Меню

Как ты можешь помочь детям с ограниченными возможностями здоровья

Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Материал содержит информацию о методах и приемах работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
publikatsiya.docx 22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональному стандарту педагога одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) — что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности, имеет особые потребности.

Согласно С.В. Алехиной, обучающиеся с особыми образовательными потребностями — это обучающиеся, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

При работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, крайне важно выбрать стратегию эффективного взаимодействия, которая бы положительно влияла и на учебный процесс, и на развитие учащихся. На сегодняшний день вопрос о разработке и выборе наиболее эффективных технологий и методов обучения детей с ОВЗ активно обсуждается. Особые образовательные потребности определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Так, существует ряд относительно универсальных технологий и приемов, специфика применения которых зависит от характера нарушений у учащихся. Необходимо искать такие формы и средства работы, чтобы урок, в конечном итоге, приносил внутреннее удовлетворение всем участникам образовательных отношений, а для развития познавательной деятельности использовать непривычные задания и подходы, развивающие все мыслительные процессы. Необходимо было возбудить интерес к предмету, включать задания, носящие игровой характер, придумывать формы работы , позволяющие ребенку поверить в свои силы.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

— словесные (рассказ, беседа);

— наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

— репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога;

Методы стимулирования и мотивации деятельности.

— психологический настрой, побуждения к обучению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

— методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Так как дети с ОВЗ все разные, то задачей учителя является отбор содержания к каждому занятию. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ — объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению используется метод стимулирования и мотивации деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз.

Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!

Важное значение приобретает создание на уроке специальных ситуаций, способствующих достижению детей даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Методы и приемы создания ситуации успеха.

  • Доступность понимания изучаемого материала.
  • Доступное объяснение материала.
  • Обязательное использование наглядности.
  • Личностно- ориентированный подход.
  • Поощрение за любые достижения.
  • Создание благоприятной среды.
  • Словесная поддержка.
  • Установка на позитивное решение проблемы .

Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

Активные методы и приёмы обучения.

  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий .

Ребенок может показывать карточку в соответствии со своим настроением в начале и в конце занятия (можно использовать карточки-смайлики, картинки с улыбкой, грустным выражением лица, цветовые карточки, карточки с буквами и цифрами и т.д.).

  • Задания на развитие психических процессов.

Использование на уроке различных игр, включение заданий на развитие психических процессов.

  • Задания на развитие мелкой моторики:

— штриховка, конструирование и аппликация, раскрашивание, рисование на листе бумаги.

— игры типа «Бусы» (для данной игры могут использоваться различные материалы: бусины, макаронные изделия, пуговицы и др.);

— игры с крупой (ребенок перебирает различные крупы в мешочке и определяет, что за крупа там находится, рисование на подносе с крупой);

— перекладывание бисера или бусин разного размера из одной тары в другую (можно на скорость, на время или без времени).

  • Здоровьесберегающие технологии:
  • пальчиковая гимнастика,
  • дыхательная гимнастика,
  • зрительная гимнастика,
  • физкультминутки и динамические паузы.
  • Использование информационных технологий.

Использование презентаций и фрагментов презентаций на уроке, позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый материал, фотографии, тексты, видео, можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение, анимацию.

  • Использование картинного материала.

Используется для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

  • Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач с разных сторон: формирование положительной учебной мотивации, повышение познавательной активности обучающихся, активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс, развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной Кинестетики) в учебно — воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко.

Из опыта работы.

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д.

Данная статья раскрывает эффективные подхлды к детям с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей.

Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Источник

Чем мы можем помочь людям с ограниченными возможностями

В книге Ларисы Райт «Плач льва» есть такие строки: «Судить об обществе следует по его отношению к инвалидам. Социум, которому нужны только здоровые люди, — это больной социум… Закрыть глаза и махнуть рукой гораздо легче, чем совершить полезное».

На мой взгляд, наше общество нельзя назвать абсолютно здоровым. По отношению к людям с ограниченными возможностями мы часто ведём себя равнодушно и жестоко. Многим удобнее не замечать их существования, нежели впустить их в свой «благополучный» мир.

Разве так должен поступать настоящий христианин?

Я призываю не перекладывать ответственность на государство и благотворительные организации, а спросить себя: что я могу сделать для того, чтобы людям с ограниченными возможностями комфортно жилось в нашем обществе?

Я считаю, наша главная задача — дать таким людям возможность найти свое место в жизни, развить свои таланты, стать полноценными членами общества.

Первое, что мы должны сделать: принять их такими, какие они есть. Помните, каждый человек создан по образу Божьему. Отвергая , мы отвергаем Бога в нем.

Но принять, не значит — сделать одолжение, проявить снисхождение. Никому не нужна наша жалость, но необходима поддержка, дружба и доброе человеческое общение.

Хочу сказать о важности развивающих мероприятий для людей с ограниченными возможностями. Сейчас существует много занятий и профессий, которые могли бы сделать жизнь человека с инвалидностью более полной и счастливой. Если у вас есть возможность рассказать об этом, поделиться опытом и знаниями, сделайте это. Возможно, для это станет первым шагом на пути к раскрытию своих способностей и талантов.

И конечно, в наших силах вырастить следующее поколение гуманным и великодушным. Нужно с раннего детства прививать детям уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями. Даже не прививать — развивать. Ведь у ребенка еще нет той брезгливости, которая свойственны взрослым. И никогда не появится, если родитель своим примером будет являть милосердие, жертвенность, любовь к ближнему.

Мы не должны бояться поднимать в обществе тему инвалидности. Инвалидность — это не стыдное и табуированное, это реальная ситуация, в которой оказываются миллионы людей. И только если мы не будем замалчивать проблемы, связанные с этой областью, и прятать глаза, мы сможем изменить.

Источник

Помощь детям с ограниченными возможностями: пожертвования, адаптация и социализация

Дети — это будущее, но не у всех мальчиков и девочек есть нормальное настоящее, чтобы с верой смотреть вперед. Жизнь ребят с ограниченным возможностями — постоянное разрешение проблем. Обычное общение со сверстниками, учеба, посещение дополнительных занятий, кружков и других мероприятий остаются в мечтах из-за непреодолимых преград. Задача каждого благотворительного фонда состоит в помощи детям с ограниченными возможностями, привлечении инвесторов и волонтеров. Узнать подробнее о поддержке таких ребят можно на сайте https://pomoschdetyam.ru.

Ограничены, но по-разному: с какими отклонениями живут дети

Физические или психические дефекты классифицируют на врожденные (наследственные) и приобретенные. Ребенок может родиться нормальным, здоровым и полноценным, но из-за травмы получить инвалидность. Выделяют категории детей с нарушениями:

  • слуха и зрения;
  • интеллектуального развития;
  • функционирования опорно-двигательного аппарата;
  • поведения и общения;
  • речи (в тяжелой форме).

Нередко мальчики и девочки страдают от комплексного нарушения развития. Чем сильнее выражена патология, тем труднее ребятам общаться, воспринимать мир позитивно, учиться, самостоятельно обслуживать себя. От некоторых детей отказываются родители, но это не повод для предательства со стороны общественности.

Как помочь детям с ОВЗ

Паллиативная помощь, приобретение медикаментов, специализированного оборудования, помощь с переездом — ребятам нужна любая поддержка. Благотворительные фонды нередко ориентируются на адаптацию детей в современном обществе, их социализацию, развитие творческих способностей и полезных навыков. С этой целью проводятся:

  • интересные встречи со сверстниками, волонтерами;
  • мастера-классы;
  • творческие вечера.

Важно, чтобы мальчики и девочки с ОВЗ активно участвовали в общественной жизни, преодолевали трудности с помощью благотворителей. Особая ценность заключается в адресной поддержке, когда на https://pomoschdetyam.ru/pomos-detam-s-ogranicennymi-vozmoznostami открывается целевой сбор для закупки дорогостоящего препарата на весь курс лечения, прохождения реабилитации, приобретения медтехники, инвалидных кресел и другого оборудования, найма сиделок. Финансовая, физическая, моральная поддержка дают детям шанс на улучшение качества жизни с их заболеваниями и отклонениями.

Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.

Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Чувство изоляции: как осчастливить особенных детей

К Международному дню защиты детей, который отмечается 1 июня, «Известия» собрали несколько семейных историй о том, как может измениться жизнь, если заручиться поддержкой и пониманием окружающих. Мамы особенных детей рассказали о сложностях воспитания и реабилитации, а также о препятствиях, которые приходится преодолевать, чтобы не оказаться в изоляции.

Стараться приспособиться

Алена Чернышева:

— Моему ребенку 10 лет, у него атипичный аутизм. Я вставала на очередь в семь садов вокруг дома, все заведующие сказали, что они в общем-то не против, но, когда подошел срок, они же заявили, что моему ребенку в них не место, так как там много детей, программа сложная, бабушку для помощи ребенку они не пустят, а тьютора у них нет. Поэтому мы пошли в коррекционный сад, куда с трудом смогли устроиться из-за большой очереди.

Сейчас ребенок ходит в коррекционную школу, и прежде всего трудности связаны с тем, что на дорогу до нее мы тратим 40 минут. Обычно транспорт свободен, но бывает и загружен, и тогда ребенку, конечно, некомфортно. Кто-то громко говорит по телефону, кто-то ругается, а при аутизме громкие звуки вызывают раздражение. Но мы стараемся искать свободный транспорт или, если все совсем плохо, добираемся на такси.

В школе он учится индивидуально с учителем. В принципе, в классе их никто не отвлекает, но он все равно опасается некоторых ситуаций — например, если сталкивается в коридоре со старшеклассниками, которые быстро двигаются.

Он не мог учиться, пока в школе была Масленица: мимо класса все время ходили школьники, из-за чего он тревожился. Также он тяжело воспринимает изменения: например, учительница начала с ним заниматься в сентябре по два часа с расчетом на постепенное увеличение нагрузки, но не тут-то было. У него есть какой-то встроенный хронометр, то есть два часа прошло, и он встает, собирается и уходит, несмотря на то что вокруг него нет часов. Но мы это преодолеваем, проговаривая заранее правила, например с начала каникул, что: «Леша, теперь у тебя занятия не два часа, а два с половиной».

Самая большая сложность — это адаптация учебных пособий. Сын не разговаривает, не пользуется устной речью, а вся программа рассчитана на устный ответ. Все задания, которые он получает, должны быть трансформированы в тест или бланк ответа, где нужно что-то вписать, обвести, подчеркнуть. Это не значит, что они упрощены, но должна быть другая подача.

Не все идеально, но развивается, на мой взгляд, ребенок в хорошую сторону. Не знаю, что будет на средней ступени образования, но мы приспособимся. Главный совет мамам, столкнувшимся с теми же трудностями, — верить в ребенка и не слушать советы «не мучить ребенка и оставить его дома». Это не лечение, оставаться дома — это путь в никуда. Нужно идти вперед и стараться приспосабливаться.

В детский сад — через суд

Анастасия Седова:

О диагнозе дочери — ДЦП — стало известно, когда ей было около шести месяцев. Когда узнали о ДЦП, начали усиленно ее лечить, пробовали разные методы, и где-то к трем годам ребенок более или менее сформировался, но она не могла сама себя обслуживать, разговаривать, ходить. Между тем пришло время идти в детский сад и психолого-медико-педагогическая комиссия с этим согласилась, потому что ребенок с сохранным интеллектом. Но в детский сад нас не взяли: сказали, что таких детей в сады не берут и, в принципе, им там делать нечего. Мы решили добиться право на сад в суде. В итоге ребенка туда взяли, а также оформили для нее няню от государства. Однако теперь встала новая проблема — устроить дочку в школу.

Сейчас ей восемь лет, мы собираемся в школу, но туда нас тоже не берут, потому что ребенок не может сам себя обслуживать. Мы решили пойти по стопам детского сада — опять же через суд, потому что других вариантов у нас, в принципе, нет. Запирать дома вполне социального ребенка с сохранным интеллектом, который может находиться среди других детей, — мы на это не готовы. Сейчас мы ждем приказа, чтобы ее зачислили в школу, потом опять напишем письма, что нам рекомендовано комиссией ПМПК ходить в общий класс в сопровождении няни. Они, как обычно, напишут, что в таких школах няни не предусмотрены и ставки не выделены (это стандартная схема действий). Просто не все родители готовы пройти столько нервотрепки, чтобы их ребенок посещал такие учреждения.

Необходимо отстаивать своего ребенка и добиваться того, чтобы он был в обществе. С трудом можно представить, как будет жить ребенок в будущем, находиться в социуме, если сейчас он будет постоянно находиться в четырех стенах.

Учиться помогать

Галина Атавалиева:

Первые признаки аутизма у нашей Вики проявились в 2 года, до этого она развивалась, как все дети. Но в 1,5 года она начала замыкаться в себе. Это началось зимой, а к концу весны она уже перестала откликаться на имя, смотреть в глаза, и у нее стали появляться вспышки гнева, если я пыталась внедриться в ее личное пространство — почитать книжку или поиграть с ней.

В садик она ходила обычный, с детьми особо не общалась. Я пришла в центр для детей с особенностями развития (это государственное учреждение «Доброта» у нас в Калуге). С ней начали заниматься специалисты, и тогда я поняла, что есть и другие такие дети.

Результаты от занятий начали проявляться только через два года. В то же время мы продолжили ходить в наш садик, заведующая нас поддержала и сказала, что отказываться мы от вас не будем, потому что ребятам тоже полезно видеть слабого ребенка и уже сейчас в четыре года учиться ему помогать.

Источник

Читайте также:  Факторы репродуктивного здоровья обж
Adblock
detector