Меню

Как заполнять мониторинг здоровья

Мониторинг здоровья и физического развития детей в ДОУ
учебно-методический материал по теме

Мониторинг здоровья и физического развития детей в ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
monitoring_ozdorovitelnogo_protsessa.doc 108 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг здоровья и физического развития детей в ДОУ

Наш детский сад санаторного типа для часто и длительно болеющих детей. Списочный состав на новый учебный год — __детей . В штатном расписании вакансии мед. работников: старшая мед. сестра – 1 ставка, мед. сестра физиотерапевтического кабинета – 0,75 ставки, мед. сестра ЛФК – 0,75 ставки.

Каждый год в д/с проводится мониторинг здоровья и физического развития детей.

Системный мониторинг здоровья и физического развития детей дает возможность:

  • Выработать модель оздоровительной работы ДОУ;
  • Разработать модель эффективности данной деятельности, ориентированной на имеющиеся силы и средства учреждения;
  • Выявить структуру отклонений физического состояния и здоровья детей каждой возрастной группы;
  • На основе полученного результата составит паспорт реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий по каждой возрастной группе.
  1. Динамика общей заболеваемости .

Рост заболеваемости идет за счет вновь поступивших детей.

Структура заболеваемости в динамике за период 2011-2012 г.г. представлена инфекционными заболеваниями и обусловлена группой острых респираторных инфекций. Что и определило тактику здоровьесохраняющей направленности образовательного процесса. Динамика показателей здоровья детей обеспечивается показателями физического развития, распределением по группам здоровья, уровнем физической подготовленности.

2. Динамика показателей физического развития детей

Динамика показателей физического развития указывает на рост

качественный состав группы детей с низким физическим развитием из года в год остается прежним, однако количество таких детей увеличивается за счет вновь поступивших.

  1. Группы здоровья детей (абсолютные и относительные показатели )

Условием оценки эффективности оздоровления является переход из одной группы здоровья в другую, что отразилось на данных.Отсутствие позитивной динамики по группе здоровья произошло за счет вновь поступивших детей.

  1. Медицинские группы для занятий физкультурой и результаты мониторинга .
  1. Уровень и динамика физической подготовленности детей ДОУ в %

Анализ уровня и динамики физической подготовленности позволил увидеть результаты физического развития и состояния здоровья детей:

  • Получен рост его удельного веса по среднему уровню почти на 4%
  • Снижен на 5% показатель низкого уровня физической подготовленности.

Таким образом , качественные показатели состояния здоровья, физического развития подготовленности выявили четкую положительную тенденцию, обусловленную очевидностью системы здоровьесберегающей направленности образовательного процесса, которая включает в себя следующее:

  • Воздушные ванны,
  • Солнечные ванны
  • Полоскание зева водой комнатной температуры после дневного сна

Содействие совершенствованию физического воспитания:

  • Совершенствование двигательной активности
  • Утренняя гимнастика
  • Занятия физической культурой
  • Музыкальные занятия
  • Проведение подвижных игр и физических упражнений на прогулке
  • Физические упражнения после сна
  • Проведение индивидуальной работы с детьми по физическому совершенствованию
  • Спортивные игры
  • Проведение лечебной гимнастики
  • Дыхательный комплекс
  • Комплекс при заболеваниях ЛОР- органов и верхних дыхательных путей
  • Массаж общий
  • Электрофизиолечение
  • УВЧ
  • Электрофитоингаляции

Система оздоровительных мероприятий включает:

  • Выполнение санитарно- противоэпидемиологического режима
  • Воспитание у детей санитарно- гигиенических навыков
  • Мониторинг физического развития
  • Контроль за физическим воспитанием и физической подготовкой
  • Организация питания
  • Проведение витаминотерапии
  • Профилактика простудных заболеваний
  • Проведение семинаров с родителями и воспитателями
  • Коррекционная работа логопеда
  • Систематические консультации с родителями и воспитателями
  • Введение адаптационного режима

Таким образом, системное внедрение здоровьесберегающих технологий несомненно способствует позитивному изменению всех сфер организма у дошкольников:

  • Улучшению соматических показателей
  • Стабилизации физического, психологического, эмоционального благополучия
  • Развитию способностей по жизнеобеспечению ребенка
  • Укрепление барьеров возникновения рецидивов болезни, что в свою очередь улучшает посещаемость и повышает охват плановыми оздоровительными мероприятиями
  • Улучшению функционального состояния дошкольника

В целом здоровьсберегающие технологии воспитывают личность с насущной потребностью в здоровом образе жизни.

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии».

Время проведения в режиме дня, возраст детей.

Источник

Программа мониторинга состояния здоровья учащихся

специалист в области арт-терапии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

мониторинга состояния здоровья учащихся

Авторы: Митченко Ольга Анатольевна

учитель истории и обществознания,

заместитель директора МАОУ «СОШ №40»

Коняева Людмила Васильевна

методист МАОУ «СОШ №40»

Прокопенко Евгения Михаловна

учитель начальных классов

Потерял время – досадно,

Потерял здоровье – безнадёжно!»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. Поэтому, оздоровление детей должно вестись целенаправленно, через систематическую спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению. Можно выделить несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и сис­тем организма.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, душевно­го комфорта.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу ко­торой определяет система нравственных ценностей.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого реб ѐ нка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся.

Но проблема остается: нет системы сбора, хранения, анализа и использования полученной информации для решения проблем здоровьесбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики. На начальном этапе следует создать и оформить Паспорт здоровья каждого класса, что позволит в будущем создать Паспорт здоровья для каждого учащегося . Паспорт здоровья класса является новой формой организации здоровьесберегающей деятельности, содержащей данные о состоянии здоровья класса и направленной на охрану и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. Он позволяет организовать личностно – ориентированный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель мониторинга: Оценить уровень здоровья учащихся, выявить факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся и определить основные приоритеты дальнейшего развития деятельности школы в области здоровьесбережения.

формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования дальнейшего развития школы, корректировки е е здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности;

вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья учащихся;

выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся.

Реализация задач возможна при таких условиях:

1. Тесное взаимодействие и взаимопонимание всех участников мониторинга здоровья учащихся;

2.Наличие высокой компетентности в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса;

3.Реализация здоровьеформирующего, здоровьесберегающего и рекреативного подхода в моделировании процесса обучения.

Система учебно-воспитательного процесса, цели и результаты, направленные на сохранение физиологического, психологического и социального здоровья учащихся и педагогов образовательного учреждения.

Учебный процесс, воспитательный процесс, учащиеся и педагоги школы.

Участниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются:

2. классные руководители;

4. учителя физической культуры;

6. медицинские работники школы .

Основные методы и средства сбора и хранения информации

Основными методами и средствами диагностики здоровья учащихся являются:

1. е жегодный медицинский осмотр;

Сбор информации об уровне здоровья учащихся возлагается на медицинскую сестру, психолога, учителей физической культуры, родителей, классных руководителей. Полученная информация заносится в паспорт здоровья каждого класса, хранится в методическом кабинете и должна быть доступна для всех участников образовательного процесса. В конце учебного года паспорта здоровья распечатываются, и выдаются классным руководителям.

1. Оформление паспорта здоровья для каждого класса (см . Приложение 8).

2. Определение уровня здоровья всех учащихся.

3. Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся.

4. Использование рекреативных технологий в реализации программы «Здоровье».

5. Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся (формирование здоровьесберегающей среды в школе).

Состав рабочей группы

В экспертную группу по проведению мониторинга здоровья учащихся входят:

медицинские работники школы;

Принятие управленческих решений

Управленческие решения принимает администрация. Куратором проекта мониторинга здоровья учащихся является заместитель директора.

Сроки проведения ежегодного мониторинга здоровья учащихся: сентябрь – май.

План проведения мониторинга

Собрание классных руководителей с учителями физкультуры и классными руководителями по выявлению замечаний, дополнений, предложений по мониторинговому исследованию

Разработка рекомендаций для создания здоровьесберегающей среды в ОУ

члены рабочей группы

Корректировка плана работы ОУ на следующий учебный год

Информирование коллектива о результатах мониторингового исследования

Критерии и показатели мониторинга здоровья учащихся

1. Количество уроков, пропущенных по болезни

2. Медицинские статистические данные:

Количество часто болеющих детей.

Распределение детей для занятий физкультурой по состоянию здоровья.

Количество детей с хроническими заболеваниями.

Количество детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе.

Количество детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях: 1-4 кл. -5-9 кл. -10-11 кл.

Сколько детей охвачено оздоровительными мероприятиями и ка­кими?

Контроль физического развития и двигательной подготовленности

медицинское обследование, анкетирование учащихся и родителей, тестирование учащихся, ведение классного журнала, мониторинг физической подготовленности учащихся

валеологическая кривая расписания;

количество учащихся в классе;

использование здоровьесберегающих технологий на уроке.

Гигиенические требования к расписанию уроков, комплектование классов, посещение уроков

число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации в единицу времени (четверть, год);

время, затраченное на подготовку домашнего задания, их трудоемкость (по предметам, по четвертям, по параллелям)

Учебный план ОУ, проверка рабочих тетрадей учащихся.

легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления)

гибкость в переключении на новые способы и приемы работы

прочность сохранения освоенного материала

Теоретическая значимость программы

Состоит в том, что её результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования здорового образа жизни школьников на основе использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

Практическая значимость программы

Состоит в том, что отслеживание показателей здоровья учащихся в мониторинге позволит определить уровень здоровья всех школьников. Систематическое и своевременное внесение результатов в паспорт здоровья даст наглядную картину состояния здоровья учеников в классах, поможет выявить причины снижения уровня здоровья учащихся и выбрать наиболее адекватные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, сэкономит время для оперативного нахождения требуемой информации по конкретному ученику.

Схема «Технология проведения мониторинга»

В приложениях 1-7 приведены примерные анкеты для определения уровня здоровья школьников, для анализа отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.

Анкета для учащихся 1 – 11 классов « Мо ё здоровье»

Ф.И.О._______________________________________________ класс _______

Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Выберите несколько, наиболее подходящих именно Вам. Отметьте их крестиком в графе «ответы». Если вы выбрали ответ «другое» — напишите, что именно.

В ч ё м проявляется неблагополучие твоего здоровья?

2) Часто болит живот

3) Физические недостатки

4) Часто болит голова

5) Плохое настроение

6) Часто простываю

7) Плохой аппетит

8) Болезненный внешний вид

9) Боюсь сквозняков

От кого ты получаешь информацию о здоровье?

1) От специалистов, врачей

3) От учителей на уроке

4) От классного руководителя

5) От учителя физической культуры

6) От учителя ОБЖ

7) От одноклассников

8) Читаю специальную литературу

Что ты делаешь, чтобы быть здоровым?

1) Хорошо отношусь к другим

2) Соблюдаю режим дня

3) Правильно питаюсь

4) Занимаюсь физкультурой

6) Стараюсь много двигаться

7) Сплю при открытой форточке

8) Мою руки перед едой

9) Ничего не делаю

Анкета для учащихся 1 – 11 классов «Мой режим дня»

Ф.И.О.__________________________________________________ класс _______

Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Проконтролируйте в течение недели свой режим дня, записывая каждый день продолжительность ночного сна, время выполнения домашнего задания и время, затраченное на прогулку. Подсчитайте среднее значение за неделю по всем тр е м вопросам. Выберите наиболее подходящее число из предложенных вариантов. Запишите в графе «ответы».

Какова продолжительность Вашего ночного сна в среднем за неделю?

3. От 10ч25м до 9ч30м

4. 10ч30м и боле

Сколько времени Вы тратите на выполнения домашних заданий в среднем за неделю?

2. 1ч30м и менее

3. От 1ч до 1ч30м

4. От 1ч35 м до 2ч

Сколько времени занимает прогулка на свежем воздухе (в часах и минутах) в среднем за неделю?

2. 3ч30м и более

4. От 3ч55м до 3ч30м

5. От 3ч25м до 3ч

6. От 2ч55м до 2ч30м

Анкета для родителей «Здоровье моего реб е нка»

Уважаемые родители! Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты. В зависимости от характера ответа вам следует подчеркнуть да или нет .

Изменения физического развития и физической подготовленности учащихся также являются важными показателями здоровья на протяжении всей жизни.

Физическое развитие детей — это один из наиболее часто используемых обобщающих гигиенических показателей состояния здоровья и индикатор социального благополучия общества. Регулярное исследование физического развития детей и молодежи в образовательных учреждениях проводится на основании Приказа МО РФ от 15.03.2002 г. № 867 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

Показатели физического развития школьников легко измеряются и дают много информации, особенно, если исследования проводятся регулярно (не менее 1 раза в год) и рассматриваются в динамике. Для анализа физического развития учащихся оценивают длину, массу тела, окружность грудной клетки и могут быть дополнены измерением кистевой динамометрии.

Физическая (двигательная) подготовленность. Для всех обследуемых учащихся проводятся общепринятые в практике физического воспитания тесты: бег 30 м, челночный бег 3×10 м, подтягивание на высокой перекладине для юношей и в висе лежа для девушек, прыжок в длину с места, 6-минутный бег. Учителя физической культуры имеют подробную инструкцию для проведения тестирования двигательной подготовленности. По результатам определения физического развития и физической подготовленности школьников заполняется следующая таблица:

Оценка изменения отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни. Анализ знаний выпускников общеобразовательных школ показал, что практически каждый из них владеет информацией о здоровье и формирующих его факторах. Однако знания сами по себе не могут автоматически обеспечить в реальной жизни адекватное здоровьесберегающее поведение. Пока не будут сформированы определенные эмоционально-ценностные ориентации, а освоенные умения и навыки не станут привычкой, нормой поведения будет сохраняться возможность нездоровых проявлений в жизни человека.

Имеющиеся многочисленные программы, способствующие организации здорового образа жизни (ЗОЖ), как правило, не учитывают психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике. В образовательной модели необходимо делать гораздо больший акцент на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для ребенка, чем факторы, связанные с возможным будущим заболеванием.

Анкета для учащихся 3—4 классов «Здоровый образ жизни»

Класс_______________ Пол М □ Ж □ Дата заполнения анкеты 20___г.

1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе

с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из

перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

мыло □ зубная щетка □ полотенце для рук □

мочалка □ зубная паста □ шампунь □

тапочки □ полотенце для тела □

2. На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи – одно из них правильное, а

другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

Источник

Читайте также:  Надпись чистота залог здоровья красивая
Adblock
detector