Приложение N 4. Правила организации деятельности центра здоровья
Правила
организации деятельности центра здоровья
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности центра здоровья, оказывающего медицинскую помощь по профилактике неинфекционных заболеваний взрослому населению (далее — Центр).
2. Центр является структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — медицинская организация). Центр рекомендуется создавать из расчета не менее чем на 200 тыс. населения.
3. На должность заведующего Центром назначается врач-специалист, имеющий высшее образование по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «стоматология», прошедший обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.
4. На должность врача по медицинской профилактике назначается врач-специалист, имеющий высшее образование, прошедший обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.
5. Структура и штатная численность Центра утверждаются руководителем медицинской организации, в составе которой он создан, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, установленных приложением N 5 к Порядку организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни у взрослых в медицинских организациях, утвержденному настоящим приказом.
6. Для организации работы Центра в его структуре рекомендуется предусматривать следующие структурные подразделения:
1) кабинет врача;
2) кабинет для проведения группового профилактического консультирования (школ пациента);
3) кабинеты тестирования, инструментального и лабораторного обследования;
4) кабинет гигиениста стоматологического;
5) кабинет лечебной физкультуры;
6) кабинет здорового питания.
7. Оснащение Центра осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением N 6 к Порядку организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни у взрослых в медицинских организациях, утвержденному настоящим приказом.
8. Основными функциями Центра являются:
1) участие в оказании взрослому населению первичной медико-санитарной помощи;
2) проведение обследования граждан с целью оценки функциональных и адаптативных резервов здоровья, выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний, включая риск пагубного потребления алкоголя, и риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, прогноза состояния здоровья, включающее определение антропометрических параметров, скрининг-оценку уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, экспресс-оценку состояния сердечно-сосудистой системы, оценку показателей функций дыхательной системы, органа зрения, выявление патологических изменений зубов, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта;
3) индивидуальное консультирование граждан по вопросам ведения здорового образа жизни, включая рекомендации по рациональному питанию, двигательной активности, занятиям физической культурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха, психогигиене и управлению стрессом, профилактике факторов риска развития неинфекционных заболеваний, ответственному отношению к своему здоровью и здоровью членов своей семьи, принципам ответственного родительства;
Информация об изменениях:
Подпункт 4 изменен с 4 сентября 2020 г. — Приказ Минздрава России от 28 июля 2020 г. N 748Н
4) проведение мероприятий по коррекции факторов риска развития неинфекционных заболеваний, в том числе в форме индивидуального углубленного профилактического консультирования или группового профилактического консультирования (школа пациента), включающего оказание медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, для граждан, в том числе граждан с II и III группами состояния здоровья (по направлению медицинского работника, в рамках второго этапа диспансеризации);.
5) направление пациентов в необходимых случаях к врачам-специалистам, включая направление граждан с табачной зависимостью в кабинет оказания медицинской помощи по прекращению потребления табака, а граждан с выявленным риском пагубного потребления алкоголя или риском потребления наркотических средств и психотропных веществ к врачу-психиатру-наркологу специализированной медицинской организации или иной медицинской организации, оказывающей наркологическую помощь;
6) индивидуальное углубленное профилактическое консультирование по вопросам здорового питания, включающее оценку фактического питания, углубленное обследование состава тканей и основного обмена организма человека, оказание медицинской помощи по оптимизации массы и состава тканей организма человека, коррекции нарушений питания;
7) участие в проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров;
8) диспансерное наблюдение, включая назначение лекарственных препаратов для коррекции дислипидемии, за гражданами, имеющими высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний;
9) организация и проведение мероприятий по информированию и мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни (в том числе в трудовых и учебных коллективах), включая рациональное питание, увеличение двигательной активности, снижение стресса, прекращение потребления табака, пагубного потребления алкоголя, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
10) обучение граждан правилам оказания первой помощи при жизнеугрожающих заболеваниях и их осложнениях (острый коронарный синдром, острые нарушения мозгового кровообращения, острая сердечная недостаточность, внезапная сердечная смерть), включая индивидуальное и/или групповое обучение лиц, имеющих высокий риск развития указанных жизнеугрожающих состояний, и членов их семей;
11) информирование врачей медицинской организации, в составе которой организован Центр, о случаях выявления граждан с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний;
12) повышение уровня знаний медицинских работников медицинской организации по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни;
13) анализ распространенности факторов риска развития неинфекционных заболеваний, показателей заболеваемости, инвалидизации и смертности населения от указанных заболеваний;
14) организация и участие в проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включая пропаганду, направленную на прекращение потребления табака, пагубного потребления алкоголя и потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача среди населения;
15) участие в разработке и реализации мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни;
16) представление отчетности в установленном порядке**, сбор и предоставление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения***, в том числе контроль, учет и анализ результатов диспансеризации и профилактических медицинских осмотров.
* Исключена с 4 сентября 2020 г. — Приказ Минздрава России от 28 июля 2020 г. N 748Н
Информация об изменениях:
** Пункт 11 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257) (далее — Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
*** Часть 1 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ, ЕГО КОМПОНЕНТЫ
На данный момент есть огромное количество определений понятия «здоровья». Но среди существующих понятий «здоровье», ни одно из определений не описывает его полностью.
В общебиологическом смысле здоровье определяют как гармоничное единство обменных процессов между организмом и окружающей его средой и согласованное течение обменных процессов внутри организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем [1, c.5]
В соответствии с данным понятием следует проанализировать трехкомпонентную структуру здоровья, которая включает в себя физическую, психическую и социальную части.
К физическому компоненту здоровья мы относим не только «отсутствие заболеваний и физических дефектов, в том числе и генетических, но и резервные возможности организма, обеспечивающие адаптационные реакции; способность органов и систем органов функционировать в нормальном режиме, адекватно реагировать на воздействие окружающей среды» [7, c.6].
Под психическим здоровьем принято понимать соответствующее данным восприятие окружающего мира, адекватное протекание психических процессов, отсутствие выраженных психических расстройств, наличие функциональных резервов организма, дающих возможность личности справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями, а также состояние равновесия человека с окружающим миром, в том числе — с обществом, в котором он живет. Психическое здоровье состоит из следующих компонентов: положительное отношение к себе, оптимальное развитие и самореализация личности, личная автономия, умение адекватно воспринимать окружающий мир и воздействовать на него. Психическое здоровье — это состояние душевного комфорта, обеспечивающее адекватную обстоятельствам поведенческую реакцию.
Одним из компонентов психического здоровье принадлежит нравственное здоровье человека. Это совокупность эмоционально-волевых и мотивационно – потребностных качеств человека, систему ценностей, установок, мотивов поведения в обществе.
Социальная составляющая здоровья – это понимание человеком себя в качестве субъекта определенного пола и способность к взаимодействию с другими людьми.
Образовательные учреждение и страна в начале XX века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым убрав данную ответственность с их родителей и с общества в целом; поскольку каждая школа должна была обеспечивать и контролировать ведение здорового образа жизни. Но этого недостаточно, поскольку это проблема общества. К несчастью, за сотню лет ситуация мало в чем изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому образовательные организации не в силах решать эту проблему в одиночку.
При организации учебно-воспитательного процесса в школе педагогу необходимо предпринимать меры по уменьшению негативного воздействия условий, в которых происходит образовательный процесс на здоровье учащихся [4, c.7].
Итак, здоровье необходимо рассматривать вкупе трех компонентов: физического, психического и социального, потому что нельзя выделить самый значимый и основной компонент. Рассматривая существующие школьные факторы риска и статистику заболеваемости среди учащихся, можем сделать вывод о том, что основной задачей в наши дни является здоровьесберегающая педагогика, поскольку в современном образовательном процессе школы необходимо использование здоровьесберегающих технологий.
Результаты проведенной в нашей стране диспансеризации показывают, что за последние годы заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза. Данная проблема очень важна, здоровье учеников, особенно в последние годы, сильно ухудшается, в связи с этим использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе крайне необходимо.
Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать только как альтернативу всем иным педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии — достижение того или иного образовательного результата в образовательном процессе, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не должно находиться в качестве главной и единственной цели образовательного процесса, оно должно быть только условием достижения основной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации этой технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). С другой стороны, здоровьесбережение может проявляться в качестве приоритета в идеологии и принципах педагогической деятельности. Единственный путь решения проблемы формирования здорового образа жизни — создание системы воспитания ЗОЖ школьников в образовательных учреждениях с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду ЗОЖ, должны представлять собой не одноразовые мероприятия, а являться главной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.
Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в школе направлена на формирование культуры здоровья и ЗОЖ и выполяется по нескольким направлениям — диагностическое, коррекционное, консультативное и другие.
Для увеличения эффективности работы нужно привлекать к формированию ЗОЖ специалистов в рамках социально — валеологических служб. Специалисты службы подходят к решению этой проблемы комплексно, то есть работают с детьми, учителями и родителями.
ЗОЖ не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в наше время. Но необходимо обучить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, следует личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Каждое образовательное учреждение должно стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать основной функцией образовательного учреждения.
Список литературы:
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. — М., 2007, 63 с.
2. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — М.: 2000. – С.45.
3. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев — Спб.: «Детство-пресс», 2011. — 160 с.
4. Крутецкий, В.А. Психология подростка/ В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин; М.: «Просвещение», 1995 — 316 с.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. — 9-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 456 с.
6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений /Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. — 606 с.
7. Сенникова, Л.М. Школа здоровья / Л.М. Сенникова // Начальная школа, — 2001. -№11. — с.15-17
8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе./ Н.К. Смирнов. — М.: АКК и ПРО, 2012. — 121 с.
9. Ставцева, В.В. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке: учеб. пособие по курсу «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для студ. пед. спец. вузов/ В.В. Ставцева. 2-е изд. испр. — Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. — 80 с.
10. Тимофеев, С.П. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях: методические рекомендации / С.П. Тимофеев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников. — Белгород: Белгородский региональный институт ПКППС, 2014. — 336 с.
11. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. — М.: «Просвещение», 1990 — 319 с.
12. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии, 2007. — №2. — с. 3-14.
Источник