Совсем скоро начнётся сезонный подъём заболеваемости гриппом. Наиболее уязвимыми для этого заболевания являются дети – ведь их иммунитет активно формируется и вынужден противостоять не только инфекциям, но и стрессу, который подстерегает растущий организм во всех периодах его социальной адаптации. Особенно в периоды активного роста или при адаптации в детском коллективе.
Обычно при лечении ОРЗ или гриппа родители снимают симптомы заболевания, а если эти симптомы регулярно возвращаются, вздыхают и ждут, когда малыш «перерастёт» детские болезни. А ведь выход простой – нужно укреплять защитную систему ребёнка, то есть детский иммунитет. Только около 10% людей имеют крепкий иммунитет от рождения, у остальных он зависит от условий и образа жизни.
Итак, что необходимо для формирования сильного иммунитета?
Положительный психологический микроклимат в семье. Не кричите на ребёнка. Научно доказано, что любое повышение голоса вызывает у малышей сильнейший стресс. А при стрессе ослабляется возможность организма бороться с вирусами. Вирусы часто прячутся внутри клетки и выжидают малейшего ослабления организма, чтобы вызвать болезнь.
Режим дня. Человеческая природа любит ритмы – определённое чередование сна и бодрствования, питания и прогулок. Если всё это проводится в одно и то же время, организм можно сравнить с машиной, работающей в экономичном режиме – меньше изнашивается и дольше работает. А все ритмы закладываются в самом раннем возрасте и остаются на всю жизнь. Поэтому ребенка важно с раннего детства приучать к режиму и четко его соблюдать и в будни, и в праздники. Соблюдение режима дня с обязательным дневным сном до 7 лет – залог здоровья. Ребенок не должен утром долго валяться в постели, вставать нужно не позднее 9 утра, а вечером отбой не должен быть позже 22 часов.
Правильное питание. Чтобы повысить сопротивляемость ребенка респираторным заболеваниям, надо давать ему продукты, богатые витамином А (каротином). Детям обязательно надо есть салат из сырой моркови со сметаной и тыквенное пюре со сливочным маслом, печеночные оладьи и яйца.
Витамины группы В нормализуют общий обмен веществ, благотворно сказываются на процессах кроветворения, что в конченом счете позволяет укрепить здоровье ребенка. Ими богаты молочные и мясные продукты, крупы, листовые и стручковые овощи, морепродукты.
Но особенно хорошо укрепляет иммунитет витамин С. В первую очередь, продукты, содержащие витамин С, это свежие овощи и фрукты. Готовить овощи и фрукты ребенку нужно с минимальной тепловой обработкой, чтобы не разрушить очень нестойкий витамин С. А если измельчать их свежими, то делать это непосредственно перед употреблением. Кормить ребенка овощами и фруктами надо понемногу, но регулярно.
Большое значение имеет не только то, что ест ребенок, но и сколько раз в день он это делает. Стандартная «взрослая» схема «завтрак-обед-ужин» категорически не подходит для детей. К этим – обязательным – приемам пищи должен прибавиться ланч, или второй завтрак и полдник. Даже если в детском саду или в школе ребенок обеспечен четырехразовым питанием, это не повод отпускать его из дома без «своего» сухого пайка (в конце концов, малышу может не понравится еда из общепита и он останется голодным). Положите ему с собой яблоко, банан, зерновые хлебцы, йогурт, кусочек шоколадки, несколько орешков и бутылку воды или сок (лучше не слишком сладкий).
Вместо воды раз в день давайте малышу отвар шиповника. Отвар шиповника пьют курсами по две недели с последующим перерывом на месяц. Давать его деткам можно с четырёхмесячного возраста.
И даже здесь есть нюанс: этот кладезь витамина С выводит калий из организма. Так что для максимальной пользы одновременно с шиповником желательно употреблять курагу, изюм, бананы – всё, в чём содержится калий и что позволяет возраст ребёнка.
Свежий воздух минимум два часа в день. Тут и воздушные ванны, и солнечные, насыщающие организм таким необходимым витамином D. Даже в пасмурную погоду можно принимать солнечные ванны – ультрафиолетовые лучи свободно проходят сквозь облака. Важно умение одевать ребенка по погоде – мамы и бабушки переживают, что малыш замерзнет и одевают его как капусту, при этом ребенок перегревается, потеет и, естественно, заболевает. Легкое замерзание простимулирует ребенка к деятельности и он согреется. А вот перегрев приведет к резкому снижению иммунитета. Одеваем ребенка «как себя», то есть столько же слоев одежды.
Закаливание. Закаливание водой – это отдельная большая тема, состоящая из нескольких процедур – обтирания, обливания, ванночек для ног, контрастного душа, а позже и сауны или русской бани. Но начинать нужно именно с обтираний – это подходит даже для самых маленьких.
Личная и коллективная гигиена. Ежедневно в доме нужно проводить влажную уборку, так как всухой комнате пыль находится в подвешенном состоянии – в зоне доступа к дыхательным путям. Если вы хоть раз рассмотрите немного пыли под микроскопом, вы просто ужаснётесь – споры плесени, частички человеческой кожи, останки насекомых, живые микроклещи. С раннего возраста надо вырабатывать у ребёнка навык мыть руки перед едой и после туалета.Для ребенка важна чистота и гигиен носа и горла, приучите ребенка с детства полоскать рот прохладной водой, промывать и чистить носик. Кроме того, важно создать в доме необходимый микроклимат, прохладный (20-22 градуса) и влажный (50-60% влажности) воздух способствуют нормализации дыхания и профилактике простуд.
Основа укрепления иммунитета – это немедикаментозные средства, их обычно очень лень выполнять, но вот они-то самые эффективные. Кроме того – все эти методы, за редким исключением, не имеют противопоказаний.
Ещё один действенный метод профилактики гриппа – прививка. В настоящее время проходит прививочная кампания против гриппа. Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» во главе с главным санитарным врачом Республики Алтай Л.В. Щучиновым призывают всех жителей региона привиться против гриппа..
Профилактика простудных заболеваний — многокомпонентный и продолжительный процесс, который гораздо легче и эффективнее осуществляется у людей, заботящихся о своем здоровье постоянно, а не только во время сезонных эпидемий гриппа. Рациональное питание, здоровый образ жизни, закаливание и занятие активными видами спорта повысят сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и предотвратят возникновение многих других проблем со здоровьем. Берегите здоровье!
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 721 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Тел.: +7 (38822) 6-43-84
Эл. почта:
Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04
Источник
Статья на тему: «Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ» статья (младшая группа) на тему
В данной статье говорится о сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ
Статья на тему: «Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ»
Автор: Лакомова И.П.
Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Они занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников в условиях реализации ФГОС.
В связи с этим перед педагогами образовательного учреждения остро встаёт проблема по реализации комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Особенно актуальна, на мой взгляд, она для воспитателей, работающих в группах детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду. Так как в это время на фоне психологического стресса происходит ослабление иммунной системы ребёнка, что приводит к резкому повышению заболеваемости и удлинению периода адаптации детей к ДОУ.
Учитывая особенности организации педагогического процесса в группе для детей раннего возраста и с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников, особенно в период адаптации к ДОУ, считаю необходимым создать условия для реализации двигательной активности детей. Для решения данной проблемы выделила два основных направления в своей работе:
1. Непосредственное взаимодействие с детьми;
2. Преобразование предметно-развивающего пространства группы.
Ведущими отечественными педагогами и психологами отмечается, что современный ребенок чаще всего находится в статическом положении. Причиной тому являются долгие просмотры мультфильмов, игра на компьютере. По этой же причине дети дошкольного возраста меньше находятся на свежем воздухе, что отрицательно сказывается на их здоровье. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением остро встал вопрос о максимальном увеличении времени детской подвижности в ДОУ.
Для решения поставленной задачи в своей работе использую:
1. Комплекс утренней гимнастики, продолжительностью 3-5 минут. Считаю, что только систематическое проведение утренней гимнастики способствует: тренировке крупных групп мышц, активизации обменных процессов, созданию благоприятных условий для питания всех клеток и тканей организма.
Для того чтобы физические упражнения не превращались для малыша в рутинную работу, организую утреннюю гимнастику в виде интересной, увлекательной игры. Чаще всего игровые комплексы утренней гимнастики сопровождаются весёлой детской музыкой, потешками, прибаутками.
Учитывая комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса, комплексы утренней гимнастики соответствуют теме недели, что позволяет повторить и закрепить с детьми изучаемый материал в непринуждённой игровой форме.
2. Занятия по физической культуре, продолжительностью 8-10 минут. В соответствии с требованиями ООП ДОУ, Программой развития ДОУ, Сан Пин организую занятия по физической культуре 3 раза в неделю, а также особое внимание уделяю двигательной активности детей на улице. Всю двигательную активность малышей, также планирую и организую в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Чтобы привлечь детей, разбудить интерес к занятиям физкультурой в работе часто использую сказочный сюжет, привлекаю кукол, изображающих сказочных и мультипликационных героев.
3. Комплекс пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время педагогами наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей в раннем возрасте, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Поэтому мы ввели в комплекс утренней гимнастики элементы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику мы выполняем сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Проводить их лучше эмоционально в игровой форме.
У детей дошкольного возраста необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Пальчиковая гимнастика должна быть разнообразной, эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.
4. Предметно-развивающая среда. Не маловажным является и предметно-развивающая среда, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста. С целью систематизации физкультурно-оздоровительной работы в группе создан спортивный уголок, где представлена наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей, картотека подвижных игр, картотека пальчиковых игр, картотека по утренней гимнастике, стихи о спорте. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: карусель, корзина для метания предметов, ворота, различные массажные дорожки, футбольные ворота, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, обручи, комплект разноцветных кеглей и шаров, массажные мешочки, флажки, погремушки, кубики, платочки, комочки разноцветные; природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время. Для организации подвижных игр в уголке размещены эмблемы и шапочки различных сказочных героев.
Таким образом, рациональное использование и гармоничное сочетание здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста способствует уменьшению заболеваемости дошкольников и уменьшению адаптационного периода в детском саду.