# химия | Что необходимо знать о витаминах?
Витамины — это органические соединения, необходимые для нормального роста и жизнеобеспечения организма. Если человеческий организм сам не производит витамины, их в необходимом объеме следует получать в составе пищевых продуктов. «Общеизвестные» факты зачастую не столь общеизвестны, как принято считать. Всем известно, что человеку нужны витамины, но какие и зачем — этот вопрос чаще всего остается вне поля зрения. Не пора ли поговорить о том, какие витамины существуют, их природных источниках, а также о том, что избыток витаминов тоже вреден?
Какие витамины бывают?
Существует 13 основных витаминов, необходимых для нормального функционирования организма. Речь идет о витаминах A, C (аскорбиновой кислоте), D, E (токофероле), K, B1 (тиамине, аневрине), B2 (рибофлавине), B3 (никотиновой кислоте, ниацине), пантотеновой кислоте, биотине (витамине H), B6 (пиридоксине, адермине), B12, B9 (фолиевой кислоте).
Все витамины делятся на две категории:
Жирорастворимые витамины хранятся в жировых тканях организма. К жирорастворимым относятся витамины A, D, E и K.
Водорастворимых витаминов девять. И организму приходится использовать их безотлагательно. Неиспользованный остаток этих витаминов выводится из организма с мочой. Витамин B12 является единственным водорастворимым витамином, который может храниться в печени годами.
Функции витаминов
Каждый из вышеперечисленных витаминов выполняет в организме свою важную задачу. Когда организм не получает достаточно того или иного витамина, наступает авитаминоз, который, в свою очередь, может стать причиной проблем со здоровьем.
Недостаток в рационе фруктов, овощей, бобовых, чечевицы, цельнозерновых и витаминизированных молочных продуктов повышает риск развития ряда заболеваний, в числе которых заболевания сердца, рак и остеопороз (разрежение кости).
Витамин A способствует здоровью зубов, костей, мягких тканей, слизистых оболочек и кожи.
Витамин B6 способствует формированию красных кровяных телец и поддерживает функционирование мозга. Этот витамин также играет важную роль в белках, которые лежат в основе многих химических реакций в организме. Употребление в пищу большого количества белка может снизить уровень витамина B6 в организме.
Витамин B12, как и другие витамины группы B, важен для метаболизма (обмена веществ). Он также способствует формированию красных кровяных телец и поддерживает центральную нервную систему.
Витамин C является антиоксидантом, способствует здоровью зубов и десен. Он помогает в усвоении организмом железа и поддерживает в здоровом состоянии его ткани. Способствует также заживлению ран.
Витамин D называют также «витамином солнечного света», то есть «витамином хорошей погоды», поскольку он вырабатывается в организме под воздействием солнечного излучения. От 10 до 15 минут пребывания на солнце три раза в неделю достаточно для выработки необходимого человеку количества витамина D. У людей, которые живут не в солнечной местности, может наблюдаться недостаток витамина D. Получить его только из пищи весьма трудно. Витамин D помогает организму усваивать кальций и необходим для поддержания здоровья зубов и костей. Он также помогает поддерживать в красных кровяных тельцах нужный уровень кальция и фосфора.
Витамин E — это антиоксидант. Он играет определенную роль в формировании красных кровяных телец и помогает организму в использовании витамина K.
Витамин K известен мало, но без него кровь может не сворачиваться. Некоторые исследования указывают на то, что он способствует здоровью костей.
Биотин важен для белкового и углеводного метаболизма, выработки гормонов и холестерина.
Никотиновая кислота является витамином группы B, который помогает поддерживать в здоровом состоянии кожу и нервную систему. Он также обладает эффектом снижения уровня холестерина.
Фолиевая кислота совместно с витамином B12 помогает формированию красных кровяных телец. Он также необходим для выработки ДНК, контролирующей рост тканей и функционирование клеток. Во время беременности очень важно получать фолиевую кислоту в достаточном количестве. Низкий уровень фолиевой кислоты связан с такими врожденными пороками, как расщепление позвоночника (spina bifida).
Пантотеновая кислота важна для пищевого метаболизма. Она также играет свою роль в выработке гормонов и холестерина.
Рибофлавин (витамин B2) действует совместно с другими витаминами группы B. Он важен для роста тела и выработки красных кровяных телец.
Тиамин (витамин B1) помогает клеткам тела преобразовывать углеводы в энергию. В период беременности и грудного вскармливания очень важно получать углеводы в достаточном количестве. Важен также для функционирования сердца и нервных клеток.
Пищевые источники витаминов
Жирорастворимых:
Витамин A: фрукты темного цвета, темные листовые овощи, яичные желтки, обогащенное молоко и молочные продукты (сыры, йогурт, масло и сливки), печень, говядина и рыба.
Витамин D: жирные сорта рыб, в том числе лосось (семга), скумбрия (макрель), сельдь и атлантический большеголов или исландский берикс; жир из печени рыб (жир из печени трески); обогащенные злаки; обогащенное молоко и молочные продукты.
Витамин E: авокадо, темно-зеленые овощи (шпинат, брокколи, спаржа, зелень репы); маргарин (сделанный из подсолнечного, кукурузного и сафлорового масла); растительные масла (подсолнечное, кукурузное и сафлоровое); папайя и манго; семечки и орехи; пшеничные зародыши и масло из них.
Витамин K: обычная и цветная капуста, крупы, темно-зеленые овощи (брокколи, брюссельская капуста, спаржа), листовые овощи темного цвета (шпинат, браунколь, листовая капуста, зелень репы), а также рыба, печень, говядина и яйца.
Водорастворимых:
Биотин: шоколад, крупы, яичные желтки, бобовые, молоко, орехи, субпродукты (печень, почки), свинина, дрожжи.
Фолиевая кислота: спаржа и брокколи, пивные дрожжи, сушеные бобы, обогащенные крупы, зеленые листовые овощи (шпинат и салат ромэн), чечевица, апельсины и апельсиновый сок, арахисовое масло, пшеничные зародыши.
Никотиновая кислота (ниацин, витамин B3): авокадо, яйца, обогащенный хлеб и крупы, морская рыба (в частности тунец), нежирное мясо, бобовые, орехи, картофель, мясо домашней птицы.
Пантотеновая кислота: авокадо, брокколи, браунколь и другие «капустные» овощи, яйца, бобовые и чечевица, молоко, грибы, субпродукты, мясо домашней птицы, белый сладкий картофель, цельнозерновые злаки.
Тиамин (витамин B1): сухое молоко, яйца, обогащенный хлеб и мука, нежирное мясо, бобовые, в том числе горох, орехи и семечки, субпродукты, цельнозерновые.
Пиридоксин (одна из форм витамина B6): авокадо, бананы, бобовые, мясо, орехи, мясо домашней птицы, цельнозерновые (в ходе переработки теряется много этого витамина).
Vitamin B12: мясо, яйца, обогащенная пища, такая как соевое молоко, молоко и молочные продукты, субпродукты (печень и почки), мясо домашней птицы, моллюски.
Следует отметить, что витамин B12 лучше усваивается из источников животного происхождения, чем растительного.
Vitamin C (аскорбиновая кислота): брокколи, брюссельская капуста, обычная и цветная капуста, цитрусовые, картофель, шпинат, земляника, клубника, помидоры и томатный сок.
Избыток витаминов тоже вреден
Многие считают, что чем больше витаминов, тем лучше. Но на самом деле витамины в избыточных дозах ядовиты. Поэтому их употребление следует согласовывать с врачом. Существуют общие рекомендации по дневной норме витаминов, но, поскольку каждый человек индивидуален, лучше консультироваться со специалистом. Рекомендации носят общий характер, а дозировка витаминов для каждого человека зависит от множества факторов, в числе которых возраст, пол, беременность и общее состояние здоровья. И, разумеется, любая информация носит исключительно справочный характер и не более того.
Особую осторожность следует соблюдать с жирорастворимыми витаминами A, D, E и K, поскольку они хранятся в жировых клетках, фактически встраиваясь в организм и могут стать причиной вредных последствий.
Источник
Учебное занятие по химии «Витамины». 10-й класс
Класс: 10
Презентация к уроку
Цель.
- На основе межпредметных связей с биологией, опираясь на жизненный опыт учащихся, обобщить знания учащихся о витаминах, раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека.
- Развить понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Задачи.
- Образовательные: расширить представления учащихся об истории открытия витаминов. Обобщить имеющиеся знания о важнейших представителях витаминов. Показать значимость витаминов для здоровья человека.
- Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни, используя полученные на уроке знания о витаминах.
- Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, ИКТ-компетенции, прививать интерес к предмету, развивать творческую активность.
Методические задачи урока.
Основа урока – использование некоторых элементов кейс-технологии.
1. Учить школьников находить, обрабатывать, обобщать полученную информацию.
2. Развивать навыки использования компьютерных программ (Microsoft PowerPoint) для оформления результатов.
3. Развивать навыки исследовательской деятельности.
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, ноутбуки учащихся, презентация учителя и учащихся, коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота, рыбий жир, FeCl3— 1%, крахмальный клейстер, 5% р-р йода, раствор брома, этанол, р-р щелочи (NaOH).
Тип урока. Урок самостоятельного изучения и первичного закрепления полученных знаний
Поиск определений слова “витамины” в различных источниках информации – весь класс.
Подготовка сообщений по темам: “Витаминные препараты”, “Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи”, “Хранение продуктов” — 6учащихся.
Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс.
I. Организационный момент
— На нашем сегодняшнем занятии речь пойдёт об одной из важнейших и незаменимых сторон жизни человека – о здоровье. Чтобы быть здоровым, надо соблюдать много условий, но главное из них это правильное питание. Причём, на каждом этапе жизни оно должно быть различным.
— Скажите, что получает человек вместе с пищей?
— Верно, но кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма. Кто догадался, что это за особые вещества?
— Верно, ребята – это витамины. Даже в наше цивилизованное время можно почувствовать недостаток витаминов. Особенно весной и осенью наш организм быстро утомляется, снижается иммунитет. Слад 1
II. Актуализация знаний
— Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели?
— Верно, витамины. Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Может, кто-то догадался, что именно послужило источником витаминов для моряков? Если нет, то вы узнаете об этом в конце урока. Слад 2
1. Введение в понятие
— Итак, что же такое витамины? Какие определения вы нашли и в каких источниках?
Учащиеся зачитывают различные варианты определения понятия “витамины”.
— Обобщая всё вами сказанное, давайте запишем определение витаминов.
Работа в тетради
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Слайд 3
— Находясь в продуктах питания в незначительных количествах, они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме.
2. Краткая история открытия витаминов
— Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности? А привели множественные факты из жизни людей.
— У Джека Лондона есть замечательный рассказ, написанный им в 1911 году, “Ошибка господа бога”, в котором автор рисует яркую картину того, как от истощения, вызванного цингой, гибнут люди, несмотря на то, что у них имеется достаточный запас пищи. Прочтите отрывок из рассказа в учебнике.
Работа с учебником. Учащийся читает вслух отрывок на с.276.
— В этом маленьком отрывке из рассказа ясно показана причина заболевания. Какова она, на ваш взгляд?
– Да, верно – это отсутствие в консервированных продуктах веществ – витаминов.
— Кто был основателем открытия витаминов?
— Верно, начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.
В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показаал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Слайд 4
— Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, — соответственно—А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции. Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их и их производных сегодня известно около 80 видов.
— Чтобы узнать, почему знания об этих веществах очень важны для человека, вам предстоит на уроке поработать и заполнить таблицу.
Название витамина | Функции | Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза | Суточная потребность | Источники витамина для организма |
3. Роль витаминов для здоровья человека
— В начале урока мы говорили, что большое значение для здоровья человека имеют витамины. Почему?
— Дело в том, что для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы. Это часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом. Слад 5
4. Классификация витаминов, их свойства, значение и нахождение в продуктах
— Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов:
1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В, Н и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.
— Основным источником этого класса витаминов служат овощи и фрукты. Они содержат вместе с витаминами также и фитонциды, обладающие антисептическим и дезинфицирующим действием и эфирные масла, способствующие санации пищеварительной системы.
Витамин С (аскорбиновая кислота)
— Все витамины жизненно важны. Однако витамин С, аскорбиновая кислота, в ряду своих собратьев особый – это витамин над витаминами. Он единственный напрямую связан с белковым обменом. Аскорбиновая кислота – вещество, влияющее на активность ферментов.
Сообщение и презентация учащихся о витамине С
Демонстрационный опыт 1
— Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.)
Демонстрационный опыт 2 “Обнаружение витамина С в яблочном соке”
— Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.
— Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
Витамины группы В (В1-тиамин, В2-рибофлавин, В5-пантотеновая кислота, В6-пиридоксин, В9-фолиевая кислота, В12-цианкобаламин)
Сообщение и презентация учащихся о витаминах группы В
Витамин РР (ниацин)
Сообщение и презентация учащихся
Сообщение и презентация учащихся
— Отличительными особенностями этого класса является:
усваивание организмом только в присутствии жиров и желчи, так как растворяются в них;
способность накапливаться в организме при поступлении в него в больших количествах, что может привести к развитию гипервитаминозов;
наличие аналогов с близкой структурой и идентичным биологическим действием. Так, у витаминов А и К обнаружено по два аналога, у витамина Е – четыре, а у витамина D – десять
— Так как эти витамины нерастворимы в воде и экстрагируются органическими растворителями, их относят к липидам.
Витамин А (ретинол)
Сообщение и презентация учащихся
Демонстрационный опыт 3 “Определение витамина А в подсолнечном масле”
— В пробирку нальём 1 мл подсолнечного масла и добавим 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
— При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
Витамин Д (кальцифрол)
Сообщение и презентация учащихся
Демонстрационный опыт 4 “Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке”
— В пробирку с 1 мл рыбьего жира прильём 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.
Витамин Е (токоферол)
Сообщение и презентация учащегося
Витамин К (фитоменадион)
Сообщение и презентация учащегося
5. Витаминные препараты и правила их приема
— Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами (показ выставки) только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии? — Не смотря на то, что витаминные препараты не являются лекарствами, важно знать правила их приема. Слайд 11
Сообщение учащегося (ответ на вопрос 5 с.161)
6. Сохранность витаминов в пище
— А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?
— Мы уже заем, что в наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Ведь натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм — никогда не вызывают токсемии — отравления. Слайд 12
— Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.
Сообщение учащегося о кулинарной обработке (ответ на вопрос 4 с.161)
Наименее устойчивы витамины А, В1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С.
— А вот вам и рецепты некоторых, очень полезных по содержанию в них витаминов, салатов и напитков.
Сообщение учащегося. Рецепты приготовления. Печатный вариант раздаёт учащимся.
— Так как же сохранить овощи и фрукты с минимальной потерей витаминов в них?
Сообщение учащегося (ответ на вопрос 3 с.160)
— Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Кто догадался, что это за источник? А какого витамина? Подскажу, что это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао.
— В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа. Это… лимон!
— Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Ваши заполненные по ходу урока таблицы, вы сдадите. Я их проверю и поставлю отметки.
V. Первичный контроль
— А вот, что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.
Тест(отвечают при помощи табличек А, В, С, D). Слайд 14
- Витамин роста (А).
- Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
- Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
- Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
- Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
– Надеюсь, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!
— Поскольку отсутствие витаминов может вызвать что?
— Правильно – авитаминоз, обычно это случатся весною. Вот я и предлагаю вам узнать, на сколько вы здоровы.
Тест “Есть ли у меня авитаминоз?” Слайд 15
- Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
- Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
- Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
- Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
- Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
- Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
- Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
- Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
- Каждый день у вас на столе бывает зелень?
- Вы много времени проводите на свежем воздухе?
Интерпретация:
За каждый ответ “А” — 1 балл, за каждый ответ “Б” — 0 баллов
А – да Б — нет
- 0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
- 1–2 балла. Риск авитаминоза невысок.
- 3–5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
- 6–8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
- 9–10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни
VI. Домашнее задание
— Всем ребятам, у кого выявлен недостаток витаминов, я предлагаю, опираясь на материал сегодняшнего урока составить меню завтрака, в котором бы было наибольшее содержание витаминов.
— Остальным ребятам прочитать материал параграфа 22.
— На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья! Чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили вам правильно питаться, применяя витамины.
Литература
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2010.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С.. Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. М.: “Блик и К”, 2001.
- Материалы Интернет-сайтов для примерных сообщений по витаминам:
- www. nsportal. ru
- www. openclass. ru
- www. wikipedia. ru
Источник