Здоровье и спорт
Влияние спорта на здоровье человека, или какой спорт выбрать
Современный мир подстраивается под нужды и желания человека так, чтобы жить было максимально комфортно. К нашим услугам общественный транспорт и личные автомобили, компьютеры и смартфоны, мощная бытовая техника и прочие вещи – словом все, что приводит к снижению физической активности.
А это чревато множеством серьезных проблем:
- хрупкие кости и частые переломы;
- сниженное кровообращение костной ткани;
- слабые и дряблые мышцы;
- высокое содержание жира в организме;
- проблемы с сердцем и дыхательной системой;
- различные хронические заболевания и т.д.
Вот почему в этом круговороте событий нельзя забывать о своем здоровье. Самым простым решением станет ежедневная разминка и физкультура – всего несколько упражнений позволяет укрепить мышцы и наполнить их силой.
Как спорт влияет на здоровье человека
Если говорить о конкретных аспектах влияния спорта на здоровье человека, стоит выделить следующие моменты:
- Позволяет избавиться от лишних килограмм и поддерживать нормальный вес тела. Регулярные тренировки усиливают метаболические процессы, способствуют наращиванию мышечной ткани, сжигают сотни калорий и т.д. При этом выбор активности зависит от телосложения человека. В среднем же врачи рекомендуют интенсивно заниматься 2,5-5 часов в неделю.
- Укрепляет сердечнососудистую систему. Физические нагрузки неразрывно связаны с состоянием сердечной мышцы и кровеносных сосудов. Они снижают риск инсультов, инфарктов и ишемических заболеваний на 50%. А ведь согласно медицинской статистике, именно эти болезни приводят к гибели 40% людей.
- Снижает риск развития онкологических заболеваний. Речь идет в первую очередь о раке толстой кишки, а также рака легких и груди.
Также полезен спорт для укрепления здоровья в целом. Он:
- укрепляет мышцы и обеспечивает свободный доступ кислорода;
- повышает уровень выносливости и воспитывает характер;
- является профилактической мерой против остеохондроза;
- препятствует образованию артроза, грыжи и остеопороза;
- успокаивает нервную систему, снимает напряжение и стресс;
- улучшает скорость реакции и ловкость;
- повышает показатели мозговой деятельности;
- развивает боковое зрение;
- помогает бороться с депрессией и депрессивными состояниями;
- увеличивает количество эритроцитов и лимфоцитов (особенно важно при анемии);
- укрепляем иммунитет.
На самом деле, спорт необходим для здоровья даже беременных женщин. Он насыщает организм кислородом, так что малыш получает все питательные элементы. При этом не обязательно бегать или прыгать – достаточно регулярно делать зарядку, заняться гимнастикой на фитболе или пойти на йогу.
Влияние спорта на организм ребенка
Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения детей и спортивных упражнений. В юном возрасте физическая активность необходима не только для развития тела, но и для психоэмоциональной разрядки малыша. В противном случае, ребенок становится раздражительным и непослушным, теряет мотивацию учиться, начинает спорить со старшими и просто просиживает дни перед монитором компьютера.
Интересно! Согласно медицинской статистике, почти 70% часто болеющих школьников составляют дети, которые ведут малоподвижный образ жизни и пропускают занятия по физкультуре.
Что уж говорить о здоровье детей, организм которых подвергается различным заболеваниям (в том числе, сердечнососудистым недугам и патологиям костной системы).
Случаи негативного влияния спорта на здоровье человека
О пользе спорта знают и говорят практически все. Однако и здесь есть «подводные камни», которые нужно учитывать во время тренировок. Так, очень важно правильно подобрать вид физической активности, рассчитать длительность занятий и их интенсивность. В противном случае не исключен риск различных заболеваний, от которых страдают профессиональные спортсмены.
Главное правило – спорт должен приносить удовольствие. Если вам не нравится бег, не стоит себя заставлять каждый вечер выходить на пробежку. Попробуйте поиграть в теннис или возьмите напрокат велосипед. Только так вы сможете полюбить физическую активность и сможете внедрить ее в свою жизнь на постоянной основе.
Важно! Если у вас есть хронические заболевания, обязательно пройдите обследование и проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.
Ну и, конечно, не забывайте о правилах безопасности. Это в первую очередь касается бега, езды на велосипеде, плаванья, легкой и тяжелой атлетики.
Выбор подходящего вида спорта
В 1994 году австралийские и европейские ученые начали работу над исследованием взаимосвязи между различными видами спорта и их влиянием на человеческий организм. В 2008 году были опубликованы результаты, которые могут помочь и вам сделать правильный выбор.
В основной список попали следующие виды спорта для здоровья:
- Бадминтон, сквош и большой теннис. Все игры «с ракеткой» показаны людям, которые хотят укрепить сердечнососудистую систему. Они на 56% снижают риск смертности, поскольку заставляют работать мышцы, сердце и легкие, укрепляя и тонизируя их.
- Аэробика и бег трусцой. Речь идет о постоянных, но низкоинтенсивных нагрузках. Они идеально подходят для пожилых людей, поскольку не требуют «вливания» сил, но зато снижают смертность от сердечнососудистых заболеваний на 36%.
- Плавание. Многие люди считают его универсальным видом спорта, поскольку здесь задействуются все группы мышцы (отдыхают и расслабляются только суставы). Как результат, регулярное плавание ускоряет восстановление после операций и серьезных травм, позволяет сбросить лишний вес, укрепить сердечную мышцу и снизить риск смерти на 41%.
- Велоспорт. Почти все воспринимают езду на велосипеде как увлекательно-развлекательное мероприятие. А ведь этот спорт полезен для здоровья, поскольку он заставляет работать мышцы рук и плеч, живота, ног и т.д. Во время поездок развивается гибкость суставов, вырабатывается эндорфин, а жизнь продлевается еще на 15%.
Интересно! Если вам не нравится ни один вид спорта, обратите внимание на йогу или танцы. Такие занятия многими воспринимаются как способ развлечься, однако дают необходимую человеку физическую и аэробную нагрузку.
Таким образом, здоровье и спорт – две вещи, которые неразрывно связаны между собой. При этом не обязательно становиться профессионалом или устраивать изматывающие тренировки. Просто заставляйте свое тело двигаться, давайте ему интенсивные физические нагрузки и просто живите активной жизнью.
Для проверки статуса заказа введите его номер:
Источник
Меры по укреплению и сохранению здоровья начинающих спортсменов
ВВЕДЕНИЕ
Современный спорт требует от спортсмена не только больших энергетических затрат, но и крепкого здоровья, высокой адаптации к физическим нагрузкам особенно на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
В связи с этим, в группах начальной подготовки и тренировочного этапа большое внимание стоит уделять комплексу мероприятий, направленных на оздоровление и укрепление здоровья спортсменов. К ним можно отнести следующие мероприятия: строгое соблюдение режима дня, сбалансированное питание, в тренировочном процессе использовать комплексы упражнений: для укрепления мышечного корсета и формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, а также закаливание организма, массаж и самомассаж. Упражнения на каждой тренировке должны быть разнообразными, охватывающими все группы мышц, в конце тренировки проводить специализированные игровые комплексы, подвижные и спортивные игры. Одна тренировка в неделю должна быть восстановительной (спортивные игры, плавание, сауна и массаж). Проводить с родителями и детьми беседы о здоровом образе жизни, а именно из каких критериев он складывается и как исключить вредные привычки. Примерно один раз в месяц проводить спортивно-массовые мероприятия.
В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основная деятельность направлена на участие в соревнованиях и подготовку к ним, что требует больших энергетических и психологических затрат организма. На данных этапах подготовки спортсменов следует уделять особое внимание восстановительным мероприятиям. Потому что на фоне недостаточного восстановления организма после нагрузки возникает синдром переутомления, состояние здоровья у спортсмена ухудшается, падают результаты соревновательной деятельности. Тренеру совместно со спортивным врачом необходимо проводить ряд оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья спортсменов.
Помимо укрепления и сохранения здоровья спортсменов следует работать над гармоничным развитием личности. В этом помогут культурно-массовые мероприятия: совместные выезды на природу, походы в кино и театр, совместный просмотр и анализ художественных, документальных и научно-познавательных фильмов, читать литературные произведения, следить за спортивными достижениями и не только в избранном виде спорта. Доктор биологических наук, профессор Бальсевич В.В. говорит о том, что современный уровень спортивных достижений настолько высок, что решение основной задачи спортивной подготовки требует всё большей специализированной адаптации юного спортсмена и оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его здоровья.
Основная задача тренера – это укрепление здоровья воспитанников, чёткое соблюдение санитарно-гигиенических норм проведения тренировочных занятий, а также поиск эффективных и современных методов обучения и совершенствования необходимых навыков в избранном виде спорта.
1. СИСТЕМА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система восстановительных мероприятий имеет комплексный характер и включает в себя различные средства и методы, учитывая возраст, спортивный стаж, квалификацию и индивидуальные особенности спортсменов.
Педагогические средства восстановления:
— рациональное распределение нагрузок по этапам подготовки;
— рациональное построение тренировочного занятия;
— постепенное возрастание тренировочных нагрузок по объему и интенсивности;
— разнообразие средств и методов тренировки;
— переключение с одного вида спортивной деятельности на другой;
— чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности;
— изменение пауз отдыха, их продолжительности в зависимости от выполняемого упражнения;
— оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на отдельном тренировочном занятии и в отдельном недельном цикле;
— оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на этапах годичного цикла;
— оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок;
— организация активного отдыха;
— мероприятия профилактического и оздоровительного характера совместно со спортивным врачом.
Психологические средства восстановления:
• создание положительного эмоционального фона тренировки;
• переключение внимания, мыслей, отвлекающие мероприятия;
• внушение;
• психорегулирующая тренировка.
Медико-биологические средства восстановления:
Гигиенические средства:
1. Водные процедуры (обтирания, обливания, контрастный душ);
2. Регулярные прогулки на свежем воздухе;
3. Режим дня и рациональное питание;
4. Организация тренировочного процесса в соответствии с санитарными нормами;
5. Своевременное обращение за врачебной помощью при необходимости;
6. Ежегодный углублённый медицинский контроль.
Физиотерапевтические средства восстановления:
— душ: теплый (успокаивающий) при температуре 36 — 38 градусов и продолжительностью 12 — 15 мин., прохладный, контрастный и вибрационный при температуре 23-28 гр. и продолжительностью 2 — 3 мин;
— ванны хвойные, жемчужные, солевые;
— бани и бассейны – 1 — 2 раза в неделю;
— кислородотерапия;
— массаж.
Комплексное использование средств восстановления в полном объеме необходимо на этапе спортивного совершенствования после больших тренировочных нагрузок и в соревновательном периоде. В остальных случаях следует использовать отдельные локальные средства в начале и в процессе тренировочного занятия. По окончании занятий с малыми и средними нагрузками достаточно использовать гигиенические процедуры, самомассаж и упражнения на расслабление.
Использование восстановительных средств является составной частью тренировочного процесса. Особое значение для оптимизации восстановительных процессов в организме спортсменов и эффективном овладении полученными умениями и навыками имеет создание положительного эмоционального фона.
II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Упражнения на ощущение правильной осанки
Упражнение № 1. Принять правильную осанку. Для выполнения данного упражнения потребуется ровная стенка без плинтуса. Исходное положение (И.п.) основная стойка: пятки вместе, носки слегка разведены, спина прямая, плечи не поднимать, расслабить плечевой пояс, руки располагаются вдоль туловища. Подойти вплотную к стенке и принять правильную осанку, при которой касаются стенки: затылок, плечи, верхняя точка ягодичных мышц, верхняя точка икроножных мышц, пятки касаются стенки вплотную. Запомнить это состояние.
Упражнение № 2. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку, и вернуться в И.п.
Упражнение № 3. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Сделать 2 шага вперед, присесть, встать, подойти к стенке и проверить правильность осанки, т.е. принять И.п.
Упражнение № 4. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Сделать: 1-2 шага вперед, несколько упражнений для плечевого пояса (круговые вращения, рывки руками), наклоны пружинно 2 влево и 2 вправо, наклон вниз, принять И.п. и подойти к стенке.
Упражнение № 5. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек, принять И.п. и подойти к стенке.
Упражнение № 1. И.п. – лёжа на спине, руки за головой, ноги вместе согнуты в коленях, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – опустить колени влево, дотронувшись ими до пола, 2 – вернуться в и.п., 3 — не отрывая плеч от пола, опустить колени вправо, дотронувшись ими до пола, 4 — вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 2. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – согнуть ноги в коленях, 2 – выпрямить ноги, 3 — 4 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 3. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – согнуть ноги в коленях, 2 – выпрямить ноги, 3 – развести ноги в стороны, 4 – свести ноги вместе, 5-8 медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 4. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1-4 – медленно поднимать прямые ноги вверх до угла 90о, 5-8 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 5. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – поднять ноги до угла 45о, 2 – развести ноги, 3 — свести ноги 4 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 6. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – поднять ноги до угла 45о, 2 – удержать ноги в таком положении 3-4 секунды, 3 — 4 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 7. И.п. – лёжа на спине, опора руками на предплечьях, ноги согнуты в коленях, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. Выполнять движения, имитирующие езду на велосипеде в течение 1 минуты, затем вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 3-4 раза.
Упражнение № 8. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу: поднять ноги до угла 45о, затем разводить и сводить ноги, имитируя движения ножниц. Выполнять упражнение в течение 1 минуты, затем вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 3-4 раза.
Упражнение № 6. И.п. – стоя на коленях, руки за головой, ноги вместе, спину держать ровно. 1 – выполнять движение тазом влево, садимся на левое бедро, 2 – вернуться в и.п., 3 – выполнять движения тазом вправо, садимся на правое бедро, 4 –вернуться в и.п. При выполнении данного упражнения двигается тазовая часть, преимущественно поясничный отдел позвоночного столба, спину держать ровно, локти строго в стороны. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ОТ ПЛОСКОСТОПИЯ
Продолжительность занятия 10-15 минут.
Ходьба на носках – 30 секунд (с различным положением рук: вверх, вперед, в стороны, за головой), спину держать ровно, ноги в коленях не сгибать, стараться как можно выше подняться на носок.
Ходьба на пятках — 30 секунд (с различным положением рук: вверх, вперед, в стороны, за головой), спину держать ровно, ноги в коленях не сгибать.
Ходьба по специальной ортопедической дорожке – 2-3 минуты.
Упражнения, сидя на стуле: поднимание с пола скомканную бумажку, карандаш с помощью пальцев ног, катать ногами палочку средней толщины (диаметр приблизительно 3-4 см), катание ногами маленького мяча с пупырышками. Каждое упражнение выполнять по 5-6 минут.
Упражнение «художник»: сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым между большим и вторым пальцами ноги. Поменять ноги. Время выполнения упражнения 1-2 минуты.
Упражнение «мельница»: сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях. Время выполнения упражнения 1-2 минуты.
После выполнения комплекса упражнений желательно провести водные процедуры для ног, растереть стопы и промассировать.
IV. ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА
Закаливание – это ряд профилактических мероприятий, задача которых улучшить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам. Оздоровительные процедуры позволяют организму повысить уровень адаптации к различным условиям окружающей среды.
Закаливание в сочетании с физическими упражнениями повышает иммунитет, укрепляет нервную систему, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему организма человека.
Известны следующие виды закаливания:
Аэротерапия – включает воздушные ванны, длительные прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Такие прогулки хорошо влияют на рецепторы слизистой оболочки, насыщение клеток кислородом положительно влияет на обмен веществ. При хорошем обмене веществ ненужные шлаки и токсины быстрее выводятся из организма, а полезные вещества в большей степени и быстрее всасываются в клетки организма.
Гелиотерапия – закаливание солнцем. Ультрафиолетовые лучи, исходящие от солнца положительно влияют на организм человека через рецепторы кожных покровов. Под действием солнечных лучей ферменты кожи вырабатывают витамин D, способствующий формированию и укреплению костно-мышечной системы. Получать ультрафиолетовые лучи можно с 6 до 9 часов утра. После 10 часов утра на солнце находиться опасно, так как можно получить солнечный удар и ожоги кожных покровов. Летом надо носить головной убор белого цвета и светлую лёгкую одежду, стараться находиться в тени.
Существует несколько типов закаливания водой:
Обтирание – можно проводить смоченным в холодной воде махровым полотенцем. Обтирание начинают сверху, после переходят к нижней части, и заканчивают процедуру растиранием сухим полотенцем.
Обливание – следует начинать после того, как организм уже достаточно окреп. Сначала вода должна быть комнатной температуры, затем можно постепенно снижать температуру воды (примерно на 1 градус), организм должен постепенно привыкать. Следует начать с ног, а потом уже всё тело.
Душ – очень полезен контрастный душ и массажный душ.
ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ
Летнее время года самое благоприятное для того, чтобы начать закаливание. Перед тем как закаливаться, необходимо проконсультироваться с врачом, организм должен быть здоров. Соблюдать принцип постепенности временных рамок и температурного режима процедур по закаливанию и регулярное их проведение.
При длительном перерыве потребуется начать с процедур в щадящем режиме. Закаливание обычно приносить бодрость. Если после процедур человек чувствует недомогание, необходимо их прекратить и проконсультироваться с врачом. При закаливании следует учитывать: состояние здоровья, климатические условия, время года и прочие факторы. Важно помнить, что закаливающие процедуры наиболее эффективные в сочетании с физическими упражнениями и соблюдением режима дня, правильным питанием и ведением здорового образа жизни.
ВЫВОДЫ
Для повышения результатов в спорте тренерам при подготовке спортсменов необходимо учитывать следующие факторы:
1. Принимать в секцию детей только при условии допуска врача;
2. Учитывать возрастные, физиологические и психологические характеристики каждого ребёнка при подборе средств воспитания того или иного физического качества, характерного для избранного вида спорта;
3. В первую очередь работать над улучшением и сохранением здоровья спортсменов.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аминов Р.Х. Квалификационный подход на этапе начальной подготовки юных боксеров 11-13 лет: Автореф. канд. дис. — Тюмень: ТюмГУ, 2001.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5, с. 19-22.
3. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. — М.: ФиС, 1987. — 176 с.
4. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи. // Теория и практика физ. культуры, 1995, № 4.
5. Глухенькая Н.М. Организационно-методические условия физкультурных занятий оздоровительной направленности со студентками медицинских вузов (на примере волейбола): Автореф. канд. дис. Тюмень, ТюмГУ, 2001.
6. Добровольский В.К. Профилактика повреждений, патологических состояний и заболеваний при занятиях спортом. — М.: ФиС,1967. — 208 с.
7. Ким В.В. Концепция механизма возникновения спортивной травмы // Теория и практика физ. культуры, 1990, № 10, с.18-27.
8. Ким В.В. Механические нагрузки (ускорения) в спортивных упражнениях: контроль, предупреждение травматизма, повышение толерантности : Автореф. докт. дис. — М.: ГЦОЛИФК, 1991.- 42 с.
9. Ким В.В., Матвеев Ю.И. Вибродозиметрический контроль в физических упражнениях спортсмена: Метод. пос. М., 1990.- 48 с.
10. Миронова З.С., Хейфец Л.З. Профилактика и лечение спортивных травм. — М.: Медицина, 1967. — 157 с.
11. Миронова З.С. с соавт. Перенапряжение опорно-двигательного аппарата у спортсменов. — М.: ФиС, 1982.- 95 с.
12. Моченов В.П. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 2, с. 60-62.
13. Пегов В.А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от «нормального» к здоровому // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 9, с. 49-52.
14. Перевозников А.С. Программно-методическое обеспечение начальной подготовки дзюдоистов 6-10 лет с использованием композиционного планирования : Автореф. канд. дис. — Тюмень: ТюмГУ, 2003.
15. Потемкин Б.А., Ким В.В. Патент N 2009493 «Способ исследования функционального состояния опорно-двигательного аппарата человека» зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 15.03.94 г.
16. Рябенко З.М., Вржесневский В.В., Вржнесневский И.В. О последействии больших нагрузок при тренировке юных пловцов // Нормирование тренировочных нагрузок / Общ. ред. В.П. Филина. — М.: ФиС, 1964, с.195-203.
17. Сергеев А.А. Физиологические механизмы действия ускорений. — Л.: Наука,1967. — 392 с.
18. Симаков В.В. Специализированные нагрузки, морфофункциональные критерии адаптации и средства укрепления костей коленного сустава фехтовальщиков : Канд. дис. М.,1983. — 156 с.
19. Столяров В.И. От гуманистической теории спорта — к теории гуманизации соперничества // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5, с.13-15.
20. Франке К. Спортивная травматология. — М.: Медицина, 1981. — 352 с.
21. Шойлев Д. Спортивная травматология. — София: Медицина и физкултура, 1986. — 192 с.
Источник