Кто и как похоронил Адама (мир ему)?
Адам (мир ему) наш праотец – первый человек на земле. Он стал первым человеком, который перешёл в мир иной, не считая Хабиля, убитого Кабилем. Как же он был похоронен, и кто совершил над ним погребальный обряд? Об этом читайте в нашем материале.
После того, как Кабил убил своего брата Хабиля Всевышний Аллах одарил Адама (мир ему) сыном и он назвал его Шисом, что в переводе означает «дар от Аллаха». Шису (мир ему) было ниспослано пятьдесят свитков.
Мухаммад бин Исхак рассказывает, что когда жизнь Адама (мир ему) подходила к концу, он сделал Шису (мир ему) завещание, научил его правильному распределению времени дня и ночи наряду с соответствующими действиями вероисповедания, а также известил о всемирном потопе после него.
Когда Адам (мир ему) покинул этот мир, и это было в пятницу, ангелы прибыли с благовонием мускуса и с саваном из Рая. Ибн Исхак рассказывает, что после того как Адам (мир ему) покинул этот мир, произошли затмения солнца и луны в течение семи суток.
عن يحيى هو ابن ضمرة السعدي قال: رأيت شيخًا بالمدينة تكلم فسألت عنه، فقالوا: هذا أبي بن كعب .
فقال: إن آدم لما حضره الموت قال لبنيه: أي بني إني أشتهي من ثمار الجنة، قال: فذهبوا يطلبون له، فاستقبلتهم الملائكة ومعهم أكفانه وحنوطه، ومعهم الفوس والمساحي والمكاتل، فقالوا لهم: يا بني آدم ما تريدون وما تطلبون؟ أو ما تريدون، وأين تطلبون؟
قالوا: أبونا مريض واشتهى من ثمار الجنة .
فقالوا لهم: ارجعوا، فقد قضى أبوكم فجاءوا، فلما رأتهم حواء عرفتهم فلاذت بآدم، فقال: إليك عني، فإني إنما أتيت من قبلك فخلي بيني وبين ملائكة ربي عز وجل، فقبضوه، وغسلوه، وكفنوه، وحنظوه وحفروا له ولحدوه، وصلوا عليه، ثم أدخلوه قبره، فوضعوه في قبره، ثم حثوا عليه، ثم قالوا يا بني آدم هذه سنتكم، إسناد صحيح إليه
Яхья сын Зумрата ас-Са’дий рассказывает, что однажды в Медине он увидел старца, говорящего о религии. Он спросил о нём, и ему сообщили, что это мужчина Убай бин Кааб. Тот поведал следующее:
Когда к Адаму (мир ему) приблизился смертный миг, он обратился к своим сыновьям: «О сыновья, я хочу плодов Рая», и они отправились в путь на их поиски. В дороге их встретили ангелы несущие саван и благовония для Адама (мир ему), также у них были с собой кирки лопаты и плетённые большие корзины.
Ангелы спросили: «О сыны Адама, что вы хотите, и что ищете?», или же они спросили: «Что хотите и куда направляетесь?».
Те ответили: «Наш отец заболел и возжелал плодов Рая».
Ангелы сказали: «Возвращайтесь, ибо уже решено то, что было определено вашему отцу».
Когда ангелы пришли, Хава увидела и узнала их. Она бросилась к Адаму (мир ему), но он сказал ей: «Отойди, отойди от меня. Сюда я был приведён только из-за тебя, так освободи путь между мной и ангелами моего Господа, Благословен Он и Возвышен».
Тогда ангелы упокоили его, омыли, завернули в саван, умастили благовониями, вырыли могилу, сделав в ней нишу, и прочитали за него молитву. Затем они вошли в могилу и положили его там, а сверху заложили её камнем.
Потом они вышли из могилы, засыпали её землёй и сказали: «О сыны Адама! Таким будет ваш обычай».
Достоверный хадис привёл Абдулла ибн Ахмад.
Рахматулла Абдулкаримов
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник
Адам (мир ему) и Хава
Пожелав оживить Адама (мир ему), Аллах велел душе войти в мозг первого из пророков. Она неохотно, лениво проникла в его мозг. Глядя на то, с какой неохотой и ленью вошла туда душа, стало понятно, что она также неохотно и выйдет оттуда.
По воле Всевышнего душа пробыла в мозгу тысячи лет, и только потом спустилась в глаза. Тогда Адам (мир ему) увидел свое тело, сотворенное из глины. Затем душа спустилась к ушам, и он услышал тасбих ангелов (прославление Аллах словами: «Субхана Ллах»). Когда душа дошла до носа, Адам (мир ему) чихнул, когда она дошла до рта, то словами «Альхамдули Ллах» («хвала Аллаху!») он восхвалил Всевышнего. Сам Аллах ответил ему пожеланием: «Ярхамука рраббука, я Адам» (да смилостивится над тобой Аллах, о Адам). Когда душа дошла до груди, он захотел встать, но не смог. Когда душа дошла до желудка, ему захотелось есть. По мере распространения души по всему телу, сформировались кости, мышцы, кровь, сухожилия. Так Аллах оживил Адама (мир ему), сотворив его в совершеннейшем облике.
Затем Аллах, одев Адама (мир ему) как жениха в лучшие одеяния, повел его в Рай. Одежда его была из сверкающих ногтевидных пластин, которые превратились в кожу после того, как Адам (мир ему) ослушался Господа.
В позвоничник Адама (мир ему) был заложен нур Хабиба Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со строгим наказом беречь его. Ангелы, выстроившись за Адамом (мир ему), приветствовали нур Ахмада (мир ему и благословение Аллаха). Постоянно видя за собой ангелов, приветствующих его, Адам (мир ему) удивился и попросил Аллаха объяснить ему, что это значит. Всевышний Аллах пояснил, что они приветствуют нур Ахмада (мир ему и благословение Аллаха). Тогда Адам (мир ему) стал умолять Аллаха переместить этот нур на его лоб, и Аллах исполнил его просьбу. После этого ангелы встали впереди него. Тогда Адам (мир ему) попросил переместить нур на видимое ему место. Аллах переместил нур на ногти больших пальцев рук Адама (мир ему). Воскликнув «Мархаба Хабиби» («Приветствую тебя, любимый!»), он поцеловал ногти больших пальцев и от радости провел ими по глазам.
«О Аллах, создающий время во времени, сотворивший все на небесах и земле по Своему усмотрению, знающий мудрость всего сотворенного, свидетельствующий о высокой степени Хабиба (Любимого), пожалей нас, несчастных, ничего не требуя взамен. Знающих, что Ты – Один, не отрицающих Тебя, любящих Твоего Хабиба, по мере сил придерживающихся сунны и с радостью принимающих людей, ступивших на путь истины».
После этого было сотворено еще одно прекрасное двукрылое существо по имени Маймун. Джабраил (мир ему) держал его за поводья, Микаил (мир ему) стоял справа, Исрафил (мир ему) – слева, и Адам (мир ему) сел на него. Выйдя из Рая, они побывали на семи небесах и показали Адаму (мир ему) все творения Всевышнего. Словами «Ассаламу ‘алайкум» он приветствовал ангелов, они отвечали ему словами «Ва’алайкум Ассалам, о Адам». С тех пор среди мусульман навечно распространилась такая форма приветствия.
Если где-нибудь найдете разночтения о сотворении Вселенной, не сомневайтесь, ибо сопоставив явное и тайное, обнаруживаете одну цель толкователей.
Не допускайте мысли о том, что пророки могут совершить грех – это приведет вас к неверию. Ошибки же, сделанные ими, на самом деле не являются таковыми. Например, Всевышний явным велением предостерег Адама (мир ему) от употребления плодов пшеничного дерева (в Раю), но во имя того, чтобы сбылось предначертанное, ему было тайно указано съесть их.
Ибн аль Араби – известный суфий, владеющий тайными науками, говорил: «Если бы я был на месте Адама (мир ему), я съел бы то дерево целиком. Потому что это деяние Адама является причиной многих хороших событий, достаточно одного того, что Хабибуллах (мир ему и благословение Аллаха), радость бытия, гордость пророков, родился на земле».
Находясь в Раю, питаясь любыми плодами, какими только хотел, кроме плодов пшеничного дерева, Адам (мир ему) блаженствовал. Однажды, проснувшись, он обнаружил возле себя Хаву, которую Аллах сотворил из его левого ребра. Увидев ее, он почувствовал сильное влечение к ней. Но Джабраил (мир ему) напомнил Адаму (мир ему), что надо преподнести махр (брачный дар) и объяснил, что необходимо для этого сделать: «Трижды прочти салават Хабибуллаху (мир ему и благословение Аллаха), которому Аллах дает разрешение для шафаата (заступничество в Судный день), ради которого сотворено все, который является сайидом твоего зурийята (господином человечества)». По указанию Джабраила (мир ему), прочитав салават, Адам (мир ему) совершил никах (бракосочетание). О исламская умма! Произносите чаще столь ценный салават Хабибу (мир ему и благословение Аллаха).
Узнав, что Адам (мир ему) и Хава оставлены в Раю, Иблис начал строить против них козни, решив любым путем ввести их в заблуждение. Триста лет он караулил вход в Рай, пытаясь войти незамеченным.
И вот однажды из Рая вылетела красивая птица (павлин). Иблис начал ее расспрашивать, говоря с ней нежными, красивыми словами, о том, откуда она и куда летит, а потом попросил на обратном пути забрать его с собой. Павлин спросил: «А почему ты сам не войдешь?». Скрыв свою цель, Иблис ответил, что хочет проникнуть туда тайно.
«Я не могу, – сказал павлин, – но попытаюсь отправить к тебе змею, которая сможет тебе помочь». С целью исполнить обещанное, павлин подошел к змее и сказал ей: «У ворот стоит один ангел из мукарраминов (приближенных), который идет с проповедью, если сможешь, проведи его сюда тайно». Змее это очень понравилось, и в тот же час она была у ворот. Сговорившись с Иблисом змея открыла рот, и он вошел в него. Так проклятый проник в Рай.
Подойдя к запретному дереву, Иблис сел и начал играть на зурне. Услышав ранее неведомые звуки, Адам (мир ему) и Хава подошли к Иблису. А он сразу обратился к Адаму (мир ему) с просьбой вкусить хоть немного плодов с этого хлебного дерева. Адам (мир ему) сказал, что ему и Хаве запрещено есть с этого дерева. Тогда Иблис, ложно клянясь именем Всевышнего сказал: «Кто вкусит с этого дерева, навечно останется в Раю, не познает старости и седины или вы оба станете ангелами, и при этом никому никакого вреда не будет». Поверив словам проклятого, погубившего себя гордыней, и не заметив подвоха в его словах, они подошли к дереву. Желая навечно остаться в Раю, Хава вкусила плод пшеничного дерева. Увидев, что с ней ничего не случилось, Адам (мир ему) тоже отведал запретный плод. Как только он проглотил кусочек, корона упала с его головы, и он погрузился в глубокую печаль.
Поддавшись обману врага, ошиблась наша мать Хава и стала причиной ошибки отца нашего Адама (мир ему). Таким образом явно свершилась воля Повелевающего, Приводящего в действие Свои решения и Дающего для этого причины и поводы.Не допускайте мысли о том, что пророки могут совершить грех – это приведет вас к неверию. Ошибки же, сделанные ими, на самом деле не являются таковыми.
Всевышний приказал Джабраилу (мир ему) вывести их из Рая и отправить на Землю. После этого все сотворенное Всевышним начало плакать из жалости к Адаму (мир ему). Не плакали только золото и серебро, на них не было даже признака печали. Всевышний спросил их: «Почему вы не плачете, когда все сочувствуют Адаму?» Золото и серебро, оправдываясь, ответили: «Нам стыдно перед Тобой плакать из-за человека, который ослушался Тебя. Мы не считаем наказанием Волю Господина для ослушавшегося раба». Аллах остался доволен ответом золота и серебра и благодаря этому их ценность повысилась, и по воле Всевышнего человек стал нуждаться в них до Судного дня.
На закате в пятницу Джабраил (мир ему), держа Адама (мир ему) за руку, низвел его обнаженным на гору Рахун в Индии. Говорят, что на этой горе имеется отпечаток ступней Адама (мир ему) в десять локтей длиной и что это место с тех пор озарено сиянием (нуром).
Хава по велению Могущественного была оставлена Джабраилом (мир ему) в Хиджазе, на берегу Соленого (Красного) моря в том месте, которое сейчас называется Джидда.
Таким образом, Адам, Хава и враг всего человечества – Иблис оказались на земле. Иблис, испытывающий ненависть к Адаму (мир ему), взмолился Господу: «Я изгнан из Рая и обречен на вечный Ад из-за Адама! (Те, которые винят в своих грехах других людей и ищут в них причину своих бед, уподобляются Иблису, ибо он проклят из-за своей гордыни, зависти и непокорности Создателю. – Прим. авт.) Так позволь же мне, – продолжал Иблис, – жить вместе с ним на земле, и пусть у меня будет потомство. Каждый раз, когда у Адама будет рождаться ребенок, пусть у меня рождается десять. Позволь мне входить в его душу и передвигаться по его крови. И дай мне столько же жизни, сколько будет жить на земле потомство Адама». Всевышний принял его мольбу. Услышав это, Адам (мир ему) заплакал и взмолился: «О мой Создатель! Каждому моему потомку уготовано изначально десять врагов. По крови его будет передвигаться Иблис, и душа его станет домом для него. Что же делать моим потомкам, как они смогут противостоять ему и быть покорными Тебе?» Всевышний Аллах ответил Адаму (мир ему): «Каждому твоему потомку Я дам двух ангелов, которые всегда будут напоминать ему обо Мне. Истинных моих рабов никто не сможет ввести в заблуждение. Я открою врата Своей милости твоим детям, даже если они раскаются при последнем вздохе».
Хава тоже взмолилась к Аллаху: «О мой Господь! Ты предписал мне запретные дни в каждом месяце, рожать в муках детей, а что мне будет за это?» Всевышний ответил ей: «Каждый месяц в эти дни ты будешь очищаться от грехов своих, и, увеличивая род человеческий, ты также очистишься от грехов».
Хава рожала детей 20 раз, при этом каждый раз, за исключением последнего, на свет появлялись близнецы. В последний раз она родила одного ребенка – сына. Так за всю свою жизнь Хава родила 39 детей. Промежуток между родами составлял два года.
Хава была первой женщиной, первой мусульманкой и супругой первого мужчины и пророка Адама (мир ему). С одной стороны, она является символом и первой представительницей женской половины человечества, а с другой – источником продолжения всего людского рода.
Источник
Что мы знаем о жизни Адама и Евы после изгнания из рая
Адам и Ева вкусили плод от древа познания добра и зла и за это были изгнаны из рая. А как складывалась их жизнь потом? Говорит ли об этом что-нибудь Библия?
В книге Бытие — первой из библейских книг, автором которой Церковь считает Моисея, — рассказывается и о жизни первых людей в раю, и о том, что было с ними потом. Но прежде чем говорить о жизни Адама и Евы после изгнания, давайте разберемся, почему Бог удалил их из рая и что это для них означало. Тогда понятнее станет и разговор о дальнейшем.
Так почему Бог изгнал первых людей из рая?
Ответ вроде бы всем известен: Адам и жена нарушили запрет, наложенный Богом, и вкусили плод от древа познания добра и зла. Но почему этот проступок имел такие катастрофические последствия?
Блаженный Августин объяснял: заповедь не вкушать от этого древа подспудно содержала в себе и все прочие заповеди, которые Бог даст людям впоследствии. И не укради (Адам и его жена взяли то, что брать было нельзя), и не убий (вкусив от запретного плода, человек стал смертным — по сути, совершил самоубийство), и не пожелай чужого (первозданные люди захотели стать как боги, знающие добро и зло; Быт 3:5). Главной же бедой было то, что человек отвернулся от Бога, соблазнился «легкой» возможностью приобрести знание, дающее власть над сотворенным Богом миром, своими силами, помимо Творца: будете, как боги, — обещает жене диавол, принявший образ змия (Быт 3:5). Поверив клевете на Бога, вышедшей из змеиных уст сатаны, первые люди на личном опыте познали, что такое зло. Они впервые взглянули на Бога глазами не любви, а подозрения и страха. Они внутренне отстранились от Него — и с тех пор уже не могли возродить в себе прежнего детского доверия и любви к Отцу.
Разве Бог поступил не жестоко по отношению к людям, которых Сам же создал?
Бог сделал всё, чтобы помочь Своим созданиям. Во-первых, дал им возможность сразу же покаяться, спросив сперва у Адама (спрятавшегося от Бога, совсем как нашкодивший ребенок): Адам, где ты. Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт 3:9, 11). А затем — у жены: Что ты это сделала? (Быт 3:13). Но люди оказались не готовы взять на себя ответственность: Адам свалил всю вину на жену, жена — на змея. И тогда ситуация испортилась окончательно. Людям стало тяжело находиться рядом с Богом, Его присутствие сделалось для них невыносимым, и изгнание из рая стало естественным выходом: Бог смилостивился и отпустил людей, сделал их свободными в том числе и от Самого Себя. Это во-вторых.
Есть еще и в-третьих. Многие святые отцы — от блаженного Августина до святителя Филарета (Дроздова) — повторяли мысль: изгнав человека из рая, Бог закрыл ему доступ к райскому древу жизни, питаясь плодами которого, тот мог бы жить вечно. Этим древом жизни, по толкованию преподобного Иоанна Дамаскина, была сама возможность созерцать Бога, утраченная с грехопадением. Но и тут Бог заботился о человеке: ведь, приобретя опыт зла и при этом будучи бессмертным, тот делался бы всё хуже и хуже — и так до бесконечности! Отлучив Адама и жену от вечной жизни, Бог положил границы распространению зла, которое вредило в первую очередь самому же человеку. Он вырвал человека из дурной бесконечности «совершенствования» во зле. Эту мысль замечательно выразил российский богослов первой половины XX века Владимир Лосский: «Для человека лучше смерть, то есть отлучение от древа жизни, чем закрепление в вечности его чудовищного положения. Сама его смертность пробудит в нем раскаяние, то есть возможность новой любви».
И наконец, даже отпуская от Себя человека, Господь произносит утешительные слова: настанет время, и из рода Адама и Евы произойдет Спаситель, «семя жены», которое поразит змея — то есть диавола — в самую голову (ср. Быт 3:15). А значит, изгнание из рая и смерть — это не навечно.
Что было сразу после изгнания?
Библия не описывает историю жизни наших прародителей на земле во всех подробностях. Сообщает только две детали: нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт 3:20); Господь же, изгоняя людей из рая, сделал… Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт 3:21).
Ева — по-еврейски Хавва — значит «жизнь». Казалось бы, «самое имя жизни неприлично жене после осуждения на смерть», замечает святитель Филарет (Дроздов). Но это имя стало пророческим. Ведь Еве предстояло стать праматерью Спасителя, богочеловека Иисуса Христа — Второго Адама, которого апостол Павел назовет духом животворящим (1 Кор 15:45). Так что свое жизнеутверждающее имя она получила не случайно.
А под кожаными одеждами толкователи Библии чаще всего понимают смертное тело, доставшееся человеку после изгнания из рая. Само происхождение этих одежд были весьма символично — они делались из шкур убитых животных… Тела наших прародителей стали тленными, то есть подверженными болезням, разрушению и смерти. Господь предупреждал: В день, в который ты вкусишь от него [от древа познания добра и зла. — Прим. ред.], смертью умрешь (Быт 2:17). Именно так и произошло, просто смерть наступила не мгновенно, а стала разрушать людей постепенно — медленно, но верно. Оказавшись вдали от Бога, «человек… каждый день, так сказать, ожидал себе смерти», писал в V веке блаженный Феодорит Кирский.
Чем занимались наши прародители в обычном мире?
В том-то и беда, что мир стал необычным — враждебным для человека, не исполнившего своего предназначения, которое состояло, по мысли Максима Исповедника, в том, чтобы достигнуть святости самому и привести к Богу всю сотворенную природу. Адам и Ева были вынуждены приспосабливаться к жизни в новой реальности, в холодном и негостеприимном мире.
В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19) — это определение Бога о падшем человеке не сводилось только к тому, что Адаму и его потомкам пришлось отныне тяжело трудиться: возделывать землю, учиться пахать и сеять, выпалывать сорняки — терния и волчцы, которые норовили заглушить добрые посевы. У людей появилась сама необходимость в пище — новом источнике жизненной энергии, заменившем собой древо жизни, но так быстро иссякающем…
Пришлось и приручать животных, которых некогда Сам Бог приводил к Адаму, чтобы тот нарек им имена (ср. Быт 2:19). Пришлось думать об укрытии от непогоды…
Но, может быть, самым тяжелым для Адама и Евы было привыкнуть к мысли, что чудная райская жизнь вместе с ее главной радостью — непосредственным общением с Богом — осталась в невозвратном прошлом. Как поется об этом в стихире, которая звучит в храме в субботу накануне Великого поста:
«Сéде Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену!»
(Перевод: Сидел Адам на противоположной стороне от рая и плакал, рыдая о своей наготе: горе мне, прельщенному лукавым словом, ограбленному и удаленному от славы Божией. — Прим. ред.)
Сколько детей было у Адама и Евы?
Вопрос о детях — важный. Важный потому, что у человека, в котором поселилась смерть, остался только один способ сохраниться в вечности — рожать потомство, воспроизводить себя в бесконечно сменяющих друг друга — и тоже умирающих — поколениях. Не случайно с тех пор, как Адам и Ева были изгнаны из рая, Священное Писание уже не ставит их в центр повествования. Отныне они просто прародители, «точка отсчета» для последующих поколений, о которых и ведется основной рассказ.
С первенцем — Каином — Адам и Ева связывали большие надежды. Имя его по-еврейски значит «приобретение»: приобрела я человека от Господа (Быт 4:1), — произнесла Ева, когда Каин явился на свет. В этих словах практически все толкователи усматривают надежду изгнанников на то, что этот ребенок и станет тем самым «семенем жены», которое, как обещал Господь, «сотрет главу змия» и вновь отворит для людей врата рая. Но Каин не то что не отворил двери в рай — он еще усугубил грех человека перед Богом, став первым убийцей. Жертва, которую возложил на костер его младший брат Авель, показалась Каину более приятной Богу, чем его собственная, и это так раздосадовало его, что он убил Авеля. Каин стал, по выражению святителя Филарета (Дроздова), родоначальником «отверженного племени» — людей, все более и более косневших в грехе. За 1500 лет они успели натворить столько безобразия, что Господь попустил всемирный Потоп, уничтоживший все человечество, за исключением одного праведного Ноя и его семьи…
Но у Евы и Адама был и третий сын — Сиф. Он, согласно Библии, положил началу роду ветхозаветных праведников, и именно его потомком был Ной.
Рождались у Адама с Евой и другие дети, судя по всему, их было достаточно много. Уже о Каине, который после убийства брата ушел скитаться, сказано, что он построил город (Быт 4:17). Очевидно, в нем было как минимум несколько десятков жителей.
Где именно жили Адам и Ева?
Об этом в Священном Писании ничего не сказано. Кроме того, после Потопа очертания земли, скорее всего, сильно изменились, так что указание конкретного места вряд ли много дало бы нам.
Правда, в Церкви сохранилось предание, что погребен Адам был на том же месте, где тысячи лет спустя будет распят Господь Иисус Христос, — его череп, согласно этому преданию, лежит в основании Голгофы. До сих пор его иногда изображают в нижней части Креста Господня. Но никакой возможности удостовериться в том, что Адам в самом деле был погребен на Голгофе, конечно, нет.
Сколько лет прожили Адам и Ева?
Адам после изгнания из рая прожил еще целых 930 лет (Быт 5:5) и застал семь или восемь поколений Восемь — если держаться хронологии согласно еврейскому оригиналу книги Бытия. Семь — согласно счету лет в Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, выполненном в Египте на рубеже III и II века до Р. Х. — Прим. ред. своих потомков. До рождения Ноя он не дожил всего несколько десятков лет. Так что, можно сказать, перед Адамом прошла почти вся история допотопного человечества. Он увидел, к какой трагедии привел его разрыв с Богом: в каждом из его потомков жила склонность ко греху. И, конечно, Адам и Ева передавали детям, внукам, правнукам и всем дальнейшим поколениям людей свою память о Боге — уникальный опыт, которого не было больше ни у кого.
Сколько лет прожила Ева, Библия не сообщает: первые главы книги Бытие прослеживают жизнь людей только по мужской линии. Дело тут вовсе не в пренебрежении к женщине, наоборот, Библия ставит женщину и мужчину абсолютно вровень и даже подчеркивает: человек — это именно двое, мужчина и женщина; когда Бог сотворил человека… мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек (Быт 5:1–2).
Но все-таки именно мужчина считался главой рода, опорой семьи и старшим в доме, ибо, как напишет много позже апостол Павел, не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа (1 Кор 11:8–9). Поэтому указание на годы жизни ветхозаветных патриархов Патриархами в Священном Писании именуются старейшины древних родов, самые авторитетные отцы семейств и хранители традиции, прежде всего религиозной. — Прим. ред. в Библии — это просто необходимый элемент всякой летописи, а не деталь конкретной биографии.
Какова посмертная участь Адама и Евы?
Об участи всех ветхозаветных людей вообще Священное Писание говорит только в туманных выражениях. Апостол Павел сообщает, что Христос нисходил прежде в преисподние места земли (Еф 4:9), а апостол Петр — что Он… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал (1 Пет 3:19). О том, что Спаситель вывел из ада души праведников, живших в прежние времена (и Адама в числе первых), рассказывает апокрифическое Апокриф — текст, посвященный тем или иным событиям и лицам Священной и церковной истории, который Церковь не включила в канон Священного Писания. — Прим. ред. Евангелие от Никодима, но Церковь не считает этот текст богодухновенным и не включила его в состав Священного Писания.
Тем не менее все церковное предание проникнуто твердой верой в то, что Иисус Христос вывел Адама и Еву из ада, когда Его душа спустилась туда после смерти на Кресте. Об этой вере свидетельствует множество богослужебных текстов, к примеру, воскресный кондак 1-го гласа:
«Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Владыко, Ева, ныне от уз избавляема, радуется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение».
(Перевод: Ты воскрес из гроба во славе, как Бог, и вместе с Собою воскресил мир. Естество человеческое воспевает Тебя как Бога, и смерть исчезла. Адам ликует, Владыка, и Ева, от уз избавляемая, радуется и восклицает: Ты — Христос, всем даровавший воскресение. — Прим. ред.)
Предание Православная Церковь считает таким же важным источником своей веры, как и Писание, ведь и Писание первоначально существовало в форме устных рассказов, которые передавались из уст в уста. В таких же устных преданиях сохранилось, согласно вере Церкви, и не вошедшее в Священное Писание знание о том, что Господь принял покаяние Адама и Евы и ввел их в Царствие Небесное.
Источник