Меню

Как учитывать индивидуальные особенности здоровья ребенка

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ В РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
статья на тему

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Скачать:

Вложение Размер
statya_15.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Понятие «физическая культура» объединяет все, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека. Педагог и педиатр Е.А. АРКИН в книге «Дошкольный возраст» подчеркивает, что физкультура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укреплении здоровья. Он считает, что физкультура в дошкольном возрасте есть «…культура чувств, внимания, воли, красоты, культура всего характера».

Дошкольный возраст — время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе c тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физкультуры. Движения необходим ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Движения — фундамент развития ребенка. На этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:

— физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия)

— активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы)

— самостоятельная двигательная деятельность

-домашние задания по физкультуре

— индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии)

Каждый из форм физического воспитания имеет свое специфическое назначение:

  • Обучающее (занятия по физкультуре)
  • Организационное (утренняя гимнастика)
  • Стимулирование умственной работоспособности -физкультминутки)
  • Активный отдых
  • Коррекция физического и двигательного развития
  • Создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам (секционно-кружковая работа)

Главный оздоравливающий фактор — двигательный режим, удовлетворяющий естественную потребность организма детей в движении. Дошкольники, ведущие активный образ жизни, чаще обладают хорошей физической подготовкой, высокой умственной работоспособностью. Показатели, характеризующие функциональное состояние нервной системы и органов дыхания, иммунную реактивность, у таких детей также достаточно высоки.

Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, эмоционального подъема от овладения двигательными действиями, раскованности и свободы движений при их выполнении. Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, благодаря которым формируются волевые качества:

— смелость — в действиях, требующих преодоление страха

— решительность – в ситуациях, где требуется действовать немедленно вслед за принятым решением

— самообладание — умение владеть собой и многое другое

В процессе физического воспитания дошкольника необходимо создать такие условия для развития, в которых его возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход. Индивидуальная работа с детьми, а также с подгруппами из двух-трех человек направлена на формирование двигательных умений и навыков, активизацию малоподвижных детей. Улучшение физического развития ослабленных детей.

Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников учитывает разные стороны его развития и включает в себя комплекс методов и приемов работы, направленных на установление взаимосвязи между содержанием двигательных заданий и индивидуальными особенностями детей.

Дети делятся на группы по разным показателям:

— состояние здоровья, т.е. уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность.

— уровень физической подготовки, под которым понимается характер освоенных навыков ОВД, состояние физических качеств

— двигательной активности – объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

Воспитателю необходимо хорошо знать состояние здоровья, особенности физического развития, подготовленности каждого ребенка, характер поведения и деятельности, интересы, эмоциональные проявления и друге индивидуальные показатели.

Существенная сторона индивидуальной работы — содействие развитию проявленных ребенком способностей в движениях, поддержание его творческой активности.

Индивидуальная работа направлена на дополнительное обучение детей, отстающих в усвоении программного материала, активизацию малоподвижных и улучшению физической подготовки ослабленных дошкольников. Индивидуальные занятия и работы организуются во всех возрастных группах на общих дидактических принципах и проводится в течении всего дня, в часы прогулок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика на конечном этапе (перед школой) обеспечит определение «готовности» к школьному обучению и выбор оптимальной стратегии и тактики обучения (программы образования). Комплексная диагностика .

«Дошкольный возраст — время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе c тем это благоприятный перио.

Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС ДО.

Познокомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой с детьми в соответствии ФГОС.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь — это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка.

системно-деятельностный подход в планировании по патриотическому воспитанию.

Источник

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образоваельной работе
консультация по теме

Консультация для педагогов. Памятка для педагогов «Психологические особенности детей дошкольного возраста». Памятка для педагогов «Психологические особенности типов темперамента».

Скачать:

Вложение Размер
uchet_individualnykh_i_vozrastnykh_osobennostey_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_vospitatelno-obrazovaelnoy_rabote.doc 102 КБ

Предварительный просмотр:

«УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТEЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.

От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности (а потребности ребенка в каждом возрасте разные).

Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период со своим неповторимым содержанием — особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой — позже.

Начальные возрастные периоды образуют детство — целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности.

Детское развитие — сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.

Развитие (по Л.С. Выгодскому) — это появление нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, то есть качествами и свойствами, которых не было раньше в готовом виде.

Подробная структура психологического возраста представлена в таблице 1. «Психологические особенности детей дошкольного возраста».

Таблица 1 «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

Потребность в любви

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка

Потребность в общении; познавательная активность

Потребность в общении; творческая активность

Потребность в общении

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствительность к дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Индивидуально, у большинства низкая

предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность

Воображение, словесно-логическое мышление

Предметно-манипулятивная, игра «рядом»

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

Внеситуативно — деловое + внеситуативно — личностное

Отношения со взрослыми

Источник защиты, ласки и помощи

Взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Взрослый – источник информации

Источник информации, собеседник

Источник эмоциональной поддержки

Отношения со сверстниками

Интересен как партнер по сюжетной игре

Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении

Собеседник, партнер по деятельности

Со взрослыми («Я сам»)

Со взрослыми как продолжение («Я сам»)

К 7-ми годам — кризис, смена социальной роли

Сильной модальности, резкие переходы

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

Более ровный, старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости

Преобладание ровного оптимистического настроения

Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания

Манипулирование предметами, их разбирание

Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками

Непосредственно окружающие предметы, их внутренне устройство

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Произвольность познавательных процессов

Восприятие, внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре

Развитие целенаправленного запоминания

Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Начинает фантазировать; доизобразительное рисование (каракули)

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Репродуктивное; появление элементов творческого воображения

Развитие творческого воображения

Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи)

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов

Знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Объем внимания 2 – 3 предмета

Быстро переключается с одной деятельности на другую.

Удерживает внимание 5 – 10 мин.

Объем внимания 3 – 4 предмета

Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10 – 15 мин.

Объем внимания 4 – 5 предметов

Начало формирования произвольного внимания.

Удерживает внимание 15 — 20 мин.

Объем внимания 8 — 10 предметов

Интенсивное развитие произвольного внимания. Удерживает внимание 20 — 25 мин.

Объем внимания 10 — 12 предметов

Объем памяти 2 – 3 предмета из 5

Эмоционально окрашенная информация. Преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная.

Объем памяти 3 – 4 предмета из 5

Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4 – 5 предмета из 5, 2 – 3 действия

Развитие целенаправленного запоминания.

Объем памяти 5 — 7 предметов из 10, 3-4 действия

Интенсивное развитие долговременной памяти.

Объем памяти 6 — 8 предметов из 10, 4 — 5 действий

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (переход от действий с предметами к действиям с образами)

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления

Словосочетаниями, понимает глаголы

Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

Формирование планирующей функции речи

Развитие внутренней речи

Разнообразие развивающей среды

Разнообразие окружающей среды и партнерские отношения со взрослыми

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

1.Возникновение речи и наглядно-действенного мышления.

2.Развитие нового отношения к предмету, имеющему назначение и способ употребления.

3.Зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка.

Самопознание, усвоение первичных нравственных норм

1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

3.Появление элементов сюжетно-ролевой игры.

1.Предвосхищение результата деятельности.

2.Активная планирующая функция речи.

3.Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

4. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

1.Внутренний план действий.

2.Произвольность всех психических процессов.

3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.

4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

5.Возникновение первой целостной картины мира.

6.Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.

Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов являются кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Индивидуальный подход — важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

— знание и понимание детей;
— любовь к детям;
— основательный теоретический баланс;
— способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Каждому присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Целью воспитания является воспитание всесторонней, гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному.

А индивидуальный подход обеспечивает это личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка. Без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.

Темперамент – это врожденное качество, и изменить его невозможно.

Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.

При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у сангвиника — распыленность интересов; у холерика — несдержанности, резкости; у флегматика — вялости, безучастности к окружающему; у меланхолика — замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

Подробные характеристики типов темперамента детей представлены в таблице 2 «Психологические особенности типов темперамента».

Таблица 2 «Психологические особенности типов темперамента»

Источник

Читайте также:  Осень как укрепить здоровье детей осенью
Adblock
detector