Меню

Как здоровье детей зависит от воспитания

Влияние семейного воспитания на психическое здоровье дошкольника

Трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и психического здоро¬вья ребенка. Именно с близкими (мамой, папой, бабушкой) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром. Впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в даль¬нейшем постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Так, если взаимодействие ребенка с взрослым ограничивается лишь формаль¬ным уходом и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым (например, при помещении ре¬бенка раннего возраста в дом ребенка), то он во многом начинает отста¬вать от своих сверстников в физическом, интеллектуальном и эмоцио¬нальном развитии. Такие дети пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми.
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и за¬ботой родных, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появ¬ление которых обусловлено не наследственными, а социальными факто¬рами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотно¬шений. Более того, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому родителям с пер¬вых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие его. Можно выделить три основные группы фак¬торов, которые оказывают влияние на психологическую атмосферу в се¬мье, и, следовательно, на психическое здоровье ребенка: социально-пси¬хологические, социально-культурные и социально-экономические.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоп¬риятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением тем¬па современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условия¬ми для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической по¬мощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отра¬жение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.
На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, такие, как не¬удовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу, помещение ребенка в ясли. Помещение ребенка в д/у до трех лет или привлечение няни в этом возрасте является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно разлито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней. При частых и дли¬тельных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потреб¬ность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. К трем годам у ребенка появляется желание стать независи¬мым, желание общаться с другими детьми, и его можно помещать в детс¬кий сад, не опасаясь за его здоровье.
К социально-психологическим факторам, влияющим на психичес¬кое здоровье детей, относятся такие, как дисгармония семейных отно¬шений, семейного воспитания, нарушения в сфере детско родительских отношений. Дети-дошкольники имеют тесную эмоциональную привя¬занность к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимос¬ти от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок не может еще хорошо ориентироваться в тонкостях меж¬личностного общения, неспособен понимать причины конфликтов меж¬ду родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителя¬ми воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасно¬сти. Во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем кон¬фликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин любви. Таким образом, частые конф¬ликты, громкие ссоры между родителями вызывают у дошкольников по¬стоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
Считается также, что психическое здоровье ребенка зависит и от сти¬ля родительского воспитания, от характера взаимоотношения родите¬лей и детей. В литературе встречаются различные классификации сти¬лей и типов родительского воспитания, анализ последствий. Так, выде¬ляют демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания. Демократический стиль характеризуется высоким уров¬нем принятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с деть¬ми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью по¬мочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, стремле¬нием контролировать других детей (причем сами не поддаются контро¬лю), хорошим физическим развитием. При контролирующем стиле вос¬питания родители берут на себя функцию контроля за поведением де¬тей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. Дети послушны, неагрессивны, нерешительны. При смешанном стиле воспи¬тания дети чаше всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, нелюбопытные, с бедной фантазией.
Особый интерес представляют изучение и классификация неправиль¬ных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Например, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Н. Исаев выделяют три типа неправильного воспитания:
1. Непринятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контро¬лирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попусти¬тельством и отсутствием контроля со стороны родителей.
2. Гиперсоциализирующее воспитание — тревожно-мнительное отноше¬ние родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его ста¬тус среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.
3. Эгоцентрическое чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи».
Все эти типы воспитания ведут к невротизации ребенка. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состо¬яния здоровых детей. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понима¬ние родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и пере¬живаний, умение поставить себя на место своих детей.
Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, приложить к своему ребенку. Но можно дать некоторые рекомендации:
1. Поверьте и уникальность своего ребенка, он не похож на вас самих, поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной вами жиз¬ненной программы, и достижения поставленных вами целей, предос¬тавьте ему право прожить жизнь самому.
2. Позвольте ребенку — быть самим собой, со своими недостатками, слабо¬стями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опи¬райтесь на сильные стороны ребенка.
3. Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свою любовь, дайте ему по¬нять, что будете его любить всегда, при любых обстоятельствах.
4. Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте ею тогда, когда ему этого хочется.
5. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и по¬ощрение, чем наказание и порицание.
6. Постарайтесь, чтоб ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтоб их было немного, самые основные на ваш взгляд) и позвольте ребенку действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установ¬ленных запретов и разрешений.
7. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами — это самый эффективный способ давать ему инст¬рукции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
8. Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. В процессе игры вы сможете передать ему необходимые навыки и знания, поня¬тия о жизненных правилах и ценностях.
9. Чаше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему необходимые явле¬ния и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку на¬учиться словесно выражать свои чувства и переживания, научиться понимать и анализировать свое поведение и поведение других людей.
10. Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаше полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.

Читайте также:  Группы здоровья у детей по заболеваниям приказ минздрава

Источник

Зависит ли от родителей здоровье детей?
консультация по теме

Обращение внимания родителей к вопросам здоровья их детей.

Скачать:

Вложение Размер
fizkultura.doc 26 КБ

Предварительный просмотр:

Читать родителям, желающим сохранить здоровье своих детей и приобщить их к здоровому образу жизни!

Многие родители считают, что нагружать физическими упражнениями можно лишь очень крепкого ребёнка. Это мнение ошибочное: противопоказаний для занятий физкультурой нет. В настоящий момент разработано множество комплексов, рассчитанных на детей с разной степенью физической подготовки и состояния здоровья. Главное подобрать для каждого ребёнка доступную и необходимую ему физическую нагрузку. Самый простой критерий отбора — хорошее самочувствие и настроение ребёнка во время и после занятий. Очень важно также соблюдать принцип постепенности, чтобы физическая активность улучшала работу всех жизненно важных органов. Систематические занятия, посильные для юного физкультурника физические упражнения непременно укрепят здоровье, сделают его ловким, сильным и выносливым. Как родители могут организовать оздоровление ребёнка с помощью физической культуры? Средства эти давно известны каждому: утренняя гимнастика, бег трусцой, плавание, катание на велосипеде, турпоходы и пешие прогулки, зимой — ходьба на лыжах, катание на коньках. Необходимо только применять эти средства не от случая к случаю, а с постоянной регулярностью, сделать их способом семейного отдыха. Учите Вашего ребёнка навыкам самоконтроля за состоянием собственного здоровья. Например, он должен уметь проверять свою осанку и следить за ней. Вы, конечно же, знаете этот приём. Встать спиной к стене, плотно прижав пятки, ягодицы, лопатки и голову. Зафиксировав это положение и, отойдя от стены, запомнить. При многократном повторении вырабатывается «мышечная память». Взрослые должны закрепить навык контроля осанки собственным примером — сами должны сидеть, ходить, «держа спину», выполнять упражнения, укрепляющие мышцы. Отечественный врач и педагог Е.А.Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру — всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые ребёнок видит и слышит со стороны родителей». А ВЫ ВЕДЬ ХОТИТЕ ВИДЕТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ЗДОРОВЫМ И СЧАСТЛИВЫМ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начало обучения здоровому образу жизни у детей начинается с того, что они берут пример с собственных родителей. Физиологические особенности организма ребёнка заложены уже на генетическом уровне. Но ка.

целью данной консультации является привлечения внимания родителей детей дошкольного возраста к проблеме здоровьесбережения.

Данный проект поможет сформировать у детей дошкольного возрста навыки ЗОЖ.

Памятка для родителей.

Существует множество факторов, от чего зависит здоровье детей. Ведь большинство малышей появляются на свет относительно здоровыми. И только впоследствии образуется ряд причин, которые оказывают пагубн.

Организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения.

Источник

Воспитание здорового ребенка в современном обществе
статья на тему

Здоровье ребенка закладывается задолго до появления на свет, формируется в период детства и является показателем физического и нравственного состояния современного общества. Однако нынешнее состояние здоровья детей из-за негативных тенденций вызывает большое беспокойство.

Формирование здорового ребенка, полноценное развитие его организма -одна из основных проблем дошкольного учреждения. Физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях должно быть направлено на укрепление здоровья и оптимизацию двигательной активности детей.

Дошкольные образовательные учреждения должны явиться тем звеном, которое может оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также повлиять на весь образ жизни ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_zdorovogo_rebenka.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Воспитание – это процесс формирования будущего гражданина и личности с целью подготовки к культурной и трудовой жизни. Здоровье ребенка закладывается задолго до появления на свет и формируется в период детства. Здоровье детей является показателем физического и нравственного состояния современного общества. Однако нынешнее состояние здоровья детей из-за негативных тенденций вызывает большое беспокойство.

Если в конце 80 лет XX века рождалось около 25% ослабленных детей, то на сегодня это число утроилось. Заболеваемость новорожденных детей возросло более чем в 2 раза. Отмечается увеличение частоты врожденных аномалий, рост детской смертности. Растет число родившихся недоношенными. По шкале жизнеспособности только 8% новорожденных имеют высшую оценку и всего лишь 10% не имеют отклонений со стороны центральной нервной системы. С таким низким исходным уровнем дети не могут противостоять неблагоприятным экологически факторам. За время обучения в школе у детей возрастает: частота нарушения зрения в 5 раз, патология органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата в 3 раза, патология сердечно-сосудистой системы и психические расстройства в 2 раза.

В подростковой группе ( это та группа, от состояния здоровья которой зависит здоровье будущих детей) растет число наркомании, токсикомании, снижается возраст начала курения и употребления алкоголя. Растет число абортов, каждый 10 аборт у девочек-подростков.

Анализ всего этого показывает, что актуальность, целенаправленность, организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей и молодого поколения становится необходимой.

Дошкольные образовательные учреждения должны явиться тем звеном, которое может оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также повлиять на весь образ жизни ребенка. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком!

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его, как недостаток движения. Но это не совсем правильно. Гиподинамия это болезнь, определение которой довольно угрожающе: «Нарушение функций организма ( опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Движения необходимы ребенку они способствуют развитию его физиологических систем, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Как показывают исследования, современные дети испытывают «двигательный дефицит», количество движений производимых ими в течение дня ниже возрастной нормы. Не будет секретом, что в детском саду и дома дети проводят много времени в статическом положении ( за столом, у компьютера и т.д.)

Все это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости, гибкости и силы, а это в свою очередь усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.

Гипокинезия вызывает развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

Таким образом, одной из задач дошкольного учреждения в воспитании здорового ребенка является интенсивность физического развития детей, так как их здоровье зависит от двигательной активности.

Основными средствами сохранения физического здоровья детей является: рациональное питание, двигательная активность, укрепление иммунных сил организма, вакцинопрофилактика, нормализация психологического климата, консультирование родителей и детей.

В последнее время все больше возникают проблемы детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость.

Раннее начало обучения на фоне функциональной незрелости и неготовности отдельных детей к школе приводит к нарастанию психоэмоциональных и физических нагрузок. Детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, а это ведет к ухудшению здоровья ребенка.

Снятие стрессовых состояний и их профилактика также одна из задач физического воспитания детей в дошкольных учреждениях

Как утверждал академик Н.М. Амосов, ребенок конца ХХ и начала XXI веков сталкивается с тремя пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций неправильным питанием и гиподинамией. По мнению ученых, неправильное питание и гиподинамия ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, т.е. к ускоренному росту и увеличению веса тела. Внутренние же органы по своему развитию отстают от роста, а это приводит к возникновению отклонений и различных заболеваний.

Формирование здорового ребенка, полноценное развитие его организма -одна из основных проблем дошкольного учреждения. Физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях должно быть направлено на укрепление здоровья и оптимизацию двигательной активности детей.

Физическое воспитание включает в себя: оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные – охрана и укрепление здоровья детей, повышение активности и работоспособности.

Образовательные – формирование двигательных умений и навыков, роли физических упражнений, получение элементарных знаний о своем организме.

Воспитательные – единство средств, форм и методов работы, направленных на всестороннее физическое развитие детей

Полноценное физическое развитие возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Физкультурно-оздоровительная работа позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.

Такой подход к воспитанию здорового ребенка позволит снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области физического развития.

1. Маханаева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников дошкольных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. –М: АРКТИ, 2000-108с.

2. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации Материалы Всероссийского совещания .- М: издательство ГНОМ и Д, 2002 – 320с

Воспитатель: Катогарова О.С.

МДОУ ЦРР ««Кристаллик» — детский сад № 30» г. Железногорск.

Источник

Adblock
detector