Митрополит Иларион рассказал о состоянии Патриарха Кирилла
Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в эфире телеканала «Россия 24» рассказал о самочувствии Патриарха Кирилла. По словам митрополита Илариона, предстоятель РПЦ чувствует себя хорошо. Анализы показали отрицательный результат на коронавирус COVID-19.
Патриарха Кирилл продолжает соблюдать 14-дневный карантин, назначенный после общения главы РПЦ с заболевшим человеком.
«Если существует правило, то его приходится выдерживать всем, начиная от Патриарха и кончая самым скромным псаломщиком», – отметил митрополит Иларион.
Из-за карантина Патриарх не смог возглавить 8 октября торжества в Троице-Сергиевой лавре.
Митрополит Иларион призвал всех верующих строго соблюдать требования носить маски и перчатки.
«Без этого мы не сможем пережить эту осень без больших потерь», – уверен иерарх РПЦ.
Митрополит Иларион надеется, что удастся избежать жестких мер, которые были весной, и общественные богослужения будут продолжаться.
К примеру, продолжил иерарх, в Троице-Сергиевой лавре «не очень хорошо» отнеслись к защитным мерам. Теперь же каждому посетителю маска выдается.
Источник
Патриарх Кирилл должен уйти в отставку?
Минувший год был тяжелым для РПЦ, и обусловлено это не только пандемией, ставшей испытанием для церкви, как и для всего общества, но и решениями ее высших иерархов.
Итоги 2020 года для Русской православной церкви — с точки зрения ее либерального и интеллигентского «крыла» — обсуждались онлайн на круглом столе у известного христианского журналиста и общественного деятеля Сергея Чапнина. А год был и для РПЦ судьбоносным: по оценке ведущего и докладчика, «за 2020 год церковь изменилась так, как она не менялась лет 10 — а может быть, это сопоставимо и со всем 30-летием церковного возрождения после падения СССР».
Начали с самого насущного — пандемии коронавируса. «Многие сегодня со скорбью вспоминают свое увлечение крестными ходами и «лётами», — рассказал Чапнин, напоминая, что иные христиане и на воздушном шаре подымались с иконой, надеясь таким образом заразу отогнать, а «некоторые архиереи говорили, что колокольный звон убивает вирус». «Православным магам сегодня должно быть стыдно за эту игру», — подчеркнул ведущий.
Что особенно важно — похоже, коронавирус посягнул-таки на незыблемый многовековой православный обычай причащения из одной ложки (лжицы). И здесь поначалу пытались обойтись пустой формальностью. «Когда вышло распоряжение о дезинфекции лжицы в спиртовом растворе, — рассказал Сергей Чапнин, — то быстро разобрались, что болтание ею в течение 3-4 секунд никакой роли не играет, разрушения вируса не происходит».
И многие настоятели взялись за ум: возникли две «уникальных практики»: в каких-то храмах появились одноразовые лжицы или же металлические, но по одной на каждого причастника, которые потом стерилизуются. И второй вариант: возвращение к древней практике «причащения в руку». Просфора дается причастнику на салфетку, и на нее копием (нож в форме копья) священник наносит несколько капель вина.
По свидетельству Чапнина, многие священники, и старые, и молодые, довольно легко перешли к этому. «Но уже пошла обратная история: я уже знаю нескольких священников, которым прямо запретили подачу в руку», — добавил докладчик, поведав, что видел донос в одном приходе, где наиболее ретивый уставщик писал: «Мы не знаем, какое причастие получили: православное или католическое».
От частного перешли к общему: докладчик коснулся финансового положения церкви, по которому пандемия нанесла опустошительный удар. Естественно: ведь наиболее красивые храмы и монастыри в знаковых местах живут прежде всего за счет туризма. Очень многие приходы живут «не за счет прихожан, которых мало, а за счет захожан, которых много». И весьма многие священники выживают за счет треб: венчание, крестины, отпевание…
Ну, и понятно, что, кроме разве что отпевания, все остальное в пору эпидемии резко сжалось. «Знаю десятки храмов, где летом не было ни одного венчания», — рассказал Чапнин. Он поведал, что гигантские православные издательства больше не могут продавать такие тиражи — а между тем, головной производитель церковной утвари, Софринские мастерские, и без эпидемии не могут выкарабкаться из кризиса уже несколько лет, и, очевидно, в таком виде не смогут уже никогда.
В виде одного из вариантов выхода из финансового кризиса Сергей Чапнин предположил, что российское государство, которое и так видит церковь в роли некоей крупной госкорпорации, может придать ей такой статус, подобрав соответствующую формулировку по своему вкусу — и оказать уже прямую господдержку.
Тем более, что некий показательный жест, рисующий церковь именно в роли госкорпорации, состоялся в нынешнем году, на день Победы — это, конечно же, открытие главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот».
«Большой собор намеренно построен не в городе и не рядом с местами, где живут прихожане, а в парке военно-патриотических развлечений, — отметил докладчик. — Перед храмом на большой площади залит каток, и народ приглашают покататься. Ничего страшного в этом нет — вопрос в предназначении храма».
Собор, как корректно растолковал Чапнин, «создавался как туристический объект», он «не предполагает приходской жизни, какой-то общины», это «корпоративный храм — одной из самых влиятельных, могущественных и богатых корпораций: военной». И в нем должно быть очевидное богатство, в том числе — богатство технологий.
Более всего Чапнин посетовал на изображение орденов в виде витражей на стеклянных сводах собора. «Искренняя нецерковность декораторов» выразилась в том, что ордена имперские и советские даны вперемешку, и в том числе орден боевого Красного Знамени, где отлично читается «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» «Но самое тяжелое: во внутреннем убранстве идея покровительства Богоматери разыграна настолько в лоб, что не ужаснуться невозможно», — констатировал докладчик.
Заодно ведущий отметил, что и новые поправки в Конституцию порадуют далеко не всякого верующего, особенно думающего. По оценке Чапнина, упоминание Бога там оказалось не на первом, и даже не на пятом месте. Бог в новой редакции основного закона — «вишенка на торте», «Бог в подчиненном положении по отношению к нашим предкам». «Бог бессилен на что-либо повлиять, это маленький карманный Бог, — заметил Чапнин. — За такое упоминание нам должно быть стыдно».
То же и во внешней политике. Здесь наиболее тревожным моментом Сергей Чапнин считает то, что несколько месяцев назад митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич) «выступил с антигреческим манифестом — и никто Антонию не возразил на этот манифест отказа от вселенской миссии православия». «Можно говорить о том, что уже сложилась идеология противостояния Вселенскому патриархату: это, мол, уже не православие, а симулякр, — отметил докладчик. — Следующим ходом могла бы быть декларация о совершенно автономной, не соединенной с другими поместными церквями, Церкви РФ и, возможно, Белоруссии, Казахстана и т. д. Для этого уже сделано столько, что задача практически решена».
Сами же православные интеллигенты хотели бы совсем иного выхода из кризиса: «дать максимальную свободу приходам», чтобы наверх делегировалось решение только тех вопросов, которые невозможно решить на уровне приходском. Это, конечно, потребует разворота на 180 градусов от той политики, что проводится патриархом Кириллом уже много лет. «Прихожане могут сами решать, на каком языке им служить. И назначение священника решается самим приходом, — кратко обрисовал Сергей Чапнин желаемую картину. — Эти небылицы могут стать реальностью довольно скоро. Иначе на следующем этапе это все просто разрушится».
Кстати, богослужение на русском языке вместо церковнославянского тоже пробивает себе дорогу — хотя число таких приходов еще очень невелико, но тенденция есть.
Поговорили немного и о двух церковных антигероях года, подвергнутых церковным наказаниям. Это, с одной стороны, мятежный фундаменталист, бывший схиигумен Сергий, ныне просто Николай Романов — а с другой, напротив, не в меру жизнелюбивый епископ Флавиан (Митрофанов), запрещенный в служении и бежавший в Лондон.
Относительно Сергия, уже многое было сказано раньше: Чапнин лишь отметил, что этот популист успешно показал себя харизматическим лидером на фоне епископов-бюрократов — а сейчас «все православные при должностях, в общем, ведут себя как бюрократы». И что запрос на таких лидеров в обществе налицо.
По поводу же Флавиана, докладчик отметил, что это «священник, служивший в Самаре, оказавшийся в Лондоне, фактически расставшийся с семьей», и всего после трех месяцев монашества ставший епископом на маленькой, но имевшей хороших спонсоров епархии (в Череповце). По сведениям, которые огласил Чапнин, патриарх имел намерение сделать Флавиана управляющим приходами РПЦ в Северной Америке (определенную роль сыграл уже полученный Флавианом британский паспорт: после ряда скандалов, по сведениям докладчика, в патриархии опасались, что новому епископу РПЦ просто визу в США не дадут). И Флавиан даже туда поехал, сначала с делегацией, но как-то резко начал вести себя как хозяин. И «наши американцы» написали Кириллу письмо, что они такого архиерея не хотят. «Я думаю, что обида Флавиана на несложившийся роман с Америкой очень сильно повлияла на его психику», — предположил Чапнин.
P. S. Уже после того, как была написана статья, пришло известие о лишении Епархиальным судом сана протодиакона Андрея Кураева. «После всего, что случилось, выход из тупика я вижу лишь в одном: добровольной отставке патриарха Кирилла и отстранении его команды от каких-либо административных должностей. Но увы, ожидать от нынешнего патриарха мудрости или хотя трезвости в оценке ситуации — смешно и наивно», — высказал в связи с этим мнение в Facebook Сергей Чапнин, добавив, что «оппозиция сидит молча» и «это значит, что деградация РПЦ МП будет глубокой и тяжелой».
Источник
Раскрыта информация о состоянии здоровья патриарха Кирилла
Владимир Путин пожелал патриарху Кириллу «скорректировать свой график в сторону разгрузки», при этом работа патриарха идет «вахтовым методом».
Подробности о состоянии здоровья патриарха Московского и Всея Руси Кирилла публикует «Новая газета». По сведениям издания, предстоятель РПЦ имеет серьезные проблемы со здоровьем. На фоне поиска преемника, он занялся кадрами, разжаловав всю свою старую команду. В числе тех, кто поменял свой статус – фавориты патриарха, служившие с ним в Смоленске.
По сведениям издания, в последнее время установилась практика ежедневных докладов о самочувствии 72-летнего патриарха, которые составляются охраняющими его сотрудниками ФСО. Проблемы со здоровьем, которые касаются и нервной системы, привели к тому, что патриарх вынужден работать «вахтовым методом». Сначала идут две-три недели активности, а затем – примерно две недели лечения и реабилитации. В этот период патриарх перестает фигурировать в публичном пространстве, поскольку вынужден выезжать на лечение заграницу. Как сообщает «НГ», лечение ведется в Швейцарии, где у патриарха имеется поместье, и стоит «астрономических сумм».
На фоне недомогания, патриарх активно занялся кадровыми вопросами. Десятки церковных иерархов, прежде находящихся на видных постах, оказались разжалованными. Это, по мнению корреспондентов «НГ», привело к созданию мощной оппозиции. Известно, что среди тех, чья карьера начала давать сбой, есть смоленский «фаворит» патриарха — епископ Серафим (Амельченков). Летом 2018 года он был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а спустя год вернулся на прежнюю должность — главы синодального отдела по делам молодежи.
Епископ Серафим сделал успешную карьеру в Смоленске, став в 2012 году в возрасте 27 лет настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни. Вскоре после этого перешел в управление делами Московской патриархии. В отличие от Епископа Серафима, другой смоленский фаворит патриарха Кирилла — Антоний (Севрюк), напротив, сделал успешную карьеру, став в 34 года патриаршим экзархом Западной Европы в сане митрополита. Известно, что уроженец Калинина, Антоний в октябре 2007 года стал референтом митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (председателя отдела внешних церковных связей МП), в сентябре 2008 года он был назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии, после чего, в 2009 году, стал личным секретарем патриарха Кирилла.
Источник
МОНИТОРИНГ СМИ: Эпоха патриарха Кирилла подходит к концу. Предстоятель РПЦ МП настроил против себя и Кремль, и интеллигенцию, и православных фундаменталистов
Предстоятель РПЦ настроил против себя Кремль, интеллигенцию и православных фундаменталистов. Действия патриарха Кирилла в период пандемии подорвали его авторитет навсегда, считает Константин Эггерт.
«Сижу в пустом храме. ОМОН разогнал моих старушек, когда те пытались прорваться на службу». Голос знакомого епископа, которому я позвонил, чтобы поздравить с Пасхой, звучал явно растерянным.
Монахи-оппозиционеры
В его бедном провинциальном российском городке и окрестных деревнях верующие — в основном пожилые люди, которые, по словам самого епископа, говорят: «Какие запреты? Может быть, это наша последняя Пасха! А я не знаю, что им отвечать». Я спросил владыку, получил ли он какие-то инструкции от патриархии. «Сказали, что не могут приказать закрыть храмы, и призвали сотрудничать с местными властями. Как это понимать?», — ответил он.
Но в не менее сложной ситуации оказался и сам патриарх Кирилл. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) служил пасхальную службу в пустом Храме Христа Спасителя в Москве. Одновременно в подмосковной Троице-Сергиевой Лавре, которую многие считают своего рода «православным Ватиканом», утреня и литургия, если судить по онлайн-трансляции, прошли с участием не только братии, но и немалого числа простых прихожан.
Патриарх РПЦ по статусу одновременно является настоятелем (священноархимандритом) лавры. Получается, что консервативные лаврские монахи просто проигнорировали собственного «начальника». Этот факт обязательно заметит епископат и, что немаловажно, Кремль. Просьба патриарха к властям заморозить коммунальные платежи для церкви вызовет раздражение в правительстве, к которому все и так обращаются с просьбой дать денег, и уже вызвала негативную реакцию в соцсетях — мол, вместо того, чтобы просить за беднеющих на глазах прихожан, глава РПЦ просит «за корпорацию».
Атеисты и фундаменталисты против Навального и патриарха
Пандемия показала всем слабость путинской системы управления Россией. И точно так же она обнажила катастрофические последствия заигрывания РПЦ с государством, с одной стороны, и фундаменталистским «активом» из числа активных верующих — с другой. Бесконечные реверансы в адрес Путина, готовность церковного руководства поддержать новую старую путинскую идеологию советского великодержавия, плюс выставленное напоказ богатство части иерархии и клира настроили против РПЦ влиятельное меньшинство — образованных горожан, прежде всего (но далеко не только) молодых.
Именно их готовность участвовать в митингах протеста, волонтерском движении плюс активность в соцсетях деятельно формируют сегодня идейную альтернативу путинизму — а значит, и образ будущего для России. Будущее это не предполагает какой-либо публичной роли для церкви и, в более широком контексте, для религиозной веры. Реакция этих людей на твит Алексея Навального, в котором он поздравил верующих с Вербным Воскресением — отличный пример радикального «нового атеизма», ставшего почти нормой среди активных оппонентов Кремля. По моим наблюдениям, эта тенденция в ближайшие годы не только не изменится, но и укрепится.
С другой стороны, пандемия сделала явным разрыв между высшей иерархией РПЦ и активными верующими, а также монашеством. Большинство этого «актива» видит в христианстве своего рода единственно верную идеологию и питается теориями заговора. Для них коронавирус — либо фейк, запущенный многоликим Западом (ЦРУ, Билл Гейтс, далее по списку), либо испытание веры — искушение. Борьба с ним должна включать презрение к опасности и даже готовность умереть, но никак не отказ от богослужений.
Для этой части верующих патриарх с его красноречием, близостью к светской власти (которую церковный актив считает коррумпированной, прозападной и не слишком православной), «мерседесами» и контактами с «еретиками» из Ватикана — чужой. У этих людей свои герои — прежде всего, старцы, например ныне покойный архимандрит Иоанн (Крестьянкин). На этот «актив» ориентируются, а часто и принадлежат к нему, десятки поставленных патриархом Кириллом епископов. В условиях пандемии многие из них почувствовали себя мини-патриархами в своих епархиях (что на самом деле вполне соответствует традиции и канонам) и, по сути, саботировали распоряжения властей о карантине.
Что предпримет Кремль?
Возникла абсолютно парадоксальная ситуация: оппозиционные критики патриарха, требовавшие закрытия церквей (и вообще мест коллективной молитвы), встали, фактически, на сторону нелюбимых ими властей. А вроде бы провластный епископат и заметная группа верующих оказались, наоборот, в оппозиции. То, что из-за боязни конфронтации с монашеством и «активом», а также нежелания потерять доходы, патриарх согласился с закрытием храмов медленно, неохотно и невнятно, не добавило ему очков в глазах Путина. «Если мы с мест видим, что патриарх больше не управляет церковью, то Кремль это заметит и подавно»,- сказал мне один из опытных священников.
Как и то, что, вероятно, самый популярный епископ и православный писатель России, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), наоборот, решительно затворил церкви, прекратил сбор средств с приходов и начал оказывать помощь многодетным священникам и бедным. Патриарх оказался чужим для всех: для власти, которая видит в нем слабого и некомпетентного менеджера; активных верующих, в глазах которых он изменил «истинному Православию»; и значительной части городского среднего класса, для которого предстоятель — очень богатый, оторванный от жизни член правящей корпорации, враг науки и прогресса.
Патриарх Кирилл потерпел крах — как администратор, де факто политик и общественный деятель. Если нынешний режим, возможно, переживет пандемию, то в отношении главы РПЦ есть большие сомнения. Причины добиваться его смещения есть и у многих членов епископата, и у Кремля, и у части общественности, как церковной, так и антицерковной. Но даже если чисто формально он сохранит патриарший трон, авторитету нынешнего предстоятеля несколько весенних недель нанесли такой удар, после которого он уже не сможет оправиться.
Источник