«Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей»
консультация на тему
Педагогом — психологом представленна консультация для родителей, которая поможет родителям сохранить и укрепить психологическое здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей»
Для начала давайте определим, что же такое Психологическое здоровье? Это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни : учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, учиться владеть собственным телом и собственным поведением, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я» .
Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования.
По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста. Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации.
В данной консультации мы поговорим о некоторых направлениях работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников.
Важная цель работы с педагогическим коллективом и родителями это формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых. Такая работа проводится через комплекс мероприятий по повышению психолого-педагогических грамотности родителей и педагогов по вопросам сохранения психологического здоровья.
Родители знают границы психоэмоциональных возможностей своих детей. Особенно они внимательны к малышам в возрасте от 1 до 3 лет. И стараются не допускать тех раздражителей, которые слишком сильны для ребенка и могут вызвать срыв высшей нервной деятельности, привести к развитию нервного заболевания. Но стоит ребенку пойти в детский сад, пройти адаптацию и родители перестают обращать внимание, на эмоциональное состояние своего ребенка, считая его уже достаточно взрослым, для того что бы он самостоятельно справляться с житейскими трудностями.
В большинстве все воспитательные воздействия в дошкольном учреждении направлены на то, чтобы вырабатывать у дошкольника сдержанность, умение «затормозить» свои желания, но в силу особенностей возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он страстно стремится познать окружающий мир, проявить самостоятельность, и нередко эти активные действия наталкиваются на строгий воспитательский и жесткий родительский запрет: «нельзя» , «не делай этого» , «не разговаривай» , «не ерзай» и т. д. Постоянные запреты обусловливают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того, создаются условия для столкновения этого процесса с возбуждением, с желанием что-то делать, двигаться, говорить и т. п. Если такие перегрузки и «сшибки» повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.
Возможность развития невроза у дошкольников явно возрастает, когда родительский запрет сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, рождающей не только конфликт между ребенком и родителями, но и грубую дезорганизацию детских мыслей и чувств, а иногда — полный срыв психоэмоциональной деятельности.
Одним из факторов, отрицательно влияющих на психологическое здоровье дошкольников выделяют: смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе; бесконтрольное использование Интернет-ресурсов; ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия) ; отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (игровой, Интернет-зависимости и других девиаций) .
Что же формирует психологическое здоровье?
1. Здоровый психологический климат в семье и дошкольном учреждении.
2. Обучение детей навыкам здорового поведения, формировать правила личной гигиены, соблюдение режима дня, применение различных процедур закаливания, полноценный сон, начало дня с ежедневной зарядки.
3. Не бояться и всесторонне помогать в решении трудных ситуаций
разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т. е. стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка (степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья).
4. Поддерживать положительный фон настроения и фиксацию на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования;
5. Выбор позитивного мышления – шаг к позитивным событиям!
Что могут делать родители и педагоги, чтобы формировать у ребёнка психологическое здоровье?
• обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку по принципу «я-окей, ты-окей») ;
• обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);
• формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка) ;
• уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.
Важный фактор становления у детей психологического здоровья — наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.
1. Благополучные отношения родителей и детей — это отношения любви и свободы. Помните, что лучше прочитанная книга чем бесцельный просмотр телевизора или игра в планшет.
2. Любите своего ребенка – он ваш! Уважайте членов своей семьи — они попутчики на вашем пути.
3. Обнимайте своего ребенка не менее 8 раз за день.
4. Не бывает плохих детей – бывают плохие поступки. Личный пример лучше всякой морали. Положительное отношение к себе основа для психологического выживания.
5. Лучший вид отдыха : прогулка с семьей на свежем воздухе, а
6. Лучшее развлечение ребенка это совместная игра с родителями.
Наполните ребенка любовью, сделайте его счастливым — это лучшее лекарство от страхов, неуверенности в себе, агрессивности и других психологических проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье».
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей было и остаётся одним из приоритетных направлений в работе педагога-психолога дошкольного учреждения. И первым этапом, который закладывает основ.
Состояние здоровья наших детей – важный показатель благополучия нашего государства и нашего общества. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников требует от .
Как выглядит психологически здоровый ребенок? Такой ребенок находится в состоянии внутреннего благополучия. Он уверен в себе, ему легко общается со сверстниками и взрослыми, он правильно излагает свои.
Такой ребенок находится в состоянии внутреннего благополучия. Он уверен в себе, ему легко общается со сверстниками и взрослыми, он правильно излагает свои мысли и в любую минуту может обратиться за по.
Источник
«Как укрепить психическое и физическое здоровье ребенка в условиях семьи»
консультация на тему
Зязева Ксения Владимировна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ukrepit_psihicheskoe_i_fizicheskoe_zdorove_rebenka_v_usloviyah_semi.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Как укрепить психическое и физическое здоровье ребенка в условиях семьи
Первостепенное значение в воспитании и развитии детей в детском саду имеют: забота о физическом и психическом здоровье и эмоциональном благополучии ребенка. Основным условием сохранения психического здоровья, является спокойная и доброжелательная обстановка в группе, создаваемая благодаря постоянному присутствию воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям каждого ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Именно в нем, в психологическом здоровье заложен глубокий смысл успешной жизни вашего ребенка на всех ее этапах. Психическое здоровье не означает свободу от тревоги, страха, вины, подавленности, агрессии и других отрицательных эмоций. Психическое здоровье — это способность их преодолевать. Психически здоровый – это прежде всего жизнерадостный, веселый, смышленый и общительный ребенок. И каждому из нас хочется, чтобы в будущем он вырос самостоятельным, активным, успешным, уверенным в себе человеком.А основы этих качеств формируются в раннем детстве.
Угрозы сохранению психического здоровья ребенка:
1. Дисгармония семейных отношений. Не полные семьи, конфликтные ситуации между родителями, невнимание к ребенку. Все это провоцирует повышенную тревожность, различные детские страхи.
2.Издержки воспитания. Здесь уместно выделить два противоположных фактора.
« Ребенок – кумир семьи». Все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший.
Что происходит впоследствии: ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.
« Как все». У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение, к сожалению, отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером или в выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших. Подобное отношения приводят к неуверенности в своих силах, низкой самооценке, подавленности или агрессии и др. неблагоприятным проявлениям. А развивается ребенок только через общение со значимыми взрослыми.
Что-же еще несет угрозу психическому здоровью дошкольников в семье?
Основные источники получения первой жизненной «мудрости» — это общение с родителями, чтение детской литературы, развивающие игры и прогулки, творческая деятельность, наблюдение за поведением взрослых, а сегодня еще и мультфильмы. Современные дошкольники явное предпочтение отдают просмотру мультфильмов. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка. Исследования показывают, что чрезмерное увлечение детей компьютерными играми и просмотром м/ф приводят к серьезным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи, мелкой моторики. Настоящим спасением от обилия экранного времени является детский сад. Сюжеты отечественных мультфильмов были добрыми и гуманными, содержание — понятным ребенку, его легко можно было перенести в сюжет детских игр, а герои могли стать достойными для подражания. Сюжеты же большинства современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих взрослых, что их невозможно отобразить в игре. А ребенок развивается только в игре. Современные мультгерои несут в себе отрицательные черты характера и поведения(агрессия, жестокость, отсутствие жалости и сострадания) и дети копируют их.
Чтобы снизить вероятность негативного влияния мультипликационной продукции психическое здоровье ребенка необходимо соблюдать несколько простых правил:
* Выбирайте для просмотра проверенные, добрые, содержательные и поучительные мультфильмы.
* Когда ребенок смотрит мультфильм, качественные характеристики которого вам не известны – присоединитесь к нему, комментируйте, реагируйте и обсуждайте.
* Следите за тем, чтобы ребенок не проводил перед телевизором слишком много времени, в вашем возрасте не более часа.
Чтение ребенку перед сном еще никто не отменял. Психологи советуют читать на ночь вплоть до подросткового возраста, даже если ребенок уже умеет читать.
Несколько слов о планшетах и компьютерах.
Вы никуда не денетесь от планшетов и компьютеров, это среда, в которой дети растут. При хорошем контроле и грамотном развитии компьютерная индустрия — это одно из направлений приобретения ребенком знаний и навыков. Сам по себе компьютер или планшет ничего не значат, важно то, как его ребенок использует. Наверное, надо посмотреть, что он с ним делает, и включиться в совместный процесс. Ограничение по времени, приобретать развивающие игры, сертифицированные. Здесь идет речь о режиме и дисциплине. Компьютерная игра конкурирует с культурным запасом и навыками родителя, и родитель проигрывает. Ну так не проигрывайте! Развивайтесь. Не компьютер виноват. Компьютер не обладает эмоциями, он вызывает эмоции у ребенка. Но вы тоже можете вызывать эмоции у ребенка. Благодаря расположенным к нему людям, ребенок может и хочет воспринимать то, что ему говорят. Но если общение сводится к крику или приказам, ребенок закрывается от всего, что ему транслируют. Заинтересуйте ребенка, предложите ему вместо компьютера что-то другое.
Пара слов об игрушках.
Выбирая игрушку ребенку, важно учитывать не только привлекательный внешний вид и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект, ее значение для развития ребенка.
Речь идет о тех образах, которые создаются в современном обществе и оказывают негативное влияние на формирование здоровой личности ребенка. Наличие на рынке игрушек техногенных образов (игрушки-трансформеры, монстры и т.д.), с непропорциональными формами тела – приводят к разрушению целостности психики ребенка, очень чувствительной в отличие от психики взрослого человека, к дисгармоничности. Как правило, дети просят родителей купить именно те игрушки, которые повторяют героев мультиков, которые дети видят по ТВ, или играют в компьютерных играх.
Вредными считают психологи и те игрушки, которые окрашены в черный и ярко-красный цвета.
Возраст 4 — 5 лет идеален для самых разнообразных конструкторов и мозаик. Они прекрасно развивают логическое мышление и фантазию ребёнка. У детей этого возраста появляется сюжетная игра. Для девочек это, прежде всего, игры с обычными меховыми зверюшками и куклами, игры, способствующие формированию навыков: «дочки-матери», «школа», «больница», и т.д.Для мальчиков — машинки и конструкторы, когда они что-то строят совместно. Принципиальным является то, что ребёнок обычно идентифицирует себя с той игрушкой, в которую играет. Постепенно ребёнок формирует у себя те качества, которые присуще его игрушке. Он начинает смотреть на мир её глазами, проявляя в поведении раздражительность, агрессивность, несдержанность, если это присуще персонажу. На самом деле, ребёнку требуется не так много игрушек, как может показаться. Малыш может быть счастлив и с самым минимальным количеством игрушек, если они подобраны правильно, соответствуют его возрасту и интересам. Помните, что ребёнок — существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая защищенность ребенка — условия психического и физического здоровья ребенка. Под словосочетанием “психологический комфорт, психологическая защищенность” в науке понимается сл.
Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро.
Что включает в себя понятие психического здоровья?Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, .
Что влияет на здоровье ребенка? Образ жизни семьи, полезные и вредные привычки, уровень физической активности, соотношение нагрузок и отдыха, качество питания.Сегодня важно взрослым формировать и подд.
Ккак сохранить здоровье ребенка в период адаптации.
Выступление на педсоветеУсловия психического и физического здоровья ребенка в детском саду.
Источник