Меню

Как высчитать индекс здоровья детей

Индекс здоровья

Индекс здоровья – это прямой показатель здоровья, выражаемый удельным весом ни разу не болевших за календарный год(с января по январь) детей в изучаемом коллективе. Показатель определяется лишь по результатам годового отчета ДОУ. Сведения для его исчисления представляются врачу средним медработником по результатам анализа полицевого учета заболеваемости в историях развития детей.

К ни разу не болевшим детям относятся лишь те, в истории болезни которых за прошедший календарный год отсутствуют данные об острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, т. е. заболеваниях, связанных со снижением неспецифической резистентности организма. Несчастные случаи, травмы, экстренные и плановые оперативные вмешательства, клинические обследования и пр. в учет не берутся.

Удельный вес ни разу не болевших детей рассчитывается на среднесписочный состав детей в ДОУ за год. Расчет последнего показателя осуществляется следующим образом: суммируется количество детей на первое число каждого месяца и делится на количество месяцев наблюдения.

Вывод:при проведении медицинского осмотра детей с использованием донозологических критериев здоровья проводят анкетный опрос родителей по определенной схеме, а также объективный осмотр ребенка.

Рис. 1. График для возрастной группировки детей от 1 года до 3 лет

Рис. 2. График для возрастной группировки детей от 3 до 7 лет

Таблица 3: Примеры границ классов роста детей дошкольного возраста г. Великого Новгорода

Таблица 4:Оценочная таблица физического развития мальчиков дошкольноговозраста

Таблица 5:Дифференциальная диагностика состояний организма ребенка по группам здоровья(рекомендации автора пособия)

Таблица6: Анкета для выявления жалоб на состояние здоровья детей

ФИО________ Пол___________ Дата рождения ______

ДОУ №______ Группа _______ Домашний адрес ______

Таблица 7: Анкета для выявления «групп риска» развития иммунологических нарушений

Таблица 8:Частота пульса (ЧП) у детей дошкольного возраста(по А.Ф. Туру, 1967)

Таблица 9:Средние уровни артериального давления (АД) у детей дошкольного возраста(по А.Ф. Туру, 1967)

Таблица 10:Гемограмма детей в возрасте от 1 года до 7 лет(по А.Ф. Туру, 1967)

Заключение
Развитие ребенка начинается с зачатия. Момент рождения ребенка — это не начало, а продолжение его жизни. В утробе матери происходит не только формирование тела и внутренних органов, но и формирование психики и врожденных способностей и особенностей.

Для гармоничного развития ребенка необходимо создавать соответствующие условия, и здесь очень важно понимать, что есть параметры врожденные, а есть изменяемые. Иными словами, существуют определенные характеристики, которые нельзя изменить ни воспитанием, ни наказаниями, а есть характеристики, которые поддаются изменению без вреда для психики ребенка. Не зная этих особенностей, черезмерно активные родители могут «сломать» психику своему ребенку в раннем детстве совершенно из лучших побуждений, а последствия этих ошибочных действий проявятся только в подростковом возрасте.

Итак, определив врожденные особенности психики вашего ребенка, складывающиеся из многих параметров, можно более грамотно подойти к созданию условий для него, а именно: к выбору няни, детского сада, школы, кружков, программы раннего развития и т.п. А самое главное, вы сможете построить общение с ребенком наилучшим образом.

Как проходит диагностика?

Любая диагностика проходит в два этапа (в разные дни).

I этап. Вы приводите своего ребенка на снятие параметров (антропометрические характеристики, типология мышления и функциональные задания). Все занимает 20–30 минут. Также вам необходимо/желательно иметь с собой:

· группу крови ребенка (или группы крови родителей);

· медицинскую карту, выписку из роддома, прививочную карту. Заключение врача при наличии у ребенка хронических заболеваний. Результаты допплерографии сосудов головного мозга, электроэнцефалограммы и электромагнитного сканирования мозга, если таковые исследования проводились (делать их специально для прохождения диагностики не нужно).

II этап. Выдача результата. Вы приходите на консультацию, на которой получаете распечатку с информацией в зависимости от вида диагностики, подробные устные разъяснения и ответы на Ваши вопросы. Консультация длится 80 минути записывается на компакт диск в формате Audio CD или MP3 (предупредите специалистов заранее, если хотите получить результат в MP3).

Если Ваш ребенок младше 12 лет, его присутствие на консультации по результатам исследований не рекомендуется. Дети от 12 до14 лет могут присутствовать на консультации по Вашему желанию, но мы не рекомендуем. Дети старше 14 лет, согласно законодательству РФ, обязательно должны присутствовать на консультации по результатам исследований.

Любой родитель заинтересован в том, чтоб его ребеночек планомерно и постепенно развивался во всех сферах. Развития малыша происходит уже с полугода, когда он потихоньку начинает осознавать окружающий мир. И от того, как он реагирует на него, проявляет эмоции и на подсознательном уровне заучивает модели поведения, зависит — как он будет развиваться в будущем. И в задачи родителей входит не только, в первую очередь, обеспечить необходимые условия для развития ребенка, но и проконтролировать, правильно ли это развитие происходит.

1. Венгер А.Л. « О диагностике детей и подростков»

2. С.М. Громбахом. «Современные подходы к классификации здоровья детей»

Источник

Как считать индекс здоровья детей

Количество неболевших детей умножается на сто и делится на общее количество детей.

Для характеристики физического развития и состояния здоровья детей ДОУ используют основные показатели, которые вводятся в годовые отчеты, анализ работы по физкультурному воспитанию.
Показатель здоровья детей (ПЗ)
ПЗ =число детей 1 группы здоровья х100%.
число детей IП, IV, V групп здоровья
Средний показатель здоровья (СПЗ)
СПЗ = (1n1 + 2n2 + 3n3 + 4n4 + 5n5) : Sn,
где индексами 1 . 5 обозначены номера групп здоровья;
n1 . n5 — число детей соответствующей группы здоровья;
Sn — общее число детей всех групп здоровья.

Читайте также:  Буклет по охране здоровья детей

Показатель эффективности диспансеризации (ПЭД)
ПЭД = [(n1 — n2) : n] х 100%,
Где n 1 — число детей, переведенных из группы менее высокого уровня здоровья в группы более высокого уровня; n2 — число детей, переведенных из групп более высокого уровня здоровья в группы менее высокого уровня; n — общее число детей данной возрастной группы.
Положительное число ПЭД получается при эффективной диспансеризации и эффективном ее результате; отрицательное — при неэффективной работе и отрицательном результате.
Показатель эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО)
ПЭО = [(n1 — n2) : n1] х 100%,
Где n 1 — число часто болеющих детей, взятых на учет;
n2 — их число через год после оздоровления.
Показатель динамики здоровья детей (ПДЗ)
ПДЗ=Х-У х 100%,
n
Где Х — число детей с положительной динамикой здоровья (по группам здоровья) ; у — число детей с отрицательной динамикой ( изменением групп здоровья) ; n — число детей, состоящих под наблюдением.
Для случаев резких изменений (на 2-3 группы здоровья) используют другую формулу.
Комплексный показатель динамики здоровья (КПДЗ)
КПДЗ =(IХ1+ 2Х2 + 3Х3 + 4Х4) — (1У1+2У2 + 3У3 + 4У4) х100%
n
Где Х1 .. 4 — число детей с улучшением здоровья на 1 .. 4 группы;
У1 .. 4 — число детей с ухудшением здоровья на 1 .. 4 группы;
n — число детей, состоящих под наблюдением.
Показатель динамичности здоровья (ПДЗ)
ПДЗ = (СПЗ1 — СПЗ2 : СПЗ1),
Где СПЗ1 — средний показатель здоровья определенной группы детей; СПЗ2 — показатель этой же группы детей через год наблюдения.
Рекомендуется ежегодное вычисление показателя в IV квартале года в каждом детском учреждении.

Источник

Мониторинг состояния здоровья детей дошкольной группы
статья на тему

Мониторинг состояния здоровья детей дошкольной группы

Скачать:

Вложение Размер
monitoring_zdorovya.docx 133.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг состояния здоровья детей дошкольной группы

за 2015 — 2016, 2016 -2017 года

Сохранение и укрепление здоровья детей – ведущее направление деятельности нашей дошкольной группы. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья.

Комплекс мер предусматривает организацию работы в соответствии гигиеническим стандартам СанПиН, оптимизацию режима дня, улучшение питания, осуществление профилактических мероприятий, контроль за физическим, психическим состоянием детей, внедрение эффективных принципов развивающей педагогики оздоровления, обеспечение условий для успешной адаптации дошкольников к детскому саду и школе, формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.

Работа по физическому воспитанию дошкольников строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Ежегодно в группе проводится мониторинг физического развития детей, который помогает строить всю работу с учётом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей.

Каждый месяц проводится анализ заболеваемости, посещаемости детей, анализируется уровень оздоровительной работы с детьми.

Анализ заболеваемости воспитанников дошкольной группы

Источник

Индекс здоровья детей в старшей группе
материал (старшая группа)

Индекс здоровья детей в старшей группе

Скачать:

Вложение Размер
indeks_zdorovya.docx 17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Индекс здоровья 2019-2020 учебный год.

Старшая группа №3(6-7лет) Воспитатель: Кузнецова.О.Я ,Миргалимова.А.Н

Кол-ва детей по простуде

Кол-ва не болеющих

0-больничных по простуде

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель работы: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, .

Содержание конспекта направлено на разносторонне и гармоничное развитие ребенка, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе игр-аттракцонов, эстафет, выводов из б.

Формирование основ здорового образа жизни.

Задача родителей-укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благаприятное развитие детского организма в будущем.

Сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, безопасности жизнедеятельности, эмоционально-психологического благополучия, совершенствование оздоровительной работы с деть.

Целью проведения дня здоровья в ДОУ является закреплять знания о некоторых особенностях организма человека, о назначении отдельных органов, условий их нормального функционирования. Понимать значение у.

Источник

Как высчитать индекс здоровья детей

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости.

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детей важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

При оценке физического развития детей учитываются:

— длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность головы;
— функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент выносливости, мышечная сила кистей рук и др.;
— степень развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.

На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и др.

Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени — весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей.

Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.

Вследствие наблюдаемой у детей акселерации стандарты физического развития периодически пересматриваются.

Оценка физического развития может производиться различными методами:

методом сигмальных отклонений, когда индивидуальные показатели ребенка сопоставляют со средней арифметической каждого признака, представленной в специальных таблицах;

регрессионным методом с помощью шкал регрессии, составленным по возрастно-половым группам;

центильным методом, сущность которого заключается в том, что упорядоченный вариационный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Этот метод современной медицинской практикой считается наиболее точным;

методом номограмм, когда физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям — длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношения обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С равными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания ребенка. Номограммы чаще всего применяются в массовых скрининг-обследованиях детей.

Практикуется и метод определения биологического возраста детей.

Обследование детей должны проводить медицинские работники не менее двух раз в год. Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совете.

Практики, всерьез обеспокоенные здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние, маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека, даже если он еще находится в утробе матери. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.

Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина его тела — 98,5 см, масса — 12,8 кг. Его рост во взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий. Значит, мы должны отнести его к типу «большой».

Заглянем в таблицу показателей физического развития (приводится фрагмент).

Примечание: Таблицы и расчетные формулы в качестве приложения к курсу будут даны в лекции № 8.

Каковы выводы? А выводы таковы, что физическое развитие ребенка задерживается. Ведь, по данным своего будущего роста, он относится к типу «большой», а показатели длины тела и массы соответствуют типу «маленький». Следовательно, необходимо выяснить причины такого отставания физического развития.

Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы: например, избыточная масса тела, низкие ростовые показатели, непропорциональность развития, значительно превышающая допустимые пределы, и т.д.

Эти данные позволяют разработать для подобных детей специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача.

Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).

ИП = Рост(см) — [Масса(кг) + Окр. гр. кл.(см)]

Полученные данные сверяются с показателями, приведенными в табл. 1.

Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста

Примечание: Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.

Используя показатели индекса Пинье, мы сможем сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что наши дети окрепли или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности.

При проведении функциональных проб у детей 4—7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний в течение 20 секунд на 25—40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5—6 единиц.

По этим показателям мы также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей.

Например, в начале года пульс детей учащался при подобной нагрузке на 45%, что в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию в данном дошкольном учреждении или данной возрастной группе детей не ведется.

Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ-теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности:

1) подъем на ступеньку с частотой восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30 раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки — 2 минуты, отдых между ними — 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле:

— где Р — масса ребенка, n — число подъемов на ступеньку в минуту, h — высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и на 45—60% при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном эффекте физкультурно-оздоровительной работы и ее правильной организации.

Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:

— где П — пульс, ПД — пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).

По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются. В табл. 2 приведены его стандартные показатели.

Показатели коэффициента выносливости у детей

Развитие дыхательной мускулатуры можно проследить с помощью пневмотонометра. Он представляет собой U-образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.

Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф. Синякову)

Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:

— где ЖЕЛ — жизненная емкость легких, в мл; Р — масса тела, в кг.

На эффективность физкультурно-оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.

Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.

Оценка физических качеств детей

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.

Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса — по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей — по прыжкам в длину с места.

Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.

Источник

Adblock
detector