Меню

Как запомнить формулы витаминов

Как запомнить формулы витаминов

Формулы витаминов Вы уже должны знать из курса биоорганической химии, поэтому на большинстве из них мы не останавливаемся. Рассмотрим лишь те три витамина, по содержанию которых в фармакогнозии стандартизируются лекарственные растения.

Конечно, чаще всего среди растений – витаминоносителей – вспоминаются те, которые содержат аскорбиновую кислоту (= витамин С).

Формула аскорбиновой кислоты напоминает золотое руно, каким его изображают в книжках об аргонавтах: гетероциклический атом кислорода играет роль «головки», а гидроксильные группы – «задних лапок». Относительно «передних лапок», слева – это золотое руно, очевидно, к чему–то приковываемое цепью из двух углеродных атомов, каждое звено которой (углеродные атомы) еще и разветвлено (несет по –ОН группе). «Правую переднюю лапку», по–видимому, тоже когда–то приковывали, и теперь она больная и перебинтованная (=О группа).
Конечно, та структура аскорбиновой кислоты, которая приведена на рисунке, – не единственный возможный вариант существования молекулы: она имеет 15 таутомеров, но лишь 5 из них – биологически активные; среди них и тот изомер, что Вы видите на рисунке.

Каротиноиды по своей структуре являются тетратерпенами.
В основе молекулы бета–каротина лежат две субъединицы, соединенные между собой «хвост к хвосту». Роль «головы» в этих субъединицах играет бета–иононовое кольцо, то есть циклогексановое кольцо, которое имеет одну двойную связь с правой стороны и «усики» на «голове» (две метильные группы, которые мы, как уже давно договорились, не помечаем, а рисуем только черточки – «усики»).
Роль «скелета хвоста» играют 9 углеродных атомов, соединенных между собой системой двойных связей (через один, – таким образом, на каждую субъединицу приходится по 4 двойных связи, а при соединении субъединиц образуется еще одна, то есть вся молекула бета–каротина в «хвостовой части» имеет 9 двойных связей, расположенных через одну).
«Хвост» обычно изображают в виде плетня, в котором через один «зубчик» находится «кол» (по–видимому, чтобы на плетне петухам было удобно. ).

Таким образом, очевидно, рисовать формулу бета–каротина начинайте с «головы» с «усиками». Обратите внимание, что, кроме «хвоста», от «головы» отходит еще и одна «лапка» (–СН3 группа от нижнего правого углеродного атома), то есть, после «головы» рисуйте «лапку», а уже потом – «хвост» (9 углеродных атомов располагаете «плетнем», добавляете систему двойных связей и «колья»). Теперь осталось лишь построить зеркальное отображение полученной субъединицы, и формула готова.
Кстати, если у Вас развитое пространственное воображение, Вы можете представить эту молекулу как большую двуглавую гусеницу, которую разрезали на две части, и нижнюю часть присоединили к верхней не так, как принято в природе, а кончиками срезов – так и образовалась молекула бета–каротина.

Молекулу витамина К 1 (= филлохинона) можно, подобно бета–каротину, разделить на «голову» и «хвост».

Источник

Как запомнить формулы витаминов

Биохимия (биологическая, или физиологическая химия) — наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности. О том, как выучить биохимию за неделю, я и хочу вам рассказать.

Итак, вопрос: как выучить биохимию за неделю?
Ответ: никак. Ни-как! Вообще. В принципе. Биохимия не учится ни за неделю, ни за две.

Термин «биохимия» эпизодически употреблялся с середины XIX века, в классическом смысле он был предложен и введен в научную среду в 1903 году немецким химиком Карлом Нойбергом.

Биохимия находится на стыке нескольких наук, прежде всего — биологии и химии. Кроме того — физика и математика. Это база. Основа, если хотите. Данные нарабатывались более ста лет учеными всего мира, систематизировались такими зубрами как Ленинджер и Страйер более двадцати лет — а вы ЭТО за неделю выучите?
Очень смешно.

Вот вам маленький кусочек из Biochemical Pathway Maps. Ниже него — сильно уменьшенная копия. В реальном размере это здоровенный постер площадью около 12 квадратных метров. У нас в лаборатории такой был. Посмотришь — и офигеешь от реального размера своих знаний.


В реальном размере на нее можно посмотреть на сайте — там склейка из кусков, потому что одним файлом такую картинку не один браузер не отрисует, повиснет.

Надеюсь, что я смог донести до вас мысль, что с нуля, «прокосив» и пропустив все занятия — за неделю биохимию выучить невозможно.

Ну а теперь можно поговорить о том, как нужно учить биохимию. Будет сложно, но это не тот предмет, который дается легко.

Что нам понадобится

Математика
Не высшая математика, а, в основном арифметика и таблица умножения — молекулы АТФ считать и реакции уравнивать. Но и «вышка» тоже понадобится, не расстраивайтесь.

Физика и физхимия
Обязательно понадобится, как только разговор пойдет о ферментах. Да и раньше тоже — конформации белка и ДНК, межмолекулярные взаимодействия. Да, держится всё на химических связях, но складывается в причудливые формы — за счет и химических, и физических взаимодействий. О, изомерию забыл! Левовращающие, правовращающие. брр!

Химия
О-о-о-о. да! Химии будет чуть менее, чем полностью. И самой пакостной из ее разновидностей — органической. Как вспомню, так вздрогну: водород, кислород, углерод, азот — а поди ж ты, из четырех элементов можно таааких жупелов навертеть! А если это добро еще немножечко сдобрить приправами в виде серы, железа, меди и редкоземельных металлов — ребята, я вам не завидую. головняк обеспечен.
Ну-ка, кто навскидку скажет, что такое реакции нуклеофильного замещения? Во-во. Проспали и прогуляли органику — готовьтесь к проблемам.

Читайте также:  Сколько колоть витамина с собаке

Импортные языки
Так исторически сложилось, что международными языками, из значимых, для накопления и обмена научной информацией по очереди были: латынь, голландский, немецкий, французский, английский. Латынь заняла свою нишу у медиков и биологов-систематиков, немецкий — до сих пор активно используется в публикациях у химиков-органиков и химиков-синтетиков, английский актуален и сейчас. Львиная доля терминологии в биохимии — либо химические классификаторы по ИЮПАК, либо тривиальные названия, а они, зачастую — калька с латыни или английского. Базовые знания этих языков вам очень сильно помогут.
Например: вазопрессин — от латинского vasa — сосуд и presso — давлю. Он же — антидеуретический гормон. Анти-диуретик. Против образования мочи, короче. Значит, влияет на всасывание воды в почках, значит, влияет на давление крови в сосудах. Из термина, зная происхождение слов, спокойно восстанавливается функционал. Вывод: свободно говорить и не надо, тем более на латыни — мертвый язык, носителей фонетики не осталось — но знание терминов и умение раскидать их на запчасти — пригодится.

Время
Это то, чего вам будет катастрофически не хватать. И не только вам. Это то, что утекает сквозь пальцы. Это то, что профукивается на всякую ерунду.
С одной стороны, на биохимию министерство образования сейчас щедро отстегнуло аж целых 36 часов. Тридцать шесть! Аж.
Вы не поверите, но на биологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в начале 2000-х на биохимию отводилось 335 часов, из них — 240 аудиторных.
И этого было МАЛО! Это понимали все — и преподы, которые старались вколотить в нас за это время по максимуму, и даже такие раздолбаи, как я, понимали — мало.

95 часов было заложено на самоподготовку. Откуда, собственно, и разница: 335-240=95.

Я биохимию сдавал мучительно. Это один из тех предметов, где я не прогулял ни одного занятия — лекции, семинары, практикумы — посещалось все. И все равно — ощущение того, что я не догоняю чего-то оно все больше крепло. Тут и вылезли пробелы по органике. Потом оно навертело на себя, как снежный ком.
Да, биохимию я сдал. Но потом — все равно доучивал, то, что пропустил. И на курсовой пригодилось, и на дипломе очень сильно понадобилось, и на работе потом икнулось многократно все пробелы и дыры в знаниях.

Сейчас я могу сказать, что биохимия — самый сложный, и, пожалуй, самый интересный предмет за весь курс обучения.
Я серьезно.
Физиология в конечном итоге упирается в биохимию, биотехнология — это надстройка над биохимией, не более того. То, что изучают и «первооткрывают» биохимики, после первооткрытия и изучения, обкатав методику, передают биотехнологам, которые и варят изученное в промышленных масштабах, будь то пиво, йогурт, или новый вид клея или витаминов. Иммунология и фармакология — опять уперлись в биохимию.

Так вот, возвращаясь к министерству образования и учебным планам. Открою вам страшную тайну: количество часов урезали, а предмет — все тот-же, в том же самом объеме, каким был 10 лет назад. Нам тогда 335 часов было мало.

А сейчас считается, что современный студент сам в состоянии освоить этот курс. Да-да, поинтересуйтесь в учебной части, сколько часов на самообучение заложено в учебном плане. Вы будете сильно удивлены. Считается, что вы сами, добровольно, после занятий, вместо пития вкусного пива и сидения во вконтактике (танчиках, еще какой-нибудь игрухе) будете вдумчиво читать учебник по биохимии и прорешивать задачи.

А теперь о том, как выучить биохимию

Ходите на все занятия
Их и так очень мало, информация дается сжато. Десять лет назад, пропустив один час аудиторных занятий я бы пропустил 0,2% данных. Если вы сейчас пропустите один час — вы потеряете 2,7% данных. Десять часов прогулял — пропустил четверть курса. Нормально, чо. Без этой четверти курса еще половина курса просто пролетит мимо мозга, потому что постоянно будут отсылки и ссылки на предыдущий материал — а вы его прогуляли.

Приходите вовремя
Я не буду говорить о том, что опоздание это неуважение к преподу. Про то, что точность — вежливость королей, а неточность — вежливость снайперов. К чему изрекать банальности?
Еще раз — времени на предмет отведено не просто мало, а крайне мало. И каждый хронический опоздун крадет минуту-две не только у преподавателя, но и у своих одногруппников. Академический час — это 45 минут. Два опоздуна на каждом занятии «съедят» 72 минуты — к паре на минутку опоздал, и с перерыва задержался. Потом шумно и вальяжно, как боярин, неспешно прошествовал к своему месту и воссел на трон. В итоге опозданцы украдут у вас 72 минуты, а это 3,3% процента недополученных вами данных. Ваши «товарищи» украли у вас это время. Много это или мало?
Задумайтесь над этим.
Расчеты я вел, кстати, исходя из астрономического часа, так что цифры будут другие в сторону увеличения.

Задавайте вопросы
Всегда спрашивайте и переспрашивайте. Поймите, если вы не поняли что-то — всегда нужно переспросить. Лучше немедленно, если стесняетесь — спросите после занятия. Совсем стремно — на сайте вопрос задайте. Хотя как по мне — лучше в семестре выглядеть дураком, а в конце унести в клюве пятерку-автомат, чем важно молчать — и нифига не понимать.
Я протупил в свое время — нужно было задавать вопросы.
Сам дурак, сам себе геморрой на ровном месте обеспечил.
Но все равно обидно.

Читайте также:  Для чего нужен витамин е для ногтей

Ведите конспект
Конспект лекций — это ваша палочка-выручалочка. Именно ваш, написанный собственноручно. Чужой конспект это совсем не то.
Самая страшная ошибка, которую вы можете совершить — это скачать конспект лекций, написанный преподавателем, и искренне считать, что там есть ответы на все вопросы. Это не просто ошибка — это, блин фатал эррор. Конспект преподавателя, это его личный конспект. Препод писал конспект для себя, это его шпаргалка, если хотите. Это всего лишь содержание лекции. Если препод в своем конспекте наткнется на слова . и тут рассказать про гормоны, то он будет рассказывать про гормоны. А вы должны записывать. Потому что, если препод и так помнит все, что он должен рассказать про гормоны, ему достаточно увидеть свою пометку, просто чтобы не забыть.

А если вы, прогуляв все лекции, откроете чужой конспект (то есть преподский), то что вы там про гормоны найдете? Правильно — ни-че-го!
И, если уж на то пошло — препод не обязан вам раздавать свои конспекты. Лекции читать, занятия проводить, контрольные — обязан. Оценивать знания — обязан, это его работа. Но вот раздавать свои конспекты — этого ни в одной должностной инструкции нет. Это все от безысходности, если хотите. Времени мало, вот и раздают.

Прорабатывайте материал
Да — лениво. Да — пиво. Да — девки румяные. Да, права надо на авто получить, и в драмкружок записаться, и в КВД после румяных девок антибиотиками курс проколоть нужно — я все это прекрасно понимаю. Масса Очень Важных и Офигительно Нужных Дел. Но, обязательно, найдите время после лекции: ваш сегодняшний конспект, написанный собственноручно. Распечатка конспекта препода по этой же теме. Учебник Ленинджера. Найдите еще раз, все, что проговаривали сегодня. Сверьте информацию. Занесите в свой конспект то, что упустили, бывает. Выпишите те вопросы, которые появились и обязательно их задайте преподавателю. Биохимия, для биологического факультета это базовый предмет. Если вы на биофак попали случайно, типа пофиг где «учиться», лишь бы «корку» дали — биохимию все равно придется учить, хотя бы ради корки. Если вы на биофаке осознанно, и это ваш выбор — вам нужно учить биохимию, это ваш основной предмет. Как математика химия и физика нужна для понимания биохимии, так биохимия нужна для понимания все последующих спецкурсов, уже по вашей специальности.

Выбор, впрочем за вами. И я сильно надеюсь, что вы прочитаете это материал ДО поступления, или ДО начала первого курса, а не после того, как упустите и пропустите матан, физику и химию, ту базу, без которой действительно выучить, или хотя бы понять биохимию будет крайне непросто.

Поверьте, догонять колонну в пыли, плетясь в хвосте — не самое приятное занятие.

Источник

Витамины

Витамины (лат. vita — жизнь) — группа низкомолекулярных органических соединений разнообразной химической природы и строения. Витамины необходимы для нормального протекания процессов жизнедеятельности в организме и должны поступать с пищей извне, так как самим организмом их синтезируется недостаточное количество.

«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» — Парацельс.

Недостаток витамина в организме (гиповитаминоз) может являться причиной нарушения работы органов и систем органов, приводить к заболеваниям. Равно, как и избыток витамина, гипервитаминоз, может нанести вред организму.

Современная классификация витаминов подразделяет их на основании физического свойства — растворимости:

  • Жирорастворимые: A, D, E, K
  • Водорастворимые: группа B ( B1, B2, B3 (PP), B6, B9, B12), P, H

Мы будем разбирать витамины по порядку, предложенном в классификации выше. Важно понимать, что каждый витамин участвует в определенных биологических процессах.

Нарушения, которые мы увидим при гиповитаминозах, и есть те самые функции, за которые отвечает витамин. Когда количество витамина достаточно, то нарушения функций не происходит.

Витамин A (ретинол)

Симптомами гиповитаминоза витамина A являются: поражение кожи, ухудшение зрения, сухость роговицы глаза. Снижается иммунитет, у детей может наблюдаться задержка роста и развития.

При авитаминозе (греч. а — без) витамина A развивается куриная слепота — ухудшение сумеречного зрения. Это связано с нарушением синтеза пигмента в палочках сетчатки глаза, которые ответственны за зрение в сумерках.

Читайте также:  Витамин с 2000 при простуде

Витамин A содержится в молоке, молочных продуктах, печени, рыбьем жире. Предшественники витамина А — каротины — содержатся в шпинате, моркови.

Витамин D (кальциферол)

Принимает участие в обмене кальция и фосфора. При его недостатке снижается прочность костной ткани, может развиваться рахит, приводящий к нарушениям роста и развития костной ткани.

Витамин D образуется под действием ультрафиолетового излучения (солнечного света) в коже. Содержится в растительном масле, молочном жире, яичном желтке.

Витамин E (токоферол)

Важнейшая роль витамина E в его антиоксидантной функции. Он препятствует окислению свободными радикалами клеток нашего организма, замедляет старение.

Гиповитаминоз витамина E встречается крайне редко: этот витамин присутствует в необходимом количестве в растительных маслах, способен запасаться в организме.

Витамин K (антигеморрагический фактор)

Антигеморрагический (греч. anti- -приставка, означающая противодействие, и haimorrhagia — сильное кровотечение) — ключевое слово в определении роли этого витамина. Без него свертываемость крови уменьшается, и незначительные травмы могут привести к обширным подкожным кровоизлияниям (гематомам, синякам).

Витамин K принимает участие в синтезе четырех факторов свертываемости. Гиповитаминоз встречается редко, так как частично витамин K синтезируется микрофлорой толстого кишечника. Большое количество данного витамина содержится в шпинате, капусте.

Мы разобрали жирорастворимые витамины: A, D, E, K. Теперь настало время заняться изучением водорастворимых витаминов.

Витамин B1 (тиамин)

Является коферментом многих ферментов, участвующих в аэробном этапе дыхания на кристах митохондрий. Тиамин обеспечивает нормальное протекание белкового и жирового обмена. При его недостатке поражается нервная система.

Вследствие гиповитаминоза витамина B1 развивается болезнь «бери-бери», проявляющаяся болью по ходу нервов, парезами и параличами мышц кистей и стоп.

В современном обществе бери-бери встречается редко, так как поступление с пищей витамина B1 достаточно. Этим витамином особенно богаты злаки, растительная пища.

Витамин B2 (рибофлавин)

Является коферментом ферментов, которые участвуют в синтезе аминокислот. Гиповитаминоз витамина B2 проявляется мышечной слабостью и поражением глаз. Данный витамин содержится почти во всех растительных и животных продуктах.

Витамин B3 (витамин PP, никотиновая кислота)

Является коферментом ферментов, которые участвуют в реакциях аэробного этапа дыхания, протекающего на кристах митохондрий, и биосинтеза в клетке.

Витамин B3 синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится почти во всех растительных и животных продуктах.

Гиповитаминоз витамина PP проявляется заболеванием — пеллагрой, которая включает в себя воспаление кожи (дерматит), поражение пищеварительной системы (язвенная болезнь) и нервной системы — воспалением нервов (неврит).

Никотиновая кислота содержится в рыбе, хлебе, мясе, молоке, печени, чае.

Витамин B6 (пиридоксин)

Является коферментом ферментов, которые участвуют в синтезе биогенных аминов и аминокислот. Гиповитаминоз витамина B6 встречается редко и выражается в воспалении кожи (дерматите).

Содержится витамин в яйцах, мясе, рыбе, овощах, помимо этого частично синтезируется микрофлорой толстого кишечника.

Витамин B9 (фолиевая кислота)

Является коферментом многих ферментов. Гиповитаминоз B9 (фолиевой кислоты) случается редко, приводит к снижению количества эритроцитов в крови (анемии), нарушению синтеза ДНК в клетках красного костного мозга.

В обязательном порядке фолиевая кислота назначается беременным для снижения вероятности развития дефектов нервной трубки у плода. Фолиевая кислота также необходима и мужчинам для нормального процесса формирования сперматозоидов.

Фолиевой кислотой (лат. folium — лист) богаты зеленые листья растений.

Витамин B12 (кобаламин)

Является коферментом ферментов, осуществляющих перенос водорода и метильных групп при изомеризации. Гиповитаминоз кобаламина приводит к развитию анемии Аддисона-Бирмера (B12-дефицитная анемия), а в случае авитаминоза — к нарушению функции нервной системы.

В случае гиповитаминоза нарушается кроветворение в красном костном мозге, в результате чего эритроциты становятся крупными, нарушается перенос кислорода к тканям. Клетки тканей испытывают кислородное голодание — гипоксию, в результате чего их функция нарушается.

Кобаламин синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится в печени.

Витамин C (аскорбиновая кислота)

Принимает участие в синтезе коллагена в соединительной ткани, является антиоксидантом — предотвращает процессы свободнорадикального окисления клеток организма, замедляет старение.

При гиповитаминозе аскорбиновой кислоты развивается заболевание цинга: нарушаются обменные процессы в соединительной ткани. Раньше цингой особенно часто болели моряки, рацион питания которых был лишен главного источника витамина C — цитрусовых.

Цинга проявляется выпадением зубов, кровоточивостью десен, ломкостью сосудов. Снижается иммунитет, возможно развитие гипохромной анемии.

Витамин C содержится не только в цитрусовых, им также богаты плоды шиповника, болгарского красного перца, черной смородины и облепихи.

Витамин P (биофлавоноиды)

Участвует в обменных процессах в соединительной ткани, стабилизирует ее. Действие витамина P тесно взаимосвязано с действием витамина C. Обладает антиоксидантным действием. Гиповитаминоз витамина P сопровождается повышением ломкости кровеносных капилляров.

Большое количество витамина P содержится в тех же продуктах, которые являются источником витамина C.

Витамин H (биотин)

Является коферментом ферментов, участвующих в реакциях биосинтеза аминокислот, жирных кислот. Гиповитаминоз биотина встречается крайне редко, сопровождается воспалением кожи (дерматит).

Большое количество витамина H синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится в печени, почках, картофеле, желтке яйца, луке.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Adblock
detector