Меню

Как здоровье у твоего ребенка

Ребенок болеет. При чем тут психолог?

Людмила Петрановская рассказала, когда детские болезни напрямую связаны с психологическими проблемами и как психолог может помочь детям с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями.

Психолог Людмила Петрановская

Когда ребенок часто болеет без видимых причин

Не стоит впадать в крайности и искать причину частых болезней ребенка только в психологии. Сплошь и рядом ОРВИ – это просто ОРВИ, и начинать всегда надо с медицинской части, а не выискивать какие-то психологические аспекты.

Но бывают ситуации, с которыми сталкиваются педиатры и семейные врачи, когда они применили все свои профессиональные знания, провели лечение, и физиологически нет причин для того, чтобы ребенок долго и устойчиво болел, а ребенок все-таки болеет. И тогда у них закономерно начинают появляться мысли, а нет ли каких-то других причин, не физиологических?

Если мы подозреваем, что у частых болезней ребенка есть психосоматический компонент – в этом случае действительно разумно подумать о работе психолога с семьей и с самим ребенком.

Возьмите ребенка, который почему-то не хочет ходить в школу. Например, у него плохие отношения с одноклассниками. Или у него нет контакта с учительницей. Или ему очень сложно в этой школе, но при этом родители по какой-то причине очень хотят, чтобы он учился именно в ней. У ребенка может быть опыт, что просто так сказать о своих сложностях родителям – не очень эффективно. Например, он пытался пожаловаться, что у него конфликт со сверстниками, а ему сказали: «Разбирайся сам», или «Ты сам все неправильно делаешь». Или он попытался сказать, что учительница к нему несправедлива, ему сказали: «Ты сам не прав». Или наоборот, родители так сильно присоединились, так разнервничались, так распереживались, так начали все вокруг разносить, что в голове у ребенка отложилось: расскажи о своих проблемах – огребешь еще втрое больше проблем.

Что ему делать в этой ситуации? Он оказывается перед неприятным выбором. Ходить в школу тяжело и сложно, добиваться понимания родителей тоже тяжело и сложно. В этой ситуации частые ОРВИ могут быть вполне себе выходом. Заболел – недельку, а то и две сидишь дома, и все хорошо. Таким образом формируется избегающее поведение, устойчивая стратегия: как только становится сложно, можно заболеть – и это решит проблему.

Поэтому если семейный врач видит, что у ребенка нет физиологических причин так часто болеть, то это может быть как раз та ситуация, когда стоит спросить ребенка, хочет ли он ходить в школу? Понаблюдать за его ответом, за реакцией родителей, и возможно, порекомендовать семье обратиться к психологу.

Что тут может сделать психолог? Помочь ребенку и родителям поговорить об этом более откровенно. Если психолог поможет ребенку сказать, а родителям услышать, насколько ему тяжело в этой школе, насколько сильный стресс он переживает из-за учительницы или из-за одноклассников, то, услышав его, они могут предложить какие-то другие варианты. Перевести в другой класс, как-то его поддерживать или как-то еще помочь. Тогда причина частых болезней уходит.

Иногда ребенок может следовать вовсе не своим интересам, а через свое состояние здоровья делать что-то для семьи. Семья – это система, в которой все связаны, интересы и чувства переплетены. Для того чтобы семья функционировала, каждый привносит свой вклад. Дети – элементы этой системы, наиболее сильно зависимые от нее. Взрослый человек, если вдруг семья развалится, имеет больше устойчивости. Ребенок очень зависит от семьи, он больше взрослого заинтересован, чтобы с семьей все было хорошо.

Если ребенок наблюдает, что у родителей плохие отношения, охлаждение, они практически не общаются, ребенку это тревожно, он боится за семью, чувствует напряжение, висящее в воздухе, он испытывает стресс. А потом, например, он заболевает, у него высокая температура, и в этот момент папа и мама забывают про свое супружеское охлаждение, вместе бегают вокруг ребенка, решают, переживают, поддерживают друг друга. Раз-другой такое повторится, и вполне вероятно, что ребенок неосознанно запомнит это как стратегию объединения родителей.

В этой ситуации, если отношения родителей по-прежнему прохладные, очень вероятно, что ребенок будет прибегать к этому способу. Неосознанно: просто, когда напряжение у него будет нарастать, он будет поддаваться какой-то инфекции, которой, может быть, не поддался бы в другой ситуации. Известно, что стресс ослабляет иммунитет, и ребенок в состоянии стресса уступает под напором вируса, который в другой ситуации ему бы не повредил.

Что может сделать семейный психолог, если эта ситуация повторяется? Прежде всего, психолог посоветовал бы родителям поработать над своими отношениями. Либо их улучшить, чтобы они стали более теплыми, доверительными, чтобы дома не висел постоянно дамоклов меч, либо принять решение развестись и перестать морочить голову себе и ребенку. Потому что состояние «живем вместе ради детей» сплошь и рядом значит, что люди друг друга едва переносят, годами живут вместе в постоянном напряжении, и дети, как антенны, это напряжение считывают. И это напряжение на них влияет, очень часто – через ослабленное здоровье.

Фото — фотобанк Лори

Иногда дети могут обслуживать интересы других членов семьи. Случай из жизни: девочке-подростку очень часто по дороге в школу становится плохо, она едва не теряет сознание, и мама должна ее провожать. Мама должна все время быть на связи, потому что дочке может стать плохо во время урока, и ее нужно быстро прийти и забрать. При разговоре выясняется, что мама когда-то ушла с работы, сидела дома, пока дочка была маленькая. Когда девочка пошла в школу, мама на работу не вышла, потому что утратила профессиональные навыки – на хорошую должность не возьмут, на плохую как-то не хочется. Отношения у мамы с папой давно испортились, он бизнесмен, живет в другом месте и мама даже не занимается бытом для него. Но он содержит семью. Выходит, болезненное состояние ребенка в данном случае – способ для мамы сохранять такой образ жизни, не работать, иметь хорошее финансовое положение на том основании, что ребенок болен. Если ребенок выздоровеет, то возникнет вопрос, почему мужчина, которому она уже фактически не является женой и никак не помогает в бытовом плане, должен обеспечивать ей весьма хороший уровень жизни, при том, что она, взрослая здоровая женщина, сама ничего не делает. Ребенок лоялен маме, ему не хочется напряжения, выяснения отношений, и результат – вегетососудистая дистония.

Речь не идет о тяжелых заболеваниях, у которых есть органическая природа. Дети не заболевают тяжелыми заболеваниями от того, что у родителей плохой секс или они как-то неправильно общаются с детьми. Речь идет о том, что называется «часто болеющие дети» — общая астеничность, уязвимость для инфекций у ребенка выше, чем следовало бы ожидать.

Если семейный врач видит, что, несмотря на лечение, болезнь не уходит – то это повод предложить семье пойти к психологу и посмотреть, нет ли здесь психологического компонента. Но это не повод опустить руки и заявить, что медицина здесь бессильна, идите и решайте свои внутрисемейные проблемы. И это не гарантия, что поработав с психологом, ребенок станет здоровым. Но если мы предполагаем наличие этого компонента, то имеет смысл с ним разобраться, чтобы он не ухудшал ситуацию.

Читайте также:  Кто может быть инженером по состоянию здоровья

Возможно, у ребенка есть хроническое заболевание. Количество обострений, тяжесть обострений тоже может очень сильно зависеть от стресса. А стресс ребенка очень сильно зависит от стресса в семье. Поэтому, снижая стресс в семье, мы всегда улучшаем состояние ребенка – объективно, здоров он, или болен.

Когда ребенок болеет тяжело или неизлечимо

Даже когда речь идет о детях с неизлечимыми заболеваниями, с которыми им жить всю жизнь, известно, что участие в работе семейных психологов сильно улучшает прогноз и снижает тяжесть течения заболевания. Когда в семье хорошая обстановка, когда у ребенка хорошие отношения с родителями, когда сами родители в хорошем состоянии, то даже при наличии объективно тяжелого заболевания ребенку легче с ним справляться. Легче переносить тяготы, связанные с лечением, неприятные процедуры, ограничения. Если у него хороший контакт с родителями, то он может обратиться за утешением, если ему плохо, больно, обидно, что другим детям можно, а ему нельзя (что-то есть, что-то делать или куда-то поехать). Родители пожалеют, посочувствуют, дадут поплакать, вместе помечтают, как это будет, когда его здоровье станет лучше. От этой поддержки напряжение снизится, ребенок получит утешение в своем стрессе, и его состояние улучшится.

Если в той же самой ситуации ребенок понимает, что со своими взрослыми он про это поговорить не может – например, потому, что они не переносят, когда ему плохо, потому что сами едва справляются со своей тревогой. Им самим настолько плохо, что воспринять еще и эмоции ребенка они уже не могут. Ребенок постарается придержать свои переживания, и не получит поддержки в своем стрессе.

Или родители могут быть настолько не готовы сталкиваться с негативными эмоциями ребенка, что они могут его ругать, требовать, чтобы он не ныл, не распускался. Но это сейчас бывает редко, чаще родители сами так нервничают, что ребенок предпочитает их лишний раз не беспокоить.

Поэтому если говорить про сопровождение сильно болеющего ребенка, то очень важно, чтобы в комплексе была работа по преодолению стресса у самих родителей. У них часто бывает чувство вины: я что-то недоглядел, что-то не так сделал. Это все не полезно для ребенка.

Плюс у родителей может быть стресс, связанный не только с болезнью ребенка, но и со своими супружескими отношениями. Поэтому семейные психологи, работающие с тяжело болеющими детьми, считают одной из главных своих целей хороший контакт родителей между собой. Чтобы семья не распалась, чтобы родители поддерживали друг друга. Даже если они в разводе, чтобы как родители они все равно были командой, потому что если у тебя тяжело болеет ребенок, то ты испытываешь такую степень тревоги, что с этим невозможно справляться в одиночку. Очень важно иметь возможность это с кем-то разделить, говорить о своих чувствах, поплакать у кого-то на плече. Конечно, хорошо, когда это супружеская пара, но это могут быть и другие родственники, братья, сестры, друзья. Обязательно должна быть группа поддержки, с которой можно разделить свои тревоги.

Когда вокруг ребенка есть команда, повышается устойчивость всей конструкции в целом. Потому что накрывает обычно не всех людей одновременно. Сегодня максимальный уровень тревоги и стресса у одного – ему кажется, что ничего не получится, опускаются руки, не хочется жить – и тогда, если он не один, то есть другие люди, у которых сегодня состояние лучше. Они могут его разгрузить, утешить, поддержать, отправить выспаться, отправить отвлечься, просто пожалеть, выслушать, попить с ним чаю. В другой момент плохо будет кому-то другому, и тогда будут помогать ему.

Если у человека недостаточная поддержка ближайшего окружения, его уязвимость повышается. И тут уже мы говорим не столько про психологическую, сколько про социальную работу. Наиболее уязвимы те семьи, которые имеют проблемы со здоровьем у детей, и одновременно по той или иной причине утратили свое близкое социальное окружение. Например, семья, которая переехала в другой город. Или семья, где родители сами выросли в детском доме. У этих людей нет мощной поддержки расширенной семьи и ближайшего социального окружения. Когда человек живет благополучной стабильной жизнью, у него есть детские друзья, одноклассники, институтские друзья, родственники, дальние родственники, двоюродные, троюродные. Так или иначе в этой схеме находятся люди, которые поддерживают и становятся некоей страховочной сеткой. Если люди переезжают, они все это теряют. Сейчас немножко лучше, поскольку благодаря интернету связи все же сохраняются.

В европейских больницах обязательно работают психологические службы, потому что у ребенка часто возникает мысль: почему это со мной? Почему другие живут и радуются, а я месяцами должен быть на больничной койке? Почему я должен думать о том, что я могу умереть? Почему у меня такие ограничения? Почему я так некрасиво выгляжу? Ребенок должен иметь возможность с кем-то об этом поговорить. И родители часто не в том состоянии, чтобы с ними можно было про это поговорить безопасно. Они и так умирают от страха за жизнь ребенка, чтобы услышать от подростка что-нибудь вроде: «Зачем все эти мучения, лечение, ну сдох бы и сдох». Как такое скажешь маме, которая и так ночей не спит, день и ночь у твоей кровати? А он это чувствует, он это думает, и должен быть человек, которому он мог бы это сказать. Человек, которого он может не беречь, на которого может все свои эмоции выплеснуть. Поэтому психологическая поддержка необходима – безопасное пространство, где ребенок может про это поговорить и подумать.

Что можно ответить, если подросток так говорит? Спрашивать, почему ты так себя чувствуешь, почему у тебя такие мысли, что это для тебя, что было бы для тебя аргументом, ценностью, которая все-таки позволяет жить. Он ведь не просит у нас ответа, он должен «об кого-то подумать». Если бы с ним работал психолог, то задача психолога была бы расспрашивать, слушать его, позволить человеку подумать про это. Проанализировать свои чувства по этому поводу, свои ценности.

Но для того, чтобы так отвечать, взрослый должен быть сам внутри спокоен, поэтому это не родитель. Ну какой родитель сможет такой разговор провести со своим ребенком, оставаясь внутри уравновешенным и спокойным? А ребенка и самого трясет, ему во время такого разговора не нужно рядом умирающую от страха маму. Ему нужен спокойный человек, который позволит «об себя» подумать самые опасные мысли.

В европейских детских больницах обязательно есть еще и социальная служба – та, которая при необходимости помогает семье разбираться с социальной сетью, социальной поддержкой.

Таким образом, любое заболевание – серьезное, хроническое, часто повторяющееся – это не чисто медицинская проблема. И сплошь и рядом она требует дополнительно помощи не только медицинской, а еще и психологической и социальной. Что в свою очередь хорошо отражается на медицинских результатах.

Источник

Читайте также:  Сколько малышева ведет здоровье с малышевой

11 важных вопросов педиатру Сергею Бутрию

О детях с рождения и до подросткового возраста

Поговорили с Сергеем Бутрием — педиатром, главным врачом детской клиники «Рассвет», автором двух книг для родителей.

Узнали много интересного о питании детей, летнем отдыхе, домашних животных, гаджетах и проблемах с психикой.

Сходите к врачу

Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам.

До 4—6 месяцев дети должны питаться только грудным молоком или адаптированной молочной смесью. После полугода в меню постепенно вводят пюрированные, а затем и кусковые детские прикормы.

Взрослую еду детям с 6 до 10 месяцев дают только как педагогический, или ознакомительный прикорм — когда ребенку разрешают попробовать лишь небольшой кусочек пищи. Так родители могут удовлетворить интерес ребенка к новой еде, познакомить его с разными вкусами. Можно давать кусочки мягких овощей из рагу, мягкие фрукты и так далее. Бывает, что родители дают малышам попробовать колбасу или фастфуд — я не вижу в этом катастрофы, от небольшого кусочка вреда не будет, но и пользы в таком прикорме нет никакой.

А вот примерно с 10—12 месяцев меню ребенка может быть максимально приближено к взрослому, то есть детей можно кормить взрослыми блюдами. При этом надо избегать продуктов, которыми легко подавиться, пищи, которую трудно жевать, солений, блюд с большим количеством специй.

Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2017 годPDF, 241 КБ

1 /4 шт. 1 /2 шт. 1 /2 шт. Мясное пюре, вводить не ранее 6 месяцев 5—30 г 30 г 50 г 60—70 г Рыбное пюре — — 5—30 г 30—60 г Кефир и другие кисломолочные напитки — — 200 мл 200 мл Кефир и другие кисломолочные напитки — — 200 мл 200 мл Пшеничный хлеб — — 5 г 10 г Растительное масло 1—3 мл 5 мл 5 мл 6 мл Сливочное масло 1—4 г 4 г 5 г 6 г

Нет, совсем маленького ребенка надо одевать, как и взрослого человека, но с учетом того, что малыш будет лежать всю прогулку, почти не двигаясь, или вовсе спать. Без движения организм не так интенсивно вырабатывает тепло, а во сне выше теплопотери. То есть если родители пошли на прогулку в футболках, малышу достаточно легкой кофточки. Если же речь идет о ребенке, который будет активно двигаться, то одевать его надо точно так же, как взрослых.

Перекутывание не принесет ребенку пользы. Когда любому человеку жарко, особенно долго, он становится раздражительным и нервным. Младенцы, соответственно, становятся плаксивыми и капризными. Также может развиться потница — раздражение кожи от пота, тепловое истощение — не угрожающее жизни состояние недомогания и слабости, и даже тепловой удар — состояние, требующее немедленной помощи.

Кроме того, если у ребенка есть хронический зуд, как, например, при атопическом дерматите, то от жары он становится сильнее. В целом от перегрева ухудшается течение атопического дерматита, как и многих других сыпей, например крапивницы.

Триггеры атопического дерматита у детей — Американская академия ассоциации дерматологов

Заподозрить заражение глистами можно по нескольким признакам: упорному зуду в области анального отверстия, повышению эозинофилов в общем анализе крови, хроническим болям в животе, хронической крапивнице. Но все эти признаки — неспецифические симптомы, они встречаются при десятках других болезней или вовсе могут быть не связаны с болезненным состоянием.

Сейчас довольно часто встречается заражение острицами — энтеробиоз, реже аскаридами — аскаридоз, крайне редко другими глистами. Препараты для профилактики показаны только в ветеринарии, то есть для животных, а также в некоторых странах с частыми случаями выявления глистов, например, в странах Латинской Америки.

Контроль и профилактика геогельминтозов в странах Европейского региона ВОЗPDF, 4,68 МБ

Россия к таким не относится. В нашей стране противоглистные препараты следует давать только в лечебных целях, когда диагноз подтвержден, но не профилактически, ведь у таких лекарств есть побочные эффекты. Лучшая профилактика глистов — тщательное соблюдение мер гигиены, особенно мытье рук, своевременное состригание ногтей.

Чтобы выяснить, есть ли у ребенка глисты, надо сдать два анализа:

  1. Анализ кала на яйца глистов, лучше методом PARASEP — у него чувствительность выше, чем у традиционного исследования.
  2. Соскоб с перианальной области на энтеробиоз — острицы откладывают яйца вокруг анального отверстия.

Можно повторять эти анализы 1—2 раза в год как скрининг, а также при обоснованном подозрении на заражение аскаридами или острицами.

Домашние животные — это и источник грязи, и тренировка иммунитета. Даже от привитой кошки, не покидающей квартиры, очень редко, но можно чем-то заразиться, ведь она живет в нестерильной среде.

Материалы по безопасному общению детей с животными — Американский центр по контролю и профилактике заболеваний

Однако есть ряд данных, что у детей, росших вместе с домашними питомцами, ниже риск развития аллергических заболеваний. Это связывают с тем, что животные привносят в быт умеренный уровень грязи и бактерий, а это тренирует иммунитет ребенка. Бывает такое, что у детей со временем развивается аллергия на самих животных, но это неуправляемый риск, его не снизить только отказом от заведения питомцев: если такая предрасположенность у ребенка есть, аллергия все равно разовьется, только чуть позже.

В целом пользы от домашних животных при условии, что они желанны и любимы всеми членами семьи, явно больше, чем вреда. Я положительно отношусь к тому, что в семье с детьми заводят питомца, животное может многое дать: опыт заботы, радость общения, развитие эмпатии.

Относительно безопасности — существуют рекомендации по выбору домашних питомцев. Мне как педиатру больше всего не нравятся рептилии: ящерицы, змеи, черепахи, поскольку они могут быть переносчиками сальмонеллеза — одной из острых кишечных инфекций, а также собаки бойцовских пород, которые потенциально могут проявлять агрессию по отношению к детям.

Миф о пользе морского воздуха берет истоки в медицине 19 века, когда все болезни у аристократии лечились поездкой на воды, то есть, по сути, отдыхом и положительными эмоциями от посещения новых приятных мест.

Конечно, полезно проводить время всей семьей, общаться без спешки, восстанавливать силы. Не думаю, что морское побережье — уникальное место для такого отдыха, просто традиционно оно располагает к неге и спокойствию.

Памятка «Едем на море!» — ГБУЗ «Инфекционная больница № 2» Краснодарского края

Еще на море действительно облегчается течение некоторых болезней, например атопического дерматита. Трудно сказать, какие факторы влияют на такое улучшение, но это кратковременный эффект, долгосрочный прогноз не меняется. Также в другом климате аллергикам удобно переждать период цветения растений, избежать обострения поллиноза. При этом некоторые аллергии у моря, наоборот, могут обостриться. Есть и другие противопоказания к морскому отдыху, предварительно лучше посетить педиатра.

Солнцезащитный крем детям нужен, мода на загар в 20 веке аукается теперь ростом числа меланом — злокачественных опухолей кожи, часто с агрессивным течением.

Читайте также:  Cuvie hqd вред здоровью

Детям до полугода в принципе не стоит находиться на открытом солнце. Для детей 6—24 месяцев лучше использовать солнцезащитные кремы с физическими, то есть минеральными фильтрами, например, на основе оксида цинка. Детям постарше можно наносить кремы от солнца с химическими факторами защиты, предназначенные для детей: на упаковке всегда пишут, с какого возраста разрешено средство. Взрослые солнцезащитные кремы вряд ли нанесут ребенку большой вред, но лучше придерживаться инструкций производителя.

Дети постоянно болеют по тем же причинам, по которым они постоянно падают, когда учатся ходить, или регулярно промахиваются мимо рта, когда учатся самостоятельно есть ложкой. Это естественный процесс обучения организма жизни в этом мире, относиться к нему следует стоически.

Как развивается иммунная система вашего ребенка — статья Национальной службы правительства Австралии по беременности, родам и здоровью детей

Чтобы иммунитет правильно развивался, ребенку нужно нормально питаться, спать, быть физически активным. А укрепление иммунитета разными средствами — не более чем миф и маркетинговая уловка, педалирующая и монетизирующая родительскую тревогу.

Скорее всего, не получится сделать так, чтобы ребенок совсем не боялся и не плакал. Есть дети, которым страшно идти к врачу, и не всегда этот страх возникает из-за предшествующего негативного опыта или боли, причиненной доктором. Часто это страх неизвестности или нарушения границ.

Чтобы его преодолеть, надо быть честными с ребенком, заранее проговаривать, что будет происходить на приеме. Также можно с помощью детского набора доктора проделывать много раз в игре то, что врач будет делать в кабинете.

При этом нет гарантии, что такие действия помогут. Но даже сквозь слезы и истерику ребенок может понимать и запоминать доброе отношение доктора и честное поведение родителей. Это значит, что в будущем ситуация улучшится: обычно к 2,5—3 годам с любым ребенком, если нет тяжелого аутизма и других тяжелых нарушений развития, уже удается договориться.

Боязнь чужих людей начинается в 6 месяцев, достигает пика в 1—1,5 года и к 2—3 годам полностью уходит, если ее не подпитывать непедагогичными методами воспитания вроде «веди себя хорошо, а то доктор укол сделает» или неэтичным и жестоким поведением медработников.

Гаджеты могут ухудшить зрение не сами по себе, а опосредованно, например, за счет сокращения времени, которое ребенок проводит на улице. Это повышает риск развития близорукости, так как ребенок меньше смотрит вдаль, дольше разглядывает что-то вблизи. Если дозировать гаджеты и не сокращать время физической активности на свежем воздухе, то вреда для зрения не будет.

Влияние гаджетов на психику возможно. Примитивные страшилки в стиле «дети жестокие из-за видеоигр» давно опровергнуты. Однако неверное понимание сложных ситуаций, увиденных в видеороликах, обилие сцен насилия, эротики и прочего недетского контента может негативно сказываться на психическом здоровье. Поэтому родителям лучше фильтровать то, что видит ребенок, просматривать часть контента вместе с ним и объяснять ему увиденное.

Воздействие на здоровье гаджетов: пособие для врачей и родителейPDF, 560 КБ

Рекомендации по использованию гаджетов от Американской ассоциации педиатров

Возраст Использование гаджетов
До 18 месяцев Не рекомендуется
18—24 месяца Просмотр качественного контента вместе с родителями
2—5 лет Час в день
От 6 лет Родители контролируют время использования гаджетов так, чтобы это не мешало другим делам

Краткий список игрушек, опасных для детей, будет выглядеть так:

  1. Игрушки с мелкими деталями, которые можно вдохнуть.
  2. Игрушки с магнитами или батарейками-таблетками, которые можно проглотить.
  3. Игрушки с металлическими тонкими деталями, которые можно засунуть в розетку.
  4. Игрушки с веревками, которые можно намотать на шею.

В доме следует закрывать окна замками-блокираторами и прикручивать к стенам мебель, которая может упасть на ребенка: шкафы, комоды, стеллажи. Еще не стоит использовать цепочки или шнуры для открытия и закрытия жалюзи: на них можно случайно удавиться. И дома, и на даче нужно держать под замком бытовую химию, строительные инструменты, домашнюю аптечку. На участке важно блокировать доступ ребенка к воде: бочкам, бассейну.

«Как обеспечить безопасность вашего ребенка», брошюра Международной ассоциации Step by Step на русском языкеPDF, 137 КБ

Показать ребенка психиатру стоит, если его поведение вызывает какие-либо опасения. Например, он систематически жестоко обращается с животными, и это не поддается педагогической коррекции, либо наносит себе повреждения, есть навязчивые мысли о собственной ненужности — «вы зря меня родили, я лишний, всем только мешаю», были попытки суицида. Или у него много странностей в поведении, затрудняющих коммуникацию с людьми вне семьи.

Если ребенку нужна помощь психиатра — навигатор системы московского здравоохранения

Какое поведение считать странным для ребенка, зависит от возраста. Для трехлетки это может быть регулярная агрессия в отношении сверстников. Для младшего школьника — трудности в общении со сверстниками, дружба либо только с дошкольниками, правила игры которых проще понять, либо только с подростками, когда он может просто подчиняться. Для подростка — отсутствие друзей, травля со стороны одноклассников или, наоборот, агрессия по отношению к ним с его стороны.

Также должно насторожить, когда достаточно большой ребенок не понимает социальный контекст, часто из-за этого попадает впросак. К примеру, говорит полной женщине в магазине: «Отойдите, вы слишком толстая, загородили весь проход», — и это не единичная ошибка и не невоспитанность. То есть ребенок так делает всегда, несмотря на объяснения родителей. Он не может понять, что у некоторых слов есть другое значение, кроме основного смысла, не чувствует контекста ситуации и не умеет реагировать на его изменения. Такие проблемы можно заподозрить, если родителям часто приходится извиняться за действия ребенка перед окружающими.

Еще один повод для обращения к психиатру — обнаруженные признаки аутизма. Для детей 18—30 месяцев это может быть высокий риск по тесту M-CHAT-R . У детей старше двух с половиной лет диагностировать аутизм труднее из-за усложнения навыков коммуникации — маркеры непросто уместить в тест для родителей, поэтому при любых подозрениях лучше сразу обратиться к врачу. И если ваш педиатр советует посетить психиатра, к его мнению тоже лучше прислушаться.

Универсальный вопрос для родителей, чтобы понять, стоит ли посетить детского психиатра

У меня есть универсальный скрининговый вопрос: «Насколько вы как родители выдохлись и устали от своего ребенка?» Родителям надо оценить собственное самочувствие по десятибалльной шкале, где 1 балл — это «совсем нет, я его обожаю, мне нравится проводить с ним время», а 10 баллов — это «я уже пожалел(а), что стал(а) родителем, я выдыхаюсь, постоянно срываюсь, а потом жалею».

Если ответ 7 и более баллов без объективных внешних причин — депрессия у родителей, тяжелая ситуация в семье, физическая инвалидность ребенка с очень сложным уходом, — это тревожный знак. Скорее всего, стоит посетить с ребенком детского психиатра. Ведь воспитание детей с особенностями психики — объективно изматывающее занятие, в первую очередь для людей вспыльчивых, любящих контроль и порядок, ответственных и рефлексивных. Поэтому родители устают, выгорают, а их состояние может быть признаком проблем у ребенка.

Источник

Adblock
detector