Индивидуальное здоровье
Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д.
В практической медицине для оценки индивидуального здоровья используют понятие нормы. Норма – есть биологический оптимум живой системы. Нормальная система – это всегда оптимально функционирующая система. Нормально для человека то, что является для него оптимальным.
Уровень здоровья индивида не должен сравниваться с уровнем здоровья других людей, а рассматриваться в динамике относительно исходных обследования. Для оценки индивидуального здоровья существует большое количество инструментальных и лабораторных методов. Так, для оценки с.с.с. применяются анализ ЭКГ, УЗИ, пробы с физической нагрузкой. Система дыхания оценивается с помощью дыхательной аппаратуры. Обмен веществ оценивается биохимическими методами. Система крови – приборами для анализа состава крови. Для оценки слуха и зрения используются аудиография и Snellen-карты. Для оценки психического и социального здоровья используются анкеты-опросники.
Показатели индивидуального здоровья
Показатели | |
Генетические | Генотип, отсутствие наследственных дефектов. |
Биохимические | Показатели биологических жидкостей и тканей. |
Метаболические | Уровень обмена веществ в покое и после нагрузки. |
Морфологические | Уровень физического развития, тип конституции. |
Функциональные | Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности; г) функциональный тип. |
Психологические | Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип темперамента, тип доминирующего инстинкта. |
Социально-духовные | Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и реализации потребностей, степень признания и т.п. |
Клинические | Отсутствие признаков болезни. |
Самонаблюдение человека за определенными показателями своего организма в процессе жизнедеятельности называется самоконтролем. Эти показатели включают в себя:
1) субъективные данные – настроение, работоспособность, сон, аппетит;
2) объективные данные – рост, масса тела, частота сердечных сокращений и дыхания, некоторые другие величины.
Самоконтроль следует вести регулярно.
Субъективные показатели здоровья – относятся к самооценке человеком своего текущего состояния здоровья. К субъективным показателям относится все то, что определяется как жизненный тонус: самочувствие, сон, аппетит, бодрость, отсутствие или наличие болезненных ощущений, степень желания заниматься повседневной деятельностью и физической культурой, отношение к окружающему, желание работать, усталость и т.д. Субъективные показатели не всегда соответствуют объективному состоянию здоровья человека, т.к. во многом определяются его индивидуальными психофизиологическими качествами и складывающимися в настоящее время жизненными установками и обстоятельствами. Поэтому человек иногда может чувствовать себя хорошо при уже начинающихся болезненных изменениях.
1. Самочувствие, настроение человека – это своеобразный барометр состояния центральной нервной системы и многих функций внутренних органов. Обычное нормальное самочувствие человека – это ощущение бодрости, жизнерадостности, желание работать, учиться, высокая работоспособность.
2. Ночной сон – во время него человек отдыхает, восстанавливаются функции организма, прежде всего центральной нервной системы. Нормальным считается сон длительностью 7-8 часов. Многие отклонения в состоянии здоровья, еще не проявляющиеся другими симптомами, сразу же сказываются на сне. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания или ранним пробуждением среди ночи.
3. Аппетит – здоровый человек на него не жалуется, потому что при хорошем функционировании всех органов и систем, при адекватных физических нагрузках обмен веществ происходит более активно. Наоборот, чаще даже приходится прибегать к разумному ограничению аппетита. Но аппетит не устойчив, он зависит от качества пищи, легко нарушается при перенапряжении, недомогании, болезнях.
4. Наличие болезненных ощущений – это сигналы предболезни или болезни (головокружение, головные боли, слабость, одышка, боли в мышцах и другие признаки).
Объективные показатели здоровья – выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. К объективным показателям относят рост, массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти, частоту и ритмичность пульса и дыхания, температуру тела, окраску кожи, характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию движений и т.д.
Важным дополнением к объективной самооценке показателей здоровья является реакция и режим восстановления отмеченных показателей. Для этого чаще всего используется частота сердечных сокращений на дозированную физическую нагрузку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).
1. Длина тела (рост) – важный показатель физического развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения. У мужчин рост продолжается до 25 лет, у женщин до 21-22 лет.
2. Масса тела – может изменяться в течение дня, поэтому желательно определять ее в одно и то же время. При анализе этого показателя имеет значение его соответствие «идеальному весу». Существует несколько способов расчета «идеального веса». Самый распространенный – вычитание из показателей длины тела (в см) условных величин: – при росте меньше 165 см вычитается цифра 100;
– при росте 165-175 см вычитается цифра 105;
– при росте свыше 175 см вычитается цифра 110.
В результате получается «идеальный вес» в килограммах. Превышение идеального веса на 10% говорит об избыточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.
3. Функциональные показатели деятельности сердечной и дыхательной систем – измеряются параметры и характеристики деятельности двух основных систем организма в состоянии покоя и после выполнения какой-либо нагрузки:
а) Пульс – важный показатель, отражающий деятельность сердечно-сосудистой системы. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна 70-75 ударам в минуту, у женщин – 57-80 ударам.
У тренированных людей частота пульса в покое реже и составляет 50 ударов в минуту. Во время физической нагрузки частота пульса увеличивается.
б) Проба с 20 приседаниями – является стандартизованной нагрузкой, проста и показательна для определения степени тренированности.
Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в покое. Производятся 20 приседаний за 30 секунд. Определяется частота пульса сразу после нагрузки, через одну, две и три минуты после приседаний. Оценивают пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному и по длительности восстановления частоты пульса до исходной величины.
При учащении пульса на 25% состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее; на 50-75% – удовлетворительное; более чем на 75% – неудовлетворительное.
Восстановление частоты пульса до исходной величины происходит в норме за 1-3 минуты.
в) Проба с задержкой дыхания – сначала подсчитывается число вдохов за 30 сек. и умножается на 2. В норме в состоянии покоя частота дыхания у взрослого человека от 9 до 12-16 вдохов в одну минуту.
Необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и заметить время в секундах максимально возможной задержки дыхания. После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох. Результаты пробы оцениваются по трехбалльной шкале: на вдохе: 39 сек. – неудовлетворительно, 40-49 сек. – удовлетворительно, свыше 50 сек. – хорошо; на выдохе: 34 сек. – неудовлетворительно, 35-39 сек. — удовлетворительно, свыше 40 сек. – хорошо.
После оценки индивидуального здоровья взрослое население распределяется по группам здоровья:
1-я группа – здоровые – это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений;
2-я группа – практически здоровые – лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их жизнедеятельность и трудоспособность;
3-я группа – больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации и декомпенсации.
Источник
Науки изучающие организм человека и его здоровье (Таблица, Схема)
Материал содержит информацию по основным наукам изучающих организм человека и условия сохранения его здоровья.
Схема основные науки о человеке
наука о строении, форме человеческого организма, его органов и образующих их тканей с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме человека.
наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезней.
это комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.
занимается изучением развития человеческого организма с момента образования одноклеточной зиготы, или оплодотворенного яйцеклетки, до рождения ребенка.
наука, которая занимается изучением наследственности и изменчивости живых организмов, а также методов управления ими.
это раздел биологии, который изучает живые клетки, их органоиды, строение, функционирование, процессы размножения клеток, старения и смерти клеток
это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
Источник
Науки о здоровье
Организация валеологической службы (диагностика, выбор оздоровительной технологии, коррекция здоровья, прогноз оздоровления), движение и здоровье. Системы самооздоровления и самосовершенствования
Дополнительная
Базовая
1. Колбанов В.В. Валеология. СПб., 1998.
2. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. М., 1999.
3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М., 1999.
4. Агаджанян И.А., Горшин В.И. Экология человека. М., 1994.
5. Александров О.А. Комплексная программа здоровья. М. 1988.
6. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., 1987.
7. Брехман И. Валеология – наука о здоровье. М.,1990.
8. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1993.
9. Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб., 1997.
10. Чумаков Б.Н. Валеология. М., 1999.
1.1. Понятие “здоровье” и теоретические основы
Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, которая занимает высшую ступень на иерархической лестнице ценностей. “Valetudo bonum optimum”, — говорили древние. – “Здоровье – наивысшее благо”. Прошли века, а взгляд на здоровье, как на самую большую ценность среди других категорий (идеалы, счастье, красота и т.д.), разделяем и мы, живущие в конце XX века. Более того, по мере развития общества, роста благосостояния понимание ценности здоровья возрастает. Человек начинает уделять ему больше внимания, прикладывать все больше усилий для сохранения, укрепления здоровья. Осознавая, какое влияние оказывают на организм последствия научно-технического прогресса, человек все большее значение придает сохранению здоровья, ведению здорового образа жизни.
Здоровье сегодня выступает как одно из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире.
В 1977 г. Всемирная ассамблея здравоохранения, являющаяся высшим руководящим органом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определила, что главной социальной целью правительств и ВОЗ должно быть достижение всеми народами мира к 2000 г. такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Эта идея выражена в девизе: “Здоровье для всех к 2000 году!”
Европейское региональное бюро ВОЗ в 1985 г. опубликовало материалы “Задачи по достижению здоровья для всех”, а в 1991 г. – краткие пересмотренные “задачи” по этой проблеме.
Европейская политика охраны здоровья состоит из 38 задач и включает следующие разделы:
— Будущее здравоохранения в Европе.
— Достижение лучшего здоровья.
— Здоровая окружающая среда.
— Соответствующая медико-санитарная помощь.
— Стратегия развития в целях достижения здоровья для всех.
В июле 1993 г. в России был принят Закон “О здоровье”, где разработана национальная программа “Здоровье для всех к 2000 году”. Для этого необходимы огромные экономические средства для поддержки медико-социальной сферы. Безусловно, без помощи правительства здравоохранению России такие задачи непосильны.
“Народ здоров, если здорово общество”, — так, по выражению академика Н.А. Амосова, подчеркивается важность главного для созидания – здоровья человека.
Здоровье человека – это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, определяют следующие факторы:
а) биологические возможности человека;
б) социальная среда;
в) природно-климатические условия.
Изучение, познание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье – валеологии.
Валеология(лат. valeo – здравствую; греч. logos – учение) – новая интегративная область знаний (самостоятельная область науки, практики и комплексная учебная дисциплина) о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека.
Термин “валеология”, впервые предложенный д-ром мед. наук И. Брехманом в 1980 г. для обозначения науки о здоровье, является довольно актуальным, емким и своевременным. Неоднозначность понимания сущности валеологии, характерная для начала 90-х гг., очевидно была обусловлена лингвистической неточностью: глагол “валео” ставит акцент не на здоровье, а на здравствовании. Отсюда – более узкое представление о валеологии как о науке здорового образа жизни.
На данном этапе своего развития валеология – наука о созидании здоровья индивида, она нуждается в разработке адекватных критериев здоровья, поскольку критерии общественного здоровья, используемые социальной гигиеной, противоречат современному пониманию здоровья человека.
Критерии здоровья – понятие неоднозначное. Наиболее разработаны критерии, учитывающие соматический статус (совокупность морфологических и функциональных показателей), наименее – характеристики нравственно-этического, интеллектуального, образовательного уровня в соответствии с требованиями общества.
Цель валеологии – разработка технологий “первичного конструирования”, формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма (увеличения количества и качества здоровья).
Объектом исследований в валеологии является как “интактное”, неповрежденное здоровье, так и здоровье нарушенное, но способное к саморазвитию.
Предмет валеологии на современном этапе ее развития – это образ жизни, обеспечивающий оптимальное существование и деятельность человека. Следовательно, ближайшей задачей валеологии сегодня является не статическое нормирование, а разработка системы индивидуального шкалирования “факторов устойчивости”, позитивно воздействующих на здоровье человека.
В разработке концептуальных основ валеологии в настоящее время имеются следующие достижения.
1. Накоплены материалы исследований, позволяющие утверждать, что качество и количество здоровья можно измерить и оценить.
2. Установлено, что резервы здоровья не безграничны, но у большинства людей они недостаточно мобилизируются в детстве, “дремлют” в зрелом возрасте, вследствие чего легко угасают в старости.
3. Определена современная стратегия валеологии: переход от общественной здравоохранительной к индивидуальной здравосозидательной деятельности.
4. Признано, что повышение уровня индивидуального здоровья – это не только лечение, санация, оздоровление больных, не только профилактика функциональных отклонений, но прежде всего – увеличение потенциала здоровья за счет формирования его резервов. В наибольшей степени этому способствует образ жизни, осознанно выбранный, наиболее адекватный индивидуальной конституции.
5. Сделаны первые попытки разработки критериев здоровья и методов оценки соматического статуса людей разных возрастов.
6. Создается методическая база диагностики и прогнозирования функциональных состояний и резервных возможностей организма и психики, развиваются методы донозологической диагностики.
7. Разрабатывается система непрерывного валеологического образования.
В настоящее время происходит становление валеологии. Валеология оформляется как самостоятельная наука, направленная, в первую очередь, на обеспечение здоровья. Если медицина, главным образом, занимается лечением и профилактикой болезней, то валеология призвана участвовать в активном создании здоровья, изучении проблем зависимости здоровья от образа жизни, воспитании здорового образа жизни.
Гигиена (греч. – hygieinos – целебный, приносящий здоровье) – раздел профилактической медицины, изучающий влияние факторов внешней среды на организм человека, занимающийся нормированием этих факторов и установлением их предельно допустимых уровней (концентраций). Гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на профилактику заболеваний и охрану здоровья населения.
Помимо гигиенических методов исследования валеология использует физиологические, клинические, лабораторные, психологические, социологические и другие методы для диагностики, равно как физические, химические, фармакологические, психологические и педагогические – для формирования и коррекции резервов здоровья и функциональных состояний человека (В.В. Колбанов, 1998).
Таким образом, валеологические знания необходимы всем людям, но особенно тем, кто намерен посвятить себя обучению, воспитанию, профилактической работе, лечению и психофизической реабилитации подрастающего поколения. Не случайно в последние годы небольшой курс валеологии для студентов факультетов коррекционной педагогики встретил большой интерес студенческих аудиторий и поддержку деканатов.
Валеология включена в классификатор специальностей, и по ней уже ведется подготовка специалистов. Предстоит огромной важности задача создания системы валеологического образования в стране (семья, детский сад, школа, вуз), в котором можно выделить крупным планом общее валеологическое образование – обучение здоровью всех категорий населения и профессиональное валеологическое образование – подготовка специалистов-профессионалов, призванных проводить в жизнь идею менталитета здоровья, приоритетного значения всех начинаний по оздоровительной деятельности в стране (табл.1).
С валеологическим образованием тесно взаимосвязаны специальности “Физическая культура и спорт”, “Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)”. Это естественно, так как физическая активность, двигательная деятельность являются важнейшим компонентом оздоровительной системы. В сфере физической культуры и спорта подготовка ведется по общему и профессиональному физкультурному образованию.
Есть основание полагать, что валеология – наука не только о здоровье здоровых, так как формирование здоровья необходимо и людям, имеющим хронические болезни и аномалии развития, и инвалидам. Дальнейшее совершенствование критериев индивидуального здоровья позволит выполнять качественную оценку здоровья независимо от нозологических характеристик. Нозология, в свою очередь, была, остается и сохранится как самостоятельная область практической медицины.
Нозология(греч. nosos – болезнь; logos – учение) – раздел патологии, общее учение о болезни, включающее биологические и медицинские основы болезней, а также вопросы их этиологии, патогенез, номенклатуры и классификации
Этиология(греч. aitia – причина; logos – учение) – учение о причинах и условиях возникновения болезней.
Патогенез (греч. pathos – страдание, болезнь; genesis – происхождение) – один из основных разделов нозологии, учение о путях, механизмах и общих закономерностях возникновения, развития, течения и исхода болезней и патологических процессов (С.М. Павленко, 1974). Этиология и патогенез – две стороны любого патологического процесса.
Патологический процесс – закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора.
Болезнь– проявление нарушенного течения жизни, обусловленного воздействием на организм чрезвычайных раздражителей (физических, химических, биологических и социальных факторов внешней среды) или наличием дефектов развития, при нарушении каких-нибудь одних и реактивной мобилизации других приспособительных механизмов с частичным нарушением саморегуляции и (или) гомеостаза и ограничением свободы жизнедеятельности.
Гомеостаз(ис) (греч. homoios – подобный; stasis – застой, состояние) – относительное динамическое постоянство внутренней среды (крови, лимфы, ликвора, тканевой жидкости) и устойчивость основных физиологических функций организма (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и энергии и т.д.) (В.В. Колбанов, 1998).
Можно согласиться с мнением И.М. Воронцова (1991), что без определения понятия здоровья не может состояться ни валеология как наука, ни практика профилактической медицины.
До сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. В простом житейском смысле на этот вопрос отвечают чаще всего без особых раздумий: “Здоровье – это когда ничего не болит”.
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время живой организм – система неравновесная. На протяжении своего развития он все время меняет формы взаимодействия с окружающей средой, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Если вдуматься в это определение, можно прийти к выводу, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, данное определение здоровья изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты даже в стадии компенсации.
Известный хирург Н.М.Амосов считает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.
Вот еще одно мнение на этот счет. И.И.Брехман, исходя из концепции “человек в потоке информации”, определяет здоровье как “способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной (словесной) и структурной информации”.
Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что в основном понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Здоровье населения – понятие статистическое, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития, индексами здоровья, средней продолжительностью жизни, приростом населения и др.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В настоящее время выделяют несколько компонентов (видов) здоровья:
1) соматическое здоровье; представляет текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса;
2) физическое здоровье; уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции;
3) психическое здоровье – состояние психической сферы. В основе его – состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения;
4) нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной сферы жизнедеятельности, в основе которого находится система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими понятиями добра, любви и красоты.
В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
— для соматического и физического здоровья – я могу;
— для психического – я хочу;
— для нравственного – я должен.
Специалисты выделяют следующие признаки здоровья:
— специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
— показатели роста и развития;
— функциональное состояние и резервные возможности организма;
— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Как же сказываются на здоровье людей те самые повреждающие факторы, устойчивость к действию которых является одним из признаков здоровья?
Организм человека наделен приспособительными и компенсаторными возможностями, данными ему эволюционным развитием. Человек – высшая форма развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. По своей природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении. Цель жизненной позиции человека – быть не только самому здоровым, но и иметь здоровым будущее поколение – здоровых детей, внуков и правнуков.
Науке известно, что здоровье генетически обусловлено. В ХХ в. общество “трясло” от различных политических событий, связанных, прежде всего, с войнами, сменами политических режимов, перестройками и т.д. Естественная смена поколений проходила в сложных экономических условиях. В настоящее время, как мы видим, эти сложности все еще не устранены, что, безусловно, затрудняет процесс реализации генетического потенциала человека, отрицательно сказывается на его биологических характеристиках. Это приводит к ухудшению генофонда народа.
Генофонд представляет собой совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.
Около десяти миллионов генов и порождаемых ими белковых форм образуют биологическую систему человека. Ее работа зависит от полноценности генов, которые весьма чувствительны к вредным токсичным веществам, проникающим в клетки организма с воздухом, водой, продуктами питания. Данные вещества могут вызвать мутацию (видоизменения) генов, при наличии которых белок в организме или вовсе не образуется, или полностью теряет свою биофункцию.
Активность организма снижается, он заболевает, теряет способность к сопротивлению, происходят изменения органов и систем, вплоть до патологических изменений психической деятельности. В популяции, таким образом, возрастает число детей с врожденными умственными и физическими недостатками, что, естественно, сказывается на благополучии общества.
В развитых странах мира давно поняли, какое влияние оказывает загрязненная окружающая среда, социальные и экономические потрясения на здоровье человека. С целью нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на генофонд населения, постоянно проводятся комплексы мероприятий, реализуются различные программы.
В нашей стране, к сожалению, подобные природоохранные и социальные программы проводятся в недостаточном объеме. Не удается преодолеть последствия экологических катастроф в разных регионах (Челябинск, Арал, Чернобыль и другие), не прекращается вырубка лесов, отравляют атмосферу и землю кислотные дожди. Население продолжает употреблять далеко не безопасные с экологической точки зрения продукты питания. Это лишь небольшой перечень факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье граждан России. Отсюда – болезни, высокая смертность и самая короткая в Европе продолжительность жизни, огромное число неполноценных детей.
Страна быстро “стареет”, поэтому проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой.
Подтверждают этот тезис следующие цифры (данные Б.Н. Чумакова).
В 1995 – 96 гг. рождаемость в России упала, по сравнению с 1987 г., зато резко возрос уровень смертности детей старше 1 года (за 3 года более чем на 35%).
К сожалению, не обладают крепким здоровьем и оставшиеся в живых российские дети. Доля здоровых новорожденных с 1988 г. снизилась с 48,3 до 36,5%. Прогноз специалистов неутешителен: через 20 лет доля здоровых новорожденных может снизиться до 15-20%.
Уровень заболеваемости детей других возрастных групп тоже растет. С 1990 г. частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на 13%, болезней эндокринной системы – на 29,5%, болезней крови – на 35,4%, астмы – на 40%, болезней органов пищеварения – на 21,6%.
Особую тревогу вызывает здоровье школьников. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Причем очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек – выпускниц школ уменьшилось более чем в 3 раза. Соответственно, с 40 до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания.
По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии.
Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах.
Сложилась “экстравагантная демографическая ситуация”: каждое поколение родившихся меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения характерен только для России. Он не отмечался ранее ни в нашей стране, ни в других странах мира даже во время войн. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.
Необходимо подчеркнуть, что усугубляют эту сложную ситуацию такие характерные для россиян факторы, как пренебрежительное отношение к своему и чужому здоровью, незнание, а вернее, нежелание общества исповедовать и вести здоровый образ жизни. Это лишь подтверждает наш тезис о своевременности внедрения в жизнь российского общества идей валеологии, о том, что необходимо с помощью различных мер кардинально изменить отношение человека к своему здоровью.
Таким образом, здоровье человека – это непрерывная совокупность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующейся способностью организма к совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, сохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций, в том числе, рождения и воспитания потомства. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник