практику ведомственного подхода к решению социальных проблем. В связи с этим, нам представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.

Не менее актуальной проблемой является привлечение к решению задач национального здоровья проектов и программ на основе социального взаимодействия и партнерства, в том числе привлечение к социальной политике негосударственных средств и частного капитала. В стране отсутствуют стимулы для функционирования неправительственных учреждений социальной помощи.

Список литературы:

  1. Амасьянц Р.А., Артюхов А.С. Социально-гигиеническая характеристика общего контингента детей-инвалидов в Московской обл. //Проблемы территориального здравоохранения: Сб. научных трудов, вып.5. – М., 2004. – С. 237-241.
  2. Ежегодный доклад по результатам мониторинга «Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию». М., 2008.-200с.
  3. Иппотерапия (лечебная верховая езда): Мет. рекомендации /Под ред. проф. Лильина Е.Т. – М., 1999. – 22 с.
  4. Орлова Г.Г., Роберт Н.С., Денисенков А.И. Организационные аспекты комплексной реабилитации детей-инвалидов на основе лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. М., 2004. – 168с.
  5. Пузин С.Н., Гришина Л.П., Беличенко В.В. Оценка динамики первичной инвалидности в Российской федерации за 10 лет (1996-2005) и прогноз на 2006-2010 гг. //Мед.-соц. эксперт. и реабил. 2007. №3. – С.32-34.
  6. Пузин С.Н. Современное состояние медико-социальной реабилитации /Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Дымочка М.А., Золоев Р.В., Ан А.В., Хубутия Б.Н., Бадлецкий А.А. //Мед-соц. эксп. и ребил. – 2008. — №2. — С.3-4.
  7. Разумов А.Н. Государственная политика в области восстановительной медицины и реабилитации //Материалы Международной научно-практ. конференции «Правовые и социально-экономические аспекты медико-социальной и профессиональной реабилитации» — М., 2003. – С. 21-25.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 21.10.2004 г. №1343р «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду».
  9. Социально-экономические аспекты инвалидности. Под ред. Ю.В.Михайловой, А.Е.Ивановой. М., 2006.-137с.

Просмотров: 31590

Источник

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector