Тест «Здоровье и безопасность»
тест по окружающему миру (2 класс) по теме
Тест по учебнику Окружающий мир под редакцией А.А. Плешакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_teme_zdorove_i_bezopasnost.docx | 440.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест к разделу «Здоровье и безопасность»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Голова, шея, туловище, руки, ноги – это ____________
- Установи стрелками соответствие.
- С помощью какого органа дышит человек? Обведи нужную букву.
- Какой орган непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело? Обведи нужную букву.
- В каком ряду дан правильный порядок расположения органов пищеварения? Обведи нужную букву.
а) кишечник – рот – желудок – пищевод – прямая кишка;
б) рот – зубы – пищевод – желудок – кишечник – прямая кишка;
в) желудок – рот – зубы – кишечник – прямая кишка.
6. Отметь на рисунке легкие.
7. В какой строчке описывается здоровый человек?
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий?
в) стройный, сильный, ловкий, статный.
8. Какая последовательность занятий после школы полезнее для здоровья?
а) выполнение домашних заданий, обед, прогулка;
б) обед, прогулка, выполнение домашних заданий;
в) обед, выполнение домашних заданий, прогулка.
9. Какой из этих предметов должен быть личным?
10. в каком ответе перечислены только продукты растительного происхождения?
А) хлеб, чай, сыр, картофель, орехи;
Б) хлеб, помидоры, кофе, яблочный сок, варенье.
В) масло, сыр, творог, мясо, рыба.
Тест к разделу «Здоровье и безопасность»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Головной мозг, легкие, сердце, желудок, печень, кишечник – это ____________
- Установи стрелками соответствие.
- Что является главным отделением «внутренней кухни»? Обведи нужную букву.
4. Какой орган управляет работой всего организма? Обведи нужную букву.
5.В каком ряду дан правильный порядок расположения органов дыхания? Обведи нужную букву.
а) бронхи – нос – легкие — трахея;
б) нос – трахея – бронхи — легкие;
в) легкие – бронхи – трахея – нос.
6. Отметь на рисунке легкие.
7. В какой строчке описывается здоровый человек?
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий?
в) стройный, сильный, ловкий, статный.
8. Какая последовательность занятий после школы полезнее для здоровья?
а) выполнение домашних заданий, обед, прогулка;
б) обед, прогулка, выполнение домашних заданий;
в) обед, выполнение домашних заданий, прогулка.
9. Какой из этих предметов должен быть личным?
10. в каком ответе перечислены только продукты растительного происхождения?
А) хлеб, чай, сыр, картофель, орехи;
Б) хлеб, помидоры, кофе, яблочный сок, варенье.
В) масло, сыр, творог, мясо, рыба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру.
Урок-презентация по пожарной безопасности для 1-4 классов.
Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос.
Инструкция для родителей1.Правила дорожного движения2.Правила поведения в транспорте3.Ребенок на улице4. Ребенок дома5.Ребенок и водоем.
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности «Школа безопасности» .Цели: Продожить знакомство с правилами безопасности в быту,отрабатывать правильность действий во время пожара, воспитывать уважен.
Цели:- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;- предупредить баловство детей с огнём.Задачи:- научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодол.
Источник
Дидактический материал по окружающему миру «Здоровье и безопасность»
тест по окружающему миру (2 класс) на тему
Данный дидактический материал по окружающему миру предназначен для индивидуальной дополнительной работы учащихся на уроке при повторении или закреплении данных тем. Карточки следует рапечатать (столько копий, на скольких учеников расчитывается опрос) в формате А5 и разрезать на карточки. Для удобства использования и хранения я создала картотеку и разложила карточки в стопки по темам:
- Город и село.
- Домашние опасности.
- Если хочешь быть здоров.
- Строение тела человека.
Задания представлены в тестовой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchiy_fayl_2.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Город и село.
- Какой это населённый пункт? В нём много улиц и высоких домов, работают школы, музеи, театры, много магазинов.
- Что НЕ является признаком села?
а) Невысокие дома
б) Есть ферма, скотный двор
в) Жители занимаются разведением культурных растений, выращиванием домашних животных
г) На улицах много автомобилей, есть троллейбусы, трамваи
- Что НЕ является признаком города?
а) Большие многоэтажные дома
б) Много улиц, есть фабрики и заводы
в) Мало улиц, есть ферма, скотный двор
г) По улицам движутся автобусы и троллейбусы
Тема: Домашние опасности.
а) к горячей тарелке
б) к острой лопате
в) к оголённому проводу
- Без взрослых никогда НЕ используйте:
- Чтобы не обжечься, лучше всего использовать:
а) мокрую тряпку
б) кухонное полотенце
в) специальную рукавичку
Тема: Если хочешь быть здоров.
- Какая последовательность занятий после школы полезнее для здоровья?
а) Выполнение домашних заданий, обед, прогулка на свежем воздухе
б) Обед, прогулка на свежем воздухе, выполнение домашних заданий
в) Обед, выполнение домашних заданий, прогулка на свежем воздухе
- Какой из этих предметов должен быть личным?
- В каком ответе перечислены только продукты растительного происхождения?
а) Хлеб, чай, сыр, картофель, орехи
б) Хлеб, помидоры, кофе, яблочный сок, варенье
в) Масло, сыр, творог, мясо, рыба
Тема: Строение тела человека.
- К внешнему строению тела человека относится:
г) головной мозг
- К внутреннему строению тела человека относится:
- Что называют «неутомимым мотором» тела человека?
а) головной мозг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал представлен в форме опросов к основным темам программы 2 класса системы Школа 2100″. Данная разработка поможет в организации фронтальных и письменных работ.
Дидактический материал представлен в форме опросов к основным темам программы 3 класса системы Школа 2100″. Данная разработка поможет в организации фронтальных и письменных работ.
Дидактический материал представлен в форме опросов к основным темам программы 4 класса системы Школа 2100″. Данная разработка поможет в организации фронтальных и письменных работ.
Данный дидактический материал по окружающему миру предназначен для индивидуальной работы учащихся на уроке при повторении или закреплении данных тем. Карточки следует рапечатать (столько копий, на ско.
Самостоятельные работы по темам учебного курса «окружающий мир» по программе Занкова.
Данный материал содержит:- задания для повторения изученного во 2-ом классе- обучающие задания по теме «Древняя Русь», 4 класс, УМК «Гармония".
Каждый человек должен знать историю своего края, растительный и животный мир. Данный материал поможет учителю познакомить учащися с.
Источник
Какая последовательность занятий после школы полезнее для здоровья
Тест по учебнику Окружающий мир под редакцией А.А. Плешакова
Тест к разделу «Здоровье и безопасность»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Голова, шея, туловище, руки, ноги – это ____________
- Установи стрелками соответствие.
- С помощью какого органа дышит человек? Обведи нужную букву.
- Какой орган непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело? Обведи нужную букву.
- В каком ряду дан правильный порядок расположения органов пищеварения? Обведи нужную букву.
а) кишечник – рот – желудок – пищевод – прямая кишка;
б) рот – зубы – пищевод – желудок – кишечник – прямая кишка;
в) желудок – рот – зубы – кишечник – прямая кишка.
6. Отметь на рисунке легкие.
7. В какой строчке описывается здоровый человек?
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий?
в) стройный, сильный, ловкий, статный.
8. Какая последовательность занятий после школы полезнее для здоровья?
а) выполнение домашних заданий, обед, прогулка;
б) обед, прогулка, выполнение домашних заданий;
в) обед, выполнение домашних заданий, прогулка.
9. Какой из этих предметов должен быть личным?
10. в каком ответе перечислены только продукты растительного происхождения?
А) хлеб, чай, сыр, картофель, орехи;
Б) хлеб, помидоры, кофе, яблочный сок, варенье.
В) масло, сыр, творог, мясо, рыба.
Тест к разделу «Здоровье и безопасность»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Головной мозг, легкие, сердце, желудок, печень, кишечник – это ____________
- Установи стрелками соответствие.
- Что является главным отделением «внутренней кухни»? Обведи нужную букву.
4. Какой орган управляет работой всего организма? Обведи нужную букву.
5.В каком ряду дан правильный порядок расположения органов дыхания? Обведи нужную букву.
а) бронхи – нос – легкие — трахея;
б) нос – трахея – бронхи — легкие;
в) легкие – бронхи – трахея – нос.
6. Отметь на рисунке легкие.
7. В какой строчке описывается здоровый человек?
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий?
в) стройный, сильный, ловкий, статный.
8. Какая последовательность занятий после школы полезнее для здоровья?
а) выполнение домашних заданий, обед, прогулка;
б) обед, прогулка, выполнение домашних заданий;
в) обед, выполнение домашних заданий, прогулка.
9. Какой из этих предметов должен быть личным?
10. в каком ответе перечислены только продукты растительного происхождения?
А) хлеб, чай, сыр, картофель, орехи;
Б) хлеб, помидоры, кофе, яблочный сок, варенье.
В) масло, сыр, творог, мясо, рыба.
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле.
Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос.
Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности.
Материал может быть использован для внеурочной деятельности. Сценарий урока + презентаци + викторина по правилам дорожного движения.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех .
Урок Окружающего мира на тему «Здоровье и безопасность».
Материал данной консультации предназначен для педагогв начальных классов, отчечающих за здоровье сбережение обучающихся.Представлены основные направления формирования здорового образа жизни, фор.
Что такое правильный режим дня школьника и почему он так важен для сохранения здоровья вашего ребёнка? Это вопрос интересует не только родителей первоклашек, но и всех, кто хочет, чтобы его ребёнок не только хорошо учился, но и вырос здоровым.
К сожалению, большинство детей школьного возраста не являются абсолютно здоровыми, имея уже в этом возрасте одно или несколько заболеваний — об этом говорит статистика. Этот факт очень тревожит родителей. Здоровье школьника зависит от многих факторов, в том числе и от того, как организован его режим дня.
Благодаря правильному, сбалансированному режиму дня, у ребёнка вырабатываются привычки, а определённая последовательность действий настраивает на учёбу, отдых или физическую активность. Благодаря условным рефлексам, процесс обучения и выполнения других дел значительно упрощается. Для школьника правильный режим дня — это основа крепкого здоровья, хорошей работоспособности и настроения, которая поможет избежать переутомления и обеспечит отличную успеваемость.
Правильный режим дня важен не только для школьника, но и для его родителей. Но, в отличие от взрослых, организм ребёнка растёт и развивается, и этот факт нельзя игнорировать. Поэтому при составлении режима дня для школьника важно правильно распределить нагрузку, чередуя работу и отдых, умственные и физические занятия, а также учитывая привычки, характер и состояние здоровья самого ребёнка.
- чередование работы и отдыха. Помните: перегрузка может привести к нервному срыву и сбоям в работе иммунной системы.
- своевременное полноценное питание.
- вовремя просыпаться утром и вовремя ложиться спать вечером. Эта привычка — лучшая гарантия приятного пробуждения утром и быстрого засыпания вечером.
- полноценный сон в течение 9–10 часов в сутки (для младшеклассников — 10–12 ч). Время ночного отдыха является важным для поддержания здоровья растущего организма. Здоровый сон улучшает работоспособность и усвоение новой информации, в то же время, недосыпание очень вредно для здоровья ребёнка.
Основные элементы распорядка дня школьника:
— учёба: уроки в школе и домашнее задание;
— дополнительные занятия: кружки, секции;
Рассчитайте, сколько времени нужно вашему ребёнку, чтобы спокойно и без суеты собраться в школу и успеть к началу занятий. Это важный момент правильного распорядка дня. Как правило, утром организм просыпается постепенно, и спешка в это время создаст ненужный стресс. Утренняя зарядка — на ваше усмотрение. Некоторые дети лучше просыпаются постепенно, естественным образом, а некоторым понравится утренняя гимнастика.
Не всем детям нравится завтракать рано утром, но завтрак — самый важный приём пищи за весь день, и со временем это станет привычкой.
Вторая половина дня
Правильная организация дня после занятий в школе, которые могут быть достаточно утомительными для вашего ребёнка, является очень важным моментом. Большинство детей испытывают сильную усталость после занятий, и им необходим полноценный отдых. Хорошим выходом из такой ситуации может быть дневной сон. Для младшеклассников это — необходимость. Для детей постарше, другой, не менее эффективный и полезный для здоровья способ восстановить силы — прогулка на свежем воздухе.
Не забывайте о своевременном приёме пищи: интервал между приёмами пищи для ребёнка 6–7 лет не должен превышать 3–4 ч.
Отдохнув, ребёнок может заняться выполнением домашнего задания и посещением кружков и секций. При выполнении домашнего задания следует не забывать делать 10 минутные перерывы. Оптимальное время для усвоения информации — с 16:00 до 18:00. Если ваш ребёнок учится во вторую смену, то лучшее время для выполнения домашнего задания — утро.
Вечер — время ужина и свободного времяпрепровождения: отдых, хобби, общение с друзьями и т. д. Родители должны следить за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать: время отхода ко сну зависит от времени пробуждения утром. Оптимальное время — 21:00.
Помните: для школьника правильный режим — это то, что поможет сохранить здоровье развивающегося организма, и сделать важный шаг к умению организовывать не только свой текущий день, но и всю жизнь.
Готовясь к первому сентября, родители заботятся о том, чтобы у ребенка была красивая школьная форма и принадлежности для учебы хорошего качества. И, как правило, не задумываются о планировании заранее режима дня на период учебы.
Режим дня школьника заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом биологических ритмов растущего организма.
Родители обязаны организовать правильный режим дня для школьника с целью обеспечения наилучших условий, как для его работы, так и для отдыха. От этого напрямую зависит его здоровье, физическое развитие, школьная успеваемость.
Режим дня ученика, организованный правильно, строится на основе строгого чередования его элементов (утренний подъем, прием пищи, приготовление домашнего задания и т.д.). При их выполнении в определенном порядке, ежедневно в один и тот же период времени, центральная нервная система образует связи, облегчающие переход от элемента к элементу, затрачивая на их выполнение минимум энергии.
Составляя режим дня школьника, необходимо учитывать его возрастные особенности, в первую очередь — нервной системы. Ведь простая нагрузка для учеников среднего и старшего возраста окажется непосильной для школьников младших классов.
Каждое утро ребенка-школьника должно начинаться зарядкой, прогоняющей остатки сонливости и дающей заряд бодрости на день. Основная деятельность детей школьного возраста — учеба. Важным моментом является приобщение детей к физическому труду (школьная мастерская, занятия в кружках, помощь по домашнему хозяйству, работа в саду и огороде и т.д.).
Подготовка домашних заданий занимает у младших школьников от полутора до двух часов, ученики средних классов затрачивают на это от двух до трех часов, а старшим школьникам необходимо три-четыре часа. Не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы. Перерыв между школьными занятиями и домашними должен составлять не меньше двух с половиной часов, причем большая часть времени должна отводиться на прогулки и игры на воздухе. Учащиеся первой смены подготовку домашних заданий должны начинать не ранее, чем в 16-17 часов. А режим дня школьника второй смены предусматривает начало выполнения домашних заданий с 8 – 8.30 утра. После их выполнения – прогулка на воздухе. Причем родители этих школьников должны следить за тем, чтобы домашние задания не выполнялись ими в вечернее время, после прихода из школы.
Выполняя задания дома, желательно делать десятиминутный перерыв через каждых 40-45 минут и проветривать комнату. Для выполнения домашних заданий школьнику должны быть созданы условия со спокойной обстановкой.
Режимом дня школьника также предусматривается время для деятельности по интересам (рисование, чтение, музыка, конструирование) — от одного часа для младших школьников до двух с половиной часов для старших. Школьники также в обязательном порядке должны привлекаться к посильному домашнему труду.
Соблюдение школьниками режима приема пищи в строго определенное время способствует выработке условного рефлекса, вызывающего аппетит, и лучшему усваиванию питательных веществ, а также становится залогом здоровья.
Завершается режим дня школьника вечерними гигиеническими процедурами, на что отводится 30 минут. В этот период ученик также должен привести в надлежащий вид свою обувь и форму.
Время ночного сна ребенка составляет приблизительно 10 часов. Очень важно ложиться спать и подниматься в один и тот же период времени. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего – в 22.00 — 22.30. Ученики и первой, и второй смены должны подниматься утром в семь часов.
Ориентировочный режим дня школьника, учащегося в первую смену:
в 7 утра – подъем;
с 7 ч. до 7. 30 мин. – зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 30 мин. до 7. 50 мин. – завтрак;
с 7. 50 мин. до 8. 20 мин. – время на дорогу в школу;
с 8. 30 мин. до 12. 30 мин. – школьные занятия;
с 12. 30 мин. до 13 ч. – время на дорогу из школы;
с 13 ч. до 13. 30 мин. – обед;
с 13. 30 мин. до 14. 30 мин. – сон или отдых;
с 14. 30 мин. до 16 ч. – игры на воздухе или прогулка;
с 16 ч. до 16. 15 мин. – полдник;
с 16. 15 мин. до 18 ч.– работа над домашними заданиями;
с 18 ч. до 19 ч. — вечерняя прогулка на воздухе;
с 19 ч. до 19. 30 мин. – ужин;
с 19. 30 мин. до 20. 30 мин. — занятия по интересам (чтение, спокойные игры, помощь семье и т.д.);
с 20. 30 мин. до 21 ч. – подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 21 ч. — сон.
Пример режима дня для младшего школьника, учащегося во вторую смену:
в 7 утра – подъем;
с 7 ч. до 7. 15 мин. — зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 15 мин. до 7. 35 мин. — завтрак;
с 8 ч. до 10 ч. — работа над домашними заданиями;
с 10 ч. до 11ч. – деятельность по интересам (музыка, чтение);
с 11ч. до 11. 30 мин. – второй завтрак;
с 11. 30 мин. до 12. 30 мин. – прогулка;
с 12. 45 мин. до 13ч. – обед;
с 13 ч. до 13. 20 мин. — время на дорогу в школу;
с 13. 30 мин. до 18-19 ч. — школьные занятия;
с 18-19 ч. до 20 ч. – прогулка;
с 20 ч. до 20. 30 мин. – ужин;
с 20. 30 мин. до 21. 30 мин. – занятия по интересам;
с 21. 30 мин. до 22 ч. — подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 22 ч. – сон.
В помощь учителю начальных классов предлагаются несколько тестов по окружающему миру для 2 класса, с помощью которых он сможет проверить знания детей по пройденным темам «Строение человека», Весенние изменения в живой и неживой природе», «Горизонт. Стороны горизонта» и т.д.
Тест по теме «Строение человека» 2 класс
Голова, шея, туловище, руки, ноги – это ________________________________ строение человека.
2 Установи стрелками соответствие.
3 С помощью какого органа дышит человек? Обведи нужную букву.
а) мозг; б) легкие; в) сердце; г) желудок.
4 Какой орган непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело?
а) легкие; б) сердце; в) желудок; г) кишечник;
5 В каком ряду дан правильный порядок расположения органов пищеварения?
а) кишечник – рот – желудок – пищевод – прямая кишка;
б) рот – зубы – пищевод – желудок – кишечник – прямая кишка;
в) желудок – рот – зубы – кишечник – прямая кишка.
6. Отметь на рисунке легкие.
7. В какой строчке описывается здоровый человек?
а) горбатый, бледный, хилый, низкий?
б) стройный, сильный, ловкий, статный.
в)сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
8. Какая последовательность занятий после школы полезнее для здоровья?
а) выполнение домашних заданий, обед, прогулка;
б) обед, прогулка, выполнение домашних заданий;
в) обед, выполнение домашних заданий, прогулка.
9. Какой из этих предметов должен быть личным?
Головной мозг, легкие, сердце, желудок, печень, кишечник – это _____________________ строение человека.
2 Установи стрелками соответствие.
3 Что является главным отделением «внутренней кухни»? Обведи нужную букву.
а) желудок; б) легкие; в) мозг; г) печень.
4 В каком ряду дан правильный порядок расположения органов пищеварения?
а) желудок – рот – зубы – кишечник – прямая кишка.
б)кишечник – рот – желудок – пищевод – прямая кишка;
в) рот – зубы – пищевод – желудок – кишечник – прямая кишка;
5 Какой орган управляет работой всего организма? Обведи нужную букву.
а) сердце; б) мозг; в) кишечник; г) желудок.
6 Отметь на рисунке сердце.
7 В какой строчке описывается здоровый человек?
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий?
в) стройный, сильный, ловкий, статный.
8 Какая последовательность занятий после школы полезнее для здоровья?
а) выполнение домашних заданий, обед, прогулка;
б) обед, прогулка, выполнение домашних заданий;
в) обед, выполнение домашних заданий, прогулка.
9. Какой из этих предметов должен быть личным?
Тест по теме «Стороны горизонта»
Фамилия, имя ___________________________
1. Граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется:
А) горизонт Б) сторона горизонта В) линия горизонта
2. К основным сторонам горизонта не относится:
А) север Б) северо-запад В) юг Г) запад Д) восток
3. К промежуточным сторонам горизонта не относится:
А) северо-восток Б) юго-запад В) северо-запад Г) юго-север Д) юго-восток
4. Используя буквы, подпиши основные 5. Используя буквы, подпиши промежуточные
стороны горизонта на схеме стороны горизонта на схеме
Фамилия, имя ___________________________
1. Граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется:
А) линия горизонта Б) горизонт В) сторона горизонта
2. К основным сторонам горизонта не относится:
А) север Б) запад В) юг Г) юго-запад Д) восток
3. К промежуточным сторонам горизонта не относится:
А) северо-восток Б) юго-запад В) северо-юг Г) северо-запад Д) юго-восток
4. Используя буквы, подпиши основные 5. Используя буквы, подпиши промежуточные
стороны горизонта на схеме стороны горизонта на схеме
Проверочная работа по теме
«Формы земной поверхности. Водоёмы»
Фамилия, имя _____________________________________
1. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется _______________.
2. Перечисли основные стороны горизонта:
___________, _________, _____________, ____________.
3. Компас – это ___________________________________________________________.
4. Основные формы земной поверхности: _______________ , ___________________.
5. Возвышения на равнинах называют ____________________.
6. Углубления на равнинах с крутыми склонами называют __________________.
7. Перечисли части горы: _______________, ________________, ___________________.
8. Горы, расположенные рядами, называются __________________________.
9. Начало реки называют ________________________.
10. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море,
11. Углубление, по которому течёт река, называется _____________________.
12. Реки, впадающие в другие реки, ручьи, называются ____________________.
Фамилия, имя _____________________________________
Проверочная работа по теме
«Формы земной поверхности. Водоёмы»
1. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется _______________.
2. Перечисли основные стороны горизонта:
___________, _________, _____________, ____________.
3. Компас – это ___________________________________________________________.
4. Основные формы земной поверхности: _______________ , ___________________.
5. Возвышения на равнинах называют ____________________.
6. Углубления на равнинах с крутыми склонами называют __________________.
7. Перечисли части горы: _______________, ________________, ___________________.
8. Горы, расположенные рядами, называются __________________________.
9. Начало реки называют ________________________.
10. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море,
11. Углубление, по которому течёт река, называется _____________________.
12. Реки, впадающие в другие реки, ручьи, называются ____________________.
Тест по окр.миру «Весенние изменения в живой и неживой природе»
Фамилия, имя ____________________________________
1.Выбери верное утверждение
1). Дни весной становятся короче.
2). Небо весной голубое, высокое, и плывут по нему белые лёгкие облака.
3). Весной прилетают в наши края снегири и свиристели.
2.Что не относится к весне?
1). Половодье; 2). Ледоход; 3). Листопад;
3. Как называется весеннее явление природы, во время которого рек выходит из берегов?
1). Половодье 2). Проталины; 3). Гололедица;
4. Какое весеннее явление природы не происходит в живой природе?
2). Залегают в спячку медведи и барсуки;
3).Прилетают перелётные птицы;
5. Какие птицы прилетают к нам весной?
6. Какая птица прилетает к нам первой?
1).Скворец; 2). Грач; 3). Ласточка;
7. Что не относится к правилам друзей природы?
1). В лесу надо ходить по тропинкам;
2). Весной нельзя охотиться на птиц и животных;
3). Из раннецветущих растений можно нарвать красивые букеты;
8. Как меняется жизнь птиц с приходом весны?
1). Птицы строят или ремонтируют старые гнёзда, откладывают яйца и
2). Птицы собираются в стаи и улетают на юг;
Что такое правильный режим дня школьника и почему он так важен для сохранения здоровья вашего ребёнка? Это вопрос интересует не только родителей первоклашек, но и всех, кто хочет, чтобы его ребёнок не только хорошо учился, но и вырос здоровым.
К сожалению, большинство детей школьного возраста не являются абсолютно здоровыми, имея уже в этом возрасте одно или несколько заболеваний — об этом говорит статистика. Этот факт очень тревожит родителей. Здоровье школьника зависит от многих факторов, в том числе и от того, как организован его режим дня.
Благодаря правильному, сбалансированному режиму дня, у ребёнка вырабатываются привычки, а определённая последовательность действий настраивает на учёбу, отдых или физическую активность. Благодаря условным рефлексам, процесс обучения и выполнения других дел значительно упрощается. Для школьника правильный режим дня — это основа крепкого здоровья, хорошей работоспособности и настроения, которая поможет избежать переутомления и обеспечит отличную успеваемость.
Правильный режим дня важен не только для школьника, но и для его родителей. Но, в отличие от взрослых, организм ребёнка растёт и развивается, и этот факт нельзя игнорировать. Поэтому при составлении режима дня для школьника важно правильно распределить нагрузку, чередуя работу и отдых, умственные и физические занятия, а также учитывая привычки, характер и состояние здоровья самого ребёнка.
- чередование работы и отдыха. Помните: перегрузка может привести к нервному срыву и сбоям в работе иммунной системы.
- своевременное полноценное питание.
- вовремя просыпаться утром и вовремя ложиться спать вечером. Эта привычка — лучшая гарантия приятного пробуждения утром и быстрого засыпания вечером.
- полноценный сон в течение 9–10 часов в сутки (для младшеклассников — 10–12 ч). Время ночного отдыха является важным для поддержания здоровья растущего организма. Здоровый сон улучшает работоспособность и усвоение новой информации, в то же время, недосыпание очень вредно для здоровья ребёнка.
Основные элементы распорядка дня школьника:
— учёба: уроки в школе и домашнее задание;
— дополнительные занятия: кружки, секции;
Рассчитайте, сколько времени нужно вашему ребёнку, чтобы спокойно и без суеты собраться в школу и успеть к началу занятий. Это важный момент правильного распорядка дня. Как правило, утром организм просыпается постепенно, и спешка в это время создаст ненужный стресс. Утренняя зарядка — на ваше усмотрение. Некоторые дети лучше просыпаются постепенно, естественным образом, а некоторым понравится утренняя гимнастика.
Не всем детям нравится завтракать рано утром, но завтрак — самый важный приём пищи за весь день, и со временем это станет привычкой.
Вторая половина дня
Правильная организация дня после занятий в школе, которые могут быть достаточно утомительными для вашего ребёнка, является очень важным моментом. Большинство детей испытывают сильную усталость после занятий, и им необходим полноценный отдых. Хорошим выходом из такой ситуации может быть дневной сон. Для младшеклассников это — необходимость. Для детей постарше, другой, не менее эффективный и полезный для здоровья способ восстановить силы — прогулка на свежем воздухе.
Не забывайте о своевременном приёме пищи: интервал между приёмами пищи для ребёнка 6–7 лет не должен превышать 3–4 ч.
Отдохнув, ребёнок может заняться выполнением домашнего задания и посещением кружков и секций. При выполнении домашнего задания следует не забывать делать 10 минутные перерывы. Оптимальное время для усвоения информации — с 16:00 до 18:00. Если ваш ребёнок учится во вторую смену, то лучшее время для выполнения домашнего задания — утро.
Вечер — время ужина и свободного времяпрепровождения: отдых, хобби, общение с друзьями и т. д. Родители должны следить за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать: время отхода ко сну зависит от времени пробуждения утром. Оптимальное время — 21:00.
Помните: для школьника правильный режим — это то, что поможет сохранить здоровье развивающегося организма, и сделать важный шаг к умению организовывать не только свой текущий день, но и всю жизнь.
Предельно важным для сохранения здоровья является правильная организация жизни человека. Для достижения благоприятных условий в деятельности организма человека необходимо, чтобы жизнь его подчинялась определенному ритму, то есть сон, отдых, труд, питание и пр. происходили в одно и то же время. При этом организм привыкает выполнять одну и ту же работу в определенное время, или, по выражению физиологов, вырабатывается динамический стереотип. Что очень важно для развития и роста подростка. Поэтому необходимо выработать правильный режим дня школьника.
Так, например, занятия в школе в определенные часы вызывают привычное возбуждение в участках коры головного мозга, чем достигается более плодотворная и интенсивная его работа. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению, а крепкий сон в течение 7—8 часов дает необходимый организму отдых.
Прием пищи по времени вызывает у человека аппетит, способствует выделению пищеварительных соков и более полному усвоению пищи.
Значение режима не ограничивается только физиологическими рамками: режим помогает более целесообразно использовать время, воспитывает чувство дисциплинированности и самоконтроля, вырабатывает привычку к порядку.
Что же такое режим дня школьника и каковы основные принципы его рационального построения?
Режим — последовательность различных видов деятельности и отдыха на протяжении суток. Режим дня повышает работоспособность, предохраняет организм от переутомления, способствует повышению успеваемости и укреплению здоровья. Режим дня устанавливается индивидуально, то есть для каждого в отдельности, с учетом возраста, состояния здоровья, занятий в школе.
Основными элементами режима дня для школьника являются занятия в школе, приготовление уроков, любимое занятие (чтение, рисование, музыка), общественная работа, помощь семье, прогулки, занятия физкультурой и спортом, закаливающие процедуры, туалет, приемы пищи, сон и др.
Составляя режим дня, надо учитывать основные режимные моменты и суметь правильно определить время для их выполнения.
Нельзя, например, приступать к выполнению домашних заданий тотчас по приходе домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени.
Как же правильно организовать приготовление домашних заданий? Сколько времени необходимо затратить для этого? В какое время дня их лучше готовить? Ответы на эти вопросы дают нам специальные исследования. Учащиеся первого класса должны тратить не более 1 часа времени на приготовление домашних заданий, учащиеся 2-го класса — не более 1,5 часов, 3—4-х классов — не более 2 часов, 5—7-х классов — не более 2,5 часов и учащиеся 8—11-х классов — не более 3 часов. Если готовить уроки дольше указанного времени, работа становится малоэффективной и может привести к переутомлению ученика. Во время приготовления домашних заданий, так же как и в школе, необходимо делать 10-минутные перерывы после 45 минут занятий.
Приготовление уроков целесообразно начинать с предметов средней трудности, а затем переходить к более трудному предмету. Такое положение объясняется тем, что в начале приготовления уроков, как и в начале любой умственной работы, у большинства людей работоспособность сравнительно невелика. Для достижения более высокой ее степени необходимо определенное время, в течение которого человек как бы «врабатывается». Если вы выработаете у себя привычку начинать приготовление уроков всегда в одно и то же время, то на достижение максимальной работоспособности времени будет затрачено значительно меньше.
На качество приготовления домашних заданий влияет также правильная организация рабочего места, которое должно быть постоянным и удобным.
Учебники и тетради должны находиться на определенном месте, чтобы приступить к занятиям сразу, не отвлекаясь и не тратя времени на их поиски. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника.
При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед (не более чем на 15°), ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались бы пола.
Стол для занятий лучше ставить так, чтобы естественный свет падал слева. При недостаточной освещенности необходимо включать искусственное освещение. Достаточная искусственная освещенность обеспечивается светом от настольной лампы под абажуром с электрической лампочкой мощностью в 40—50 ватт.
Занимающимся в первую смену уроки лучше готовить с 16 до 17 часов. Откладывать приготовление уроков на более поздние часы нерационально, так как во вторую половину дня работоспособность снижается, что ведет к увеличению времени, необходимого для выполнения домашних заданий. Занимающимся во вторую смену целесообразно готовить уроки между 9 и 12 часами. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки.
Чтобы хорошо усвоить материал домашних заданий, необходим полноценный отдых перед их приготовлением. Если учащиеся, занимающиеся во вторую смену, достаточно отдыхают во время ночного сна, то учащимся первой смены после возвращения из школы необходим так называемый активный отдых, который включает в себя пребывание на свежем воздухе, подвижные игры и т. д.
Пребывание на свежем воздухе является одним из главных элементов режима дня школьника, оказывающим большое оздоравливающее влияние на организм.
Занимающиеся физкультурой на открытом воздухе в течение всего года болеют реже простудными заболеваниями и у них наблюдается лучшее физическое развитие, чем у тех, кто не занимается физкультурой. Спорт оказывает особенно благоприятное влияние на здоровье человека, способствует укреплению его сердца и легких, укреплению мышц улучшению нервной деятельности организма. Общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять не менее 3,5—4 часов для младших и не менее 2—2,5 часов для учащихся старших классов.
Это время лучше всего распределить равномерно в течение дня. Для учащихся младших классов, занимающихся в первую смену, целесообразно четырехразовое пребывание на свежем воздухе: утром, после завтрака и до начала занятий в школе — 30 минут; после окончания занятий — 50 минут — 1 час; после обеда перед приготовлением домашних заданий — 1— 1,5 часа и перед сном — 30 минут. Утренняя прогулка способствует быстрому включению в занятия на первом уроке; прогулка после занятий необходима для снятия утомления; прогулка после обеда обеспечивает более высокую работоспособность при выполнении домашних заданий, а 30-минутная прогулка перед сном способствует спокойному и глубокому сну.
Учащимся средних и старших классов необходимо бывать на свежем воздухе три раза в день; утром, после обеда и перед ужином.
Следующим, очень важным компонентом режима дня, без рациональной организации которого невозможно правильно построить весь суточный режим, является полноценное и правильно организованное питание.
Ученые установили, что полноценное питание благоприятно влияет на умственные и физические способности человека, на повышение сопротивляемости человека к различным заболеваниям и неблагоприятным влияниям внешней среды.
Пища является основным источником энергии и строительным материалом, необходимым для роста и развития организма.
Есть надо в определенные часы 4—5 раз в день. Это способствует лучшему пищеварению.
Завтрак в школе необходим для учащихся всех классов: учащиеся, которые не завтракают во время большой перемены, скорее устают, они чаще жалуются на головную боль и усталость.
Ужинать следует не позднее чем за 1,5—2 часа до сна.
Важнейшими составными частями пищи являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода и др.
Одним из важнейших моментов режима дня является отдых. Организм человека нуждается не только в кратковременном отдыхе во время занятий и в пребывании на свежем воздухе, но и в отдыхе более длительном, полностью восстанавливающем работоспособность нервной системы и всего организма в целом. Наилучшим видом такого отдыха является сон. Гигиеническую полноценность сна определяют три основных качества: продолжительность, периодичность и глубина. Дети в зависимости от возраста нуждаются в различной продолжительности сна.
В возрасте 7 лет спать надо не менее 12 часов; 8—9 лет — 10—11 часов; 10—12 лет — 10 часов; 13—15 лет — 9 часов; 16 лет—8 — 8,5 часов. Физически ослабленные, быстро утомляющиеся дети нуждаются в более длительном сне. Им рекомендуется дополнительный дневной сон в течение часа.
Чтобы сон был крепким, ложиться спать и вставать надо в одно и то же время; в последние часы перед сном не следует играть в шумные игры, спорить. Перед сном необходимо проветрить комнату. Важно соблюдать правила личной гигиены. Перед сном надо умыться, вымыть ноги. Постель должна быть удобной, чистой и не слишком мягкой.
Кроме сна, существует и другой вид отдыха, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим. Переход от умственной работы к физической дает отдых ранее работавшим клеткам головного мозга и заставляет работать ранее отдыхавшие. Правильный режим дня школьника — залог крепкого здоровья и хорошей учебы. Не зря говорят — береги здоровье смолоду.
Как сохранить здоровье на севере Из опыта работы учителя начальных классов МОУ ООШ 1 п.Африканда Мурманской области Барташевич Н.В. — презентация
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМаксим Панкрашев
Презентация на тему: » Как сохранить здоровье на севере Из опыта работы учителя начальных классов МОУ ООШ 1 п.Африканда Мурманской области Барташевич Н.В.» — Транскрипт:
1 Как сохранить здоровье на севере Из опыта работы учителя начальных классов МОУ ООШ 1 п.Африканда Мурманской области Барташевич Н.В.
2 Цель урока: Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Познакомить детей с правилами, помогающими сохранить здоровье. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, обеспечивающий безопасное существование в условиях Крайнего Севера.
3 Юный северянин! «Ты живёшь далеко-далеко на севере, за Полярным кругом. Кольский полуостров, Кольская земля частица нашей великой Родины.Каждый человек любит и дорожит краем, где он родился и вырос». В. Дранишников Человек с давних пор стремился в страну вечного холода и молчания, к её богатствам и сокровищам, ревностно оберегаемым суровой природой Севера.
4 Человек, как животные и растения, является частью живой природы
5 Подобно другим существам человек дышит растёт питается у него появляются дети
6 Вместе с тобой на Кольской земле живут твои родители, одноклассники, друзья!
7 Большое количество людей живёт в городах и посёлках Мурманской области. Занятия людей стали намного сложнее, ведь человек – существо разумное, он всё время что-то придумывает и изобретает. В Заполярье развиты различные отрасли хозяйства: добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, атомная энергетика и др.
8 Жителям Кольского Заполярья жить и трудиться не мешает даже суровый климат Зима у нас продолжается около полугода. В этом году снег выпал уже в конце сентября. Полярная ночь, когда солнце не поднимается выше линии горизонта, длится примерно с 1 декабря по 13 января.
9 В полярный день, наоборот, солнце не заходит за горизонт приблизительно с 18 мая по 24 июля.
10 В конце лета солнце начинает опускаться к горизонту. И, любуясь своей красотой, всё больше и больше вглядывается в холодные озёра Лапландии. Насмотрится и уплывёт вверх, и тепло его уже не такое щедрое, как в середине лета.
11 Активно воздействуя на природу севера, мы сами подвергаемся её влиянию. В разные времена года мы чувствуем себя по-разному. Поэтому должны наблюдать за своим самочувствием и знать, что необходимо делать, чтобы улучшить его.
12 Чтобы сохранить здоровье на севере надо знать несколько правил Всегда соблюдай режим дня Соблюдай личную гигиену Веди подвижный образ жизни Закаляй здоровье Береги своё зрение Правильно питайся Не забывай посетить врача
13 Режим дня — это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток Режим дня способствует — нормальному росту и развитию организма, — укрепляет здоровье, — прививает полезные привычки, навыки, — содействует укреплению воли, — выработке определенного ритма деятельности. Можно ли менять местами какие-то действия в режиме дня?
14 Какая последовательность занятий после школы полезнее для здоровья? 1. Выполнение домашних заданий, обед, прогулка с собакой 2. Обед, прогулка с собакой, выполнение домашних заданий 3. Обед, выполнение домашних заданий, прогулка с собакой Чтобы сохранить здоровье, всегда соблюдай режим дня. Режим дня необходим соблюдать точно и неукоснительно.
15 Личная гигиена поможет сохранить здоровье Какой из этих предметов должен быть личным? Мыло Шампунь Зубная щётка Зубная паста Расчёска Носовой платок
16 Подвижный образ жизни Занимайся физкультурой и спортом не менее 4-8 часов в неделю Совершай ежедневные прогулки на свежем воздухе Ходи в походы Делай утреннюю гимнастику
17 Если хочешь быть здоров – закаляйся!
18 А знаешь ли ты, как нужно беречь зрение? Не читай лёжа или при плохом освещении. Не наклоняйся низко к книгам, тетрадям. Соблюдай расстояние от книги до глаз. Свет при письме должен падать слева, если ты пишешь правой рукой, или справа – если левой. Работай на компьютере не более 20 мин в день. Смотри телевизор на расстоянии не менее трёх метров до экрана. Не стесняйся носить очки!
19 Правильно питайся Твоё питание должно быть разнообразным. Обязательно включай в рацион овощи, фрукты, соки, молоко. Тщательно пережёвывай пищу. Как поел – почисти зубки! Делай так два раза в сутки.
20 В каком ответе перечислены только продукты растительного происхождения? Хлеб, чай, сыр, картофель, орехи. Хлеб, помидоры, кофе, яблочный сок, варенье. Масло, сыр, творог, мясо, рыба.
21 Сезонные изменения в Заполярье не соответствуют календарным временам года. Зима, весна, лето и осень у нас особенные: в июне может выпасть снег, а в январе наступить оттепель. В жизни бывают разные ситуации: ты пошёл в лес и заблудился. Помни о некоторых правилах и выучи их наизусть.
22 Если ты потерялся 1. Выбери недалеко от себя наиболее открытое место, выйди на него. 2. Подай сигнал бедствия криком, свистком, фонарём, зеркалом, маханием светлым предметом. 3. Если есть возможность развести костёр, сделай это. Но потом обязательно его потуши. 4. Стой и жди. Тебя обязательно найдут!
23 Медицинское обслуживание Постоянно заботиться о своем здоровье, веди здоровый образ жизни. Никогда не пробуй курить, не пробуй наркотики и спиртные напитки. Посещай зубной кабинет два раза в год. Если ты простудился, вызови врача или сходи в поликлинику, и тебе помогут. Если заболел живот – вызови скорую помощь. Если ты попал в больницу – тебя будут лечить медицинские работники.
24 Соблюдение этих правил поможет тебе сохранить здоровье в тяжёлых природно-климатических условиях Заполярья. Как ты понимаешь слова: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»
25 Знаешь ли ты? Пишите письма: г.Мончегорск, Лапландский заповедник, Деду Морозу. Недалеко от нас находится Лапландский заповедник. Оказывается, в нём живёт настоящий лапландский Напишите ему письмо и начните со слов: «Чтобы сохранить здоровье, я буду…»
26 Вывод Дорогой маленький житель Заполярья! Посмотри, как много красивого и замечательного вокруг: твоя школа, родной посёлок, природа, люди! Береги своё здоровье! Заботься о своём здоровье! Здоровье в твоих руках! Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Т. Карлейль
27 Домашнее задание Cоставь личный режим дня, красиво оформи и постарайся его соблюдать.
28 Прочти эти книги и ты узнаешь много интересного о нашем крае. Засухина О.Н. Моё Заполярье, Мурманск, Семёнов-Тян-Шанский О.Г., Дельвин Н.Н. Лапландский заповедник.- М. :Советская Россия Дребенцов В.С., Сурков С.С. Животный мир Мурманской области. – Мурманск: Кн. изд-во, с.
Время идет медленно, когда за
ним следишь. Оно чувствует слежку.
Но оно пользуется нашей рассеянностью.
Как правильно составить режим дня – одна из самых важных тем здорового образа жизни. Каждый человек сталкивается с необходимостью распределять свое время. Иногда, как в случае с работой, это необходимость. Иногда, например, при планировании максимально продуктивного времяпрепровождения или отдыха – это целесообразность. Правильный режим дня подразумевает рациональное использование времени сна, личной гигиены, питания, работы, отдыха, занятий спортом и физической активности. Планирование распорядка дня и следование ему делает человека дисциплинированным, развивает организованность и целенаправленность. В результате чего вырабатывается и режим жизни, в котором минимизированы затраты времени и энергии на несущественные вещи.
В данном уроке будут даны ответы на вопросы о правильном распорядке дня, особенностях влияния биологических ритмов на активность и эффективность деятельности человека, основных подходах и методиках составления режима дня для разных людей: мужчин и женщин разных профессий, взрослых, студентов и школьников.
Режим дня – продуманный распорядок действий на день, планирование времени с целью его рационального и максимально эффективного распределения.
Как говорилось выше, распорядок имеет большое значение для самодисциплины и организованности любого человека, а также он важен для многих других прикладных аспектов нашей жизни. К примеру, режим дня играет не последнюю роль в построении тренировочных программ, составлении диет и организации правильного питания в целом, выборе самых продуктивных часов нашей жизни для работы или творчества.
Мейсон Карри в своей книге «Режим гения: Распорядок дня великих людей» приводит следующую аналогию режиму дня:
«В умелых руках режим дня – точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядоченный режим – словно колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы…».
Режим дня нужен для того, чтобы время не пользовалось нашей рассеянностью (см. эпиграф). Каждый человек сталкивался в своей деятельности со спешкой, ощущением аморфности времени, неразберихой в личных и рабочих делах. Мы не всегда можем отчетливо сказать, сколько времени мы потратили на то или иное занятие, поскольку не считаем необходимым постоянно контролировать использование своего времени. Однако именно распорядок всего дня целиком помогает наиболее разумно и эффективно распределить свое время. Кроме того, без навыка успешного планирования своего дня, человек не научится строить и более долгосрочные планы, тем более что спланировать свой дневной график полностью не так сложно, ведь:
- День как минимальная единица для планирования максимально удобен в силу легкой обозримости.
- Если какая-то попытка не удалась, можно перестроиться и изменить режим на следующий день.
Отметим также тот факт, что употребление эпитета «правильный» по отношению к режиму дня, в некоторой мере условно. Индивидуально для каждого человека понятие правильного распорядка может быть разным и зависеть от многих факторов: работы, привычек, особенностей организма. Но, как утверждают эксперты (психологи и медики), физиологические аспекты функционирования основных жизненных систем людей идентичны. На основе этого возможно составить универсальный, содержащий общие рекомендации режим, который в той или иной мере подойдет каждому. Опираясь на предложенные рекомендации с учетом своих индивидуальных потребностей, можно выработать распорядок суток, который оптимально подойдет именно вам.
Без учета суточных биологических ритмов организма человеку вряд ли удастся составить организованный и эффективный режим дня. Эксперименты показывают, что если человек, привыкший обычно просыпаться в 7 утра, один день будет спать до 4 дня, то после пробуждения он будет чувствовать усталость, разбитость, замедление темпов активности. Такое состояние возникает в результате игнорирования особенностей биологических ритмов, биологических часов и циркадных ритмов.
Биологические ритмы (биоритмы) – периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах, от которых зависит их функциональность.
Биоритмы бывают внутренними (эндогенными), зависящими от биологических часов организма, и внешними (экзогенными), которые проявляются в синхронизации внутренних циклов (смена сна и бодрствования) с внешними раздражителями (смена дня и ночи). В плане составления режима дня нас больше всего интересуют циркадные ритмы – циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи, период которых приблизительно равен 24 часам.
Многие исследователи до недавнего времени относили изучение биоритмов к неакадемическому направлению физиологии, но благодаря последним исследованиям ситуация несколько изменилась. Так, в человеческом мозге обнаружили крошечный кластер в гипоталамусе размером, примерно, 20000 нейронов, который контролирует многие циркадные ритмы организма. Известный как супрахиазматическое ядро (SCN), этот центр выполняет работу внутреннего кардиостимулятора тела и влияет на биоритмы человека.
Психологи часто обращаются к известному разделению людей в зависимости от периода их активности на «сов» и «жаворонков». Первым тяжело вставать рано утром, а пик их активности приходится на вечерние и ночные часы. Вторые, наоборот, утром деятельны, а к вечеру быстро теряют запасы энергии. Интересно, что во многих странах Африки практически нет «сов», связано это с тем, что многие поселки и города не электрифицированы, а значит, когда солнце садится, местная жизнь замирает. Помимо «сов» и «жаворонков» существует также переходный вариант – это так называемые «голуби», которые объединяют черты обеих категорий: такие люди могут просыпаться и одинаково активно и эффективно заниматься делами в разное время суток. Кроме того, различают еще два типа людей: малоспящие и «сони». Малоспящие активны и рано утром, и поздно вечером, а для восстановления сил им требуется всего 3-4 часа сна (к таким людям относился, например, известный изобретатель Т. Эдисон). «Сони», напротив, неактивны, чувствуют усталость и утомление в любое время суток.
Предложенная классификация довольно условна, поскольку, как утверждают психотерапевты, нормальный здоровый человек при желании постепенно может изменить свой тип бодрствования без вреда для организма. Главное – наличие силы воли и правильно выбранной стратегии.
К примеру, многим политикам, бизнесменам, спортсменам, которые много путешествуют по всему миру, часто приходится перестраивать свои циркадные ритмы в соответствии с разницей во времени между городами, чтобы не терять эффективности в работе при смене часовых поясов. На практике даже выработаны специальные рекомендации, которые помогут максимально безболезненно перестроить свой режим после смены часового пояса. Для этого вам следует:
- спланировать первые дни приезда так, чтобы, по возможности, психологическая и физическая нагрузки были минимальными;
- употреблять за два дня до полета только легкую пищу, исключить алкогольные напитки, а также непривычные для вас блюда, и по возможности воздержаться от курения;
- учесть, что с востока на запад лучше лететь утренним или дневным рейсом, а с запада на восток — вечерним;
- за 3-5 дней до вылета постепенно перестроить свой режим в соответствии с часовым поясом того места, куда вы собираетесь лететь;
- если предстоит полет на запад, старайтесь ложиться спать и вставать попозже. При путешествии в восточном направлении засыпать нужно раньше, а просыпаться рано утром.
Часто людям даже не приходится подключать свою силу воли для изменения режима активности, поскольку организм человека способен самостоятельно адаптироваться к меняющимся внешним условиям. К примеру, обычные школьники, как правило, ходят на занятия к 8.30 в течение долгого периода обучения. С годами организм школьника привыкает следовать заданному циркадному ритму, то есть активно работать в первой половине дня. Однако если после окончания школы выпускник поступает в университет на вечернее отделение, где занятия проходят во вторую смену, организму приходится подстраиваться под новое расписание. Со временем биологические часы студента естественным образом адаптируются к новой системе без особых усилий с его стороны.
Знание закономерностей работы биологических часов поможет правильно спланировать день. Ниже приведен пример таблицы периодов активности разных систем среднестатистического человека по часам:
04:00. Начало циркадного ритма. В это время организм выделяет в кровь стрессовый гормон кортизон, который запускает механизмы основных функций и отвечает за нашу активность. Именно этот гормон помогает проснуться людям, которые предпочитают вставать рано.
05:00-06:00. Пробуждение организма. В этот период ускоряется обмен веществ, повышается уровень аминокислот и сахара, которые не позволяют человеку крепко спать под утро.
07:00-09:00. Идеальное время для легкой физической нагрузки, когда можно быстро привести расслабленный после сна организм в тонус. В это время хорошо работает пищеварительная система: усвоение полезных веществ происходит быстрее, что помогает эффективно перерабатывать пищу и преобразовывать ее в энергию.
09:00-10:00. Период, когда осваивается энергия, полученная от приема пищи. В течение этого времени человек способен хорошо справляться с заданиями на внимание и сообразительность, а также успешно использовать кратковременную память.
10:00-12:00. Первый пик работоспособности, период максимальной умственной активности. В это время человек хорошо справляется с задачами, требующими повышенной концентрации.
12:00-14:00. Время ухудшения работоспособности, когда необходимо дать отдых уставшему мозгу. Этот период подходит для перерыва на обед, поскольку работа пищеварительного тракта ускоряется, кровь отходит к желудку, умственная активность организма снижается.
14:00-16:00. Это время лучше посвятить спокойному перевариванию съеденного, так как организм пребывает в состоянии легкой усталости после обеда.
16:00-18:00. Второй пик активности и работоспособности. Организм получил энергию от пищи, все системы вновь работают в полном режиме.
18:00-20:00. Лучшее время для ужина, полученную еду организм успеет переварить до утра. После приема пищи можно прогуляться или спустя час заняться физическими упражнениями, отправиться на тренировку.
20:00-21:00. Это время подходит для занятий спортом, посещения секций, общения.
21:00-22:00. Период, когда возрастает способность мозга к запоминанию. В это время есть не рекомендуется.
22:00. Начало фазы сна. В организме запускаются восстановительные процессы, выделяются гормоны молодости. Тело переходит в состояние отдыха.
23:00-01:00. В это время процесс обмена веществ максимально замедляется, снижается температура тела и частота пульса. Наступает фаза глубокого сна, когда наш организм лучше всего отдыхает.
02:00-03:00. Период, когда все химические реакции замедлены, гормоны практически не вырабатываются. Отсутствие сна в это время может привести к ухудшению состояния и настроения в течение всего дня.
Примечание: в холодное время года происходит незначительное смещение описанных процессов физиологической активности во времени вперед.
Мы уже говорили, что предложить универсальный распорядок дня, который бы подошел каждому невозможно. При составлении расписания учитываются многие личные факторы, но существуют и пункты которым обязательно должны следовать все. Это необходимые условия для всех, кто хочет вести здоровый образ жизни и быть здоровым.
Сон. Реалии современного мира таковы, что многие люди либо отводят сну недостаточное количество времени, либо регулярно спят больше, чем это требуется для организма. В обоих случаях это негативно влияет на физическое состояние человека и на его деятельность. Четкий режим дня и правильно отведенное время на сон позволяют всем системам жизнеобеспечения человека восстановиться и отдохнуть, а также помогают избежать расстройств сна и нервной системы.
Итак, идеальным временем для сна считается период с 23.00 до 7.00 утра. В среднем взрослый человек должен спать около 7-8 часов в сутки, хотя известно множество случаев, когда люди спали гораздо меньше (3-6 часов в сутки), но чувствовали себя прекрасно и эффективно выполняли свою работу. Среди знаменитых успешных малоспящих людей стоит отметить Юлия Цезаря, Леонардо да Винчи, Бенджамина Франклина, Наполеона Бонапарта, Томаса Джефферсона, Сальвадора Дали, Николу Тесла, Томаса Эдисона, Уинстона Черчилля и Маргарет Тетчер. Однако не стоит прибегать к крайним случаям и пренебрегать здоровым сном вовсе. В ходе клинических экспериментов наблюдались единичные случаи, когда люди не спали больше 250 часов подряд. К концу этого отрезка времени врачи отмечали у пациентов расстройство внимания, невозможность фокусировки зрения на предмете дольше 20 секунд, нарушение психомоторики. Большого вреда здоровью такие эксперименты не приносили, но выбивали организм человека из привычного состояния на несколько дней.
Для многих людей, желающих выровнять свой график и научиться ложиться пораньше, актуальным является вопрос «как уснуть» в запланированное время. Вот некоторые рекомендации:
- Вместо просмотра по телевизору детективных сериалов или серфинга в Интернете перед сном лучше почитать книгу;
- За несколько часов до сна стоит позаниматься физическими упражнениями, бегом, просто пройтись;
- Не следует есть тяжелую пищу на ночь;
- Перед сном полезно проветривать помещение;
- Таким образом составить свой распорядок дня, чтобы во время отхода ко сну организм чувствовал усталость.
- Даже если долго не получается уснуть вечером, с утра все равно нужно встать в запланированное время. Вы не выспитесь один день, но уже в следующую ночь сможете заснуть раньше.
Приемы пищи. Каждому известна фраза «чтобы жить, нужно питаться», однако питаться нужно правильно. Детально о правильном питании и всем, что с ним связано, мы поговорим в следующем уроке, здесь отметим лишь несколько важных нюансов. Еда – топливо для организма. С ней мы получаем не только энергию на день, которая расходуется на умственную и физическую деятельность, но и обеспечиваем организм нужными витаминами и микроэлементами. Именно поэтому важно питаться регулярно и полноценно, необходимость применения диеты обязательно должна быть согласована со специалистом, который поможет составить оптимальное меню с учетом физиологических потребностей организма.
Отдых. Восстановление сил и работоспособности организма происходит не только во время сна, но и в период активности организма. Во время работы человеку также нужен отдых, поскольку постоянно поддерживать трудоспособность на высоком уровне невозможно. Не тратьте свой обеденный перерыв на выполнение работы, лучше отдохните, и скоро вы сможете взяться за дело с новыми силами и работать более продуктивно и эффективно.
После работы также важно отдохнуть. Если весь день вы работаете за компьютером, по возвращении домой проведите вечер без него. Уделите время чтению, общению с родными и близкими, самообразованию.
Работа. Каждому из нас приходится работать: школьникам – ходить на занятия и делать уроки, студентам – посещать лекции и семинары, готовиться к экзаменам, взрослым – строить карьеру и зарабатывать на жизнь. Умение спланировать свое рабочее время является важной частью режима дня в целом. Методики самоменеджмента, управления временем, а также рекомендации для повышения личной эффективности на работе и вне ее вы сможете найти в статьях специальной рубрики нашего блога «Time-management и эффективность».
Физические нагрузки. Это рекомендованная составляющая дня для всех, кто заботится о своем здоровье. Задуматься о тренировках нужно в первую очередь тем, чья работа ограничивает двигательную активность организма на протяжении всего дня. Даже если у вас нет возможности записаться в тренажерный зал или ходить в бассейн, можно заниматься дома или на площадках во дворах и школах. При наличии медицинских противопоказаний вместо занятий спортом можно практиковать легкие прогулки на свежем воздухе после еды. Подробно о роли физической активности в здоровом образе жизни читайте в этом уроке.
Психическое равновесие. Как говориться «в здоровом теле здоровый дух», но верно и обратное. Если человек спокоен и удовлетворен жизнью, получает удовольствие от работы – значит и соблюдать режим дня ему проще. Чтобы разобраться в себе, мы сделали специальный курс «Самопознание», который позволит разобраться в себе, понять свои сильные и слабые стороны:
Так выглядело расписание дня Б. Франклина, размещенное им в своей «Автобиографии»:
(изображение сделано на основе фрагмента книги М. Карри)
Ниже приведены некоторые рекомендации по составлению вашего режима дня.
1. Расписание старайтесь не только продумывать, но и записывать. Пользуйтесь специальными программами, ежедневником или просто запишите его на лист бумаги. Письменно составленный режим дня будет не только напоминать о делах, но и служить молчаливым укором, если что-либо из запланированного не будет выполнено.
2. Важно, чтобы сначала в режим было включено только то, что вы действительно делаете на протяжении дня. Проще говоря, в расписание стоит вносить пункты, которые вы выполните наверняка, например, встанете в 7, чтобы собраться, позавтракать и с учетом дороги к 9 быть на работе. Если же вы только хотите сходить в тренажерный зал после работы, но еще ни разу не делали этого – не стоит такой пункт вносить в план дня. Позже, когда идею удастся реализовать, режим можно будет скорректировать. Помните, что приучить себя к следованию распорядку, а, следовательно, и самодисциплине, можно только выполняя реальные пункты расписания.
3. В разных составляющих своего режима (в первую очередь это касается работы) ранжируйте задачи. Ставьте выполнение сложных заданий вначале и в таком же порядке выполняйте.
4. Старайтесь учитывать физиологические потребности вашего организма, о которых говорилось выше. Соблюдайте личную гигиену, не засиживайтесь допоздна, принимайте пищу в одно и то же время.
5. Важно также, чтобы несколько дней после принятия решения о начале составления режима вы начали отмечать промежутки времени, затрачиваемые на те или иные действия. Выведите среднестатистический показатель того, сколько времени у вас занимает завтрак, дорога на работу, ответ на письма электронной почты, общение с коллегами и прочее. На основе полученных данных и нужно составить первый режим дня. Употребление характеристики «первый» не случайно – в будущем, скорее всего, вы будете неоднократно корректировать свой режим и важно научиться во время этого процесса опираться на конкретные временные рамки, а не на субъективные ощущения затрачиваемого времени.
6. Очевидно, что режим дня составляется в соответствии с занятостью на работе, которая более-менее определена. Тем не менее, важно планировать не только рабочее время, но и отдых, время на домашние заботы и прочие дела. Это порой трудно сделать, но со временем вы научитесь.
1. Первое с чего стоит начать – проведение «полевого этапа». Некоторое время нужно потратить на наблюдение: сколько времени занимает дорога в школу, на секцию, подготовка домашнего занятия и т. д. Если школьник составляет свой режим самостоятельно, полученные данные нужно согласовать с родителями, которые помогут учесть особенности возраста и отвести достаточное время на отдых.
2. Школьное образование построено с учетом педагогических, психологических методик, нюансов возраста. Количество уроков, факультативов даются в таком объеме, чтоб не перегружать школьника. Но время отдыха нужно спланировать отдельно. Рекомендуется отдыхать не меньше чем 1,5 часа после окончания занятий и еще 1,5 часа после завершения домашнего задания. Часть этого времени желательно проводить на свежем воздухе.
3. Недопустимо большую часть свободного времени проводить за просмотром телевизора или компьютерными играми. Эта проблема решается записью в секции и кружки, выполнением отведенных родителями обязанностей по дому и прочими более полезными делами.
4. Выполнение ребенком распорядка дня первое время важно мотивировать. Здесь все зависит от родителей.
5. Для учащихся начальной школы нужно обязательно отвести время для дневного сна. Старшеклассникам можно ложиться спать немного позже, как и самостоятельно вносить коррективы в свой распорядок в соответствии с занятостью. Для подготовки письменных домашних заданий лучше всего подходит отрезок между 16.00 и 18.00. Читать книги и учебники лучше вечером.
6. Ниже приведен один из вариантов почасового режима дня школьника 3 класса, одобренный педиатрами:
- 7:00. Подъем.
- 7:00-7:30. Зарядка, умывание.
- 7:30-7:45. Завтрак.
- 8:30-13:05. Занятия в школе.
- 13:30-14:00. Обед.
- 14:00-15:45. Подвижные игры, прогулки, времяпровождение на свежем воздухе.
- 15:45-16:00. Полдник.
- 16:00-18:00. Самоподготовка, домашнее задание.
- 18:00-19:00. Свободное время, отдых.
- 19:00-19:30. Ужин.
- 19:30-20:00. Свободное время, работа по дому.
- 20:00-20:30. Вечерняя прогулка.
- 20:30-21:00. Подготовка ко сну.
- 21:00. Сон.
1. Начните со сбора и анализа информации о затрачиваемом времени. Если режим дня составлялся еще во время учебы в школе, то кардинально в распорядке студента дневного отделения ничего не изменится.
2. По сравнению со школьниками, у студентов зачастую возрастают объемы получаемой информации и время для самоподготовки. Стоит учесть при этом, что умственная деятельность должна чередоваться с физической и времяпровождением на свежем воздухе – для сохранения здоровья эти пункты не стоит исключать из расписания.
3. Деятельность студента связана с постоянным напряжением умственных сил, и чтобы использовать их плодотворно, нужно помнить не только о чередовании труда и отдыха, но и о некоторых других особенностях. В работу нужно входить постепенно, сначала повторяя уже известный материал и лишь потом принимаясь за изучение нового.
4. Режим дня на время сессии нужно составлять отдельно. Подготовку следует начинать в те же временные отрезки, что и происходят пары на протяжении семестра – мозг уже привык к активности в такое время. Особое внимание стоит уделить питанию и отдыху.
5. Правильно составленный и продуманный режим дня, как бы его ни было трудно придерживаться первое время, скоро приведет к выработке динамического стереотипа, что сделает следование распорядку более легким.
6. Опросы и наблюдения показывают, что у тех студентов, кто составляет режим дня, остается до 5 часов свободного времени на личные интересы. Следование распорядку позволит сохранить в деятельности здоровый баланс: не тратить всё время на «зубрежку» с одной стороны, но и не гулять, постоянно отсыпаясь на парах – с другой.
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Источник